Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков

Возрастная психология

 

ЕГОВЦЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков

13.00.01 - общая педагогика

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Курган - 2000

Работа выполнена на кафедре педагогики Курганского государственного университета

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков" .

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, А.КГерцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова,Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г.Марц, Н.П.Булатов и др.

Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и др.).

4

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей.

Однако, по самооценкам учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения с детьми, для проявления к ним подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо современных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности. Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это дать в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные позиции, пытаясь понять новый тип воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности и вывести из тупика воспитательную систему школы. Все это позволило нам утвердиться в необходимости нашего исследования.

Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: уровень культуры общения снижается и на сегодняшний день нет системы, которая смогла бы преодолеть снижение этого уровня; существующие возможности использования народной культуры, народной игры имеют большие воспитательные возможности, но недостаточно

5

используются в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности народных игр.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков. Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования "Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков".

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Объектом изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б)определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования народных игр в педагогической теории и практике воспитательной работы с младшими подростками

2. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

4. Разработать рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков. Методологическими основами исследования являются:

-положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.Г.Гостев и др.);

-философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов, Л.А.Венгер, И.С.Кон, Г.Г.Гранатов и др.).

6

В исследовании использованы отдельные положения системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, Г.Н.Сериков и др.).

В области методологии и методов исследования основой послужили труды Ю.К.Бабанского, В.В.Краевского, В.В.Белича, А.Я.Найна и других.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской, педагогической, психологической, фольклористической литературы по теме исследования;

- изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры общения у младших подростков;

- длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях;

- беседы и стандартизированное интервью;

- устные и письменные анкетные опросы учащихся;

- методы экспертных оценок и самооценок;

- игровая диагностика;

- встречи и беседы со старожилами;

-опытно-экспериментальная работа в школах.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994-1995гг.) - этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерей; разрабатывалась стратегия и тактика, определялась методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996-1997 гг.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов.

На данном этапе исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выбрана экспериментальная база - школы, среди них определены экспериментальные и контрольные. Были подготовлены материалы для проведения эксперимента: конкретные методики; обеспечили наличие некоторых условий в варианте "эксперимент"; выработаны рекомендации по использованию форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

7

Третий этап (1998-1999гг.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№24,32,42; научное оформление диссертации; сформулирование основных выводов и рекомендаций.

Базой опытного исследования были общеобразовательные школы №№24,32,42 г.Кургана.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы возможности народной игры в формировании культуры общения у младших подростков.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного использования народной игры в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Разработана и экспериментально проверена методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования народных игр в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков. Разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированное(tm) культуры общения; определены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.

Практическая значимость исследования определяется раскрытым содержанием педагогических условий, способствующих формированию культуры общения у младших подростков. Разработаны методические рекомендации по использованию народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков, составлена программа игрового факультатива для учеников 5-6х классов. Определены возможности использования материалов исследования в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная игра может являться средством формирования культуры общения у младших подростков.

2. Возможность формирования культуры общения у младших подростков средствами игры обеспечивается рядом выведенных нами педагогических условий: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции.

8

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:

- методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования целям, задачам, логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных;

последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;

- применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;

- анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№24,32 г.Кургана.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№24,32,42 г.Кургана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

А также в нем дается представление о проблематике работы, обосновывается целесообразность исследования проблемы народной игры как средства воспитания культуры общения у младших подростков.

В первой главе "Воспитание культуры общения у младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема" дан ретроспективный анализ состояния проблемы в теории и практике; определены идеи исследования, методологическая позиция автора, теоретически выявлены педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у младших подростков средствами народной игры" раскрыта общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы; показана методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

В заключении приведены общие итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

9 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава 1."Воспитание культуры общения у младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема"

Решение социально-культурных и духовных проблем национального возрождения основывается, прежде всего, на сфере образования и воспитания. Поэтому строительство современной школы демократического и гуманистического общества немыслимо без союза теоретической, академической, школьной педагогики с народной.

Важнейшая задача современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно способствовать сохранению культурного наследия нации, ее возрождения и дальнейшего развития; в-третьих, формировать сегодняшние критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики.

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социо-культурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью искусства, спорта и др.

Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.ПБлонский, Л.С.Выготский, Н.ККрупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.

Труд и игра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга . Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.

Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.

С.А.Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается

10

окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание , разум и творчество; главная сфера общения детей.

Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.

В исследовании выявлены и в диссертации подробно охарактеризованы наиболее важные признаки народных игр: спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость, коллективность, наличие правил.

Рассмотрены функции народных игр: развлекательная, зрелищно-эстетическая, компенсанаторная, ритуальная, но явно преобладающими являются педагогические функции - развивающая, познавательная, развлекающая, диагностирующая, корректирующая и др.

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп. Классифицировать игры - значит соединить порядки игр, соподчиненных их назначением и составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации о них. В своем исследовании мы использовали классификацию В.М.Григорьева. Не отрицая других подходов, исследователь дает свою классификацию, беря за основу функции игр в воспитании и развитии человека: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а также - идеи. Таким образом, в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой: во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценности; во-вторых, люди-творцы, создающие духовные

11

ценности; в-третьих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой людей; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой "толпу". Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной речи.

Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, - писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть

12

многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова значение существительного "формирование" приведено в контексте значений глаголов "формировать" и "формироваться" в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста; 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие "формирование" в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий "формирование" и "воспитание" как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями "воспитание" и "формирование" менялась, меняется и будет меняться. Понятие "формирование" шире понятия "воспитание" настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также - в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макро- и микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под

13

воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества. Собственные многолетнее наблюдение за подростками, анализ психолого-педагогических исследований позволили утвердиться нам в мысли, о том, что период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V-VIII классов, называют подростковым возрастом иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости.

Для подросткового возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского

коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого-педагогические идеи об особенностях подросткового возраста в формировании культуры общения:

у ребят младшего подросткового возраста формируется относительно

устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает

интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах,

поступках, формируется самооценка;

появляются и становятся существенными новые условия развития личности,

а именно - собственные требования к себе, к своей культуре общения;

в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и

правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные

взгляды и оценки;

14

- заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, которые, в силу различных обстоятельств, может приносить "отрицательный характер" (грубость, упрямство и т.д.);

- важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков;

- важна роль игры. Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и в жизни их привлекают нравственно-психологические качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.

Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Речь идет о двустороннем взаимоотношении ребенка и воспитателя. Важно найти в этом взаимоотношении "золотую середину". А для народной педагогики стремление к "золотой середине", ладу между, бесконечным многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно.

Мы считаем, что принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним из первых педагогических свершений человечества, и этот этап филогенеза оставил неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека. Народная педагогика игры охватывает все возрастные этапы, чего до сих пор не вполне удалось достичь педагогике профессиональной. Еще и сейчас лишь в народной педагогике игры можно найти достаточно ясные и мудрые позиции в отношении игр подростково-молодежного межполового общения (от посиделочных игр знакомства и поцелуйных игр до завершающей свадебной игры) или незаменимой роли дедушек и бабушек в формировании естественной игровой среды. Игра - это своеобразная школа социализации ребенка.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

15

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, литературы по фольклористике и педагогики творчества, многолетний собственный опыт, апробация в школах и детских творческих коллективах позволили нам выделить следующие основные педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Описание и реализация в школьной практике каждого условия приведено в диссертации.

Глава 2."Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у младших подростков средствами народной игры"

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогике, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа нашей работы позволили разработать основы методики использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков, организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

Нами была составлена программа игрового факультатива "Играем -друзей созываем" для учащихся 5-6х классов. В программу были включены и теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом регионального компонента.

Одновременно с проведением факультатива в экспериментальных классах во все предметы гуманитарного цикла были включены элементы фольклора. В работе был задействован весь педагогический коллектив, работающий в экспериментальных классах. Методика проведения игрового факультатива и элементы вкрапления народных игр в предметы гуманитарного цикла в целях формирования культуры общения младших подростков приведены в диссертации.

Многолетние наблюдения, беседы с опытными педагогами, изучение педагогической литературы позволяют говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые помогают педагогу без проведения специальных исследований определить взаимоотношения детей в коллективе, межличностные отношения и т.д., то есть, как нами было отмечено ранее, игра выполняет различные функции, в том числе диагностическую.

16

Собственный педагогический опыт работы, изучение и обобщение опыта других педагогов-практиков, анализ исследовательской литературы показали, что таким методом не только познания, но методом воспитания, метод организации и самоорганизации детского коллектива, отдельных учащихся выступает коллективная игра, как ведущая деятельность в младшем подростковом возрасте. Именно она позволяет с наибольшей эффективностью организовать наблюдения за детьми. Игра вводилась в учебно-воспитательный процесс прежде всего как средство диагностики.

Первоначально в качестве диагностики мы использовали и рекомендовали учителям известные распространенные народные игры среди младших подростков. Определить их помог проведенный нами опрос подростков. Среди этих игр, использовались "Пятнашки", "Жмурки", "Салки", хороводная игра "Арам-шим-шим" и др. Эти игры, как правило, организовывались ребятами самостоятельно. И именно в этом состояла их ценность. Самостоятельно организуемые игры четче и рельефнее позволили наблюдать взаимоотношения детей, их симпатии и антипатии, случаи неприятия в игру и т.д.

В нашей работе использовались и специально организуемые педагогами игры. Преподносились они ненавязчиво, как бы ненароком. "Пока у нас есть немного свободного времени, давайте, поиграем в народные игры ...". И предлагалась определенная игра. Среди таких игр мы использовали игры "Мигалки", "Барыня", "Я садовником родился", "Третий лишний", "Колечко" и другие.

В процессе игровой деятельности на первоначальном этапе диагностики мы рекомендовали педагогам определить статус подростка в коллективе, характер его взаимоотношений среди сверстников, стиль и тон отношений подростков, зависимость друг от друга, взаимные характеристики. При проведении и организации игр мы советовали соблюдать ряд условий. Прежде всего, если проводилось несколько игр сразу, важно было выдерживать игровой темп, не допускать игровой усталости. Во время игр пары, команды участников создавались по желанию и самостоятельному выбору игроков с целью выявления симпатий, привязанностей и т.д., допускалось возникновение конфликтных ситуаций. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора игр. Основное правило: "Не вмешиваться".

Игровые средства и игровые методики использовались нами в ходе опытно-экспериментальной работы как дополнительные с целью проверки правильности получаемых данных.

Эти методики были "вплетены" в игровую деятельность.

При подборе игровых методик изучения личности подростков на диагностическом этапе, мы учитывали, что используемые народные игры и игровые методики должны нести в себе воспитательный потенциал и оказывать влияние на изменение личности. Уже в процессе диагностики менялась информированность подростков, осуществлялась индивидуальная и групповая рефлексия, корректировались поведение, самооценка, стиль общения.

17

Игровые методики позволили нам: 1) продиагностировать характер отношений и стиль общения со сверстниками и взрослыми; 2) выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе; 3) определить мотивы участия или неучастия в организуемых и проводимых играх; 4) замерить уровень эффективности применяемых средств и приемов.

Методики, применяемые нами и использованные в игровой деятельности, отличались от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как первые констатируют тенденции формирующихся характеристик.

Нам необходимо было узнать о ходе развития некоторых характеристик больше, чем о самих характеристиках. Это позволило нам внести изменения в воспитательный процесс, совершенствовать способы работы и изменять заложенные нормы отношений. В ходе опытно-экспериментальной работы нами использовались следующие методики:

- с целью уточнения взаимоотношений подростков в коллективе, их статуса, самооценки и самоотношений - "Я - позиция", "Мишень";

с целью исследования организованности коллектива - "Алфавит", "Общежитие";

- среди игровых средств выступили "Горячий стул", "Третий лишний" и другие.

Для определения индивидуальных и коллективных характеристик как дополнительные средства выступали игры из многовариантной серии "Ассоциация". Методика "Портретная галерея" давала образную характеристику класса, группы в целом с помощью изобразительных средств, позволяла определить черты характера, поступки подростков, которыми он обладает в данный момент и прогнозировать те качества характера, поступки, которыми он хотел бы обладать.

Центральная идея предлагаемых методик - создание ситуации "свободного выбора", в которой только и становится реальным выявление отношений. "Свободный выбор" представлен либо как умозрительный выбор, либо как эмоциональное предпочтение, либо в качестве создаваемой практическо-действенной ситуации реального поведенческого выбора. Использование представленных игровых методик позволило решать задачу в развитии личности ребенка - активизировать его внимание к собственному "Я", развивать потребность познания себя, самосовершенствовании, стимулировать самореализацию каждого в доступной деятельности с учетом индивидуальности.

Для определения эффективности используемых игр, игровых методик и средств рекомендовалось использование также многочисленных данных, полученных с помощью наблюдения за подростками, их опроса, анализа продукта их деятельности (сочинения, метод незаконченных предложений и т.д.). Анкеты, игровые методики были построены таким образом, чтобы полученные данные могли обрабатываться простыми статистическими приемами.

В результате анкетного опроса нами было выделено 3 уровня знаний и умений применять в практике народные игры. Первый уровень - высокий, ему

18

соответствует следующее: учащиеся имеют систематичные знания о народной игре, умеют применять игры в практической деятельности, обладают навыками организации проведения таковой. Средний уровень характеризуется отсутствием системных знаний о проведении народных игр, но иногда учащиеся играют в эти игры. Низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной игре, не играют в народные игры.

В момент проведения констатирующего эксперимента большинство учащихся экспериментальных классов имели средний и низкий уровни знаний и умений применять в практике народные игры. Данные представлены в виде таблицы.

Таблица №1

Уровни знаний и умений о применении народных игр младшими подростками на констатирующем этапе эксперимента

 

Уровни \признаки

Высокий

Средний

Низкий

Показывает знания о народных играх

15%

26%

59%

Умеет применять знания на практике

10%

33%

57%

Обладает организационными способностями

9%

32%

59%

Обладает коммуникативными способностями

12%

31%

57%

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице №2.

Таблица №2

Уровни знаний и умений о применении народных игр младшими подростками в

экспериментальных школах

 

Уровни\ признаки

Высокий

Средний

Низкий

Показывает знания о народных играх

24,9%

61%

14,1%

Умеет применять знания на практике

29%

52%

19%

Обладает организационными способностями

20%

23%

57%

Обладает коммуникативными собностями

32%

58,5%

9,5%

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем, что в экспериментальных классах процент учащихся с высоким уровнем знаний и умений применения народных игр в практике школьной жизни к концу формирующего эксперимента возрос. Подростки имеют достаточные знания и умения применять народные игры на практике. Больше учащихся стали обладать организационными и коммуникативными способностями.

19

Это подчеркивает оправданность применяемых в работе с подростками педагогических условий.

Для получения исчерпывающей информации о сформированности культуры общения у младших подростков нами был использован комплекс разнообразных методов научно-педагогического исследования. В частности, проводились индивидуальные беседы, наблюдения, анкетирование, социометрические методики ("К кому ты обратишься", "Выбор в действии"). Полученные результаты нам дали возможность выявить уровни сформированности констатирующего эксперимента.

Низкому уровню сформированности культуры общения младших подростков соответствуют следующие свойства и качества личности: чувство симпатии к другому; желание делиться мыслями, переживаниями; способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации; устойчивая потребность в систематическом общении; в новой обстановке теряется, волнуется.

Среднему уровню соответствуют: потребность в хорошем эмоциональном самочувствии; расположение и уважение к участникам общения; желание приносить радость другим; доброжелателен, сосредоточен, внимателен, активен в общении.

Высокому уровню сформированности культуры общения соответствуют следующие свойства и качества: способность устанавливать правильное взаимоотношение с людьми; желание приносить радость людям и сопереживать радости другого; способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на другого; полное взаимопонимание в общении; выработан и закреплен индивидуальный стиль общения; умеет делать комплименты другим; понимает шутки и юмор; приобретает коммуникативный опыт безконфликтного общения.

Уровень сформированности культуры общения младших подростков мы определяли по совокупности следующих методик: "Определение потребности в общении", "Определение уровня эмпатии", "Определение предпочтений в общении".

Анализируя данные о качественных изменениях отношения учащихся к изучению народных игр, мы наглядно видим результат нашей работы. Нам отрадно отметить, что организованная нами опытно-экспериментальная работа в целях формирования культуры общения у младших подростков дала положительный результат, во-первых, по придаванию воспитательной системе определенную, законченную формы и вид в результате процессирующей деятельности учащихся; во-вторых, по приобретению учащимися определенный, устойчивый характер в результате их нравственного развития в постоянно изменяющейся обстановке.

20

Уровни сформированное(tm) культуры общения

Таблица №3

у младших подростков в вариантах эксперимент , контроль

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:

Эксперимент

Контроль

Эксперимент

Контроль

Эксперимент

Контроль

I

3%

2,5%

34%

36%

63%

61,5%

II

5,1%

2,6

59%

37%

35,9%

60,4%

I - констатирующий этап эксперимента;

II- при завершении формирующего этапа эксперимента.

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент подростков в экспериментальных классах стал обладать высоким уровнем сформированное(tm) культуры общения. Но в контрольных классах эти изменения незначительны, так как не учитывались педагогические условия формирования культуры общения средствами народных игр.

Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт безконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены:

1. Нами проанализировано состояние проблемы использования народных игр в педагогической теории и практике.

2. Изучены возможности игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Экспериментально проверена возможность применения народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

4. Разработаны рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

Гипотеза исследования подтвердилась - народные игры могут и должны являться эффективным средством формирования культуры общения младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностный и творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

21

6.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Воспитательное значение фольклора / /Проблемы повышения эффективности обучения в школе и вузе: Сборник научи, трудов Кург.гос.пед.ин-та. - Курган: КГПИ, 1995. - С. 64-66. Современное творчество детей (к проблеме роли фольклора в воспитании гуманизма) // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду: Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции. - Курган: КГПИ, 1996. - С.40-43. (в соавторстве).

Фольклорные традиции в формировании литературно-творческих способностей у детей // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду: Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции. - Курган: КГПИ, 1996. - С.48-50.

Преемственность в формировании литературно-творческих способностей у школьников //Самореализация личности и коллектива в образовательном процессе, проблемы, поиски, решения: сборник тезисов докладов к зональной научно-практической конференции вузов Башкортостана, Курганской и Челябинской областей. - Курган: КГУ, 1997. - С. 17-19. Особенности функционирования народной игры как воспитательного средства //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб.науч.тр.№2(3). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999.- С.87-90. Особенности функционирования народной игры как средства формирования культуры общения младших подростков //Педагогические исследования: гипотезы, проекты, внедрения: Сб.науч.тр. №3(4). - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 1999. - С.55-61.

Воспитательное значение народных игр//Актуальные проблемы преемственности образования: Сб.научн.тр.№2. - Челябинск: УралГАФК, 1999.-С.46-49.


Описание предмета: «Возрастная психология»

Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

[Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1990.; БСЭ.]

Литература

  1. Н.В. Чичерина. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: ЛКИ, 2008. – 232 с.
  2. Н.А. Бурмистрова. Математическое моделирование экономических процессов как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы при обучении математике. – М.: Логос, 2010. – 228 с.
  3. Н.И. Формановская. Культура общения и речевого поведения. – М.: ИКАР, 2014. – 240 с.
  4. Лера Юркина. Формирование культуры общения студентов непедагогических ВУЗов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 212 с.
  5. Л.Л. Тимофеева. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 160 с.
  6. И.С.Алексеева. Формирование культуры безопасности у учащихся общеобразовательных школ. – М.: , 2012. – 156 с.
  7. Ирина Иванова. Формирование навыка правописания у младших школьников. – М.: , 2014. – 84 с.
  8. Ксения Сорокина. Песенный фольклор как средство обучения иностранному языку. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
  9. Татьяна Федосова. Деловая игра как средство развития самостоятельной работы учащихся. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.
  10. Наталья Абрамова und Галина Железовская. Формирование культуры иноязычного делового общения. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 140 с.
  11. Ольга Данилова. Музыкально-символическая деятельность и временные представления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 84 с.
  12. Татьяна Кудрова. Игра при формировании фонематических процессов у дошкольников с ФФН. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 192 с.
  13. Е.В. Фокина und Е.С. Набойченко. Формирование гендерных стереотипов у депривированных подростков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.
  14. Дмитрий Буфетов. Коррекция навыков общения у детей с нарушением интеллекта. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
  15. Елена Беляева. Народная сказка как средство формирования этнической идентичности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 108 с.
  16. Как у нашего двора начинается игра. Вилегодские народные игры. – М.: Сказочная дорога, 2017. – 112 с.
  17. И.В. Ржепянская. Русское народное творчество в становлении нравственной культуры Древней Руси. – М.: Editorial URSS, 2017. – 200 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Игра, как средство гендерной социализации дошкольников
Педагогика
Диплом
71 стр.
Фольклор как средство формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Педагогика
Диплом
83 стр.
Подвижная игра как средство совершенствования основных движений детей 6-го года жизни
Педагогика
Диплом
62 стр.
Формирование навыков самообслуживания у младших школьников с нарушенным слухом
Педагогика
Диплом
88 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Олег, 09.11
Спасибо Юлия, что потратили хоть какое-то на поиск моего реферата, хоть и не нашли ничего по этой теме