Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Экономическая стабилизация: роль и содержание экологических факторовЭкологический менеджмент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы.
На рубеже XX-XXI веков экономисты стали уделять значительно больше внимания исследованию эколого-экономических проблем, опираясь на междисциплинарный подход. Если раньше исследования ограничивались только тем, что политэкономия должна изучать производственные отношения по поводу использования объектов природы, их охраны и воспроизводства, то сегодня вопрос ставится значительно шире. На самых высоких уровнях высказываются мнения о том, что решение проблем экологического блока должно и предопределять, и быть одновременно результирующим итогом экономических, социальных и политических преобразований п современном обществе.
В условиях, когда вопросы эколого-экономической безопасности становятся приоритетными, возникает настоятельная необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов' и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации.
Для экономической науки рассмотрение экономической деятельности в зависимости от экологической составляющей - относительно новое явление. Более того, текущий момент определяет превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.
Недостаточная разработанность экономической теорией теоретико-методологических вопросов коэволюции общества и природы, острая потребность формирования новых условий, адекватных процессу социально-ориентированных рыночных преобразований, требующих иного типа их взаимодействия, подтолкнула к исследованию проблем и неотложных задач эколого-экономической стабилизации и определила тему данного исследования.
Разработанность темы.
Естественнонаучные и философские вопросы взаимосвязи общества и природы разрабатывались в трудах В.А. Анучина, В.И. Вернадского, И.Д. Лаптева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, АЛ. Яншина и других.
С 70-х годов отечественные ученые-экономисты приступили к разработке широкого спектра вопросов рационального природопользования, включая общие проблемы экономики и экологии, проведение различных экономических способов оценки ресурсопотребления, критику буржуазных теорий экологического кризиса.
Политико-экономическим проблемам воспроизводства природных ресурсов теории эколого-экономического равновесия, совершенствованию
эколого-экономичсских отношений, созданию системы экологической безопасности посвящены исследования В.Р.Веснина, В.Н Воловича, Н.Ф.Газизуллина, Т.Н.Губайдуллиной, В.А. Медведева, П.Г. Олдака, Н.В.Пахомовой, И.К. Смирнова, С.М.Сухоруковой, В.Ф. Щербины и других.
Взаимосвязь социального и экологического аспектов воспроизводства человеческого фактора рассматривается в работах В.И. Данилова-Данильяна, Р.Л. Нугаева, В.Т.Пуляева, Р.Л. Раяцкаса и других.
Конкретно-экономические аспекты природопользования исследуются в работах Т.Н.Волкова, А.Л. Голуба, К.Г. Гофмана, М.Я. Лемешева, М.Н. Лойтера, IO.IO. Тупыцы, Н. Г. Фейтельман, Т.С. Хачатурова, Х.Дэйли, Д. Пирса, Д. Галтунга, Р. Репетто и других.
Отмечая глубокую проработанность комплекса вопросов развития эколого-экономической системы, следует подчеркнуть, что политико-экономический анализ этих проблем с учетом специфики переходного периода остро востребован. Как в теоретическом, так и в практическом плане он нуждается в дополнительных всесторонних исследованиях. На сегодняшний день недостаточно разработаны и мало исследованы основы экологического регулирования экономических процессов, экономический механизм разрешения проблем экологической и социальной безопасности. Практически нет работ, раскрывающих сущностные основы процесса эколого-экономической стабилизации для решительного поворота к стратегии устойчивого развития.
Время уплотнилось. В первую очередь теория эколого-экоиомического равновесия и устойчивого развития призвана выработать принципы решения практических задач, быть ориентиром для преодоления конкретных проблем, дать знание об эколого-экономической действительности, чтобы на их основе строить стабильные отношения. Цели и задачи работы.
Целью диссертации является теоретическое исследование экологических проблем экономической стабилизации в период перехода к устойчивому развитию, определение принципов, форм, методов и практических способов экологизации общественного производства, обоснование их применения для формирования политики эколого-экономической стабилизации энергетического комплекса Республики Татарстан. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
• выявление эколого-экономических факторов перехода к устойчивому развитию,
• анализ основных эколого-экономических противоречий и определение приоритетных их разрешения,
• исследование экономического механизма повышения социально-экологической эффективности экономической стабилизации,
• раскрытие содержания и определение места энергетики в системе индикаторов эколого-экономической стабилизации,
• определение основных положений экологической политики экономической стабилизации (на примере энергетического комплекса РТ),
• использование методов математического моделирования в экологическом
регулировании устойчивого развития энергетики.
Объектом исследования выступает процесс экологической детерминации экономической стабилизации, особенности функционирования эколого-экономического пространства, в частности, пространство функционирования и перспективного развития энергетического комплекса РТ в период перехода к устойчивому развитию, а также энергетика в системе индикаторов эколого-экономической стабилизации.
Предметом исследований являются эколого-экономические отношения и проблемы в переходный период . к устойчивому развитию, социально-экологическая эффективность экономической стабилизации, тактика экологического регулирования процессов переходной экономики, а также формирование основных положений экологической политики экономической стабилизации энергетического комплекса Республики Татарстан. Методологической и теоретической основой данного исследования являются концепция коэволюционного развития общества и природы, теория эколого-экономического равновесия и интегральный подход к эколого-экоиомическим отношениям переходного периода. Предложенная концепция решения основных . эколого-экономических проблем базируется па положениях стратегии устойчивого развития, а так же использовании реальных возможностей экологического регулирования. Основой проведенных исследований послужили труды классиков философии и политэкономии, современных зарубежных и отечественных экономистов, экологов, философов, социологов, правоведов.
В качестве информационной базы использованы статистические материалы и сборники Госкомстата РТ и РФ, статсборнкки и первичные материалы предприятий РТ, материалы государственных докладов, статсборники по охране окружающей среды, данные, содержащиеся в журналах и монографиях. В ходе исследований использованы законодательные акты. Основными методами стали абстрактно-логические, статистические, методы анализа и синтеза. Научная новизна диссертационных исследований СОСТОИТЕ следующем:
1. изучены эколого-экономические факторы перехода к устойчивому развитию в условиях кризисной экономики и обосновано положение, что устойчивое развитие без осознания механизма экологической детерминированности происходящих преобразований невозможно,
2. рассмотрены проблемы собственности на природные ресурсы в период перехода к устойчивому развитию через понятие "эколого-экономическое
пространство" и предложена триединая формула разрешения возникающих противоречий - инновации, инвестиции и интеграция,
3. определена глубинная структура сосуществования и коэволюционного развития экологической, экономической и социальной составляющих в процессе перехода к устойчивому развитию,
4. выделена значимость биологического "капитала" для обеспечения долгосрочного устойчивого развития,
5. предложены структура и формы государственного эколого-экономического регулирования на основе углубленного анализа содержания социально-экономических процессов экологических преобразований,
6. обоснована роль энергетики как базовой отрасли в системе индикаторов эколого-экономической стабилизации,
7. выявлены тенденции экологических преобразований экономики в целях стабилизации на примере энергетического комплекса РТ,
8. рассмотрен эффект экологических преобразований в процессе функционирования предприятий энергетики и доказано, что экологическое регулирование определяет успешность реформ на пути всеобщей стабилизации, •
9. разработаны и предложены конкретные меры, формы и основные положения для формирования стратегии эколого-экономической стабилизации энергетического комплекса РТ. Практическая значимость исследований.
Значимость проведенных исследований продиктована жизненными потребностями - развивающимся эколого-экономическим кризисом и напряженным поиском новой парадигмы экономической теории, позволяющей сформулировать выверенную стратегию перехода к устойчивому развитию. Основные положения, результаты исследований, выводы могут быть использованы:
>• в качестве теоретической базы для дальнейших исследований процесса эколого-экономического развития и формировании стратегии перехода к устойчивому развитию в диалектическом единстве экономических, экологических и социальных факторов,
> как методологическая база для формирования конкретных форм, методов и инструментариев эколого-экономической стабилизации на различных уровнях,
>• в практической деятельности предприятий промышленности, в частности
энергетики, в широком применении превентивных мероприятий по
сохранению экономической, экологической и социальной безопасности,
Проведенные исследования позволяют использовать их результаты в
учебном процессе на стыке базовых паук общественного развития в
преподавании междисциплинарных теорий. Положения, обобщения и
выводы, содержащиеся в диссертации, дополняют освещение отдельных
проблем в курсах экономической теории, экономике природопользования, специальных учебных междисциплинарных курсах по темам: "Эколого-экономические системы", "Политэкопомические аспекты экологии", "Вопросы собственности па природные ресурсы", "Эколого-экономическое пространство" и др.
Апробация и реализация диссертационной работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены автором в 8 научных публикациях ,за 1996-1998 гг. Результаты исследований докладывались и были одобрены на 6 конференциях различного уровня, в том числе 2 международных - "Россия накануне XXI века: Суверенитет -Федерализм - Экономическая безопасность"(г.Казань, КФЭИ, 1998г.) и 2-ом международном симпозиуме по энергетике, окружающей среде и экономике (г.Казань, КФМЭИ(ТУ), 1998г.), а так же на городских и региональных научно-практических конференциях 1997-98гг., межвузовской научно-методической конференции 1996 года. Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы из 149 наименований, изложена на 168 страницах, дополнена 3 таблицами, 4 схемами, 2 графическими диаграммами и 12 приложениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, содержится степень теоретической разработанности, формулируются цели и задачи, выделяется научная новизна, практическая значимость и апробация исследований.
Первая глава "Содержание экологической составляющей экономической стабилизации " посвящена исследованию экологической детерминированности экономического развития в переходный период, анализу экологических факторов экономической стабилизации, сущности и динамике эколого-экономического пространства, а так же выявлению нового качества социально-экологических преобразований процесса перехода к устойчивому развитию.
Сужение производства материальных благ в результате нарастания экологического ущерба позволяет констатировать, что экономика переживает экологический кризис. Особенностью этого кризиса является то, что он имеет нецикличную природу, его проявление возможно в любой фазе экономического цикла. Стабилизация эколого-экономического развития предполагает формирование экономических отношений, которые обеспечат возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа-общество-хозяйство.
Преобразования, которые приводили к успеху, по все времена носили комплексный характер. Наша позиция такова, что движущей силой процесса экономической стабилизации ЯВЛЯЕТСЯ анализ и интегрированный учет эколого-экономических факторов (далее ЭЭФ). Исходя из концепции коэволюции общества и природы и теории эколого-экономического равновесия, на первое место среди них мы ставим человека и качество его труда. На данный момент имеет место факт, что потребление в процессе взаимодействия общества и природы превращено в "потребительство". Экологизация возвышения потребностей устранит деформированную систему ценностей и сориентирует их на совместимость с природой.
Поскольку последствия необдуманного вмешательства человека в природные процессы сказываются в перспективе, прогнозирование являет собой неотъемлемую часть регулируемого рынка. Поэтому государственное экологическое регулирование выделяем вторым ЭЭФ устойчивого развития. Хозяйство России подошло к грани полного использования основного капитала и приступает к возрождению производства и переходу на новый качественный уровень стабильных отношений. Ориентиром на данном этапе является прогнозирование устойчивого развития посредством научного проектирования и планирования на основе действия закона эколого-экономического равновесия, сформулированного Н.Ф. Газизуллиным. (см. "Регулирующие функции закона эколого-экономического равновесия" //Научный Татарстан. -№2, 1997.)
Формирование единой территориальной системы природоохранной деятельности как основы нарастающей оптимизации экосистемы в условиях дальнейшего роста масштабов хозяйственной деятельности является третьим ЭЭФ. В качестве показателей рекомендуем использовать уровень применения природосберегающих технологий, уровень потребления и экспорта экологически чистой продукции, качество и структуру суммарного запаса капиталов (природного, человеческого, материального).
Следующим ЭЭФ выделяем формирование нового уровня экологического мышления, переход к эколого-экономической парадигме. Теоретико-методологической базой этого процесса считаем два концептуальных положения В.И.Вернадского: о превращении человека в мощную геологическую силу на фоне формирования ноосферы и переориентации развития человеческих знаний с отдельных наук на проблемы.
Экологизация производства является пятым ЭЭФ. Создание целостных производственно-экологических систем становится одним из важнейших этапов перехода к устойчивому развитию. Речь идет о становлении и развитии экологического производства и экологического управления как основы экономической стабилизации всей системы хозяйствования.
Соединение методов хозяйственной деятельности в единую методологию эколого-экономического управления выделяем шестым ЭЭФ.
Этот процесс будет способствовать всестороннему учету экологических особенностей текущего и перспективного экономического развития. Введение экологической компоненты придает экономической деятельности в сфере обеспечения безопасности политический смысл. Поиск оптимальных и допустимых компромиссных решений в триаде: экологическая безопасность -политика - экономическая стабилизация - определяет новое содержание комплексного подхода к регулированию хода общественного развития.
Природио-ресурсный потенциал выступает в качестве седьмого ЭЭФ устойчивого развития. Научно-технический и экономический прогресс должны быть сонаправлены на социальное и экологическое оздоровление. Диверсификация экологического регулирования обеспечит рациональное использование природно-ресурсного потенциала.
С нашей точки зрения, ВНП не подходит для оценки прогресса на пути к устойчивому развитию. Для учета экоиздержек эффективным считаем применение системы унифицированных национальных счетов так, чтобы в них отражался экологический ущерб и истощение природных ресурсов.
Темп разрушения природных систем из-за мощного, неконтролируемого воздействия таков, что значительная часть территории России может стать непригодной для обитания, прежде чем социально-экономическое развитие страны обретет устойчивый характер, позволяющий ей выйти из кризиса. Таким образом, фактор времени встраивается в систему ЭЭФ.
Экологическое регулирование общественного производства рассматривается нами как целенаправленная деятельность по формированию информационной базы, составлению на ее основе прогнозов возможных состояний исследуемого явления или процесса и планированию дальнейшей деятельности. Другими словами, информационная обеспеченность представляется следующим девятым ЭЭФ перехода к устойчивому развитию.
Экологический аспект фиаско рынка связан с отсутствием действенных рычагов преодоления загрязнения окружающей среды в процессе экономической деятельности. Мы считаем, что предотвращение загрязнений - это приоритетная область экологической политики, с позиции которой мы должны постоянно оценивать свою экономическую деятельность. Рынок в экологической сфере имеет свои особенности, так как результатом мероприятий по сохранению эколого-экономического равновесия становятся специфические услуги или в виде недопущенного ущерба, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей. Экорынок -обмен всем и обращение всего, что улучшает среду жизни людей, экономит природно-ресурсный потенциал. На наш взгляд, основное внимание должно быть направлено на определение и установку оптимального соответствия между спросом и предложением "экологического товара", которое обеспечит эколого-экономическое равновесие.
Капитал, как совокупность денежных, материальных и интеллектуальных средств, становится десятым ЭЭФ при условии, что средства,
"наполняющие" понятие капитал, направлены на решение экологических проблем экономической стабилизации. В этом случае капитал выступает стержнем перехода к устойчивому развитию и его движение оптимизирует эколого-экономическое развитие. Следует отметить, что для обеспечения долгосрочного и устойчивого экономического роста биологический капитал так же важен, как и финансовый.
Анализ развивающегося эколого-экономического кризиса привел к построению нового подхода к решению возникающих проблем. Если ранее исследования экономического развития осуществлялись в плоскости экономическое-социальное, то текущая ситуация требует пространственного подхода, то есть подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическое и социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве и получить ряд важных выводов.
Эколого-экономическое пространство (далее ЭЭП) возникает в процессе воспроизводства эколого-экономических отношений по поводу присвоения, потребления окружающей природной среды, ее воспроизводства, охраны и управления ею. В настоящее время вовлечение природных ресурсов в экономический оборот стало настолько масштабным и всеобъемлющим, что есть все основания говорить о формировании всеобщего ЭЭП, элементы которого находятся в диалектическом единстве, (см.рис!)
Дестабилизация нашей экономики - свидетельство недоучета противоречивости взаимодействий и взаимоотношений на всем ЭЭП и недостаточное использование движущей силы этой противоречивости при формировании хозяйственного механизма природопользования. Равновесное "природно-общественное производство" может функционировать лишь по законам единства, поэтому о совершенствовании взаимодействий в ЭЭП можно говорить как о целенаправленном изменении его компонентов при ведущей роли общества, не допускающем дисбаланса всей системы.
Стратегия устойчивого развития базируется на принципе диалектического единства ЭЭП, что обусловлено двумя факторами: во-первых, в самом человеке органически сочетаются два начала - природное и социальное, во вторых - материальное производство как основная форма жизнедеятельности человека не осуществляется вне процесса обмена веществ между человеком и природой. В реальности их взаимодействие осуществляется в рамках социальных связей и отношений, обусловленных экономической структурой общества и экологическими ограничениями.
Согласно диалектическому подходу, развитие общества определяется существованием противоречивых целей, интересов, стремлений. Вся эта борьба происходит на фоне развивающегося эколого-экономического кризиса, поэтому требуется согласовать как будет менять экологическую обстановку производство с тем, насколько общество сможет приспособиться к этим изменениям. Экологически обусловленный производственный цикл имеет два разных по содержанию вида трудовой деятельности:
ю
СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Рис.№1 ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
воспроизводство природных ресурсов и их производственное потребление. С точки зрения экологически чистого производства идеальным представляется органическое "вписывание" производственных процессов в естественно-природные и аппроксимация производственных циклов и цикла воспроизводства (саморегулирования) экосистем.
В рамках ЭЭП высокие темпы и меняющийся характер хозяйственной деятельности способствуют развитию эколого-экономических противоречий, которые вырастают из двух противоположных тенденций производительных сил: производительной и потребительной. Эколого-экономические противоречия оказывают определяющее воздействие на формирование устойчивой общественной потребности к созданию экологически безопасного типа воспроизводства. Их обострение на современном этапе развития свидетельствует о явном дисбалансе эколого-экономического развития. Устранить противоречия нельзя, они разрешаются при оптимальном соотношении противоположных сторон в новых формах движения. Первичным звеном в решении проблем является территориальная воспроизводственная ячейка. В качестве экономической основы выступает собственность на природные богатства, а экологической - целостность экосистем регионов и территорий. Реализация прав собственности формирует хозяйское отношение субъектов к природе, определяет их социально-экономическое поведение и позволяет осуществлять воспроизводственную функцию по отношению к объектам собственности.
Фактор нерешенности проблем собственности на природные ресурсы, использование которых слабо контролируется и трудно регулируется, усложняет переход к устойчивому развитию и сокращает возможности вложения денежных средств в развитие экобизнеса. Формализация отношений собственности снижает действенную заинтересованность в экономически эффективном и экологически целесообразном функционировании производства. Только четкое их определение сможет обеспечить основание для компенсации за нанесенный ущерб, усилит ответственность и тем самым распространит экономический механизм на экологию.
Изучение подходов к проблемам собственности на природные ресурсы показало, что обеспечение слияния разрозненных процессов в замкнутый эколого-производственный кругооборот веществ позволит существенно снизить совокупные издержки предотвращения загрязнения окружающей среды и нагрузку на экосистемы. Здесь остается верен принцип преобразования собственности: необходимость достижения соответствия между закономерностями и особенностями реального процесса обобществления с формами собственности. Более конкретный уровень собственности, связанный с отчуждением, а так же субъекты собственности следует определять опираясь на принцип целостности природных систем, ограниченность природных ресурсов и их значимость с учетом
12
трансакционных издержек реального уровня эколого-экономического обобществления. Большое значение в формировании отношений собственности имеет учет народных, национальных традиций (режимов) собственности.
По нашему мнению, на природные объекты нельзя допустить монополиста-собственника в силу экономического содержания собственности на природные богатства. Присвоение эффективно при условии, что оно многоуровневое и многосубъектное. При многоуровневое(tm) собственности на природные ресурсы хозяйствующие субъекты не смогут осуществлять свои функции без "согласия" с другими субъектами (в первую очередь социальными). Считаем, что в системе отношений собственности на ресурсы природы преимущество должно быть за регионами в силу целостности эколого-экономических систем. Критерий один: выбрать форму собственности, обеспечивающую наилучшие условия для развития производительных сил и сохраняющую должную заинтересованность в наращивании биоэкономического потенциала экосистем через повышение социально-экологической эффективности и обеспечение социальной, экономической и экологической безопасности.
До сих пор противоречия взаимодействия общества и природы носили характер внешних, но, учитывая процесс формирования ноосферы, они со временем приобретают внутренний характер. Анализ различных мнений привел нас к выводу, что сущность основного эколого-экономического противоречия заключается в диалектическом противоречии между развитием производства и экологическим выживанием человечества. Противоречия на эколого-экономическом пространстве должны разрешаться позитивно, с учетом того, что блага завтрашнего дня "весят" больше благ сегодняшних.
При формировании стратегии устойчивого развития России приоритетное значение приобретает экологическая составляющая экономического роста в целях обеспечения мировых стандартов качества жизни и среды обитания россиян, и в этом плане политика инвестиций определяет судьбу инициатив государства. Так как в ближайшее время нельзя рассчитывать на крупные иностранные инвестиции и на серьезные сдвиги в банковской политике, следует усилить роль бюджета за счет эффекта от - восстановления оборотного капитала. Формирующийся механизм хозяйствования расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом их дефицитности. Главной задачей инвестиционной политики на экорынке России становится формирование среды, способствующей росту инвестиционной активности, оказание государственной поддержки экопроизводствам, поощрение частных инвестиций. В целом, экобизнес начинает опираться на экомодернизацию, развивается экомаркетинг и экологический менеджмент. Разработка и внедрение в систему государственной статистики индикаторов проводимой экологической политики, умение нацелить на них налоговый, кредитный,
13
страховой и ценовой механизмы, вести мониторинг за ходом инвестирования - непременное условие реального оздоровления экологической обстановки и экономической стабилизации. Считаем, что для расчетов лучше применять государственные нормативы, иначе говоря, деньги нужны не под доход, а под безопасность.
Разработка принципиальных подходов для появления устойчивых, обоснованных инвестиционных мотиваций будет способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата на экорынке. Обеспечение экологического равновесия путем создания поддерживаемых государством финансовых институтов развития обеспечит поток относительно дешевых долгосрочных кредитов, развертывание целевых программ, в частности конверсии наукоемкой промышленности, стимулирование инновационной активности посредством предоставления налоговых и кредитных льгот. Через систему госэкокредита государство в лице банков выступает в роли финансового гаранта - посредника между обществом и природой в части образования и погашения экологического долга. В качестве такого гаранта могут выступать и экофонды. Источниками инвестирования могут стать ресурсы государства, субъектов федерации, собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, отраслевые средства в рамках территорий и регионов. Реально использовать нетрадиционные источники (например, выпуск спецзаймов), немалые резервы кроются в аккумуляции на выгодных условиях и эффективном использовании свободных средств предприятий различных форм собственности, а также сбережений населения. Идет серьезная работа по уточнению механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Следует отметить существенное повышение роли территориальных и региональных органов в управлении' природопользованием, у них появились собственные финансовые источники, образуемые из платежей в фонды охраны природы. Создаются и развиваются государственные и негосударственные научные центры, коммерческие консультационные фирмы в области охраны окружающей среды, то есть реально начал формироваться рынок экологических работ и услуг.
Современные процессы экономической стабилизации и развития российской экономики во многом зависят от инновационной деятельности. Не случайно инновационная восприимчивость отечественной экосистемы ставится в ряд ведущих факторов ее устойчивого развития. Поэтому создание, внедрение, обеспечение инноваций выдвигается сегодня в ряд важных политэкономических проблем. Инновационная деятельность представляет собой совокупность экономических отношений, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности, интересы и цели посредством производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, обладающих новизной. В настоящее время инновационная деятельность экологизируется. Это цикличное экономическое
14
явление, которое при комплексном учете ЭЭФ устойчивого развития становится одним из рычагов разрешения эколого-экономических противоречий и способствует выходу из сложившегося кризиса.
Особенности инновационного процесса создают условия для взаимного влияния и взаимодействия инновационного и инвестиционного циклов в процессе создания и реализации нововведений. Инновационная деятельность характеризует возможности социально-экономической системы по решению проблем своего развития. Целям косвенной поддержки инноваций служат налоговая, амортизационная и кредитная политика. Налоговая политика воздействует на предприятия в целях повышения объемов инвестиций в инновации, стимулирует процессы реализации нововведений и обновление основного капитала. Пассивность инновационного кредитования связана с инфляционными процессами, быстрыми темпами обесценивания вложенного капитала, высокими недифференцированными ставками за кредиты, слабостью стимулирующего механизма кредитных инвестиций в инновации. Поэтому государственное "сопровождение" инновационной деятельности должно быть постоянным и дифференцированным.
Человечество находится на пороге беспрецедентных интеграционных преобразований в области экономики, экологии, социальной сфере, естественнонаучных и инженерных областях. Диалектическая сущность синтеза современных эколого-экономических отношений состоит во взаимодополняющих процессах коэволюции общества и природы, их дифференциации и интеграции. Интеграция эколого-экономических проблем, природопотребляющих и природовосстанавливающих свойств труда, денежного пространства, показателей результативности эколого-экономических преобразований отражает диалектику познания и слияния объектов в целостные системы и определяет возможность реализации интегративных методов исследования ЭЭП. Успешное интегрирование способствует объективному прогнозу эффективности будущих вложений в экологию при реализации хозяйственных проектов и формированию надежной финансовой базы для развития хозяйственного сектора.
Современная политэкономия, сохраняя свою предметную структуру, охвачена мощным процессом интеграции, вызванным все усложняющимися проблемами общественного эколого-экономического производства и воспроизводства. Таким образом, в результате исследований обнаруживается триадическая структура эволюции общественного развития переходного периода через инновации, инвестиции и интеграцию к устойчивому развитию. Исследование диалектического единства ЭЭП способствует обнаружению новых граней в связи с проблемами развивающегося эколого-экономического кризиса и формированию механизмов разрешения возникающих противоречий.
Становление социально-ориентированной экономики сопряжено с большим числом политических, социальных и экономических проблем.
Социально-экологическая эффективность экономической стабилизации не имеет стоимостной формы, она, по крайней мере, трудно определима. Сами же результаты природоохранной деятельности сопровождаются позитивными экономическими последствиями, всегда ощутимы, хотя и не всегда могут быть измерены. Поэтому в диссертации предложено рассматривать слагаемые социально-экологической эффективности экономической стабилизации, комбинация которых дает синергический результат.
Во второй главе "Экологшация процесса экономической стабилизации энергетического комплекса РТ" анализируются тенденции экологических преобразований переходного периода на примере энергетики. Исследования предполагают совмещение экономических и экологических императивов и ориентацию существующего хозяйственного механизма на достижение эколого-экономического равновесия с учетом интересов регионов.
Сегодня проблема поиска индикаторов приобрела всеобщий характер и относится к процессам в экономике, экологии и социальной сфере. Известно, потоки энергии контролируют экономику. Если поток энергии возобновляется и постоянен, то система приобретает устойчивую структуру. Жизнеспособность экономики решающим образом зависит от эффективного взаимодействия между всеми видами энергии. Энергетический подход позволяет нам предвидеть и планировать будущее, определять какой уровень жизни человека наиболее соответствует природе, помогает создать устойчивую хозяйственную систему. Энергия обеспечивает поддержание порядка в системе "человек-природа", где кривые роста зависят от эксплуатации источников энергии и способов ее потребления.
Учитывая, что энергия - основа эволюции, ее движущая сила, а энергетика - важнейший фактор социально-экономической стабильности, повышается значимость осуществления рациональной энергетической политики в целях преодоления негативных процессов. В проведенных исследованиях учитывались: индикативность и специфика энергетической системы, то есть ее особая роль в обеспечении жизнедеятельности национальной экономики и се безопасности; технологическое единство процессов производства, передачи, распределения и потребления энергии; необходимость наличия определенного резерва энергетических мощностей; выдвигаемые высокие требования к надежности и устойчивости энергосистемы, ее экологической безопасности.
В настоящее время в Республике Татарстан идет процесс создания социально-экономического потенциала, необходимого для развития региона и обеспечения возможностей его эффективной реализации. Татарстан выбрал смешанную модель эколого-экономического развития, максимальное использование собственных ресурсов для привлечения внешних ресурсов (инвестиций, научно-технических и технологических нововведений, интеллектуального потенциала). Предполагается перевод экономики на
16
преимущественно интенсивную основу при одновременной мобилизации экстенсивных резервов региона с выводом на ресурсосберегающую и природосберегающую траекторию. В качестве первоочередных задач экологизации целевых функций энергетического производства нами определены следующие:
• выявление и инвентаризация экологично-проблемных ситуаций энергетического комплекса РТ,
• соотнесение их с иерархией и компетенцией субъектов управления,
• ранжирование перечня проблем, требующих привлечения ресурсов различного масштаба и распорядительной компетентности,
• выявление возможностей для решения обозначенных проблем, то есть разработка конкретных мероприятий по сохранению эколого-экономического равновесия.
Анализ сложившейся ситуации позволил сформировать приоритетные
направления эколого-экономических. преобразований в энергетике:
• реализация научно обоснованной адаптированной к новым условиям региональной программы экологизации энергетического производства,
• соблюдение количественных и качественных пропорций ресурсопользования, обеспечивающих устойчивое развитие,
• переход на более экономичные энергоносители, строгая регламентация производств, не отвечающих экологическим требованиям,
• обеспечение развития производительных сил на основе внедрения достижений НТИ, создание новых экотехники и экотехнологий, совершенствование экономических рычагов рационализации природопользования,
• повышение регулирующей роли республиканских органов управления в обеспечении экологической безопасности и стабильности экономики.
Инструментами создания экологически ориентированной энергетики являются:
• экономия топлива как средства уменьшения вредных выбросов н атмосферу,
• пылеулавливание и очистка выбросов от вредных примесей,
• огневое обезвреживание промышленных выбросов,
• огневое обезвреживание промышленных сточных вод,
• каталитическое обезвреживание технологических и вентиляционных выбросов,
• развитие системы контроля качества окружающей среды.
Учет основных показателей эколого-экономического анализа позволяет преодолевать негативные тенденции путем корректировки траектории развития производства, что означает переход на управляемое развитие энергетики Десятилетия неэффективного использования энергоресурсов создали огромный потенциал энергосбережения, достигающий 40-45%
17
современного энергопотребления. Каждый процент экономии энергоресурсов дает прирост национального дохода на 0,35-0,4% . Эколого-экономическое регулирование энергетики все более определяет потенциал отраслей промышленности. Экономия энергии входит в одно из направлений государственного экологического регулирования; снижает потребности в потреблении ресурсов природы, отдаляет их дефицит и удерживает цены на топливо от слишком большого ростами сберегает денежные средства.
Для программ развития энергетики становится естественным сначала использовать потенциал энергосбережения, и лишь после этого обращаться к генерирующей части. Обеспечение оттока инвестиций в предприятия, внедряющие новейшие технологии и работающие на вторичном сырье, не только повысит эффективность капитальных вложений, но и будет способствовать процессу экономической стабилизации в регионе. Интегрированное планирование энергетических ресурсов предполагает экономию энергии как по затратам, так и по результатам.
Развитие энергетики в переходный период подлежит серьезному исследованию с точки зрения воздействия энергетического производства на эколого-экономическое развитие региона. За последнее время значительно возросло число инцидентов экологического характера в результате нарушений технологических требрваний на предприятиях энергетики. Отсутствие четкого механизма определения социально-экономической целесообразности, ответственности и размеров инвестиционных затрат на нейтрализацию экологического и аварийного риска увеличивает значение вероятного и реального ущербов, а также проявляет недостатки материально-технического и организационного характера.
В процессе анализа выявлено, что учет специфики действий предприятий энергетического комплекса, характер размещения производительных сил, степень концентрации его производств оказывает значительное влияние на экологическую обстановку в республике. На наш взгляд, оптимальное сочетание мер, когда система контроля направлена на охрану здоровья людей и соблюдение требований безопасности, а экономические механизмы способствуют развитию и внедрению инновационных технологий и новых форм и методов экологического регулирования, является базовым условием эколого-экономичсской стабилизации. Конкретными мероприятиями экологической политики экономической стабилизации в энергетике РТ предлагаем:
• Реформа ценообразования с учетом экоиздержек, применение широкого инструментария штрафов в случае нерационального процесса производства: гибкая система субсидий на добычу сырья и топлива, установление налога на добавленную стоимость на электроэнергию и газ.
• Разработка и внедрение стандартов на энергосберегающие приборы. Использование данных о потреблении энергии на всем жизненном цикле прибора. Установка стандартов по предельному уровню расхода энергии в
1В
производстве.
• Перепое акцента на экономические средства - реализация лицензирования, создание стимулов для корректировки рыночных сигналов.
• Борьба с отходами путем повышения КПД ТЭЦ и ЭС, содействие одновременной выработке электро- и тештаэнергии, 'рециркуляции в производственном процессе при максимальном снижении потерь,
• Повышение эффективности использования энергии посредством налоговых стимулов и новых методов учета.
• Сотрудничество с развитыми странами.
' Переход к использованию экологически чистых источников энергии с помощью интегрирования альтернативных источников энергии в существующую инфраструктуру.
Предприятия энергетики являются крупными загрязнителями природной среды при значительном потреблении природных ресурсов. На их долю приходится 21% от общего объема. Более 50% основного энергетического оборудования в настоящее время отработало свой ресурс. Выявленные в ходе исследований негативные тенденции требуют активного участия руководства республики в формировании стратегии эколого-экономической стабилизации энергетики, как базовой Отрасли общественного производства. Мы призываем создать такую законодательную основу, которая даст производителям и потребителям стимул для достижения устойчивого развития. Экологическое нормирование в сочетании с экономическим обоснованием позволят с объективных позиций и разумно ужесточить экономические санкции в целях сохранения эколого-экоиомического равновесия. Проведение экологического аудита на предприятиях энергетики обеспечит содействие предприятиям в самостоятельном регулировании своей экологической политики.
Энергетика в переходный период остается наиболее стабильно работающим сегментом экономики. Более того, ее удельный вес в производстве промышленной продукции имеет в последние годы тенденцию к росту. Потенциально энергетический комплекс может как стимулировать так и тормозить рост и развитие экономики. Для вывода энергетики РТ на путь устойчивого развития требуется как минимум скорейшее восстановление платежной дисциплины, денежного обращения и совершенствование системы тарифов. Государственный координационный центр по инновациям РТ в тесном сотрудничестве с Инновационным фондом РТ смогут создать стартовые условия для оживления инновационных процессов в регионе, включив- в свою деятельность подготовку соответствующих законов по поддержке стабилизационных программ. Требуется восстановить производство как можно быстрее и в новом качестве, чтобы мы могли быть интегрированы в мировую экономику.
Результат исследований показал, что моделирование в настоящее время подошло к этапу построения систем эколого-экономических моделей, в
19
которых экологические факторы являются не только лимитирующими, а переходят в разряд условий оптимизации сбалансированного эколого-экономического развития. Ранее широко применялись линейные модели производственных процессов с чрезмерным акцентом на статистику. Недостатки таких моделей усугублялись централизованными плановыми механизмами регулирования. Все основные элементы: инновационная деятельность, инвестиционные процессы, влияние рынка и экономической конъюнктуры, мотивации и возможности производителей, связи между структурами, продуцирующими знания, этапы жизненного цикла энергетики - фактически оказывались вне поля зрения. В пространственной модели эколого-экономического развития энергетики принципиально меняется роль науки. Последняя выступает как источник идей, как непосредственно производительная сила и как ресурс решения проблем, возникающих в любой точке эколого-экономического пространства.
Рассмотрим график. Соотношение фиксируемого статистикой (II) и экологически отрегулированных показателей НД (I и III).
У - национальный доход, А - недополученный доход, Б-вынужденное потребление. I - потенциально возможная величина НД в благоприятной экологической обстановке. II- реально фиксируемый НД, индикатор ресурсов, идущих
на накопление и потребление. III - НД, индикатор реального благосостояния общества. Загрязнение окружающей среды оказывает непосредственное воздействие на основные экономические показатели. Если национальный доход растет, одновременно растут и экологические потери. Очевидно, что такой рост нельзя считать эффективным. Так как его результатом в конечном итоге будет полная деградация окружающей среды. Снижение негативного влияния может быть и за счет спада производства. В этом случае снижается и НД. Таким образом, чтобы приблизить экономические показатели к отражению ими благосостояния общества, необходимо из национального дохода вычесть показатели амортизации природного капитала, то есть часть вновь созданной стоимости перераспределяется на восстановление окружающей среды в пользу природного амортизационного фонда,
Входящие условия-минимум предполагают наличие определенного потенциала самовосстановления, резерва устойчивости природных систем по отношению к антропогенным воздействиям. Полная информация может быть получена из анализа вещественных процессов, так как в каждый конкретный период для исследуемого предприятия при данном составе работающего оборудования и уровне нагрузки существует экономически обоснованное
20
значение выброса каждого вредного компонента, зависящее от внешних экологических условий и степени развития науки и техники. В этом случае интерес представляет диапазон возможных значений экологических воздействий, в пределах которых они экономически оправданы. Выделение отдельной строкой затрат на экологические мероприятия, в том числе и текущие, позволит ставить вопрос об освобождении экологической составляющей прибыли от налога и при целевом ее использовании быстрее формировать фонд экологических инвестиций.
В заключении диссертации сформулированы результаты исследований, сформулированы ведущие принципы политики эколого-экономичсской стабилизации и спроектирована перспективная цель дальнейших научных изысканий.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Некоторые вопросы государственного экологического регулирования в системе экологической безопасности. // Материалы международной научно-практической конференции "Россия накануне XXI века: Суверенитет - Федерализм - Экономическая безопасность". - Казань: КФЭИ, 1998.-0,2 п.л.
2. Проблемы экологизации и политика устойчивого развития регионального энергетического комплекса. // Материалы 2-го международного симпозиума по энергетике, окружающей среде и экономике. - Казань: КФМЭИ (ТУ), 1998. - 0,3 п.л. (в соавторстве )
3. Экологическая составляющая процесса стабилизации в энергетике. // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. -Казань: КФМЭИ (ТУ), 1998. - 0,2 п.л.
4. Энергетика и рынок: насущные проблемы. // Материалы докладов итоговой научно конференции. - Казань: КФМЭИ(ТУ), 1997. - 0,1 п.л.
5. Инвестиционный климат на экорынке Республики Татарстан: настоящее и будущее // Промышленная экология и проблемы безопасного будущего. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Бавлы: КФМЭИ(ТУ), 1998.-0,! п.л.
6. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий.// Промышленная экология и проблемы безопасного будущего. Тезисы докладов научно-практической 'конференции. - Бавлы: КФМЭИ(ТУ), 1998.-0,! п.л. (в соавторстве).
7. Проблемы развития экономического мышления студентов в условиях рыночных отношений в энергетике // Оптимизация учебного процесса в условиях многоуровневой системы высшего образования. Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Казань: КФМЭИ (ТУ), 1996.-0,1 п.л.
Описание предмета: «Экологический менеджмент»Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной деятельностью. Экологический
менеджмент включает:
- правовой и экономический механизмы охраны природы;
- систему государственных и региональных органов управления;
- деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному
использованию природных ресурсов.
Литература - Михаил Конотопов, Станислав Сметанин. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.
- Механизм и модели финансирования экономического роста и регионального развития. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с.
- Б.А. Смирнов, Ю.И. Гулый. Анализ и проектирование условий труда. Эргономические аспекты. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 292 с.
- Б.Н. Кузык. Россия в цивилизационном измерении. Фундаментальные основы стратегии инновационного развития. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 864 с.
- Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. Основы логистики. – М.: Форум, 2010. – 304 с.
- Б.В. Ерофеев. Экологическое право. – М.: Форум, 2009. – 400 с.
- Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. Организация планирования на предприятии. – М.: Форум, 2009. – 240 с.
- В.П. Милованов. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 264 с.
- А.И. Потапов, А.К. Кинебас, Л.В. Рогалева, И.А. Потапов. Методы и приборы контроля качества и содержания вредных веществ в воде. – М.: Наука, 2008. – 760 с.
- Ирина Трапезникова. Экологический фактор в развитии экономики сырьевого региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 188 с.
- Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. Основы логистики. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 304 с.
- Л.И. Брославский. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда. Законы и реалии России, США и Евросоюза. – М.: Инфра-М, 2016. – 240 с.
- Марина Харькина,Татьяна Барабошкина,Ия Григорьева,Александр Жигалин,Владимир Королев,Татьяна Аверкина,Дмитрий Зилинг,Виктор Трофимов. Эколого-геологические условия России. В 3 томах. Том 2. Трансформация экологических функций литосферы территории России под влиянием антропогенного воздействия и ее экологические последствия. Учебное пособие. – М.: КДУ,Университетская книга, 2016. – 282 с.
- Сталинское экономическое наследство. Планы и дискуссии. 1947–1953 года. Документы и материалы. – М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 648 с.
- В.П. Павлов, В.В. Минин, В.А. Байкалов, М.И. Артемьев. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. Исследование, расчет, конструирование. Учебное пособие. – М.: Инфра-М,Сибирский федеральный университет СФУ, 2018. – 196 с.
- Ю.В. Николаева. Коррупциогенные факторы в законодательстве об ответственности за финансово-экономические правонарушения. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018. – 244 с.
- Н.И. Малых. Статистика в 2-х томах. Том 2. Социально-экономическая статистика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 474 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|