Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Социальные отношения в условиях перехода к рыночной экономике

Социология

 

Кадыров Дилловар Бахридинович

Социальные отношения в условиях перехода к рыночной экономике

Специальность 08.00.01 - политическая экономия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Душанбе -1998

Диссертация выполнена на кафедре национальной экономики Таджикского государственного национального университета.

 

 

Общая характеристика работы

Всеобъемлющий характер экономических реформ, предусматривающих принципиальные изменения форм собственности, системы управления и регулирования социально -экономических процессов в обществе в условиях перехода к рыночной экономике предопределяют направленность вектора социальных перемен.

Проводимые в Республике Таджикистан экономические реформы требуют учета многообразных, порой противоречивых, социальных факторов, непосредственно или косвенно влияющих на отношения населения к ним. Радикальные экономические преобразования обычно сопряжены со снижением объемов производства, банкротством предприятий, которые имеют не только экономические, но также социальные и политические последствия. Конечные результаты экономических преобразований оцениваются не только по критериям макро - или микроэкономической стабилизации, но и по тем реальным результатам и изменениям, которые непосредственно произойдут в уровнях материального и духовного благосостояния народа, в его положении в системе социальных отношений.

Прямым следствием экономических реформ являются формирующиеся новые социальные группы и слои, резкое усиление социально - доходной дифференциации общества. Появление частной собственности привело к росту безработицы, формированию новых, нетрадиционных источников получения доходов, изменению существующей системы перераспределения доходов и финансирования социальных программ. Все это актуализирует исследование проблем, связанных не только с реформированием экономических отношений, но и созданием условий для формирования принципиально новой социальной политики государства и , в том числе, системы социальной защиты населения. Научный анализ и осмысление новых подходов к их формированию и развитию способствует разработке и осуществлению эффективной государственной социальной политики, служащей основой достижения социального партнерства в обществе и поддержки широкими слоями населения предпринимаемых

Правительством мер по осуществлению экономических преобразований в стране. Этим и определяется актуальность исследуемой проблемы

Степень разработанности темы.

Проблемы социальных отношений, разработки социальной политики и механизмов ее реализации являются предметом изучения экономической науки в течении достаточно длительного времени. Они исследуются преимущественно в контексте анализа общих, фундаментальных вопросов совершенствования механизма хозяйствования, всей системы управления экономикой.

Вопросы же теории и методологии социальной защиты населения, её места в системе взаимосвязанных категорий экономической науки и социально - экономических процессов и явлений в обществе до последнего времени не были объектом углубленного научного исследования.

Главной причиной отставания теоретических исследований по данному вопросу заключается в том, что вопросы социальной защиты населения не выступали предметом специального изучения экономической теории .Имеющиеся разработки по данной проблеме преимущественно выполнены применительно к условиям бывшего Советского Союза с централизованно планируемой и административно управляемой экономикой. Ныне отсутствуют системные исследования, посвященные изучению и анализу социальной политики государства как в целом, так и системы социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике, в частности.

Выбор данной проблемы в качестве предмета экономического исследования обусловлен необходимостью изучения и анализа моделей социальной политики государства до и после перехода к рыночным отношениям; исследования общих принципов и механизмов формирования наиболее приемлемой к условиям перехода к рыночным отношениям модели социальной политики; формирования адекватных условиям рыночной экономики рычагов и инструментов социальной защиты населения.

Целью диссертационной работы является исследование

теоретических, методологических и методических основ формирования концепции социальной политики, сочетающей меры государственною регулирована* с новыми рыночными механизмами саморегуляции социально-экономических процессов, определение и научное обоснование выбора направлений и форм применения регуляторов социальных отношений в условиях перехода к рыночной экономике.

Дня достижения данной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

1.Исследовать сущность и основные компоненты социальной политики государства в условиях становления и развития рыночных отношений.

2. Проанализировать существующие модели социальной политики в странах с разными социально - экономическими уровнями развития и с помощью сравнительного анализа определить основные направления и принципы разработки модели социальной политики, в наибольшей степени соответствующей особенностям развития Республики Таджикистан.

3.Разработать научно - обоснованную систему социальных гарантий трудоспособным и нетрудоспособным гражданам а условиях перехода к рыночной экономике, исследовать методы и принципы расчета минимального потребительского бюджета по половозрастным группам населения и на этой основе научно обосновать минимальные размеры заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат.

^Проанализировать основные элементы системы социальной защиты населения.

5.Научно обосновать основные направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования является система социальных отношений и социальной защиты населения в Республике Таджикистан в условиях перехода к рыночной экономике.

Объектом исследования является система методов управления социальной защитой населения, лежащих в осно-

ву модели социальной политики, применяемой в условиях становления и развития рыночных отношений.

Теоретической и методологический основой диссертационною исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные проблемам управления экономическим и социальным развитием общества, законодательные и нормативные акты Республики Таджикистан и других стран СНГ, регулирующие социальные отношения.

В диссертации использованы научные исследования, методические и практические разработки Министерства экономики и внешних экономических связей РТ, Министерства труда и занятости населения РТ, Министерства социальной зашиты населения РТ и Государственного статистического агентства при Правительстве Республики Таджикистан по рассматриваемой проблеме.

Элементы научной новизны диссертационной работы.

Важнейшей составной частью результатов исследования является разработка основ системы социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям, направленная на смягчение и минимизацию неизбежных отрицательных последствий перехода к рынку.

Охарактеризованы основные этапы формирования системы социальной защиты, принципы функционирования и механизм ее реализации в Республике Таджикистан, раскрыты методологические асиекгы теории социальной защиты населения в условиях переходного периода. Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения, содержащие научную новизну:

щ обоснование сущности, содержания и места категории "социальной защиты населения;

• определение важнейших целей и направлений формирования социальной политики и оптимального элементного содержания ее моделей применительно к условиям Республики Таджикистан и установление круга факторов, формирующих направленность социальной политики государства на этапе становления и развития рыночных отношений;

обоснование критериев, характера и параметров

гарантий социальной защиты населения в условиях рыночной экономики и разработка принципов частичной и полной индексации доходов населения посредством использования предложенных диссертантом коэффициентов приоритетности;

• определение основных направлений обеспечения полной продуктивной занятости населения в условиях становления рыночных отношений.

• научное обоснование методики оценки жизненного уровня населения на базе социальных нормативов и др.

Практическая значимость работы состоит в разработке принципальных положений решения социальных проблем которые могут быть изпользованиы при составление долго - и среднесрочных целевых комплексных социальных программ и индикативных планов. Ряд положений работы имеют научно -познавательное значение и представляют интерес в плане преподавания курсов "Рынок труда", "Политика доходов", "Социальная защита населения в условиях рыночной экономики" в высших учебных заведениях, в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Апробация и реализация результатов работы.

Результаты исследования докладывались на республиканских научно - практических конференциях в 1992 - 1998 годах. Основные положения диссертации отражены в семи публикациях, использованы в научных разработках Таджикского отделения Международного фонда экономических и социальных реформ, Министерства социальной защиты населения Республики Таджикистан, НИИ труда Министерства труда и занятости населения Республики Таджикистан (акты о внедрении имеются).

Структура работы и ее логика соответствуют целям и задачам диссертации, сформировавшимися в процессе исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Структура и основное содержание диссертации

Во ведение обосновано актуальность темы в условиях

7

перехода к рыночной экономике, определены цели и задачи исследования, его научная новизна, предмет и объект.

В первой главе рассматриваются концептуальные основы формирования системы социальных отношений при переходе к рынку. Рассматриваются цели и основные элементы социальной политики государства с разным типом управления обществом. На основе анализа определяются положительные элементы этих моделей с целью их использования в условиях Республики Таджикистан.

В общем виде цели социальной политики государства большинством исследователей, как правило, определяются следующим образом:

Щ обеспечение каждому члену общества свободы и права выбора в трудовой, социальной, потребительской и других сферах общества;

| обеспечение права на труд и справедливую оплату по конечным результатам;

И обеспечение гибкой, современной системы профессиональной подготовки;

| обеспечение социальных гарантий отдельным членам общества, и прежде всего социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам и др.), социальной поддержки и помощи в трудных жизненных ситуациях;

? гарантирование возможности получения социального минимума жизненных средств всем членам общества (при этом для трудоспособных групп населения эта возможность должна проявляться в создании условий для зарабатывания необходимых жизненных средств).

При переходе к рыночным методам управления основные цели социальной политики меняются. Во - первых, в качестве цели социальной политики не может рассматриваться социально справедливое распределение по труду материальных благ и услуг, так как распределение общественного продукта в условиях господства рыночных отношений осуществляется по результатам продажи рабочей силы и на основе других рыночно обусловленных факторов.

Во - вторых, из целей социальной политики должен быть исключен тезис о недопущении безработицы. Рынок труда, как и любой другой рынок, требует определенного избытка товаров (рабочей силы) для поддержания нормального уров-

8

ня конкуренции. Проблема заключается лишь в том, насколько эффективно будут осуществляться программы сокращения уровня безработицы путем переобучения и переквалификации работников и создания новых рабочих мест.

В третьих, становится неправомерным в качестве цели социальной политики рассматривать достижение социального (имущественного) равенства всех членов общества. Само существование рыночных отношений основано на признании неравенства членов общества по отношению к средствам производства и, соответственно, к распределяемому общественному продукту. Однако, в качестве целевой установки должно, по нашему мнению, сохраниться равенство социальных возможностей и социальной защищенности всех членов общества.

Говоря об основных составляющих социальной политики надо отметить, что сочетание элементов и использование их государством (или другим субъектом) в большей или меньшей степени определят модель социальной политики.

Составляющими элементами социальной политики являются:

1. Создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и распоряжении государственных или местных органов управления;

2. Организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной инфраструктуры, находящихся в собственности и (или) распоряжении государственных органов управления;

3. Создание условий, позволяющих каждому гражданину самостоятельно зарабатывать средства для поддержания необходимого уровня жизни;

4. Создание финансовых условий для удовлетворения различных потребностей членов общества.

Выбор в качестве приоритетных тех или иных составляющих социальной политики означает соответствующий маневр ресурсами, направляемыми в различные отрасли социальной сферы и социальные гарантии членам общества по поводу обеспечения их потребностей в рамках каждой из составляющих социальной политики.

Анализируя особенности отдельных моделей социальной политики и формирующихся в их рамках социальных отношений важно выяснить, что предопределило преимущественное применение той или иной модели в разных странах.

В зависимости от влияния различных факторов можно выделить два вида социальной политики - "мягкую" и "жесткую"

"Мягкая" социальная политика направлена, прежде всего, на смягчение социальной напряженности, на облегчение положений тех групп, которые образуют "низ" социальной структуры общества. Она сопровождается расширением социальных программ и ростом налогов. Однако, осуществление такой социальной политики сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых, повышение налогов имеет пределы и жесткие ограничения, а во-вторых, перераспределение доходов с помощью налогов и социальных программ часто оказывается неэффективным, так как оказывает незначительное влияние на изменение степени неравенства социального положения отдельных граждан или их групп.

"Жесткая" социальная политика, в которой основная ставка делается на наиболее активных членов общества, допускает формирование и расширенное воспроизводство социального "низа" и соответствующих ему социальных издержек. Такая стратегия реализуется преимущественно с помощью свертывания социальных программ.

Кроме вышеописанного деления социальной политики на "мягкую" и "жесткую", в работе выделяются три типа рыночной социальной политики в зависимости от роли государства в обеспечении минимальных гарантий населению:

• А-"позитивная"- государственное социальное обеспечение как вынужденная политика, постепенное возвращение на новой основе к рыночному механизму распределения благ и услуг (США);

• Б-"социальное обеспечение", то есть государственное обеспечение только национального прожиточного минимума, минимального объема потребляемых благ и услуг, стимулирование частных благотворительных систем (Англия);

• В - "социальное благосостояние" - государственное обеспечение необходимых благ и услуг и гарантирование свободного доступа к ним всех членов общества независимо от

10

их взносов в фонды страхования и платежеспособности (господствующая политическая программа социал - демократов в Швеции).

В диссертации анализируются особенности социальных отношений, порождаемых проводимой социальной политикой государств с разным типом управления. Важнейшим критерием, позволяющим классифицировать отдельные социальные теории и модели, является степень вмешательства государства в экономические и социальные процессы.

Социальная политика, которая проводилась в Советском Союзе и других социалистических государствах, сформировалась в 30-е годы и принципиальным образом не менялась до начала 90- х годов, хотя претерпела определенные изменения в рамках своей эволюции.

Важнейшая черта данной социальной модели - всесторонняя ответственность государства за социально - экономическое положение своих граждан. Особенностью данной социальной модели явилась также жесткое директивное регулирование производства, обмена и распределения социальных благ и услуг, которые при иных социальных моделях осуществляются на основе прямых отношений между производителями и потребителями.

Государственное вмешательство во все сферы жизни общества при этом противостоит экономической и социальной свободе отдельного индивида. Общество, выбирающее данную социальную модель, должно четко представлять, что забота со стороны государства бесспорно и неотвратимо оплачивается определенной потерей свободы индивида, означает полную его зависимость от государства, формированием иждивенческих настроений, хотя порождает и укрепляет у членов общества чувство социальной защищенности и личной социальной стабильности и лояльность по отношению к государству со стороны широких масс населения, особенно при проведении соответствующей пропагандисткой работы.

Рассмотрение социальной модели, реализуемой в условиях административно - командной системы позволяет сделать вывод о том, что на определенном этапе своего развития она стала тормозом в совершенствовании социальных отношений. Относительно терпимая в периоды, когда большинство населения имело невысокий образовательный и имущест-

11

венный статус, она стала неприемлемой в условиях повышения социально-профессионального уровня значительной части населения и резкой дифференциации материального благосостояния различных категорий граждан. Поэтому, по мере реформирования общественных отношений, особенно в связи с переходом к рыночной экономике, встает задача поиска альтернативных социальных моделей. При этом важное значение приобретает изучение и поиск возможных вариантов использования в условиях нашей страны опыта зарубежных стран по применению различных моделей социальной политики.

В работе анализируются положительные и отрицательные аспекты таких рыночных моделей социальной политики, как "государство благосостояния", "социальное рыночное хозяйство" и др.

Рассматривая возможности и перспективы использования в Республике Таджикистан рыночной социальной модели, следует отметить, что некоторые ее составляющие резко контрастируют с накопленным в нашей стране историческим опытом социальной защиты и массовой социальной поддержки населения через разветвленную сеть бесплатных учреждений социальной сферы и многообразных форм социальных гарантий. Более того, идеологическое обоснование содержания социальной политики у нас строилось на признании примата коллективизма и ответственности общества за благосостояние своих членов. Другими словами, идеи, заключенные в рыночной социальной модели, по существу, антагонистичны идеям и идеалам, реализовывавшимися в рамках патерна-листской социальной модели и административного общественно-политического строя.

Для эффективного функционирования рыночной социальной модели необходим поэтапный отход государства от выполнения тех функций, которые могут оптимально реализовываться без его участия на основе создания адекватных условий и рыночных механизмов расширения и развития негосударственного сектора в сфере удовлетворения социальных потребностей населения.

На наш взгляд, для условий Республики Таджикистан, учитывая ее национальные, культурные, исторические, психологические особенности населения, идеи рыночной социаль-

12

I

ной модели являются вполне приемлемыми. Республика в определенном смысле "пережила" идеи патерналистской социальной модели, и одним из возможных путей ускоренного развития страны выступает рыночный подход к развитию социальной сферы, а также использование приемлемых положительных элементов, присущих концепциям "государства благосостояния" и "социального рыночного хозяйства". Эти модели, на наш взгляд, являются наиболее гибкими, саморегулирующимися в критических моментах и способны к адаптации и эволюции.

Во второй главе рассматриваются основные направления формирования социальных отношений в условиях становления и развития рыночной экономики.

Становление развитых социальных отношений прежде всего связано с формированием эффективной системы занятости, которая усиливает социальную защищенность населения, не только потому, что более квалифицированный и результативный труд в условиях рынка оплачивается выше, но и вследствие того, что при этом достигается большая профессиональная мобильность работников, происходит эффективное перераспределение рабочей силы между отраслями производства, в конечном счете, повышающие производительность их труда.

Определяющее место в системе социальной политики занимают методы поддержания реальных доходов населения на достаточно приемлемом уровне. В отношении трудоспособных граждан, экономически активных групп населения политика социальной защиты заключается в предоставлении права на труд, отдых, обеспечении нормальных условий работы и получение доходов от трудовой деятельности. В области заработной платы меры социальной защиты сводятся к постепенному повышению ставок и окладов на основе улучшения результатов труда, гарантированию минимальных уровней его оплаты, приближению заработной платы работников непроизводственных сфер к уровню оплаты труда работников производственных отраслей.

Анализируя возможности проведения политики защиты уровня доходов населения, авторы различных изданий рекомендуют проведения политики индексаций доходов населения и компенсации потерь от разовых мероприятий.

13

Индексация доходов может производится с помощью потребительских цен, поскольку они наиболее точно характеризуют изменение покупательной способности доходов.

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяемый на основе сопоставления расходов на приобретение товаров и услуг, необходимых для поддержания определенного уровня жизни, в старых и новых ценах, отражая изменение покупательной способности доходов, выступает индикатором эффективности экономической политики и основой разработки компенсационных мер по социальной защите населения. Для индексации доходов, на наш взгляд, использование индекса розничных цен и тарифов на товары и услуги неприемлемо, так как он характеризует изменение цен на всю их массу, приобретаемую всем населением. Применение же в этих целях индекса потребительских цен, по нашему мнению, позволяет исчислить реальные конкретные индексы цен применительно к потребительским корзинам семей с различным уровнем доходов.

Индексация доходов населения как способа поддержания уровня жизни в нынешних условиях развития экономики имеет ряд особенностей. Во-первых, причиной инфляции являлось гипертрофированное развитие преимущественного производства товаров группы "А" в ущерб производству товаров потребления и развитию сферы услуг для населения и, как следствие этого, развал потребительского рынка. Во -вторых, расчет индексов цен осуществляется на все товары фиксированного ассортимента, реализуемые через государственную сеть и потребительскую кооперацию, без учета изменения удельного веса товаров в потребительских корзинах различных слоев населения. В индексах цен не учитывается изменение доли покупок вне государственного сектора, особенно " черного рынка ".

При проведении индексации особое внимание должно быть уделено пенсионерам. Среди тех из них, в составе семей которых нет лиц в трудоспособном возрасте, практически большинство имеет доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому прежде всего необходимо увеличение их пенсий до прожиточного минимума, а затем - разработка системы повышения пенсий в зависимости от динамики потребительских цен и тарифов. Корректировку пенсий можно также осу-

14

ществлять на основе индексов потребительских цен и минимальной заработной платы.

Источником средств для индексации доходов нетрудоспособных членов общества и занятых в бюджетных организациях должны быть средства государственного бюджета, а для работников внебюджетной сферы - средства предприятий и организаций.

Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она может проводиться через определенные интервалы времени исходя из роста индекса стоимости жизни или в любое время при повышении индекса потребительских цен на стабильно определенную величину. Так, в Кыргизстане, величина индекса цен, при котором денежные доходы индексируются , установлена в размере 5 % .

Предварительная индексация позволяет заранее вводить надбавки к заработной плате с учетом предполагаемого роста цен . Однако она не надежна и, кроме того, нацеливает предприятия закладывать соответствующий рост оплаты труда в договорные цены, подстегивая таким образом инфляцию.

Периодичность проведения индексации должна определяться темпами роста цен. При относительно невысоких темпах предпочтительнее более длительные периоды -квартал, полугодие или даже год. Частые пересмотры могут усиливать чувства неопределенности и неуверенности у населения, спровоцировать резкие сезонные и ажиотажные колебания цен и, кроме того, способствовать неоправданному увеличению расходов государственного бюджета.

Следует отметить, что возможности применения индексации как элемента государственной политики доходов небезграничны. Ускорение темпов инфляции, особенно сопровождаемое возможными ухудшениями конъюнктуры потребительского рынка может ограничить применение этого метода компенсации роста цен. Поэтому самая актуальная задача сегодня - подготовка и реализация общей глобальной реформы распределительных отношений, адекватной новой системе рыночного регулирования. Механизм индексации денежных доходов населения можно рассматривать только как элемент этой системы.

Критерием социальных гарантов в области доходов,

15

цен и потребления выступают социальные нормативы. Их значение возрастает в условиях перехода к рыночному типу хозяйствования и экономической самостоятельности предприятий, способствующих обеспечению оптимального сочетания различных методов в решении вопросов социальной защиты населения. С помощью социальных нормативов оценивается сложившийся уровень жизни, определяется приоритетность в решении вопросов благосостояния, оптимальные соотношения в уровне жизни между отдельными слоями и группами населения, осуществляется распределение инвестиционных вложений в социальную сферу, определяются масштабы производства отдельных жизненных благ, вопросы оплаты труда и т.п.

Главное назначение социальных нормативов заключается в том, чтобы быть обоснованным инструментом планирования, регулирования и прогнозирования изменений социальных условий и роста народного благосостояния. В социальных нормативах заключены рекомендации разумного решения жизненных вопросов, обеспечивающих более полное удовлетворение потребностей людей и развитие личности.

Исходя из количественных и качественных требований, нам представляются необходимыми разработка и применение социальных нормативов трех видов: минимально необходимые, рациональные и максимальные. При этом минимально необходимые и максимальные нормативы должны носить директивный характер, что требует принятия специальных законов, постановлений и других нормативных актов. Рациональные же нормативы призваны нести рекомендательный характер.

Исследование практики применения социальных нормативов показало, что многие из них уже устарели, а методики их расчетов построены на базе принципа " от достигнутого".Они слабо учитывают мировой опыт, далеки от международных стандартов. В них не всегда отражаются региональные особенности, а также специфика интересов различных социальных групп населения. Действующие нормы питания несут на себе печать менее прогрессивной углеводистой модели питания, тогда как развитые страны уже давно применяют белково-витаминные модели питания с большим содержанием белков животного происхождения, жиров, витаминов,

16

необходимых аминокислот.

С помощью социальных нормативов необходимо определить приоритетность формирования уровня жизни по отдельным его элементам, по разным группам населения и регионам республики на основе расчета специальных коэффициентов. По показателям, фактический уровень которых варьирует в границах ниже нормативных данных и должен повышаться до их достижения, коэффициент приоритетности представляет собой процентное отклонение фактических (Ф) данных от нормативных (Н)

Н-Ф ( ---- х ЮО).

Н

Это применимо относительно показателей уровня жизни в области доходов, потребления, развития непроизводственной сферы. В отношении показателей, которые должны снижаться до нормативного уровня и ниже, определяется процентное отклонение нормативных значений от фактических

Ф-Н (._."-. х ЮО).

Н

Такой метод расчета применяется и в отношении ряда показателей экологии, условий труда, рабочего и нерабочего времени. Чем выше значение коэффициента, тем приоритетнее данная позиция в системе показателя уровню жизни.

Социальные нормативы важны при оценке приоритетности в решении вопросов потребления. Результаты расчетов коэффициентов приоритетности по отдельным продуктам свидетельствуют о том, что наиболее приоритетными позициями являются фрукты и ягоды, овощи, бахчевые, растительное масло, мясо и мясопродукты, хлеб и хлебопродукты; по предметам культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования - телевизоры, электропылесосы, фотоаппараты, радиоприемные устройства, магнитофоны. По платным услугам коэффициенты приоритетности оказались высокими по всем позициям, но особенно по санаторно-курортным, оздоровительным услугам, физкультуре и спорту.

17

Социальные нормативы в сочетании с экономике - статистическими и математическими методами выступают в качестве одного из важнейших научных инструментов оценки эффективности мероприятий в области повышения уровня жизни. В качестве обобщающей при оценке может служить показатель изменения объема совокупных доходов населения, приходящихся на 1 % прироста степени достижения рационального потребительского бюджета . Для этого при расчетах в целом по республике используются суммарный объем совокупных доходов населения, ряды распределения населения республики по душевому доходу и среднереспубликанский рациональный потребительский бюджет. К сожалению, пока эти нормативы исходя из новых условий у нас в республике не разработаны . То, что имеется, носит зачастую разрозненный , не взаимоувязанный характер. Не решены многие методологические и методические вопросы разработки и применения социальных нормативов и т. д.

Важнейшим обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский бюджет. Обоснование и повышение минимального уровня доходов, оплаты труда, пенсий, пособий и других выплат из фондов потребления, на наш взгляд, должно осуществляться только на основе минимального потребительского бюджета.

Либерализация социальной политики, в том числе и политики доходов, в рамках рыночного механизма хозяйство-вания обусловливает отказ от многих догм, выработанных в экономике на протяжении существования плановой экономики. Либерализация социальной политики предполагает:

И во - первых, выработку принципиально нового типа социальных нормативов, обусловленных появлением новых видов и форм хозяйствования, в основу которых должны лежать не плановые, а рыночные критерии;

| во - вторых, ее тесную интеграцию с процессами либерализации практически всех организационно - экономических отношений, обусловливаемых новыми условиями развития и функционирования материального производства, финансово -кредитной и налоговой систем, социальных услуг и т.д.

Либерализация социальной политики, по нашему мнению, предполагает разработку и внедрения в практику хозяйс-

18

твования четких критериев формирования издержек воспроизводства рабочей силы, рыночных оценок ее качества.

В условиях формирования рыночных отношений двуединой стратегической целью социальной политики, по нашему мнению должно стать формирование необходимых условий для воспроизводства рабочей силы, повышения ее качества, а также регулирование цены рабочей силы на рынке труда в сочетании с мерами по защите наиболее экономически уязвымых слоев населения.

Исследуя эти проблемы, а также их сочетание с другими процессами возникающие как следствие либерализации социальной политики, на наш взгляд, государственная социальная политика должна строиться на иных принципах, чем при административно - плановой системе. Эти принципы должны сочетать новые организационно - экономические и правовые условия функционирования экономической системы. Таким образом, исходя из проведенного анализа и с учетом новых реалий, государственная социальная политика в условиях рыночной экономики, на наш взгляд, должно строиться на следующих принципах:

| недопущение каких - либо ограничений доходов, получаемых физическими лицами на законных основаниях :

щ стимулирование , посредством налоговой политики сбережений и их использование в качестве инвестиций;

В предоставление бесплатных благ и льгот только малоимущим гражданам и адресное социальное вспомоществование для нетрудоспособного населения;

И государственное социальное страхование работающего населения, в том числе на случай безработицы;

| создание организационно - правовой системы стимулирования роста занятости и повышения качества рабочей силы;

Щ полная свобода распоряжения работником своей рабочей силой;

Н формирование оплаты труда на основе рыночной цены рабочей силы.

Принцип адресное(tm) социальной зашиты должен обеспечить изменение характера вектора ее направленности в сторону роста реальных доходов и уегранения чрезмерной их дифференциации. К сожелению. Правительству Республики

19

не удалось реализовать свое программное требование по усилению адресное(tm) социальной поддержки населения. Согласно данным Государственного статистического агентства при правительстве Республики Таджикистан, на социально - культурные мероприятия было запланировано израсходовать за 1 полугодие 1998 года 21 млрд. руб., а фактически 12,7 млрд. руб., что составляет 60,4% от общего объема.

Основными направлениями развития принципа адресно-сти социальной политики на республиканском уровне, по нашему мнению, является единовременное повышение установленных денежных выплат для той категории населения, которым предназначены эти выплаты, минимальная заработная плата во всех отраслях народного хозяйства, а также заработная плата работникам бюджетных отраслей. Поскольку эти меры запаздывали во времени и отставали от темпов роста инфляции, они не смогли обеспечить рост реальных доходов населения.

Для обеспечения социальной поддержки молодежи, по нашему мнению, необходимо:

Щ разработать государственную программу обучения основам рыночной экономики (современному менеджменту, брокерскому делу, предпринимательству и др.);

И обеспечить финансовые и налоговые льготы предприятиям, предоставляющим рабочие места для несовершенолетных и других категорий молодежи, испытывающих затруднения в трудоустройстве;

| расширить практику льготных кредитов остронуждающимся категориям молодежи, на хозяйственное обзаведение, внесение платы за обучение, получение дополнительной стипендии с последующим возмещением, приобретение предметов длительною пользования, жилищное строительство, покупку и аренду жилья и т.п.

Для малообеспеченной молодежи, впервые вступающей в брак, необходимо ввести специальные пособия на свадьбу в размере, обеспечивающем покрытие соответствующих минимально необходимых расходов.

Важной функцией государства в области регулирования социальных отношений в условиях рыночной экономики является разработка рекомендаций, имеющих силу подзакон-

20

ных актов по:

• замораживанию (размораживанию) цен и заработной платы;

• формированию на единых методических принципах уровня локальных прожиточных минимумов и потребительских корзин, оплачиваемых за счет централизованных финансовых ресурсов;

• созданию частных форм социальной защиты населения (страховая медицина, пенсионное обслуживание и т.д.) и др.

Основные функции по обеспечению социальной защиты нетрудоспособного населения должны быть возложены на местные органы. Это обеспечит децентрализацию мероприятий социальной политики, придаст социальной поддержке конкретных слоев населения необходимую адресность.

На наш взгляд, первоочередной мерой государства в области социальной политики в переходном периоде является сокращение контингента лиц, имеющих право на получение льгот, если это не оказывает серьезное влияние на уровень их доходов.

Наряду с этим, целесообразно соответствующим органам социальной защиты населения учесть следующие моменты:

• некоторые программы, которые до сих пор финансировались за счет налогового обложения, необходимо перевести на самофинансирование на базе средств страховки, выплачиваемой предприятием и работниками. К ним можно отнести пенсионные выплаты по производственным травмам, а также часть медицинской страховки;

• пенсионный фонд республики должен усилить деятельность по переводу средств из относительно более благополучных в более бедные области (районы );

• в краткосрочной перспективе необходимо проведение институциональных мер: передача ответственности за оплату больничных листов предприятиям ;передача функции выплат матерям и детских пособий на детей до 1, 5 года в республиканский бюджет;

• следует увеличить поддержку семьям , которые имеют законное право на получение детских пособий , путем сокращения выплат малодетным семьям и ввести скользящую

21

шкалу выплат, способствующей снижению маргинальных издержек на каждого следующего ребенка .

По теме диссертации опубликованы следующие работы :

1 Социальная защита работников и гибкий рынок труда // Материалы Республиканской научно - практической конференции молодых ученых и специалистов РТ 14-17 мая 1992 года . . Секция экономики . - Душанбе , 1992, (в соавторстве), 0,1п.л.

2 Модели социальной политики государства в условиях становления рыночных отношений. // Тезисы апрельской научно-теоретической конференции профессорско - преподавательского состава ТГУ. - Душанбе , 1994, 0,2 п.л.

3 Государственная социальная политика в отношении престарелых // Тезисы апрельской научно-теоретической конференции профессорско - преподавательского состава ТГУ . -Душанбе, 1995,0,1 п.л.

4 Доходы в системе социальной защиты населения // Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции " Социально - экономические условия перехода к рынку " . - Душанбе, 1995, 0,1 п.л.

5 Связь политики доходов с функцией обеспечения устойчивого развития общества // Материалы Республиканской научно-практической конференции "Национальная экономика: социально - экономические проблемы преобразований". -Душанбе, 1998, 0,2 п.л.

6 Экономические основы развития системы социальных гарантий // Материалы Республиканской научно - практической конференции "Национальная экономика: социально -экономические проблемы преобразований" - Душанбе, 1998 (в соавторстве),0,1 п.л.

7 Социальное страхование - механизм социальной защиты в условиях рынка.// Материалы Республиканской научно -практической конференции "Стратегия экономических преобразований" - Душанбе, 1998,0,1 п.л.


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. Л.И. Шевченко. Регулирование отношений поставки. Теория и практика. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2002. – 294 с.
  2. А.М. Пяткин, А.А. Рожков. Рыночные реформы в странах с переходной экономикой. Аналитический обзор. – М.: КомКнига, 2006. – 104 с.
  3. К.И. Бобков, В.Н. Сапожников. Научные проблемы экономики строительства. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 224 с.
  4. Екатерина Баландина. Совершенствование механизма развития жилищно-коммунального комплекса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 156 с.
  5. Столяров Станислав. Рынок медицинских услуг: его проблемы и аспекты управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 368 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблемы нищеты, неравенства и дискриминации в рыночной экономике
Экономика
Курсовая работа
30 стр.
Рыночная экономика в России: необходимость, сущность, пути перехода
Экономика
Курсовая работа
44 стр.
Государственная политика ценообразования в условиях перехода к рыночной экономике
Экономика государств
Курсовая работа
27 стр.
Государственное регулирование и прогнозирование рынка труда
Экономика труда
Диплом
163 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
юлия
Юлия, огромная благодарность Вам за проделанную работу!!!:) Спасибо.