Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблемаМенеджмент инновационный
Михайлов Аверкий Алексеевич
Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема
Специальность 13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Чебоксары - 2000
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Чувашского республиканского института образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертационная работа посвящена проблеме повышения качества учебно-воспитательной работы в сельской школе.
В стране, хотя и уделяется в последнее время внимание учебно-воспитательным комплексам и накоплен некоторый положительный опыт, тем не менее среди теоретиков и практиков еще нет единого мнения относительно форм, методов, направленности сельских учебно-воспитательных комплексов.
Проблема инновации была актуальна на протяжении всей истории развития педагогической науки и школы. Развитие отечественной педа-тической инновации было затруднено из-за монополии одной идеоло-
и тоталитаризма в управлении сферами жизни, науки и школы. Однако нельзя утверждать, что советская педагогика и школа не знала никакой новинки, новшества и изменений.
В 20-30-е годы первый опыт соединения теоретических знаний и создания творческих мастерских по разработке научных основ новой школы был предпринят С.Т.Шацким, создавшим опытную станцию нар-компроса. В эти же годы впервые теорию о коллективе разработали А.С.Макаренко и Н.К.Крупская.
В конце 50-х - начале 60-х годов были созданы концепции гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский), педагогического стимулирования (З.И.Равкин), активизации познавательной деятельности учащихся (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер), теория оптимизации (Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и др.), этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (Г.Н.Волков, А.Л. Букова, З.П. Тюменцева и др.) концепция педагогической диагностики (Я.С.Турбовской, Б.С.Гершунский) и т.д.
В конце 70-х годов в работах М.И. Кондакова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина появилась концепция по проблеме внедрения достижений педагогической науки в практику, в начале 80-х годов в трудах В.Василъева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова и др. была выдвинута идея |спитания у учащихся, молодежи гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений.
Изучение этой проблемы в педагогической и психологической науке нашло отражение в работах А.А.Арланова, И.В.Бестужева - Лада, М.М.Поташника, В.А.Сластенина и др.
В чувашской педагогике инновационная технология И.Я.Яковлева выражается в его намерении решить три взаимосвязанные задачи: создать чувашскую письменность, открыть инновационную школу для под-
готовки учителей, создать образцовую сельскую школу, которая могла бы послужить примером для последующих чувашских школ.
В настоящее время среди чувашских педагогов историко-педагогические аспекты новаторских, инновационных поисков освещаются в трудах Д.Е.Егорова, Е.В.Васильева, Г.Н.Волкова, З.С. Беловой, М.В.Волковой, В.Н.Иванова, В.П.Ковалева, Н.Г. Краснова, П.П.Матвеева, Ю.П.Сокольникова, В.Т.Харитонова, Т.Н. Петровой и др.
Анализ научной литературы, сопоставленный с данными передовой педагогической практики по инновации, данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов позволили заключить, что знание условий сельской школы дает возможность разработать теоретические основы повышения эффективности учебно-педагогического процесса сельского учебно-воспитательного комплекса (УВК), в свою очередь, позволит наметить конкретные пути оптимизации педагогической деятельности.
Из сказанного следует, что сложилось противоречие между необходимостью инновации в системе учебно-воспитательного процесса в образовательно-воспитательных учреждениях и старой традиционной формой обучения и воспитания учащихся. Это определило выбор темы исследования: "Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема". Отсюда вытекает проблема исследования: "Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность деятельности современного сельского УВК?" Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: система и содержание учебно-воспитательной работы в сельском УВК.
Предмет исследования: процесс инновационной деятельности сельского УВК.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что деятельность УВКа будет наиболее эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:
- организации на высоком уровне учебно-воспитательного процесса сельского УВКа;
- опоре на этнопедагогизацию системы учебно-воспитательной работы для целенаправленного приобщения учащихся к жизни, традициям, обычаям, быту родного села в контексте истории народа, его культуры и этнофилософии;
- осуществление солидарных действий школы и семьи всего социума;
- усовершенствовании учебных планов, программ сельского УВК, приближенных к традиционной культуре родного и других народов, построенных на современной теории и практике обучения и воспитания подрастающего поколения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть инновацию как социально-педагогическое явление, исследовать ее сущность и содержание, закономерности возникновения, развития и формирования.
2. Научно обосновать пути формирования инноватики в сельской школе в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы.
3. Изучить и выявить систему инноватики сельского УВК, сложившейся в деятельности передовых педагогических коллективов.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности научно-методических рекомендаций исследования.
Методологической основой и теоретической базой исследования служат философские, педагогические и психологические идеи о необходимости инновации и оптимизации образовательно-воспитательного процесса на основе гуманистических идей и системного подхода в исследовании инновационных педагогических явлений.
Методологической основой исследования также явились директивные документы РФ и ЧР; теория и практика инновации; при разработке проблемы диссертанту помогли труды классиков отечественной и зарубежной педагогики.
Особенно актуальное значение имеет исторический опыт инновационной деятельности Симбирской чувашской учительской школы и инновационное наследие педагога-новатора И.Я.Яковлева.
Основным методом изучения инновации в современной школе явился системный анализ данного процесса, осуществляемый в единстве с методом теоретического моделирования.
Методами сбора фактического материала были опрос педагогов у учащихся (интервьюирование, целенаправленная педагогическая беседа, анкетирование и тестирование), наблюдение за деятельностью учителей и учеников в ходе обычного педагогического процесса, а также опытно-экспериментальная работа в школах Чувашской Республики, которая потребовала создания методического пособия и разработки большого цикла рабочих материалов.
В ходе исследования был использован комплекс методов анализа и создания новых учебных планов и программ с целью выявления возможностей инновации а сельском учебно-воспитательном комплексе, знали-
зировались учебные документации и продукты деятельности учителей и учащихся.
Одним из методов результативности учебно-воспитательного процесса сельского УВК явился метод конкретных ситуаций. По ходу исследования мы постоянно обращались к педагогическому опыту учителей, воспитателей УВК, который наблюдали, фиксировали и обобщали.
Экспериментальной базой исследования явился Анат-Кинярский УВК Чебоксарского района Чувашской Республики, параллельно изучался (пилотажно, эпизодически) опыт школ Чебоксарского района, а также инновационно-элитарных школ Республики (Ядринская национальная гимназия и чувашско-немецкая гимназия с. Траки). В исследовании использовался также собственный педагогический опыт автора качестве директора школы с 1988 года и автора экспериментальных учебных планов и программ с 1990 года.
В работе над темой можно условно выделить три этапа. На первом этапе (1988-1992"> изучалась соответствующая психолого-педагогическая литература, велась работа по изучению инновации, что дало возможность наметить исходные положения исследования, определить наличие интереса и устойчивых симпатий к инновации у учителей и учащихся своей и других школ.
Основная задача второго этапа П993-1995) - систематическое использование инновации в учебно-воспитательном процессе сельского УВК. Здесь эксперимент был рассчитан на показ оптимальной возможности использования инновации на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Основной принцип эксперимента - не нарушать естественный учебно-воспитательный процесс.
На данном этапе предполагалось выяснить: 1) насколько инновация помогает в учебно-воспитательном процессе УВК; 2) какие новые методы, приемы и формы работы способствуют наиболее полному усвоению учащимися знаний, умений и навыков, а также формированию личности будущего гражданина в условиях сельского УВК.
Третий этап исследования П995-1999) посвящен конкретной верке данных обучающе-воспитывающего эксперимента, широкому внедрению их в практику. Результаты исследования пропагандировались на курсах и собраниях учителей и родителей, в выступлениях и докладах на научных конференциях. Диссертант на базе своего УВК организовал и провел Республиканскую научно-практическую конференцию на тему: "Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы и перспективы"(1995 г.).
Работа в должности директора УВК, руководителя Ассоциации директоров УВК Чебоксарского района также содействовала творческому внедрению инновации в практику работы ряда школ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании сформированы теоретические положения инновации, которые в совокупности представляют собой концепцию эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях сельского национального УВК.
В диссертации осуществлен прежде всего новый подход к проблеме эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК, основанный на диалектическом единстве цели, средств и результатов работы в малой академии, труде, спорте и искусстве.
В качестве главного критерия эффективности учебно-воспитательного процесса в сельском УВК автор выдвигает характер выбора той или иной деятельности школьником (спорт, искусство, труд и др.) и связанный с ним способ принятия школьником поведенческого решения, являющегося ядром жизненной позиции личности. Самостоятельный, целевой, гуманный и последовательный выбор достаточно полно характеризует воспитательные и жизненные позиции школьника.
В диссертации даны параметры успешного протекания учебно-воспитательного процесса сельского УВК, показаны, как цель педагогического процесса наиболее успешно достигается оптимальным построением учебно-воспитательного процесса УВК, т.е. при необходимых и достаточных затратах времени, сил, средств учителей и учащихся.
В исследовании показано, что содержательная сторона учебно-воспитательного процесса сельского УВК направлена на развитие и специфическое обогащение жизненной позиции школьника, а его функциональная сторона - на последовательное формирование у учащихся обу.г-чаемости и воспитуемости в условиях комплекса, которая в конечном счете является решающим условием достижения высокой эффективности по формированию личности каждого сельского школьника.
Одним из первых в истории сельской национальной школы в диссертации рассматриваются проблемы предметного обучения учащихся еще в начальной школе, и нетрадиционно представлена и организация трудового, физического, эстетического, нравственного воспитания школьников в условиях сельского УВК. В этом плане автором предложена система инновационных методов, средств, форм деятельности сельского учебн">-воспитательного комплекса.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Сущность, содержание и модель организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК и социума.
2. Пути формирования инновации в сельской школе в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы.
3. Система педагогических условий, обеспечивающие эффективность инновации в условиях сельского учебно-воспитательного комплекса.
Обоснованность и достоверность выполненного исследования вытекает из опоры на такие основополагающие принципы диалектики, как единство объективного и субъективного, соответствия комплексности воспитания и другие; в ходе исследования промежуточные результаты систематически сверялись с целью и задачами исследования и взаимно контролировались; важным основанием достоверности полученных выводов является репрезентативность эмпирических материалов, их необходимость и достоверность для качественно-количественной и структур-но-функциональной характеристики инновационного учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК.
Выводы сформулированы автором на основе: а) изучения практически всей основной научной литературы по проблеме исследования; б) анализа более чем тысячи анкет, протоколов бесед и занятий в школе; в) обработки многочисленных материалов, собранных в ходе опытно-экспериментальной работы; г) обобщения наблюдений, сделанных в ходе многолетнего личного участия диссертанта в практической работе по инноватике в сельском УВК, в частности, в руководстве УВК в качестве директора и преподавателя отдельных предметов в Анат-Канярском учебно-воспитательном комплексе.
Практическая значимость исследования состоит в методических рекомендациях, новых учебных планах и программах по инновации в сельском УВК, открывающих возможность при оптимальных затратах времени и усилий воспитателей, школьников значительно повысить эф-фективность учебно-воспитательного процесса в сельском учебно-воспитательном комплексе. Практическое значение имеют раскрытые в диссертации педагогические условия преодоления и предупреждения ошибок в работе сельского УВК по воспитанию и обучению детей в сельском национальном УВК. Многие теоретические положения диссертации прошли проверку на практике и внедрены в работу учителей и воспитателей посредством подготовительных для них рекомендаций по инновации в сельском УВК.
Диссертантом разработаны и экспериментально проверены учебные планы и программы сельского УВК. Оправдала себя на опыте разработанная автором система деятельности учителей по труду, спорту, искусству, начальной школы.
Теоретический и методический материал диссертации может быть включен в программу подготовки учителей и воспитателей сельского УВК.
Основная концепция исследования и другие вопросы инноватики, затронутые в диссертации, помогут в определении проблематики дальнейших изысканий в этой области педагогической теории.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и одобрены на заседанях кафедры этнопедагогики и этнопсихологии, в центре развития личности Чувашского РИО. Ход исследования, его основные результаты были доложены на ряде Всероссийских (1994,1995,1996,1997), Республиканских (1994-1999) конференциях, на педагогических советах (1990-1999).
Материалы диссертации последовательно апробировались в лекциях, читаемых автором для слушателей курсов Чувашского РИО.
Для школ, учителей и воспитателей диссертантом был разработан ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в условиях сельского УВК. Разработанные автором методика, учебные планы и программы инновации используются в школах и УВК Чувашской Республики, ряда учебных заведений Поволжья.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, формируется гипотеза, указываются научная новизна, творческая и практическая значимость работы.
В первой главе "Историко-педагогический анализ развития идеи инновации в отечественной и зарубежной педагогике" проводится обзор философской, социологической и психолого-педагогической литературы, дается определение "инновация", излагается научная гипотеза об эффективности инновационного учебно-воспитательного процесса в сельском УВК, анализируются взгляды педагогов и психологов о нововведении, обновлении в образовательно-воспитательной работе школы. Так, идеи Аристотеля и Платона оказали влияние на Я.А.Коменского по
обновлению принципа природосообразности, который нашел дальнейшее развитие у И.Г.Песталоцци (теория воспитания) и А.Дистервега (теория обучения). Я.А.Коменский же ввел классно-урочную систему, что явилось преобразованием всего процесса обучения и воспитания. Основы инноватики нашли свое развитие во взглядах мыслителей и на практике многих, как у В.да Фельтре в его "Доме радости", Я.А.Коменского в школе чешских братьев, Дж.Локка по воспитанию джентельмена, ЖЖРуссо по воспитанию и образованию Эмиля, Р.Оуэна по созданию впервые в мире детских садов и новой школы, К.Д.Ушинского по воспитанию благородных девиц России, Л.Н.Толстого в "Университете в лаптях", И.Я.Яковлева по созданию и академии, и консерватории, и университета одновременно (Г.Н.Волков)ф для чувашей, В.А.Сухомлинского в "Школе радости", в школах Марии Мантессори, А.Ферьера, Ж.Пиаже и др. Как можно видеть, на протяжении истории школы всего мира и нашей страны не прерывался поиск нового в ее деятельности.
Идеи инновации в национальной школе основательна обогатились научными открытиями и практической деятельностью патриарха чувашской культуры Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930). С него, педагога-новатора, и все началось у чувашей, который и сегодня в первых рядах реформаторов.
В педагогической системе чувашского педагога было много новизны, инновации: связь обучения и воспитания с традициями родного народа, школа как трудовая семья, новый алфавит, букварь, преподавание на родном языке и т.п. Инновация чувашского педагога не только находит отражение в социальной практике национальных школ, но требует своего применения (об этом с. 17-23 2 глава диссертации), потому что Симбирская школа поистине является у чувашей одним из первых учебно-воспитательных комплексов, который оптимально функционировал по осуществлению образовательно-воспитательных задач.
Из инновационных идей и практики Симбирской чувашской школы А И.Я.Яковлева в диссертации прежде всего отмечается: (tm)
- связь школы с жизнью трудового чувашского крестьянина "Чувашская педагогика вышла из народной мудрости, чувашская школа - курной избы" (И.Я.Яковлев);
- этнопедагогизация всего учебно-воспитательного процесса Симбирской чувашской школы (воспитанники изучали быт, традиции, обычаи родного народа, учебники составлялись на их основе и т.д.);
- обучение велось на родном языке ("Без языка нет и народа");
- жизнь воспитанников школы была тесно связана с жизнью родного народа ("Вы вышли из этого народа...", "Бойтесь дорог кривых и обходных"... - из заповедей И.Я.Яковлева чувашскому народу);
- связь обучения и воспитания с эстетикой простого крестьянского труда чувашей, нравственностью родного народа, одним словом, инновационная технология деятельностью Симбирской чувашской школы И.Я.Яковлева ярко демонстрирует, что оптимальное развитие каждого учебного заведения без освоения новых идей невозможна, т.е. необходим инновационный процесс.
Между тем, следует заметить, что слово "инновация" впервые появилась в науке в конце XIX века в трудах экономистов и культурологов. В 30-е годы XX века на Западе возникла специальная отрасль исследования нововведений - инновации. Первоначально предметом ее изучения были экологические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Однако интересы новой научной отрасли расширились для нововведения в организациях и на предприятиях. Инновация стала сферой исследования в философии, социологии, теории управления, психологии, экономике, культурологии и т.д.
В конце 50-х и начале 60-х годов в теории воспитания (Т.И.Ильина, З.Г.Нигматова, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников, И.Т.Огородников, Г.И.Щукина и др.), дидактике (Ю.К.Бабанский, М.К.Енисеев, В.К.Кириллов, А.А.Кирсанов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.), этнопедагогике (В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков и др.) педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых-педагогов. К 70-м годам новая наука была представлена сложной, разветвленной отраслью.
В истории педагогики термины "инновационное" и "традиционное обучение" были предложены учеными-дидактами в докладе Римскому клубу в 1978 году, которые обратили внимание общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и развитию ее познавательных возможностей.
Ученые обратили внимание, как практика преобразований столкнулась с противоречиями между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать. Чтобы научиться этому, необходима была свободная ориентировка в понятиях педагогической инновации (См.: Взгляд со стороны //Инновация в учебно-воспитательном процессе современной школы. - Начальная школа. -1997.-N3.-C.15
В нашей стране учебно-воспитательные комплексы появились в конце 70-х годов. Впервые такой УВК, который сочетал идейное, трудовое и нравственное воспитание, возник в 1978 году по инициативе известного в стране председателя колхоза имени М.В.Фрунзе, дважды Героя Социалистического Труда В.Я.Горина в Белогородской области в селе Бессоновка.
В первой главе дается определение "инновации". Термин "инновация" (новшество) определяют так: "Инновация" (от латинского инноватис) - это есть новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны, т.е. обновление, новинка, изменение.
Существует и другой вариант определения уровня инновации:
1) новшества в организации (организационные новшества);
2) новшества в технологии (технологические новшества);
3) новшества в учебных программах (нововведение в программах преподавания).
Перевод всего нашего общества в качественно новое состояние без инновации невозможно, поэтому в первой главе, исходя из задач, гипотезы и логики исследования, рассматривается педагогическая инновация в сельском УВК, при этом отмечается, что все учебно-воспитательные учреждения в настоящее время ориентированы на общечеловеческие ценности, что важно и неплохо, однако отнюдь не на национальном, охаиваем все русское и российское, русскость, чувашкость и т.д., главное из школы выветривается совестливое отношение к труду. В исследовании рассматриваются вопросы, как в настоящее время идет поиск новых типов учебных заведений, ибо духовно-нравственное возрождение общества немыслимо без воспитания творчески мыслящей, социально-активной личности, которая должна фактически принимать участие в преодолении современного кризиса, для чего:
а) дать каждому школьнику возможность найти и выразить себя;
б) учиться в меру своих способностей и интересов.
Создавая УВК в Анат-Кинярах, педколлектив брал за исходный рубеж Симбирскую чувашскую школу, которая соответствует замыслу учителей-воспитателей. Педагогический коллектив решил дополнить старую идею и практику новыми компонентами, сообразуясь с конкретными регионально-национальными особенностями, однако при работе учитывали главное: механически перенести все старое в новое время невозможно без учета своеобразия сегодняшнего дня.
В третьем параграфе данной главы - "Ведущие идеи концепции ин-новатики сельского УВК" подчеркивается, что экспериментальной работой в УВК исследуется целостная стратегия развития сельского учебно-
10
воспитательного комплекса в воспитании духовного, эстетического, трудового и физического развития личности каждого сельского ученика. Основные идеи концепции:
1. Развитие личности в значительной степени зависит от результата воздействия окружающей среды, ибо качества личности формируются в условиях реальной действительности, в социуме. Чтобы среда влияла на личность положительно, надо изменить среду, сделать ее трудовой, гуманной, культурной, чтобы такой стала и личность воспитанника.
2. Союз академической, профессиональной педагогики с народной должен и может способствовать развитию школьника, реализацию его задатков и способностей.
3. Для оздоровления общества надо всемирно повышать авторитет матери, статус семьи. Формировать в обществе воспитывающие отношения в семье и школе в целях нравственного, духовного, эстетического и физического развития личности.
4. В интегрированных, целостных моделях воспитания в семье и школе учащихся использовать богатый арсенал средств и возможностей народной педагогики, национальной, духовной и материальной культуры.
5. На воспитание учащихся окажут несомненно влияние глубокие исторические корни, хозяйственные, культурные, трудовые традиции народа, для чего надо прививать им глубокую историческую память, показать социальный опыт предшествующих поколений.
На основе анализа социологических данных были выявлены характерные для села исследуемых социальные проблемы, требующие неотложных решений:
- не совсем здоровый микроклимат в деревне;
- неверие большей части населения в силу общественного воздействия на негативные явления;
- негативное отношение молодежи к труду.
Во второй главе - "Структура, виды и содержание инновации в сельском УВК" раскрываются значение инновации в сельском учебно-воспитательном комплексе, ее сущность и роль учителя в инноватике в сельской школе
В условиях нашего УВК созданы дополнительные кадровые (хореограф, аккомпониатор, преподаватели школы искусств, тренеры по спорту, руководитель учебно-производственного объединения, мастер-умелец по народному искусству), материально-технические (учебные мастерские по стслярному, швейному делу, прикладному творчеству) и др., учебно-прсжзодственные площадки (летние и зимние теплицы, производственная мастерская по выпуску стройматериалов, хмельник,
11
пришкольный производственный участок, сад и т.д.), финансовые (оплаты труда в местных оздоровительно-трудовых лагерях школьников, за труд в школьных мастерских и пр.), что позволило качественно улучшить весь учебно-воспитательный процесс комплекса.
Нами с учителями начальных классов впервые в республике удалось ускорить раннюю дифференциацию обучения младших учащихся в начальной школе УВК. Дифференциация в начальной школе УВК имеет методические подходы, корректирует программы. Поэтому в условиях нашего учебно-воспитательного комплекса, начиная с III класса, каждый учитель ведет свой предмет: есть учитель математики, русского языка, чувашского языка. Имеются, безусловно, учителя музыки, физического воспитания, рисования, трудового обучения, а также хореографии, хорового кружка, технического творчества и моделирования, кружки руко-делия, прикладного творчества и т.д.
Курс на обновление содержания образования диктуется необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также в соответствие с мировыми тенденциями по индивидуализации обучения, введению программ, учебников, разнообразных курсов по выбору.
Фундаментальные направления обновления содержания образования определены в законах об образовании РФ и ЧР. Новый базисный учебный план Министерства образования РФ стал основой для разработки региональных и школьных учебных планов.
Одной из главных задач в области образования является переход от безнациональной унитарной школы к этнической дифференциации образования в системе образовательного пространства России, при этом национальные школы выступают как один из важных элементов сохранения и развития этнической общности.
Наша опытно-экспериментальная работа по инновации в сельском УВК подтвердила, что регулярное включение учащихся в работу, опре-деление ее объема соответственно их возрасту и учитель еще далеко не обеспечивает того воспитательного результата, который может дать труд как источник их развития. Поэтому в своей опытно-экспериментальной работе мы стремились из всего комплекса программы воспитания по трудовому воспитанию в УВК отбирать такие виды труда для учащихся, которые могут быть применительны к условиям села и особенностям воспитания, включая их в разнообразную по содержанию и целевой установке деятельность.
Восхождение УВК к своему нынешнему статусу на селе началось не на пустом месте - учебно-воспитательный комплекс зародился и вызрел
12
на базе спортивной школы, летних трудовых бригад школьников. И в этом его первые своеобразие и особенности.
Через два года работы комплекса на базе нашего сельского УВК Министерство образования, высшей школы и науки, Республиканский институт образования совместно с администрацией УВК провел Республиканскую научно-практическую конференцию на тему: "Сельский УВК: опыт, проблемы, перспективы".
Система УВК должна выработать прежде всего у детей и молодежи хозяйское отношение к жизни, развить их инициативу и самодеятельность. Вне всякого сомнения, важнейшим средством воспитания этих черт является самоуправление в коллективе. Возникла необходимость детально разработать использование методов в целях создания коллектива для учащихся различных возрастов. В направлении опытно-экспериментальной работы мы наметили:
1) деятельность коллектива должна быть направлена на воспитание преданности делу своей отчизны, воспитание доброго отношения к труду и частной, общественной собственности, сознание долга и нетерпимости к жестокости, товарищеской взаимопомощи, гуманного отношения и взаимного уважения между людьми, честности и правдивости, телесной и нравственной чистоты, простоты и скромности, непримиримости к несправедливости, нечестности, к национальной неприязни и т.п.;
2) многообразие всех этих качеств человеческой личности воспитывается через воспитательные воздействия с учетом возрастных особенностей детей и молодежи;
3) дети и молодежь должны познать все богатство народной мудрости о доброте и гуманности. Через традиционную культуру своего и других народов ученики должны научиться предъявлять все большие требования к самому себе и другим; /
4) поэтому очень важно было бы разработать с учетом возраста систему средств для самовоспитания, сделать ее прочным достоянием каждого;
5) однако не только воспитание отношения к труду и собственности, общественной и частной, является основой осуществления воспитания доброты и гуманности. На сознание людей влияют традиция, обычаи народов. В последние годы они широко используются в практике работы современной национальной школы;
6) следовательно, стоит задача найти основные условия воспитания доброты и гуманности. Известно, что воспитание особенно эффективно, если оно совпадает с влиянием обстоятельств;
7) в воспитании учителям следует показать воспитаннику его успех. Достижение устаеха вызывает у человека притязание на новый успех.
13
Теоретикам и практикам известно это очень давно, и они всегда использовали его в учебной и внеклассной и внешкольной работе;
8) все выдающиеся педагоги подчеркивают, что огромное значение в воспитании занимают уважение и доверие к личности учащегося. Сущность его заключается в словах А.С.Макаренко: "Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему";
9) огромное значение в воспитании имеет авторитет учителя-воспитателя. Одни и те же методы и приемы воспитания у авторитетного учителя-воспитателя всегда дают положительный эффект, а у неавторитетного не дают никакого результата.
Воспитание детей и молодежи еще от А.Коменского часто сравнивают с ростом и развитием растений. Тут и там, действительно, нужны благоприятные условия.
Все эти рассуждения привели нас в опытно-экспериментальной работе к организации "Совета хозяев школы". Приведем его структуру (См.КД-С. 106).
Мы во многом стремились в обосновании содержания, принципов и методов обучения и воспитания в условиях сельского национального УВК на идеях и практике деятельности И.Я.Яковлева в Симбирской чувашской школе. Приводим это в следующей таблице.
Таблица N 1.
Сравнительно-сопоставительный анализ содержания учебно-воспитательной деятельности Симбирской чувашской школы и Анат-Кинярской УВК.
1. В содержании обучения воспитанников в Симбирской чувашской школе и Анат-Кинярской УВК на основном месте стоит родной язык. В обоих учебных заведениях полагают, что "поднять культуру чувашей возможно только через родной, понятный им язык".
2. В то же время, согласно И.Я.Яковлеву, полагаем, что без хорошего знания русского языка невозможна приобщиться к межобластной, общечеловеческой культуре. Поэтому в требованиях учителей по этому вопросу в нашем УВК всегда услышишь афоризм выдающегося чуваш-ского педагога: "Русский язык не вместо чувашского языка, русский язык вместе с родным языком".
3. В учебном плане были включены следующие предметы:
а) В Симбирской чувашской б) в Анат-Кинярском УВК
школе
математика то же самое
14
русская история,
география с элементами всеобщей истории и географии физика естествознание
сельское хозяйство
чистописание
черчение
рисование
история древнего мира, история средних веков, отечественная история, новая и новейшая история, география физическая и экономическая физика
биология, химия, физиология человека, экология, основа рыночной экономики
практика по сельскому хозяйству, труд на школьном поле и участке, учебно-производственная бригада письмо черчение
Школа искусств: ИЗО, живопись, хореография, прикладное творчество, хоровой класс, спорт и т.д.
4. Следует отметить, что освоение естествознания и сельского хозяйства И.Я.Яковлев полагал, что имеет важное воспитательное и образовательное значение, также очень большое место в учебном плане. При обучении любому предмету как И.Я.Яковлев, так и мы требуем от учителей установления связи с практикой, с жизнью.
а) по столярному режиму: поперечное и продольное пиление дерева, острагивание брусков разного сечения, высверливание и долбление отверстий в дереве, разные соединения брусков; склеивание дерева так, чтобы смогли сделать стол, стул, табуретку, кружок, полочку, шкафчик, колотушку, топорище, валек для белья, сбить ящик, приделать ручку к косе и проч.
б) по токарному
обтачивание дерева, вытачивание разного рода ручек и балясен;
а) по столярному делу: то же самое
то же самое
то же самое, за исключением шкафчика, топорище, валка для белья;
б) по токарному: то же самое
15
в) по слесарному: в) по слесарному: нарезание болтов, гаек, сверление то же самое, отверстий, склеивание железных частей, работы подпилкой, зубилом, приготовление разного рода шарниров.
5. Как и И.Я.Яковлев, устраиваем в целях общественной проверки результатов работы учащихся выставки изделий, инструментов, материалов и показательных работ. Так, на базе наших мастерских УВК, лаборатория этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского РИО проводят свои курсы "Учителя - мастера народного промысла".
В начале же нашего эксперимента мы обратили внимание учителей на то, что, если они будут наблюдать за школьником, размышляют над его действием, то каждый учитель может перейти к рациональному самоанализу, ориентированному прежде всего на смысл собственной деятельности и адекватности полученных результатов. Так, при анализе деятельности конкретного ученика учителя стали обращать главное внимание:
- как понял ученик необходимость в этой деятельности;
- на что направлена эта деятельность;
- какие результаты получены от этой деятельности;
- как результаты повлияли на ученика.
Констатируем, что главным условием опытно-экспериментальной работы стало, чтобы учитель знал каждого школьника, сумел ему оказать эффективную помощь в его повседневной деятельности (знал динамику утомляемости, наличие или отсутствие навыков самоорганизации, реакцию учителей, на разного рода заданий и т.д.). Такая помощь со стороны учителей прежде всего избавляла ученика от болезни на уроке, формировала у школьника потребность в самоанализе и проектировании собственных действий как в учебе, так и в спорте, труде или искусстве.
Заключение.
1. В последнее время вместо массовой школы появились альтернативные колледжи, гимназии, учебно-воспитательные комплексы, частные школы, которые признаются как новаторство, перестройка школы. Однако наше исследование показывает, что эти школы, безусловно, не могут решить все вопросы народного образования, порой их используют, на наш взгляд, лишь как ширму, декорацию, призванную затушевить многогранные нерешенные проблемы обучения и воспитания подрас-
16
тающего поколения, забывая, что массовая общеобразовательная школа была, есть и будет основным учебным заведением, призванным дать детям и молодежи полноценное образование, где обстоятельно остается основное, базовое образование (девять лет обучения).
2. К альтернативным формам обучения имеются два подхода:
- можно переименовать все средние школы в гимназии (так было в России, так есть во многих государствах мира);
- возможно и параллельное существование различных типов и видов школ.
3. В своем исследовании мы пошли по второму пути, признавая, что, например, гимназии и лицеи - это элитарные школы для одаренных детей, колледжи - школы, дающие и образование и профессию.
В своей опытно-экспериментальной работе в сельском учебно-воспитательном комплексе при рассмотрении путей модернизации образования прежде всего нами обращено особое внимание соотношению обстоятельных и необязатальных предметов. Нами было замечено, что в последние годы у нас как и в России, так и в Чувашской Республике наметилась тенденция к разному уменьшению обязательных предметов, при этом ссылается на опыт передовых стран мира.
Как известно, такое уменьшение на практике привело в других странах к резкому снижению качества обучения (например, в школах США 35% не изучали физику, 32% - химию и т.д.).
4. В настоящее время от подобной практики, как известно, многие страны отказались. Так, во Франции в средних школах обязательно изучают родной язык, математику, иностранный язык, историю, географию, физику, биологию, геологию, гражданское право, физкультуру, т.е. на обязательные предметы уделяется 70-90%, в США - 70%, в Англии - 75-85% всего учебного времени. Подобная практика оправдала, поэтому нет необходимости повторить чужие ошибки.
5. Однако в ходе всей нашей опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим принципиально иным итогам: выбор типа школы зависит от желания и способностей учащихся и необходимого контингента учителей, иначе самая лучшая идея будет дискредитирована, но и право на открытие того или иного вида школы представлено местной администрации, органам народного образования.
6. Одновременно с Федеральной программой образования (одобрено правительством России 31 марта 1994 г.) появились аналогичные ей региональные, которые отражают общегосударственную образовательную политику и учитывают интересы своих регионов, призванные стимулировать инновационные процессы в учебных заведениях.
17
7. Как показывает наше исследование, в деятельности сельского национального УВК, безусловно, многие явления и процессы нашей жизни и деятельности, в том числе и сельского учебно-воспитательного комплекса, требуют педагогической интерпретации и осмысления.
8. Прежде всего для улучшения и оптимизации деятельности УВК мы в педагогическом коллективе определили современные негативные явления:
- усиление бездуховности, нестабильности жизни, усиление кон-фликтности между людьми, в том числе и родными; разрушение нравственных устоев и ориентиров, социальные и экологические катаклизмы, создающие реальный гуманистический кризис в стране, чувствительный для подрастающего поколения. Поэтому все это приводит педагогиче-ские коллективы к более ответственным решениям и задачам воспитания детей и молодежи.
9. В диссертации дан теоретико-практический анализ этой проблемы в условиях сельского национального УВК. Обосновано в связи с этим утверждением, что особенное, специфическое-^национальное в работе сельского учебно-воспитательного комплекса сохранится и впредь.
10. Наше исследование показало, что успех работы в сельском УВК можно достичь, если:
а) использовать в учебно-воспитательном комплексе национально-региональный подход, позволяющий учитывать этнокультурные, социально-исторические, эколого-демографические и другие особенности населения, улучшающейся в возрождении, поддержке, развитии и трансляции средствами образования;
б) будущие сельские труженики, безусловно, растут на национальной почве своего народа, поэтому в УВК должны, естественно, проявляться любовь к своему народу, родному языку, истории и культуре родного народа, его традициям и обычаям - лучшие из них - выходцы из народа, поэтому, они всю свою жизнь должны, разумеется, оставаться бескорыстными тружениками;
в) в новых условиях жизни нашей страны, как вопрос первоочеред-ной важности и значимости, встала задача возрождения этнокультурных и этносоциальных функций школы:
- формирование национальных культур и национального самосознания у подрастающих поколений;
- изучение и знание культуры соседних народов в целях гармонизации межличностных и межнациональных отношений;
- обеспечение для наций международного обучения и воспитания;
18
г) в определении структуры и содержания воспитания учащихся в условиях УВК следует, что необходим учет сохранения и развития национальной культуры и самобытности, невозможно в отрыве от родного языка, обычаев и традиций. Однако развитие культуры отдельного этноса не может осуществляться в обстановке изоляции, в отрыве от культуры соседних народов и мировой культуры.
Через новые учебные планы в последние годы в нашем и по нашему опыту в других УВК придерживаются в обучении и воспитании детей и школьной молодежи принципа от культуры родной нации к культурам соседних, затем, - приобщению к мировой культуре.
Основные положения темы были опубликованы и нашли отражение в следующих работах автора:
Этнопедагогические аспекты инновации в сельской школе.// Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания. - Чебоксары, 1993. - С.44-45.
Основные направления практической деятельности// Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: проблемы и перспективы// Материалы республиканской научно-практической конференции. - Чебоксары, 1994. - С. 15-17.
Педагогическая инновация в сельской школе. - Чебоксары - Анат-Киняры (в соавторстве). - Чебоксары, 1994. - 37 с.
Традиционная культура чувашского народа, как средство формирования духовной культуры современного УВК.// Формирование духовной культуры школы: материалы научно-практической конференции. - Чебоксары, 1994. - С.45-47.
Приобщение к духовной культуре чувашского народа в условиях сельского УВКа// Формирование духовной культуры школы: материалы научно-практической конференции. Чебоксары, 1994. - С.77-78.
Народная педагогика, национальная музыка, спорт и искусство в учебно-воспитательном комплексе.// Этнопедагогика в современной национальной школе. - Чебоксары, 1995. - С.15-17.
Формирование национальной системы образования // Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания. - Чебоксары, 1995. - С.12-15.
Народная педагогика в учебно-воспитательном комплексе.// Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Воспитание у учащихся, молодежи гуманности в сфере межнациональных отношений", - Чебоксары, 1996. - С.15-17.
19
Воспитание у подростков межличностной гармонии в условиях сельского УВКа// Гуманизация учебно-воспитательного процесса в национальной и межнациональной школе. - Чебоксары - Ходары, 1999. -С.45-47.
Описание предмета: «Менеджмент инновационный»Менеджмент инновационный - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне
руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной
деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов
продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов
России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления
экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все
организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с
ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для
обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное
решение» и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или
внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла
(выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление
научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что
характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие
организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может
быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области
инновационного менеджмента.
Литература - М.Е. Косов, Э.В. Ягудина. Налоговое регулирование инновационной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 216 с.
- В.В. Николюк, Р.М. Дочия, В.Г. Шаламов. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием. Учебно-практическое пособие. – М.: Профессиональный союз адвокатов России, 2002. – 136 с.
- И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – М.: Учитель, 2008. – 92 с.
- Экономика инновационной деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. – 432 с.
- Л.П. Илларионова. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи. Учебное пособие. – М.: РГСУ, 2013. – 264 с.
- Олимпиада Лапина. Проявление индивидуальности во времени и творческих судьбах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 268 с.
- Елена Васильева. Учебно-методический комплекс дисциплины и специальности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 128 с.
- Иван Гребенюк, Николай Голубцов und Кирилл Чехов. Оценки инновационной деятельности вузов России. Часть 2. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 312 с.
- Дмитрий Степаненко. Государственная поддержка инновационной деятельности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
- Иван Гребенюк, Олег Федоров und Кирилл Чехов. Оценки инновационной деятельности вузов России. Часть 1. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 436 с.
- Дмитрий Ходос. Экономический механизм инновационной деятельности в сельском хозяйстве. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 176 с.
- Александр Харин. Ресурсное обеспечение научно-инновационной деятельности вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 180 с.
- Анна Кочетова. Совместная инновационная деятельность педагогов. – М.: , 2011. – 272 с.
- Татьяна Утешева. Качество инновационной деятельности современной школы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
- Анна Рапопорт. Инновационный учебно-методический комплекс. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 200 с.
- В.А. Погребинская. Социально-экономические проблемы России второй половины XIX - начала XX в. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 222 с.
- А.Л. Эйдис, В.И. Тинякова, И.О. Полешкина, А.В. Шарапова. Инновационные процессы в управлении объектами сельскохозяйственного назначения. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 192 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|