Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Трансформация государственного управления в российской федерации

Государственное управление

 

Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ

Ким Джин Май

Трансформация государственного управления в российской федерации

Специальность 23.00.02 - Политические институты и процессы

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

Москва -1999

Работа выполнена на кафедре сравнительной политологии Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД РФ.

 

 

В настоящее время Российская Федерация столкнулась с рядом серьезных проблем экономического, политического, социального и культурного характера. Проблемы эти имеют в своей основе множество причин, среди которых одна из важнейших - несовершенство системы государственного управления, существующей на сегодняшний день. Таким образом, для перехода на новый уровень развития России необходимо реформировать, усовершенствовать свой государственный административный аппарат.

Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур. Многочисленные недостатки современной системы государственного управления хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой бюрократического аппарата по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование государственного аппарата России представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления.

Российская Федерация, являясь страной с богатейшими природными ресурсами, обладая достаточным людским, научно-технологическим потенциалом, в последнее время потеряла свой вес на мировой арене. Экономическое и политическое могущество страны подорвано нерациональным экстенсивным развитием в течение долгого периода командно-административного управления, вследствие чего российская экономика переживает спад производства, потерю конкурентоспособности, утечку мозгов, отток капиталов за рубеж. Свободный рынок должен быть

поддержан новым государственным регулированием, которое выступает краеугольным камнем в процессе оздоровления экономики страны, а также обретения Россией частично утерянного политического лидерства. России будет трудно идти по пути реформ, если будет сохраняться нынешнее положение, когда "обычному человеку противостоит огромная, жесткая и коррумпированная бюрократическая система, уродующая, подминающая под себя и рынок, и все общественные отношения"1.

В связи с этим актуальность темы определяется также необходимостью перехода российских государственных органов в управлении от традиционных образцов реагирования к эффективному принятию решений, оптимизации управленческих структур, улучшения управленческого стиля.

Предметом исследования в данной диссертации является российская государственная бюрократия. Термин "бюрократия" был введен французским экономистом Винсентом де Гурнэ в 1745г. для обозначения исполнительной власти, при этом данное слово имело уничижительное значение. В каждой стране есть свои синонимические обозначения явления, описываемого термином "бюрократия". В Великобритании, например, работников государственных учреждений принято называть "служителями короны", во Франции используется термин "fonctionnaire" (государственный служащий), а в России близким по значению можно, пожалуй считать понятие "чиновничество". В словаре В.Даля слово "чин" происходит от слова "чинить", т.е. делать. А в петровские времена ранг по Табели (не соединенный с должностью) получил название "чина", лицо, обладавшее чином, стало соответственно именоваться "чиновником". То есть в России долгое время понятие "чиновник" не было обязательно связано с государственной должностью. В настоящее время более распространено

' Е.Т.Гайдар. Государство и эволюция. -М: Издательство "Евразия", 1995. С.193

понятие "государственный служащий".

В российских работах часто смешиваются понятия "бюрократия" и "бюрократизм". В средствах массовой информации, как и в некоторых научных изданиях, многие авторы не проводят разграничения между этими двумя понятиями. Придерживаясь марксовой точки зрения на бюрократию как на организм-паразит, они приписывают самой бюрократии многие негативные черты аппарата государственного управления, и термин "бюрократия" вследствие этого весьма распространенного мнения в русском языке приобретает негативное значение. Но более логична концепция Вебера, которая определяет бюрократию как наиболее рациональную форму управления. С такой точки зрения негативный смысл должно иметь другое понятие - "бюрократизм", который является болезнью бюрократической организации, ее неспособностью к эффективному функционированию. В зарубежной литературе бюрократизм выражается понятием "дисфункция бюрократии", что, по мнению диссертанта, точно отражает сущность явления. То есть, в данном случае, функция это - эффективное функционирование бюрократической организации, а дисфункция - это ее неправильное функционирование, искаженное состояние.

Бюрократизм имеет множество проявлений: коррупция, формализм, произвол, бумажная волокита, плановость, дублирование различными органами одной и той же работы, "борьба бюрократических клик с целью поглотить друг друга"2, обесценение принципа продвижения чиновников в зависимости от образования, достижений. Данный список можно продолжать бесконечно. Все эти негативные тенденции имеют место в российской бюрократической системе, и вопрос о методах их устранения остро строит перед государством.

'Тамже. С. 103.

Хронологические рамки исследования. В первой главе последовательно прослеживается эволюция российской системы государственного управления. Исследование начинается с эпохи Петра I. Такое решение объясняется тем, что именно Петр I предпринял реформирование российского государства, приведшее к возникновению централизованного бюрократического аппарата, а также тем, что многие авторы считают дату появления петровского Табеля о рангах датой рождения российского чиновничества.

Второй период, которому диссертант уделяет особое внимание, - это советский период, качественно новый этап в истории российской бюрократии. В годы социализма государство играло доминирующую роль в жизни страны, при этом руководство государственным аппаратом было сосредоточено в руках партийных лидеров. Никогда еще в истории России власть бюрократии не была такой всеобъемлющей.

Третий этап - это постперестроечный период вплоть до наших дней. Отказ от командно-административной модели развития привел к глубоким изменениям в системе государственного управления, возникновению новых государственных органов. Новые условия функционирования предъявляют новые требования к государственным служащим. Между тем, резко ухудшившееся материальное положение чиновников, изменения морально-этических норм общества способствуют расцвету таких негативных явлений в бюрократическом аппарате, как коррупция, хищения, снижение престижа государственной службы, ухудшение качества работы.

Во второй и третьей главах диссертации анализируются некоторые аспекты современного развития государственной системы управления в Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Новизна данной диссертации

заключается в том, что впервые проблема модернизации российской системы государственного управления исследуется комплексно, как на уровне управления персоналом, так и с учетом воздействия на бюрократию других ветвей власти и общества. В предшествующих исследованию работах авторы в основном концентрируют свое внимание на отдельных проблемах и способах их решения. В данной работе предпринята попытка представить полную картину недостатков системы государственного управления в России и предложить некоторые рекомендации по преодолению негативных тенденций. Также новым является то, что пристальное внимание уделяется дисциплине "Управление персоналом", которая многими российскими авторами пока игнорируется.

Источники и литературу, на изучении которых основана данная работа, можно условно разделить на пять групп.

Во-первых, это официальные документы, определяющие государственное устройство Российской Федерации.

Во-вторых, работы по истории системы государственного управления в России и по истории российского государства.

В-третьих, публикации, анализирующие актуальные проблемы российской государственной системы.

В-четвертых, аналитические работы и статьи российских и зарубежных авторов, которые посвящены теории бюрократической организации.

В-пятых, работы, зарубежных и российских авторов по проблематике управления персоналом.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что существуют определенные трудности анализа современного состояния исполнительной власти в России в связи с тем, что отсутствует доступ к полной, достоверной информации. В связи с этим автор признает, что практически невозможно

осветить изнутри исследуемую проблему из-за отсутствия практического материала.

Степень научной разработанности проблемы. Признанными зарубежными исследователями феномена бюрократии являются М.Вебер3, Е.Этциони-Халеви 4, П.Блау5, Р.Мертон6, Ф.Ригз7, М. Крозье" и др.

В российской общественной науке в последнее десятилетие появился ряд работ, посвященных теме совершенствования системы государственного управления. Но в большинстве случаев эти работы касаются лишь некоторых аспектов модернизации бюрократического аппарата.

Эволюция российской системы государственного управления прослеживается в работах Мизя А.Б.9, Быстренко В.И.10, Оболонского А.В.11, Ерошкина Н.П.12, Зайончковского П.А.13 и др.

Проблемы государственного аппарата освещаются в работах Соловьева

3 Weber M. Bureaucracy, trans. Hans Gerth, C. Wright Mills, New York: Oxford University Press, 1958

4 Etzioni-Halevy E. Bureaucracy and democracy. A political dilemma. London, Boston, Melbourne and Henley: Roytledge&Kegan Paul, 1983.

5 Blau P.M. The Dynamics of Bureaucracy, Chicago and LondoniThe University of Chicago Press, 1963.

6 Merton R.K. "Social Theory and Social Structure" The Free Press. New York. 1957

7 Riggs F. Administration in Developing Countries: the Theory of the Prismatic Society, Boston: Houghton-MiffinCo.. 1964.

* Crazier M. The Bureaucratic Phenomenon, Chicago: University of Chicago, 1964.

9 Мизь А.Б. Краткий очерк истории власти и управления "советского" коммунистического государства. 1917-1991. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1996. -68с.

10 Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Издательство НГАЭ и У, 1997. -92с. " Оболонский А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества//ОНС, 1997,№5.

" Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М.: Высшая школа, 1983. ;Ерошкин Н.П. Крепостное самодержавие и его политические институты.-М.: 1981. 13 Зайончовский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в.

А.И14, Соколова В.М.15, Бойкова В.Э. '*, Афанасьева М.Н. ", Олешук Ю.1", Охотского Е.В. и др. Также состояние исполнительной власти анализируется в работах, выпущенных Институтом государства и права РАН".

Правовые основы и порядок прохождения государственной службы освещаются Стариловым Ю.Н.20, Овсянко Д.М.21 и др.

Управление персоналом пока еще новая дисциплина в России. Специалисты Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации выпустили ряд работ, касающихся этой темы22. Также надо отметить публикации кафедры управления персоналом Государственной Академии управления23, Бизюковой И.В.ми др.

14 Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский сиадром//ОНС, 1995, №4; Особенности механизма принятия государственных решений в России: социокультурные и психологические параметры// Полис. - 1998. - №4.

19 Соколов В.М. Нравственные основы кадровой полвтики//Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение: Курс лекций. Изд.2, доп. и перераб.

-М.: Издат-во РАГС, 1998; Общественные оценки государственных служащих/

Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень.-М.: Издательство РАГС,

1998, №1.

" Бойков В.Э. Государственные служащие: штрихи коллективного портрета// Социс,

1997, №6; Профессиональная культура и этика государственных служащих/ Социология

власти: Информационно-аналитический бюллетень.-М.: Издательство РАГС, 1998, №4-5.

17 Афанасьев М.Н. Государев двор или гражданская служба?(Российское чиновничество

на распутье)// Полис. - 1995. -№6. -С.67-80.

" Олешук Ю. Госаппарат в России// МЭ и МО. - 1998. - №4

" К примеру см.: Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития /отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. -М.: Юристь,1998.

* Сгарилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. -М.: Издательство БЕК, 1996; Старилов

Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы реформы// Проблемы

государственной власти. Издательство Воронежского Университета. - 1995. Вып.З. - С.

31-51.

11 Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. -М.:Юристь,1996.

"К примеру см.:Служебная карьера/ Гусева А.С., Иглин В.А., Лытов Б.В. и др.; под

об.ред. Охотского Е.В. - М.: ОАО Изд-во "Экономика",1998; Лукьяненко В.И.

Управление персоналом: функции, структура, технологии//Государственная кадровая

политиха и механизм ее реализации: Кадроведение:Курс лекций. Изд.2, доп. и перараб.-

М.: Издательство РАГС, 1998.

0 Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. А.Я.Кабанова. -М. : ИНФРА-

М.1997

10

Вопросам контроля за работой государственных органов посвящены работы Шохина С.О., Ворониной Л.И. ", Лукышенко В.И.26, Мальцева В.А.^и др.

Защита прав человека является центральной проблемой работ Хаманевой Н.Ю.28, Бойцовой В.В.29 , й>

Цели и задачи. Целью данной диссертации является поиск ресурсов совершенствования российского государственного аппарата. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение эволюции системы государственного управления в Российской Федерации, выделение основных вех ее развития;

- выявление исторических характеристик российского чиновничества, препятствующих эффективности системы государственного управления;

- выделение современных негативных тенденций в работе российского бюрократического аппарата, их количественная и качественная оценка;

- поиск глубинных причин дисфункций бюрократического аппарата;

- оценка эффективности мер, предпринимаемых государством по совершенствованию функционирования бюрократической системы;

24 Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учеб.пособие. -М. : ОАО "Издат-во "Экономика", 1998.

25 Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория в практика применения в России. Научно-методическое пособие. -М.: Финансы н статистика, 1997

* В.И. Лукьяненко. Контроль в системе государственной службы: Учебная литература. -М.: Издательство РАГС, 1995

27 Мальцев В.А. Парламентский контроль в Российской Федерации// Проблемы государственной власти. Издательство Воронежского Университета. - 1995. Вып.З. - С. 51-56.

и Хамаиева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. -М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997

- предложение решений по совершенствованию системы государственного управления на основе изучения опыта российских регионов и зарубежных стран.

Практическая значимость исследования определяется важностью поиска путей совершенствования системы государственного управления для современной России. Работа позволяет по-новому осмыслить и объяснить комплекс проблем, связанных с неэффективностью функционирования бюрократического аппарата, и оценить меры, предпринимаемые правительством для совершенствования государственной службы.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в курсах истории политических учений, современных политических учений, государственного управления, государственной службы как в МГИМО, так и в других вузах в России и за рубежом.

Диссертация могла бы стать чем-то вроде руководства по современным методам управления для работников государственного аппарата, которые хотели бы вывести Россию на качественно иной этап развития, опираясь на новый инструментарий при выработке политики в области государственного управления.

Теоретическая и методологическая основа. Во введении представляется важным определить, каково видение автором идеального управленческого аппарата.

В научный оборот термин "бюрократия" был введен немецким социологом М.Вебером (1864-1920). Его концепция рациональной бюрократии описывает бюрократию как основу современного типа

8 Бойдова В.В. Служба защиты прав человека я гражданина. Мировой опыт. -М.: Издательство "БЕК", 19%

организации, пришедшей на смену ее патриархальному типу30. Бюрократическая организация противопоставлялась системе патриархальной, средневековой администрации, при которой обычному человеку добиться справедливости было невероятно сложно, чиновники решали все вопросы по своему личному усмотрению. В противовес такой системе бюрократическая организация подразумевает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Унификация становится гарантией против недостатков конкретных служащих и возможных злоупотреблений.

По мнению Вебера, бюрократическая организация - наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных проблем управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.

Позицию К. Маркса можно определить как прямо противоположную концепции Вебера. Бюрократия в понимании Маркса - абсолютное зло, обладающее целым рядом недостатков: подмена общественных интересов частными интересами власти и конкретного чиновника, органическая неспособность решать подлинные проблемы, отсутствие государственного разума; извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии, корпоративность, своекорыстие этой иерархии; карьеризм как образ ее жизни; притязания на монопольную компетентность; формализм. Бюрократия, 'по мнению Маркса, есть организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума,

30 Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право, 1994. №12.С..88.

ни выразителем всеобщих интересов31. Автор диссертации придерживается точки зрения Вебера, подразумевая, что в идеале бюрократия является рациональным образованием, к которому надо стремиться.

Автор является сторонником рациональной концепции Вебера. Все негативные тенденции он рассматривает с точки зрения рациональной бюрократии и считает, что идеальный государственный аппарат должен обладать характеристиками, которыми Вебер наделял бюрократию. Основными из них являются:

1. иерархическая организация, основанная на базе твердо установленных принципов должностной субординации. Это подразумевает контроль над каждым членом организации.

2. специализация и разделение труда: чиновники должны четко знать пределы своей компетенции и не вмешиваться в компетенцию своих коллег.

3. все должностные лица должны быть профессионально подготовлены в области администрирования, компетентными не только в сфере собственно своих должностных обязанностей, но также и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом;

4. безличные формализованные отношения. Вебер полагал, что для того, чтобы чиновники принимали действительно рациональные решения, они должны избегать эмоционально окрашенных отношений с другими членами организации и с внешними участниками;

5. четкие правила и инструкции, регулирующие деятельность

11 Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право,1993.1*12. С..90.

организации.32

Однако следует помнить, что модель бюрократии Вебера является идеальной конструкцией, в мире нет ни одной реальной организации, которая бы полностью соответствовала ее характеристикам. Питер Блау так охарактеризовал модель Вебера :

"Вебер имел дело с бюрократией, которую он определил как идеальный тип. Это методологическое понятие не представляет собой усредненную форму всех существующих бюрократий (или других социальных структур), а является чистым типом, выделенным путем абстрагирования бюрократических характеристик всех известных организаций33".

Тем не менее, российский бюрократический аппарат, по мнению автора, должен стремиться к тому, чтобы соответствовать признакам веберовской бюрократии, минимизировать проявления бюрократизма.

В диссертации исследование проводится с использованием системного подхода. При таком подходе организации рассматриваются как открытые образования, связанные с внешним миром, вследствие чего они вынуждены постоянно реагировать на изменения во внешней среде.

Системный подход позволяет связать проблему внутренней самоорганизации бюрократии с воздействием окружающей среды и предоставляет новые возможности для анализа влияния самой бюрократии на внешнюю среду.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии по теме диссертации. .

32 См. нал. Мигранян А. Механизм торможения в политической системе в нута его преодоления//Россия в поисках идентичности. -М., "Международныеотношения". 1997. С.87.

33 Peter M.Blau, Bureaucracy in Modern Society, N.Y.: Random House, 1956. P.34.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние ее научной разработанности, описываются источники и существующая по данной проблематике литература, определяются цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость диссертации, даются методологические и теоретические основы исследования.

В первой главе - "Эволюция системы государственного управления в Российской Федерации" - прослеживается историческое становление российского бюрократического аппарата, обозначаются основные вехи его эволюции, показываются негативные тенденции в функционировании этого института. Первая глава подразделяется на три части в зависимости от основных этапов развития российского государства: до Октябрьской революции 1917 года, советский период и постперестроечный период вплоть до конца 90-х годов.

Анализ эволюции системы государственного управления Российской Федерации показывает, что причины нынешнего весьма непростого положения глубинны и кроются в историческом развитии страны.

Реформы Петра I. проведенные с оглядкой на европейские страны и без учета социально-исторического опыта России, хотя и вывели страну на новый этап в ее развитии, имели серьезные негативные последствия, в том числе нравственного характера34. Преемники первого российского императора провели ряд реформ, в результате которых к началу XX века в России сформировался громоздкий бюрократический аппарат, обладающий как позитивными, так и негативными характеристиками.

34 Оболонский В.А. На службе государевой: к истории российского чиновничества// ОНС, 1997, №З.С.66.

После победы социалистической революции новое государство, возникшее на обломках старого, поставило своей целью уничтожение бюрократии, в котором его идеологи видели корень многих зол. Но результатом их стараний стало появление нового, более бюрократизированного аппарата - номенклатуры, которая по практически всем признакам противоречила концепции рациональной бюрократии.

На современном этапе развития российская система государственного управления пока еще переживает период становления. Необходимо существенное изменение структуры и функций аппарата высших органов государственной власти, ликвидация излишнего параллелизма и дублирования в государственном управлении.

Создание эффективной государственной службы и профессионального чиновничества - одна из основных задач, стоящих перед государством. При реформировании государственной службы надо учитывать те негативные процессы, которые происходят внутри нее, подрывают ее авторитет в глазах населения и значительно снижают эффективность функционирования, и принимать адекватные меры, направленные на преодоление дисфункций.

Вторая глава - "Негативные особенности российской бюрократической системы" - посвящена современному состоянию системы государственного управления в России. В начале главы автор исследует применимость концепции рациональной бюрократии Вебера к российскому государственному аппарату. Рассматриваются некоторые альтернативные модели бюрократии, в частности, на примере Индии, государственное управление которой в условиях развивающегося государства показало свою эффективность.

В отдельные параграфы выделены основные дисфункции бюрократического аппарата, даны количественные и качественные

характеристики проблем. Показаны основные причины, лежащие в основе низкой эффективности функционирования государственной службы Российской Федерации.

Автор подчеркивает следующие наиболее яркие негативные черты, характеризующие российский бюрократический аппарат: неэффективность функционирования, недостаточный образовательный уровень, широкое распространение неформальных связей, коррупция, критическая оценка населением работы государственного аппарата.

Неэффективность работы российского бюрократического аппарата выражается в формализме, волоките, бюрократическом произволе, присвоении прав и полномочий граждан, замещении нескольких должностей одним лицом, отсутствии гласности при решении вопросов.

Недостаточный образовательный уровень значительной части государственных служащих является фактором, снижающим качество работы бюрократического аппарата. При этом автор отмечает быстрое моральное устаревание знаний чиновников, необходимость широкого освоения новых дисциплин, привлечения в органы государственного управления специалистов широкого профиля, в частности с юридическим образованием.

Одной из наиболее серьезных проблем российского аппарата государственного управления является коррупция, которая поразила все уровни и ветви власти, тормозя развитие страны, о чем свидетельствуют многочисленные данные. По мнению диссертанта, в корне этой проблемы лежит целый комплекс причинно-следственных связей, в том числе:

1. Недостаточное материальное обеспечение государственных служащих; -...

2. Трансформация морально-этических хармчерисгиж всего населения;

3. Изменение жизненных ориентиров россиян;

4. Слабый контроль общества за работой чиновников.

Рациональная бюрократия Вебера предполагает формализованные отношения между членами организации. Между тем, российский бюрократический аппарат характеризуется широким распространением неформальных связей: родственных, земляческих, связей однокашников (выпускников одного вуза), личной преданности и покровительства. Эти связи влияют на продвижение по служебной лестнице и на выполнение служебных обязанностей, при этом такие объективные факторы как образование, компетентность, профессионализм играют несущественную роль. В результате снижаются стимулы к повышению квалификации, углублению знаний, общая эффективность функционирования государственного аппарата.

На функционирование системы государственного управления влияет оценка населением его работы. Россияне крайне низко оценивают нравственный облик государственных служащих, их работу. Они видят в чиновниках не представителей государства, которые должны обеспечивать их нужды, а потенциальных коррупционеров, стремящихся реализовать свои амбиции за счет населения. Между тем, положительная оценка населением государственного аппарата является важным фактором в динамичном управлении страной.

В третьей главе - "Возможные пути преодоления негативных явлений (тенденций) в системе государственного управления в России" -предлагаются практические рекомендации по преодолению негативных

тенденций в функционировании государственного административного аппарата.

Проведен анализ мер, предпринимаемых в Российской Федерации для совершенствования системы государственного управления, показаны основные их недостатки и сформулированы предложения по их устранению.

В первой части третьей главы рассматриваются меры, которые возможно применить на уровне управления персоналом. Методы, применяемые кадровыми службами российских государственных структур, не отвечают требованиям форсированной модернизации. Кадроведческие технологии, применяемые в зарубежных странах и успешно внедренные, как свидетельствуют данные, в практику некоторых регионов России, могли бы внести свой позитивный вклад в повышение эффективности государственной службы.

Российские государственные органы должны, по мнению диссертанта, уделять более тщательное внимание отбору кадров государственной службы. Процедуру конкурса на замещение вакантной государственной должности целесообразно осуществлять с использованием новых методов оценки профессиональных, деловых и психологических качеств кандидатов. При этом процесс оценки должен проводиться компетентными независимыми экспертами.

Институт аттестации государственных служащих, являющийся универсальной кадроведческой технологией, уже существует в России. Тем не менее, используется он не в полной мере, а формально. Более рациональное его использование с введением критериев оценки могло бы в значительной степени способствовать продвижению по службе профессионально подготовленных кандидатов.

Более серьезное внимание руководителям органов управления стоит уделять и повышению квалификации и переподготовке персонала, учитывая

20

слабую профессиональную подготовку государственных служащих. Программы повышения квалификации необходимо составлять с учетом стратегических потребностей в специалистах государственного аппарата. Повышение квалификации и переподготовка являются необходимым и обязательным условием преодоления дисфункций бюрократического аппарата. Моральное устаревание знаний, полученных ранее, требует их постоянного обновления и переоценки.

Ротация является одним из эффективных методов, позволяющих снизить коррумпированность и способствующих расширению профессиональных знании служащих.

Простым, но эффективным средством ускорения работы чиновников является фиксирование в официальных документах, которые доступны населению, сроков рассмотрения вопросов.

В конце первой части третьей главы автор ставит вопрос о необходимости введения управления карьерой государственного служащего, что позволит планировать набор новых служащих, повышение квалификации и обеспечит продвижение наиболее достойных кандидатов.

Во второй части третьей главы ставится вопрос о необходимости введения органов контроля и аудита за работой государственного аппарата. Контроль является важным фактором преодоления негативных тенденций в деятельности бюрократического аппарата. При этом должен применяться как внутренний контроль (контроль одного подразделения государственного аппарата за другими подразделениями), так и контроль за этим институтом со стороны других ветвей власти, общественных организаций и населения.

Важным условием преодоления дисфункций исполнительной власти является усиление парламентского контроля за правительственной деятельностью. Между тем. силы и возможности российского парламента в этом плане ограничены. Например, функция контроля парламента за

деятельностью правительства не получила прямого закрепления в действующей Конституции РФ.

Серьезной проблемой является то, что даже немногие средства, имеющиеся в распоряжении российского парламента, зачастую оказываются неэффективными. Об этом свидетельствует тот факт, что работа Счетной палаты во многих случаях оказывалась напрасной, уголовные дела не возбуждались.

Ощутимый вклад в борьбу с коррупцией и произволом бюрократов могли бы внести специальные контрольно-мониторинговые службы. Необходимо создавать такие организации, специализирующиеся на мониторинге государственных служащих.

Другим фактором повышения качества работы бюрократического аппарата могло бы стать успешное развитие и функционирование института омбудсмана, широко распространенного во многих зарубежных странах. Омбудсман обеспечивает защиту прав и свобод человека, нарушенных государственными чиновниками, тем самым осуществляя контрольные функции. В России этот институт получил воплощение в виде поста уполномоченного по правам Человека. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации при условии оптимизации его работы мог бы внести ощутимый вклад в защиту граждан от произвола госслужащих. Для этого необходимо расширить аппарат Уполномоченного по правам человека, сделать доступным его деятельность для каждого россиянина, открыть региональные службы омбудсмана. Но, самое главное, надо научить российское население защищать свои права, привлечь внимание общественности к деятельности омбудсмана, широко освещая ее в средствах массовой информации.

22

В заключении диссертации делаются выводы об общем состоянии системы государственного управления в Российской Федерации, кратко перечисляются основные негативные тенденции в работе бюрократического аппарата и предлагаются практические рекомендации по их устранению.

Для преодоления негативных тенденций, наблюдаемых в бюрократическом аппарате, необходимо комплексное решение, все стороны проблемы должны рассматриваться одновременно и в тесной взаимосвязи.

Автор считает необходимым отметить, что российский гражданин на данном этапе развития страны рассматривает себя с точки зрения "я", то есть общество состоит из отдельных индивидов, которые не склонны объединяться, выдвигать коллективные требования, ратовать за общественное благо. Это является основным препятствием для создания гражданского общества. Когда россияне будут рассматривать себя как "мы", сплотятся в едином желании строить новое государство с рациональным аппаратом управления, возможно, наступят положительные сдвиги в развитии страны.

Проблема бюрократизма и поисков путей его преодоления является серьезной многоаспектной проблемой, которая требует фундаментального исследования. В диссертации предпринята попытка дать общие направления работы по совершенствованию системы государственного управления в Российской Федерации. В развитие ' исследуемой темы необходимо продолжить углубленное изучение взаимосвязи формирования гражданского общества и функционирования бюрократического аппарата, а также влияние средств массовой информации на эти процессы. При этом диссертант предлагает принимать во внимание особенности культурного развития России.

23

Положения, выносимые на защиту

1) На сегодняшний день система государственного управления в Российской Федерации характеризуется многочисленными негативными чертами, причины которых отчасти кроются в ее историческом прошлом. Российский бюрократический аппарат не соответствует концепции рациональной бюрократии Вебера. Коррупция, широкое распространение неформальных связей, формализм, волокита, непрофессионализм значительной части государственных служащих России свидетельствуют о том, что характеристики веберовской модели не применимы к российскому бюрократическому аппарату. Население России в государственных чиновников видит не работников государства, которые должны защищать их интересы, а представителей особого клана, стремящихся обогатиться за счет других граждан. Такое положение тормозит проведение экономических реформ, является причиной социальных конфликтов, политической неустойчивости.

2) Большой вклад в усовершенствование функционирования административного аппарата может внести грамотное применение мер управления персоналом. Наблюдаются определенные сдвиги в организации государственной службы: принята нормативная база, прием на службу осуществляется на конкурсной основе, введен институт аттестации, в некоторых регионах применяются современные кадроведческие технологии. Но в своем большинстве кадровые службы государственных органов еще не осознали важность проведения целенаправленной кадровой политики, не уделяют должного внимания отбору и оценке персонала, повышению квалификации, не проводят карьерное и служебно-должностное планирование. Мероприятия, направленные на повышения качества государственной службы, часто проводятся формально. Между тем, как показывает опыт зарубежных стран, от рациональной кадровой политики

зависит в значительной степени эффективность работы государственного аппарата. Необходимо перенять опыт зарубежных государственных органов этой области и применять их с учетом национальных традиций.

3) Контроль за деятельностью чиновников является обязательным условием рационального функционирования государственного аппарата. В ходе контрольных мероприятий выявляются нарушения, злоупотребления, принимаются меры по их устранению. Также одной из важных функций контроля является предупреждение возможных негативных проявлений. При этом контроль должен осуществляться как в рамках самой организации, так и другими ветвями власти и обществом. Диссертант рекомендует российским государственным органам усилить контрольные функции кадровых отделов и руководящих подразделений, создать специальные контрольно-мониторинговые службы, активизировать деятельность общественных организаций, направленных на предупреждение и выявление бюрократизма, коррупции.

4) Для того, чтобы российское население могло эффективно защищать свои права, нарушенные государственными чиновниками, необходимо активизировать деятельность уполномоченного по правам человека, децентрализировать его подразделения, широко освещать в средствах массовой информации меры, предпринятые им. Опыт других стран показал эффективность функционирования службы омбудсмана, его важную роль в защите прав и свобод граждан.

Апробация работы и публикации

Работа была обсуждена на кафедре политологии МГИМО МИД РФ и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в следующих научных публикациях:

25

1. Коррупция в российских государственных органах: масштабы, причины, методы борьбы// Принята к публикации и будет опубликована в сборнике научных трудов издательства "Спутник".

2. Система омбудсмана - эффективное средство контроля над государственными органами (на примере Швеции, Великобритании, Польши)// Принята к публикации и будет опубликована в журнале "Полития", 1999, №3.

 


Описание предмета: «Государственное управление»

«Государственное управление» является учебной дисциплиной общеэкономического значения, тесно связанной с другими предметами, предусмотренными в учебных планах для студентов экономических специальностей вузов.

«Государственное управление и экономическая политика» опирается на экономическую теорию, статистику, конституционное и гражданское право, финансы, экономику предприятий.

Предметом изучения дисциплины «Государственное управление и экономическая политика» являются методы, формы, способы управления и регулирования экономики государственными структурами в разных аспектах деятельности общества. Объект изучения - экономические системы различного масштаба и уровня развития.

Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.- 304 с.

Литература

  1. Р.В. Рывкина. Социология российских реформ. Социальные последствия экономических перемен. Курс лекций. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 440 с.
  2. Г.Н. Смирнов. Российская деловая культура. – М.: Восток-Запад, 2010. – 152 с.
  3. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2012. – 528 с.
  4. Подопригора Александр. Русские сценарии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
  5. Партийная организация и партийная конкуренция в "недемократических" режимах. – М.: РАПН,Российская политическая энциклопедия, 2012. – 302 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Основные направления государственной политики на современном этапе
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
24 стр.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Государственное и муниципальное управление
Диплом
149 стр.
Государственное управление сферой малого и среднего бизнеса
Государственное и муниципальное управление
Диплом
100 стр.
Оценка эффективности системы управления в организации
Управление
Дипломный проект
82 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Рахима
Хочу выразить Вам свою благодарность: Вчера у меня была защита: Защитилась на