Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Валютный контроль за операциями резидентов в российской федерацииМеждународные экономические отношения
КУЦЕВ Алексей Геннадьевич
Валютный контроль за операциями резидентов в российской федерации
08.00.10. - финансы, денежное обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ на соискание степени
кандидат экономических наук
Екатеринбург 2000
Работа выполнена на кафедре финансов, денежного обращения и кредита Тюменского государственного университета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Прошло более десяти лет с начала реформирования российской экономики и ее интеграции в мировое экономическое сообщество. Изменения затронули все стороны жизни, включая банковскую и внешнеэкономическую сферы. Создание в России открытой экономической системы привело к отказу государства от валютной монополии и действующих ранее ограничений в области внешней торговли.
Одним из значимых документов в прошедшем периоде стал Указ Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», именно он дал толчок началу масштабной перестройки всей российской экономики в целом.
Реформирование шло по пути сокращения прерогатив государства в валютно-финансовой сфере с одновременным расширением их для низового хозяйствующего звена. Был проведен процесс демонополизации внешней торговли и вовлечения во внешнеэкономическую деятельность большого числа предприятий и организаций, которые получили право самостоятельного выхода на мировой рынок.
Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что отсутствие законодательной и нормативной базы по вопросам валютного контроля нанесло значительный урон российской экономике и государству.
Не является секретом тот факт, что основной отток капиталов из России пришелся на период 1991-1994 гг., когда система валютного контроля находилась в зачаточном состоянии. Только потом, осознав, какие объемы валютных средств ^покидают» страну, власти предприняли попытки поставить заслон на пути незаконной «утечки» российских капиталов за рубеж.
Первым значительным шагом в этом направлении стало принятие ряда законов, регламентирующих порядок проведения валютных операций на территории Российской Федерации, и создание системы контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров с участием Банка России, Государственного таможенного комитета России и уполномоченных банков. Проведенные мероприятия положительно сказались на структуре показателей экспортных операций, в частности, на соотношении непоступившей и посту-
пившей валютной выручки. После оценки действенности введенной системы валютного контроля было принято решение распространить ее и на валютные операции, связанные с импортом товаров в Российскую Федерацию.
В дальнейшем был проделан большой объем работ, хотя, на наш взгляд, и недостаточный, по совершенствованию нормативной базы валютного контроля, способствовавший уменьшению «утечки» капиталов за рубеж. Но все эти действия не смогли предотвратить кризис 17 августа 1998 года.
Августовский кризис был спровоцирован политикой всеобщей и полной либерализации внешнеэкономической деятельности. Это касается как резидентов, так и нерезидентов, которые могли свободно выйти на фондовый рынок России, разместить свои финансовые инструменты практически без всяких ограничений и в любой момент их изъять.
Конец 1998 года и начало 1999 были для нашей страны своего рода проверкой на прочность, и в этой ситуации Банк России смог частично нормализовать обстановку на внутреннем валютном рынке. Но принимаемые решения в тот период носили вынужденный характер и часто отставали от возникающих конкретных ситуаций. Все это было связано с отсутствием единой политики в отношении валютных операций и внешнеэкономической деятельности со стороны органов валютного контроля.
Проведенный диссертантом анализ показал прямую зависимость между объемами «утечки» капиталов и проводимыми мероприятиями органов и агентов валютного контроля.
Высокий уровень цен на нефть на мировом рынке в 2000 году позволил практически забыть о таком понятии, как «утечка» капиталов, в связи с избыточным предложением иностранной валюты на внутреннем рынке и отказом государства от политики «укрепления» рубля.
Необходимо понимать, что такая ситуация не может продолжаться долго. Довольно скоро российская экономика столкнется с теми же проблемами, которые существовали до кризиса и не были кардинальным образом разрешены.
Именно поэтому необходимо пересмотреть политику в сфере регулирования валютных операций и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Степень изученности темы. В течение продолжительного времени валютный контроль в нашем государстве был непопулярным объектом научных наблюдений и исследований, так как действующая в стране валютная монополия практически исключала это понятие.
В 50-80 годы вопросы валютной политики и связанная с ней система валютного контроля почти не рассматривались, и недостаток идей в этой сфере сразу стал заметен после начала проведения либерализации внешнеэкономической деятельности.
В настоящий момент литературу, раскрывающую данную тематику, условно можно разделить на две группы. Первая связана с юридическими аспектами поднимаемой проблемы и только освещает изменения, происходящие в законодательных и нормативных документах. Вторая оценивает понятие валютного контроля с экономической стороны как на уровне контролирующих органов, так и всего государства в целом, проводит сравнение аналогичных систем зарубежных стран, которые показали эффективность их использования. Следует отметить, что большая часть литературы имеет описательный либо учебный характер и не дает ответа на вопросы: каким образом должна быть построена система валютного контроля, чтобы иметь целостный вид, и что для этого необходимо.
При подготовке диссертации были использованы труды отечественных экономистов в области валютно-финансовых отношений и внешнеэкономической деятельности - А. Айзенберга, В. Андрианова, В. Астахова, А. Брызгалина, А. Булатова, Ю. Данилевского, С. Долгова, В. Колесникова, А. Наговицина, В. Орешкина, И. Платоно-вой, А. Соколова, Г. Шагалова, А. Шмыревой и других.
Сегодня проблема организации валютного контроля довольно часто обсуждается российскими экономистами. Появились научные работы, публикации в специализированных и периодических изданиях, а также учебные пособия для высшей школы, которые рассматривают систему валютного контроля в Российской Федерации.
Вопросы «утечки» капиталов и борьбы с этим явлением уже не раз поднимались учеными на различных конференциях с участием соответствующих органов иностранных государств, и это понятно, ведь данная проблема является актуальной для стран с развивающейся и переходной экономикой.
Проблема исследования заключается в поиске путей модификации действующей в Российской Федерации системы валютного контроля, с использованием зарубежного опыта и обязательным анализом тенденций развития законодательной и нормативной базы на современном этапе. Необходимым условием для этого является мониторинг всех мероприятий, проведенных органами валютного контроля, с начала реформ российской экономики.
Практическое решение проблемы возможно в совмещении как действующих, так и принципиально новых схем валютного контроля, которые смогут улучшить ситуацию в сфере незаконной «утечки» капиталов и поддержат экономическую безопасность государства на должном уровне.
Цель настоящей работы видится в том, чтобы, изучив законодательные и нормативные документы, касающиеся операций с валютными ценностями, дать оценку возможности органов валютного контроля реально влиять на деятельность хозяйствующих субъектов; на основе наблюдений за деятельностью контролирующих органов выработать практические рекомендации по совершенствованию механизма контроля за исполнением требований не только валютного, но и налогового законодательства.
Автор полагает необходимым провести анализ текущих нарушений действующего валютного законодательства юридическими и физическими лицами и, на основании этого, предложить органам валютного контроля комплекс мероприятий по их снижению.
Постановка цели исследования данной работы определила необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать этапы эволюции валютного контроля в России для выявления имеющихся в настоящий момент проблемных вопросов.
2. Исследовать опыт организации валютного контроля зарубежными странами и оценить возможность его использования в нашей стране.
3. Провести анализ взаимодействия органов и агентов валютного контроля и определить последующий комплекс мероприятий по улучшению информационного обмена между ними.
4. Изучить валютные операции юридических и физических лиц-резидентов и предложить ряд практических мер по уменьшению количества нарушений действующего законодательства.
5. Обозначить основные пути совершенствования системы валютного контроля, включая внесение изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу.
Объектом диссертационного исследования стала действующая в Российской Федерации система валютного контроля во внешнеэкономической сфере.
В качестве предмета исследования выступают взаимоотношения между органами валютного контроля и хозяйствующими субъектами, а также физическими лицами.
Теоретической и методологической основой диссертации стали работы отечественных ученых-экономистов в области валютных операций и внешнеэкономической деятельности, которые определили главные направления исследования. При написании работы использовались нормативно-правовые документы законодательства Российской Федерации, инструкции и положения Центрального банка России. Проведенные исследования базировались на ряде методов научного познания - сравнения, анализа и синтеза, системного подхода к объекту исследования, метода экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили официальные статистические материалы Банка России, данные нескольких тюменских коммерческих банков, публикации в периодической печати, а также информация, полученная в ходе наблюдений за деятельностью ряда внешнеэкономических организаций.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (1996-1998 гг.) анализировалось общее состояние проблемы в научной литературе, осуществлялся сбор статистической информации.
Второй этап (1998-1999 гг.) был посвящен обзору и анализу экономической информации; осуществлялась работа по изучению законодательных и нормативных документов, касающихся данной проблемы; оценивалась деятельность уполномоченных банков и внешнеторговых фирм как участников действующей системы валютного контроля.
Третий этап (1998-2000 гг.) заключался в апробации некоторых промежуточных результатов и оценке возможностей внедрения новых элементов в систему валютного и налогового контроля.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Исследован механизм системы таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями, определены направления его развития на ближайшее время. Сформулированы рекомендации, направленные на улучшение функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации в современных условиях.
2. Выявлена степень неурегулированности механизма взаимодействия органов и агентов валютного контроля, предложена система мероприятий по ее разрешению путем создания единой информационной базы данных, содержащей сведения о валютных операциях участников внешнеэкономической деятельности.
3. Изучена зарубежная практика борьбы с «утечкой» капиталов и легализацией доходов, полученных преступным путем, с целью использования опыта иностранных государств в российских условиях.
4. Впервые в научной литературе обозначены пути совершенствования структуры органов валютного контроля, связанной с перераспределением их полномочий.
5. Детально исследована проблема организации контроля за операциями физических лиц в иностранной валюте. Диссертантом разработан комплекс мероприятий по введению контроля за валютными операциями физических лиц-резидентов, который связан с определенной перестройкой системы валютного контроля.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Действующая в настоящий момент законодательная база в области валютного контроля имеет разрозненный вид, и появляется необходимость ее детального пересмотра, причем не на уровне подзаконных актов, а в части главных компонентов - Законов «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности».
2. Оптимизация деятельности органов валютного контроля возможна при условии их структурной перестройки и перераспределения контрольных функций.
3. Создание единой информационной базы для всех ее участников позволит проводить мониторинг движения финансовых потоков хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
4. Причина повышенной «утечки» капиталов состоит не только в экономически нестабильной ситуации в стране, но и в недостаточно развитой системе валютного контроля за деятельностью внешнеэкономических фирм в сфере экспорта-импорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
5. Пришло время введения принципиально новой системы валютного и налогового контроля за операциями физических лиц-резидентов. Это поможет повысить количество собираемых налогов и снизить уровень денежных средств, приходящихся на «теневой» сектор российской экономики.
Практическая значимость работы состоит в том, что применение выводов, полученных в результате исследования, и сформулированных рекомендаций позволит организовать систему валютного контроля в Российской Федерации на качественно новой основе и даст возможность проводить более скоординированную деятельность контролирующим органам.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Банковская система на рубеже веков», научной конференции «Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма» и Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 2000), а также изложены в публикациях.
Материалы диссертационной работы использовались при разработке спецкурса «Валютный контроль в уполномоченных банках» для студентов по специальности финансового профиля. Выводы и предложения диссертанта будут полезны специалистам коммерческих банков и предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы составляет 153 страницы, содержит 3 схемы, 7 таблиц и 8 диаграмм в тексте диссертационной работы и приложениях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы проведенного исследования, определяется проблема, цель и задачи, объект, предмет, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Валютный контроль как направление валютной политики государства» рассматриваются общие вопросы валютной политики Российской Федерации и этапы развития валютного контроля в стране.
Валютная политика обобщает и выражает внутренние и внешние экономические интересы государства. В настоящее время она занимает особое место в системе внешнеэкономической политики Российской Федерации. Проводимая страной валютная политика оказывает прямое воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, которые реализуются на внешних и внутренних рынках. Экономическая природа валютной политики государства вытекает из исторического аспекта, так как при ее проведении приоритетными становятся следующие задачи: либерализация валютных операций, определение комплекса валютных ограничений, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.
Диссертантом изучены тенденции изменения валютной политики в процессе реформирования российской экономики. Отмечено, что смена инструментария валютной политики находится в прямой зависимости от конкретной ситуации в стране. Применение любого инструмента может негативно сказаться на внутренней экономике и ухудшить реальную базу валютного курса и платежного баланса.
В работе проанализирован ход исторического развития валютного контроля в нашем государстве начиная с тотальной монополии, когда в стране сложилась ситуация, в дальнейшем получившая название административно-командной системы. Заканчивается исследование современным периодом, который связан с либерализацией внешнеэкономической деятельности и ограничением прерогатив государства в валютно-финансовой сфере с одновременным их расширением для низового хозяйствующего звена.
Более детально проанализирован период с 1988 года по настоящее время, характеризующийся введением ныне действующей системы валютного контроля. Все существующие схемы контроля формировались и совершенствовались в процессе становления и модернизации самой системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и были направлены на пре-
ю
дотвращение «утечки» валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли.
Данные об ежемесячных объемах «утечки» капиталов из России имеют разброс от 800 млн. до 2 млрд. долларов США, что дает возможность судить о проблемах не только статистической обработки данных, но и о серьезных противоречиях в самой системе валютного контроля. Все это оказывает негативное влияние на обслуживание внешнего долга России, создает напряженность на внутреннем валютном рынке, а также сказывается на экономической безопасности нашей страны.
В настоящий момент валютным контролем считается совокупность нормативных правил по ограничению операций с национальной и иностранной валютой, драгоценными металлами и другими валютными ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и административном порядке, устанавливают систему мероприятий по организации и осуществлению компетентными органами валютного контроля, направленного на сбалансирование валютных поступлений и платежей по международным расчетам.
Вторая глава «Организация и структура системы валютного контроля» освещает особенности функционирования системы валютного контроля в зарубежных странах. Дан анализ структурного построения российской системы валютного регулирования и контроля, выделены текущие проблемы его развития и предложены пути реорганизации.
Мировая практика показала, что система валютного контроля ряда зарубежных стран прошла через определенные стадии развития, напрямую зависящие от уровня и состояния макроэкономических процессов в государстве.
Исследование опыта валютного контроля в зарубежных странах показывает, что среди других инструментами достижения экономического благополучия этих стран стали: ограничение движения капиталов и жесткий контроль за проведением резидентами текущих операций.
Даже сегодня в промышленно развитых странах валютный контроль не теряет своей актуальности, и это происходит по причине того, что осуществление контроля имеет огромное значение для выполнения обязательств и проведения внешней политики. Происходит только переориентация его направленности. Усиливается конт-
Н
роль за выявлением, расследованием и пресечением незаконных финансовых операций, связанных с легализацией доходов от преступной деятельности.
Выделена система мероприятий контроля, которая используется зарубежными странами в борьбе с «отмыванием» денег и может быть применима в российских условиях. В частности, речь идет о том, чтобы:
1. Установить минимальный денежный уровень валютных операций, после достижения которого операции подлежат обязательной регистрации банковским или другим финансовым учреждением с целью возможной последующей проверки.
2. Ввести в действие перечень признаков, которые позволят относить проводимые валютные операции к числу тех, которые осуществляются в противоправных целях.
3. Возложить ответственность за предоставление информации контролирующим и правоохранительным органам на банковские и финансовые учреждения, через которые осуществляются эти операции.
4. Наделить один из правительственных органов правом координации контролирующих и правоохранительных органов в области борьбы с -«отмыванием» денег и незаконным вывозом капиталов.
Основа идеологии проводимых мероприятий заключается в том, что основной упор должен делаться не на поиск и арест самих нарушителей, а на взятие под контроль потоков незаконных денежных средств с последующей их конфискацией.
«Утечка» капиталов наносит огромный ущерб нашему государству, и ее устранение или минимизация компенсируют неизбежное ущемление интересов некоторой части участников внешнеэкономической деятельности при ужесточении валютного контроля.
Отмечено, что в сфере контроля за внешнеэкономической деятельностью акцент действий государства стал активно смещаться в сторону усиления контрольных функций, в первую очередь, за соблюдением валютного законодательства.
В настоящее время общее руководство валютной политикой в нашей стране осуществляют Президент России и Федеральное Собрание, которые принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.
12
Структуру системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации диссертант разделил на четыре основных уровня:
1. Высший уровень законодательного регулирования. Субъектами регулирования являются Президент России и Федеральное Собрание, которые, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и уже действующими законами, принимают новые законодательные акты высшего уровня.
2. Уровень регулирования и государственного внеправитель-ственного контроля. Субъектом является Центральный банк Российской Федерации, реализующий свою функцию изданием инструкций и указаний, регламентирующих те или иные проблемы валютных отношений на основе действующего законодательства. Контролирует валютные операции и вывоз капитала и выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций.
3. Уровень правительственного контроля. Органом валютного контроля является Правительство РФ. Оно проводит в стране единую валютную политику, участвует в формировании экспортного и импортного режимов, принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации Указов Президента Российской Федерации. Значительные контролирующие функции в пределах своей компетенции несет Государственный таможенный комитет России, который осуществляет валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.
4. Уровень негосударственного валютного контроля. К негосударственным агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, которым государство делегировало значительные полномочия. Агентами валютного контроля, подотчетными ГТК России, являются таможенные органы России в лице таможен и таможенных постов.
Оценивая структуру органов и агентов валютного контроля представленную выше, можно с уверенностью сказать, что она имеет
13
довольно запутанный и сложный вид. Это выражается в отсутствии общего координирующего органа, который организовывал бы взаимосвязь и обмен информацией между всеми ее участниками.
Третья глава «Система валютного контроля в Российской Федерации» посвящена исследованию проблем организации валютного контроля за экспортно-импортными операциями хозяйствующих субъектов и неторговыми операциями физических лиц-резидентов.
Система валютного контроля за экспортными операциями впервые была введена в 1994 году совместным документом Банка России и ГТК России. С января 2000 года была принята новая'инструкция, которая расширила области ее применения.
Действующая система контроля экспортных операций позволяет выявлять факты непоступления экспортной выручки в объеме и в сроки, предусмотренные в контрактах и продублированные в паспортах сделок. При этом сроки поступления выручки не должны превышать сроки, установленные валютным законодательством.
Практика работы Банка России во взаимодействии с уполномоченными банками показывает, что проведенные мероприятия позволили значительно усилить контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, что положительно сказалось на структуре показателей экспортных операций. Но, несмотря на это, сумма не поступившей валютной выручки от экспортных операций только в 1998 году составила 1,1 млрд. долларов США, или 2,5% от общего объема экспортных поставок, которые составили 49,5 млрд. долларов США1.
Такая ситуация дает повод судить о незавершенности работ по созданию действенной системы валютного контроля в Российской Федерации.
Анализируя факты нарушения валютного законодательства в области экспортных операций, диссертант выделяет следующие причины непоступления и задержки валютной выручки2:
1 ПРАЙМ-ТАСС: Информационное агентство. Из интервью заместителя управления валютного контроля ГТК России В. Тихомирова //Данные из Интернет (www.prime-tass.ru/hot/files/arc/hl009026. htm).
2 Данные получены диссертантом на основе анализа информации нескольких тюменских коммерческих банков, наименования которых не приводятся из-за конфиденциальности полученных данных.
14
• недобросовестность иностранных партнеров при отсутствии банковских гарантий - 50%;
• отправка экспортером за рубеж некачественного товара и, как следствие, отказ контрагента от полной его оплаты - 12,2%;
• включение в стоимость товара, указываемого в ГТД, стоимости пуско-наладочньгх работ - 8%;
• остальное приходится на недостачу полученного иностранным покупателем товара либо на повреждение товара (снижение качества) в ходе его транспортировки, невозможность реализации по контрактной стоимости, неверное заполнение грузовых таможенных деклараций, нарушение предприятием-экспортером условий контракта.
Проведенные исследования показали, что системой контроля экспортных операций не охвачены сделки, по которым осуществляется вывоз с таможенной территории Российской Федерации:
• товаров, перемещаемых через таможенную границу в режимах, отличных от режимов экспорта и реэкспорта (например, временный вывоз, переработка вне таможенной территории России);
• работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Так как экспорт товаров является основным источником валютных поступлений в Российскую Федерацию, считаем необходимым обязать предприятия-экспортеры при заключении внешнеэкономических контрактов выполнять следующие требования:
• использовать методические «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов», которые могут обеспечить защиту интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
• предусматривать при заключении контрактов аккредитивную форму расчетов за экспортируемые товары, что практически исключит риск непоступления выручки (если внешнеэкономический контракт заключен не на условиях предоплаты экспортируемых товаров);
• разделять в контрактах, предусматривающих пуско-наладочные работы экспортируемого оборудования, стоимость собственно оборудования и стоимость услуг по его монтажу, обслуживанию и т. д.
Одной из главных проблем, на наш взгляд, является то, что в существующей системе таможенно-банковского контроля присутству-
15
ет большой объем информации, который, не имея значимой роли, только усложняет сам процесс валютного контроля.
Контроль за поступлением валютной выручки за экспортируемые товары должен быть построен по следующему принципу: уполномоченный банк констатирует только факт поступления выручки по паспортам сделок, без разнесения ее по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Государственный таможенный комитет России, получив информацию от уполномоченных банков о поступлении выручки, будет сопоставлять ее с информацией об экспорте товаров из собственных баз данных и осуществлять валютный контроль только с позиции соблюдения поступления экспортной выручки по срокам и общим объемам.
Важным моментом в улучшении системы экспортного валютного контроля должно стать введение в действие единой системы обязательной экспертной оценки экспортируемых товаров. Это позволит положить конец широко распространенной практике манипуляции с основными параметрами внешнеэкономических контрактов (количество, качество и цены за единицу товара), за счет чего недобросовестным экспортерам удается «легально» оставлять за границей до трети реальной валютной выручки.
Валютный контроль за импортными операциями был введен с января 1996 года, и его механизм стал «зеркальным» отражением уже существующей схемы контроля за экспортом товаров.
Направленность действия импортного валютного контроля ограничена сделками по ввозу импортируемых товаров в соответствии с таможенными режимами «выпуск в свободное обращение» и «реимпорт», осуществляемыми за иностранную валюту.
Для расширения области применения системы валютного контроля за импортом товаров диссертантом предложены следующие мероприятия:
1. Распространить систему валютного контроля на выпуск товаров в режиме «таможенный склад». Это связано с условиями данного режима, предполагающего оплату импортируемого товара в иностранной валюте, часть которого не попадает под валютный контроль.
2. Ввести валютный контроль на таможенные режимы «отказ в пользу государства» и «уничтожение», что даст возможность улуч-
16
шить процесс контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.
3. Доработать программное обеспечение АРМ «Таможенно-бан-ковская система валютного контроля - импорт» в части механизма формирования учетных карточек.
Предложено внедрить систему таможенно-банковского контроля на операции, где валютой платежа являются российские рубли. На текущий момент данный канал перевода денег за границу практически не контролируется. Это дает возможность хозяйствующим субъектам переводить деньги в страны ближнего зарубежья, не попадая в поле зрения органов и агентов валютного контроля.
Диссертантом определены мероприятия по организации системы валютного контроля за операциями физических лиц. Это связано с особенностью неторговых операций, являющихся пристальным объектом валютного контроля со стороны государства, в связи со значительным оттоком капиталов таким путем.
Чистый ввоз наличной иностранной валюты в 1996 году составил 21,7 млрд. долларов США и только около 25-30% осело на руках населения1.
Валютный контроль за операциями физических лиц уполномоченными банками до 1994 года практически не осуществлялся из-за небольшого объема проводимых операций и в связи с отсутствием конкретных шагов Банка России по разработке и принятию инструктивных документов по данному вопросу.
Автором был проведен мониторинг переводов физических лиц в одном из тюменских коммерческих банков за 1999 год.
Контролю подверглось 900 платежей физических лиц на сумму 1 635 220 долларов США, которые осуществлялись согласно п. 1.22 Положения Центрального банка России № 39 от 24 апреля 1996 года «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций».
Все операции по переводу иностранной валюты за границу, по нашему мнению, можно разделить на группы:
1 Губин Б., Сенчагов В. Проблемы предотвращения утечки капитала// Экономист. 1997. № 11. С. 39.
17
1. Переводы, попадающие в разряд так называемой «нерегистрируемой торговли».
2. Переводы физических лиц, которые инициировались предпринимателями без образования юридического лица и юридическими лицами.
3. Платежи в пользу лиц, постоянно или временно проживающих за границей.
4. Переводы физическими лицами, выезжающими на постоянное место жительства.
5. Прочие платежи.
Наибольшего внимания, с точки зрения соблюдения норм валютного законодательства, заслуживают переводы физических лиц первых двух групп. Такой интерес можно объяснить несколькими причинами.
Первое: суммы переводов физических лиц в оплату товаров и услуг, «замаскированные» под платежи на текущие расходы, занимают большой удельный вес в общем объеме платежей. Второе: средства в российских рублях, направляемые на покупку иностранной валюты для дальнейшего перевода за границу, не отражаются в балансе предпринимателей и фирм, то есть используется так называемый «черный нал», который не попадает под налогообложение.
В результате проведенной работы выявлена необходимость введения контроля за валютными операциями физических лиц. Предложена схема контроля, которая не требует привлечения значительных денежных средств и материально-технических ресурсов.
Отличительной чертой предлагаемой схемы является объединение информационных баз Центрального банка Российской Федерации и Министерства России по налогам и сборам. Анализ информации, полученной из баз данных двух ведомств, даст возможность определить, за счет каких источников физические лица покупают иностранную валюту для осуществления переводов и вывоза за границу.
Помимо разработки самой схемы валютного контроля определены основные мероприятия ее внедрения. Для этого необходимо:
1. Внести изменения в нормативные документы Банка России, ГТК России и Министерства России по налогам и сборам.
18
2. Утвердить схему обмена информацией между уполномоченными банками, таможнями и Министерством России по налогам и сборам.
3. Разработать унифицированный электронный формат документов, которые будут поступать в Министерство России по налогам и сборам.
4. Определить меру ответственности физических лиц за непредоставление информации или за предоставление ложной информации.
Введение системы совместного контроля за платежами физических лиц со стороны уполномоченных банков и налоговых органов снизит количество переводов иностранной валюты, осуществляемых с нарушениями действующего валютного законодательства. Новая система валютного и налогового контроля позволит улучшить сбор информации о доходах физических лиц и, как следствие, увеличить объемы собираемых налогов.
В диссертационной работе уделено большое внимание перспективам развития системы валютного контроля в Российской Федерации. Подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования правовых норм, регулирующих операции участников внешнеэкономической деятельности с валютными ценностями.
Диссертантом определена необходимость создания в стране единой информационной базы, которая должна содержать данные по операциям участников внешнеэкономической деятельности. Отсутствие доступности информации по результатам финансового и валютного контроля связано с тем, что большинство органов и агентов контроля, накапливая информацию о нарушениях, используют ее только в узковедомственных целях.
В дальнейшем эту базу данных можно трансформировать в систему мониторинга всех финансовых операций хозяйствующих субъектов на территории России.
Вышеперечисленные мероприятия необходимы и являются адекватной реакцией на те условия, в которых находится российская экономика.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также выделяются возможные направления для дальнейшего изучения проблемы.
19
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Перспективы развития валютного контроля за импортными операциями в Российской Федерации//Банковская система на рубеже веков: Материалы II научно-практической конференции. Тюмень, 2000. 0,18 п. л.
2. Перспективы развития таможенно-банковской системы валютного контроля за импортными операциями//Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма: Сборник. Вып. IV. Тюмень, 2000.0,5 п. л.
3. Структура валютного контроля//Региональная культура и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (13-14 апреля). Тюмень, 2000. 0,25 п. л.
4. Развитие валютного контроля в России//Региональные проблемы функционирования финансово-кредитного механизма: Сборник. Вып. V. Тюмень, 2000. 0,75 п. л.
Описание предмета: «Международные экономические отношения»В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно
международные экономические отношения и механизм их реализации
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными
странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными,
многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука
изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические
отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм
международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации
(международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность
международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных
экономических отношений
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999
Литература - И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П. Головач. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.
- Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор, Э.В. Туманов. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". – М.: Юркомпани, 2009. – 184 с.
- В.П. Галаганов. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2012. – 152 с.
- А.В. Молчанова, Ш.Н. Хазиев. Адвокатура в Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2012. – 172 с.
- А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
- А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
- Е.М. Ашмарина, А.Б. Быля, Е.В. Терехова. Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2011. – 240 с.
- А.В. Никифоров. Адвокатура в Российской Федерации. – М.: РИОР, Инфра-М, 2011. – 64 с.
- Г.П. Химичева, О.В. Химичева, О.В. Мичурина. Комментарий Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2002. – 192 с.
- Хабриева Т.Я., под ред. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование. – М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2010. – 414 с.
- Е.Е. Смирнова. Доходы физических лиц в Российской Федерации. Налогообложение и налоговый контроль. – М.: Московский гуманитарный университет, 2011. – 160 с.
- Е.В. Овчарова. Финансовый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Зерцало-М, 2015. – 224 с.
- Л.В. Попова, А.А. Гудков, М.С. Алимова, И.Б. Кулешова. Стандарты бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 320 с.
- Блудова С.Н. , Гвоздиков А.В. , Попова Ж.А. , Русецкая Э.А. и др. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 196 с.
- Е.В. Овчарова. Финансовый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Зеркало-М, 2016. – 224 с.
- А.В. Белицкая. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2014 №473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2016. – 156 с.
- Семен Янкевич. Финансово-правовые проблемы обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации. Научно-практическое пособие. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,Инфра-М, 2017. – 152 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|