Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблемы доступа к морю виутриконтинентальных государств в международном правеМеждународное право
Российский университет дружбы народов
Юридический факультет
Джаракян Арман Левонович
Проблемы доступа к морю виутриконтинентальных государств в международном праве
Специальность 12.00.10-международное право Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва -2000
Актуальность темы исследования. Все государства, в том числе и внутриконтинентальные, заинтересованы в освоении Мирового океана. Для внутриконтинентальных государств обеспечение свободного доступа к морю имеет жизненно важное значение. Чтобы пользоваться свободой открытого моря и принимать активное участие в международной торговле, они должны иметь доступ к морю. Отсутствие выхода к морю сильно сказывается на развитии страны. Внутриконтинентальное положение - это результат исторических особенностей образования этих стран. Неблагоприятное географическое расположение страны отрицательно влияет на ее развитие. В подавляющем большинстве внутриконтинентальные страны менее развиты, чем страны с морским побережьем. Свободный доступ к морю и от моря является существенно важным вопросом для стран, не имеющих выхода к морю, ибо их возможности морепользования в определяющей степени зависят от прибрежных соседей, порты которых они вынуждены использовать для общения с внешним миром. Реализация этого права необходима для обеспечения государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в использовании свобод морей наряду с прибрежными государствами.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года в п.1 «а» ст. 124 определяет «государство, не имеющее выхода к морю», как государство, которое не имеет морского побережья.
Внутриконтинентальные государства стремятся в полной мере воспользоваться свободой открытого моря, а большинство прибрежных государств еще не готово предоставить им права, предусмотренные соответствующими международными конвенциями.
Для решения противоречий, возникающих по данной проблеме, необходимо продолжение развития процесса кодификации и имплементации международно-правовых норм в отношении права внутриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от него.
Основной задачей данной диссертации является рассмотрение с точки зрения международного права проблем, которые возникают у внутриконтинентальных государств в связи с их неблагоприятным географическим положением и путям выхода из сложившейся ситуации.
ПРЕДМЕТ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом диссертационного исследования является изучение правового положения внутриконтинентальных государств в международном праве касательно их прав на доступ к морю и от него, прав на свободу транзита и других прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. В этой связи рассматривается регулирование вышеуказанных прав универсальными многосторонними конвенциями, а также изучается содержание двусторонних договоров, заключенных между внутриконтинентальными и прибрежными государствами по вопросам, связанным с доступом к морю и от него и со свободой транзита.
ТЩГГЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - используя теоретическую и нормативную базу международного права, опыт международной деятельности внутриконтинентальных государств - дать целостную картину регулирования прав внутриконтинентальных государств на морепользование. Достижение отмеченной цели осуществляется решением следующих задач:
- определением международно-правовой основы регулирования доступа к морю и от него и на свободу транзита внугриконтинентальных государств;
- рассмотрением истории становления прав внугриконтинентальных государств на доступ к морю и от моря и на свободу транзита;
- раскрытием содержания понятий «право свободного доступа к морю и от него», «свобода транзита» внугриконтинентальных государств в международном праве;
показом тенденции прогрессивного развития прав внугриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от моря и на свободу транзита;
выработкой путей реального обеспечения установленных прав внугриконтинентальных государств;
определением объема прав внутриконтинентальных государств по отношению к свободам открытого моря.
СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Специфику диссертационного исследования обусловливает то, что отношения внутриконтинентальных государств с прибрежными странами изучены недостаточно. Большинство работ написано до вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года стала новым этапом правового регулирования права государств, не имеющих выхода к морю и от него и на свободу транзита. Анализ вышеуказанной конвенции совместно с другими нормативными актами позволяет более широко представить целостную картину регулирования прав внутриконтинентальных государств на морепользование.
СПЕЦИФИКА КРУГА ИСТОЧНИКОВ использованных в данной работе, заключается, с одной стороны, в небольшом объеме специальных исследований, посвященных проблемам доступа к морю и от моря внутриконтинентальных государств, с другой стороны, в большом количестве общетеоретических работ, имеющих отношение к предмету исследования.
Совокупность источников диссертационной работы можно разделить на две группы: научные работы и нормативные акты.
К первой группе источников относятся работы Бараболи П.Д., Барсегова Ю.Г., Бекяшева К.А., Блищенко И.П., Голицына В.В., Гуреева С.А., Жудро А.К., Иванова Г.Г., Клименко Б.М., Колодкина А.Л., Кузнецова А.В., Лазарева М.И., Молодцова С.В., Пугаевой С.М., Тункина Г.И. и других. В западной науке вопросам проблем внутриконтинентальных государств уделено внимание таких ученых как Э.Рейд, Г. Лаутерпахт, Ч.Вишер, М.Сибер, Д.Фрайд, М.Гласснер,А.Табиби , А.Кафлиш, ИЧайлдс, И.Делюпис, Р.Макил и др. Ко второй группе источников относятся:
Международные договоры и конвенции: Конвенция 1958 года об открытом море , Нью-Йоркская конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года;
Договорная практика внутриконтинентальных и прибрежных государств на доступ к морю и на право транзита.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе был использован весь комплекс методов научного и, в частности, юридического исследования.
При освещении предпосылок права внутриконтинентальных государств на право доступа к морю и от него выявлялись исторические, социальные причины, обуславливающие развитие права внутриконтинентальных государств относительно пользования пространствами и ресурсами Мирового океана (конкретно-исторический метод). Был использован сравнительный анализ конвенций, регламентирующих права внутриконтинентальных государств на свободу открытого моря, и прав, вытекающих из данного положения (сравнительно-правовой метод).
Любое юридическое исследование неотделимо от изучения нормативных актов, освещения и толкования их положений (технико-юридический анализ). Автор исходил из того, что право является динамичной, меняющейся категорией, напрямую зависящей от состояния общественных отношений.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
Работа представляет собой одно из первых комплексных исследований международно-правовых норм, регламентирующих права внутриконтинентальных государств на морепользование. В работе впервые детально анализируются соответствующие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Разработка темы позволило диссертанту сформулировать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Выводятся объективные предпосылки экономического, социального, политического и юридического характера, обуславливающие развитие права внутриконтинентальных государств относительно пользования пространствами и ресурсами Мирового океана.
2. Важное практическое значение имеет обоснование права внутриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от него и на свободу транзита. В этой связи рассматриваются правовые вопросы определения понятия внутриконтинентальных государств в международном праве, их права относительно свободного доступа к морю и от него и на свободу транзита. Анализируется договорная практика внутриконтинентальных и прибрежных государств, касающейся данной проблемы.
3. Делается вывод, что внутриконтинентальные государства как полноправные субъекты международного права пользуются теми же правами, что и прибрежные государства относительно пользования морями и океанами.
4. Делается вывод о том, что прибрежные государства, не подписавшие конвенции, регулирующие права внутриконтинентальных государств, обязаны признать юридически обязательный характер прав внутриконтинентальных государств на доступ к морю и от него и на свободу транзита в качестве международно-правового обычая.
5. В диссертационной работе проводится сравнительный анализ положений Конвенции об открытом море 1958 года, Нью-Йоркской конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
6
Анализ положений этих правовых документов показывает их значение на различных этапах решения проблем внутриконтинентальных государств на доступ к морю и от него, отмечаются достижения в кодификации и прогрессивном развитии прав внутриконтинентальных государств относительно пользования пространствами и ресурсами Мирового океана в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цель и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, отмечаются положения, определяющие его новизну и практическую значимость, излагаются основные выводы и предложения, которые выносятся на защиту, определяется практическая значимость исследования.
Первая глава
«Международно-правовые основы свободного доступа к морю и от моря». В главе рассматриваются основные доктрины о праве внутриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от моря, обосновываются права внутриконтинентальных государств на морской флаг в международном праве, показывается становление и развитие права государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю и от моря в двусторонних и многосторонних договорах.
Анализируются положения некоторых договоров, заключенных между прибрежными и внутриконтиненталышми государствами и делается вывод, что практика государств, многочисленные двусторонние соглашения между прибрежными и внутриконтинентальными странами привели в период между первой и второй мировыми войнами к появлению в международном праве обычной нормы, в соответствии с которой прибрежное государство транзита было обязано предоставлять соседней внутриконтинентальной стране доступ к морю, даже в случае отсутствия соглашения между ними. Вторая глава
Глава «Закрепление прав внугриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от моря в Конвенции об открытом море 1958 года» состоит из двух параграфов. В данной главе рассматривается ход решения проблем доступа внутриконтиненталъных государств к морю и от моря на подготовительной стадии и на самой Конференции ООН по морскому праву 1958 года, анализируется нормативное содержание статьи 3 Конвенции 1958 года об открытом море, определяющей права внугриконтинентальных государств.
Право на свободный доступ к морю рассматривается в Конвенции об открытом море 1958 года как непосредственно вытекающее из принципа свободы открытого моря. Но в то же время это право оговаривается несколькими условиями. Первое - свободный путь через территорию государств, расположенных между морем и государством, не имеющим морского побережья, и доступ к морским портам и их использование для судов данной внутриконтинентальной страны «на условиях равенства с судами прибрежного государства или судами других государств» предоставляются только по соглашению и в соответствии с существующими международными конвенциями.
8
Второе - объем прав, предоставляемых при транзите и пользовании портами, определяется по общему соглашению между государством, расположенным между морем и государством, не имеющим морского берега, с учетом прав прибрежного государства или государства, через территорию которого совершается транзит, а также особых условий, в которых находится страна, не имеющая морского берега, если такие государства не являются уже сторонами действующих международных соглашений. Третье - обязательная взаимность представляемых прав. Но положения, относящиеся к ст.З вышеуказанной Конвенции, основываются на неправильной посылке о том, что как государства, не имеющие выхода к морю, так и государства транзита, находятся в сравнимом положении и у них имеются идентичные потребности в транзите. Однако это не так, поскольку цель свободного транзита стран, не имеющих выхода к морю, состоит именно в обеспечении за ними осуществления их права доступа к морю и выхода из него. Суть состоит в том, что положения данной статьи касаются исключительно транзитной торговли стран, не имеющих морского побережья, целью которых является обеспечение права внутриконтинентальных государств на доступ к морю.
Предметом взаимного предоставления возможностей может быть взаимное обеспечение доступа к морю, что по существу теряет свой смысл потому, что внутриконтинентальные государства просто не в состоянии предоставлять странам транзита доступ к морю за неимением такового для самих себя. Это означает, что если прибрежное государство транзита предоставляет внутриконтинентальной стране доступ к морю, позволяя последней транзитную торговлю через свою территорию, то эта внутриконтинентальная страна должна предоставлять то же самое право данному прибрежному государству.
Прибрежное государство транзита может быть заинтересовано в доступе к морю через территорию другого соседнего внутриконтинентального государства. В этом случае как бы возникает возможность применения принципа взаимности. Однако в действительности произошла бы ситуация, при которой прибрежное государство транзита осуществляла бы транзит своих грузов через территорию соседнего внутриконтинентального государства в третью страну, откуда данное прибрежное государство транзита может выйти непосредственно к морю.
Таким образом, прибрежному государству транзита доступ к морю в данной ситуации предоставляет эта третья страна, а не соседнее внутриконтинентальное государство. Следовательно, прибрежное государство транзита в конечном счете осуществляет доступ к морю через эту третью страну. Но транзит через соседнее внутриконтинентальное государство представляет собой в таком случае лишь общий, а не специальный транзит, поскольку для прибрежного государства транзита такой транзит через третью страну является только вопросом выбора или удобства, поскольку оно уже имеет собственный выход к морю, в то время как внутриконтинентальное государство лишено и той и другой возможности.
Принятая в 1958 году Конвенция об открытом море, во-первых, не давала внутриконтинентальным странам четкого представления об объеме прав, предоставляемых ст.З вышеуказанной Конвенции при транзите, доступе и пользовании портами и, во-вторых, использовать свое право они могли на основании соглашения с прибрежным государством. Это несовершенство Конвенции 1958 года об открытом море делало неизбежным дальнейшую работу по формированию нормативной основы.
10
Третья глава
В главе «Вопросы транзита внутриконтинентальных государств в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года» дается определение понятия свободы транзита внутриконтинентальных государств к морю и от моря, проводится анализ правового регулирования транзита внутриконтинентальных государств через территории соседних прибрежных государств по Нью-Йоркской конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года.
Сама правовая природа обычного транзита различается от транзита внутриконтинентальных государств как составной части их права на доступ к морю. Специфический характер свободного транзита к морю государств, не имеющих выхода к морю, находит свое отражение в том, что получаемые ими при таком транзите права и льготы исключаются из действия положения о наиболее благоприятствуемой нации. Это было признано в п.1 ст. 10 Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года, где говорится, что «договаривающиеся государства соглашаются о том, что в отношении возможностей и специальных прав, предоставляемых настоящей Конвенцией государствам по причине их особого географического положения, не распространяется действие оговорки о наибольшем благоприятствовании». В ст. 126 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года подтверждается это положение.
Принятая в 1965 году Конвенция о транзитной торговле внутриконтиненталъных государств в большой степени способствовала конкретизации понятия свободы доступа к морю стран, не имеющих выхода к морю.
11
Согласно п.1 ст.2 прибрежное государство обязано предоставить свободу транзита через свою территорию соседней стране, не имеющей выхода к морю. В Конвенции подробно рассматриваются условия транзита товаров и грузов через территорию транзитного государства, но в то же время, ряд вопросов, касающихся осуществления права транзита при доступе к морю, должен быть урегулирован в соглашениях между заинтересованными государствами. Это сближает ее со ст.З Конвенции об открытом море 1958 года и свидетельствует о том, что участникам Конференции ООН о транзитной торговле внутриконтянентальных государств 1965 года не удалось кодифицировать право на доступ к морю стран, не имеющих к нему выхода. Конвенция также сохранила принцип взаимности, используемый при обычном транзите, несмотря на то, что внутриконтиненталыше государства настаивали на отказе от применения принципа взаимности в случае осуществления транзита как составной части доступа к морю. Необходимо отметить, что принципы преамбулы Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года противоречат статьям самой Конвенции. Преамбула включает основные положения, в свете которых договор подлежит толкованию, учитывает его характерные черты, обстоятельства, послужившие поводом к его заключению, мотивы и цели договора. В целом , преамбула имеет такую же юридическую силу, как и основной текст договора, и при толковании рассматривается вместе с ним. Единственное же, что Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 года не препятствует государствам предоставлять друг другу более значительные права на пользование транзитными возможностями, чем те, которые предусмотрены ее статьями, при условии их соответствия принципам конвенции.
12
Таким образом, данное противоречие между принципами преамбулы и статьями самой конвенции говорит о том, что договаривающиеся стороны так и не нашли приемлемое для всех сторон решение. Четвертая глава
В главе «Кодификация и прогрессивное развитие норм, регулирующих право внутриконтинентапьных государств на доступ к морю и от моря и на свободу транзита в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года» анализируются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В связи с этим рассматриваются кодифицированные в ней права внутриконтинентальных государств по эксплуатации ресурсов Мирового океана и их права на доступ к морю и от него и на свободу транзита.
На Ш Конференции ООН по морскому праву позиция внутриконтинентальных государств основывалось на том, что их право на доступ к морю и от него, обеспечение которого является абсолютно необходимым для достижения всестороннего экономического развития, является общепризнанным и юридически обязательным принципом международного права, который должен быть подтвержден и в процессе новой кодификации международного морского права. Реализация этого права необходима для обеспечения государствам, не имеющим выхода к морю, реальной возможности участвовать в использовании свобод морей на равных условиях с прибрежными государствами. Право государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю и от него требовало не только всеобщего подтверждения, но и соответствующей разработки. Необходимо было, чтобы государства, не имеющие выхода к морю, получили реальные возможности в соответствии с условиями новой Конвенции участвовать в различных формах использования морей.
13
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года не только четко закреплены права внутриконтинентальных государств, но и подробно определено их нормативное содержание, которое может быть расширено соглашениями, заключенными между этими государствами и государствами транзита. Необходимо отметить, что в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года за государствами, не имеющим выхода к морю, признается право на доступ к морю.
Важная особенность Конвенции ООН по морскому праву 1982 года состоит в том, что ею установлена неразрывная связь между правом внутриконтинентальных государств на доступ к морю и целью предоставления этого права.
В ней ясно указывается, что это право признается за внугриконтинентальными государствами "в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества" (п.1 ст. 125). Следовательно, эта формулировка, покрывает одновременно как право внутриконтинентальных государств на доступ к морю в целях его использования в традиционных формах, так и право на доступ к морю в целях осуществления прав в рамках установленного правового режима морского дна. Был достигнут существенный прогресс в отношении конструкции свободы транзита государств, не имеющих выхода к морю, через территорию государств транзита. В отличие от Женевской конвенции об открытом море 1958 года в Конвенции 1982 года эта свобода не "предоставляется" государствами транзита внутриконтинентальным государствам, а принадлежит последним прямо, в силу закрепленной в Конвенции нормы международного права. Положение нисколько не меняется вследствие примененного в данном случае оборота.
14
При этом используемый оборот "свобода транзита", применяемый в новой Конвенции, означает больше, чем "свободный путь через всю территорию", содержащийся в Женевской конвенции, поскольку термин "свобода" в международном праве не означает ничего иного, как "право" или даже целая совокупность прав. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не предусматривает применения правила взаимности, а говорит только о субрегиональных и региональных соглашениях, которые могут быть заключены между заинтересованными государствами, кроме двусторонних транзитных соглашений.
В результате этого этапа кодификации морского права было подтверждено право внутриконтинентальных государств на доступ к морю и от него, а свобода их транзита с этой целью стала носить обязательный правовой характер. Регламентация этих основных прав наряду с другими правами является составной частью действующего международного права и его отрасли - международного морского права. Эти права закреплены не только рамках правовых режимов территориального и открытого морей, как в Женевских конвенциях 1958 года, но так и в отдельной самостоятельной части Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Из содержания ч.Х Конвенции ООН по морскому праву 1982 года следует, что сам исходный принцип и совокупность связанных с ним прав являются нормами, имеющими обязательную силу.
Это право остается неразрывно связанным с правами, принадлежащими всем государствам по отношению к морю и представляющими им возможность на основе полного равенства пользоваться всеми видами морепользования, включая разведку и разработку его ресурсов, в том числе в районе морского дна за пределами национальной юрисдикции.
15
В заключении диссертации представлены основные выводы и предложения диссертанта по теме исследования.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1.Основные доктрины о праве внутриконтинентальных государств на свободный доступ к морю и от моря //Международное право - International law-M., 1999, №2. с. 51-62
2. Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. М, 2000. 19 с. - Деп. в ИНИОН РАН 19.09.2000 г., № 55910
Джаракян Арман Левонович (Российская Федерация)
Диссертация посвящена изучению правового положения внутриконтинентальных государств в международном праве касательно их прав на доступ к морю и от него, прав на свободу транзита и других прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества.
В работе предпринята попытка комплексного рассмотрения проблем, возникающих перед внутриконтинентальными государствами в связи с их правом на доступ к морю и от него, правом на свободу транзита, а также при пользовании пространствами и ресурсами Мирового океана.
16
Проведенный анализ научных работ представителей доктрины в данной области, практическая деятельность внутриконтинентальных государств в договорном процессе с прибрежными государствами, анализ нормативно-правовых документов позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на дальнейшее развитие процесса расширения прав внутриконтинентальных государств в области пользования пространствами и ресурсами Мирового океана .
Освещаются основные тенденции и проблемы, возникающие в процессе реализации вышеуказанных прав внутриконтинентальньши странами.
В диссертации содержатся выводы, предложения и рекомендации, к которым диссертант пришел в результате проведенного исследования.
Практические рекомендации могут быть использованы в работе международных организаций, занимающихся вопросами по данной тематике, а также учреждений и ведомств внутриконтинентальных государств, заинтересованных в свободном доступе к морю и от него и на свободу транзита. Теоретические выводы могут способствовать развитию механизма взаимоотношений внутриконтинентальных и прибрежных государств в данной области.
Рассмотренные в работе проблемы непосредственно связаны с практической деятельностью внутриконтинентальных государств по расширению прав доступа к морю и от него и на свободу транзита.
Djarakian Arman Levonovich (Russian Federation)
The dissertation is devoted to the analysis of the legal status of landlocked states т the international law concerning their access to and from the sea,
17
the freedom of transit and other rights with regard to the freedom of the high seas and common heritage of mankind.
The author made an attempt to examine complex of problems arising before land-locked states in connexion with their access to the sea, the freedom of transit and the use of spaces and resourses of Ocean.
The analysis of scientific works in the given field, practical activity of land-locked states in treaty process with coastal states, the analysis of normative documents permits to formulate proposals directed to further evolution of the process of extension of rights of land-locked states in the field of the use of spaces and resourses of Ocean.
The work contains conclusions, suggestions, recommendations to which the author came as a result of the research.
Practical recommendations may be used in the work of international organization studying questions in the given field and also institutions and departments of land-locked states taken an interest in free access to the sea, the freedom of transit.
Theoretical deductions may promote development of the mechanism of interrelation of land-locked and coastal states in the given field.
The questions analysed in the work are closely connected with practical activity of land-locked states directed to extension of rights of access to and from the sea and the freedom of transit.
Описание предмета: «Международное право»Международное право - совокупность юридических норм, определяющих отношения одного государства к другим
государствам и к их подданным, а также с международными организациями.
Международное право представляет собой правовую систему договорных и обычных норм и принципов, выражающих
согласованную волю государств. При этом источниками международного права являются международные договоры и
международно-правовые обычаи.
Литература - К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В. Яркина. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными компаниями. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 446 с.
- Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2005. – 256 с.
- К.Н. Лунгу, Е.В. Макаров. Задачи по математике. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. – 336 с.
- А.П. Гуляев, К.Е. Ривкин, О.В. Сарайкина, С.М. Юдушкин. Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" с приложениями. – М.: Экзамен, 2004. – 352 с.
- С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. Введение в психологию развития. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 216 с.
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2004. – 176 с.
- К.А. Лебедев, А.В. Митронин, И.Д. Понякина. Непереносимость зубопротезных материалов. – М.: Либроком, 2010. – 208 с.
- К.Д. Бальмонт, М.В. Марьева. К. Д. Бальмонт. Будем как солнце. Книга символов. М. В. Марьева. Книга К. Д. Бальмонта "Будем как солнце". Эклетика, ставшая гармонией. – М.: О. В. Епишева, 2008. – 280 с.
- Сулейманова О.А., Карданова-Бирюкова К.С., Лягушкина Н.В., Беклемешева Н.Н., Трухановская Н.С. Лингвистические теории в интерпретации переводческих стратегий. Комплексный анализ переводческого процесса. – М.: Ленанд, ЛКИ, 2015. – 272 с.
- В.Ф.Трушков, К.А.Перминов und В.В.Сапожникова. Энтальпия в гигиеническом нормировании химических веществ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 176 с.
- К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В. Яркина. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 512 с.
- И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье. – М.: Ленанд, 2015. – 240 с.
- И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье. – М.: Ленанд, 2015. – 240 с.
- В.Ф. Корсун, К.А. Трескунов, Е.В. Корсун, А.Мицконас. Лекарственные растения в онкологии. Руководство по клинической фитотерапии. – М.: Н-Л, 2015. – 432 с.
- К.А.Ермолаева, О.В.Цветкова, Н.Н.Самарова. Подготовка к Всероссийским итоговым проверочным работам по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО. 8 класс. Рекомендации, тренировочные тематические проверочные работы, итоговые проверочные работы. – М.: Учитель, 2017. – 134 с.
- К.А. Лебедев, А.В. Митронин, И.Д. Понякина. Непереносимость зубопротезных материалов. – М.: Ленанд, 2018. – 208 с.
- К.Р. Лужанская, А.В. Щербина. ОГЭ 2019. Физика. 25 лучших вариантов. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|