Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Методологические основы управления современным крупным городомМуниципальное право
БОГОЛЮБОВ ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Методологические основы управления современным крупным городом
Специальность 05.13.10- Управление в социальных
и экономических системах
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук
Санкт-Петербург- 1999
Работа выполнена на кафедре экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Управление как способ организации деятельности общества должно обеспечивать достижение целей (удовлетворение потребностей) при рациональном использовании ресурсов. Результаты поиска наиболее удобных способов, форм и средств достижения целей общественного развития материализовались в урбанизации.
Современный период урбанизации характеризуется увеличением числа крупных городов (КГ) с численностью населения более 1,0 млн. чел. (мегаполисов, агломераций, конурбаций), в которых сосредоточивается все большая часть населения планеты, проживающая в условиях наиболее преобразованной антропогенной деятельностью природы. Представители мировой общественности, международные организации обращают внимание на то, что потенциал экстенсивного развития КГ практически исчерпан. Крупные города утрачивают роль генераторов общественного прогресса; в них формируются качественно новые проблемы, представляющие угрозу жизнедеятельности социума и не имеющие ярко выраженных аналогов в других, меньших по размеру населенных пунктах. Управление КГ становится все более сложным и менее надежным: решение острых городских проблем традиционными методами управления все чаще не дает удовлетворительных результатов.
Сложившееся представление о КГ (объекте управления) ограничено преимущественно административными подходами. С позиций субъекта управления крупное градоформирование обычно представляется суммой отдельных сфер, образующих город, свойства которых, как часто полагают, характеризуются функциональными зависимостями от численности городского населения. Между тем процессы, элементы и свойства КГ обнаруживают признаки системных причинно-следственных связей, которые порождают явления и проблемы, не включаемые в сферу управления.
Проблемы совершенствования управления крупными городами как территориальными социально-экономическими образованиями рассматривались среди других вопросов в работах ряда отечественных и зарубежных ученых. К наиболее известным исследованиям можно отнести труды Л.Н. Авдотьина, Н.Т. Агафонова, Э. Бергера (A. Berger), Ж. Боннэ (J. Bonnet), Дж. Бродбента (J. Broadbent), П. Бэйроча (P. Bairoch), BJI. Глазы-чева, Д. Гордона (D. Gordon), Б.М. Гринчеля, Д.М. и Д.Х. Мсдоузов, М.Н. Межевича, А.Е. Когута, К. Линча, Н.И. Наймарка, В.Е. Рохчина, А. Сал-ливэна (A. Sullivan), И.М. Смоляра, B.C. Чекалина, С. Шмидхайны (S. Schmidheiny), Д. Эмриса (J. Erarys) и других исследователей. В последнее время повысилось внимание исследователей к системным свойствам КГ (А. Вильсон, С.П. Капица, Дж. Керри, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Ма-линецкий, П. Мерлен, Л.И. Павлова, И.Р. Пригожий, М. Робинсон). Одна-
ко многие вопросы методологического (системного) характера в сфере управления не решены и нуждаются в дальнейшем исследовании. Возникает необходимость развить методологические и организационно-методические подходы к исследованию крупных городов как объектов управления и к формированию концепции управления КГ, основывающейся на элементах теории больших систем, потенциалов и системного анализа.
Развитие методологии управления КГ выступает как актуальная научная проблема, имеющая важное социально-экономическое значение, отличающаяся принципиальной новизной и повышенной практической значимостью.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель диссертационного исследования заключается в обосновании и разработке (с использованием элементов теории больших систем, системного анализа, потенциалов) методологических и организационно-методических принципов формирования социально ориентированной интегрированной системы управления современным КГ как целостной большой системой с особыми системными свойствами, создающими объективные предпосылки устойчивости развития в условиях изменяющихся приоритетов. Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать КГ не только как продукт исторического развития цивилизации, но и как большую территориальную социально-экономическую систему с особыми свойствами и процессами;
- выявить противоречивый характер процессов функционирования и развития КГ, который обусловливает необходимость поиска направлений их синтеза и обеспечения единства механизмов управления;
- проанализировать циклический характер и роль инновационно-инвестиционных процессов в разрешении стратегических проблем города;
- разработать концепцию формирования, развития и использования синтезированных городских потенциалов как основу реализации принципов социосинергетики в управлении КГ;
- конкретизировать, уточнить и дополнить понятийный аппарат, связанный с формированием и реализацией потенциала социосинергетики в условиях крупного города;
- уточнить методологическую функцию норм и нормативов, которая упорядочивает связи между целями и ресурсами в управлении КГ;
- исследовать роль синтезированных потенциалов и системных свойств КГ в реализации процессов самоорганизации и самоуправления;
- разработать методологические подходы и организационно-методические принципы формирования системы управления КГ на основе интеграции концептуального, стратегического и текущего управления.
ПРЕДМЕТ диссертационного исследования составляет методология формирования интегрированной системы управления современным КГ как
особой большой системой,
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является КГ как большая территориальная социально-экономическая система со специфическими свойствами, которые обусловливают исследуемые в диссертации проблемы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологическую основу работы образуют общенаучные методы познания. В исследовании использовались принципы и методы предметно-логического и структурно-функционального анализа, экспертных оценок, анкетирование и интервьюирование, статистическая обработка исходных материалов и результатов. Базой фактических данных послужили официальные статистические и иные отечественные и зарубежные документы, в том числе комитетов ООН, материалы конференций, отечественные и зарубежные публикации, а также результаты проведенных автором научно-исследовательских работ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в следующем:
- уточнено представление о КГ (объекте управления) как продукте многовекового развития цивилизации и целостной большой территориальной социально-экономической системе, обладающей свойствами открытости, связности, самоорганизации, синергии и другими особенностями;
- уточнен и дополнен понятийный аппарат теории больших систем и системного анализа, с помощью которого расширяются возможности исследования и детерминации специфических свойств и явлений КГ, открываются новые перспективы в управлении его системными свойствами, повышающими устойчивость функционирования и развития;
- установлено, что функционирование и развитие КГ имеют различные целевые функции, характеризуются внутренней противоречивостью; предложена концепция, которая объединяет эти процессы на основе общей сущности;
- предложен метод классификации и структуризации городских проблем различной природы (на основе системного анализа), позволяющий уменьшить неопределенность проблематики КГ, расширить возможности использования программно-целевого и линейно-функционального управления;
- установлено, что эффективность воспроизводственных процессов, обеспечивающих жизненные циклы элементов и подсистем КГ, во многом определяется характером и масштабами инновационно-инвестиционной деятельности, имеющей в крупном городе свои особенности;
- предложен методологический подход к формированию и использованию городских потенциалов субъектом управления; выявлены природа, сущность и механизм образования, развития и реализации городских потенциалов, в том числе синтезированных; проведена классификация и структуризация потенциалов, определена их иерархия, что расширяет ресурсную базу принимаемых управленческих решений;
6 '
- сформулированы принципы социосинсргетики, позволяющие найти способы усиления социальной направленности и результативности системы управления КГ;
- установлено, что в условиях изменения приоритетов в общественном развитии социально-экологический потенциал приобретает характер целевой функции, а потенциал социосинергии - парадигмы управления крупным городом;
- установлено, что на границах целевых межпрограммных мероприятий могут формироваться потенциалы социосинергии (позитивные и негативные) с высоким уровнем активности;
- уточнена сущность и сфера применения методологической функции норм и нормативов как фактора систематизации причинно-следственных связей между целями, ресурсами и проблемными ситуациями;
- определены иерархические уровни управления (концептуальное, стратегическое и текущее) и выявлены связи между ними как необходимые условия формирования интетрированной системы управления КТ;
- обоснованы методологические подхода! и сформулированы организационно-методические принципы формирования интегрированной системы управления КГ.
Результаты диссертационного исследования взаимосвязаны и образуют методологическую основу системы управления крупным городом, которая позволяет повысить эффективность управления функционированием и развитием КГ.
По результатам исследования на защиту выносятся: методологические аспекты представления крупного города (объекта управления) как особой большой целостной градосистемы; принципы устойчивого функционирования и развития КГ; концепция синтезированных потенциалов КГ как специфических ресурсов и резервов сферы управления; концепция социально-экологического императива и социосинергетики; концептуальные основы формирования интегрированной системы управления крупным городом.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. В диссертации развиваются методологические и организационно-методические основы управления современным крупным городом. Уточнено представление о КГ как об особой открытой большой градосистеме. Выявлены важнейшие свойства этой системы, целенаправленное формирование и использование которых обеспечивает устойчивое функционирование и развитие города. Концептуальный подход к созданию и функционированию интегрированной системы управления предполагает возможность определения потенциалов высокого уровня синтеза как новых ресурсов, императивов и парадигм.
Теоретические выводы и рекомендации, адресованные органам
управления КГ, градостроителям, исследователям различных дисциплин, имеющим отношение к проблемам городов, могут быть использованы в практике совершенствования механизма управления крупным городом.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертации обобщены результаты более чем двадцатилетних исследований автора по проблемам городов и городского хозяйства, реформирования (совершенствования) системы управления крупными городами. Наиболее существенные из них реализованы на практике, а именно: совершенствование системы управления КГ на основе прогрессивных информационных технологий (1982-1989 гг.); обоснование социально-экономической эффективности управления научно-техническим прогрессом в градообслуживающих сферах (1985- 1992); определение приоритетных направлений и государственное регулирование инвестиций в градооб-служивающие объекты (1993-1995); совершенствование системы управления и самоуправления в крупных городах (1996- 1998). Результаты работ по системным оценкам потенциалов территорий использованы в градостроительных проектах для ряда городов России, в том числе Санкт-Петербурга и Уфы, Диссертант принимал участие в разработке Стратегического плана развития Санкт-Петербурга (1997 г.).
Основные положения, защищаемые в диссертации, докладывались на 15 международных, всероссийских и решональных научно-практических конференциях, конгрессах и семинарах.
Выполненные исследования нашли отражение в учебных пособиях и монографиях, которые используются в учебном процессе Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.
ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертации опубликовано свыше 40 работ, в том числе 3 монографии (две в соавторстве) общим объемом 31,2 п. л., 4 учебных пособия (два в соавторстве) и другие учебно-методические разработки общим объемом более 20,0 п. л.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, 17 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 216 наименований, содержит 27 рисунков и 8 таблиц.
Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность, определяются цели, задачи, раскрываются ее научная новизна и практическая значимость.
В первой главе "Крупный город как системный объект управления" устанавливается необходимость выделения КГ в особую классификационную группу. Уточняется представление о КГ как о большом целостном системном образовании со специфическими свойствами, определяются си-стемообразующие факторы. Выявлена необходимость изменения подходов к формированию системы и расширению сферы управления КГ; разработан системный метод классификации, структуризации и разрешения общегородских проблем. Предложено использование слабых сигналов для вы-
явления формирующихся проблем, что позволяет перейти от реактивного управления разрешением актуализирующихся проблем КГ к упреждающему, прогностическому, требующему меньших ресурсов.
Во второй гпяид "Системность в управлении устойчивым функционированием и развитием крупного города" обосновываются методологические подходы и принципы обеспечения его устойчивой жизнедеятельности. Вскрыты основные источники противоречий между процессами функционирования и развития и определяются способы их разрешения. Обоснована необходимость включения в сферу управления факторов внешней среды. Управление воспроизводственными процессами жизненных циклов рассматривается как управление инновационно-инвестиционной деятельностью.
В третьей главе "Методологические основы целенаправленного формирования потенциалов крупного города" выявлена двойственная природа потенциалов; определены синтезированные потенциалы как результат взаимодействия сложных систем, явлений и процессов в крупном городе, формирующие ресурсы и резервы повышения эффективности управления и самоуправления. Предложена системная классификация потенциалов. Выявлена роль социально-экологического потенциала как императива и целевой функции в управлении КГ. Раскрыты особые свойства КГ, порождающие эффект социосинергии, что потребовало уточнения понятийного аппарата больших систем; сформулирована концепция социосинергетики как ядра парадигмы управления градосистемой.
В четвертой главе "Концептуальные основы формирования интегрированной системы управления крупным городом" предлагается концепция формирования интегрированной системы управления КГ как особой большой системой на основе принципов социосинергетики и включения новых элементов, расширяющих сферу управления и ее ресурсную базу. Рассмотрена функция нормирования как основа взаимосвязи целей, ресурсов и проблемных ситуаций. Самоорганизация рассматривается как высшая форма организации системы. Исследованы условия синтеза концептуального, стратегического и текущего управления, а также формирования концептуальной модели и алгоритма интегрированной системы управления КГ.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения по развитию методологии управления КГ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Крупные города (КГ) являются исторически сложившейся предметно-овеществленной сферой организованной и управляемой деятельности людей. Они накапливают и синтезируют многовековую материальную и духовную культуру, формируют особое сообщество - городской социум и
специфическую среду обитания. В своей эволюции КГ отражают этапы развития цивилизации, подчиняются законам и закономерностям природы и общественного прогресса. Методы и формы управления городами в историческом аспекте отражают изменения в общественных отношениях. Установлено, что управление городами по мере их развития эволюционирует от простого, детерминированного, преимущественно авторитарного и прямого действия к более сложному, структурному, включая в ряде случаев отдельные элементы функций государственного регулирования, совершенствуя факторы демократизации, коллективности и коллегиальности, самоорганизации и самоуправления.
Городская среда характеризуется высокой концентрацией людских, материально-вещественных, энергетических, информационных и иных потенциалов. Под воздействием изменяющихся факторов внутренней и внешней среды КГ находятся в непрерывном движении: возрастает динамика жизнедеятельности, усложняются связи и структура, возникают новые свойства и процессы, часто имеющие латентную форму, которые не включаются в сферу управления, порождают негативные явления, способствуют накоплению и актуализации проблем, представляющих угрозу жизнедеятельности социума.
Анализ методологических подходов к исследованию КГ как объектов управления выявил следующее. Во-первых, КГ, как правило, изучаются с позиций отдельных дисциплин: экономики, социологии, медицины и других наук, каждая из которых характеризуется своим видением города. Сумма этих научных взглядов не формирует единого представления о КГ как о целостном образовании (объекте управления), поскольку исключает возможность выявить и учесть в управлении причинно-следственные связи городских процессов качественно иной, междисциплинарной природы. Представляется необходимым выяснить вопрос, какие сферы и процессы и с каким содержанием являются объектами и предметом городского управления. Во-вторых, существующая классификация городов не позволяет адекватно отразить, с одной стороны, общее и особенное, а с другой стороны, качественные отличия в объекте управления, так как классификация основывается практически на одном показателе - численности населения. В-третьих, известные и определяющие крупные города параметры (численность населения и территория) отражают лишь некоторые их формальные признаки, но не дают представления о качественных особенностях процессов в КГ, порожденных концентрацией больших масс населения в условиях наиболее преобразованной антропогенной деятельностью природы, диктующей особые правила и высокие темпы жизнедеятельности (часто на пределе адаптационных возможностей человека). В-четвертых, управление КГ нельзя свести ни к одному из известных типов управления: государственному, региональному или местному, и в то же время в управлении крупными городами можно обнаружить отдельные элементы
10
(функции)каждого типа.
Применение теории больших систем и методов системного анализа позволило объединить на системных принципах элементы и связи различной природы, выявить особые системные свойства КГ и ввести их в сферу управления. Предложенный подход обусловил необходимость изучения тех свойств и явлений в КГ, которые обычно не включаются в сферу управления и создают проблемы, не поддающиеся успешному решению традиционными методами. Так, в сфере управления КГ, в силу ряда причин объективного и субъективного характера, не учитываются весьма важные факторы естественной и социальной природы. В настоящее время отношения с внешней средой обычно сводят к обмену товарами и услугами, мшрации населения, адаптации города к правовому императиву внешней среды; другае факторы часто воспринимаются как форс-мажорные обстоятельства случайной природы, что сужает сферу управления и создает условия для появления негативных процессов и трудно разрешимых проблем.
Вместе с тем воздействие внешней среды на большие массы населения было установлено в работах В.И. Вернадского (значение экологического баланса в жизнедеятельности общества), Л.Н. Гумилева и А. Тойнби (концепция локальных цивилизаций), Г.В. Морозова (развитие теории квантования применительно к природным и социально-экономическим системам), А.Л. Чижевского (влияние гелиобиологических циклов на социум) и других исследователей. Это требует повышения роли системного анализа в структуризации отношений КГ с внешней средой как системой более высокого ранга. Установлено, что характер отношений КГ с внешней средой можно свести к трем основным структурным типам: императив внешней среды - действие объективных законов природы и развития общества, а также субъективных факторов, по отношению к которым КГ выступает в роли объекта (например, государственные законодательные акты); партнерские отношения - при равенстве или независимости правового и иного статуса субъектов отношений; императив КГ - в сфере его властных полномочий, а также в силу его объективного воздействия на окружающую среду (например, территориальная экспансия, загрязнение окружающей среды и т. д.).
Анализ проблемно-образующих факторов позволил выявить особые системные свойства крупного города, среди которых в первую очередь отметим следующие: целостность -- невозможность расчленения объекта на отдельные автономно функционирующие сегменты без потери свойств целого; связность, обеспечивающую организационную, технологическую и другую целостность системы - все элементы и процессы в КГ находятся в отношениях причинно-следственных связей; открытость - постоянное взаимодействие с внешней средой; в значительной мере определяющее эволюцию городов; сииергию - явление, возникающее в естественных и ан-
11
тропогешшх системах в результате интенсивного обмена веществом, энергией и информацией и сопровождаемое неконтролируемыми "взрывными" эффектами; динамику, связанную с различными темпами протекающих в системе процессов; стохастичиость - отклонения процессов от заданных средних параметров; нелинейность процессов - отсутствие функционально определенных зависимостей между процессами различной природы. Выявлено стремление градосистемы к самоорганизации, а также адаптивность к деструктивным факторам различной природы. Поэтому КГ можно определить как особую большую открытую целостную территориальную социально-экономическую систему со специфическими свойствами.
Анализ традиционных классификаций городских проблем по отраслевым признакам показал, что в их основе нередко лежат несопоставимые (в силу различия самих отраслей) критерии. Вследствие этого в решение проблем КГ привносится субъективизм и не создается целостного представления о них в масштабе города. Помимо этого, исключается возможность формирования единого методологического подхода к анализу общности проблем крупных городов. Исследование общесистемных свойств крупных городов с позиций системного анализа позволило сформулировать единый концептуальный подход к разрешению общегородских проблем различной природы путем их структуризации и декомпозиции. Суть этого подхода заключается в том, что проблемы КГ классифицируются по степени сложности разрешения на стандартные (решаемые традиционными методами), хорошо структурированные (традиционные методы могут быть адаптированы к решению такого рода проблем), слабо структурированные (требующие поиска новых методов решения, однако на основе общепринятой методологии), неструктурированные (для их решения необходима разработка нового методологического и методического аппарата). Задача органов управления заключается в том, чтобы на основе системного анализа методом многоходовой декомпозиции и итераций представить любую сложную проблему в виде комплекса стандартных проблем, для решения которых затем использовать соответствующие организационные структуры управления, принципы, методы, подходы.
Анализ проблем, характерных для городов различной величины (табл. I), проведенный группой экспертов (п=25) с участием автора, выявил, что в крупном городе преобладают неструктурированные и слабо структурированные проблемы (60%), а в малых - стандартные и хорошо структурированные (более 75%), то есть с увеличением масштаба города уменьшается доля стандартных проблем и увеличивается удельный вес более сложных. (В табл. I, 2 (М ± т) - среднее значение оценки и ошибка среднеквадратического отклонения).
Очевидно, что большая часть проблем, возникающих в малых и средних городах, может достаточно успешно решаться типовыми органи-
12
Таблица 1 Структура удельного веса проблем в городах различной величины, в %
Характер проблем
Города
крупные
средние '
малые
стандартные
19,0 ±2,7
31,3 ±3,2
44,5 ± 3,5
хорошо структурированные
21,0±4,1
28,8 ± 3,7
31,3 ±3,7
слабо структурированные
22,4 ± 0,9
21,7 ±1,8
14,0 ±1,1
неструктурированные
37,6 ± 3,8
18,2 ±3,0
10,2 ±1,0
зад ионными структурами управления (линейно-штабными, функциональными, другими) с применением стандартных методов. Преобладание в КГ наиболее сложных проблем требует концептуально иного подхода к системе управления, ориентированной в первую очередь на разрешение слабо и неструктурированных проблем.
Анализ характера проблем, решаемых администрациями крупных городов (табл. 2), показал, что по мере удаления горизонтов прогнозирования увеличивается удельный вес неструктурированных и слабо структурированных проблем, что в значительной мере связано с вероятностным характером процессов в КГ и возрастанием неопределенности прогнозов. Так как стандартные проблемы более характерны для процесса функционирования, а неструктурированные - для развития, то становится очевидной необходимость переноса акцента с управления процессами (функционированием) на управление структурой (развитием) города, что является принципиальной методологической посылкой в конструктивном решении городских проблем, поскольку управлению развитием в большей степени соответствует программно-целевое и проблемно-ориентированное управление с организационными структурами матричного типа.
Таблица 2 Удельный вес проблем управления функционированием и развитием в КГ
Характер проблем
Управление функционированием
Управление развитием
в настоящее время
через 5 лет
через 10 лет
стандартные
36,2 ±1,8
ц27,2±1,6
19,0 ±1,4
15,7 ±1,6
хорошо структурированные
31,6 ±1,4
28,9 ±1,1
22,4 ±1,1
18,6 ±1,6
слабо структурированные
19,6 ±0,9
24,8 ±1,4
28,3 ±1,6
29,9 ±1,8
неструктурированные
12,6 ±1,3
19,1 ±2,5
30,3 ±1,6
35,8 ± 3,2
Итого, %
100,0
(00,0
100,0
100,0
Установлено, что разрешение назревших актуальных проблем требует качественно иных ресурсов и существенно больших расходов, чем их предупреждение. Выявлению и предупреждению развития проблем на ранних стадиях способствует известная концепция слабых сигналов, несущих новую информацию о возникающих процессах в сферах функционирования и развития городской системы и ее элементов, а также анализ этих сигналов как показателей новых, формирующихся проблем; выявление факторов, обусловивших необходимость выработки управленческих воздействий на проблемнообразующне факторы. Использование концепции слабых сигналов при формировании системы управления КГ позволяет перейти от реактивного управления (реакции на обострившиеся проблемы) к упреждающему, прогностическому воздействию на проблемнообразую-щие факторы. Таким образом, концепция слабых сигналов принципиально меняет представление об актуальности проблем. Актуальными становятся те проблемы, относительно которых появились первые сигналы об опасностях и новых шансах.
Различные представления о КГ, его расчленение на множество автономных подсистем обусловили существование большого числа слабо связанных друг с другом концепций (маркетинга города, устойчивости, самоуправления и т. д.). Попытки суммирования этих концепций не образуют единой концепции управления открытой большой градосистемой. Управление КГ можно рассматривать как управление процессами функционирования и развития в соответствии с заданными целями и имеющимися ресурсами. Так как крупный город является целостной системой, в которой элементы и процессы объединяются причинно-следственными связями, функционирование и развитие города также представляет собой единый целостный объект управления. Обеспечение адаптивности градосистемы к факторам внешней и внутренней природы составляет основу ее устойчивости.
Функционирование и развитие КГ следует рассматривать в их единстве; это внутренне противоречивые процессы, обусловленные различиями целей, методов их достижения, а также ограниченностью общих ресурсов, находящихся в динамическом взаимодействии. Суть противоречий между настоящим (функционированием) и будущим (развитием) заключается в том, что в условиях ограниченности ресурсов будущее отвлекает значительные ресурсы уже сегодня, а появление результата может быть значительно отдалено по времени от настоящего. Разрешение противоречий между этими процессами образует самостоятельную актуальную проблему теории управления КГ, имеющую различные аспекты, а именно: согласование целей, критериев и процессов функционирования и развития; поиски методов рационального ресурсного обеспечения сфер жизнедеятельности градосистем; оптимизация связей с внешней средой; разработка концепции жизненных циклов элементов градосистемы и совершенствова-
14
ние инновационно-инвестиционной деятельности и ряд других.
Устойчивое функционирование города необходимо рассматривать как бесконечный циклически повторяющийся процесс поддержания в рабочем состоянии и активизации всех элементов и связей, результат которого обеспечивает жизнедеятельность города. Однако функционирование города не может быть сведено только к обеспечению простого воспроизводства элементов градосистемы. Городские системы обладают объективными свойствами, обусловливающими потребность в постоянном развитие. Действие закона возвышения потребностей, рост населения обусловливают включение функционирования как исходного пункта (и результата) в расширенное воспроизводство, то есть в развитие КГ (постоянное улучшение количественных и качественных характеристик городской среды в соответствии с целевыми требованиями).
Проведенный анализ показал ограниченность возможностей рыночного механизма как главного метода разрешения основных противоречий КГ, призванного обеспечивать его устойчивое функционирование и развитие. Рынок объективно стремится к превращению в товар общегородских проблем, среди которых преобладают социальные и экологические, имеющие высокую общественную, но низкую коммерческую (в рыночном понимании) значимость. Вложение средств в рациональное решение этих проблем либо не даст коммерческой выгоды в принципе, либо не дает ее в приемлемые для рынка короткие сроки. По мере удаления временного горизонта получения результатов от решения стратегических, общественно значимых проблем коммерческая (рыночная) выгодность уменьшается, а социальная увеличивается. Поэтому ориентация исключительно на рыночный механизм в решении городских проблем в ряде случаев провоцирует их неразрешимость. Вместе с тем, использование метода структуризации и декомпозиции сложных городских проблем способствует выявлению таких стандартных задач, решение которых наиболее эффективно именно с помощью экономических, рыночных рычагов (например, организация розничной торговли, обеспечение социально-бытового обслуживания). Отсюда следует необходимость комплексной и взвешенной оценки эффективности функционирования и развития, в основе которой должны лежать соотношения между расходами на соответствующие сферы жизнедеятельности и совокупными результатами. Степенью достижения целевых показателей может служить оценка социально-экономической эффективности мероприятий, однако само обоснование целевых показателей, способов их измерения нуждается в дальнейшем уточнении.
Проведенное исследование позволило разработать структурную модель, увязывающую функционирование и развитие КГ и раскрывающую условия обеспечения его устойчивой жизнедеятельности (влияние факторов не только внутренней, но и внешней среды; использование единой концепции функционирования и развития; декомпозиция и синтез целей;
15
создание единого механизма управления городом). Наличие обратных связей обеспечивает своевременное принятие необходимых корректирующих мер, что повышает адаптационные свойства управляемой системы.
КГ как особая большая целостная развивающаяся социально-экономическая система с высоким уровнем связности элементов обладает определенной внутренней периодизацией жизненных циклов составляющих ее элементов (подсистем, систем и процессов). Вскрытие внутренней логики многоаспектного взаимодействия и развития различных элементов градосистемы составляет основу теории КГ. Установлено, что процессы в большой градосистеме непрерывны и в целом имеют более длительные периоды протекания, чем жизненные циклы образующих ее материально-вещественных компонентов. Поэтому возникает методологическая проблема разработки концепции взаимоувязанных жизненных циклов, обладающих рядом существенных особенностей, отличных от циклов других систем (природных, технических, технологических и иных). Есть основания утверждать, что важнейшим условием сохранения целостности системы, обеспечения ее устойчивого функционирования и развития является согласование жизненных циклов элементов (различных по природе, назначению и выполняемым функциям) во времени и пространстве с учетом их периодичности и изменяющихся требований. При системном подходе к проектированию жизненных циклов элементов, подсистем и систем КГ, задача состоит в том, чтобы обеспечить точность совпадения кратных начал и окончаний этих эволюционирующих циклов, а задача управления - в поддержании эксплуатационных качеств, согласованности функционирования элементов, рациональной организации воспроизводственных процессов.
Разработка общей концепции устойчивого функционирования и развития КГ определила необходимость наиболее полного использования результатов общественного прогресса, в том числе научно-технического, в форме городских инновационных стратегий. Нововведения различной природы приобретают характер важнейшего фактора расширенного воспроизводства, улучшающего количественные и качественные характеристики города и его элементов. Установлено, что понятие инноваций для КГ более широкое, чем это принято для других систем. Инновационная сфера большой градосистемы включает социальные факторы и их носителей - городское население. Процесс инноваций должен быть непрерывным, согласованным с системой жизненных циклов элементов города, что обеспечивает рациональную упорядоченность ресурсных потоков на основе управления процессами их формирования, движения и использования.
Управление функционированием и развитием следует рассматривать как координируемую городскими властями инновационно-инвестиционную деятельность в их неразрывном единстве, причем центр тяжести инвестирования переносится с преимущественно экономически целесообразных на социально-экологические направления. Повышается
16
значение инвестиций в городской социум, а информатизация открывает принципиально новые возможности диверсификации полезной деятельности, повышая устойчивость градосистемы. Эти обстоятельства определяют необходимость уточнения методологического подхода к выбору направлений инвестирования воспроизводственных процессов, обеспечивающих жизненные циклы элементов городской среды. К инвестициям следует относить не только товары, но и ресурсы, не имеющие рыночной стоимости, прежде всего, интеллектуальный потенциал горожанина, используемый на благо города без материального вознаграждения. Установлено, что результаты инновационно-инвестиционной деятельности проявляются на ином, более высоком уровне по отношению к конкретным объектам различных сфер инвестирования, а именно на уровне городского социума, а также за границами городской среды.
Процесс инновационно-инвестиционной деятельности в городе децентрализован и поэтому особенно нуждается в программно-целевом управлении для наилучшего использования ресурсов. Объекты инвестиционной деятельности должны обладать определенным потенциалом диверсификации, который необходимо закладывать еще на стадии проектных разработок. Первоочередность направления инвестиций определяется теми сферами города, где можно получить наибольший социальный эффект.
Выявленные особенности воспроизводственных процессов в КГ позволили сформулировать основные требования к инвестиционной деятельности и инвестициям, источники которых могут находиться во внешней по отношению к городу среде. Инвестиции в крупный город должны быть согласованными с общегородскими целями (с интересами городского социума), непрерывными, комплексными, системными, сочетающими индивидуализацию направлений инвестирования с совокупностью всех инвестиций в развитие города, открытыми для контроля городским населением, находиться во взаимосвязи как элементы общей системы. Чем выше уровень инвестиций (их значение для города), тем шире круг заинтересованных лиц. Наиболее масштабными являются инвестиционные проекты общегородского значения, в которых заинтересовано все население города. Следовательно, направления инвестирования должны определяться городскими властями; при этом по мере расширения масштабов инвестирования необходимо уточнять оценку эффективности инвестиций и их последствий. Заинтересованные лица и, прежде всего, население города должны наделяться правом контроля за процессом и результатами инвестирования. Необходимо, чтобы инвестиции были упреждающими, обеспечивающими создание резервов, повышающих адаптационные возможности градосистемы к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. Следует иметь в виду, что интеграция коммерческих и некоммерческих инвестиционных решений на основе общегородских интересов обеспечивает большую эффективность, чем реализация отдельных проектов.
17
В теории управления современными крупными городами особое место занимают проблемы формирования и реализации потенциалов как ресурсов и резервов для достижения целей управления в соответствии с выбранной стратегией развития. К потенциалам обычно относят образования, имеющие преимущественно материально-вещественную (естественную или антропогенную) или социально-демографическую природу и обладающие положительными свойствами. За пределами внимания исследователей остаются потенциалы в форме процессов взаимодействия элементов различной природы, имеющие, однако, скрытые в них отрицательные свойства, которые могут проявляться в силу стечения обстоятельств, нередко находящихся вне сферы управления. Установлено, что в современной теории потенциалов и управления ими недостаточное внимание уделено анализу их двойственного характера. С одной стороны, каждый потенциал имеет объективную естественную или социальную (антропогенную) природу, объективное содержание, образуя реальность, существующую независимо от сознания человека. С другой стороны, аналитические и синтетические методы мышления человека наполняют содержание потенциала конкретными субъективными представлениями. Чем выше интеллектуальный уровень руководителя - управленческого работника, тем в большей мере он способен проанализировать различные категории потенциалов, раскрыть и рационально использовать их сущностные возможности для достижения целей градосистемы. Познанная часть потенциалов определяет возможности использования их позитивных свойств и подавления негативных, а непознанная, являясь источником неизвестных свойств и случайностей, нередко формирует не определенные, часто негативные свойства потенциалов. Анализ показал, что любой потенциал может быть представлен в виде большой системы, подвергнут декомпозиции с выделением простейших элементов и описан соответствующей системой понятий. В процессе методологического синтеза этих элементов могут быть получены синтезированные потенциалы, образующие новые свойства и новые возможности (ресурсы) городского социума и городской среды. Установлено, что каждый городской потенциал, во-первых, связан с системой более высокого ранга - с градосистемой, - формируя ее ресурс; во-вторых, при взаимодействии с другими потенциалами города он становится элементом большой системы; в-третьих, потенциал более высокого ранга не суммирует, а синтезирует свойства связанных с ним потенциалов более низкого ранга, приобретая качественно новые свойства; в-четвертых, каждый потенциал способен принимать различную векторную направленность своего использования; в-пятых, обладает свойствами деления, взаимопроникновения (диффузии) в другие потенциалы и, в-шестых, способен изменять свои свойства, быть знакопеременным.
Установлены причины формирования и условия развития негативных потенциалов в КГ, среди которых следует в первую очередь отме-
18
тить ограниченность познания природы потенциалов, что не позволяет своевременно выявить и предупредить различного рода опасности. Существенно (но не всегда разумно) преобразованная человеком природа нарушает экологический баланс; исключительно высокая концентрация первично положительных потенциалов и интенсивность их "Использования, приближающаяся к пределу возможностей, обусловливают формирование негативных явлений, принуждают городской социум следовать правилам, в ряде случаев нарушающим законы естественной природы; снижение уровня управляемости позитивными потенциалами обусловливает возникновение и развитие негативных свойств; повышенная интенсивность жизнедеятельности приближается к еще мало изученным пороговым значениям адаптациот?ых возможностей человека; высокая степень связности городских элементов способна в определенных случаях усиливать влияние даже незначительных негативных воздействий. Результаты воздействия негативных потенциалов отрицательно отражаются на состоянии городской среды и качестве жизни городского населения.
Анализ показал, что традиционные методы выделения и использования потенциалов основываются на признаке их однородной сущности, относительной автономности и роли в городской среде. Представление потенциалов сводится к определению формальных свойств с их натуральными характеристиками. Существующие аналитические методы позволяют выявить в основном первичные городские потенциалы преимущественно материально-вещественной и социальной природы (потенциалы первого рода). Этим потенциалам свойственны организованность, целенаправленность, устойчивость, функциональная гибкость, адаптивность, измеряе-мость. Однако в процессе их функционирования можно обнаружить действие непредвиденных сил, которые нарушают функциональные зависимости, вносят неопределенность в процессы жизнедеятельности системы, снижая уровень корректности и эффективность прогнозов. Эти силы образуют особые диссипативные поля градосистемы, упорядочение которых позволяет выявить синтезированные ресурсные потенциалы.
Анализ элементов, связей, процессов в градосистеме позволил выявить потенциалы, образуемые в результате синтеза. Синтез включает в себя соединение в систему знаний о внутренней сущности явлений, установление правил взаимодействия между ними, что формирует новую сущность. При этом уровни синтеза могут быть различными и зависят от целей исследования. Так, примененный в работе метод выявил потенциалы второго и третьего рода, а также более высокого уровня синтеза. К потенциалам второго рода (уровня синтеза) в первую очередь можно отнести социально-экологический потенциал, имеющий в своей основе социальную и экологическую природу (соединение двух сущностей). Потенциалы третьего рода образуются в результате синтеза множества сущностей. Образуемая новая сущность характеризуется определенной общегородской функ-
19
цией. К этому роду (уровню) синтеза относятся потенциалы: связности (определяющий целостность и особые свойства градосистемы), диверсификации (обеспечивающий многообразие форм устойчивости функционирования и развития градосистемы), самоорганизации (специфический ресурс и резерв, расширяющий возможности выбора управленческих решений). Можно выделить потенциалы и других уровней синтеза. Наиболее высокому (обобщающему) уровню синтеза соответствует потенциал социоси-нергии КГ, образуемый в результате взаимодействия различных сил, элементов, подсистем, систем, процессов социальной ориентации. Сфера управления объединяет городские потенциалы, служащие источником ресурсов устойчивого функционирования и развития КГ.
Приведенная классификация шпенциалов по уровням синтеза носит в определенной степени условный характер, однако служит способом методологической упорядоченности. Возможности выделения синтезированных потенциалов не ограничиваются перечисленными выше; таких потенциалов может быть бесконечное множество, как бесконечно количество возможных целей, вариантов междисциплинарного синтеза. Так, анализ показал, что для наиболее рационального использования возможностей городских потенциалов можно применить и другие подходы к системной классификации, в том числе выделить:
- потенциалы невозобновляемых ресурсов (они исчерпаемы и поэтому требуют особого отношения, например, городские земли);
- возобновляемые потенциалы воспроизводственных процессов (репродукция населения, воспроизводство техногенных систем и т. д.);
- потенциалы, использование которых приводит к увеличению, самовоспроизводству ресурсов (научно-технический, культурный, интеллектуальный потенциалы, лежащие в основе общественного прогресса);
- потенциалы сдерживания и предупреждения опасностей (потенциалы, отвлекающие ресурсы на обеспечение безопасности жизнедеятельности).
Использование предложенных классификаций потенциалов рационально при выборе форм (направлений, стратегий) развития города (рис. 1). При экстенсивной форме развития КГ наблюдается применение преимущественно невозобновляемых ресурсов, а при интенсивной - в первую очередь самовоспроизводящихся и увеличивающихся. Неизбежный длительный эволюционный переход от преимущественно экстенсивной к интенсивной форме развития КГ, по-видимому потребует разработки ряда концепций или эволюционной парадигмы развития крупного города, основанной на использовании возможностей синтеза потенциалов.
Для достижения конкретных целей в управлении крупным городом требуется формирование центрального потенциала. Центральный потенциал отражает целеполагание в управленческих решениях и по существу определяет механизм достижения целей. Центральный потенциал конкра-
20
Рис. 1. Взаимосвязи потенциалов и их использование в формах развития КГ
21
21
тен и выделяется руководителем субъективно, исходя из собственного видения методов решения задач для достижения поставленных целей. Использование центрального потенциала сиязано с включением и подчинением ему других потенциалов (субпотенцналов), обеспечивающих решение отдельных задач. Решение задач, определяемых центральным потенциалом, осуществляется по следующей схеме: целевая ориентация на центральный потенциал - определение параметров связности используемых ресурсов (по методам, объему, номенклатуре, времени, способу и другим характеристикам) - использование ресурсов - получение нового качества.
Такой подход частично применяете:* при разработке планов и стратегий экономического и согшального развития городов, формировании потенциалов городских территорий и т. д. Однако множественность одно-порядковых целей при ограниченности ресурсов, невостребованность синтезированных потенциалов нарушают целостность объекта управления, что не дает возможности получить желаемые результаты.
Выявленные тенденции изменения парадигм мирового развития позволили определить роль социально-экологического потенцшла (СЭП) как императив в управлении КГ. Экологический и социальный потенциалы КГ синтезируются на основании единства сущностных характеристик человека как существа природного (биологического) и общественного (социального). Следует отметить противоречивый характер этого потенциала. СЭП обусловлен естественными законами, вступает в неизбежное противоречие со сложившимися общественными отношениями Интеграция экологического и социального потенциалов сопряжена с преодолением противоречий между ними: экологические элементы парадигмы ориентируют СЭП на приоритетное решение задач естественной природы, защиту природы за счет ресурсов антропогенной деятельности, а социальные - требуют создания условий для удовлетворения возрастающих потребностей населения и обеспечения социальной защиты за счет ресурсов общества и природы. Установлено, что для обеспечения единой направленности векторов экологической и социальной защиты необходим коэиолюцион-ный подход, то есть максимальное совпадение целей эколошческой и социальной защиты, которые могут быть выражены в первую очередь через показатели экологической безопасности, состояния здоровы! и игоодолжи-тельности жизни горожанина. Таким образом, значение СЭП повышается до уровня целевой парадигмы развития крупных городов.
Особую и практически неисследованную роль в управлении крупным городом играет потенциал социосинергии (потенциал синерши в социальной сфере), синтезирующий потенциалы объекта и субъекта управления и обеспечивающий мультипликативный эффект социальной направленности. Социосинергия характеризует сложнейшие и мало изученные эффекты взаимодействия, обусловленного обменами энергией, веществом и информацией больших социально-экономических систем с внешней средой, ко-
22
торые порождают массу неопределенностей, представляющих угрозу для социума. ')ти эффекты наиболее обострены и актуализированы в местах "стыков" потенциалов, переходов системы и элементов из одного состояние в друте, при которых определяющее значение имеет социальный фактор. Обоснован тезис о том, что управление крупным городом (в самом общем плане) - это управление процессами социосинергии с целью инициирования позитивных процессов и подавления (нейтрализации) негативных.
Анализ показал, что социосинергия в крупном городе имеет особые свойства, отличные от известив х свойств этого явления в природных и техногенных системах; она не поддается изучению с помощью понятийного аппарата теории больших систем и системного анализа, основанных на закономерностях развития неживой и биологической (но не социальной) природы, так как в процессы обмена факторами естественной и антропогенной природы непосредственно включается городской социум.
К другим системным свойствам крупного города, характеризующим условия формирования, развития и реализации потенциала социосинергии, можно отнести:
- единство устойчивости и неустойчивости: устойчивость проявляется в шхранении общего направления функционирования и развития города, а неустойчивость - в готовности системы к изменению своего состояния как к положительную, -гак и в отрицательную сторону; устойчивость системы имеет определенные пределы; под неустойчивостью понимается динамическое состояние функционирования и развития градоси-стемы в пороговых областях устойчивости, предполагающее возможное изменение: системы за любой сколь угодно малый период времени;
- флуктуации, обусловленные стохастичностью городских процессов; они 01ГКЛОНЯЮТ вектор движгния от заданных направлений (значений) стратегии развития;
- нфавновесность является обязательным условием движения системы; они проявляется в процессе перехода от существующего к целевому состоянию системы; в отличие от неравновесности, неустойчивость характеризует опасные тенденции системы или ее подсистем к качественным изменениям, вюдачая разрушение системы;
- нелинейность городских процессов; она выражается в отсутствии прямых зависимостей в причинно-следственных отношениях, в частности, между управленческим воздействием и результатом; свойства нелинейности и избирательности в сложных контурах сферы управления проявляются в том, что слабые воздействии, попадая в резонанс системы, способны либо дать во много раз превосходящий результат, либо разрушить систему. Кроме того, эффекты могут быть получены и в других сферах, а не там, где (5ыло осуществлено управленческое воздействие. Нелинейность имманентно присуща синтезу го!>одских потенциалов и свидетельствует об
23
исключительно сложной природе явлений и причинно-следственных связей крупного города.
Использование особых системных свойств крупного города весьма перспективно при выработке и реализации комплексов мероприятий по достижению целей функционирования и развития. Так, если предположить, что в начальной стадии установления целей объекты целеполагания являются некими диссипативными полями, то внедрение в эта поля точек притяжения (аттракторов, выполняющих роль стимулов, способных ориентировать на них элементы диссипативного поля), создадут условия и резервы четкой ориентации на достижение целей. Иными словами, неупорядоченность становится детерминированным ресурсом достижения целей. Отсюда следует важный методологический вывод о том, что задача управления - определить такие аттракторы (стимулы), которые инициируют самоорганизацию к саморазвитие конкретных подсистем города,, а также создать условия диверсификации, то есть расширить возможности для самоорганизации системы КГ.
В отличие от природных и техногенных систем, в градосистемах можно и необходимо выявлять области полифуркации, то есть места образования множества возможных путей (траекторий) развития. Предвидеть и предсказать их, по мнению ряда исследователей, практически невозможно в силу вероятностного характера процессов, однако такое объяснение для крупного города неприемлемо. Есть основания полагать, что активная позиция управления способна создать условия для выбора предпочтительного пути развития градосистемы. В открыты): социально-экономических системах в одной среде могут существовать (без изменения основных параметров системы) различные пути эволюции. Следствием этого мТак как синтезированный синергетический эффект трудно предсказуем как по величине, так и по местам его проявления, возникает методологическая проблема управления этим эффектом во всех сферах городской жизни и, в первую очередь, в социальной сфере. Необходимо24
знакопеременное(tm) потенциален исследование сущности потенциала со-циосинергии позволяет определить возможности управления для улучшения позитивных результатов, а также предупреждения или подавления негативных последствий.
Объективная необходимосгь перехода от жесткого детерминированного и в значительной степени дискретного прямого функционального управления объектами КГ к проблемно-ориентированному управлению большой градосистемой (с учетом вероятностного характера процессов) требует повышения степени упорядоченности в сфере управления на основе уточнения и расширения масштабов использования нормативной функции.
Известны различные толкования нормативной функции управления как информационной основы для принятия решений. Традиционные представления об информационной базе управления сводятся, в основном, к показателям, нормам и нормапгивам, характеризующим (описывающим) только отдельные стороны элементов (свойств) города преимущественно предмета "-ОЕ1"цествленной среда, в исходном (иногда промежуточном) и конечном: их состоянии. Однако требование адекватного описания системных объектен как целостных образований посредством норм и нормативов обусловит) необходимость развивать представление о нормообразующей базе крупного города в двух основных направлениях: уточнить роль нормативных основ как связующего фактора сферы системного управления, а также определить сферу нормирования синтезированных городских потенциалов.
Законы природы и общества выступают как объективные основы поведения лоюдей, в том числе и в сфере управления. Цели познания имеют объективно-субъективный хараиггер нормативных ограничений, поскольку принятая обществом (или личностью) цель как закон определяет жизнедеятельность социума. В показателях и критериях, целях управления происходит дальнейшая субъективизацця нормативных основ поведения людей, которая материализуется в механизме разрешения проблем, оценке исходного состояния объекта управления, самой проблемы (проблемной ситуации) и конечного состояния системы (рис. 2).
В ходе исследования выявлены особенности нормативных аспектов в системе управления КГ. Во-перпых, устанавливаемые нормы и нормативы должны соответствовать объективным законам природы и общественного развития, стимулировать достижение целей развития города. Во-вторых, вследствие развития знаний, изменения миропонимания и порядка в окружающем мире нормативную базу управления необходимо формировать исходя не только из сложившихся в прошлом представлений, но и из целей и задач будущего. В-третьих, нормам и нормативам в управлении КГ должна быть придана системность, позволяющая моделировать ситуации, описывать не только исходное и желаемое (целевое) состояние системы, но
25
Рис. 2. Нормы и нормативы как функцрш рациональной организации связей в сфере управления КГ
и проблемы как продукт несоответствия между ними. В-четве[пых, для описания характеристик синтезированных потенциалов качественно новой природы в первую очередь необходима разработка нового понятийного аппарата как нормы. Понятия, которыми оперирует теория бо пъших систем, не в полной мере способны описать системные свойства ЮГ, особенно синтезированных потенциалов. В диссертации предложена трактовка некоторых системных понятий, которые при дальнейшем исследовании могут составить понятийную норму в управлении синтезированными потенциалами.
Установлено, что функция нормирования осуществляет связь между системообразующими компонентами: целями, проблемами и ресурсами в
26
управлении КГ (рис. 2). В частности, моделирование системы, построение аппарат" управления крупным городом возможны только на основе использования: этой функции. Поэтому нормы и нормативы должны представлять собой большую систему, адекватную системному представлению о КГ. Нвшичие обратных связей в процессе управления позволяет оперативно реагировать на отклонения от значений нормативной функции по любому из ее параметров. Так, недостаточность (по нормативам) ресурсов для достиже!гия целей ставит перед аппаратом управления КГ задачи поиска дополнительных, заменяемых или новых ресурсов, либо изменения методов достижения целей или, если возможные варианты неприемлемы, изменения (корректировки) целей. Функция норм и нормативов в управлении КГ реализует задачи нормирования сферы управления (в форме ограничений), а также согласовании потребностей с возможностями, стимулирования, обеспечения реализуемости и эффективности решений. Таким образом, функция нормирования в управлении по существу является важнейшим организационным фактором, устанавливающим четко определенный порядок в объекте и субъетгге управления, характеризующим исходное и прогностическое состояние системы, цели, критерии, проблемы и методы их разрешения; определяет границы, правила, ресурсы самоорганизации и самоуправления в градосистеме именно в тех областях, где централизованное управление теряет свою эффективность.
Организация и самоорганизация в больших открытых системах относятся ж категориям разного порядка. Управление крупным городом заключается в поиске оптимизационных (или, по крайней мере, наиболее рациональных, эффективных) решений между централизацией и децентрализацией, что по существу определяет соотношение между организацией и самоорганизацией (как высшей формой организации) с максимально допустимой свободой выбора решений.
Самоорганизация в той или иной мере имманентно присуща большим системам. В процессе проиеденного системного анализа установлено, что к необходимым условиям самоорганизации и самоуправления городского социума в целом и отдельных его частей относятся:
- наличие обоснованны): целей и стимулов (аттракторов), организующих социум;
- организационные "рамочные" элементы (правила и нормы), обес-печиваюнцие высокую степень свободы в выборе вариантов и методов управленческих решений и форм самоорганизации;
- обеспеченность соотвепрствующими ресурсами для достижения целей;
- возможности саморазвития.
Самоорганизация является высшей формой организации, при которой оптимизируется баланс мекду потребностями и возможностями, осуществляется свободный поиск наилучших (рациональных) решений. Функ-
27
ция организации выступает как фактор внешней среды, степень влияния которого ограничивается максимизацией положительных вочможностей (эффективности) самоорганизации. Самоор1"ани.зация находится в рамках общегородских организационных норм и правил, обратуя собственную большую систему, вследствие чего этой форме существования социума также присущи свойства больших открытых социальных систем. Источником важнейших ресурсов для развития самоорганизации являются синтезированные потенциалы. В целом самоорганизация не только не противоречит организационным началам крупных городов, а напротив, является выражением объективных тенденций и закономерностей их развития. Нарушения в системе самоорганизации, например, в результате неправильного выбора управленческого решения, порождают отрицательные связи, антистимулы, которые разрушают систему.
Из теории систем известно, что управление большими социально-экономическими системами должно строиться по иерархическому принципу, однако до сих пор нет ясности в определении уровней иерархии. Существуют различные мнения относительно иерархической структуризации систем управления, признаков выделения уровней иерархии, целей ровней и других организующих иерархию принципов. Системный анализ и декомпозиция сферы управления позволили выделить три основных типа (уровня), которые в совокупности определяют требования к интегрированной системе управления КГ: концептуальное, стратегическое и •текущее управление.
Целью концептуального управления является формировали*: управленческой парадигмы, разрешение системообразующих, наиболее общих проблем, которые возникают в процессе постановки и достижения общих целей крупного города. Концептуальное управление основывается на выдвижении некоего тезиса как перспективной концептуальной цели, на достижение которой должен быть ориентирован город как целостное образование, а также все элементы различных городских сфер. Например, цель концептуального управления может быть выражена формулированием предпочтительной перспективной сущности города: город-сад, город-морские ворота и т. д. Объектом концептуального управления являются не конкретные сферы или проблемы города и их реальном, материально-вещественном представлении, а формирование определенной идеологии, социосинергетичсской концепции, на основании которой разрабатывается система целевых установок. Например, концептуальное упранление жи-лищно-коммунальной сферой в городах России заключается в разработке социально-экономических целей, стратегий, мероприятий, нормативно-правовых актов, носящих характер совокупшых (системных) прянщипов и, в ряде случаев, рекомендуемых методов реформирования. Оценка его этапов и реализованных мероприятий имеет преимущественно качественный характер. В структуру концептуального управления в первую очередь вхо-
28
дит установление концептуальных целей, важнейших мероприятий, перспективных сроков их исполнения. С позиций системного представления города как объекта управления концептуальное управление, определяющее идеологию, парадигму развития КГ, должно обеспечивать методологическую перспективу бескризисного и устойчивого развития городского социума; определять основную концепцию устойчивого функционирования и разиитня города; регулировать взаимодействие различных сил внутренней и внешней природы, направляя эти силы на развитие позитивных и подавление негативных тенденций; разрабатывать и внедрять методы, стимулирующие поиск новых и эффективное использование городских по-тенциалои, причем в первую очередь интеллектуальных, саморазвивающихся и самовоспроизводящихся.
Реализация конкретной парадигмы городского развития начинается на уровне стратегического управления, направленного на достижение стратегических целей, представляющих собой результат конкретизации и декомпозиции концептуальных целей. При этом важнейшие аспекты стратегического утфавления состоят в разработке механизма реализации стратегий развития основных систем ообразующих сфер города, в определении оптимального уровня специализации и возможностей диверсификации всего городского комплекса, в формировании синтезированных ресурсных потенциал ов, а также в разрабочгке целей для более низкого уровня управления - текущего управления.
Цель, текущего управления - обеспечение устойчивости градоси-стемы пунем поиска динамического оптимума между процессами функ-ционкрования и развития КГ. Текущее управление заключается в реализации процессов простого и расширенного воспроизводства в соответствии с циклами жизнедеятельности элементов города. На этом уровне осуществляется непосредственное руководство конкретными сферами города на основе детерминации и детализации в пространстве и во времени результатов концептуальных и стратегических решений. Основными ресурсами текущего управления являются потенциалы первого рода. Каждому уровню в иерархии управления соответствует определенный класс потенциалов, который формируется и реализуется в соответствии с иерархией целей.
Потребности концептуального, стратегического и текущего управления обусловливают требования к построению интегрированной системы управления КГ и соответствующей системы ресурсных потенциалов. Уточненная концептуальная трактовка понятия "система управления крупным городом" учитывает единые организационно-методические принципы решения общегородских задач, обеспечивающие:
- высокую адаптивность системы к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды (с учетом ее структуры, взаимосвязей и т. д.);
- усто"1чивость объекта и субъекта управления, в первую очередь в
29
чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности;
- снижение уровня риска, для чего необходимо использование концепции слабых сигналов, позволяющих выявить факторы негативной природы на ранних стадиях формирования проблем либо актуализировать позитивные факторы, доведя прогностику до уровня законодательных императивов;
- оптимальное совмещение концептуально противоречивых целей функционирования и развития в условиях ограниченности ресурсов;
- повышение уровня решаемости общегородских проблем на основе их структуризации, последующей декомпозиции и итерации процессов, позволяющих выделять из сложных проблем совокупность более простых, однородных, которые можно успешно решать современными истодами управления;
- широкое использование методов системного анализа и синтеза, теории больших систем в обосновании упр:1вленческих решений.
Системный подход к проектированию структуры управления КГ предполагает в первую очередь четкое определение для каждого элемента сферы его деятельности, целей, функций, методов в соответствии с иерархией системы. Необходимость создания целостной системы управления требует установления между элементами структуры связей: вертикальных (подчинения) и горизонтальных (согласования). При этом предполагается интеграция по вертикали (концептуальное, стратегическое и текущее управление, использующие проблемно-ориентированные, профаммно-целевые и линейно-функциональные струюгуры управления) и по горизонтали - управление функционированием и развитием, связями с внешней средой, инновационно-инвестиционной деятельностью (воспроизводственным процессом), потенциалами и т. д. Интегрированная таким образом система управления позволяет одновременно осуществлять управление процессами и объектами управления в целом. Интеграция способствует преодолению автономизации отдельных элементов структуры управления, что является необходимым условием получения положительных синерге-тических эффектов и, следовательно, повышает эффективность управления. На рис. 3 приведен алгоритм (концептуальная модель) реализации мероприятий по решению задач и формированию интегрированной системы управления КГ, в основу которого полож<:>30
Рве. 3. (см. продолжение)
Ряс. 3. Модель реализации мероприятий по управлению крупным городом
32
ния. Обратные связи позволяют оперативно реагировать на изменение ситуаций. При этом необходимым условием эффективности управления является создание и включение и процесс управления интегрированного информационного банка данных. Использование данной модели создает предпосылки для формирования собственно структуры управления КГ.
В заключении диссертан.ии содержатся основные теоретические и практические результаты, полученные автором.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Выявлены особые системные свойства КГ, которые расширяют предстанление об объекте и субъекте управления; включение этих свойств в сферу управления повышает ее эффективность. Раскрытие сущности системных, свойств КГ потребовало уточнения ряда понятий, используемых в теориях больших систем, потенциалов и методах системного анализа. Установлено, что КГ - это особая целостная большая открытая территориальная социально-экономическая система (градосистема), процессы которой характеризуются вероятностными нелинейными зависимостями.
2. Предложена концепции управления КГ, объединяющая на основе синтеза процессы управления функционированием и развитием. Общая сущность данных процессов как основа предложенной концепции управления позволяет разрешать противоречия между процессами функционирования и развития, обусловленные различиями в целях, временных горизонтах, используемых ресурсах и методах.
3. Разработана концепция системы жизненных циклов элементов различной природы в КГ, на основе которой сформулированы требования к управлению воспроизводственными процессами. Особенности воспроизводственны* процессов в КГ обусловили необходимость расширения сферы управления инновационно-инвестиционной деятельностью путем включения " нее городского социума. На оценку эффективности этой деятельности, имеющей социалыгдо направленность, влияют факторы времени и социальной значимости мероприятий, а также последствия их реализации.
4. Установлено, что использование принципов системного анализа для классификации и структуризации общегородских проблем снижает уровень неопределенности проблем (проблемных ситуаций) и расширяет возможности использования методов программно-целевого и проблемно-ориентированного управления, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям КГ. При этом мониторинг слабых сигналов о состоянии городских систем позволяет выявить и своевременно принять меры по локализации и разрешению актуальных проблем на ранних стадиях их формирования. Это способствует экономии ресурсов, обеспечивает переход от реактивного управления к прогностическому.
33
5. Разработана концепция формирования, развития и реализации городских потенциалов, в том числе синтезированных; проведена ш, классификация и структуризация; установлена методологическая функция целевого выделения центральных потенциалов, что расширяет ресурсную базу принятия и реализации управленческих решений.
6. Сформулирована социосинергетическая парадигма управления КГ, обеспечивающая определенность и успжчивость вектора социально-экономического развития в условиях императива социально-экологического потенциала. Раскрыта сущность, определены условия формирования, принципы и другие компоненты этой парадигмы.
7. Установлено, что формирование и реализация потенциала самоорганизации в КГ нуждается в создании системы функциональных связей с потенциалами организации, связности, сингргии и диверсификации. Синтезированные потенциалы становятся необходимыми ресурсами CEiMoopra-низации при условии введения стимулирующих факторов (аттракторов) развития и самоуправления.
8. Исследована объективно-субъективная сущность норм и нормативов в управлении КГ. Уточнена роль методологической функции нормирования как фактора систематизации причинно-следственных связей между целями, ресурсами и проблемными ситуациями в КГ, что повышает упорядоченность и расширяет возможности проблемно-ориетированного управления.
9. Обосновано содержание и установлены взаимосвязь и взаимодействие между концептуальным, стратегическим и текущим управлением, что является необходимым условием формирования и эффективного функционирования интегрированной системы управления КГ.
10. Обоснованы методологические подходы, сформулированы организационно-методические принципы формирования и алгоритм функционирования интегрированной системы управления КГ.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие основные работы:
Монографин
1. Управление городским хозяйством. Л.: Стройиздат, ЛО, 1989. -12,8/ 6,4 п. л. (в соавт. с В.М. Стеняевым).
2. Управление развитием жилищной сферы в условиях реформирования ЖКХ: Научно-практическое издание. / Под общей ред. :Боп>любова B.C. - СПб.: Ред.-изд. фирма "Роза мира", 1997. - 8,2/3,5 п. л. (в соавт. с Н.В. Васильевой и Ф.М. Иохведовым).
3. Актуальные проблемы крупных городов. СПб: Изд-во СПбГИЭА, 1997.-11,2 п. л.
34
Статьи, тезисы докладов
4. Социально-экономические аспекты оптимизации этажности жилой застройки // Экономические обоснования и проблемы эффективности в градостроительстве. Труды ЛенНИИП градостроительства. - Л., 1975. - 0,3 п. л.
5. К вопросу оценки эффективности автоматизированных систем управления О1раслями городского хозяйства (АСУ ГХ) // Эффективность производства и научно-технический прогресс. Вып. 121. Сб. науч. труд. ЛИЭИ, - Л., 1977. - 0,35 п. л. (в соавт. с В.Е. Рохчиным и Б.Н. Космар-ским).
6. О проектно-строительной практике благоустройства новых жилых районов // Вопросы экономики строительства и городского хозяйства. Вып. 138. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л, 1977. - 0,6 п. л. (в соавт. с Г.М. Гаврилович).
7. Социально-экономические вопросы этажности застройки // Совершенствование социально-экономического планирования в градостроительстве и городском хозяйстве. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1980. - 0,6 п. л. (в соавт. с Л.И. Богдановой).
8. Пути совершенствования управления городским хозяйством // Опыт разработки и внедрения АСУ в жилищно-коммунальном хозяйстве и службе быта. ЛДНТП. - Л., 1981. - 0,2 п. л. (в соавт. с Г.Н. Кирилловым и B.C. Чекалмным).
9. О методике прогнозирования выполнения краткосрочных планов развития городского хозяйства // Опыт совершенствования планирования и экономического стимулирования в городском хозяйстве Ленинграда и Ленинградской области. ЛДНТП. - Л., 1982. - 0,4 п. л. (в соавт. с Н.М. Сутыриным).
10. Вопросы совершенствования управления качеством обслуживания населения городским пассажирским транспортом // Повышение социально-экономической эффективности управления в городском хозяйстве. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1982:. - 0,5 п. л. (в соавт. с В.Е. Рохчиным).
11. О совершенствовании организации культурно-бытового обслуживания нЕ1сел1ения в городах // Совершенствование управления городским хозяйством 1фупного промышленного центра. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1983.- 0,4 п. л.
12. Оптимизация структуры сферы обслуживания населения в крупном городе - важное условие закрепления кадров // Использование трудовых ресурсов в условиях интенсификации социалистического производства. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1984. - 0,4 п. л.
13. Вопросы совершенствования управления жилищными организациями Ленинграда // Экономические и социальные проблемы развития городов. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. -• Л., 1984. - 0,5 п. л. (в соавт. с Л.Г. Ле-
35
вицкой и ЮЛ. Песчановым).
14. Методы оценки возможности выполнения планов в городском хозяйстве // Экономические и социальные проблемы развития городов. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1984. - 0,6 п. л.
15. Особенности формирования цел16. Оптимизация структуры сферы обслуживания в крупном городе // Актуальные проблемы планирования социального развития регионов, предприятий и организаций: тезисы докл. на обл. науч.-практ. конф. ОС НТО - Куйбышев, 1985. - 0,3 п. л.
17. Методический подход к разработке проблемы оптимизации структуры и развития сферы обслуживания населения в крупном городе // Совершенствование хозяйственного механизма социалистического производства. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1986. - 0,5 п. л.
18. Проблемы развитая социально-бытовой инфраструктуры города // Экономический механизм управления в отраслях городского хозяйства. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. - Л., 1987. - 0,5 п. л.
19. Причины и пути преодоления низкой эффективности научно-технического прогресса в городском хозяйстве Ленинграда // Совершенствование хозяйственного механизма в городском хозяйстве. ЛДНТП. - Л., 1988. - 0,4 п. л. (в соавт. с В.В. Васильевым и Н.М. Сутыринмм).
20. Концептуальные основы создания системы планового управления научно-техническим прогрессом в городском хозяйстве / Препринт науч. докл. Ин-т экономики пром-ти АН УССР. - Донецк, 1988. - 1,1 п. л.
21. Вопросы правового регулирования в системе управления научно-техническим прогрессом (НТП) в жилищио-коммунальшш хозяйстве // Актуальные проблемы радикальной перестройки управления производством. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. -Л., 1989. - 0,3 п. л. (в соавт. с Л.Б. Осов-ской и А.Г. Паршиным).
22. Организационно-экономические проблемы научнс-тешического прогресса в городском хозяйстве // Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры города. Сб. науч. труд. ЛИЭИ. -- Л., 1989. - 0,5 п. л.
23. Проблемы экономической эффективности инфраструктуры города // Экономический механизм перестройки жилищно-коммунаньнрго хозяйства. Сб. науч. труд. ЛИЭИ.- Л., 1990. - 0,4 п. л.
24. Программно-целевое управление (ПЦУ) развитием городского (муниципального) хозяйства // Экономические методы управления городским хозяйством. Сб. науч. труд. СПбГИЭА. - СПб., 1992. - 0".5 п. л.
25. Муниципалитет и субъекты хозяйствования: проблемы взаимоотношений // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей:
36
тез. докл. регион, научно-техн. конф. - ПС РФ по высшему образ., СПбГТУ, ЛИ И РФ и др. - СПб, 1993. - 0,1 п. л.
26. Методический подход к обоснованию инвестиций в развитие населенных мест // Управление муниципальным хозяйством в условиях становления рыночных отношений. Сб. труд. СПбГИЭА. -- СПб, 1994. - 0,5 п. л.
27. Обоснование инвестиций в развитие населенных мест // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: тез. докл. 2-й регион, науч.-техн. конф. - ГК РФ по высшему образ., СПбГТУ, АЙН РФ и др. - СПб, 1995. -0,3 п. л.
28. Бюджетная поддержка градообразующих предприятий // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: тез. докл. междун. конф. - ГК РФ по высшему образ., СПбГТУ, АЙН РФ. - СПб, 1996. - 0,1 п. л.
29. Эффект генерирования бюджетных инвестиций // Управление инвестиционной деятельностью: проблемы теории и практики: тез. докл. науч. -практ. конф. - Ин-т соц-эконом. проблем АН РФ, Междун. академия инвестиции и эконом, строит-ва, др. - СПб, 1996. - 0,2 п. л.
30. Проблемы отношений субъектов права и хозяйствования в городе // Экономика, энергетика и правовые проблемы развития городского хозяйства на современном этапе: тез. докл. регион, науч.-практ. конф. - Союз российских городов. - СПб, 1996. - 0,2 п. л.
31. Некоторые проблемы взаимосвязанности элементов городской среды // Социально-экономические проблемы местного самоуправления: тез. докл. науч.-практ. конф. - ИСЭП РАН, СПбГТУ и др. - СПб, 1996. - 0,3 п, л.
32. Земельную собственность - к общественной пользе // Проблемы собственности в России: тез. докл. науч.-практ. конф. ИСЭП РАН, СПбГТУ и др. - СПб, 1997. - 0,;" п. л.
33. Новые задачи местной администрации // Проблемы эффективности воспроизводства управленческих кадров в России (Под ред. Л.М. Чистова.): тез. докл. на 3-м съезде ПАНиИ - СПб, 1997. - 0,1 п. л.(в со-авт. с ОТ. Лебедевым и А.В. Максимовым).
34. Новый подход к проекторованию развития городов в условиях местного самоуправления. // Гуманитарные науки. -№ 2, - 1997 (8), - 0,5 п. л.
35. Социально-экономические реформы и новые парадигмы развития крупных городов // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: тез. докл. 2-й междунар. конф. - АЙН РФ, СПбГТУ и др. - СПб, 1997. -О, I п. л.
36. Проблемы реформирования системного управления крупным городом в условиях экономических преобразований // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: тез. докл. 2-й междунар. конф. -
37
АЙН РФ, СПбГТУ и др. - СПб, 1997. - 0,1 п. л.
37. Город как объект системного управления // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. Вып. 2. Сб. науч. труд, под ред. О.П. Литовки.- ИСЭП РАН. - СПб, 1997. - 0,5 п. л.
38. Интеллектуальный потенциал общественного развитая ,'/ Высшие интеллектуальные технологии образования и науки: тез. докл. 5-й между-нар. конф. - Мин-во общего и проф. образ. РФ, СПбГТУ и др. - СПб. 1998. -0,1 п. л.
39. Особенности инвестиций в крупный город // Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области экономическому форуму. -МПА СНГ, ВЭО - СПб, 1998. - 0,1 п. я. (в соавт. с О.Т. Лебедевым)
40. Повышение эффективности управления крупным городом на основе работы со слабыми сигналами // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. Тез. докл. 3-й междунар. конф. - Мин-во общего и проф. образ. РФ, СПбГТУ, АЙН РФ - СПб, 1998.- 0,1 п.л. (в соавт. с О.Т. Лебедевым)
41. Особенности потенциалов крупного города: методох! эпические аспекты // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей. Тез. докл. 3-й междунар. конф. - Мин-во общего и проф. образ. РФ, СПбГТУ, АЙН РФ - СПб, 1998.- 0,1 п.л.
Учебно- и нормативно-мегодические публикации
42. Организация и управление жилищным и гостиничным хозяйством. Учебное пособие. ЛИЭИ. - Л., 1986. - 5.0/1,5 п. л. (в соавт. с В.М. Стеняевым и Н.М. Сутыриным).
43. Принципы, методы и функции управления городским хозяйством. Конспект лекций. ЛИЭИ. - Л., 1990. - 4,0 п. л.
44. Управление жилищно-коммунальным хозяйством. Учебное пособие. СПбГИЭА. - СПб., 1995. - 5,4 п. л.
45. Руководящие нормативно-методические материалы по организации содержания и ремонта жилищного фонда в условиях реформы. Часть 3.1 и 3.2. / Под ред. А.С. Клименко. Комитет по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга, ОАО "Орггехстрой". - СПб., 1998. - 22 п. л. (коллектив авторов 12 чел.),
46. Совершенствование экономических отношений в жилищной сфере. Учебное пособие. СПбГИЭА. - СПб, 1999. - 6,0 п. л. (в соавт. с Н.В. Васильевой).
Описание предмета: «Муниципальное право»О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым дается следующее определение:
«Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая
совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе
организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через
выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации
отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления».
Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы
организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной
власти. В предмет научной дисциплины входят также вопросы о правовой, организационной и экономической основах
местного самоуправления, его функциях и предметах ведения. Студентам предстоит усвоить вопросы территориальной
организации местного самоуправления, проанализировать полномочия органов местного самоуправления различных
видов муниципальных образований по вопросам местного значения и практику их реализации, порядок наделения
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществления контроля за их
исполнением, изучить ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В ходе изучения курса студент должен приобрести навыки подготовки проектов индивидуальных и нормативных
правовых актов муниципальных образований.
к.ю.н., доцент Л.В. Андриченко
Литература - В.И. Ресин. Управление развитием крупного города. – М.: Голос, 1996. – 336 с.
- А.Е. Суглобов. Теоретические и методологические основы аудита деятельности объектов сельской социальной инфраструктуры. – М.: Каталог, 2006. – 280 с.
- Основы экономики крупного города. – М.: Экономика, 2009. – 648 с.
- Н.П. Ходакова, О.В. Виштак. Информационные основы управления педагогической системы. – М.: Спутник +, 2013. – 70 с.
- И.А. Зайцева. Культурно-воспитательная среда российского крупного города. История и современность. – М.: МПСИ, 2013. – 200 с.
- З.Б. Соктоев. Теоретико-методологические основы причинности в уголовном праве. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. – 312 с.
- коллектив авторов. Экономика и организация управления крупным городом: учебное пособие с тестовыми заданиями. – М.: , 2014. – с.
- Геннадий Николаевич Туманик und Марина Ростиславовна Колпакова. Крупный город Сибири и современные градостроительные проблемы развития. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 212 с.
- Андрей Ямщиков und Евгения Чепурная. Экономика здравоохранения крупного города. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 416 с.
- Александр Лисянский. Теоретические основы управления компанией в современных условиях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 76 с.
- Вера Верлиенко. Основы формирования спроса на жилье в крупном городе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 104 с.
- Рубен Айрапетян. Партисипативное управление в крупных городах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 92 с.
- Инна Николаевна Яковлева und Валерий Михайлович Дюков. Квантовая революция: методологические основы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 188 с.
- Николай Новиков. Управление развитием крупного металлургического предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 300 с.
- Татьяна Ртищева. Управление услугами культуры в крупном городе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
- В.В. Кафидов. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 246 с.
- А.П. Балашов. Основы теории управления. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. – 288 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|