Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
История становления налогового дела и налоговой политики в РоссииНалоги и налогообложение
МОЛЧАНОВ Андрей Геннадиевич
История становления налогового дела и налоговой политики в России
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторически к наук
Пятигорск-2000
Диссертация выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
изучение многовековой истории как отечественной, так и зарубежных стран, подтверждает, что налоговое дело и налоговая политика во все времена была и есть неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а налоговая служба остается базовым институтом любой экономики по следующим причинам: во-первых, на ней лежит миссия регулирования внутригосударственного и внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов, то есть пополнения государственной казны; во-вторых, она, как инструмент протекционистских мер государства, обеспечивает экономическую безопасность страны; в-третьих, в период реформирования государственных, политических, правовых, социальных и других преобразований в обществе особенно высока роль налоговой службы в развитии ведущих отраслей отечественной промышленности, аграрного сектора, сферы услуг, курортной индустрии;
опыт стран, переживших крупные общественно-экономические реформы, говорит, что положительные виды социальной активности сопровождаются негативными явлениями - ростом преступности, которая весьма чувствительна к изменениям в хозяйственной сфере. В России преобразования происходят в условиях дестабилизации социально-политической жизни, ослабления роли государства в проведении реформ, нарастания, вследствие этого кризисного состояния экономики - все это сопровождается ростом преступности в экономической сфере, в особенности налоговых преступлений. Конкретные формы таких правонарушений весьма разнообразны, они лавинообразно растут и совершенствуются. Все это требует определенного исторического обобщения;
в процессе формирования российской налоговой службы и новых налоговых законодательств целесообразно учесть международный аспект организации и ведения налоговой системы, разумного применения к российским условиям зарубежных правовых материалов и опыта, получивший положительную оценку;
несмотря на широкий диапазон исследуемых исторических рамок (945-2000 гг.), непоследовательность и противоречивость, предшествующий исторический опыт создания и функционирования налоговой службы в России представляет теоретико-прикладной интерес для формирования, станов-
4
ления и развития российской налоговой системы и ее политики, которая несомненно будет развиваться и далее.
Совокупность приведенных обстоятельств определила выбор темы и направления диссертационного исследования.
Предмет исследования. Диссертационная работа посвящена историческим этапам возникновения, становления, функционирования налогового дела и налоговой политики (в широком временном диапазоне) в России, социально-экономическим и политическим мотивациям зарождения финансово-экономических налоговых преступлений, их перерастанию в организованную преступность, а так же путям пресечения налоговых нарушений. Центр тяжести исследований смещен на выявление истоков налоговых преступлений. В процессе изучения проблемы автор проанализировал изменения в структуре экономической организованной преступности в России в девяностых годах, реакцию официальных государственных структур и различных слоев населения на эти изменения, обусловленность создания и пути становления федеральной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) в современных противоречивых чрезвычайных условиях. Предлагаются решения совокупности налоговых проблем с учетом российских реалий, исторического и зарубежного опыта.
Цель исследования. В диссертации предпринимается попытка изучить с позиции современных требований, на основе использования разнообразных документов, научной литературы и периодических изданий (с давних времен и вплоть до последних лет) социально-экономическую мотивацию возникновения налоговых нарушений, перерастание их в организованную экономическую преступность особой тяжести; обобщить методы и содержание работы государственных органов и служб России, а также зарубежный опыт в области формирования и совершенствования правовой налоговой системы. Реализация этой цели потребовала постановки ряда задач.
Задачи диссертации:
- проанализировать состояние научной разработки проблемы в исторической литературе, дать анализ источников;
- изучить и описать методы реализации ответственности за уклонение от уплаты налогов в годы советской власти и в переходный период; в том числе дать характеристику проблемам законодательного регулирования рыночных отношений в России в 1990-х годах;
- показать особенности криминальной обстановки в экономической гфере и организованной преступности, как ведущего фактора угрозы экономической безопасности России;
5
- дать оценку правовым основам формирования ФСНП в налоговой структуре общества;
- охарактеризовать зарубежный опыт деятельности служб налоговой полиции, взаимодействие ФСНП РФ с зарубежными службами и ИНТЕРПОЛОМ.
Хронологические и географические рамки: Основные: 1917-1999гг., исходные: 945-1917гг.
В этих последних рамках важное место заняли 1836-1914 годы, определяющие стратегию возникновения и становления государственной налоговой системы в России.
Период 1917-1999 гг. поделен на два подпериода 1917-1990 и 1990-1999гг., что и определило главы диссертации. Эти подпериоды разделяют распад СССР и единой государственной налоговой системы, после которой бывшие союзные республики со своими налоговыми структурами развивались как суверенные государства. Иначе говоря, отечественная налоговая система рассматривается в целом и общем, а затем порознь, в специфических чертах. Общее и специфическое показано по Российской Федерации, но это уже методологическое решение. Пытаясь выявить единые для российского общества тенденции в целом, автор стремился как можно более полно использовать материалы, освещающие как процессы, имевшие место в регионах, в особенности юга России, в т.ч. Ставрополья, так и в центре, и по России в целом.
Научную новизну диссертации автор видит в том, что в ней, по существу, впервые предпринята попытка на широкой источниковой базе в прямой постановке, комплексно исследовать практически мало изученный, но представляющий один из немаловажных пластов отечественной истории: историю становления налогового дела и налоговой политики в России. Проблемам применения юридических норм наказания за налоговые преступления посвящены работы В.И. Волковского, И.М. Белозерова, Б.В. Волженки-на, А.В. Талаховой, Л.Д. Гаухмана, в дореволюционный период М.Д. При-селкова, М.Н. Гернет, Ж. Ван-Кан, П. Милюков, А.Г. Кот. В источниковом плане, по мнению автора^ научная новизна определяется расширением круга источников, использованием и привлечением нетрадиционных, ранее не использовавшихся документов и материалов, попыткой их анализа и классификации.
Среди задач, поставленных впервые и решенных автором полностью или частично, можно назвать следующие: на всех этапах исследования красной нитью проходит единая мысль об исторической и социально-экономической обусловленности условно-правового запрета уклонения от
6
уплаты налогов (во все времена существования России - от древних времен до новейшей истории); показано, что в основе крепкой государственной налоговой политики и стабильности экономики государства леж. принцип формирования не только налоговой службы, но и службы налоговой полиции, как объективной потребности общества в борьбе с криминали-тетом и организованной преступностью в экономической сфере.
В исследовании в определенной степени восполняется существующий пробел в историографии, критически анализируется весь комплекс литературы по указанной и смешанной с ней проблематике и определяется круг проблем, которые нуждаются в дальнейшем изучении. К новым результатам можно отнести и то, что в отличие от работ, попутно затрагивающих сюжеты данной диссертации, в ней события рассматриваются в сквозном плане, проводится системное, комплексное, преодолевается односторонность и схематичность в освещении и оценках исследуемых фактов, событий и явлений, показывается как совпадаемость задач и целей (даже разновременных, удаленных друг от друга), так и их противоречивость (в том числе сов-падаемых по времени).
Практическая значимость исследования состоит в постановке новых теоретико-методологических проблем в изучении истории налогового дела и налоговой политики, в создании стройной, крепкой, но гибкой налоговой системы, отвечающей современным требованиям времени и работающей в интересах формируемой Российской Федерации, ее правового аппарата, силовых и исполнительных структур. Данное исследование является практически первым обобщающим трудом, в котором ставятся проблемы совершенствования организационно-правового обеспечения впервые созданной в нашей стране Федеральной службы налоговой полиции, показаны роль и место ФСНП в обеспечении экономической безопасности.
В научный оборот вводятся новые документы и информация, обобщаются выявленные сведения. Основные положения, материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании истории России и других гуманитарных наук в специализированных школах, гимназиях, средних и высших учебных заведениях. Положения диссертационного исследования полезно включать в учебные пособия, использовать для чтения специальных курсов.
Обобщенный исторический опыт и знание механизмов работы «налоговой системы» необходимы для органов и лиц, разрабатывающих и осуществляющих экономическую политику государства, ответственных за его укрепление во всех сферах жизни страны.
7 Методологические принципы и понятийный аппарат.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды ученых, чьи взгляды и суждения по вопросам исторического процесса стали заметным явлением в науке. В диссертации автор руководствовался критериями объективности, соответствия истине, исторической правде. В процессе исследования проблемы диссертант руководствовался диалектическим пониманием процесса исторического развития, признания причинно-следственной обусловленности, закономерности событий и явлений. Важное методологическое значение имеет идея системного подхода. Она неразрывно связана с диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов. Важнейшим методологическим принципом исследования явился принцип историзма. Работая над диссертацией, автор использовал как общенаучные методы исследования - исторический метод классификаций, так и специально исторические методы: хронологический, исторических параллелей (сравнительно-исторический), исторического моделирования (ретроспективный) и др.; анализ разнообразных аспектов и отношений: социально-экономических, правовых, общегосударственных и др.; потребовал использования методов различных наук: статистики, социологии, математики; набор формально-логических и диалектико-логических (гносеологических) средств познания, с включением анализа, абстрагирования, синтеза, конкретизации, сравнения и др.
Одна из особенностей темы состоит в переплетении функционального и динамического в объекте, тесной взаимосвязи и взаимовлиянии строения, процессов формирования и развития.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования апробированы в докладах и выступлениях на региональной научной конференции по проблемам истории КМВ, Пятигорский краеведческий музей, 2000. Содержание, основные положения и результаты исследования нашли отражение на страницах отчетов и в стенограммах региональных совещаний Оперативного отдела Службы на КМВ Управления ФСНП РФ по Ставропольскому краю за 1997-1999 гг., а также в лекционном материале, читаемом автором диссертации в указанном Управлении для сотрудников службы.
Состояние научной разработки проблемы. Распад СССР привел к появлению негативных тенденций в нашем обществе в особенности в сфере экономических преступлений причем наблюдаются качественные изменения этого явления. Для таких преступлений характерны большая интеллектуализация, организованность, вооруженность и техническая оснащенность, коррумпированность. Это объясняется тем, что происходит беспрецедентное расслоение общества. Из-за растущей безработицы и сокращения армии
на социальное «дно» попадает значительное число квалифицированных специалистов, что усиливает процесс «интеллектуализации» и профессионализации преступности. Получают распространение новые способы совершения преступлений, связанные с недостаточной законодательной обеспеченностью формирующихся рыночных отношений. Если продолжится затягивание с принятием законов о борьбе с коррупцией, то эта деятельность заметно расширится. Уже сейчас намечаются тенденции к росту экономической преступности, а в народе считают, что страной руководят не Президент, Федеральное собрание или Правительство, а «криминальные структуры, мафия». В 1997 году непосредственно в сфере экономической деятельности выявлено более 61 тысячи преступлений, причем на многие из них были заведены уголовные дела, «особенно значительно выросла судимость за нарушение в сфере частнопредпринимательской и индивидуальной - с 2,9 до 6,1 тысячи человек или в 2,1 раза, из них за нарушение налогового законодательства с 127 до 195 человек (в 1992 году - 7 человек)». На повышенную опасность налоговых преступлений указывает В.В. Лунев «... особое распространение приобретают налоговые правонарушения - преступления, уголовная ответственность за совершение которых введена и уточнена в 1992-1994 годы (ст. 162-1-162-7 УК 1960 г.) в 1993 году было зарегистрировано 544 налоговых преступления, в 1994 г. - 1054, а в 1995 году - 4229. Рост за два года в 7,8 раз. И это при условии, что 9 из 10 налоговых преступления уходили от ответственности».
Таким образом, обеспечение экономической безопасности России в современных условиях, связанных с переходом к рыночным отношениям, представляет одну из ключевых проблем государственного управления. Экономическая безопасность - это материальная основа национальной эезопасности. Объективно потребности в научном осмыслении проблем государственного управления по настоящему появились с началом перестрой-тветственность за принимаемые государственные решения. «Один из са-лых драматичных и дорогостоящих уроков прошедших пяти-шести лет за-шючается в том, что ни исполнительная власть, ни законодательные органы ie разработали концепцию создания системы управления, адекватную ры-ючному механизму и особенностям переходного периода». Переходные же гериоды обычно отличаются рядом характерных черт: нарушаются, присудив стабильным состояниям, равновесие и баланс интересов различных со-[иальных групп, возрастает социальное напряжение и вероятность различ-
ных конфликтов в обществе, происходит падение уровня жизни] существенный рост правонарушений и т.п. Предвидя возможность подобч ных негативных спутников переходного периода, государственные структур ры должны уделять особое внимание системе управления, решению важнейших вопросов, связанных с использованием механизмов рыночной экономики и рычагов государственного регулирования и контроля.
Важнейшей составляющей рыночной экономики является налоговая система. От ее обоснованности и соответствия объективным условиям и потребностям обществ во многом зависят возможности и приоритеты его экономического и социального развития, обороноспособность и правопорядок. Существенным элементом налоговой системы является ее контрольный механизм, призванный формировать налоговую дисциплину, обеспечивать устойчивый сбор налогов, выявлять, пресекать и расследовать налоговые преступления и иные правонарушения.
В механизме налогового контроля наряду с Государственной налоговой службой важное место занимают правоохранительные органы. В специфических условиях переходного периода, формирования в стране рыночных отношений роль правоохранительных органов существенно возрастает, что обусловлено рядом обстоятельств, по крайне мере на два из которых следует указать. Во-первых, по разным экспертным оценкам в бюджет поступает, около 50% подлежащих уплате налогов. Во-вторых, подавляющая часть наиболее серьезных налоговых преступлений теснейшим образом связана с другими опасными преступлениями в сфере экономики, финансов и государственного управления. Поэтому организация правоохранительной системы, призванной обеспечивать экономическую безопасность, должна строиться с учетом специфических условий и факторов (экономических, политических, социальных, правовых и криминалогических), характерных для переживаемого обществом периода, породившего как неизбежные, так и привнесенные вследствие недостаточно подготовленного и последовательного курса реформ, социально-экономические проблемы.
Ключевая роль налоговой системы в экономике общества признается всеми государствами и политическими лидерами, независимо от их идеологических позиций и взглядов на пути и приоритеты проводимых реформ. Налоги представляют основной источник формирования доходной части бюджета, от наполняемости которого непосредственно зависит способность государства выполнять свои сложнейшие социальные, политические, правоохранительные и другие функции. Поэтому одним из первых шагов на пути экономических преобразований было осуществление реформы системы налогообложения. В 1991 г. была создана Государственная налоговая служба
10
РСФСР, представляющая единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Через год в ее составе для борьбы с налоговыми правонарушениями создается Главное управление налоговых расследований, которое было включено в число органов дознания (п. 8 от 117 УПК РСФСР) и наделено полномочиями субъекта оперативно-розыскной деятельности. Еще через год (1993 г.) органы налоговых расследований при государственной налоговой службе РФ были реорганизованы в федеральные органы налоговой полиции - самостоятельный правоохранительный орган, впоследствии переименованной в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП).
За прошедшие с тех пор годы система органов налоговой полиции формировалась и развивалась организационно, кадрово, технически, накапливала специфический профессиональный опыт, определяла свое место. На этом пути были неизбежные противоречия, возникали проблемы и сложности, наряду с определенными достижениями и успехами имели место и недостатки, и упущения. Все это требует серьезного анализа и осмысления, выработки научно обоснованных ориентиров, являющихся единственным надежным условием разрешения текущих и перспективных организационно-правовых проблем успешного развития и продвижения вперед.
При этом следует учитывать, что само становление и развитие органов налоговой полиции проходило в условиях ускоренно изменяющейся социально-экономической, политической и криминогенной обстановки. Это обусловливает потребности оценки своевременности и адекватности перестройки организации деятельности органов налоговой полиции, оценки особенностей нынешней криминальной ситуации в экономической сфере для определения приоритетных направлений развития соответствующей правоохранительной практики. Налоговая полиция представляет самый молодой правоохранительный орган России, который функционировал в этот период не в одиночестве, а во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами. Опыт и проблемы в этой части также нуждаются в соответствующем научном осмыслении, так как к проблемам организационно-правового обеспечения правоохранительных задач в экономической сфере следует подходить не столько с ведомственных позиций, сколько исходя из потребностей и интересов самих этих задач, их эффективного выполнения.
Исследование вопросов, связанных с развитием системы органов на-поговой полиции, определением направлений совершенствования их организационно-правового обеспечения, обусловливает потребность рассмотрения этих вопросов в широком историческом, социально-экономическом,
11
криминологическом и правовом контексте, предполагающем всесторонний учет специфических российских условий переходного периода.
Развитие системы органов налоговой полиции и в целом правоохранительной системы в значительной мере обусловлено и зависит от динамики социальных, экономических, политических, правовых, международных и других факторов. Достаточно указать на налоговую политику и ее новые законодательные основы, уголовную политику, финансовое положение и т.п. Особого внимания заслуживает сложившаяся криминальная обстановка. Сегодня даже не специалисту очевидно, что криминальная ситуация в сфере экономики реально угрожает внутренней безопасности страны. Организованная преступность проникает во все сферы экономики и финансов, рвется к политической власти. Одним из основных мощных источников, питающих организованную преступность и теневую экономику, являются сокрытие средств от налогообложения.
Хотя после возникновения нынешней налоговой системы и образования Федеральной службы налоговой полиции прошло всего несколько лет, нельзя сказать, что вопросы, связанные с функционированием этих институтов, не привлекали должного внимания исследователей. Появилось достаточное количество публикаций по налоговому праву, налоговым правонарушениям (С.Г. Пепеляев, Е.Ю. Грачева, И.А.Куфакова, В.И. Потапов, И.И. Кучеров, В.Д. Ларичев, Н.С. Решетняк), в которых в основном рассматриваются вопросы правового регулирования, уголовно-правовой квалификации налоговых преступлений, способов их совершения, а также организации их предупреждения и выявления.
Исследование же организационно-правовых проблем становления и развития ФСНП, ее места в системе правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и осуществляющих борьбу с организованной преступностью, не привлекло должного внимания ученых. Поэтому данная работа представляет одно из первых исследований, настоятельная потребность проведения которого обусловлена реальной необходимостью изучения и обобщения опыта прошедших лет, определения путей совершенствования организационно-правового обеспечения органов налоговой полиции.
Источниковая база исследования - автором изучены и проанализированы фонды архивов: центра документации новейшей истории Ставропольского края (УДНИСК), Государственного архива Ставропольского края, публикации архивов министерств юстиции и иностранных дел, материалы отдельных фондов Юга России и других регионов. Некоторые архивные данные вводятся в научный оборот впервые. В диссертации дается их анализ
12
с точки зрения достоверности. Изучены материалы монографий, учебных изданий по истории Отечества и политологии, различных справоч-ников,)с:одержащих сведения о налоговой службе и налоговой политике как в России, так и за рубежом.
Обогатить фактическую базу исследования помогли публикации прессы, в особенности послереволюционного и постперестроечного времени. Сведения из местной печати были использованы не только как иллюстративный материал, но проводился их контент-анализ. Дополнением других групп источников послужили фольклорные произведения дореволюционного периода, которые образно отражали действительность, популяризировали общественно значимые тенденции. Некоторые данные об экономических налоговых нарушениях в стране и за рубежом получены по сети Internet. Ис-точниковая база исследования является разнообразной и обширной.
Структура диссертации определяется целями и задачами, логикой исследования, включает введение, две главы, содержащих семь параграфов, библиографический список литературы, список приведенных в диссертации ссылок, приложений. Объем диссертации 187 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Во введении обосновывается актуальность, научная, педагогическая и практическая значимость избранной диссертационной темы, указаны цели и задачи исследования, состояние разработанности темы в исторической науке, определяется предмет исследования, его территориальные и хронологические рамки, точно охарактеризованы применяемые методы и апробация работы.
В первой главе- «Историческая, социально-экономическая мотивация уголовно-правового запрета уклонения от уплаты налогов с физических лиц» - дан анализ состояния и условий формирования налогового дела и налоговой политики в России в широком временном диапазоне - более тысячу лет (945 - 1999 гг.). В первом параграфе «Проблемы установления и реализации ответственности за уклонение от уплаты налогов в России Хв.» открывается широкая историческая панорама, посвященная данной проблеме. Зарождение налогового дела на территории нашей страны, как утверждают историки, относится ко 2 - 3 векам до н. э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к проявлению
13
излишков производимого, на этой основе происходит обмен товаров, купля-продажа, появление особого слоя людей - купцов, занимающихся продажей.
Как следствие возникают определенные сборы за перевод товаров, за проезд на территории, за место хранения товара и его продажу и др. Это был налог, который шел на пополнение казны города, государства, т.е. это был фискальный сбор.
Самые разнообразные налоги, сборы, подати существовали для поддержания правительственного аппарата (пусть даже примитивного), армии и полиции, требовало от своих подданных собирания, наказывая за неисполнительность. Это правило является законом и сегодня.
Первобытное налоговое «право висело на кончике меча древнего русса» - первого субъекта прав, носителя прав и обязанностей. Таковым чаще всего был князь.
«Нестерова летопись и поучение Владимира Мономаха» описывает, что в 6453г. (945г.) князь Игорь за жестокости в сборе дани был убит древлянами. Завоевание Руси и трехсотлетнее татаро-монгольское иго привело к тому, что народ платил подати как своим князьям, так и ханским посланникам (баскакам), причем это был повальный, поголовный налог. В 1275г. князь Василий Ярославович возил в Орду дань полугривне с сохи. Тем не менее уже тогда были проблемы с уплатой налогов (дани), что привело к появлению несамостоятельного хозяйственного населения: беглецов, кабальных холопов, дворников, захребетников и др.
После освоения Руси пошлины, повинности, оброки, подати и т.д. стали взимать наряду с князьями и монастыри, строго наказывая батогами за неуплату вовремя налогов. Содержание рати (войска) и княжеских придворных породило новые и новые поборы.
Совершенствование налогообложения на Руси, а затем и России происходило постепенно, в течение столетий. Правила взимания налогов и пошлины описаны в Судебниках 1497 года Ивана III и 1550 года Ивана IV. Прежние неопределенные натуральные сборы превращаются в денежные. Из частного дохода сбор становится ! государственным налогом, часть средств которого шла на защиту государства и потребности внешней безопасности. Исходя из изложенного следует, что прямые налоги и личные повинности до 17 века слагались исторически, нарастая как под влиянием внутренних, так и внешних политических причин. Указание о порядке сбора податей были улучшены и систематизированы в Соборном Уложении 1649 царя Алексея Михайловича.
14
За полноту и целостность сборов отвечали назначенные свыше воеводы, выборные земские власти. Казанные интересы требовали современного поступления налогов, но из-за высоких разборов налогов, несовершенства их раскладки и постоянные недоимки срывали всякие сроки доставки податей. Все это сопровождалось жестокими мерами: нещадные наказания, тюрьма, арест имущества... Тем не менее развитие налоговой системы дает начало новым, финансовым ведомствам, которые начинают, осуществлять концентрацию сборов и касс.
Северная победоносная война со Швецией (1700-1721 гг.) потребовала денежной реформы (при сохранении нарицательной стоимости уменьшалось количество серебра в монетах), введение новых и новых налогов и в конце концов была введена «подушная подать» с мужского населения, мужской «души», независимо от трудоспособности. Подушная подать не сданная к определенному сроку считалась недоимкой (1724 год). Из года в год недоимки росли, а финансовое положение государства ухудшалось, что привело к прощению недоимок при Екатерине II, Александре I, Николае II.
Невыносимые поборы вводили в нищету работный люд, что провоцировало к побегам в леса, на Юг России, в разбойничьи шайки и к казакам. Более менее разумную политику в отношении сборов налогов в казну проводила Екатерина II, которая Указом от 24 октября 1780 г. единую экспедицию о государственных доходах расширила до четырех экспедиций: о государственных доходах; о расходах и отчетности; для ревизии счетов; о взысканиях по недоимкам. Ежегодный отчет Императрице делал государственный казначей. Несмотря на то, что практика взимания дани, пошлин, ясака, получки, имела в России глубокие корни, зачатки теории налогов? принудительных периодических платежей граждан из их доходов и имуществ, идущих на нужды государства, появляются только в конце XVIII века. Законодательство о налогах в России совершенствовалось вместе с законодательством о финансах и бюджете. А так как эти структуры не могут удовлетворительно действовать без наличия организационного контроля 28 января 1811г. был опубликован манифест «О устранении Главного управления ревизии государственных счетов» во главе которого был поставлен Государственный Контролер с правами министра.
К этому времени подушной податью облагались только крестьяне, а размер ее с 80 коп. в 1722г. возрос до 3 рублей 30 копеек с души (1836 год), по тем временам это очень большие деньги. После принятия в 1649г. Соборного Уложения в России до апреля 1830г., когда было издано «Полное собрание законов Российской империи» издания собраний законов не осуществлялось. В 1833 году был издан 15-томный «Свод законов Российской импе-
15
рии», который стал самостоятельным источником нрава. В 1845i отдельные положения Свода уточняются, в том числе и в части «Государст венных налогов, податей, пошлин...», где при неверном учеге с виновны; взимался долг, а при их отсутствии имущество конфисковывалось и подвер галось публичной продаже. В 1879г. Министерством Финансов России бьи) выпущен очередной, десятый по счету Ежегодник, где подробно указыва] лись источники дохода казны. К 1877 году доход составлял более полмил] лиарда рублей, а государственный бюджет к 1897 исчислялся полутора мил-] лиардами рублей. Однако, благосостояние основной массы населения былс ужасным, оно продолжало прозябать в нищете и бесправии, неся тя>: непосильных налогов на соль, табак, сахар...
Последняя четверть 19 века наряду с высоким уровнем науки и культуры, характеризуется также совершенствованием различных отраслей права. Законы стали более четко регламентировать производство, потребление, распределение, налоги, пошлины, льготы, расходы и доходы казны... Но, «за каждым законом стоит палач или тюремщик» (Гернет М.Н.) и государство, несомненно, на полную мощь использовало и в этот период принудительную силу права и закона.
Не случайно в период с 1880г. по 1990г. количество выступлений крестьян против власти ежегодно в России колебалось от 40 до 77.
Последним законодательным актом Российской империи было Уголовное уложение от 22 марта 1903г., где предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Статья 328 Уголовного уложения перекликается со статьей 199 У К РФ, где предусматривается уголовная ответственность за заведомо ложные сведения помещенные в отчетах и балансах, клонящихся к уменьшению налога или освобождению от него.
Большие проблемы со сборами налогов были в сельскохозяйственных районах Северного Кавказа. 29-ЗОиюля 1910г. в Ставрополе проходил съезд народных инспекторов ведомства Ставропльской Казеной Палаты на котором были подняты и освещены проблемы налогообложения и в перспективе на, 1911-1914гг. Съезд отметил, что рационально постановленного хозяйства в округе нет, никто не ведет никакого учета ни расходам, ни доходам по эксплуатации земельных угодий. Проблемы эти были как во Владикавказском округе, так и в Грозненском, Хасавьюртском, Александровском уезде и т.д.
В заключении этого раздела диссертации отмечается, что Россия в своем историческом развитии, хоть и с опозданием, прошла те же са
J
16
мые этапы, что и другие страны. Касалось это и проблем установления и взимания всех видов налогов.
, Второй параграф "Проблемы реализации ответствен ^ости за уклонение от уплаты налогов в годы советской власти и переходной период" исторически начинает раскрытие обозначенной темы с революций 1917года. Первая мировая война 1914 года разрушила практически полностью хозяйственную структуру основных европейских стран, были прерваны их межгосударственные экономические отношения, а в России произошел революционный переворот, свергший Временное правительство. Вновь созданному
-осударственному аппарату необходимо было знать точную информацию о сборе налогов, других доходах, поступающих в казну. За шесть месяцев 1918 года обыкновенных доходов было собрано в сумме 2 852 726 548 руб-1ей. Война требовала денег. Вводятся пресловутая продовольственная раз-$ерстка, всеобщая трудовая повинность. После окончания войны государство стало решать назревшие социально-экономические задачи, в том числе ювершенствовать законодательство, политизируя его и приспосабливая к требованиям руководящих указаний партии и правительства. Уголовный содекс РСФСР от 1 июня 1922г. законодательно закрепил задачу правовой :ащиты государства, трудящихся от преступлений и от общественно опас-1ых элементов, путем применения к нарушителям революционного право-юрядка наказания или других мер социальной защиты. Сравнительный ана-[из законодательства царской России и законодательства после революци->нного говорит об ужесточении санкций практически за все преступления, (аже осуждению лиц невинных. В 1924 году было принято законодательство
• трестах, где за непредставление в установленный срок балансов руководили предприятий подлежат ответственности по соответствующим статьям /К Союзных Республик. Путем устрашения государство добилось выполне-[ие своих заданий с помощью последующих правовых документов. Так УК 'СФСР 1926г. в отличие от УК РСФСР 1922г. обязует применение наказа-[ия за неуплату налогов и отбывание разного рода повинностей. Статья 60-я [редусматривала наказания за неплатеж в установленный срок налогов и боров по обязательному окладнол|гу страхованию, статья 60-1 за неуплату в рок специального военного налога.
Начавшаяся в июне 1941г. Великая отечественная война потребовала юбилизации всех внутренних ресурсов. Основной доходной частью госу-арственного бюджета СССР явились доходы от государственного сектора роизводства. В период войны они составили свыше 80% доходной части юджета. Удельный вес доходов в государственных капиталовложениях вы-ос с 63% в 1942г. до 75% 1944году. Всего в годы войны в бюджетную сие-
17
тему страны внесено 111,7 млрд. рублей. На оборону был направлено свыше половины поступлений 58,3 млрд. рублей. Увеличение доходной части бюджс а было произведено и за счет повышения к: югов с населения. Из - за резкого снижения доходной части бюджета от поступлений промышленности государство в условиях войны вынуждено было 21 ноября 1941 года ввести налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, 29 декабря 1941 года- военный налог, одновременно была отменена надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам. Поступления по этим налогам в 1942-1945гг. составили 72 млрд. рублей.
В апреле 1942г. был издан Указ "О местных налогах и сборах", который увеличил доходы местных бюджетов на 20% . В годы войны сумма поступлений в бюджет от введенного и усовершенствованного подоходного налога выросла до 3,7 млрд. рублей в 1945 года. Народное хозяйство Ставрополья после полугода оккупации оказалось в плачевном состоянии. И хотя в мае 1943г. было принято постановление СНК СССР «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Ставропольского края» по которому краю выделялось более 270 млн рублей. Основная тяжесть по восстановлению экономики легла на плечи населения, которое отдавало свой долг на трудовом фронте, дополнительно выплачивая государству установленные налоги. Подводя итоги этому историческому отрезку жизни страны, можно сделать вывод о том, что налоговые платежи с населения играли важную роль в восстановлении доходной части бюджета. Большинство из этих законов о налогах были отменены в 1950- первую половину 1960 годов. Новый Уголовный кодекс РСФСР от 1 января 1961 г. уже не содержал норм об ответственности за налоговые преступления. Практически применения наказания за уклонение от уплаты налогов не существовало до середины 1980-х годов, когда в стране было объявлено о перестройке, о возможности расширения своих услуг различного рода кустарям, кооперативам, акционерным обществам. Пользуясь полученной свободой предпринимательства, бесконтрольностью со стороны властных структур, многие из них на первое место поставили свое личное обогащение, уклонение от уплаты различных пошлин и налогов, запутывание отчетности. Поэтому 28 мая 1986 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР УК РСФСР был дополнен статьей 162-1, которая предусматривала наказание в виде исправительных работ до двух лет штрафа или от 200 до одной тысячи рублей за уклонение от подачи декларации о доходах.
J
18
Третий параграф «Проблемы законодательного регулирования рыночных отношений в России в 1990-х годах (в постсоветский период)» посвящен современной истории становления налогового дела и налоговой политики в России.
После семидесятилетнего господства государственного сектора в экономике страна вступила путь реальных экономических преобразований. Идет развитие рыночных отношений, свободных от жесткой централизации и указаний сверху. Однако наряду с положительными проявляются и отрицательные, негативные стороны. Рыночные отношения и рыночная экономика в их теперешнем зачаточном состоянии без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не могут. Поэтому проблема нового законодательного регулирования при новых общественных отношениях заключается в том, что государство на сегодняшний день не имеет долгосрочной программы действия и развития, совершенствования законодательства. Не последнюю роль здесь играет и частая смена правительства, последствия которой нетрудно было бы просчитать и которая не прибавляет авторитета власти: теряется статус России на международной арене, бегство капиталов в страны с более устойчивой экономикой и банковской системой ... Государственной Думой до сих пор не принят закон о борьбе с коррупцией.
Отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов и частое несоответствие и противоречия законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к другим отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений - все эти реалии той сферы, в которой осуществляют свою деятельность органы налоговой полиции.
Во второй главе:
«История формирования службы налоговой полиции как выражения объективной потребности государства в борьбе с криминалитетом и организованной преступностью (1991-2000гг.) рассматриваются проблемы формирования принципиально новой для России службы, ее становление, проблемы стоящие перед ней и перспективы развития, связь ФСНП с зарубежными структурами, аналогичной направленности с целью совместного сотрудничества и использования положительного опыта. В первом параграфе второй главы «Особенности криминальной обстановки в экономической сфере и в исторической последовательности показано, что борьба с экономическими
19
преступлениями, ставшая частью подсистемы обеспечения национальной экономической безопасности, является одним из базовых условий стабилизации экономического развития и социально-политической ситуации в стране, становления и развития экономики России. Криминали-зация экономики страны оказывает существенное влияние на возрастание роли Федеральной службы налоговой полиции. Целью обеспечения криминальной безопасности экономических процессов является ограждение российских предпринимательских и государственных структур от негативного проявления деятельности криминального капитала, обращающегося в российской экономике и наносящего ущерб интересам как самим российским предприятиям, так и регионам о российскому государству в целом, а так же устранения причин и условий, порождающих эти негативные явления. Раз-балансированность экономики, денежной системы, кризисное состояние отечественного производства, снижение дисциплины и правовой нигилизм способствуют резкому обострению криминогенной обстановки в России. Отмечается стремительный рост теневого сектора экономики и расширение противоправной хозяйственной деятельности. Теневая экономика и криминальный мир слились, по существу, в одно цело. Год от года экономика все больше криминализируется. Активно растут незаконные сделки по выводу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж, переводу экспортной валютной выручки на счет российских юридических и физических лиц в иностранных банках. По оценкам экспертов ФСНП на теневой сектор экономики приходится около 40% экономической деятельности в стране. Это означает, что теневая экономика из ведомственной проблемы правоохранительных органов перешла в проблему общегосударственную.
Наиболее распространенными обстоятельствами, способствующими совершению налоговых преступлений являются:
1. Недостатки в организации контроля со стороны налоговых инспекций.
2. Недостатки на уровне организации руководства и управления предприятия - налогоплательщика.
3. Недостатки в организации деятельности правоохранительных органов.
4. Недостатки при регистрации государственными органами предприятий, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
5. Недостатки при открытии банковскими учреждениями расчетных, валютных, ссудных, депозитных и других счетов.
20
Все названные условия и обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений свидетельствуют о необходимости совершенствования правового регулирования, не только налогообложения, но и процесса организации учета и сбора налогов, серьезно снижающего возможность совершения налоговых преступлений... При этом следует сделать так, чтобы стало экономически невыгодно не уплачивать, либо недоплачивать установленные законом налоги, во-вторых, экономическое состояние юридических лиц должно обеспечивать условия для полной и своевременной уплаты налогов, в-третьих, административное, либо уголовное наказание должно сопровождать непременно каждый факт налогового правонарушения, что и является одной из задач ФСНП. Существенно обострилась криминогенная обстановка в налоговой сфере в результате разразившегося экономического обвала в августе 1998 года, когда неожиданно возник кризис в кредитно-финансовой системе, сопровождающийся крахом крупнейших российских банков, в особенности чрезмерно ориентированных на операции на фондовом рынке. Создаются теневые капиталы, которые пускаются во внебанковский оборот наличных средств. Такие деньги «работают» в параллельных коммерческих структурах, разного рода дочерних предприятиях, подставных фирмах, именно в тех отраслях, где появляются сверхприбыли: в алкогольном, игорном и шоу-бизнесе. Эксперты ФСНП утверждают, что теневая экономика в значительной степени легализовалась, превратилась в целую империю. Здесь сосредоточены колоссальные средства, собраны лучшие финансовые и юридические умы, на содержание которых не жалеют денег.
Масштабы этих явлений дают все больше оснований говорить о складывающемся в стране криминально-синдикалистской экономики со всеми присущими ей атрибутами.
Второй параграф «Организованная преступность как фактор, угрожающий экономической безопасности России» раскрывает более полно в историческом аспекте положения, высказанные ранее. Экономическая безопасность России в современных кризисных условиях, являясь составным элементом общей системы национальной безопасности, представляет собой основу для функционирования всех ее остальных элементов, входящих в эту систему - военной, технической, продовольственной, экологической.
Реальную угрозу экономической безопасности страны представляет экономическая организованная преступность (ЭОП) - деятельность осуществляемая криминальными методами и имеющую целью достижение незаконного обогащения. Первые данные о ней стали собираться в советский период, а с 1989 г. эти сведения приобретают систематический характер.
21
ЭОП отличают связи по горизонтали и вертикали, основанные на разделении функций, сфер или зон преступной деятельности; коррумпированные связи в среде государственного чиновнике тва, вхождение в систему отношений в преступном мире. Российская ЭОП зарождалась в среде легальной экономике: в торговле, кооперации, сбытовых и заготовительных организаций, где процветали взяточничество, коррупция, очковтирательство, приписки, рапорты о достижениях и т.д. Существование ОП в стране подтвердило Постановление II Съезда народных депутатов СССР «Об усилении борьбы с организованной преступностью». К середине 80-х гг. в обществе уже существовали высокоорганизованная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе в начале 90-х годов административных структур вакуум, ломая их, обогащаясь в условиях хаоса. Громадный стартовый капитал попал в криминальные структуры. Они стали «Осваивать» недвижимость, строительство, финансовые компании, практикуется вхождение лидеров и активных членов ОП в состав учреждений и руководителей коммерческих банков и предприятий.
Таким образом, современная ЭОП, как явление содержащее прямую угрозу экономической безопасности России характеризуется: а) масштабностью; б) многоструктурностью; в) многоуровневой организованностью; г) широтой проникновения в важнейшие сферы жизни государства - в экономику, политику, управление; д) мобильностью; е) транснациональным характером. Эффективность борьбы с такой существенной угрозой для России - есть задача не только системы правоохранительных органов, но и общества в целом. Важную роль государство отводит здесь деятельности Федеральной службы налоговой полиции.
Третий параграф «Правовые основы формирования ФСНП в налоговой структуре общества» продолжая исторические аналогии подтверждает, что основой финансовой базы государства является бюджет, а налоги представляют главный финансовый механизм формирования его доходной части. Повышенное внимание, которое придает государство совершенствованию практики сбора налогов в сложных условиях реформирования российской экономики - не случайно. Налоговая полиция в этих условиях стала нуждаться в своевременной действенной законодательной переработке, а налоговые органы - в совершенствовании и в принятии мер повышения эффективности своей деятельности, ее научном осмыслении. В 90-х годах создаются серьезные монографии, учебно-практические и учебно-методические пособия, выходят в свет социализированные периодические издания, проблема налогов стала активно обсуждаться в юридической, экономической,
J
22
социально-политической литературе, средствах массовой информации. Одновременно активизируется законотворческая деятельность в области налогообложения, в сфере создания и развитие алоговых служб. Не перечисляя все, остановимся на этапных, ключевых документах. В 1991 г. принят пакет законов, включающих 16 собственно налоговых; 21.03.1991г. принят Закон РФ «О государственной налоговой службе РФ»; 18.03.1992г. выходит Указ Президента РФ «О создании главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ»; департамент налоговой полиции, осуществляющий свою деятельность на основе закона «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993г. и с 1995г., именуемый федеральной службой налоговой полиции (ФСНП). ФСНП - это орган государственного управления (исполнительная ветвь власти), наделенный правоохранительными функциями. В указанных рамках налоговая полиция реализует свойственными ей методами и в рамках своей компетенции задачу обеспечения экономической безопасности страны. Полномочия органов ФСНП определены Налоговым Кодексом, принятым Госдумой 16.07.1998г.
Последний четвертый параграф диссертации посвящен зарубежному опыту деятельности служб налоговой полиции, месту и роли налоговых служб в системе налогообложения в развитых странах: США, Японии, Италии, Франции, Швейцарии, Швеции, Великобритании, Западной Германии, Республике Корея, Китае. Здесь же раскрывается механизм взаимодействия ФСНП России с зарубежными службами и ИНТЕРПОЛОМ. Приведенные данные показывают, что многостороннее международное сотрудничество открывает значительные преимущества, заключающиеся в том, что оно в гораздо меньшей степени становится объектом ответных ударов со стороны организованных преступных групп.
В заключении сформированы основные выводы диссертационной работы, которые выносятся на защиту:
1. Россия в своем историческом развитии прошла теже самые этапы, что и другие государства. Это становится и проблемой установления и взимания налогов, податей, пошлин, дани и т. д. На раннем историческом этапе на Руси сбором дани, пошлин и назначением наказания за их неуплату занимались князья, в том числе и великий князь. Затем эта обязанность перешла к генерал-губернаторам, губернаторам, целовальникам. По мере развития государственности устанавливается и наказание за неуплату налогов в срок - «правеж» - выколачивание у виновных долгов перед казной палкой в течении 2-3 недель. За тем «правеж» и другие жестокие способы возмещение недоимок по налогам заменяются пенею - процентными начислениями на сумму неуплаченного налога, полной
23
описью и конфискацией имущества виновного, заключение его в тюрьму до 6 месяцев с взысканием до 1000 рублей. Анализ русского уголовного законодательства до революционного периода свидетельствует, что оно становясь более цивилизованным всегда ставило цель изъятия в пользу казны причитающиеся налоги. Злоупотребления полученной властью со стороны старост, управителей, губернаторов вызывали озлобление народных масс, которое выливалось в бунты, восстания, которые жестоко подавлялись. Несмотря на это налоговая политика государства в основном сводилось к целям наилучшей собираемости установленных налоговых пошлин, а не к жестокости наказания за их неуплату. После революции и в период советской власти до 90-х годов налоговое дело и налоговая политика в России резко колебалось от одной крайности к другой: от репрессивных методов взимания доходов и введение все новых и новых налогов тяжким бременем ложившихся на плечи трудового народа в период НЭП, индустриализации и коллективизации, Второй мировой войны и послевоенный период, до перестроечного развала практически всех структур и систем в том числе и налоговой. В 90-е годы российское законодательство хоть и развивалось спонтанно, в целом было направлено на упорядочение и урегулирование новых для нас экономических отношений. Принимаются важные кодексы РФ: Гражданский, Уголовный, Налоговый, Бюджетный. Совершенствуются законодательства в области рыночных отношений. Однако, страну захватывает коррупция, корни которой уходят вглубь советской истории. Новейшая история формирования налоговой службы и налоговой политики характеризуется разгулом криминалитета и организованной преступностью, в особенности в экономической сфере. На теневой сектор экономики приходится около 40 процентов экономической деятельности в стране. За границу вывозятся невосполняемые ресурсы, культурные ценности, в громадных объемах переводятся денежные средства. Организованная преступность выступает как ведущий фактор, угрожающий экономической безопасности России, она объединяется криминальные синдикаты, через подставных лиц попадает в руководство ведущих стратегических предприятий, банки, правительственные круги. Только решительные меры принятые Президентом, Государственной Думой, Правительством смогли в какой-то мере ограничить, но пока не остановить, преступную деятельность криминалитета, угрожающего экономики страны.
24
6. Среди других путей уменьшение ОП, в том числе и в области экономики может стать тесное взаимодействие всех структур ФСНП, ко-тор- постоянно устанавливает международны•:• контакты и связи со всеми, в особенности с ведущими странами мира и международными организациями, занимающимися успешной борьбой с организованной преступностью.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Историческая и социально-экономическая обусловленность налоговых преступлений до революции и в советский пери-од.-Изд-во ПГТУ г.Пятигорск, 1998.-2,5 п.п.
2. Проблемы законодательного регулирования рыночных отношений в России в 1990-х года.-Изд-во ПГТУ г. Пятигорск, 1999, 1,8п.л.
3. Новейшая история. Борьба с организованной преступностью в экономической сфере.- Изд-во ПГТУ г. Пятигорск, 2000.-3,0 п.л.
4. Новейшая история. Совершенствование организационно-правового обеспечения федеральной службы налоговой полиции Изд-во ПГТУ г. Пятигорск, 2000.- 3,3 п.л.
5. Пути реформирования ФСНП РФ на современном этапе. Научный вестник АИТОНК 4 выпуск Пятигорск, 2000,- 0,1 п.л.
6. ФСНП - первые итоги работы, перспективы и задачи. Научный вестник АИТОНК, 4 выпуск Пятигорск, 2000.- 0,1 п.л.
7. Новейшая история зарождения ФСНП. Научный вестник АИТОНК 4 выпуск.- Пятигорск, 2000.-0,! п.л.
8. Изменение налоговой системы в России после 1917 года. Материалы региональной научной конференции по проблемам истории КМВ(1-2 декабря 2000 г.). Пятигорск, Пятигорский краеведческий музей.- Пятигорск, 2000.- 0,1 п.л.
9. Взаимодействие ФСНП России с зарубежными службами и Интерполом. - Изд-во ПГТУ г. Пятигорск, 2000. - 2,4 п.л.
Описание предмета: «Налоги и налогообложение»Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый
обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной
власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность
законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных
законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок
исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.
Литература - С.И. Лунев, А.В. Шахматов. Индия. Политическое развитие и внешняя политика. Информационные базы, экономика и финансы. – М.: МГИМО-Университет, 2006. – 192 с.
- Е.И. Балалова, О.В. Каурова. Сервисная деятельность. Учет, экономический анализ и контроль. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 288 с.
- А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. Антикризисное управление. – М.: КноРус, 2010. – 504 с.
- Кузьмин Е.И. ; Плыс Е.В. Представление Языков Народов России И Стран Снг В Российском Сегменте Интернета. Семинар Российского Комитета Программы Юнеско «Информация Для Всех» И Межрегионального Центра Библиотечного Сотрудничества В Рамках Международной Конференции «Eva 2007 Москва. – М.: , 2008. – 105 с.
- А.Г. Багдоев, В.И. Ерофеев, А.В. Шекоян. Линейные и нелинейные волны в диспергирующих сплошных средах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. – 320 с.
- Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова, Т.И. Кравцова, Т.В. Грицюк. Бухгалтерский учет в России в XXI веке. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 296 с.
- В.В. Крылов, С.А. Буров, И.Е. Галанкина, В.Г. Дашьян. Пункционная аспирация и локальный фибринолиз в хирургии внутричерепных кровоизлияний. – М.: Авторская академия, 2009. – 160 с.
- З.И. Кругляк, М.В. Калинская. Налоговый учет и отчетность в современных условиях. – М.: Инфра-М, 2013. – 352 с.
- Д.И. Люри, С.В. Горячкин, Н.А. Караваеав, Е.А. Денисенко, Т.Г. Нефедова. Динамика сельскохозяйственных земель России в ХХ веке и постагрогенное восстановление растительности и почв. – М.: ГЕОС, 2010. – 426 с.
- И.А.Алексеев, В.И.Гончаров und М.С.Трофимов. Местное самоуправление в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.
- Д.И. Луковская, А.В. Поляков. Правовые и политические учения в Древней Греции. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 72 с.
- А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. Антикризисное управление. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 504 с.
- Неумывакин И.П.,Лад В. Простые рецепты при повышенном и пониженном давлении. Неумывакин И.П.,Лад В. – М.: , 2016. – с.
- А.В. Малько, Н.И. Пыжикова, С.В. Навальный, Д.И. Провалинский. Государственная аграрная политика современной России. Юридический словарь-справочник. – М.: Проспект, 2017. – 238 с.
- И.Д. Семенихин, В.И. Семенихин. Энциклопедия лекарственных растений, возделываемых в России. Том 1. – М.: ОАО "Щербинская типография", 2013. – 240 с.
- Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, М.В. Вдовина. Теория социальной работы. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 288 с.
- Логанина В.И. , Карпова О.В. Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества в строительстве. – М.: КноРус, 2018. – 312 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|