Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

ОАЕ на пороге XXI века

Международные отношения

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ АФРИКИ

Антонио Кимуаби Жуниор

 

ОАЕ на пороге XXI века

Специальность 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва- 1999

Диссертационная работа посвящена проблемам изучения деятельности ОАЕ на современном этапе.

Актуальность данного исследования определяется целым рядом факторов. На пороге XXI века человечество вступает в новую фазу развития международных отношений. Она характеризуется расширением и углублением международного экономического, политического и культурного сотрудничества, интенсификацией процессов интернационализации и глобализации. Мировое сообщество стремится к большей интеграции, большей предсказуемости, укреплению механизмов организации и управления развитием. Повсеместно происходит укрепление наднациональных структур, что является необходимым условием успешного продвижения вперед.

В этих условиях как нельзя более актуальным становится изучение опыта и деятельности международных организаций, постепенно становящихся центрами координации усилий по решению глобальных проблем. Ускорение темпов развития несет с собой новые угрозы и вызовы, требующие адекватных действий со стороны международного сообщества. Учитывая, что одним из условий демократизации международных отношений становится принцип субсидиарности. очевидно, что первыми эти вызовы встретят именно региональные организации, в частности ОАЕ. Последняя является на сегодня крупнейшей региональной организацией, объединившей практически все государства Африканского континента.

Созданная на основе принципов африканской солидарности и единства ОАЕ с первых дней своей работы сконцентрировалась на борьбе за полное освобождение государств Африки от колониальной зависимости. Вторым приоритетным направлением деятельности стала борьба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм

1

расовой дискриминации. При этом организация продемонстрировала удивительную твердость и решимость, сумев мобилизовать усилия всех государств континента и привлечь внимание мировой общественности к данным проблемам, что, в конечном итоге, обеспечило успех ее замыслов. Сочетание методов вооруженной борьбы и дипломатических акций привело к полному краху колониализма и апартеида на континенте в начале 90-х гг.

Много внимания уделяется организацией урегулированию кризисных ситуаций в Африке, которые препятствуют достижению странами региона устойчивого развития и нормальных темпов экономического роста. Разработка механизмов предотвращения и разрешения вооруженных конфликтов выходит сегодня на первый план в деятельности организации. Главная трудность здесь заключается в институционали-зации уже имеющихся органов ad hoc, а также в разработке эффективных процедур принятия и реализации решений, в правовом закреплении политической воли глав государств и правительств на вмешательство для целей урегулирования. Уделяется внимание и процессам формирования межафриканских сил по поддержанию мира, которые пока активнее проходят на субрегиональном, чем на региональном уровне.

Похожая ситуация наблюдается и в области экономического сотрудничества африканских государств, которое на протяжении многих лет строилось на принципах субрегиональной интеграции. На сегодняшний день можно говорить о начале выполнения долгосрочной программы по образованию Африканского экономического сообщества, которая должна привести к полной экономической и политической интеграции в соответствии с моделью, напоминающей развитие институтов Европейского Союза. При этом организация не только занималась и занимается задачами экономического объединения, но и пытается ре-

2

шать социально-экономические проблемы стран континента, широко привлекая к этому влиятельные органы мирового сообщества, вырабатывая планы и стратегию развития.

В этой связи нельзя не отметить и ту исключительно важнмо роль, которую играют отношения ОАЕ и ООН. Организация Объединенных Наций является тем необходимым элементом структуры взаимоотношений Африки с остальным миром, который обеспечивает полноправное участие государств континента в решении глобальных проблем. Связующим звеном между двумя организациями стала африканская группа в ООН, которая стремится к выработке единой позиции при обсуждении различных вопросов, затрагивающих судьбы Африки. Взаимодействие ОАЕ и ООН наблюдается и в области урегулирования конфликтных ситуаций в регионе: это и проведение миротворческих операций, и совместные посреднические усилия двух организаций, и осуществление различных гуманитарных акций, и решение проблемы беженцев, и защита прав человека. Именно поэтому Африка столь заинтересована в действенной реформе ООН, которая позволила бы расширить африканское представительство в принятии решений, высвободить средства для целей развития и усовершенствовать структуру организации.

Настоящая работа ставит целью изучение истории создания ОАЕ, основных аспектов ее деятельности по ликвидации очагов колониализма и расизма на Африканском континенте, усилий этой региональной организации по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций и решению проблем социально-экономического развития. В задачи диссертанта входит также оценка хода и результатов сотрудничества ОАЕ и ООН. Исходя из указанных целей, автор ставил перед собой следующие задачи:

3

• дать краткую характеристик) процесса создания ОАЕ и ее основных органов;

• проанализировать результаты деятельности ОАЕ в области борьбы с колониализмом и расовой дискриминацией на континенте:

• рассмотреть основные подходы ОАЕ к предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов:

• оценить эффективность существующих и планируемых к созданию механизмов экономической интеграции в Африке;

• рассмотреть различные аспекты сотрудничества ОАЕ с ООН; /

• дать прогноз и предложить некоторые рекомендации по совершенствованию работы организации в XXI веке.

Научная значимость данной работы определяется, прежде всего, важностью теоретического анализа различных аспектов функционирования ОАЕ в силу той исключительной роли, которую играет организация для всех государств Африки. Необходимы также изучение существующих механизмов обеспечения сотрудничества в различных областях и разработка методов повышения эффективности деятельности ОАЕ. а также оценка способности организации достойно встретить вызовы грядущего столетия. Помимо политического, в работе рассматриваются социально-экономический и культурный аспекты названных проблем, что позволяет говорить о применении комплексного подхода к анализу работы ОАЕ.

Предмет исследования - различные аспекты деятельности ОАЕ: формы и методы координации усилий африканских государств по реализации закрепленных в Уставе ОАЕ целей и принципов.

Хронологические рамки исследования охватывают весь период деятельности Организации Африканского Единства с момента создания и до настоящего времени. Необходимо отметить, что работа организа-

ции в начальный период достаточно полно освещена в российской и зарубежной научной литературе, в особенности в части, касающейся регулирования процессов экономической интеграции и руководства борьбой против колониализма и расизма на континенте. Однако в силу кардинальных изменений, произошедших в международных отношениях, многие выводы исследователей требуют переоценки. Кроме того, автор исходил из необходимости проанализировать новые элементы в деятельности ОАЕ, оценить их значимость и эффективность.

Научная новизна диссертации обусловлена тем. что автор, опираясь на исследовательские традиции, впервые на базе богатого фактического материала анализирует современные механизмы урегулирования конфликтов в Африке и роль ОАЕ в этом процессе; рассматривает взаимосвязь между концепциями экономического развития стран Африки и их практическим воплощением; использует сравнительный анализ различных моделей взаимоотношений ОАЕ с государствами-членами и международными организациями; характеризует степень устойчивости и жизнеспособности организации на современном этапе.

Практическая ценность данной работы состоит в привлечении широкого круга источников и литературы, в том числе не использовавшихся ранее, для рассмотрения практических аспектов функционирования крупнейшей региональной организации. Предложенные автором идеи и рекомендации могут найти широкое применение в дипломатической работе российских внешнеполитических ведомств по осуществлению различных вариантов сотрудничества с государствами Африки, в том числе в области экономики, военного строительства и урегулирования кризисных ситуаций. Отдельные заключения автора могут оказаться полезны при прогнозировании возможных реакций организации на различные международные события, позволив своевременно вносить

5

коррективы в стратегию и тактику взаимодействия, в зависимости от изменений обстановки. Сформулированные положения и выводы могут быть также использованы для разработки учебных курсов и проведения семинаров по политической истории Африки.

Методологическую основу исследования составляет структурно-функциональный подход к анализу деятельности Организации Африканского Единства. Это позволяет рассмотреть основные механизмы, используемые этой организацией, выделить несколько приоритетных направлений ее работы в настоящий момент, оценить предназначение, достоинства и недостатки существующих структур и обозначить пути повышения их эффективности. В работе автор опирался на следующие конкретные методики: типологический и классификационный анализ, сравнительные исследования, структурно-функциональный и институциональный анализ, моделирование возможных ситуаций.

При работе над диссертацией были использованы следующие источники и литература. В первую группу источников входят официальные документы международных организаций и государственных учреждений отдельных стран. Сюда относятся резолюции главных органов ОАЕ. регулярные доклады и заявления Генерального секретаря ООН. итоговые документы представительных международных форумов. При анализе миротворческой деятельности международных организаций особую роль сыграли документы Государственного департамента США и Министерства иностранных дел Канады.

Вторая группа источников представлена статистическими и справочными изданиями, позволившими оценить реальные социально-экономические возможности африканских стран, их уровень развития.

В третью группу источников входят сообщения африканских средств массовой информации, представленных, в частности, такими

6

авторитетными изданиями, как танзанийская газета "Ухуру". ангольская "Жорнал де Ангола" и издаваемая в Йоханнесбурге "Мейл энд Гарди-ан".

Четвертая группа включает сообщения российских и зарубежных информационных агентств, в том числе полученные по каналам .международной сети Интернет. Особую роль при работе над диссертацией сыграли материалы Панафриканского агентства новостей (ПАНА), отличающиеся актуальностью и достоверностью информации, исходящей непосредственно из африканских источников.

Данное исследование носит междисциплинарный характер и поэтому основывается на положениях и выводах, полученных в рамках изучения всеобщей истории и истории международных отношений, теории международных отношений, экономики и политологии. Библиография проблемы представлена работами российских и зарубежных авторов, в частности:

1) в области теории и методологии науки, традиции структурно-функционального и социологического анализа - М. Вебера. Т. Пар-сонса:

2) в области истории международных отношений и Африки - А Адедеджи. Ю.И. Алимова. Е. Анинга. Ж.-П. Байара. С. Байнхама. A.M. Васильева. Л.В. Виноградовой. Л.В. Гевелинга. АН. А. Громыко. Р.Н. Исмагиловой. Б.М. Колкера, Р. Лемаршана. Дж. Налди. Л. Натана. А.И. Неклессы. З.И. Токаревой. Я.Я. Этингера и др.

3) в области экономики и валютно-кредитных отношений - В.Б. Буглая. Ж. Дориа, В.И. Киселевой. З.И. Кузиной. Ю.М. Осипова. Г.Е. Рощина. В.Г. Солодовникова и др.

4) в области теории международных отношений и дипломатии -В.Л. Исраэляна. У. Зартмана. Г.В. Фокеева и др.

7

5) мемуарами и работами крупнейших африканских политических деятелей - Б.Б. Гали, У. Дюбуа. Э. Мондлане, К. Нкрумы.

Необходимо выделить несколько книг отечественных авторов, посвященных изучению истории создания ОАЕ и ее деятельности по деколонизации континента1, в частности работы Ю.И. Алимова, З.И. Токаревой. Я.Я. Этингера. Следует отметить также исследования российских ученых в области анализа экономического развития и интеграции государств Африки2: В.И. Киселевой, З.И. Кузиной, Ю.М. Осипова, Г.Е. Рощина, В.Г. Солодовникова. При работе над темой автором использованы фундаментальные исследования в области истории международных отношений стран Африки: труды A.M. Васильева, Л.В. Геве-линга, АН. А. Громыко. Р.Н. Исмагиловой, Б.М. Колкера, А.И. Неклес-сы, Г.В. Фокесва и др. Среди работ зарубежных авторов следует особо отметить посвященные комплексной оценке работы ОАЕ, где изложены результаты анализа деятельности основных органов ОАЕ3.

Из работ, касающихся истории создания ОАЕ и начачьного этапа ее деятельности, можно выделить исследования Ю.И. Алимова и Я.Я. Этингера, в которых отмечается прогрессивный характер общеконтинентальной организации, главной целью которой стала борьба с колониализмом и расизмом в Африке. Автор разделяет мнение данных исследователей о том. что компромиссный характер уставных документов ОАЕ во многом затруднил движение к континентальному единству.

Алимок Ю.П. Организация Африканского Единства. М.. 1969: Этингер Я.Я. Африканская солидарность и происки неоколониализма. М., 1967. 2 Киселева В. П. Африка. Интеграция и проблемы внешнеэкономической деятельности. М.. 1972; Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика. М., 1989.

1 The OAU after 20 years. NY, 1984; Naldi G.J. The Organization of African Unity: An Analysis of Its Role. L.-NY. 1989.

8

При анализе межафриканских экономических отношений большую роль сыграло коллективное исследование "Современная Африка: итоги и перспективы развития. Экономика", подготовленное Институтом Африки РАН, а также монография Ж. Дориа "Экономический суверенитет Анголы. Международно-правовые проблемы", в которых указывается на необходимость повышения доли межафриканской торговли в общем объеме внешней торговли государств континента. Диссертант поддерживает изложенный в работах тезис о том, что укрепление африканских экономических связей, создание эффективных институтов экономического сотрудничества, действенная координация интеграционных процессов способны привести к большей независимости Африки в международных экономических отношениях и позволить решить многие острые социально-экономические проблемы континента.

Автор также разделяет теоретические разработки, содержащиеся в монографии Д.В. Поликанова "Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию" в той части, которая касается необходимости усиления механизмов обеспечения безопасности и стабильности на Африканском континенте, в том числе посредством создания межафриканских сил по поддержанию мира.

Апробация основных положений диссертаций осуществлена в ряде публикаций автора, список которых приведен в конце данного автореферата.

Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена истории и принципам создания Организации Африканского Единства. Дается оценка деятельности панафрикан-ского движения, послужившего основой для образования подобного наднационального органа. Отмечается компромиссный характер данного объединения, а также анализируются достоинства и недостатки его

9

структуры. Отдельно исследуются два приоритетных направления деятельности ОАЕ: борьба с колониализмом и расизмом; анализируются методы ликвидации режима апартеида на Юге Африки.

Во второй главе рассматриваются вопросы предотвращения, урегулирования и разрешения вооруженных конфликтов. Исследуются общие механизмы урегулирования, их сильные и слабые стороны, попытки создания новых институтов, в том числе проблемы формирования африканских миротворческих сил. Особый интерес представ.ляет и другое главное направление деятельности ОАЕ на современном этапе: содействие экономической интеграции и решение вопросов социально-экономического развития стран континента. В этой связи анализируются стратегии развития, предлагавшиеся ОАЕ, и действия организации по образованию Африканского экономического сообщества.

В третьей главе дается характеристика сотрудничества ОАЕ и ООН. Речь идет о различных аспектах функционирования африканской группы в ООН. предпринимаемых ею мерах по координации усилий стран Африки при решении глобальных проблем и проблем континента. Рассматриваются подходы ООН к предотвращению и урегулированию африканских конфликтов, связи ООН и ОАЕ в области укрепления мира и международной безопасности. В заключение освещается позиция государств Африки в отношении реформы ООН. исследуется их видение данной проблемы.

В работе рассмотрены история создания ОАЕ и основные этапы ее деятельности по освобождению континента от колониализма и расизма: аспекты современного сотрудничества африканских государств в области урегулирования конфликтов и экономического развития; механизмы взаимодействия ООН и ОАЕ. направления работы ООН в Африке.

К)

Говоря об истории создания ОАЕ, автор анализирует идеологическую основу этого процесса, выражавшегося в формировании и развитии идей панафриканизма, послужившего цементирующим фактором межафриканских отношений. По мере продвижения к независимости в рамках панафриканского движения выделились несколько групп, предлагавших свои модели будущего развития континента: а) модель сильных наднациональных органов с постепенным переходом к федеративному государству; б) модель "Африки отечеств", подразумевавшая большую самостоятельность новых независимых государств и их экономическое сотрудничество; в) функциональная модель сотрудничества, включающая тесное взаимодействие при отсутствии развитых наднациональных структур с широкими полномочиями. Автор отмечает, что по мере роста националистических тенденций, государства Африки все больше склонялись ко второй или третьей модели. В целом эти процессы привели к фактическому расколу африканского единства и образованию двух группировок: Касабланкской и Африкано-Мальгашского союза.

В то же время, автор указывает на ряд факторов политического, экономического и культурного характера, вынуждавших эти группы на нахождение компромиссного решения. Это необходимость отстаивать политическую независимость и упрочить влияние Африки на международной арене, наличие общих экономических задач, проблема поддержания стабильности и безопасности в регионе, следование в русле общих тенденций глобализации и интернационализации международной жизни. Результатом такого компромисса стала Организация африканского единства, цели и принципы функционирования которой подробно изложены автором. Также отмечается сходство структуры органов ООН и ОАЕ. однако автор подчеркивает важность создания в современных

11

условиях органа оперативного принятия решений, наделенного соответствующими полномочиями, наподобие Совета Безопасности ООН. Затрудняет работу ОАЕ наличие финансовых трудностей, которые во многом связаны не столько с бедственным экономическим положением африканских государств, сколько с их недисциплинированностью и отсутствием рычагов воздействия. Опыт показывает, что как только эти рычаги найдены, финансовая ситуация частично нормализуется.

Рассуждая о деятельности ОАЕ по ликвидации очагов колониализма и расизма на континенте, автор отмечает важную роль, которую играла эта борьба в деле объединения народов Африки. Более того, уже после краха режима апартеида в ЮАР некоторые исследователи заговорили о возможном роспуске ОАЕ, выполнившей, по их мнению, свою главную задачу. Однако автор отмечает, что ОАЕ - это, прежде всего, многофункциональная организация, которая не ограничивала свою работу борьбой за освобождение континента, хотя это направление и являлось для нее долгое время приоритетным. ОАЕ гибко сочетала военные и дипломатические способы борьбы, оказывая всестороннее давление на оплоты колониализма и расизма, сосредоточившиеся, главным образом, на юге Африки. Особое место занимала деятельность Комитета освобождения, осуществлявшего материальную и политическую поддержку национально-освободительных движений в Африке. Автор подчеркивает большое значение, которое имели усилия ОАЕ по мобилизации мирового общественного мнения на осуждение расистского режима ЮАР и обеспечение его международной изоляции.

Одним из важнейших направлений деятельности ОАЕ является содействие в урегулировании африканских конфликтов. По мнению автора, организация смогла успешно справиться с разрешением споров, возникавших между африканскими государствами, но пока не нашла

12

рычагов воздействия на внутренние конфликты. Зафиксированные в уставных документах ОАЕ принципы позволили ей стать фактическим гарантом границ и стабильности на континенте, хотя и в условиях отсутствия действующих на постоянной основе органов урегулирования. Автор приветствует последние инициативы ОАЕ, направленные на ин-ституционализацию органов ad hoc. а также укрепление возможностей раннего предупреждения конфликтов. Отмечая комплексный подход организации к проблемам безопасности, автор рассматривает современную тенденцию на расширение полномочий субрегиональных организаций, активно сотрудничающих с ОАЕ в области урегулирования конфликтов. Однако, по мнению автора, этот процесс нуждается в жестком контроле и четком распределении функций, тем более, что опыт некоторых субрегиональных объединений по-своему уникален. Говоря о проблемах создания межафриканских миротворческих сил, автор отмечает приоритетное значение трудностей финансового и материального характера, с которыми сталкивается организация при формировании, оснащении и обучении таких сил.

При анализе аспектов экономического сотрудничества стран Африки автор отмечает, что взятый ОАЕ курс на регионализацию. несмотря на первоначальные опасения, принес свои плоды. Формирование сильных интеграционных группировок в субрегионах сделало их локомотивами общеафриканской интеграции, нашедшей свое выражение в планах создания Африканского экономического сообщества (АЭС). В целом же стратегия ОАЕ, выработанная при взаимодействии с Экономической комиссией ООН по Африке, была направлена на обеспечение большей экономической самостоятельности государств региона, создание равноправных условий для всех участников международной торговли. Помимо этого, важным моментом являлась мобилизация усилий

13

международного сообщества по оказанию финансовой помощи африканским странам, которая позволила бы им достичь устойчивого развития и решить за счет экономического роста целый ряд социальных проблем. Автор отмечает именно социальную направленность основных программ экономического развития, разрабатывавшихся ООН и ОАЕ для Африки.

Если до начала 90-х гг. отмечается некоторая несогласованность действий ООН, ОАЕ и Бреттон-Вудских институтов, то в последние годы ситуация в этой области начинает меняться, что подтверждает проведенный автором анализ современных программ экономического развития. В целом основой этих программ стал принцип коллективной ответственности и многосторонних обязательств по их выполнению. Предоставление помощи обуславливается наличием определенных достижений в области экономического развития и степенью выполнения обязательств, взятых на себя африканскими странами. Автор подчеркивает и важность процесса создания АЭС, который должен в случае успешного завершения привести также к более тесной политической интеграции государств Африки.

Африканская группа в ООН играет ключевую роль в принятии решений, определяющих судьбу Африканского континента. Именно поэтому столь важна координация позиций африканских стран в рамках этой влиятельной международной организации. Автор анализирует историю создания и принципы функционирования африканской группы в ООН. ее основные достижения, в числе которых - привлечение внимания международного сообщества к проблемам континента и обеспечение представительства Африки в различных органах системы ООН. Однако работа африканской группы не ограничивается лишь собственно

14

африканскими проблемами, но и включает формирование общей позиции по основным международным проблемам.

Автор исследует также аспекты деятельности ООН по поддержанию мира и безопасности на Африканском континенте. При этом отмечаются такие новые ее направления, как превентивное размещение войск, введение санкций против одной из противоборствующих сторон в конфликте, расширение круга задач операций по поддержанию мира, использование новой концепции принуждения к миру. В то же время автор отмечает необходимость обязательной санкции со стороны ООН на осуществление различного рода принудительных действий, хотя в целом приветствуется и использование принципа субсидиарное(tm), подразумевающего самостоятельное решение африканцами своих проблем.

Повышение эффективности деятельности ООН могло бы произойти в рамках проводимой реформы организации. Автор выделяет ряд требований к структуре и механизмам принятия решений, которые выдвигают африканские государства. В первую очередь, это уменьшение бюрократизации и расходов ООН, высвобожденные средства от которого могли бы пойти на содействие развитию Африканского континента. Африка заинтересована и в постоянном членстве в Совете Безопасности, которое могло бы осуществляться африканскими государствами на ротационной основе. Автор отмечает архаичность права вето у постоянных членов Совета Безопасности ООН, что. в конечном итоге, препятствует нормальному функционированию этого органа, не соответствует общему курсу на демократизацию международных отношений. По мнению автора, нет необходимости и в создании параллельных ООН структур международного принятия решений, т.к. это приведет лишь к разбалансированности системы международных отношений и

15

может нарушить принцип равного и пропорционального участия государств в решении судеб планеты.

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные положения и выводы диссертации:

1. Созданная молодыми независимыми государствами Африки организация явилась результатом компромисса между различными течениями политической мысли и разнообразными концепциями развития. Основополагающим принципом ее деятельности стала идея панаф-риканизма, что сделало организацию фактическим символом африканского единства и локомотивом интеграционных процессов на континенте. Безусловно, на этом сложном пути ОАЕ пришлось столкнуться с множеством трудностей как организационного, так и политического характера. Организации не всегда удавалось аккумулировать политическую волю африканских государств для решения проблем развития и преодоления кризисных ситуаций. Тем не менее, следует особо отметить тот вклад, который внесла ОАЕ в дело координации усилий стран континента в отстаивании интересов Африки на международной арене.

2. Безусловным достижением ОАЕ является окончательная ликвидация всех форм колониализма и расизма на Африканском континенте. Меры, предпринятые ею по деколонизации Африки и борьбе с режимом апартеида в ЮАР. возымели свое действие. ОАЕ сумела не только организовать на эту борьбу африканские страны, обеспечив нужную финансовую и дипломатическую поддержку, но и мобилизовала мировое общественное мнение, привлекла его внимание к актуальным проблемам континента. Используя гибкое сочетание военных и мирных средств давления на колониальные и расистские режимы. ОАЕ. в конечном итоге, достигла поставленных целей и продемонстрировала эффективную тактику борьбы за национальное освобождение. Несбхо-

16

димо также обратить внимание на тот факт, что действия организации не привели к своей противоположности, т.е. "черному расизму", а позволили добиться подлинного равноправия народов и сбалансировать отношения с бывшими метрополиями.

3. Подобный взвешенный подход характерен и для экономической области, где ОАЕ сыграла важную роль в продвижении интеграции и выборе оптимальной стратегии развития. Здесь необходимо отметить широкое сотрудничество организации с другими международными органами в решении социально-экономических проблем континента. Стратегия коллективного самообеспечения, провозглашенная организацией, не подразумевает изоляции континента от всего остального мира. Африка должна лишь обрести возможность более полного использования своих природных и трудовых ресурсов, добиться большей самостоятельности, чтобы затем на равноправной основе интегрироваться в общемировые хозяйственные процессы.

4. Достойным завершением этого направления деятельности станет создание Африканского экономического сообщества, которое фактически заложит основы и для политического объединения стран континента. Создание единого внутреннего рынка, слияние региональных экономических группировок, образование в будущем парламента АЭС и единой валюты - все это свидетельствует о решимости организации достойно встретить вызовы грядущего столетия и обеспечить устойчивое развитие стран континента. Избранный когда-то путь на ре-гионализацию интеграции ныне принес свои плоды и способен заложить условия для общеафриканского единства в различных сферах.

5. В сфере предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций организация пока не сумела добиться серьезных успехов. ОАЕ по-прежнему выступает гарантом стабильности и целостности африкан-

17

ских государств, умело справляется с межгосударственными конфликтами. Однако способы разрешения внутренних конфликтов, число которых с каждым годом возрастает, пока организацией не найдены. Безусловное одобрение вызывают попытки ОАЕ институционализировать свою деятельность в этой сфере и создать эффективные механизмы миротворчества. Первым серьезным шагом в этом направлении можно считать образование в 1993 г. органа по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов. Следует отметить и меры, предпринимаемые для формирования межафриканских сил по поддержанию мира.

6. Все эти свидетельства растущей самостоятельности ОАЕ и совершенствования ее структуры не означают, что организация стремится к действиям в отрыве от усилий международного сообщества. Напротив, постоянно крепнут связи ОАЕ и ООН, в рамках которой функционирует африканская группа, занимающаяся выработкой общей платформы при принятии решений этим влиятельным международным форумом. Африканские проблемы получают новое звучание в деятельности ООН, им в последние годы уделяется приоритетное внимание.

7. Однако африканские государства заинтересованы в повышении эффективности деятельности Организации Объединенных Наций и поэтому являются сторонниками реформирования ООН. Реформа позволила бы им упрочить свой вес в ООН, получить дополнительные средства для развития, создать структуру, наиболее полно отвечающую процессам демократизации международных отношений.

8. Итак, -за годы своей деятельности ОАЕ добилась серьезных результатов в различных областях. Безусловно, организация не во всем сумела оправдать надежды, возлагавшиеся на нее в 60-е гг. молодыми африканскими государствами. Гораздо более трудным, чем предполагалось идеологами панафриканизма, оказался путь к континентальному

18

единству, необходимость которого осознается африканскими государствами и в новых условиях, по прошествии более 30 лет. Сачьно укрепился бюрократический механизм ОАЕ, во многом затрудняющий эффективную работу организации. Это дает повод для определенного скептицизма: организация является своего рода функциональным декларативным ядром, генерирующим концептуальные идеи, согласовывающим принципиально важные документы, которые затем не вступают в силу и не проводятся в жизнь. Однако следует отметить, что ОАЕ не обладает полномочиями для принуждения к претворению в жизнь своих решений. Поэтому стагнация организации в некоторых областях является во многом результатом паралича политической воли руководителей африканских государств-членов ОАЕ и недостатков юридической базы, которые должны быть устранены с созданием Африканского Союза.

ОАЕ трудно упрекнуть в бездеятельности, учитывая предпринимаемые ею усилия по координации межафриканского сотрудничества. Надежды африканских государств в отношении ОАЕ связываются именно с ее широкими возможностями по выработке и согласованию стратегических направлений развития континента. В вопросах же реализации стратегии многое зависит от самих африканских стран, от их возможностей, заинтересованности и стремления к выполнению руководящих установок организации. Свидетельство возможностей ОАЕ по мобилизации политической воли в случае заинтересованности всех африканских государств - это завершение процесса деколонизации и ликвидации апартеида на континенте, а также успешное поддержание статус-кво в отношении границ, приверженность которому была вновь подтверждена на последней встрече глав государств и правительств в июле 1999 г. в Алжире.

19

Все это дает нам право говорить о том, что в XXI веке эта организация способна достойно ответить на вызовы времени, укрепить дух африканского единства, провести в жизнь планы интеграции, которые помогут Африке в следующем столетии занять место полноправного члена в новом многополюсном миропорядке, успешно вписаться в процессы глобализации и достичь устойчивого социально-экономического развития в обстановке мира и стабильности.

20

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Д.В. Пеликанов, Антонио Кимуаби Жуниор. Африканская группа в ООН. - В книге: Д.В. Пеликанов. Конфликты в Африке и деятельность международных организаций по их урегулированию. М, ИА РАН. 1998, 192с.

Д.В. Пеликанов, Антонио Кимуаби Жуниор. Деятельность ООН по мирному урегулированию в Анголе (в рукописи для публикации в журнале "Восток", № 6, 1999 г.), 16 с.

Д.В. Пеликанов, Антонио Кимуаби Жуниор. ООН и африканские конфликты (в рукописи для публикации в "Научных записках ИА РАН" на 1999г.), 15с.

 


Описание предмета: «Международные отношения»

Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать, что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией, это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.

Литература

  1. Шейла Острандер, Линн Шредер, Нэнси Острандер. Суперобучение 2000. Новейшие способы ускоренного обучения, которые принесут вам успех в XXI веке. – М.: Попурри, 2002. – 528 с.
  2. Александр Потемкин. Элитная экономика. – М.: ИД "ПоРог", 2004. – 480 с.
  3. Николай Шмелев. Николай Шмелев. Собрание сочинений. Том 4. Авансы и долги, или Возвращение к здравому смыслу. – М.: Летний сад, 2007. – 624 с.
  4. Скотт Адамс. Будущее по Дилберту. Процветание глупости в XXI веке. – М.: Попурри, 2002. – 256 с.
  5. Инна Пруссакова. Лев Толстой на пороге XXI столетия. – М.: Фирма Коста, 2004. – 264 с.
  6. История продолжается. Изучение XVIII века на пороге XXI века. – М.: Университетская книга, 2001. – 472 с.
  7. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. – 280 с.
  8. На пороге XXI века. – М.: ЛЕНИЗДАТ, 1986. – 240 с.
  9. На пороге XXI века: Интервью с ленинградскими академиками. – СпБ.: Лениздат, 1986. – 238 с.
  10. А.М. Орехов. Социальная философия. Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. – М.: Либроком, 2011. – 272 с.
  11. Национальные библиотеки на пороге ХХI века. – М.: Российская национальная библиотека, 2000. – 76 с.
  12. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. – 280 с.
  13. Р.Ш. Ганелин. Тартуское студенчество на пороге ХХ века. – М.: Дмитрий Буланин, 2002. – 80 с.
  14. Валентина Ивашева. Новые черты реализма на Западе. – М.: Советский писатель. Москва, 1986. – 288 с.
  15. А.Е. Молотков. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – М.: Русский Остров, 2008. – 400 с.
  16. Мария Сидорова. Водные ресурсы Восточно-Европейской равнины в XXI веке. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 148 с.
  17. А.М. Орехов. Социальная философия. Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. – М.: Либроком, 2018. – 272 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Методы и методология планирования и прогнозирования
Менеджмент
Курсовая работа
24 стр.
Прогнозирование и планирование
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
29 стр.
Экономические законы и методы планирования
Менеджмент
Курсовая работа
21 стр.
Сущность исламской модели развития в теории ипрактике мусульманских государств на примере Ирана
Политико-правовые учения
Реферат
11 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Марина
Марина, большое спасибо, диплом после вашего сопровождения защитила на \"отлично\". Без Вас ничего бы не получилось. Еще раз спасибо!