Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Коммуникативный механизм социальной регуляцииСоциология
Емчура Тереза
Коммуникативный механизм социальной регуляции
Специальность 22.00.08 - социология управления
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Белгород 2000
Работа выполнена в Институте педагогических наук Опольского университета (Польша) и на кафедре социальных технологий Белгородского государственного университета
Научные руководители:
доктор философских наук, профессор доктор социологических наук, профессор
Ю. Подгурецкий Н. С. Данакин
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор кандидат социологических наук
Ведущая организация:
Курский государственный медицинский университет
И. А. Ильяева Е. Н. Куриленко
Защита состоится 12 апреля 2000 г. в 14.00 ч на заседании диссертационного Совета К 113.52.04 по присуждению ученой степени кандидата социологических наук при Белгородском государственном университете (г. Белгород, ул. Студенческая, 12)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Белгородского государственного университета.
Автореферат разослан " 10 " марта 2000г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Среди ведущих цивилизационных факторов в жизнедеятельности и развитии как человечества, так и отдельной личности особо выделяется умение людей жить вместе. В условиях решения центральной проблемы - выживания человечества, обеспечения его благосостояния и свободы - значение этого фактора возрастает.
Знаменательно, что в докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века одним из важнейших был провозглашен принцип учиться жить вместе - развивать понимание других людей, их историю, традиции и духовные ценности и на этой основе сформировать новый дух, способствующий выполнению общих проектов по управлению конфликтами мирным путем.
Бурное развитие средств массовой коммуникации, их глобализация оказывают, безусловно, положительное влияние на мировое сообщество, позволяя оперативно доносить почти до каждого жителя планеты информацию о важнейших событиях в мире, преодолевая пространство и время, способствовать укреплению связей между людьми, изменению стиля межчеловеческих отношений, структуры духовного потребления, формированию нового социального порядка, национального и транснационального пространства.
Однако огромные возможности и всемогущество современных средств массовой коммуникации не освобождают мир от опасностей их влияния на страну, ее культуру, демократию и свободу, общественное и индивидуальное сознание, психику и духовный мир человека.
Возникла необходимость глубокого теоретического осмысления тех изменений, особенно социальных и этических, которые под влиянием средств коммуникации происходят в обществе и личности.
В условиях глобализации информационного пространства становится актуальной проблема национальной безопасности, в частности, в ее культурном и информационном аспектах.
Современное развитие средств массовой коммуникации обострило также проблему их взаимоотношений с властью. Сегодня вполне можно говорить, что научные знания, информация - одна из форм власти. Но верно и то, что властвующая элита в обществе с развитыми средствами массовой информации, высокопрофессиональным пропагандистским аппаратом, базирующим свою деятельность на данных науки и действенной системе образования, имеет эффективные приемы и способы дезинформации и манипулирования, а также социального контроля над массовым и индивидуальным сознанием. Проблема взаимоотношений с властью приобретает особую остроту, когда происходит ее децентрализация, возникновение региональных политических, экономических, финансовых и иных элит, а каждая из поддерживающих их партий, общест-
венных объединений стремится оказать воздействие на институты массовой информации, а через них - на массовое сознание.
Остается реальной опасность унификации общественного сознания, навязывания обществу единого образа жизни, типа мышления с помощью средств массовой коммуникации. Наконец, не менее существен тот факт, что индивид благодаря средствам массовой коммуникации оказывается постоянно в пределах досягаемости социального контроля, что нарушает автономию личности, неприкосновенность личной жизни, свободу индивида.
Эти проблемы вызывают не только перед наукой, но и социальной практикой такие актуальные задачи, как нахождение путей для обеспечения единства эффективности и гуманности информационной технологии, гуманности принимаемых в диалоге человека и средствах массовой информации решений и т.д.
Чтобы снизить отрицательные эффекты от воздействия средств массовой коммуникации в современных условиях, важно укрепить и развить моральный потенциал человека, ответственность и долг каждого индивида как субъекта социального творчества и самоактуализирующейся личности. Нельзя доверять средства массовой информации как дилетантам, так и политически ангажированным профессионалам. Исчезновение жесткой идеологизации и классового контроля в постсоциалистическом пространстве нe должно означать безграничной свободы информации. На основе этих принципов и должна строиться политика в области коммуникации.
Следует заметить, что социальные проблемы возникают не только в связи с развитием средств массовой коммуникации. Существенные изменения претерпевают также содержание и характер межличностной и межгрупповой коммуникации. Нарастающая технизация и функциона-лизация каналов межличностной коммуникации ослабляют ее социали-зационные и регулятивные функции, способствуют появлению напряженности в семейно-бытовых отношениях, межпоколенческих связях, отношениях внутри территориальных, поселенческих общностей. Нарастает также напряженность в межгрупповых (межнациональных, межэтнических и т.д.) отношениях.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования связана с общественной потребностью в изучении регулятивного потенциала коммуникативных отношений, его рациональном использовании, блокировании или уменьшении негативных последствий развития средств массовой коммуникации, повышении социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Степень научной разработанности темы. Коммуникативные отношения в обществе уже давно привлекают внимание исследователей. Теоретические аспекты коммуникативных отношений исследованы в работах Э.Берна, Т.М.Дридзе, Ильяевой И.А., В.Н.Костюка, Я.Кривохлавы, Дж.Линдсея, ВЛоренца, Ч.Мара, З.Ненцкого, Э.Сепира, Я.Яноушека и
др. ученых. Место и роль коммуникации в системе социального взаимодействия освещаются в трудах М.Арджайла, Я.Гибба, К.Глицинской, Л.Конпоновича, Л.Б.Филонова, Э.Фромма.
Обзор различных теорий коммуникации дается в публикациях С.Мики, З.Ненцкого, Ю.Подгурецкого.
Значительно число публикаций по формам социальной коммуникации (авторы - Г.М.Андреева, М.Новаковская, А.Пиз, Ю.Подгурецкий и др.) и, в частности, по вербальной коммуникации (авторы - В.Дзинарж, Я.Петрушинова, Я.Пруха, Н.Хомский и др.), по невербальной коммуникации (авторы - В.Домаховский, Ч.Матусевич, А.Меграбян, Е.Холл и
ДР-)-
Достаточно полно разработаны вопросы социологии языка как важнейшего средства коммуникации в трудах К.Анусиевича, Й.Бартминского, Б.Бернштейна, З.Бокшанского, А.Вербицка, Д.Никласа, А.Пиотровского, В.Сенковского, Д.Хаймса, А.Шаффа и других исследователей. Значительное число исследований проведено по психологическим основам и формам коммуникативных отношений. К числу этих исследований относятся работы М.Арджайла, Е.Аронсона и Т.Д.Вильсона, Ф.Дж.Зимбардо и Ф.Л.Рача, А.Х.Маслоу, Е.Мелибруды, С.Мики, И.Рейковского, С.В.Рубинштейна, С.Хирша и Я.Камероу.
Обширна также литература, освещающая различные виды социальной коммуникации:
межличностную коммуникацию (работы М.Арджайла, Дж.Бейтса, А.А.Бодалева, А.Ю.Борисова, Э.Гофмана, Н.С.Данакина, М.С.Когана, З.Ненцкого и др.);
- педагогическую коммуникацию (работы Р.Говоры, Я.Мареша, В.Помыкало, Е.Путкевича и др.);
- управленческую коммуникацию (работы К. Балавайдера, 3. Брешковича и др.);
- коммуникацию в организациях (работы Т.Барнса, Ф.В.Льюиса, Э.Роджерса и Р.Агарвала -Роджерс и др.);
- коммуникацию посредством масс-медиа (работы Я.Гайды, Т. Чобана Класа, Ю.Подгурецкого, В.П. Терина и др.).
В социальной коммуникации выделяют обычно три аспекта (компонента): перцептивный, информационно-коммуникативный и интерактивный. Перцептивный аспект социальной коммуникации связан непосредственно с взаимопониманием партнеров по общению. Его изучению посвящены работы А.А.Бодалева, П.Б.Варрема и Ч Кнаппера, Л.Гржесика, Е.П.Головахи и Н.В.Паниной, В.Е.Кемерова, Р.Я.Купера, Ф.Литтауэра, Т.Мадржицкого, Е.Мелибруды, Дж.Олпорта, Е.Тржбинска, Б.Труянска и др. исследователей. Заслуживает упоминания исследование Д.Т. Кэмпбелла о социальных стереотипах. Среди исследований, относящихся к интерактивному аспекту социальной коммуникации, укажем на труды, рассматривающие роль коммуникации:
- в формировании личностных установок (Т. Ньюком, Ю. Под-гурецкий, Т.Тайфель, К.Тиле-Дорман);
- в формировании оценок (С.Аш, Р.Стаховский, Дж.Шериф);
- в формировании жизненных ценностей (Л.Э. Хармон).
Зависимость поведения от языковой ситуации обнаружена в исследованиях С. Квятковского, В. Писарека.
Отдельные функции социальной коммуникации освещаются также в работах Г.М. Андреевой, М.Кофты. Особо следует указать на исследования социальной роли и функций средств массовой информации и, в частности, социальной манипуляции. (К.Я. Уилк, М.Главинский, К. Ку-рочкин, Бр.А Лепа, Ч.Миллс, Р. Наврат, Ю.Подгурецкий, К.Чуба).
Функции социальной коммуникации проявляются по-разному в зависимости от особенностей общающихся людей, стиля их жизни и деятельности. Эта зависимость отслеживается в исследованиях Ф.Г. Зим-бардо и Ф.Л. Рача, Л. Гржесика и Е. Тржбинска, С. Мики, З.Пщелковского, Ю. Подгурецкого.
Сравнительно меньше исследований, непосредственно относящихся к механизму коммуникативной регуляции, оптимизации его действия. В связи с этим отметим работы Г.Г.Григорьевой, А.П.Егидеса, Д.А.Зарайского, Д.Карнеги. Технологические основы оптимизации коммуникативной регуляции освещаются в публикациях Н.С.Данакина, Л.Я.Дятченко, Ильяевой И.А.
Анализ степени научной разработанности темы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам социальной коммуникации, ее регулятивный потенциал и функции изучены недостаточно. Нет специальных исследований механизма коммуникативной регуляции, особенностям его действия на уровне межличностной, межгрупповой и институциональной коммуникации, коммуникации посредством масс-медиа. Недостаточно разработаны технологические модели коммуникативного воздействия (методы, процедуры, требования). Вне поля зрения исследователей остаются вопросы социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Социальная коммуникация оказывает огромное воздействие на поведение и деятельность человека, однако это воздействие осуществляется, как правило, спонтанно, в неуправляемом режиме и с непредвиденными последствиями. Не отлажен механизм целенаправленного использования и развития регулятивного потенциала социальной коммуникации, тогда как необходимость в исправном действии такого механизма очевидна: решение проблемы социальной регуляции имеет решающее значение для стабилизации и развития общественной жизни. Обнаруживается противоречие между необходимостью в действенной системе социальной регуляции, значительным регулятивным потенциалом социальной коммуникации, с одной стороны, и недостаточно эффективным и полным использованием этого потенциала, с другой стороны. С данным
противоречием связана основная проблема диссертационного исследования - проблема повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции.
Актуальность темы диссертационной работы, степень ее научной разработанности, сформулированная проблема исследования обусловливают выбор его объекта и предмета, цели и задач.
Объектом диссертационного исследования выступает социальная коммуникация, предметом исследования - ее регулятивные функции, механизм их целенаправленного и эффективного использования.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении регулятивных функций, потенциала социальной коммуникации и обосновании способов его целенаправленного и эффективного использования. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- анализ места и роли коммуникативных отношений в системе социального взаимодействия;
- анализ структуры и форм социальной коммуникации;
- определение и описание функций социальной коммуникации, особенностей и форм их проявления;
- установление закономерностей коммуникативного воздействия и обоснование его принципов;
- определение роли личностного фактора при осуществлении регулятивных функций социальной коммуникации;
- обоснование и формулирование методов коммуникативной регуляции;
- обоснование и формулирование способов регулирования эмоциональной экспрессии;
- анализ роли анимации в коммуникативном процессе и условий ее эффективного применения.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в трех взаимосвязанных предположениях: во-первых, в предположении о значительных регулятивных возможностях социальной коммуникации, которые до настоящего времени используются частично и хаотично; во-вторых, коммуникативное взаимодействие приводит в ряде случаев к непредвиденным результатам и негативным последствиям; в-третьих, имеется реальная возможность для повышения социальной эффективности коммуникативной регуляции посредством определения и учета ее закономерностей и принципов, способов и методов рационального (технологического) осуществления.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертация основана на теоретических положениях и выводах, содержащихся в фундаментальных исследованиях по социальной коммуникации М.Арджайла, Р.Г.Зимбардо, И.А.Ильяевой, С.Мики, З.Ненцкого, Ю.Подгурецкого, Я.Яноушека и др. исследователей. В качестве теоретической основы послужили также исследования по теории массовой ком-
муникации, социальной манипуляции (осуществляемой СМИ), по анимации, концепция авторитарной личности.
Диссертационное исследование нельзя было бы провести без обращения к результатам теоретических изысканий белгородских специалистов по социологии управления, социальному менеджменту (Данакина Н.С., Дятченко Л.Я., Ильяевой И.А., Котельникова Г.А. и др.). Особое значение для работы имеют:
- концепция социальной регуляции, в соответствии с которой выделяется и рассматривается 16 механизмов и, соответственно, видов социальной регуляции (нормативный, традиционно-ритуальный, конвенциональный и др.). Определенное место в этой системе занимает коммуникативный метод социальной регуляции:
- концепция технологизации регулятивных процессов, осуществление которой предполагает: а) определение функций и предмета регулятивного воздействия, его целей и задач - функционально-целовой блок технологизации; б) определение закономерностей, принципов и правил регулятивного воздействия, накладываемых на него ограничений и запретов - нормативный блок; в) определение возможных способов и методов осуществления регулятивного воздействия, условий их применения - инструментальный блок; г) определение пооперационной последовательности осуществления регулятивных действий - операционно-процедурный блок.
При исследовании использованы методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, эмпирического и теоретического обобщения, эмпирические методы опроса, документального анализа, свободного интервью, включенного наблюдения.
Эмпирическая база исследования. Теоретические положения и выводы диссертации основаны на данных :
- многолетних наблюдений за коммуникативной деятельностью детей, учащихся и студентов в г.Ополе, их коммуникативным взаимодействием;
- социологических опросов, проведенных кафедрой социальных технологий Белгородского государственного университета среди учащейся и студенческой молодежи, безработного и трудоустроенного населения, руководителей и сотрудников организаций;
- контент-анализа материалов прессы, телевидения и радиовещания, которые используются для оценки манипуляционных функций средств массовой информации;
- материалов вторичного анализа данных социологических исследований, проведенных в Польше и России.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
- в систематизации и характеристике регулятивных функций социальной коммуникации;
- в установлении закономерностей и принципов коммуникативного взаимодействия; выделены и рассмотрены закономерности "расщепле-
ния", информационного "перепада", установки, социальной дистанции, массы; принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и контраста;
- в обосновании методов коммуникативной регуляции (коммуникативного включения, коммуникативной адаптации, коммуникативного отстранения, коммуникативной изоляции, коммуникативного усиления, коммуникативной "мобилизации", прямого воздействия, "значимых других", исключения альтернативных воздействий, психологического давления и т.д.), а также в определении и характеристике способов регулирования эмоциональной экспрессии.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит прежде всего в том, что анализ и систематизация регулятивных функций социальной коммуникации, обоснование закономерностей, принципов и методов коммуникативной регуляции способствуют целенаправленному использованию и развитию регулятивного потенциала социальной коммуникации, повышению социальной эффективности коммуникативной регуляции. Обоснованные в диссертации положения и практические предложения могут быть использованы при разработке и проведении мер по оптимизации процессов социализации и социальной адаптации, при организации воспитательной работы и осуществлении эффективного социального контроля, для совершенствования коммуникативного взаимодействия в организациях.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов "Социология управления", "Социальный менеджмент", "Психология управления", "Технологии социальной работы", "Социальная коммуникация", а также в системе повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений социальной сферы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в научных докладах и сообщениях, сделанных на международном (польско-словацко-чешском) симпозиуме па тему "Задачи современной школы на рубеже XX-XXI вв." (Острава, 1998), на научно-практических конференциях в Опольском университете (1997, 1998, 1999) и Белгородском государственном университете (1999).
По теме диссертации подготовлено 9 научных публикаций общим объемом 7 п.л., в том числе 3 публикации - на польском языке и 6 - на русском.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, грех разделов, заключения и списка использованной литературы.
10 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, показывается степень ее научной разработанности, определяются проблема исследования, его объект и предмет, цели и задачи, указываются теоретико-методологические основы и эмпирическая база, раскрываются научная новизна и научно-практическая значимость.
В первом разделе - "Коммуникация в структуре социального взаимодействия" - дается краткий обзор современных концепций социальной коммуникации (К. Дэо и Л.С.Ристмэн, Р.Б.Адлер и Дж.Розман, К.Черри, Ж.Тибо и М.Келли). Отмечается, что сущность социальной коммуникации заключается во взаимопонимании между людьми и основанном на нем взаимодействии. Коммуникация - сложное, многостороннее явление. В ней выделяются и рассматриваются три основных компонента - информационный (информационно-коммуникативный), перцептивный и интерактивный.
Информационный компонент социальной коммуникации характеризуется, во-первых, тем, что человеческая коммуникация - это не простое "движение информации" между двумя устройствами; здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем. что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. В-третьих, коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий информацию (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия и недоверия". Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Существуют средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтра (фасцинация). В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие основной информации средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный "фон", на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия.
В диссертации выделяются и рассматриваются два типа информации, исходящей от коммуникатора: побудительная и констатирующая.
Передача любой информации возможна посредством знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процес-
11
сов. В этой связи исследуются особенности и возможности вербальной и невербальной коммуникации.
Социологические исследования языка позволяют уловить определенные социальные закономерности, которым подчиняется язык, и выявить взаимообусловленность между языком и социальной структурой. "Каждое использование языка - это своего рода поведение, которое имеет место в определенном социальном контексте и требует подчинения другим, а не только правилам, относящимся к компетенции языка"1. Эти "другие" правила - дифференцированный социальный контекст, в котором осуществляются акты коммуникации; это зависимости между формой высказывания и действием, детерминированным социальной позицией, той ситуацией, в которой находится данный индивид или данная группа, той ролью, которую играет; это, наконец, характерные черты артикуляции (интонация, эмоциональная окраска, соответствующая лексика, грамматические формы, логика высказывания).
В диссертации дается критический анализ концепции Э.Сэпира и Б.Л.Уорфа о влиянии языковых структур на социальное поведение и ее современных интерпретаций.
Исследования последних лет дают богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. В соответствии с концепцией Г.М.Андреевой выделяются и рассматриваются четыре такие формы: оптико-кинетическая, паралингвистическая, проксемическая и визуальная. Отмечается, что для всех четырех форм коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные формы не дадут.
Анализ перцептивного аспекта социальной коммуникации начинается с характеристики особенностей и структуры социальной перцепции: 1) ее определяющего компонента - наделения людей определенными чертами и особенностями; 2) компонента "ожидания" или предвидения определенного поведения у тех, кого воспринимают; 3) эмоционального компонента или такого расположения воспринимающего по отношению к воспринимаемому, которое вызывает либо интерес предмета наблюдений, либо наоборот - его враждебное, отрицательное отношение, неприятие.
Ставится и рассматривается вопрос о закономерностях социальной перцепции, показывается влияние на нее механизмов стереотипизации, категоризации, объективизации и персонификации, каузальной атрибуции.
1 Niklas D. Zroznocowanie spoleczne money // Przekazy i Opinie, 1976. - S. 39.
12
В основе взаимопонимания, образующего смысл социальной коммуникации, лежат механизмы идентификации, эмпатии, рефлексии, принятия роли. Не исключено действие и других механизмов, которые нуждаются в специальном исследовании.
Социальная коммуникация имеет много форм. Исторически первая форма социальной коммуникации имеет спонтанный и неформальный характер, она зависит лишь от правил, связанных с социальными обычаями, и определяется рамками межличностных контактов. Такая коммуникация чаще всего ограничена, кратковременна, спонтанна и быстро дезактуализируется.
С другой стороны, каждое общество является пространством тщательно урегулированной коммуникации. Общественные институты регулируют интер- и интраорганизационные отношения: между народами, городами, предприятиями, внутри каждой организации и между ними. Те же институты контролируют контакты между правящими и управляемыми. Коммуникация, которая называется институциональной, характеризует экономическое, социальное и политическое устройство данного общества. Она охватывает более или менее организованные и признанные сообщества: школьное, семейное, церковное и т.д.
Между этими двумя формами коммуникации - интерперсональной и институциональной - следует поместить коммуникацию с помощью средств массовой информации (communication meditasee - коммуникация через посредника). Ее наиболее характерной чертой является связь с промышленной цивилизацией, от которой она перенимает технические возможности и ритм экспансии. Можно было бы создать экологию этой формы коммуникации, а новая наука занялась бы изучением среды, создаваемой различными средствами и органами социальной коммуникации. С одной стороны, она занималась бы классификацией технических средств информации, их разнородностью, числом, территориальным распространением, доступностью для разных пользователей. С другой же стороны, экология коммуникации могла бы изучать взаимные связи разных средств в пределах одной группы, а также соотношения между ними и подобными им средствами в других странах. Кроме того, новая наука отвечала бы языком статистики на вопрос, кто что читает, смотрит, слушает, в каких обстоятельствах и сколь часто.
Особое внимание уделено социальным функциям коммуникации с помощью средств массовой информации. Анализируются четыре типичных ситуации.
Первая ситуация: средство информации увеличивает и расширяет возможности индивидуальной коммуникации, направлено на персонального пользователя, которого легко идентифицировать. Она усиливает уже имеющиеся связи, а некоторые открывает.
Вторая ситуация: являясь продолжением коммуникации интерперсонального типа, средство информации обращается к широкой, а не индивидуализированной аудитории. Оно распространяет слова, обращен-
13
ные ко всем и ни к кому. Сюда можно отнести так называемую "альтернативную" прессу, локальные телекомпании и радиостанции.
Третья ситуация: средство информации принадлежит общественной организации и цредназначено для посвященной, осведомленной, обращенной аудитории. В этом случае средство информации призвано служить данной организации и, таким образом, становится продолжением институциональной коммуникации.
Четвертая ситуация: официальный орган организации, Церковь, носители некоей доктрины, профсоюзы хотят обратиться ко всем сторонникам и противникам, к тем, кого нужно убедить, и к тем, кто уже убедился. В данном случае единственной целью коммуникации является убеждение.
Широкая коммуникация, локальная информация, институциональная пропаганда, массовая коммуникация - от этих форм связи зависят социальные последствия и влияние коммуникации.
В завершающей части первого раздела диссертации отмечается, что для определения и характеристики современной политики коммуникации необходимо связать ее с этическими требованиями, вытекающими из двойного отказа: отказа от пропаганды и отказа в предоставлении голоса каждому желающему. Речь идет о предотвращении как превосходства одной из форм коммуникации над двумя остальными, так и мнимого освобождения, проявляющегося в стремлении максимально возможное количество слов высказать в максимально возможном количестве мест. Обе ситуации противоречат как социальному разделению, так и социальной полифонии.
Новая политика коммуникации должна стать деятельностью, включающей три уровня. Во-первых, уровень личности: свобода личности зависит от ее образованности и запаса получаемой информации. Второй уровень - это материальные средства коммуникации; экология коммуникации может поставить под сомнение не только статус средств информации, но и само их существование. И, наконец, третий уровень -это уровень организации: правила игры в области информации и коммуникации должны быть предельно ясны.
Второй раздел диссертации - "Регулятивные функции социальной коммуникации" - начинается с утверждения о том, что социальная коммуникация удовлетворяет многие из человеческих потребностей: физические, потребности "ego", социальные потребности, практические потребности (в соответствии с классификацией Р.Б.Адлера и Дж.Родмана).
Специально выделяются и рассматриваются регулятивные функции социальной коммуникации или, иными словами, коммуникативная регуляция, которая направлена на изменение режима общения с целью воздействия на партнера.
Существует четыре основных типа результатов коммуникативной регуляции: 1) изменение установок получателя сообщения; 2) формирование новых ценностных ориентации у получателя сообщений; 3) изме-
14
нение явного поведения получателя сообщения; 4) изменения в уровне взаимопонимания партнеров, измеряемые степенью совпадения того, что один хотел передать, с тем, что понял другой.
Формирование и изменение установок получателя сообщения связаны с явлениями поощрения и наказания, заражения, подражания, идентификации и суггестии, иррадиации чувств и выполнения ролей.
Поощрения и наказания при формировании и изменении установок функционируют главным образом (хотя и не исключительно) как стимул - для социально приемлемых стремлений индивида и порицание - для неприемлемых.
В диссертации выявляются условия, способствующие заражению, а именно: недостаточная организованность группы, дефицит значимой информации, монотонность физических и эмоциональных нагрузок.
Механизм подражания опирается на врожденную тенденцию повторять увиденные чужие ( а иногда свои, но тогда уже мы говорим о самоподражании) образцы поведения, что способствует усвоению и закреплению новых образцов поведения, а в случае установок - пониманию явлений и эмоциональному приспособлению к ним. Условием усвоения установок путем подражания является признание чьего-то достижения привлекательным, достойным.
Что касается идентификации, то она может осуществляться во множестве вариантов: это может быть идентификация с народом, государством, институтом, демократическим движением, идеей, профессиональной группой, семьей и даже с типом личности, отдельными людьми. Каждое проявление понимаемой таким образом идентификации является социально ценным связующим веществом, соединяющим индивида с большой группой, вплоть до общества в целом.
Еще один механизм формирования установок - внушение, т.е. принятие чужих убеждений и целых когнитивно-эмоциональных схем индивидом с пониженным уровнем критичности. В работе анализируются три разновидности внушения: прямое внушение, функциональное внушение и внушение авторитета.
Иррадиация чувств - механизм, часто используемый в рекламе и коммуникации. Он состоит в том, что чувства как бы "бросают лучи" с одного привлекательного объекта на другой, каким-то образом связанный с первым. Если не слишком популярный, а, может быть, и вовсе нелюбимый народом государственный деятель будет запечатлен на фото с кем-то популярным и любимым, то установки в отношении этих двух будут стремиться выровняться. Человек с хорошей репутацией несколько "потеряет в весе", зато несравненно больше приобретет тот, кого раньше ценили низко.
Выполнение роли - это последний из представляемых в диссертации механизмов формирования установок в коммуникации. Люди или обогащают, или изменяют свои установки не только под влиянием различных форм воздействия других, но также под влиянием собственных
15
функций, действий. Известно, что в ходе выполнения какой-то функции, но главным образом, после овладения ее премудростями люди начинают эту функцию любить больше, чем другие функции. После введения в профессию человек не желает сменять ее на другую, несмотря на то, что эта освоенная профессия бывает скучноватой и по многим параметрам уступает другим профессиям.
Регулятивное воздействие социальной коммуникации направлено также на формирование новых жизненных ценностей. В этой связи рассматриваются закономерности оценивания социальных объектов:
1) если объекту приписывают две противоположные черты, имеющие одинаковую интенсивность, то общая оценка будет равна нулю;
2) если объект обладает большим количеством конкретных черт, то, в соответствии с куммулятивной моделью, общая оценка будет выше, а в соответствии с моделью средних величин - она будет выше лишь в случае последовательной демонстрации черт с нарастающими абсолютными значениями;
3) если индивид формирует общую оценку постепенно, поэтапно оценивая совместно по две-три конкретные черты, общий результат оценки будет выше, чем средняя оценка.
Показана также роль оценочных эффектов: "эффекта первенства", "эффекта окончания", "эффекта величины", "эффекта ассимиляции".
В работе представлены также закономерности социальных сравнений, согласно которым:
1) субъективная оценочная шкала более стабильна тогда, когда индивид сравнивает себя с похожими на него в рамках своей группы, например, профессиональной, национальной; его оценка подвержена меньшим колебаниям, если он делает ее в отношении многих разнообразных групп;
2) сравнение с другими вызывает у человека тенденцию к изменению меры настолько, насколько он стремится быть похожим на объект сравнения. В нестандартных ситуациях изменяется основная мера ценности;
3) индивид получает менее высокую оценку, если его поведение будет отличаться от поведения других. Такая ситуация давит на индивида, и он вынужден приспосабливаться к обстановке, уподобляться другим;
4) существование явных или скрытых различий во мнениях и поведении в данной группе является мотивацией для усилий по сглаживанию этих различий в соответствии с принципами когнитивного диссонанса.
Исследования показывают, что в отдельных случаях существует так называемая тенденция защитных сравнений. При этом индивиды выбирают для сравнения тех (индивидов или целые группы), кто обладает отрицательными чертами, с той целью, чтобы сравнение с ними выгодно оттенило их собственные положительные стороны. Как ценности общества, так и индивидуальные ценности "участвуют" в процессе ком-
16
муникации. Благодаря тем ценностям, которые она предлагает, коммуникация указывает соответствующее направление развития всего общества и стремлений каждого человека. Важно, чтобы соответствующие ценности распространялись со знанием дела и эффективно. В достижении этой цели могут пригодиться два понятия, касающиеся как ценности, так и коммуникации. Это креданда и миранда. Первый термин описывает то, что является предметом убеждений, веры, установок, то, чего стоит добиваться и что истинно. Иначе говоря, он отражает когнитивный аспект ценности суждений. Миранда определяет те черты, которые являются предметом восхищения, поклонения, и часто выражаются в виде символа, обладающего познавательной нагрузкой с очень высоким эмоциональным тоном. Креданда служит усилению интеллектуальных позиций, миранда - в большей степени эмоциональной привлекательности, эмоциональной связи с признанными симпатиями.
Человеческие установки и ценности формируются под влиянием не только содержания передаваемой информации, но и ее формальных особенностей (эффекта первенства, конструкции сообщения, характера аргументации, ценности информационных источников), а также эмоционально-экспрессивного сопровождения.
Важную роль при осуществлении регулятивной функции социальной коммуникации играют средства массовой информации. Эта роль разнообразна и противоречива. Общественную тревогу вызывает, в частности, тенденция манипулирования сознанием и поведением людей.
Всякая манипуляция характеризуется двумя основными свойствами: она спланирована и секретна. Меры, осуществляемые в рамках манипуляции, достигают целей, которые всегда существуют вне интересов человека, являющегося объектом непосредственных манипуляций. Манипуляторы достигают всегда собственных целей или целей своих доверителей и распорядителей.
В диссертации отмечается, что в высказываниях по поводу манипуляции чаще всего бытует весьма общая оценка, которая гласит, что манипуляторская деятельность приводит к деградации человека, так как опирается на его толкование как оружия достижения неясных и скрытых от него целей. В работе предпринята попытка более развернутого представления и классификации социальных последствий манипуляторской деятельности. Выделяются (а) последствия непосредственные, т.е. те последствия, которые организатор предвидел из непосредственной реакции человека на манипуляцию, и (б) последствия устойчивые, которые происходят в результате долго длящихся манипуляторских мер и приводят к достаточно глубоким изменениям психики человека.
Непосредственные последствия манипуляторской деятельности выражаются: в лишении людей информации в пределах определенной проблематики; сокрытии истинного смысла и принципиального значения фактов; формировании у читателей (зрителей и т.д.) ощущения общественного хаоса посредством неустанной "бомбардировки" его ней-
17
хики противоречивыми и взаимоисключающими данными; дезинформи-ровании адресатов; отвлечении внимания людей от важных событий общественной жизни; формировании негативных, агрессивно-неприязненных установок по отношению к отдельным лицам, организациям, идеям и ценностям.
Устойчивые последствия манипуляторской деятельности проявляются: в формировании стойкого доверия "манипулируемых" людей к "собственным" СМИ и отрицательного отношения к "чужим", конкурирующим источникам информации; унификации и разрушении индивидуальности адресатов; порождении негативных социальных позиций (оппортунизм, верноподанничество и т.д.); формировании пассивности и готовности стать объектом манипулирования; стимулировании склонности к само манипулированию; доведении человека до устойчивого состояния "манипулированности".
В связи с указанными последствиями актуализируются проблемы: разработки теории воспитания применительно "к средствам массовой информации"; отчетливого и последовательного выявления тех угроз для личности, которые таит в себе любое манипулирование.
Осуществление регулятивных функций коммуникации, точнее - направленность этих функций, зависит от характера коммуникативного воздействия. Эта зависимость показывается на примере коммуникативного влияния авторитарной личности в семье и производственной группе. Так, при условии авторитарной коммуникации в группе ее члены ориентированы на строгую иерархию власти. Избыток информации затрудняет взаимопонимание. Становится невозможной метакоммуника-ция. Между членами группы возникают ясно обозначенные отношения зависимости, а также безличностность общения. В свою очередь, невозможность применения метакоммуникации, предоставления обратной информации (связи), выражение собственных взглядов и мнений вызывает социальное напряжение.
Авторитарная личность, участвуя в процессе коммуникации, не считается с мнением собеседника. Она всячески старается управлять поведением другого человека, иногда стремясь даже оказывать давление на него. Она внушает собеседнику, какие решения тому следует принимать, оценивает их, манипулирует. Подобные отношения могут существовать и между членами группы. Такой способ коммуникации не приводит к взаимопониманию, он всегда неудовлетворителен, по крайней мере, для одного из собеседников. Авторитаризм исключает уважение к позиции другой стороны в процессе общения. Авторитарная личность проявляет тенденцию к формированию и поддержанию в группе иерархии власти со всеми вытекающими для коммуникации последствиями.
В третьем разделе диссертации - "Способы оптимизации коммуникативной регуляции" - отмечается, что оптимизация коммуникативной регуляции, т.е. выбор лучшего варианта ее осуществления, возможна прежде всего при том условии, что мы знаем и учитываем закономерно-
18
сти коммуникативного воздействия. В ходе исследования установлены следующие закономерности.
Закон "расщепления", т.е. искажения смысла сообщения в процессе его передачи. Смысл передаваемой информации искажается по многим причинам: из-за неоднозначности терминов, различий в культурном уровне передаваемого и воспринимающего информацию, различных смысловых акцентов, потери части информации.
Закон информационного "перепада"', люди не воспринимают информацию, значение которой сильно расходится с их привычными представлениями, или понимают ее по-своему.
Закон установки. Информация воспринимается без "помех" при положительном отношении приемника к ее источнику и негативно - при отрицательном отношении. Иначе говоря, пользующийся авторитетом может в чем-то убедить, а не пользующийся может убедить в обратном.
Закон социальной дистанции. Сила информационного воздействия обратно пропорциональна социальной дистанции между передатчиком и источником информации. На социальную дистанцию влияют: 1) принадлежность партнеров к одной и той же или к разным социальным группам; 2) положительный или отрицательный "знаки" социальных стереотипов, относящихся к представляемым ими социальным группам; 3) близость или отдаленность их социальных статусов; 4) непосредственный или опосредованный характер контакта; 5) продолжительность контактов; 6) пространственная близость или отдаленность и т.д.
Закон массы. Сила информационного воздействия пропорциональна числу воздействующих.
В диссертации также обоснованы и сформулированы принципы эффективной коммуникации, а именно, принципы обратной связи, упреждающей связи, доступности, достаточности, надежности, коммуникативного соответствия, непротиворечивости, ассимиляции и контраста.
Чем активнее используется обратная связь, тем эффективнее информационное воздействие. Внимание к обратной связи предполагает заботу о том, чтобы сообщение "дошло" до приемника и чтобы от него "потекла" обратная информация. Особенно большое значение имеет при этой отрицательная обратная связь, т.е. информация об упущениях, ошибках и т.п.
Принцип упреждающей связи требует сбора предварительных данных о получателях информации с целью формирования максимально эффективных сообщений.
Смысл принципа доступности очевиден: информация должна быть доступной и приемлемой для получателя. Однако передатчики часто об этом забывают. Некоторые из них оказываются ориентированными на источник, другие - на само сообщение, третьи - на канал передачи сообщения. Плохо, если не хватает информации, но еще хуже, когда возникает информационная перегрузка и система перестает ее перерабатывать.
19
Эффективность информационного воздействия зависит от надежности источника информации в оценке его получателя. Именно надежность определяет степень доверия к тому, что ему сообщают.
Принцип коммуникативного соответствия выражает необходимость приспособления содержания передаваемого сообщения к психическому состоянию и социальному положению того, к кому оно направлено, адресату информации. Этот принцип можно понять по крайней мере двояко: актуалистически и социально-психологически. В актуалистиче-ском смысле этот принцип говорит, что передача информации должна отвечать имеющейся потребности в определенной информации. В социально-психологическом аспекте этого принципа подчеркиваются момент развития, степень социальной зрелости воспринимающего. Человек избегает противоречия в собственных суждениях, стремится к тому, чтобы быть логически компактным. Особенно заметно проявляется это тогда, когда система убеждений не слишком стройна. Из этого следуют важные выводы относительно коммуникации. Надо в любом случае суметь так подобрать информацию, чтобы она была значимой, в противном случае она не приведет к появлению когнитивного диссонанса и не вызовет изменений в поведении индивида. Вся тактика состоит в том, чтобы атаковать оппонента с помощью важной информации, вызывающей состояние напряжения, а в итоге - сомнения в ценности имевшихся до этого момента убеждений. При выполнении этого условия информатор в состоянии сформировать в сознании получателя информации новые принципы регулирования поведения.
Экспериментальные исследования показывают, что когда информация о фактах или аргумент находится в границах диапазона одобрения, она быстро усваивается, и тогда происходит процесс ассимиляции. В том случае, когда полученная информация выходит из границы диапазона одобрения, происходит отвержение ее содержания. Информация не только оказывается непринятой, но и появляется познавательный контраст, т.е. данная информация воспринимается как недостоверная и не соответствующая убеждениям человека. Суть контраста - в образовании дополнительных преград между существующим убеждениями и новой, не укладывающейся в их рамки информацией.
С учетом информационного контакта выделяются и рассматриваются две коммуникативные тактики: тактика глобальной атаки и тактика малых шагов, которая заключается в передаче информации или аргументации, располагающейся в границах диапазона одобрения, между точкой отсчета и требуемым направлением изменений в сознании. Информация такого типа вызывает постепенное перемещение точки отсчета, а затем и всего диапазона одобрения в направлении поступившей информации или в направлении, проторенном аргументацией.
В диссертации предлагается несколько методов коммуникативной регуляции. Метод коммуникативного включения предполагает установление непосредственных контактов с объектом регуляции. Метод ком-
20
муникативной адаптации предполагает упреждающее информирование человека о ситуациях, в которые он включается, и о людях, с которыми он вступает во взаимодействие. Метод коммуникативного отстранения применяется тогда, когда контакты с человеком приобретают назойливый характер. К этому методу близок по содержанию метод коммуникативной изоляции. Метод коммуникативного усиления основан на повышении интенсивности коммуникативных контактов. Метод коммуникативной "изоляции" означает создание партнерам условий для мобилизации их коммуникативных ресурсов и выхода из коммуникативного кризиса. Смысл метода прямого воздействия - в прямом, непосредственном предъявлении требований, тогда как метод "значимых других" - воздействие на человека через авторитетных для него людей. Нередко возникают ситуации, когда эффект "значимых других" приходится не использовать, а напротив, погашать, нейтрализовать (метод исключения альтернативных воздействий). При использовании метода психологического давления предъявляемые партнеру требования сопровождаются или усиливаются специальными воздействиями, направленными на то, чтобы сделать его более уступчивым, уменьшить его сопротивление.
Немало проблем возникает в коммуникации с эмоциональной экспрессией, ее нарушением. В диссертации выявляются и анализируются причины этих нарушений:
- стремление людей отвергать либо игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они представляются неприятными или нежелательными;
- нежелание партнеров по общению обсуждать возникающие у них ощущения и взаимные чувства;
- недостаточное осознание человеком собственных эмоциональных состояний и неприятие их для себя;
- ограничение человеком эмоциональной экспрессии в связи с принятием им социальных ролей, предписывающих ограничения в проявлении эмоций;
- ограничение эмоциональной экспрессии принятыми стандартами социального поведения;
- блокировка каналов эмоциональной экспрессии.
Оптимизация эмоциональной экспрессии связана с более активным использованием уже освоенных средств ее выражения, "растормажива-нием" экспрессивных способностей, упорядочиванием средств эмоциональной экспрессии, их пополнением и культивированием.
Эффективным способом активизации коммуникативной регуляции выступает анимация, благодаря которой происходят не только оживление, активизация, стимулирование индивидов и групп к деятельности, но прежде всего - выявление ими собственных творческих сил, созидательных возможностей, ресурсов экспрессивного поведения.
В диссертации рассматривается содержание социально-культурной анимации, определяются и характеризуются фазы ее осуществления: по-
21
становка социального диагноза, определение социальных проблем и недостатков, программирование, информационно-стимулирующая фаза, фаза реализации, измерение эффективности.
Деятельность по линии анимации, предпринимаемая для улучшения жизни в локальных общностях (Франция), дает эффект, который можно обнаружить не только при анализе изменений, затронувших все сообщество, но и при анализе поведения, взглядов, установок конкретных индивидов. Эти изменения могут произойти, если отдельные члены не будут чинить препятствия, а расширят собственный горизонт мышления и включат свой ментальный мир в общие для всех проблемы.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются выводы и практические предложения, намечаются перспективы и пути дальнейших исследований.
По теме диссертации опубликованы следующие авторские работы.
1. Ценности детей младшего дошкольного возраста // Педагогический квартальник. Варшава. - 1997. - №4. - 0,5 п.л.
2. Из опыта учителя. Межличностные отношения в школе // Бюллетень Опольской педагогической куратории. - Ополе, 1997. - 0,5 п.л.
3. Роль социальной коммуникации в младших классах // Материалы Международного чешско-словацко-польского симпозиума. - Остра-ва, 1998. -2,5п.л.
4. Манипуляция в средствах массовой информации как социальный вызов педагогике // Социология управления и духовной жизни: Сб. науч. трудов. - Вып. 6 - Белгород: Изд-во БелГУ, 1999 - 0, 5 п.л. ( в соавторстве).
5. Закономерности и принципы социальной коммуникации // Социальная коммуникация. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 0,25 п.л. (в соавторстве).
6. Личность учителя и социальная коммуникация // Социальная коммуникация: Сб. науч. трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ. - 0,8 п.л. (в соавторстве).
7. Эмоциональная экспрессия как фактор повышения эффективности социальной коммуникации // Социальная коммуникация: Сб. науч. трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000 - 0,3п.л. (в соавторстве).
8. Авторитарная личность в процессе коммуникации // Социальная коммуникация: Сб. науч. трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. -0,44 п.л.
9. Анимация в контексте социальной коммуникации // Социальная коммуникация: Сб. науч. трудов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. -0,4п.л.
Описание предмета: «Социология»Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе,
отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных
общностях людей.
Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль,
по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления,
функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных
процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это
наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом
социологии есть общество или определенные общественные явления.
Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.
Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии
открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей,
интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду,
общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную
систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как
переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти
пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на
глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений,
социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство
абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Литература - Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг). – М.: УРСС, 1997. – 356 с.
- В.И. Зубков. Социологическая теория риска. – М.: Академический Проект, 2009. – 384 с.
- Албегова Ирина Федоровна. Социальная Адаптация. – М.: , 2006. – 131 с.
- Н.Е. Тихонова. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. – 320 с.
- Ю.Н. Лубченков. Социальная регуляция и ее коммуникативные механизмы. – М.: Фонд политконсалтинговых исследований и разработок "Институт развития", 2002. – 148 с.
- Социальная психология личности. – М.: Наука, 1979. – 344 с.
- Т.Н. Тихомирова. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 232 с.
- П.П. Голиков. Рецепторные механизмы антиглюкокортикоидного эффекта при неотложных состояниях. – М.: Медицина, 2002. – 312 с.
- Современные коммуникативные науки. Социальные практики как совместность слова. – М.: Ленанд, 2014. – 200 с.
- Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. – М.: Альфа-М, 2012. – 480 с.
- Надежда Николаевна Покровская. Трансформация нормативной регуляции экономического поведения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 460 с.
- Юлия Степановна Моздокова. Коммуникативное основание социально-культурной интеграции инвалидов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 248 с.
- Галина Кравченкова. Коммуникативный механизм стигматизации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 188 с.
- Юлия Шильцова. Ассертивность как механизм социальной адаптации дошкольников. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
- Ольга Семенова. Формирование произвольной регуляции в младшем школьном возрасте. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
- В.Н. Кудрявцев. Социальные деформации. Причины, механизмы и пути преодоления. – М.: Норма,Инфра-М, 2017. – 136 с.
- Г.Ю. Ризниченко. Физико-химические механизмы и регуляция процессов трансформации энергии в биологических структурах. – М.: Институт компьютерных исследований, 2017. – 522 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|