Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблемы мирного урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине

Политология

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

НАСОНОВА Светлана Александровна

Проблемы мирного урегулирования конфликта в Боснии и Герцеговине (1992 -1995 гг.)

07.00.03. - Всеобщая история

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва- 2000

Работа выполнена на кафедре новой, новейшей истории и методологии Московского педагогического университета.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец XX века в истории Европы ознаменовался распадом одного из крупных государств континентальной Европы - Социалистической Федеративной Республики Югославии. Это событие перевернуло еще одну страницу балканской истории. Союз славянских народов, существовавший около семидесяти лет оказался непрочным и не выдержал испытания временем.

Югославский кризис, разразившийся в начале 90-х годов, явился результатом развития ситуации как внутри СФРЮ, так и в международном сообществе. Крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Советском Союзе заложил заряд мощной разрушительной силы под непрочный фундамент югославской федерации. Ослабление связей внутри СЭВ и ОВД, а затем их распад, падение биполярной системы, мощное внешнее воздействие уничтожили те факторы, которые сдерживали противоречивое государственное образование.

Первые выстрелы, прозвучавшие летом 1991 года в Словении, вызвали шок в Европе, заставили политиков вспомнить о "пороховом погребе" на Балканах. Дальнейшее развитие событий превзошло самые мрачные ожидания.

В 1992 году вспыхнула гражданская война в Боснии и Герцеговине ( БиГ, в тексте - также Босния). Она породила разруху, тысячи беженцев, невиданную вражду между населявшими ее народами. Ожесточенность и длительность этого конфликта не смогло предвидеть большинство ученых и политиков. По меньшей мере 250 тысяч убитых, около 174 тысяч раненых - из них 75 тысяч настолько серьезно, что люди стали инвалидами - таков страшный итог этой гражданской войны.

Как и прежде, Балканы стали местом, где начали сталкиваться интересы многих стран. В кровавый конфликт боснийских народов оказались втянуты соседние государства - Союзная Республика Югославия и Хорватия, европейские и многие неевропейские, исламские государства , США, а также международные организации - ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО.

Существование национальных меньшинств, которые могут пользоваться поддержкой со стороны своих сородичей за границей, активное вмешательство внешних сил во внутренние региональные конфликты, опасность расползания этнических конфликтов за пределы национальных границ - являются объективными факторами, дающими основание для международной озабоченности и активной вовлеченности таких международных институтов безопасности, как ОБСЕ и ООН.

Конфликт в бывшей Югославии, начавшись как внутригосударственный, перерос свои рамки. Он создал напряженность на границах соседних государств, затруднил и нарушил торгово - экономические и транспортные связи стран Балканского региона с прилегающими к нему странами. Конфликт принял всеевро-

пейский (и даже всемирный) масштаб, породив потоки беженцев в страны Западной Европы.

Потому международные посредники предприняли несколько попыток замирить враждующие стороны. Были разработаны и предложены пять мирных планов боснийского урегулирования. Эти планы являются объектом данного диссертационного исследования.

Автором проанализированы : план Ж.Кутильеро ( международного посредника от ЕС ) 1992 года, мирный план С. Вэнса (посредника ООН ) и лорда Дэвида Оуэна ( посредника ЕС ) 1992 года, план Д. Оуэна и Т. Столтенберга ( посредника ООН ) 1993 года, план Контактной группы ( США, России, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Греции ) 1994 года, Дейтонское мирное соглашение 1995 года.

Центральное место в работе отведено исследованию и анализу Дейтонско-го мирного плана - соглашения о прекращении войны в Боснии и Герцеговине. Одно из главных достижений Дейтона - принятие целого пакета договоренностей, главным положительным результатом которых стало прекращение военного конфликта.

Диссертантом раскрываются гражданские и военные аспекты соглашения, дается оценка соглашения, анализируется позиция участников конфликта и роль Североатлантического Альянса и США в процессе урегулирования, рассматривается процесс реализации Соглашения до 2000 года.

Актуальность исследования данных вопросов определяется, на наш взгляд, следующим:

- важностью объективного, научного осмысления истоков и причин (объективных и субъективных) крупного вооруженного конфликта в БиГ - фактически первого конфликта таких масштабов в послевоенной Европе;

- важностью его не только для судеб народов БиГ, но и для стран и народов Балканского полуострова и даже Европы в целом;

- важностью объективной (неконъюнктурной ) характеристики планов мирного урегулирования, анализа их подлинной сути и причин провала некоторых из них в результате внутренних и внешних причин;

- особым значением раскрытия содержания и сути Дейтонских соглашений как основополагающего документа, призванного регулировать всю жизнь одного из европейских государств - Боснии и Герцеговины - на длительный период;

- важностью анализа характера и значения политики США и НАТО в ходе конфликта и в процессе мирного урегулирования как этапа в процессе формирования новых внешнеполитических доктрин США и НАТО;

- значением опыта ( позитивного и негативного ) мирного урегулирования в БиГ для осмысления и теоретической разработки проблем миротворчества, учитывая остроту уже существующих конфликтов и возможность потенциальных конфликтов такого рода.

Актуальность и острота проблемы урегулирования этнических конфликтов выдвигают ее в ряд самых значимых как в настоящее время, так и в будущем. Ин-

статут анализа и управления конфликтами и стабильностью выделил в каждом из новых балканских государств по несколько "взрывоопасных" точек. Около двух сотен таких же потенциально конфликтных ситуаций существуют на территории бывшего СССР1. Эти конфликтные ситуации могут быть нацелены на перераспределение власти или изменение национально - государственного устройства и, как и в случае с многонациональной Боснией, могут стать этно - политическими конфликтами. В свете изложенного, автор посвятил свое исследование рассмотрению миротворческого процесса в Боснии и Герцеговине.

Босния и Герцеговина принципиально отличается от других югославских республик своим крайне сложным и противоречивым историческим развитием. В Боснии не сформировалась единая нация, а существовало три этнонациональных группы : сербы, хорваты и мусульмане. Распад СФРЮ спровоцировал боснийский конфликт, но целый ряд этнических споров вызревал в недрах самой Боснии. Поэтому в данной работе должное внимание отводится рассмотрению специфики этнокультурного и исторического развития Боснии. В настоящей работе последовательно рассматриваются : исторические корни конфликтное(tm) ситуации в Боснии, события, связанные с распадом Югославии , возникновение конфликта в Боснии и Герцеговине, поиск путей его урегулирования и последствия этого. Представленный материал отражает не все вопросы, связанные с сложным комплексом проблем. В частности, диссертант не излагал и не анализировал позицию России, поскольку это - большая самостоятельная проблема, требующая специального исследования.

Цель диссертации заключается в исследовании и оценке миротворческого процесса в БиГ. Поставленная цель определила следующие задачи исследования :

а. выделение причин боснийского конфликта;

б. структурный анализ мирных планов для Боснии и Герцеговины;

в. анализ реализации Дейтонского мирного плана урегулирования.

Хронологические рамки диссертационного исследования ограничены, с одной стороны, 1992 годом - началом гражданской войны в БиГ и разработкой первого миротворческого плана для БиГ - Лиссабонского соглашения, с другой стороны - 1995 годом, то есть подписанием сторонами Дейтонского мирного соглашения и окончанием конфликта. В то же самое время в ходе исследования автор использовал материалы и документы, относящиеся к предшествующему историческому периоду Балканского региона, поскольку глубокий анализ предпосылок и динамики современного конфликта невозможен без обращения к более ранним этапам истории взаимоотношений трех балканских народов. Наряду с этим материал диссертации в определенной степени выходит за рамки исторических событий 1995 года, что обусловлено необходимостью проследить реализацию важнейших пунктов мирного соглашения, чтобы лучше понять его суть.

Методологической основой исследования явился системный (комплексный) подход, предполагающий учет всего многообразия факторов, влиявших на возникновение, развитие и поиск путей разрешения конфликта в Боснии и Герцегови-

1 Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., 1998. - с. 241.

не в 90-х годах XX века. Рассмотрение этого конфликта в динамике исторического процесса, учет и анализ позиций всех его участников создает основу для объективного характера исследования, исключающего предвзятость в оценке фактов, событий и процессов.

Степень изученности темы. Историографический материал, использованный в данной работе, делится на три части : отечественную, западную и сербскую литературу.

Современные отечественные исследования исторического прошлого Боснии не носят фундаментального характера, а касаются отдельных аспектов2. Такие работы были использованы диссертантом. Наряду с этим использовались российские дореволюционные исследования Э.С.Вульфсона, Я.И. Спасоевича3.

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется значительное число работ, затрагивающих проблемы распада СФРЮ . Значительный интерес представляют труды С.А. Романенко, Б. Шмелева , Ю. Братина, П. Симича, Ж. Бодстона.4 В основе концепции данных исследователей лежит комплексный подход к изучению причин распада Югославии. Во главу угла они ставят комплекс внутренних причин, приведших югославскую федерацию к распаду. Особое место уделяется причинам политическим, экономическим и этноконфессиональным. Выделяя внутренние причины югославского кризиса в качестве основных, данные исследователи не умаляют значения влияния внешнего фактора на распад СФРЮ. Отмечая большую теоретическую ценность этих работ, следует, однако, подчеркнуть, что все они отражают только причины распада югославского государства , а последствиям распада и его влиянию на Боснию и Герцеговину уделяют недостаточно внимания.

По свежим следам боснийских событий в журналах и газетах давался фактический материал, связанный с конфликтом в БиГ и планами мирного урегулирования. Затем стали появляться работы, в которых авторы стремились осмыслить эти события и планы.

Отдельные аспекты анализировались в работах российских югославистов М.С. Кашубы, Н. В. Куликовой, В. С. Милованова. Н. В. Куликова, В. С. Милова-

2 Волков В.К. Трагедия Югославии // Новая и новейшая история. - № 4. -1994; Виноградов В.Н. Об исторических корнях "горячих точек" на Балканах // Новая и новейшая история. - № 4. - 1993; Ле-щшювсхая И.И. Исторические корни югославского конфликта// Вопросы истории. - № 5. - 1994; Самуилов СМ. США, НАТО и боснийский кризис Л США: ЭГШ . - № 12. - 1995 ; Чернышев С. Балканы - перекресток культур // Мы и мир. - № 7-8. - апрель 1999. - С. 12.

3 Босния и Герцеговина/ Сост. Э.С. Вуяьфсонъ.- М., 1910 ; Спасоевичъ Я. I. Босшя и Герцегови-на.Спб, 1902.

4 Романенко С.А. Югославия от "братства и единства" к войне и распаду // Очаги тревоги в Восточной Европе (Драма национальных противоречий). - М., 1994; Шмелев Б. Причины распада СФРЮ // Балканы между прошлым и будущем. - М., 1995; Братин Ю. Распад Югославии, предпосылки трагедии// Международная жизнь. - М., 1995 - № 4-5; СимиЪ П. Нови светски поредак и jyrooiOBeHCKa криза // bojho дело.- Београд, 1992. - J* 4; Бодстон Ж. Европа лудака или разби)ан>е JyrocnaBHJe. - Београд, 1993; Симич П. Гражданская война в Югославии. Причины и последствия. // Международная жизнь. - М., 1993. - № 7.

нов, Л.В. Тягуненко и П.В. Волобуев занимались изучением Дейтонского мирного соглашения.5

Особо следует сказать о работах крупных специалистов по проблемам Югославии и международным отношениям: докторе исторических наук, руководителе Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Е.Ю. Гуськовой6 и докторе исторических наук, заведующей отделом Европы Института этнологии и антропологии РАН М.Ю. Мартыновой7. В работах Гуськовой Е.Ю. содержится не только хронологически последовательное изложение событий Балканского кризиса, но и стремление осмыслить их, охарактеризовать позиции сторон с использованием материалов на русском , сербском и английском языках. В трудах Мартыновой М.Ю. дан анализ особенностей этнической структуры и политических проблем Балканского региона, его этнодемо-графическая характеристика, изучены факторы , вызвавшие дезинтегацию СФРЮ, разработаны вопросы, связанные с нынешним положением и перспективами развития этнических меньшинств, а также освещены проблемы территориальных и культурных автономий. Ее работы базируются на широком круге источников и литературы по этнологии, этнографии, истории, демографии, статистике, политике.

Диссертант исследовал проблему и публиковал статьи в те же годы, что и названные исследователи, а завершил углубленное рассмотрение проблем в 2000 году.8

Объектом пристального изучения стали работы на сербохорватском и английском языках. Современная сербская славистика проявляет большой интерес к боснийским проблемам, о чем свидетельствуют работы Ж. Крстановича, В. Гли-шича, М.Булайича, М.Васича. Ж. Крстанович подверг резкой критике информационную антисербскую политику Запада, привел множество фактов искажения истинной картины конфликта.9 В. Глишич, М.Булайич, М.Васич проанализировали роль международного фактора в кризисе 1992 -1994 годов10.

5 Куликова Н. В., Милованоз B.C. Балканский кризис и Дейтомское соглашение // Правила игры. -19%. - № 1 ;Волобуев П. В.,Тягуненко Л.В. Уроки Дейтонских соглашений // Свободная мысль. -1997. -№ 2.

' Гуськова Е.Ю. Балканская трагедия: 90-е годы XX века // Очаги тревоги в Восточной Европе ( Драма национальных противоречий). - М., 1994; Она же. Урегулирование на Балканах : от Бриони до Дейтона ( мирные планы 1991 - 1995 гг.) - М., 1998 ; Она же. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии. - М., 1999.

7 Мартынова М.Ю. Балканский кризис: народы и политика. - М., 1998; Она же. Распад федераций и этнические конфликты: общее и особенное // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., 1998; Мартынова М.Ю., Кашуба М.С. Новая этиополитическая карта Балкан. - М., 1995.

* См. список статей диссертанта на с. 24

»Крстановйл Ж. Геноцидом против Срба ( 1992 - 1994 ). - Београд, 1995.

10 ГлишиЪ В. УчешЬе мейународног фактора у jyrooiaBeHCKOj кризи 1992 - 1993 // Систем веистнна о злочинима геноцида 1991 -1993 године. - Београд, 1994; Васип М. Корени кризе, распада в граЬ-анског рата у Дугослави]и 1990-1993// Там же.; ByJiajuh М. Разбила» е jvrooioeeHCKe државе 1991 / 1992 - злочин против мира. Одговорност Ватикана и ЬЬемачке. - Београд, 1994.

Диссертантом были изучены материалы двух международных научных конференций, прошедших в 1993 и 1996 годах, в Сербской Академии наук".

Большинство зарубежных исследований в области Югославского кризиса ( особенно американских и западно - европейских авторов ) носят необъективный, предвзятый характер. Многие факты намеренно искажаются в развернувшейся информационной войне . Создан образ врага, виновного в конфликте. Западная историография, материалы СМИ всю вину за гражданскую войну возлагают только на сербов. Журналист Петер Брок, обработавший около 1500 статей из журналов и газет в 1992 году, опубликованных на Западе, пришел к выводу, что соотношение публикаций против сербов и в их пользу составляет 40 : 112. В трудах американских ученых Ф. Фридмана и Р. Ремигтона ( профессора политических наук ) изложены мирные планы : Кутильеро, Вэнса - Оуэна, Оуэна - Столтенберга.13 Их исследования опираются на материалы западной прессы этого периода. Отсюда - большая тенденциозность данных работ. Антисербская трактовка событий содержится и в исследовательских работах С. Вудворда, Б.Магаса14.

Неоднозначная трактовка событий в БиГ, жесткого-" миротворческого процесса с участием США и НАТО присутствует и в ряде работ российских и сербских исследователей. Можно выделить две точки зрения на данную проблему.

Первая из них, которой придерживаются В.К. Волков, Е.Ю. Гуськова, М.Ю. Мартынова, Н.А. Нарочницкая - российские ученые - балканисты и САврамова - югославский специалист в области международного права и международных отношений, - считают, что преодолеть югославский кризис в состоянии только сами участники конфликта, а все международные посредники могут лишь содействовать созданию благоприятных условий для этого. Эти ученые критически оценивают некоторые положения Дейтонского соглашения и однозначно негативно воспринимают роль НАТО в миротворческом процессе. Говоря о договорно оформленном военном решении боснийского конфликта М.Ю. Мартынова подчеркивает, что " СВС ( Силы по Выполнению Соглашения ) служат тем каркасом, который удерживает в вертикальном положении хилое тело Дейтонских соглашений"15. Размышляя о перспективах развития ситуации Н.А. Нарочницкая в докладе , сделанном на международной научной конференции 11-13 декабря 1996 года в Историческом институте Сербской Академии Наук и Искусств, высказала мысль, что Запад "нацелен на оформление подконтрольного НАТО санитарного кордона от Балтики до Черного моря, отделяющего Россию от Балкан и запирающего ее в

11 Систем неистина о злочинима геноцида 1991 - 1993 године. Научни скуп САНУ од 22 до 23 апри-ла 1993 године. - Београд, 1994.; Ислам, Балкан и Велике сила ( XTV - XX век ). Мег)ународни на-учни скуп 11 -13.12. 19%. - Београд, 1997.

12 Brock P. Dateline Yugoslavia : The Partisan Press. // Foreign policy. - № 93 ( Winter 1993 - 1994 ), p. 152-172.

13 Fridman F., Remington RA. Bosnian Muslim Views of National Security / Crises in the Balkans. Views from the Participants. Westview Press. 1997

14 Woodward S. Balkan tragedy: Chaos and dissolution after the cold War. - Washington : Brooking Inst., 1995., Magas B. The destruction of Yugoslavia. - L.: N.Y.: Verso, 1993

15 Мартынова М.Ю. Балканский кризис : народы и политика. - М., 1998. - с. 247.

геополитическом мешке "16. Оценивая роль НАТО, Н.А. Нарочницкая подчеркнула в докладе, что " США и НАТО использовали пресловутые опрометчивые решения СБ ООН для запланированного вторжения своей военной машины на Балканы ... это акт международного терроризма в чудовищных масштабах ( как и бомбардировки Ирака ), свидетельствующий о серьезнейшем отступлении мирового сообщества от принципов невмешательства"17.

Другие историки и эксперты, наоборот, полагают, что иностранное вмешательство дает возможность установить мир и остановить конфликт, приобретший собственную логику и инерцию. Этой точки зрения придерживаются П. Кан-дель - заведующий сектором Института Европы РАН, доктор П.Симич - из Института международной политики и Экономики (Белград). В своей статье " Босния : проигрывает сильнейший ?", написанной в 1995 г. П.Кандель утверждал, что мира в Боснии не будет до тех пор, "пока на театре военных действий не станет господствовать "третья сила" - международная и беспристрастная"18. Такой силой П.Симич считает США и НАТО. Он пишет : " Дейтонские мирные соглашения по Боснии и Герцеговине стали одной из важных опор нового баланса сил и нового европейского порядка безопасности ... Дейтонские мирные соглашения стали крупнейшим внешнеполитическим достижением США в Европе со времени окончания холодной войны, открыв путь для реформ в НАТО и для ее расширения на восток"19.

Анализ дискуссий по проблемам миротворчества свидетельствует о том, что попытка объективного {учитывающего все факты и факторы ) рассмотрения указанных вопросов является актуальной для современной науки, отвечающей потребностям установления истины.

Изучение работ российских и зарубежных югославистов привело автора к выводу о том, что всесторонний анализ мирных планов для Боснии не нашел достаточно полного и всестороннего отражения в научной литературе, что определяет необходимость дальнейшей углубленной разработки проблемы.

Источниковая база. Использованные в работе источники можно классифицировать следующим образом:

- официальные документы международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Международный Трибунал по бывшей Югославии;

- дипломатические документы, внутриполитические акты, включающие в себя ведомственную документацию, парламентские отчеты, переписку должностных лиц;

- материалы статистического и вспомогательного характера;

- выступления руководителей югославянских государств, интервью политических деятелей, свидетельства очевидцев, различные материалы прессы.

16 Ислам, Балкан и Велике силе ( XIV - XX век ) ., Исторщски Институт САНУ, Београд., 1997. - с.

498.

" Там же, с. 500.

18 Кандель П. Босния : проигрывает сильнейший ? // Московские новости. - М., 1995. - 2-9 толя, -

J* 45.- с. 8.

" Симич П. Дейтонскии процесс : сербский взгляд // МЭ и МО. - М., 1998 - № 9. - с. 87,91.

10

Важнейшими из исследованных источников являются документы ООН : Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, доклады Генерального Секретаря . Эти документы, еще не ставшие предметом тщательного анализа ученых, содержат планы мирного урегулирования и Соглашения о мире в Боснии и Герцеговине20, доклады Генерального секретаря о деятельности Международной конференции по бывшей Югославии21, официальные письма руководства БиГ председателю СБ ООН22. Комплекс этих документов был исследован диссертантом в Информационном Центре ООН.

Непосредственно тексты соглашений исследовались и по другим источникам - зарубежному изданию "Review of international affairs", а также текстам резолюций Совета Безопасности. 23

Для раскрытия вопросов, связанных с военными преступлениями на территории БиГ, диссертантом использовались : Резолюция СБ ООН 808 (1993) от 22 февраля 1993 года , содержащая постановление о целесообразности учреждения Международного Трибунала , Резолюция 827 (1993) от 25 мая 1993 года, учредившая Трибунал, Резолюция 857 (1993) от 20 августа 1993 года одобрившая список кандидатов в Гаагский трибунал; Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 22 февраля 1993 года ; текст Обвинения Гаагского Трибунала Р.Караджичу и Р. Мла-дичу; Гаага, Голландия, 14 ноября 1995; материалы о военных преступлениях на территории БиГ, собранные международной организацией Helsinki Watch.24

Большую ценность в работе представляют научные публикации документов на русском языке. Сборник : "Югославия в огне : документы, факты, комментарии ( 1990 - 1992 ) ", составленный Е.Ю. Гуськовой15, содержит официальные документы, дающие богатый материал о происходивших в Югославии событиях, связанных с распадом федерации и созданием на ее основе самостоятельных государств. К таким документам относятся заявления правительств, письма Президента СРЮ СБ ООН, заявления Президиума СРЮ и др. Документальные материалы сборника дают представление об истоках кризиса. Ценность этой публикации в

20 Соглашение о мире в Боснии и Герцеговине. Документация ООН S / 25221 ( план Венса - Оуэна ) ; Документация ООН - S / 26260 ( план Оуэна - Столтенберга ) ; Документация ООН А /50/790 - S /995/ 999 от 30 ноября 1995 г. ( официальный текст Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине и Приложений к нему - именуемых в совокупности "Дей i онским мирным соглашением " )

21 Доклад Генерального секретаря о деятельности МКБЮ / Документация ООН - S / 25050; Доклад Генерального секретаря о деятельности МКБЮ: мирные переговоры по БиГ ( 26 марта 1993 г.) / Документация ООН S/25479

22 Документация ООН - S / 26342 ( письмо А.Изетбеговича председателю СБ ООН ) а Statement of principles for new constitutional arragements for Bosnia and Hercegovina. Lisbon, 23 Febraaru, 1992// Review of international affairs. - Belgrade, 1992. - 1002. Supplement. - P. 14 -15.; General Framework agreement for Pease in Bosnia and Herzegovina - Dayton, 21 November - Paris, 14 Desember 1995// Review of international affairs. - Belgrade , 1996 -1041. - P. 1 - 36; Resolutions and Statements of the Security Council. -1995.

24 Резолюция СБ ООН 808 (1993) от 22 февраля 1993 г. / Документация ООН; Документация ООН -S/ 26240, прилож. 1; Helsinki Watch. A. Com. of Human Raights Watch - J* 4, 1993.

25 Югославия в огне: Документы, факты, комментарии ( 1990-1992). Современная история Югославии в документах. Т. 1 / Отв. ред. Гуськова Е.Ю. - М., 1992.

том, что многие из документов ранее вообще не были изданы, а подавляющее большинство материалов впервые появляется на русском языке.

Наряду с вышеназванными основными источниками использовались материалы вспомогательного характера. К ним, прежде всего, относятся статистические данные, опубликованные в работе югославских ученых Спасовски М., Жив-ковича Д., Степича М.26

Значительное место в данной работе занимают материалы российской и зарубежной прессы : газет "Известия", "Литературная газета", "Московские новости", "Независимая газета", "Правда", "Российская газета", "Сегодня", "Советская Россия", "International Herald Tribune", "The New York Times", журналов "Сербия", "США : ЭПИ ", "Свободная мысль", "Международная жизнь", "Новая и новейшая история", "Новое время", "Newsweek", "Time", "Foreign Affairs", "Review of international affairs", "Eurobalkans". Авторы ряда корреспонденции давали информацию прямо из БиГ с переговоров.

В диссертации используются также свидетельства непосредственных участников событий (лорд Д.Оуэн, К. Бильд, генерал М.Роуз, X. Солана, М. Кра-ишник и другие )27.

Комплекс отобранных основных и дополнительных источников дает всестороннее представление о развитии событий в БиГ в 1992 -1995 годах.

Новизна и практическое значение диссертации. Новизна данной диссертации имеет несколько аспектов. Во-первых, автором впервые проведено не только комплексное исследование содержания и сути миротворческих планов по Боснии и Герцеговине, но и проанализированы конкретно - исторические условия их возникновения. Во-вторых, выявлены этапы мирного урегулирования, дана характеристика их особенностей каждого их них. В-третьих, особо рассмотрена политика США и НАТО в связи с гражданской войной в БиГ', раскрыта роль США в подписании соглашения, а также охарактеризованы некоторые последствия реализации Дейтонского соглашения об урегулирования конфликта. Наконец, автором высказана точка зрения по теоретической проблеме успешного миротворчества в ходе подобных конфликтов.

Практическое значение настоящей работы состоит в том, что положения диссертационного исследования расширяют и углубляют исторические знания об этно - политических конфликтах в Балканском регионе и о поиске путей их мирного урегулирования. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в дальнейших разработках, посвященных этой проблеме, а также в ходе преподавании истории стран Балканского полуострова и международных отношений.

Основные положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на научно - практических конференциях по темам : " Россия, Восток и За-

26 Спасовски М., ЖивковиЙ Д., Степип М. Етнички састав становништва Босне к Херцеговине. -Београд, 1992.

27 Бидьдт К. Стала ли Босния уроком для Европы ?: Выводы для европейской внешней политики // International politic - М.: Посольство Германии в Москве, 1997. - J* 7 ; Солано Е. X. ЬЬемачки под-crmiaj кризи у JyrocjioBHjH: Интереси и могупе посл>дице// Tanjug Press. - Beograd, 21. 12. 1993; Кра]ишник M. HffrepBiy: О раду Скупштине бивше БиХ // Ослобо^еае. - Capajeso, 1995. - 6 jaH.

12

пад: традиции, взаимодействие, новации" ( Владимирский Государственный Педагогический Университет, ноябрь 1997 г.); "Религия и политика в Европе XIV -XX вв. " (Смоленский Государственный Педагогический Университет, июнь 1998 г.); "История и современность глазами молодых ученых", (Московский Педагогический Университет, март 2000 г.). Материалы этих конференций и обсуждений использованы в настоящем диссертационном исследовании. Апробация результатов исследования осуществлялась также при защите дипломной работы в Московском Педагогическом Университете в 1997 году, в докладах и лекции по проблемам межэтнических конфликтов на территории бывшей Югославии в УК УИН Минюста РФ , прочитанной в апреле 1999 года. Кроме того, диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре Новой, новейшей истории и методологии Московского педагогического университета.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи диссертационного исследования, определяются предмет и хронологические рамки работы, характеризуется ее методологическая основа, научная новизна, практическая значимость, а также дается обзор источников и литературы.

В первой главе "Причины гражданской войны в Боснии и Герцеговине" последовательно рассматриваются две группы вопросов :

1.1. Исторические корни вражды боснийских народов. Диссертантом анализируются истоки возникновения кризиса в БиГ. Гражданская война в БиГ была вызвана не только общими процессами, приведшими к распаду социалистической Югославии, но и спецификой исторического развития этой республики. Истоки кризиса своими корнями уходят в глубь веков. Поэтому диссертант освещает основные вехи, связанные с формированием и размещением населяющих БиГ народов, раскрывает территориальный и межнациональный, а в связи с последним -конфессиональный, факторы конфликта.

Уже в средние века на территории боснийских земель столкнулись три цивилизации : православная - славянская с сильным византийским влиянием, западная романо-католическая и исламская в турецком варианте. Босния попеременно оказывалась под господством то одной, то другой цивилизации, но до конца не принадлежала ни к одной из них. Это делало историческое развитие боснийских земель крайне драматичным и противоречивым.

Существенное влияние на все стороны жизни населения этого региона, в том числе на этническую и религиозную, на социально-экономическое развитие, на морально - психологический климат, оказало четырехвековое нахождение Боснии

13

и Герцеговины под властью османов. Турецкое господство прервало самобытный поступательный процесс развития БиГ, пресекло возможность постепенного формирования единой боснийской нации. С учетом изложенного, в работе раскрываются причины и последствия исламизации.

Внутренние противоречия между тремя этническими группами сохранялись в Боснии и Герцеговине и в то время, года она была оккупирована, а затем аннексирована Австро - Венгрией. Для этого периода (он длился с 1878 до 1918 г., когда было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, в которое вошла Босния и Герцеговина) было характерно усугубление различий и рост напряженности между мусульманами, православными сербами и католиками - хорватами.

По мнению диссертанта, турецкое и австрийское господство в БиГ привели к появлению глубоких различий между тремя этническими группами населения Боснии, сформировались "образы врага". Православные сербы видели своими врагами католиков - хорватов и мусульман, хорваты - сербов, мусульмане и сербов, и хорватов. Австрийский путешественник Стефан Йованович в топографически - статистическом описании БиГ в 1862 году говорил, что сторонники обоих христианских религий, как и приверженцы мусульманской веры, находятся во враждебных отношениях одни к другим. Трудно было бы найти еще одну страну, где бы различия в вероисповедании настолько отчуждали детей одной нации, как в данном случае.28 Тщательный анализ широкого круга документальных свидетельств, позволил автору выявить различия в психологических портретах боснийских мусульман, хорватов и сербов.

Наличие трех этно-конфессионалъных групп, их противоречия, связанные с различием исторических судеб , воздействие внешних сил, таковы лежащие в историческом прошлом корни конфликта в БиГ и Югославии в целом.

1.2. Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия и возникновение конфликта в Боснии и Герцеговине. В данном разделе работы анализируются причины распада СФРЮ.

Распад СФРЮ является, одной из главных причин начала войны в Боснии. Всесторонний кризис югославской федерации явился следствием целого комплекса исторических, политических, экономических, идейных и национальных противоречий в развитии югославского общества. Рассматривая комплекс данных причин, диссертант классифицирует их на две группы: внутреннего и внешнего характера.

К комплексу причин внутреннего характера, диссертант относит противоречия политической системы, кризис федерализма, выразившийся в ослаблении связей между центром и федеральными единицами, распад Союза коммунистов Югославии, рост сепаратистских настроений, разжигаемых амбициозными политическими лидерами югославских республик. Среди внутренних причин немаловажное место занимает экономический кризис, охвативший всю Югославию. Этот

28 Екмечич М. Русские дипломатические документы о национальном сознании в БиГ в 1850 - 1875 гг. - Балканские исследования. - Вып. 13.-М., 1991.-с.10.

14

кризис выразился во внутренних диспропорциях, зависимости экономики от внешней экономической поддержки, затруднениях с выполнением долговых обязательств, отсутствии новых кредитов, технологической отсталости.

Огромное влияние на распад Югославии оказали внешние факторы. Перемены в мире, которые произошли после распада Варшавского договора и Советского Союза нарушили равновесие , которое существовало после Второй мировой войны между великими силами. С крушением биполярного устройства мира были созданы условия для расширения американских .интересов в мире, для установления доминации США на новых просторах. США начали играть роль мирового лидера, стремясь навязать мировому сообществу свое видение "нового мирового порядка". Одновременно внутри Европы после разрушения берлинской стены на политическую сцену возвратилась объединенная Германия, которая начала проводить активную внешнюю политику с целью закрепления своего лидерства в Европе. Эти два государства, а также исламский мир, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Югославии, вмешивались в ее внутренние дела, поддерживали сепаратистские силы, способствовали расшатыванию основ югославской федерации.

Подробный анализ целей, позиции и шагов США и Германии в отношении Югославии, позволяет диссертанту прийти к выводу, что Запад и исламский мир несут огромную долю ответственности за разрушение Югославии и за развитие конфликта в БиГ. Именно поспешное признание стран ЕС и США в 1992 году независимости БиГ привелочшрастанию противоречии, а в конечном счете к гражданской войне между боснийцами.

Вторая глава посвящена рассмотрению начального этапа миротворческого процесса в Боснии и Герцеговине.

Диссертант обосновывает мысль о существовании двух этапов миротворческого процесса в БиГ. Критерием для периодизации служат факторы, оказавшие доминирующее воздействие в данный период, и основные тенденции из них вытекающие.

Первый этап (август 1991 г. - конец 1993 г.): участие в урегулировании ЕС и ООН. Деятельность Конференции Европейского сообщества по Югославии ( с августа 1992 года - Международная конференция по бывшей Югославии).

Второй этап ( 1994 г. - осень 1995 г. ) : деятельность нового руководящего переговорным процессом органа - Контактной группы (КГ), усиление влияния США и НАТО на переговорный процесс ( передача ООН части своих функций НАТО). Осуществление жесткой доктрины "принуждения к миру".

2.1. Первый этап миротворчества (август 1991 года - 1993 год) : план Ж.Кутильеро. план С.Взнса - Д.Оуэна, план Д.Оуэна - Т.Столтенберга. Для данного этапа было характерно отрицание прямого внешнего военного вмешательства в боснийский конфликт, попытки ООН, ЕС и их представителей найти компромисс путем переговоров с активным участием сторон, а также призывы ЕС к прави-

15

тельствам Сербии и Хорватии воздержаться от любых действий, подрывающих процесс переговоров.

В данном разделе второй главы исследования последовательно рассматриваются три миротворческих плана, предложенных международными посредниками конфликтующим сторонам. Диссертант подробно раскрывает суть каждого плана, его структуру: конституционные положения и проекты территориального разграничения, а также обстановку на переговорах. Обобщение и критический анализ мирных планов, позволяет диссертанту выделить ряд их недостатков. Так например, по плану С.Вэнса - Д.Оуэна государственное устройство БиГ оставалось бы весьма шатким, а суверенитет относительным. Этническая чересполосица, предусмотренная картами раздела территории, максимально затруднила бы возможность раздела БиГ на три национальных государства. Кроме того, широкая перекройка существовавших общин могла привести к нарушению многих сложившихся связей. Например, оказались бы разорванными территории с преобладающим сербским населением. В распоряжении сербов не было ни одного крупного промышленного предприятия, или заслуживающего внимания месторождения полезных ископаемых.

Три варианта мирного урегулирования были отвергнуты конфликтующими сторонами.

2.2. Причины неудачи первого этапа миротворческой деятельности. Анализируя неудачи миротворцев в 1991 - 1993 годах, диссертант останавливается на двух аспектах (группах причин):

А. Необъективность миротворцев. С самого начала югославского конфликта все критическое внимание миротворцев было сфокусировано на одной из враждующих сторон - сербах, а действия других - мусульман и хорватов, зачастую не менее жестокие и безоправдательные, оставались в тени. Лидеры западных держав обвинили в преступлениях целый народ - сербский. В то время как, виновными могут быть лишь конкретные люди, и именно они должны были понести наказание. Односторонность, которая присутствовала в боснийском урегулировании, не только не способствовала выходу из кризиса, а, напротив, усугубляла его.

Западные лидеры главными виновниками войны в БиГ считали сербов. С этим связано то, что мировое сообщество, предпринимая множество усилий для установления мира в БиГ, нередко оказывалось более благожелательным к мусульманам и хорватам, чем к сербам. Это проявлялось, в частности, в одностороннем - только против СРЮ и Сербской Республики Боснии и Герцеговины - введении санкций; в том, что далеко не всегда бывала реакция на неоднократно нарушаемое эмбарго на поставку оружия мусульманам и хорватам; в том, что часто непропорционально распределялась гуманитарная помощь - значительная ее часть попадала к мусульманам и хорватам. Кроме того, с первых дней войны против боснийских сербов развернулась жесткая информационная война. Эту войну сербы проиграли. Автор диссертации приводит несколько фактов хорошо организован-

16

ной дезинформации, дискредитирующей сербов, прямо повлиявшей на изменение стиля миротворчества и на переход к военным операциям против сербов.

Б.Позишш сторон в переговорном процессе 1991-1993 гг. Одной из основных причин неудачи миротворчества на этом этапе стала невозможность трех конфликтующих сторон прийти к компромиссу. Хотя позиции трех сторон конфликта в переговорном процессе 1991 - 1993 года и объединяла одна цель - достижение мира, компромисс не был найден, так как в понимании этой цели проявились существенные различия.

Необходимо отметить, что позиции сторон были неразрывно связаны с влиянием на ситуацию в Боснии внешнего фактора, с причастностью Сербии, Хорватии и исламского мира к происходящим в БиГ событиям. Представители Сербии и Хорватии участвовали в переговорных процессах разного уровня, оказывали помощь "своим" народам вооружением, участием регулярной армии (обычно это делалось скрытно и даже отрицалось), финансами, продовольствием, приемом беженцев и т.д. Страны исламского мира также оказывали всяческую поддержку мусульманам Боснии. При этом нужно учитывать, что боснийские сербы и хорваты всегда, на протяжении всего миротворческого процесса стремились воссоединиться со "своими" республиками. Поэтому, позиции участников конфликта, а также их внешних сторонников рассмотрены в диссертации вместе.

Боснийские сербы с самого начала конфликта выступали только за его мирное решение. Делегация боснийских сербов приняла участие во всех раундах мирных переговоров, не раз выступала с предложением о прекращении огня и оказании содействия миротворцам СОН. Приоритетными задачами руководства Республики Сербской были : укрепление взаимоотношений с ООН и ЕС и их представителями ради международного признания PC и определения ее границ; достижение военных успехов в отстаивании сербских территорий; развитие экономики и решение задачи объединения сербских земель.

Стратегической целью боснийских хорватов было объединение с Хорватией. Руководствуясь этой целью, хорватская делегация часто подрывала миротворческие усилия. Боснийские хорваты неоднократно, на протяжении войны меняли позиции, заявляя о солидарности то сербам, то мусульманам и вели дипломатические переговоры одновременно с военными действиями. Республика Хорватия со своей территории неоднократно обстреливала пограничные с ней районы БиГ, вооружала хорватское население БиГ, проводила военное обучение хорватских граждан в военных и полицейских центрах в Хорватии. Это подтверждает, по мнению диссертанта, тезис о том, что военная помощь Хорватии была значительно большей, чем ее же миротворческие усилия.

Участие делегации боснийских мусульман в миротворческом переговорном процессе можно назвать провокационным. Чем больше международные посредники и остальные делегации шли им на уступки, тем более возрастали претензии мусульман. В этой жесткой позиции мусульмане опирались на помощь исламского мира и США. В связи с этим диссертант рассматривает позицию Организа-

17

ции Исламская Конференции и ряда мусульманских держав по отношению к конфликту в БиГ.

В третьей главе рассматривается завершение миротворческого процесса в Боснии и Герцеговине.

3.1. Второй этап миротворческого процесса (1994 г. - осень 1995 г.): план Контактной группы.

Характеризуя данный период, диссертант выделяет несколько его ключевых особенностей:

- руководящая роль США в переговорном процессе и давление НАТО;

- ультимативное навязывание условий договора;

- открытое военное вмешательство извне в боснийский конфликт.

В данном разделе третьей главы анализируется четвертый план для Боснии и Герцеговины - план Контактной группы - нового органа по руководству миротворческим процессом, созданным по инициативе США. В работе подчеркивается, что Контактная группа призвана была связать ООН и НАТО, активизировать военные силы Альянса, легализовать участие НАТО в "миротворческих" операциях, запросив ее помощи для наказания "несговорчивой" стороны конфликта. В работе рассматриваются основные положения плана Контактной группы, позиции сторон на переговорах. Это - этап так называемого "жесткого миротворчества", грубого давления, вооруженных наказаний, насильственного принуждения к примирению в ущерб сербам, жесткого нажима на СРЮ. Огромную роль, на этом этапе, играли США, стремившиеся к укреплению своего влияния в этой части Балканского полуострова и увеличению влияния в мусульманском мире. По мнению диссертанта, события 1995 года стали решающими для Боснии и Герцеговины. В течение года в урегулировании кризиса на Балканах заметно возрастала роль США, которые взяли на себя функции главного действующего лица и гаранта, оттеснив на второстепенные роли как ООН, так и своих западных союзников. Миротворческие силы ООН уступили сначала воздушным, а затем и сухопутным формированиям НАТО, при поддержке которых США осуществили свой "мирный план" в Боснии.

3.2. Дейтонское мирное соглашение : основные положения, оценка соглашения. Данный раздел третьей главы посвящен анализу Дейтонского мирного соглашения - переломного этапа войны в Боснии и Герцеговине. Парафированное на американской базе Райт - Паттерсон в конце ноября 1995 года, Дейтонское мирное соглашение фиксирует решение наиболее важных вопросов взаимоотношений между мусульманами, хорватами и сербами. Диссертант подробно раскрывает весь комплекс Дейтонских соглашений, условно деля пакет договоренностей на три группы:

- карты раздела территорий;

- вопросы государственного строительства, восстановления экономики, решения гуманитарных вопросов (конституционный компонент урегулирования);

18

- военные аспекты урегулирования, которые включают : разъединение конфликтующих сторон, прекращение военных действий, размещение войск НАТО на территория БиГ.

Особое внимание уделено характеру нового государства БиГ и его внутренней структуре. Изложено содержание Конституции БиГ, закрепившей новую систему органов власти. Суть Дейтонского соглашения - это сохранение единого государства Босния и Герцеговина в его границах, со столицей Сараево. Государство будет состоять из двух частей : Мусульмане - Хорватской Федерации (МХФ) и Республики Сербской (PC). МХФ будет занимать 51 % территории БиГ, PC - 49 %. Боснийские сербы считают неприемлемым данный территориальный раздел, ссылаясь на нарушение их прав на ознакомление с этой частью соглашения.

Высшим органом власти будет Президиум БиГ в составе трех человек ( мусульманина, хорвата и серба ), избираемых сроком сначала на два, а затем на четыре года. Парламент БиГ - Скупщина будет состоять из двух палат : Веча народов (15 делегатов) и Веча граждан (42 делегата), в которых мусульмане, хорваты и сербы будут представлены в равной мере. В диссертации раскрываются обязательства сторон по военным аспектам мирного урегулирования. Полное, объективное и всестороннее исследование данных вопросов позволяет сделать вывод, что Дейтонское соглашение далеко от совершенства и дать ему однозначно положительную или отрицательную оценку нельзя. Очевидным положительным итогом мирного соглашения стало прекращение широкомасштабных военных операций и принятие не фрагментарных решений, а целого пакета договоренностей, реализация которых имела определенные временные рамки - год.

Однако, по мнению многих наблюдателей, мирное соглашение по Боснии не дает ответа на многие вопросы, и мир, по словам известного специалиста - бал-каниста, достигнутый "под дулом пистолета", является весьма шатким.

Дейтонское мирное соглашение содержит много внутренних противоречий. Главное из них между основной целью Дейтона - сохранением единого боснийского государства при гегемонии мусульманской общины - и средствами ее достижения, состоящими в разделении бывших враждующих сторон. Поставив целью сохранить государственное единство БиГ, соглашение дало мощный толчок дальнейшему ее этническому расслоению, причем не на две ( Мусульмане - Хорватскую Федерацию и Республику Сербскую ), а на три части. Мирный план обязал стороны, в памяти которых еще свежи картины кровавых столкновений, интегрироваться в рамках единого государства. В результате этого противоречия за внешне благополучным фасадом единого государства идет размежевание по этническим границам. Еще одно противоречие заложено в Конституции БиГ - это полная неясность статуса государства. Конституция не дает ответа, что подразумевается под неопределенным словом - "образования" (МХФ и PC). Нечетко раскрыты в документах и различные отношения между этими "образованиями". Причины такой неопределенности в том, что Конституция БиГ является не актом внутригосударственного законодательного процесса, а продуктом международной догово-

19

ренности представителей иностранных государств. Причем ее текст стороны не могли обсуждать, а лишь должны были принять его как окончательное решение.

Слабые места имеет соглашение и в вопросе границ между МХФ и СР, что позволяет констатировать, что мирный договор крайне уязвим.

3.2. Роль США и НАТО в процессе урегулирования конфликта. В диссертации особо рассматривается проблема вмешательства США и НАТО в боснийский конфликт. Автором проанализированы инициативы администрации Б.Клинтона по разрешению конфликта. Последовательно раскрываются действия Североатлантического Альянса в БиГ. Именно в Боснии впервые НАТО по инициативе США, была вовлечена в вооруженные операции "по поддержанию мира", за пределами границ ответственности этой организации. Реально это вовлечение началось в феврале 1993 года с воздушных бомбардировок сербских позиций ВВС НАТО. Постепенно в 1995 году ООН передала НАТО большинство своих функций. Летом того же года началась самая крупномасштабная военная операция НАТО за все время существования альянса. Операция, получившая название "Освобожденная сила", предполагала полное уничтожение военно-экономического потенция** Республики Сербской. Военная операция превратила НАТО в прямого участника этногражданского конфликта на территории БиГ на стороне Мусульмано-Хорватской Федерации. Свертывание миротворческой миссии ООН,и военный, силовой путь, предложенный США и НАТО, привел к подписанию противоречивого Дейтонского соглашения, которое заложило образец механизма вмешательства НАТО ъ дела других стран. В связи с этим, диссертант раскрывает и тщательно анализирует военные аспекты соглашения, а именно положения, касающиеся Многонациональных сил по его выполнению (СВС), основной костяк которых составляют силы НАТО (около 60 тыс. военнослужащих). По мнению автора, многие полномочия и функции СВС, а также их натовского командующего чрезмерны и авторитарны, что позволяет НАТО, играющей первую скрипку в СВС, бесконтрольно действовать на территории БиГ как оккупантам. Кроме того, диссертант отмечает, что в соответствии со ст. 6 Вашингтонского договора 1949 года, зона ответственности блока ограничена территориями стран-участниц и прилегающими к ним морскими районами Средиземного моря и Северной Атлантики. Однако фактически, в случае с Боснией, расширение зоны ответственности блока за пределы этого региона уже имеет место.

Диссертантом рассматривается роль и деятельность Международного Гаагского трибунала по преступлениям в бывшей Югославии. Диссертант оспаривает мнение зарубежных исследователей, согласно которому учреждение Трибунала - важнейшее событие в развитии международного гуманитарного права, призванное способствовать установлению мира. Диссертант доказывает необъективность и нелегитимность данного суда, раскрывает и ряд других его недостатков.

В четвертой главе анализируется ход реализации Дейтонского мирного соглашения. Рассмотрен процесс реализации военных и гражданских аспектов со-

20

глашения. Военная часть соглашения реализована практически полностью. Успешное выполнение военных аспектов соглашения объясняется несколькими причинами : во-первых, все подразделения выполняют приказы, что дает возможность контролировать вооруженные силы двух образований, во-вторых, сказывается присутствие 60-тысячного иностранного контингента. Точно в срок враждующие армии были отведены на линии разграничения, осуществлена передача власти на оговоренных территориях, установлен контроль за складами оружия, произведена передислокация международных сил по выполнению соглашения, в первую очередь, сил НАТО. Однако, автором диссертации высказана серьезная обеспокоенность тем обстоятельством, что параллельно с сокращением имеющихся вооружений начала реализоваться американская программа "Алл and Train " по вооружению МХФ. Это нарушает установившийся баланс двух субъектов БиГ, поскольку теперь вооруженные силы МХФ оснащены более современным оружием, чем силы PC.

Реализация невоенных аспектов соглашения вызывает трудности. Государственные официальные институты Боснии или не функционируют, или находятся под полным иностранным контролем.Вся верховная власть в Боснии перешла к Верховному представителю международного сообщества. Экономическое развитие БиГ остается тяжелым. Это связано с разрывом связей между частями страны, низким уровнем производства и другими факторами. Экономическое восстановление БиГ, по мнению диссертанта, зависит от быстрого решения такой насущной проблемы, как увеличение капиталовложений в экономику, а также от возвращения беженцев и перемещенных лиц, число которых составляет около 2,3 миллионов человек.

В четвертой главе диссертант рассматривает также проблемы совместного проживания населения в Сараево - втором после Белграда сербском городе бывшей Югославии.

В заключении диссертации обобщены основные выводы исследования: 1. Историческое развитие боснийских земель шло крайне драматичным и противоречивым путем. Столкновение в Боснии и Герцеговине трех конкурирующих цивилизаций : православно - славянской , западной романс - католической и исламской привело к возникновению глубоких различий между тремя этническими группами населения. Это вызвало рост напряженности между мусульманами, православными сербами и католиками хорватами. Различия сказались на менталитете народов, дополнились множеством противоречий (политических, экономических, социально - психологических и культурных), сепаратистскими устремлениями политических элит, отсюда - сильнейшая склонность к взаимоотторжению. Различия трех этносов во взглядах друг на друга и на судьбу Боснии, а также внут-риюгославские противоречия, особенно остро проявились именно в начале 90-х годов XX века, что стало внутренней причиной возникновения конфликта. Большую долю ответственности за разрушение СФРЮ, а следовательно, и за конфликт в БиГ несет и Западный мир.

21

2. Существовали два этапа поисков мирного урегулирования конфликта в Боснии:

- с августа 1991 года по конец 1993 года - ведущая роль в поисках урегулирования ЕС и ООН, представители которых, особенно вначале стремились урегулировать проблемы политическими средствами, с учетом мнения общин БиГ. Разработка трех вариантов разграничения территорий внутри Боснии и Герцеговины, но ни один из планов не был принят конфликтующими сторонами. Причины этого в необъективности миротворцев, манипуляции различной информацией, дискредитации Западом сербской стороны, что прямо повлияло на стиль миротворчества, а затем обусловило переход к военным операциям против сербов; в стремлении хорватской и мусульманской сторон к силовому решению конфликта, нежелании добиться его политическим путем.

- с 1994 года по осень 1995 года - давление США и НАТО на переговорный процесс. Осуществление ими доктрины "принуждения к миру", использование нового "миротворческого" подхода: " Наносить удары и вести переговоры". Подписание Дейтонского мирного договора на условиях , продиктованных США без необходимого четко выраженного согласия одной из сторон - Республики Сербской в БиГ. Соглашение не носит справедливого характера, игнорирует глубинные причины боснийского кризиса, закладывает предпосылки для усиления влияния НАТО и США на Балканах и является образцом грубого вмешательства сильных мира сего в дела других стран и регионов.

3. Наиболее успешная реализация военных аспектов соглашения, обеспечивается постоянной угрозой применения военной силы. Сохранение авторитарных полномочий натовского командующего "миротворцами" и Верховного представителя, ответственного за реализацию гражданской части соглашения, ведет фактически к утрате Боснией суверенитета. Нежизнеспособность модели государственного устройства Боснии, военное обеспечение мира, сохранение проблемы беженцев, тяжелейшее состояние экономики, сведение к нулю социальных гарантий - вот процессы, характеризующие нынешнюю Боснию и Герцеговину. Это , по мнению диссертанта, вызывает обоснованные сомнения в стабильности достигнутого мира, конечный результат урегулирования остается под вопросом.

Если смотреть на балканский конфликт как на общеевропейское явление, то события в Боснии, позволяют извлечь некоторые уроки.

Один из главных уроков заключается в том, что ООН не сумела выступить беспристрастным международным арбитром в отношении народов бывшей Югославии. Совет Безопасности ООН фактически оказался в тот период под контролем США и Запада, использовавших его для отстаивания своих интересов, выдавая их за интересы всего мирового сообщества. Остальные международные организации, такие как ЕС и ОБСЕ , тоже проявили себя не столько объективными арбитрами, сколько проводниками интересов Запада. В этом кроются причины снижения авторитета международных организаций, и в первую очередь ООН. Полностью прав С. Хантингтон, когда он пишет : "Принимаемые Советом Безопасности ООН или Международным Валютным Фондом решения, которые от-

22

ражают интересы Запада, выдаются миру как отражающие интересы мирового сообщества"29. По его обоснованному мнению, сам термин "мировое сообщество" стал прикрытием для того, чтобы "придать глобальную легитимность действиям, отражающим интересы США и других западных держав"30.

Другой важный урок боснийского кризиса заключается в том, что НАТО, объявленная основной оборонительной структурой Запада, проявила свою агрессивную сущность. К тому же она оказалась неспособной выступать в качестве общеевропейского инструмента поддержания стабильности даже военными методами. Собственно, это можно было предвидеть с самого начала : если уж ООН не смогла действовать беспристрастно в бывшей социалистической Югославии, то бессмысленно было ожидать этого от военного блока, созданного в годы холодной войны на основе идеологии, определяющей русских и их союзников как главных противников.

Главный же урок боснийского кризиса состоит в том, что Запад, претендуя на универсализм своей цивилизации, оказался не в состоянии в одиночку, и даже используя международные организации, найти равноправное мирное разрешение конфликта. Боснийский конфликт ярчайшим образом продемонстрировал западную политику двойных стандартов. Эта политика сегодня становится господствующей в мире. " Неизбежной ценой универсалистских претензий стал двойной стандарт, - пишет СХантингтон - Демократия поощряется, но не в том случае, когда она приводит к власти исламских фундаменталистов ; нераспространение ядерного оружия обязательно для Ирана или Ирака, но не для Израиля; свободная торговля подается эликсиром экономического роста, но не в случае торговли сельскохозяйственными товарами ; гражданские права являются проблемой в отношениях с Китаем, но не с Саудовской Аравией ; агрессия против богатого нефтью Кувейта встречает массированный отпор, но не агрессия против не имеющих нефти боснийцев "31.

Диссертантом сделана попытка спрогнозировать варианты будущего развития БиГ.

а) Идеальный или оптимистичный вариант. Американский план, в основном базирующийся на политике сочетания кнута и пряника, остановил войну, обеспечил проведение демаркационных линий, раздел БиГ на два образования. Если бы теперь, после того как создан остов государственной структуры (хотя и сложной ), за этим последовал процесс преодоления межобщинной вражды, формирования совместных лояльных институтов , если бы возрос приток капитала и справедливого финансирования всех частей БиГ, если бы постепенно ушли натов-ские войска, прекратив оказывать давление на стороны и вести политику протектората, передав соответствующие функции местным силам, можно было бы говорить об успехе. Такой успех следовало бы сделать ощутимым прежде всего в экономической сфере, что решило бы проблемы существования граждан Боснии и Герцеговины. В политическом смысле он должен был бы привести к диалогу меж-

м Huntington S. The Clash of Civilizations // Foreign Affairs. Vol. 72. No. 3 ( Summer 1993 ). P. 39.

30 Ibid., P. 39.

31 Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. N.Y., 1996, p. 184.

23

ду людьми и , возможно, даже к постепенному установлению доверия между тремя нациями. Все это способствовало бы процессу возвращения беженцев к своим домам во всех трех частях Боснии и Герцеговины.

В этом случае Дейтонские соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, направленные на урегулирование длившегося почти четыре года самого масштабного со времени второй мировой войны вооруженного конфликта в Европе, вовлекшего в свою орбиту кроме боснийских сторон также Союзную Республику Югославию ( СРЮ ) и Хорватию - три из пяти республик, образовавшихся на месте бывшей СФРЮ, имели бы крупное умиротворяющее значение для судеб народов и новых государств на ее территории, а равно и всего Балканского региона. Они сыграли бы стабилизирующую роль в контексте поддержания европейской да и международной безопасности.

б) Другой вариант - пессимистичный. Он исходит из реальной ситуации на местах, какова она сегодня - включая ненависть, отсутствие доверия, отсутствие готовности строить единое государство, происки внешних сил. Результаты выборов фиксируют раздел на три национальные общины. Большинство беженцев никогда не вернутся к местам своего прежнего проживания, где их жилища в большинстве случаев ныне заняты членами другой национальной общины, а экономическая помощь со стороны международного сообщества, которая должна была бы стать основным инструментом сосуществования, уже и теперь значительно меньше той, что была обещана или объявлена. Поэтому можно ожидать, что со временем она будет становиться все меньше и меньше и что по многим причинам - от экономических до политических - крупных капиталовложений тоже не будет.

Этот неутешительный сценарий представляется реальным в связи с тем, что ни одна из конфликтующих сторон , подписав Дейтонское соглашение, не добилась той цели, ради которой вступала на путь войны - самоопределения. Мусульмане лишились надежды на осуществление их мечты - превращения Боснии в унитарное исламское государство. Сербы утратили возможность получить независимость в границах их исконных земель в Боснии и даже потеряли часть этих земель. Территориальные решения Дейтона вообще не удовлетворяют ни одну из сторон.Удерживает бывших противников в одном государстве только НАТО. Обеспечить жизнеспособность Боснии без силовой поддержки сейчас невозможно. Поэтому, в диссертации подчеркивается, что операция НАТО, рассчитанная на год, затянулась уже на пять. По оценкам специалистов, она продлится не менее 25 лет, а договоры аренды на землю заключаются натовцами и международными организациями в БиГ на 50 лет.

По мнению диссертанта, сомнение в стабильности достигнутого на Балканах мира вызывает и то, что соглашение закрепило политику двойных стандартов, проводимую Западом в отношении участников конфликта. У БиГ отсутствуют некоторые необходимые для государства атрибуты. Страна имеет три конституции, две армии, три ведущие политические партии этнического характера. Общая валюта - боснийская марка, хотя и начала хождение, не в состоянии крепко связать экономику двух частей страны. К тому же сербы предпочитают использовать юго-

24

славский динар, а хорваты - хорватскую куну. Босния и после всех выборов представляет собой крайне децентрализованное государство, межэтническая напряженность в котором сохраняется.

Все изложенное, по мнению автора, говорит о сложности и длительности процесса боснийского урегулирования, неопределенности его перспектив и необходимости постоянного внимания к нему участвующих сторон.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы :

1) Мирное урегулирование конфликта в Боснии// Тезисы международной научно - практической конференции "Россия, Восток и Запад : традиции, взаимодействие, новации". - Владимир: ВГПУ, 1997. - с. 267 - 268.

2) Межнациональные противоречия и распад СФРЮ // Религия и политика в Европе XIV - XX вв. - Смоленск: СГПУ, 1998. - с. 136 - 145.

3) Дейтонское мирное соглашение по Боснии и Герцеговине // Актуальные проблемы истории : XIX - XX века. Сборник научных трудов. - М. : МПУ, 1998. -с. 49-61.

4) "Жесткое миротворчество" НАТО в Боснии // Проблемы истории и историографии нового и новейшего времени. Сборник научных трудов. - М.: МПУ, 1999. - с. 93 -103.

5) Босния и Герцеговина после Дейтона// История и современность. Сборник научных материалов. - М.: МПУ, 2000. - с. 25 - 27.


Описание предмета: «Политология»

Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.

Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996] Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права.

Литература

  1. А.В. Бровкин, И.А. Еремичев, Э.Л. Страунинг. Семья и закон в вопросах и ответах. – М.: Щит-М, 2002. – 142 с.
  2. А.В. Меренков, И.Ю. Ковалева. Самоопределение младших школьников в учебе и отдыхе. – М.: Academia, Учебная книга, 2007. – 144 с.
  3. Под редакцией И.С. Сидоровой, Т.В. Овсянниковой, И.О. Макарова. Амбулаторно-поликлиническая помощь в акушерстве и гинекологии. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 720 с.
  4. В.В. Бузаев, И.В. Никифоров. Современная европейская этнократия. Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии. – М.: Фонд "Историческая память", 2009. – 280 с.
  5. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. 2-й год обучения. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2013. – 256 с.
  6. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 6 класс. Книга для учителя. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2015. – 272 с.
  7. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2015. – 128 с.
  8. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 3 класс. Лексико-грамматический практикум. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 160 с.
  9. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, А.В. Сьянов. Английский язык. 4 класс. Лексико-грамматический практикум к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 160 с.
  10. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.Ю. Фроликова. Английский язык. 4 класс. Диагностика результатов образования. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2016. – 128 с.
  11. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. Английский язык. 6 класс. 2 год обучения. Книга для чтения к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: Дрофа, 2015. – 64 с.
  12. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой и др. – М.: ДРОФА, 2015. – 208 с.
  13. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 2 класс. Диагностические работы. К учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. – М.: ДРОФА, 2016. – 144 с.
  14. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А. Колесникова. Английский язык. 5 класс. Диагностические работы к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. – М.: ДРОФА, 2016. – 80 с.
  15. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. Английский язык. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой. Базовый уровень. – М.: ДРОФА, 2016. – 96 с.
  16. Евсеева Л.В., Журавель И.А., Датхаев У.М. Химические опасности и токсиканты. Принципы безопасности в химической лаборатории: Учебное пособие. Евсеева Л.В., Журавель И.А., Датхаев У.М. – М.: , 2016. –  с.
  17. Белько И.В., Морозова И.М., Криштапович Е.А. Теория вероятностей, матем. статистика...: Уч. пос. / И.В.Белько и др.-М.:НИЦ ИНФРА-М, Нов.зн.,2016. – М.: , 2016. –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в Европе
Политология
Курсовая работа
33 стр.
Социальный конфликт в студенческой сфере
Конфликтология
Реферат
17 стр.
Виды профессиональных стрессов и методы их предупреждения. Типы межличностных конфликтов, возникающих в организации и методы их разрешения.
Конфликтология
Реферат
26 стр.
Специфика конфликтов в организации малого бизнеса творческой направленности
Конфликтология
Диплом
68 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Андрей, 02.06
Большое спасибо за диплом, препод написал рецензию, сказал, что хороший слоган. Исправлять ничего не надо.