Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Импорт ссудного капитала и проблемы внешней задолженности россии

Государственное регулирование

 

ВОЛОЖИНСКАЯ МАРИЯ ОЛЬГЕРТОВНА

 

 

Импорт ссудного капитала и проблемы внешней задолженности россии

 

 

08.00.14 - МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНЬШ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва 1999

 

Диссертация выполнена на кафедре "Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

 

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена формированием новой роли импорта ссудною капитала и управления внешней задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. В 90-е годы XX столетия Российская Федерация испытывает хронические трудности в обслуживании внешнего долга. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований России, но и экономическую политику в целом.

Резкое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, начавшееся в конце 1997г. (события мирового финансового кризиса), стало катализатором наступления долгового кризиса в России 17 августа 1998г. С этого момента Россия в полном объеме не выполняет своих обязательств по обслуживанию долга перед иностранными кредиторами и находится в состоянии так называемого "технического дефолта". В положении не в полной мере платежеспособного должника Россия не может претендовать на достаточный объем иностранных прямых инвестиций, без которых невозможен подъем национальной экономики.

Следовательно, решение проблемы внешней задолженности и выстраивание новой стратегии привлечения и использования ссудного капитала, отвечающей национальным интересам и учитывающей общие закономерности международного движения капиталов, определяет перспективы развития России.

В этой связи анализ последствий внешних заимствований в широком контексте социально-экономических, нравственных, политических проблем России, определение эффективных путей снижения долгового бремени являются одними из наиболее актуальных для российской экономики теоретических и практических задач.

Исследование проблем импорта ссудного капитала и внешней задолженности и перспектив их решения находилось на протяжении последних 5-7 лет в центре внимания многих отечественных экономистов. Проблема получила свое отражение в публикациях таких ученых, как В.Андрианов, С.Андрюшин, А.Астапович, С.Афонцев, Е.Баяацкий, А.Вавилов, Д.Головачев, Л.Красавина, Э.Нухович, Б.Пичупш, М.Портной, В.Поспелов, А.Саркисянц, Б.Смитиенко. В.Сумароков, Л.Соколовский, Б.Супрунович, Г.Трофимов, И.Фаминский, Л.Федякина, А.Шохин, Е.Ясин. Однако в современных исследованиях внешних государственных заимствований и задолженности России нередко рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы. Экономическая сторона вопроса при этом анализируется преимущественно в двух плоскостях: бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса. Поэтому серьезной проблемой остается именно системный подход к вопросу о внешней задолженности.

Несмотря на значительные достижения в макроэкономическом исследовании динамики внутреннего государственного долга, остаются открытыми вопросы определения границ внешней задолженности, условий внешнего равновесия при импорте ссудного капитала и росте внешней задолженности с учетом российских реалий. Недостаточное внимание экономическим, институционально-правовым и культурно-психологическим аспектам внешних заимствований и задолженности в их комплексе и взаимосвязи - такой видится основная проблема исследования данной темы на современном этапе.

 

Целью настоящего диссертационного исследования является выявление качественных параметров современной внешней долговой стратегии России, направленной на снижение долгового бремени и

формирование эффективной политики привлечения и использования внешних займов.

В рамках обшей цели исследования решаются следующие задачи:

•определить ведущие тенденции импорта ссудного капитала и выявить причины возникновения проблемы внешней задолженности стран с переходной экономикой и развивающихся стран в последнее десятилетие XX в.;

•систематизировать теоретико-методологические подходы к оценке влияния внешних заимствований на внутренний и внешний макроэкономические балансы;

•уточнить используемые индикаторы проблем в обслуживании внешнего долга в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах;

•на базе анализа существующей открытой информации о внешнем долге России оценить динамику и структуру внешних заимствований и задолженности России в 90-х годах XX века;

•дать системную оценку и выявить особенности процесса импорта ссудного капитала в 90-х годах XX века в России;

•с учетом опыта решения долговых проблем странами с переходной экономикой и развивающимися странами предложить меры по совершенствованию системы управления государственным внешним долгом России;

•выработать систему принципов современной государственной долговой стратегии с учетом комплекса экономических, институционально-правовых и культурно-психологических факторов процесса внешних заимствований и управления задолженностью в России.

 

Предметом исследования выступает долговая стратегия государства. Объектами исследования являются государственный импорт ссудного капитала и внешняя задолженность, под которой понимается часть государственного долга, права требования по которой принадлежат иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

 

Теоретико-методологической базой исследования явились теории государственного долга (макроэкономический аспект), теории международного движения капитала, теория исследования неравновесных динамических процессов. При подготовке диссертации автор опирался на фундаментальные разработки по анализу платежеспособности суверенного заемщика в трудах таких экономистов, как Д.Аврамович, А.Аткинсон, Р.Барро, Л.Гайгер, М.Герсовиц, Дж.Итон, В.Леонтьев, Г.Марковиц, Дж.Сорос, Дж.Стиглиц, Ф.Фабоцци.

В работе использовались источники Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, комиссий Организации Объединенных Наций, аналитические разработки крупнейших международных банков - КС Ферст Бостон, Мидлэнд, ИНГ Бэрингс, Меррилл Линч, Дойче, Сосьете Женераль, Чейз Манхэттэн, открытые материалы Министерства Финансов РФ, Центрального банка, а также различных международных и вузовских конференций по проблемам экономического развития России.

Диссертационное исследование основано на системном и диалектическом подходе к рассматриваемым проблемам. Аналитический инструментарий включил как классические методы и приемы -статистический и графический, синтеза, группировки, эталонов и аналогий, математического моделирования, экспертных оценок, - так и новейшие подходы, основанные на теории анализа неравновесных процессов.

 

Научная новизна работы заключается в том, что в ней обоснован подход к выделению процесса импорта ссудного капитала и управления внешней задолженностью в самостоятельную отрасль российской экономики, определяющую перспективы экономического развития страны в целом. Автором разработаны принципы государственной долгосрочной долговой стратегии. Выводы диссертационного исследования сформулированы на базе изучения современных проблем функционирования международной системы движения ссудного капитала, практики управления внешней задолженностью странами с переходной экономикой и развивающимися странами.

При этом диссертантом получены следующие научные результаты:

"выявлены и систематизированы причины современных противоречий в процессе международного перераспределения ссудного капитала, провоцирующих наступление долговых кризисов в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой;

•уточнена система критериев методологического анализа платежеспособности стран с переходной экономикой и развивающихся стран;

•предложена методика определения верхних пределов объемов внешних заимствований путем моделирования оптимальной доли внешней составляющей в структуре государственных займов через выбор комбинации долговых инструментов, отвечающих "склонности к риску" данного государства и минимизирующих стоимость обслуживания государственного долга;

•проведен системный анализ процесса импорта ссудного капитала в 90-х годах XX века в России и выявлены особенности последнего с

учетом макроэкономического, институционально-правового, исторического и культурно-психологического аспектов;

•разработана вербальная модель, описывающая систему целей, принципов и инструментов государственной долгосрочной долговой стратегии, и на этой базе предложены подходы к урегулированию текущего кризиса внешней задолженности путем реструктуризации и частичного списания внешнего долга России.

 

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертации ориентированы на широкое использование соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Аппаратом Правительства, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком, Внешэкономбанком при разработке и реализации долговой политики. Отдельные результаты исследования могут быть также использованы российскими коммерческими банками - участниками международного рынка капиталов - при проведении ими операций с внешней задолженностью суверенных заемщиков, оформленной в виде ценных долговых бумаг.

В частности, практическое значение имеют:

•методология анализа платежеспособности стран с переходной экономикой и развивающихся стран;

•методика определения верхних пределов объемов внешних заимствований путем моделирования оптимальной доли внешней составляющей в структуре государственных займов;

•методика формирования "портфеля-ориентира" при планировании срочной и стоимостной структуры портфеля государственных долговых пассивов;

•предложения по совершенствованию юридических и организационных механизмов осуществления государственной долговой политики в России;

•рекомендованные управляющим государственным долгом подходы к расчету эффективности "рыночных" методов сокращения объема основной суммы долга (операции выкупа части долга на вторичном рынке, конверсии).

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании ряда учебных дисциплин, в частности "Международные валютно-кредитные отношения".

 

Апробация работы. Результаты и положения диссертационного исследования опубликованы в трех статьях общим объемом 1,1 п. л.

Основные положения диссертации также докладывались на семинарах для корпоративных клиентов, проводившихся Межотраслевым Коммерческим Банком "Межкомбанк", на заседании круглого стола по вопросам экономического развития России, организованном банком СИБС Вудганди Опенхаймер (CIBC Woodgundy Oppenheimer) - Лондон, ноябрь 1997 г., на межбанковском семинаре по проблемам развивающихся рынков ("Emerging Markets Investments - 1998/1999"), организованном банком Сосьете Женераль (Societe Generale) - Париж, март 1998г.

Материалы диссертации используются кафедрой мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии при Правительстве РФ в преподавании учебной дисциплины "Международные экономические отношения".

 

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением с выводами и предложениями, а также приложениями и

списком использованной в диссертации литературы на русском и английском языках.

 

Основные положения диссертации

В первой главе диссертации автор проводит анализ исторических и современных мировых тенденций импорта ссудного капитала и внешней задолженности и выявляет основные элементы системы противоречий в процессе международного перераспределения ссудного капитала из развитых стран в развивающиеся и в страны с переходной экономикой, приводящих к нарастанию кризисных явлений в сфере импорта ссудного капитала и внешней задолженности. К наиболее значимым причинам обострения проблемы внешней задолженности в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой в последнее десятилетие XX века можно отнести следующие:

•конфликт интересов кредиторов и заемщиков, противоречия между требованиями к экономической политике стран-заемщиков со стороны кредиторов и долгосрочными потребностями экономического развития стран-заемщиков;

•отсутствие адекватной институционально-правовой системы суверенного заимствования и урегулирования внешней задолженности как на национальном, так и на международном уровне;

•рост объемов и мобильности спекулятивного капитала.

В процессе импорта капитала основная цель, которую преследуют кредиторы, состоит в обеспечении возвратности кредитов и получении максимальной прибыли на вложенные средства. Для заемщика проблема ввоза ссудных ресурсов стоит значительно шире. Согласно исследованию, проведенному группой специалистов МВФ1 по ряду развивающихся стран,

1 Brooks Ray, Mariano Cortes. External Debt Histories of Ten Low-Income Developing Countries: Lessons from Their Experience. - Washington: IMF, 1998. - WP/98/72 - May, - p.5

10

 

испытывающих трудности в обслуживании внешней задолженности, возможность в полной мере и вовремя осуществлять "долговые" платежи, как правило, достигается либо за счет сокращения других статей государственных расходов, либо за счет усиления фискального давления, либо за счет привлечения новых внешних займов. Требования кредиторов к полной выплате безнадежных или "трудных" долгов подрывают возможности экономического роста в странах-заемщиках и тем самым сокращают текущую стоимость будущих платежей по обслуживанию долга. Несовершенство существующей системы требований к экономической политике стран-заемщиков начинает осознаваться и самими кредиторами. В частности, один из руководителей Международного валютного фонда Джеффри Сакс в своей работе, посвященной внешнему долгу, структурным преобразованиям и экономическому росту2, отмечает, что оптимизация бюджетных показателей достигается путем снижения расходов без учета неблагоприятных структурных и социальных последствий, выражающихся в первую очередь в падении инвестиций и уровня жизни, и в конечном итоге оказывающих негативное воздействие на долгосрочную способность заемщика обслуживать свой долг.

Для снижения чрезмерного уровня государственных расходов по обслуживанию внешней задолженности необходимо сокращение долгового бремени как такового. Списание части основной суммы долга и процентных платежей международными кредиторами не только для наименее развитых, но и для стран со средним и выше среднего уровнем развития признаны многими международными экспертами одним из наиболее эффективных и взаимовыгодных для кредиторов и должников

2 Sachs Jeffrey D. External Debt, Structural Adjustment and Economic Growth, 1998: International Monetary and Financial Issues for the 1990s. - Geneva: UNCTAD, 1998 - p.45-55

 

путей урегулирования проблем внешней задолженности. Однако существующие на сегодняшний день стандарты оценки долгового бремени для экономик отдельных стран в МВФ устарели и нуждаются в пересмотре.

Прототипом юридического механизма урегулирования проблемы внешней задолженности на международном уровне могло бы стать законодательство о банкротстве, действующее в развитых странах. Ключевая функция законодательства о банкротстве заключается в обеспечении необходимой основы для переговоров, которая могла бы свести всех участников процесса, создать механизмы для урегулирования проблемы задолженности между всеми классами кредиторов и предотвратить индивидуальный подход к решению проблемы задолженности.

Негативные последствия импорта ссудного капитала и проблемы внешней задолженности для ряда развивающихся стран и стран с переходной экономикой усилены тенденцией к росту международной мобильности капитала. Бумы кредитования и крупные вливания капитала в экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой с их несовершенными финансовыми системами, слабой макроэкономической политикой и корпоративным управлением провоцируют валютные и долговые кризисы. По мнению ряда международных экспертов, практический путь к совершенствованию принципов международной валютной системы видится в наделении МВФ функциями международного центрального банка с полномочиями кредитора "последней инстанции". По мнению автора диссертации, некоторые функции кредитора "последней инстанции" могут быть использованы фондом уже в текущих условиях.

12

 

Во второй главе диссертации рассматриваются некоторые теоретико-методологические аспекты исследования проблемы импорта ссудного капитала и внешней задолженности: макроэкономический эффект импорта ссудного капитала и внешней задолженности, методология анализа платежеспособности государства-заемщика, причины и индикаторы внешних долговых проблем, механизмы регулирования внешней задолженности. По мере того, как происходит осмысление последствий валютных и долговых кризисов властями, отдельными хозяйствующими субъектами, обществом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, расширяется диапазон оценок проблемы внешней задолженности не только в практике, но и в современной экономической теории - от требования в полном отказе от внешних займов до утверждения их стопроцентного преимущества перед внутренними.

Диверсификация структуры государственного долга за счет привлечения иностранных займов способствует снижению реальной стоимости обслуживания государственного долга и согласованию динамики долга с темпами экономического роста. Во-первых, с учетом низкого уровня внутренних сбережений, приток иностранного ссудного капитала ослабляет эффект вытеснения частных инвестиций. Во-вторых, в условиях низкого уровня развития внутреннего фондового рынка, характерного для начальных стадий экономических преобразований, выход на внешние рынки дополняет возможности внутреннего, особенно в отношении возможности привлечения средне- и долгосрочных средств. В-третьих, при условии относительной стабильности обменного курса национальной валюты привлечение внешних займов государством способствует снижению стоимости заемных ресурсов. В-четвертых, государственные внешние заимствования открывают дорогу на

13

 

международный рынок капиталов отечественным банкам и фирмам, возможности которых могли быть до этого ограничены из-за отсутствия кредитной истории потенциальных заемщиков и низкого уровня доверия международных инвесторов.

Автор диссертации проводит сравнение методологий анализа платежеспособности государства-заемщика (далее - суверенного заемщика) для различных категорий кредиторов (условно их можно подразделить на две группы - официальные и частные) с учетом специфики их целей и используемых форм кредитования. Подходы к макроэкономическому анализу суверенной платежеспособности идентичны для всех типов кредиторов - и частных, и официальных. Долгосрочные индикаторы внешней платежеспособности суверенного заемщика определяются соотношением основной суммы внешнего долга и таких макроэкономических показателей, как динамика роста ВНП, инвестиций, инфляции. В условиях экономического роста или падения важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента и темпа экономического роста. В краткосрочном аспекте выделяются долговые коэффициенты: отношение бремени обслуживания долга к объему экспорта и отношение объема резервов к импорту. Однако традиционная система долговых индикаторов при анализе платежеспособности развивающихся стран и стран с переходной экономикой, по мнению диссертанта, должна быть дополнена и другими показателями, такими как: отношение суммы обслуживания государственного долга к государственным доходам и отношение суммы обслуживания государственного долга к государственным расходам.

Диссертант рассматривает относительно новую методику прогнозирования рыночной стоимости внешнего долга, оформленного в виде ценных бумаг. Данная методика позволяет рассчитать

14

 

предполагаемую рыночную стоимость долговой ценной бумаги в случае банкротства суверенного заемщика и, как таковая, может быть использована как при принятии инвестиционных решений участниками международного рынка капиталов, так и при планировании рыночных операций со стороны институтов, ответственных за реализацию государственной политики по управлению внешней задолженностью.

На основании оценки влияния импорта ссудного капитала на макроэкономическое равновесие, причин и индикаторов долговых проблем, диссертант формулирует концепцию государственной системы внешних заимствований и управления внешней задолженностью. Понятие и содержание управления государственной задолженностью имеют несколько уровней: во-первых, это экономическая политика по макроэкономической стабилизации и структурным преобразованиям, направленным на повышение эффективности национальной экономики, ее интеграции в мирохозяйственные связи на основе реализации национальных интересов, обеспечение экономического роста, внешней платежеспособности и повышения уровня жизни населения; во-вторых, это собственно политика внешних заимствований и управления внешней задолженностью на основе использования рыночных и нерыночных методов облегчения долговой нагрузки через оптимизацию стоимостной и срочной структуры, снижение объема внешнего долга и платежей по его обслуживанию.

Отдельную задачу в рамках стратегического обеспечения внешней платежеспособности составляет контроль за объемом государственных внешних заимствований на основании оценки текущей и перспективной экономической ситуации в стране. По мнению диссертанта, верхние пределы заимствования целесообразно определять для совокупного объема государственного долга на том основании, что и внутренняя и

15

 

внешняя составляющие государственного долга являются, по существу, общей бюджетной проблемой. Для определения верхних пределов объемов внешних заимствований автором предложена модель оптимизации доли внешней составляющей в структуре государственных займов через выбор комбинации долговых инструментов, отвечающих "склонности к риску" данного государства и минимизирующих стоимость обслуживания государственного долга.

В рамках "технического" управления государственным внешним долгом автор анализирует возможности изменения состава и структуры внешней задолженности при ее постоянном совокупной объеме с целью снижения стоимости и оптимизации графика платежей. Современные подходы к оптимизации структуры государственных внешних пассивов представлены методикой формирования "портфеля-ориентира", Среди механизмов снижения долговой нагрузки могут быть выделены операции по конверсии долга в иные активы, выкуп части долга на вторичном рынке. Автор проводит анализ различных схем операций заемщика по сокращению объема внешней задолженности на вторичном рынке долговых обязательств.

 

В третьей главе диссертации анализируется современная позиция России в системе международного движения капитала, которая сложилась с учетом специфической структуры и состояния иностранных активов и пассивов бывшего СССР, права и обязанности по которым Россия приняла на себя в 1992 году, а также в результате противоречивой интеграции России в мировую хозяйственную систему на фоне реформирования национальной экономики. В период с 1992 по 1997 гг. деятельность правительства РФ в области государственных заимствований и управления внешней задолженностью была направлена на решение двух основных задач: с одной стороны, на упорядочение отношений с

16

 

внешними кредиторами бьшшего СССР и установление новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств; с другой стороны, - на привлечение кредитных ресурсов извне для смягчения экономического кризиса и обеспечения роста экономики.

В результате реструктуризации долга, унаследованного от бывшего СССР, России удалось до некоторой степени оптимизировать график долговых выплат, В собственно управлении внешним долгом нашли применение такие традиционные инструменты снижения долгового бремени, как реструктуризация долга, конверсии части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Использовались и менее распространенные схемы - выплаты отступного, погашение задолженности полностью или частично в национальной валюте и т.д. Прорабатывался и вопрос о возврате или продаже долгов третьих стран России. В диссертации анализируется динамика обслуживания долга с учетом вновь возникшего российского долга на протяжении 90-х гг.

После 1992 г. привлечение капитала в Россию происходило в форме прямых и портфельных инвестиций, кредитов и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. По экспертным оценкам, около 60% полученных Россией иностранных ресурсов за 1991-1996 гг. были заемными. При этом порядка 83% внешней задолженности страны приходится, по данным Дойче банка (Франкфурт), на федеральное правительство России. Недостаточность в отечественной экономической теории и практике разработок по эффективному использованию государственных внешних займов для выхода из экономической рецессии и отсутствие опыта управления внешней задолженностью в новых экономических условиях, а также

17

 

события мирового финансового кризиса привели в конечном итоге к обострению проблем в сфере государственных внешних заимствований России.

На 1 января 1999 г. суммарный непогашенный внешний долг правительства Российской Федерации и долг, принятый на себя правительством, составляет 143,9 млрд. долл.3 Эта сумма включает все кредитные соглашения, заключенные правительством Российской Федерации или гарантированные им, кредитные соглашения, заключенные Внешэкономбанком или гарантированные им. и кредиты, полученные или гарантированные экономическими субъектами, уполномоченными осуществлять заимствования от имени РФ. В соответствии с установленным графиком в 2000-2002 годах ежегодные платежи по внешнему долгу России должны составить в среднем 16 млрд. долл., а после 2002 г. должны начаться выплаты основного долга Парижскому и Лондонскому клубам. Чуть позже к ним добавится погашение новых еврооблигаций, выпущенных летом 1998 года в ходе добровольной частичной реструктуризации рынка ГКО-ОФЗ. В ближайшие 12 лет в соответствии с существующим графиком и объемом внешних государственных обязательства, Россия должна вернуть займов вместе с процентами на 180 млрд. долл., что составляет порядка 9 бюджетов 1999 г.4.

 

На основании системного подхода автор работы выявил причины снижения платежеспособности страны. Спецификой российской долговой проблемы является тот факт, что активные экономические реформы, начавшиеся в 1992 г., уже проходили на фоне кризиса внешней

3 Время. - М, 1999. -11 декабря. - с.4.

Е.Ясин., ЕТавриленко. О проблеме }регулирования внешнего долга России//Вопросы экономики. - М., 1999. - №5. - с,71

задолженности. Постоянная угроза потери платежеспособности оказывала негативное воздействие на формирование государственной экономической политики в России, препятствуя выстраиванию долгосрочной стратегии экономического роста. На протяжении 90-х годов в России наращивание экспорта с целью повышения валютных поступлений происходило за счет сокращения емкости внутреннего рынка в условиях жесткой денежно-кредитной политики и неэффективной налоговой системы. Более детальное изучение тенденций в российском экспорте и применявшейся политики его стимулирования позволяет сделать вывод о том, что расширение физического и стоимостного объема экспорта имело лишь краткосрочный позитивный эффект, то есть в определенный непродолжительный период времени обеспечивало международную ликвидность страны (способность осуществлять текущее обслуживание внешнего долга), но не обеспечивало ее среднесрочной платежеспособности (способности к полному погашению долговых обязательств в установленные сроки). При этом происходило дальнейшее ухудшение структуры внешней торговли России. Средства, которые страна получала, наращивая экспорт в ущерб отраслевой структуре народного хозяйства и уровню производства в неэкспортных отраслях, расходовались, в конечном счете, на закупку импорта. Кризис внешней задолженности осенью 1998 г. продемонстрировал высокую степень зависимости страны от ввоза продовольственных и промышленных потребительских товаров.

Проблема внешней задолженности была усугублена нецелевым использованием предоставленных России кредитов. Хотя полные данные отсутствуют, и не представляется возможным четко определить направления использования внешних займов, можно утверждать, что внешние займы являлись на протяжении рассматриваемого периода

19

 

источником финансирования расходов федерального бюджета в гораздо большей степени на текущее потребление (например, на выплаты задолженности бюджета по заработной плате), нежели на инвестиции.

Существенные трудности в управлении внешней задолженностью страны создает несовершенство организационной и правой системы государственных заимствований. Здесь можно выделить три основные проблемы:

•низкая эффективность институциональных механизмов контроля за внешним долгом;

•разрозненность и недостаточная полнота учета объема внешней задолженности и программы ее обслуживания;

•слабое взаимодействие органов государственной власти, ответственных за проведение политики заимствований и управления долгом.

Автору работы представляется насущно необходимым проведение комплекса мер, направленных на совершенствование институционально-правовых и организационных механизмов системы государственных внешних заимствований, а именно:

•введение четких конституционно установленных пределов для объемов государственных заимствований в России по примеру ряда индустриально развитых стран мира;

•введение нового основного классификационного признака деления государственного долга на внутреннюю и внешнюю составляющие, основанного на оценке влияния возникающей задолженности на платежный баланс, взамен существующего критерия классификации по виду валюты (национальная, иностранная):

•упорядочение бухгалтерского учета и финансового контроля за расчетами с иностранными кредиторами по внешней задолженности

20

 

России в уполномоченных институтах в соответствии с действующими нормативными актами (соблюдение правил документарного оформления, принципа достоверности учета и т.д.);

•повышение транспарентности мероприятий, проводимых Правительством России и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российским внешним долгом, с целью совершенствования механизма финансового мониторинга за процессом внешних заимствований и управления задолженностью;

•применение практики конкурсного отбора финансовых организаций без различия по формам собственности для проведения операций с государственной задолженностью;

•создание единого центра управления долгом путем выделения в составе Министерства финансов РФ специального структурного подразделения.

Исследование экономического, институционально-правового и культурно-психологического фона, на котором, по мнению диссертанта, совершалась "новейшая история" российских внешних заимствований после 1992 г. и сложилось современное состояние дел в сфере внешней задолженности, свидетельствует о том, что решение проблемы внешней задолженности зависит от комплексного преобразования экономической политики в области внешней торговли, налогов и бюджета, модернизации законодательства по внешним заимствованиям.

Поиск новой долговой стратегии, по мнению диссертанта, должен основываться на определении факторов, в наибольшей степени влияющих на перспективы внешней задолженности. Для выявления таковых автор использует относительно новый метод анализа иерархий, который сводит исследование сложных систем к последовательности попарных сравнений соответствующим образом определенных компонент. На основании

21

 

данного метода автором разработана вербальная модель, описывающая систему целей, принципов и инструментов государственной долгосрочной долговой стратегии на современном этапе.

Проведя исследование, автор пришел к следующим выводам:

•процесс импорта ссудного капитала и управления внешней задолженностью в России приобретает роль самостоятельной отрасли экономики, определяющей состояние всех сфер национального хозяйства;

•существующая институционально-правовая система в России не обеспечивает информационной "прозрачности" процесса импорта и экспорта капитала, состояния внешней задолженности, тем самым создавая почву для нецелевого использования полученных иностранных займов, а следовательно и экономической неэффективности внешних заимствований;

 

•Россия нуждается в выработке широкого комплекса стратегических мер, направленных на обеспечение долгосрочного стимулирования экономики страны и интеграции в мировое хозяйство на основе учета национальных интересов. В этой связи политика в области импорта ссудного капитала и управления внешней задолженностью может быть эффективной только в том случае, если она включена органичным элементом в долгосрочную экономическую концепцию развития, которую необходимо разработать;

•на "техническом" уровне управления внешней задолженностью России на современном этапе необходимо проведение политики, направленной на кардинальное снижение долгового бремени через списание части основного долга и отсрочку процентных платежей, что создаст необходимые предпосылки для вывода страны из экономической рецессии.

22

 

Вместе с тем, анализ истории вопроса внешней задолженности в России обнаруживает наличие положительной тенденции к сокращению сроков урегулирования проблемы внешней задолженности с иностранными кредиторами, а меры, предпринимаемые российской стороной по скорейшему восстановлению платежеспособности в текущих условиях долгового кризиса, свидетельствуют о четко выраженном стремлении России продолжать интеграцию в систему мирохозяйственных связей.

 

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Внешние долги и международная мобильность капитала/ТРынок ценных бумаг. - М., 1999. - № 4 (139). - 0,4 п.л.

2. К вопросу о внешней задолженности России//Финансы. - М., 1999. -№4.-0,4п.л.

3. Государственная политика внешних заимствований: в поисках выхода из долгового тупика//Аудитор. - М., 1999. - №6. - 0,3 п.л.

 


Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. В.И. Гагаринов. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – М.: АСА, 2007. – 208 с.
  2. С.В. Бажанов, М.Х. Лапидус, Ю.И. Львов, Л.С. Тарасевич. Российские банки. Прошлое и настоящее. – М.: Культ-информ-пресс, 2004. – 592 с.
  3. С.И. Гришунин. Философия науки. Основные концепции и проблемы. – М.: Либроком, 2009. – 224 с.
  4. М.И. Ростовцев. Эллинство и иранство на юге России. – М.: Книжная находка, 2002. – 160 с.
  5. Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. – М.: Дэкс-пресс, 2004. – 312 с.
  6. Н.И. Пирогов, Д.Е. Мелехов. Душа моя - храм разоренный. Что разделяет человека и Бога. – М.: Русский Хронографъ, 2006. – 256 с.
  7. О.Б. Александров. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2005. – 188 с.
  8. В.И. Жуков, Г.В. Жукова. Глобальный кризис и проблемы социального обновления России. – М.: РГСУ, 2009. – 270 с.
  9. А.И. Зубков. Геополитика и проблемы национальной безопасности России. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. – 234 с.
  10. М.И. Грифф, В.С. Олитский, Л.М. Ягудаев. Специальные и специализированные автотранспортные средства России и СНГ. Справочник. Выпуск 2. Самосвалы. Цистерны. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2003. – 176 с.
  11. И.А. Погосов. Тенденции воспроизводства в России и проблемы модернизации экономики. – М.: Нестор-История, 2012. – 312 с.
  12. Александр Николаевич Гриценко. Государственный внешний долг России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 268 с.
  13. Евгения Желуденко. Внешняя задолженность стран БРИКС. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 с.
  14. Иван и Михаил Бондарь. Внешняя политика России на страницах журнала «Шпигель» (2005-2010 гг.). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
  15. И.С. Иванов. Внешняя политика России и мир. – М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001. – 352 с.
  16. И.Дювернуа. Источники права и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права (эксклюзивное подарочное издание). – М.: Старая книга, 2016. – 574 с.
  17. Дятлова А.К. Внешняя политика России на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX ВВ. в современной англо-американской историографии. – М.: Русайнс, 2017. – 128 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Управление государственной задолженностью в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
68 стр.
Управление государственной задолженностью в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
96 стр.
Валютная система и валютное регулирование в России
Государственное и муниципальное управление
Диплом
123 стр.
Региональная безопасность
Экономическая безопасность
Диплом
85 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 01.03
Хочу поблагодарить Вас за две предыдущие курсовые - СПАСИБО! Одну из них проверили - отлично.