Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Контроль в современном международном праве

Международное право

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Казанский государственный университет

 

 

Валеев Револь Миргалимович

 

Контроль в современном международном праве

Специальность - 12.00.10 - международное право

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук

Казань -1999

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность и разработанность темы исследования.

Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.

Сотрудничество государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни стало не только обязательным принципом международного права, а жизненно необходимым условием мирового развития. Объявление 17 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН последнего десятилетия уходящего столетия (1990-1999) Десятилетием международного права наложило особый отпечаток на его роль в современном мире. Созданные совместными усилиями правовые нормы стали основой жизнедеятельности государств, частью их внутреннего права или правовой системы. Генеральная Ассамблея в резолюции 15/157 от 30 января 1997 года в связи с Десятилетием международного права обратилась с призывом ко всем государствам действовать в соответствии с международным правом, в первую очередь, Уставом ООН, содействовать принятию и уважению принципов международного права, присоединиться к существующим многосторонним договорам, в частности, к договорам в области прогрессивного развития международного права и кодификации.1

Важнейшие вопросы современности в эпоху бурного научно-технического прогресса не могут быть разрешены не только отдельными государствами, но и целыми регионами. Отдавая предпочтение международно-правовым нормам,

1 См.: Документ ООН. A/RES/51/157,30 января 1997 года

субъекты международного права обязались неукоснительно их соблюдать. Стабильность международных отношений в конечном счете во многом зависит от строгого соблюдения государствами основополагающего принципа международного права - добросовестного выполнения международных обязательств. Тем не менее, как во внутригосударственном, так и в международном праве значительное внимание уделяется вопросам обеспечения выполнения международных обязательств. В этих целях государства обращаются к различным международным и национальным средствам для достижения эффективных результатов в выполнении международно-правовых норм, среди которых важное место отводится международному контролю.

Во внутригосударственном праве теоретические исследования отечественных ученых, посвященные комплексу проблем контроля, касающихся организационно-правового обеспечения социального управления, ведутся с давних пор. И, это понятно. Без контролирующего фактора не может осуществляться нормальная жизнедеятельность любого общественного организма и, прежде всего, государства. Фундаментальная разработка общей теории контрольной деятельности, как разновидности правовой формы, а также рассмотрение данной проблем в отдельных отраслях права приобрели важное значение для правоприменительной деятельности Российского государства, его органов, должностных лиц и граждан.

Что касается международного права, то межгосударственная договорная практика в какой-то степени опережает теоретические исследования по данному вопросу. В принятых во второй половине XX столетия многосторонних соглашениях значительное место занимают положения о международном контроле по обеспечению соблюдения государствами международных обязательств. В доктрине международного права вопросы международного контроля в основном рассматривались применительно к проблеме разоружения и ограничения вооружений. В последнее время интерес к данной теме стал возрастать, о чем свидетельствуют появившиеся статьи в зарубежных и

отечественных журналах. Более того, вопросы международного контроля в отдельных отраслях международного права были рассмотрены в монографических исследованиях (по космическому праву, защите прав человека и т.д.). 1 Следует отметить, что институт международного контроля в целостном виде в отечественной доктрине международного права не подвергался исследованию.

Как отметил И.И.Лукашук, контроль - необходимое условие функционирования всего международного права.2 Международная контрольная деятельность охватывает все отрасли и институты международного права. Отдельные аспекты международного контроля затрагивались в трудах Г.В.Игнатенко, И.И.Котлярова, Л.А.Лазутина, С.А.Малинина, Ю.С.Марочкина, Г.А.Осипова, Р.М.Тимербаева, О.И.Тиунова, Б.Р.Тузмухамедова, О.Н.Хлестова и других. Большой вклад в разработку данной темы внес О.И.Тиунов, посвятивший свои исследования непосредственно способам обеспечения международных договоров, в которых определенное внимание было уделено и международному контролю. Однако теоретические и практические аспекты международного контроля как самостоятельного института международного права в системном порядке ни зарубежными, ни отечественными учеными не рассматривались.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексный анализ института международного контроля, затрагивающего правотворческие и правоприменительные процессы во всех институтах и отраслях международного права. Теоретические и практические положения международного контроля позволяют выделить его среди других средств обеспечения выполнения международно-правовых норм, выявить его

1 См.: International control of narcotic drugs. New York, 1965; International control of outer Space. Washington, 1959; International control of primary commodities. Geneva, 1977; International control of world resources. Washington, 1975; Stone Julius. Legal controls of international conflict. Florida, 1973; Rechard Plender. Procedure in the European courts: comparisons and proposals. Hague, 1998; Paul P.Williams. Treatment of detainess. Examination of Issues Relevant to Detention by t the United Nations Human Rights Committee. Geneva, 1990; Jan Brownlie. International Law at the fiftieth anniversary of the United Nations. Hague, 1998, p.141-152,225 и другие.

2 См.: Лукапгук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996, с.175.

 

роль в этом процессе, особенности контрольно-процессуальной деятельности, определить содержание основных понятий и элементов контроля, специфику его принципов. Практические же проблемы международного контроля связаны с особенностями его осуществления в различных отраслях международного права.

Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:

- обосновать роль международного контроля в обеспечении выполнения государствами своих международно-правовых обязательств и достижении эффективности международно-правовых норм;

- рассмотреть общие закономерности и тенденции развития принципов международного контроля;

- изучить взаимодействие международного и национального контроля в процессе реализации норм международного права;

- исследовать формы и методы международного контроля в процессе международно-правоприменительной деятельности;

- проанализировать положения о контроле в международных соглашениях, касающихся отдельных отраслей международного права, выявить в них пробелы и наметить соответствующие предложения по восполнению или усовершенствованию международно-правовых норм.

Методология, теоретические и эмпирические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является системный анализ международно-правовых норм о контроле, применение сравнительно-правового, конкретно-социологического, формально-юридического и других методов, исторический анализ возникновения и развития международного контроля, обобщение широкого круга нормативных и практических материалов.

Исследование и теоретическое обобщение проводилось на основе анализа положений общей теории права, теории международного права, административного и уголовного права, внутреннего законодательства

Российской Федерации в различных сферах ее деятельности. В ходе исследования были использованы работы С.С.Алексеева, В.МТоршенева, А.Е.Лунева, В.Н.Кудрявцева, Ю.А.Тихомирова; юристов-международников Л.Н.Анисимова, И.П.Блищенко, К.А.Бекяшева, О.В.Богданова, А.Я.Баскина, П.Н.Бирюкова, В.А.Василенко, В.С.Верещетина, Г.М.Даниленко, Л.Н.Галенской, В.В.Гаврилова, Г.В.Игнатенко, А.И.Иойрыша, Г.И.Курдюкова, И.И.Карпеца, Р.А.Каламкаряна, В.А.Карташкина, Ю.М.Колосова, В.И.Кузнецова, А.Р.Каюмовой, И.И.Котлярова, В.КЛихачева, И.И.Лукашука, Л.А.Лазутина, Е.Г.Ляхова, С.А.Малинина, А.П.Мовчана, Р.А.Мюллерсона, А.В.Мелешникова, Г.А.Осипова, Э.А.Пушмина, В.В.Пустогарова, К.С.Родионова, Ю.А.Решетова, Ю.М.Рыбакова, В.Я.Суворовой, А.Н.Талалаева, О.И.Тиунова, Г.И.Тункина, О.М.Тимербаева, Б.Р.Тузмухамедова, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушакова, Д.И.Фельдмана, О.Н.Хлестова, С.В.Черниченко и других, а также зарубежных авторов: Д.Анцилотга, Л.Буса, Я.Броунли, К.Булери, П.Вильямса, Бутроса Гали, Х.Гассера, К.Земанека, Л.Ф.Кальсховена, В.Моравецкого, П.Радойнова, М.Сагер, Я.Симонидеса, К.Соммаруги, А.Фердросса, Ч.Хайда, Д.Харриса и других.

В ходе исследования были подвергнуты анализу более 150 многосторонних международных соглашений, документы Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов ООН, Совета Европы, а также законодательство Российской Федерации в отдельных областях по осуществлению международных обязательств.

Теоретические положения диссертации проиллюстрированы договорной практикой государств, многосторонними конвенциями по отдельным отраслям международного права.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в отечественной науке международного права монографическим исследованием института международного контроля посредством комплексного анализа различных его аспектов. При этом основное внимание в работе было сосредоточено на проблемах, недостаточно изученных отечественной наукой, в

g

 

том числе на анализе как теоретических исследований, так и международно-правовой практики в области международного контроля, на поиске юридически значимых механизмов совершенствования института международного контроля, его реформирования в отдельных отраслях международного права.

Представленные в диссертации выводы и предложения отличаются концептуальной и научно-практической значимостью, новым подходом к постановке теоретических и практических проблем международного контроля.

Новизна диссертационного исследования заключается в разработке следующих положений, выносимых на защиту.

1. Среди известных в истории международного права средств обеспечения выполнения государствами международных обязательств (клятва, присяга, залог, занятие территории, поручительство, гарантии и др.) международный контроль является относительно новым способом проверки соблюдения норм международного права, интерес к которому стал проявляться лишь во второй половине XX столетия, что поставило перед теорией международного права задачу глубокого осмысления его роли, развития и совершенствования договорной практики. Теоретическая же разработка проблемы пока отстает от конвенционных положений о контроле.

2. Исследование сущности международного контроля позволяет прийти к выводу о том, что он не ограничивается только проверкой фактического положения вещей и их соответствия нормативным актам, как это отмечается в работах отдельных авторов, а представляет собой основанную на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельность его субъектов или созданных ими органов по проверке соблюдения государствами международно-правовых обязательств и в принятии мер по их выполнению.

3. Представляется весьма актуальным исследование сущности международного контроля и его роли в достижении эффективности международно-правовых норм. Выступая в роли организационно-правовых

средств содействия осуществлению международно-правовых норм, международных контроль вторгается в сам процесс исполнения международных обязательств. Международная правоприменительная деятельность государства с самого начала и до достижения конечной цели находится под международным контролем, установленным самими субъектами международного права, что оказывает непосредственное влияние на получение эффективных результатов.

4. Как и любая деятельность, в международном общении контрольный механизм должен функционировать в строгом соответствии с общепризнанными нормами современного международного права. На базе глубокого анализа международных конвенций в работе рассматриваются особенности соблюдения императивных норм при осуществлении международного контроля, а также действие специальных принципов контроля, разработанных и систематизированных в ходе данного исследования.

5. Поскольку контроль представляет собой правоприменительную деятельность по обеспечению исполнения норм права, он проходит ряд стадий. В международном праве отсутствуют правовые нормы, устанавливающие определенные стадии осуществления международного контроля. В диссертации на основе изучения теоретических работ и международных документов предложены и обоснованы соответствующие стадии международного контроля, проанализировано содержание каждой стадии контрольной деятельности.

6. Международная практика для обеспечения исполнения международных соглашений в механизм контроля включает как специально созданные государствами органы, так и национальные средства. Это наглядно видно из договоров между СССР и США по вопросам разоружения и ограничения вооружений. В этой связи автор диссертации рассматривает взаимодействие международного и внутригосударственного контроля, аргументирует их тесную связь, взаимопроникновение и взаимодополнение.

7. В диссертации дается определение понятий форм и методов международного контроля, их классификация. Впервые в отечественной доктрине

10

 

международного права более конкретно рассматривается каждый из методов контроля, характерные их особенности, международно-правовая практика их применения. Особо выделяются такие методы международного контроля, как проведение международных инспекций и расследований, а также судебный и арбитражный контроль, которые по значимости и по принимаемым решениям занимают одно из ведущих и важных мест в системе механизма международного контроля.

8. В работе исследуются особенности применения контрольного механизма по обеспечению выполнения международных обязательств лишь в отдельных отраслях, хотя международный контроль охватывает по существу все отрасли международного права. Выбор отраслей международного права для анализа был сделан, исходя из современного и наиболее оптимального уровня кодификации их норм. Более того, принято во внимание значение объектов, регулируемых нормами данных отраслей международного права. В диссертации предлагается анализ контрольного механизма в конвенциях следующих отраслей современного международного права:

- по защите прав человека;

- по гуманитарному праву; по праву окружающей среды; по праву международной безопасности; по международному морскому праву; по международному уголовному праву.

9. На основе исследования международных документов по правам человека, а также изучения механизма контроля, осуществляемого как в рамках Организации Объединенных Наций, так и Совета Европы, диссертант отмечает пробелы в работе конвенционных органов контроля, предлагает учредить в рамках ООН единого органа контроля с его отделами и подотделами, учитывая объект контрольной деятельности

11

 

10. В международном гуманитарном праве отмечается недостаточный уровень закрепления в Женевских конвенциях 1949 года и Протоколах 1977 года, а также в других его документах механизма контроля и в связи с этим обосновывается и вносится предложение о создании органа, наделенного функциями контроля за выполнением сторонами вооруженных конфликтов норм международного гуманитарного права. Принятие соответствующего международного документа должно носить обязательный для государств характер.

11. В области охраны окружающей среды принято более 500 многосторонних и двусторонних соглашений. В целях недопущения экологической катастрофы предлагается вместо разрозненных органов по контролю за осуществлением многочисленных конвенций создать единый контрольный орган при ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). Данный орган мог бы быть учрежден на дипломатической конференции государств или на сессии Генеральной Ассамблей ООН с предоставлением ему компетенции по осуществлению контроля за выполнением международных конвенций в области защиты окружающей среды и наделением полномочиями по вынесению обязательных для исполнения решений.

12. В интересах международной безопасности, повышения ответственности государств за сохранение мира, принимая во внимание ядерную угрозу для человечества, а также необходимость ликвидации других видов оружия массового уничтожения, в диссертации на рассмотрение вносится ряд предложений по повышению роли контрольного механизма в действующих нормах международного права в данной отрасли, а также принятие новых международно-правовых норм.

13. В порядке сравнения с другими отраслями международного права оценивается степень разработанности контрольного механизма конвенции ООН 1982 года по морскому праву. Отмечается масштабность, широкий диапазон системы контроля в данной сфере, которая в отдельных случаях может быть

12

 

заимствована при разработке других универсальных многосторонних конвенций по международному праву.

14. В связи с усилением роли международного уголовного права подчеркивается и должным образом аргументируется вывод о том, что приведение национального уголовного законодательства в соответствие с требованиями международных конвенций и принятие необходимых мер является одним из эффективных направлений в борьбе с преступностью вообще и международной, в частности. В этой связи автор анализирует уголовное законодательство России, выделяет составы преступлений, вытекающие из международных обязательств Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и выводы нашли отражение в научных, учебных, учебно-методических публикациях, в выступлениях на международных, российских, региональных конференциях, симпозиумах, семинарах и встречах, в учебном процессе при преподавании курса "Международное право" и спецкурса "Международный контроль".

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней содержится комплексный анализ основных характеристик международного контроля, рассматриваются формы и методы контрольной деятельности, исследуются особенности режима контроля в отдельных отраслях международного права. Исследование основных проблем международного контроля, пронизывающего все отрасли международного права, представляет собой новое, актуальное и перспективное научно-практическое направление в доктрине современного международного права.

Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы научной общественностью в процессе изучения и теоретической разработки средств обеспечения международных договоров, а также преподавания в юридических учебных заведениях курса "Международное право". Они находят практическое применение на юридическом факультете Казанского

13

 

государственного университета при чтении спецкурса "Международный контроль".

Практическое значение диссертации состоит, прежде всего, том, что ее материалы, в том числе рекомендации, могут быть учтены при разработке проектов многосторонних и двусторонних международных соглашений, а также использованы при создании международных контрольных органов для обеспечения эффективного выполнения международно-правовых норм.

Более того, результаты исследований могут быть применены в законотворческой деятельности соответствующих органов Российской Федерации при составлении раздела законов о выполнении международных обязательств.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шестнадцать параграфов, заключения, списка опубликованных работ и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна диссертации, ее методологические основы, сформулированы основные положения, разработанные автором и выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе "Понятие и сущность международного контроля в международном праве" исследованы юридическая природа международного контроля, его роль в достижении эффективности международно-правовых норм, принципы и стадии осуществления международного контроля, его взаимодействие с национальным контролем.

В первом параграфе "Юридическая природа международного контроля" рассматривается значение международного контроля для обеспечения международного правопорядка как нового института международного права. Проблема международного контроля связана со всеми отраслями современного международного права и, в первую очередь, с правом международных договоров, хотя в Венской конвенции о праве международных договоров 1969

14

 

года отсутствуют нормы, предусматривающие способы обеспечения выполнения международных договоров, кроме статьи 26, закрепившей принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Международный контроль представляет сравнительно новый институт международного права, объектом которого являются весьма разнообразные международные отношения, регулируемые нормами международного права, а также соответствующая деятельность государств по соблюдению международных обязательств, обеспечению международного правопорядка и законности.

В международно-правовой литературе вопрос о международном контроле исследовался в основном применительно к отдельным отраслям международного права или при анализе деятельности международных организаций. В диссертации подробно анализируются взгляды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме (К.А.Бекяшева, Я.Броунли, А.И.Иойрыша, Л.Н.Иванащенко, Г.В.Игнатенко, Ю.М.Колосова, В.А.Карташкина, И.И.Котлярова, Л.А.Лазутина, И.И.Лукашука, С.Ю.Марочкина, В.Моравецкого, С.АМалинина, П.Радойнова, Я.Симонидеса, А.Н. Талалаева, Р.М.Тимербаева, Б.Р.Тузмухамедова, О.И.Тиунова, О.Н.Хлестова, и других).

Подавляющее большинство юристов-международников рассматривают международный контроль как проверку выполнения принятых по договору обязательств, т.е. установление фактических обстоятельств и их оценку с точки зрения соответствия требованиям норм права. Наиболее широкое толкование содержания международной контрольной деятельности дается в работах О.И.Тиунова, И.И.Котлярова, в которых говорится о его предупреждающей роли в нарушении международных обязательств и о цели добросовестного, полного и своевременного их выполнения.1

1 См.: Тиунов О.И. О понятии международного контроля. "СЕМП 1988", М., 1989, с 99. КотдяровИ.И. Правовые вопросы контроля за соблюдением международных обязательств-В кн.: Международное сотрудничество и международное право. М., 1977, с 40

15

 

По мнению отдельных зарубежных ученых, функции международного контроля завершаются констатацией выполнения и невыполнения обязательств (Я.Симонидес).

В связи с отнесением отдельными учеными международного контроля только к проверке деятельности государств по соблюдению международно-правовых обязательств, представляет определенный интерес решение этого вопроса во внутригосударственном праве, хотя там имеется своя специфика применения норм. Национальный контроль не ограничивается только проверкой фактического положения вещей и их соответствия юридическим актам. Контрольные органы или должностные лица применяют меры по устранению объектом контроля выявленных нарушений и выполнению соответствующих правовых предписаний (В.М.Горшенев, И.Б.Шахов)1

Международно-правовая практика также свидетельствует о широких функциях международного контроля. В частности, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1997 года наделила контрольный орган - Организацию по запрещению химического оружия - функциями не только формальной проверки соблюдения Конвенции ее участниками, но и функциями обеспечения выполнения ее положений. В целом следует признать, что теоретические исследования института международного контроля по сравнению с международно-правовой практикой его применения явно отстают. Тем более следует учесть, что международный контроль как средство обеспечения международных обязательств стал широко практиковаться и совершенствоваться в международных договорах во второй половине XX столетия и поэтому не случайно в международно-правовой литературе вплоть до 70-х годов уходящего века о нем не упоминается вообще или ему уделяется весьма скромное внимание.

1 См.: Горшенев В.М., Шахов И.Б. Кошроль как правовая форма деятельности. М" 1982.

16

 

В диссертационном исследовании автор отмечает, что по мере расширения сотрудничества государств, научно-технического прогресса и глобализации международно-правовых проблем роль международного контроля будет все более возрастать, приобретая новые формы и методы. Таким образом, его следует определить как основанную на общепризнанных принципах и нормах современного международного права деятельность субъектов международного права или созданных ими органов, заключающуюся в проверке соблюдения государствами_международно-правовых обязательств и в принятии мер по их выполнению.

Международный контроль выступает среди других средств обеспечения выполнения государствами международных обязательств как самостоятельный институт. Как известно, в международном праве под институтами понимается система взаимосвязанных, взаимодополняемых по своему назначению норм, регулирующих относительно обособленную совокупность взаимосвязанных общественных отношений1. Институт международного контроля представляет собой систему правовых норм, установленных в международных соглашениях, предметом регулирования которых является отношения государств по проверке соблюдения международно-правовых обязательств.

Являясь правовой формой деятельности государств и созданных ими органов, международный контроль вклинивается в правоприменительные процессы с целью обеспечения надлежащего выполнения государствами международных обязательств, проверки соответствия их поведения требованиям международно-правовых норм, блокирования отклонений деятельности государств от заданной программы, установленной в международных соглашениях. Институт международного контроля не относится только к одной отрасли международного права, а является как бы сквозным, ибо его нормы, по существу, содержатся в соглашениях всех отраслей международного права.

1 См: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983, с.43.

17

 

Несмотря на различие предметов регулирования соответствующих отраслевых норм международного права, нормы института международного контроля отличаются взаимосвязанностью, согласованностью применения его форм и методов. Государства при заключении международных соглашений, независимо от объекта и предмета регулируемых отношений, устанавливают в текстах соглашений положения об осуществлении контроля за их исполнением, механизм которого разработан и единообразно применяется в международно-правовой практике. Более того, институт международного контроля базируется как на освополагающих принципах современного международного права, так и на собственных принципах. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что нормы института международного контроля обслуживают всю систему международных отношений по вопросу обеспечения выполнения международных обязательств.

Во втором параграфе "Международный контроль и вопросы эффективности международно-правовых норм" исследуется роль международного контроля в достижении эффективности международно-правовых норм. Автор обращается к исследованиям в общей теории права относительно понимания эффективности правовых норм (В.В.Глазырин, В.И.Никитинский, И.С.Самощенко, В.М.Сырых), а также к работам ученых-международников по данной проблеме (Л.Х.Мингазов, С.Ю.Марочкин). На основе анализа правовой литературы в работе делается вывод о том, что в качестве критериев оценки эффективности международно-правовых норм можно выделить следующие условия:

1. Сама международно-правовая норма должна соответствовать общественному прогрессу, основополагающим принципам современного международного права, тенденции развития международных отношений и сотрудничества государств.

2. Отвечающая современным требованиям международно-правовая норма должна соответствовать по содержанию достижениям науки, а по форме и

18

 

структуре быть удобной, простой, не требующей дополнительного толкования, конкретной для исполнения.

3. Правоприменительная деятельность субъектов международного права как по времени, так и в пространстве должна охватывать всю систему международных и внутригосударственных мер и должна быть направлена к своевременному и добросовестному выполнению международно-правовых обязательств.

Эффективность качественной международно-правовой нормы означает, что ее применение и реализация приводит именно к тому оптимальному результату и достижению той конкретной цели, которые были установлены сторонами при разработке и принятии международных соглашений. Для достижения эффективности международно-правовых норм государства в договорной практике отводят большую роль механизму международного контроля, который с самого начала правоприменительной деятельности субъектов международного права вторгается в сам процесс осуществления международно-правовой нормы, т.е. международно-правоприменительная деятельность государств до достижения намеченной цели находится под международным контролем, установленным самими государствами-участниками международных соглашений. Возникающие в процессе контроля разногласия по поводу применения, соблюдения, толкования международно-правовой нормы могут быть своевременно устранены, что, несомненно, оказывает существенное влияние на ее эффективное выполнение.

В третьем параграфе "Принципы международного контроля" рассматриваются особенности соблюдения общепризнанных принципов современного международного права при осуществлении международного контроля, а также действия специальных принципов контрольно-процессуальной деятельности.

Международно-правовая практика свидетельствует о том, что контроль за соблюдением международных норм может проводиться как за пределами территории государств-участников международных соглашений, так и внутри

19

 

территории путем направления специальных лиц для наблюдения, инспектирования, проверки документов и т.д. В этой связи возникает вопрос о допустимости деятельности международных контрольных органов на территории государств участников международных соглашений и пределах этой допустимости. В соответствии с принципом невмешательства во внутренние дела контрольные функции должны осуществляться строго в пределах, установленных в соглашениях сторон, поскольку только в этих пределах государства ограничивают свой абсолютный суверенитет. Так, в соответствии с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 29 сентября 1996 года каждое государство-участник разрешает Организации, учрежденной для достижения объекта и цели договора, проводить инспекцию на месте, на его территории или в местах, находящихся под его юрисдикцией или контролем. Инспекторам дозволено получать только ту информацию и те данные, которые необходимы для цели данной инспекции, и свести к минимуму вмешательство в нормативные операции инспектируемого государства-участника. Современная договорная практика государств строго придерживается положения, исключающего вмешательство контролирующих органов в деятельность, компетенцию внутренних органов государства.

В диссертации подробно анализируются действия принципов суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, мирного урегулирования международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств при осуществлении международного контроля.

Так, в частности, в работе отмечается, что принцип суверенного равенства государств в системе международного контроля выражается в том, что государства при разработке соглашения наделяются равными правами в установлении механизма международного контроля; формы и методы контроля не должны нарушать суверенитет контролируемого государства: при осуществлении международного контроля участники международных соглашений пользуются равными правами; каждое государство-участник

20

 

соглашения обязано уважительно относиться к законам, другим нормативным актам, а также правопорядку государства, подвергаемого проверке; каждое государство-участник соглашения имеет право поднимать в контрольных органах любой вопрос, связанный с контрольной деятельностью, а также обратиться с жалобой в контрольные органы.

Наряду с рассмотрением в диссертации особенностей соблюдения государствами общепризнанных принципов современного международного права в механизме международного контроля автор подвергает анализу отраслевые принципы, имеющие непосредственное отношение к институту международного контроля. Обобщая итоги обсуждения проблемы международного контроля в органах ООН, а также существующие концепции отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, автор делает вывод о том, что для института международного контроля характерны свои специальные принципы: универсальность,' добровольность и согласованность, конфиденциальность, адекватность-соразмерность, полнота и достоверность полученной информации, профессионализм, эффективность, открытость, взаимодействия с внутригосударственным контролем, многогранность применяемых форм и методов контроля, недопущение злоупотреблений и дискриминации в процессе контроля, ответственность.

Четвертый параграф "Стадии осуществления международного контроля" посвящен характеристике этапов контрольно-процессуальной деятельности субъектов международного контроля. Исследование данного вопроса автор начинает с обращения к теоретическим и практическим аспектам внутригосударственного контроля, к взглядам отечественных ученых по общей теории государства и права, затем переходит к рассмотрению разработанности проблемы в международном праве. По мнению диссертанта, в научных трудах стадии контрольно-процессуальной деятельности освещены столь же поверхностно, как и сам институт международного контроля. Отдельные положения высказаны в работах И.И.Лукашука, О.И.Тиунова, В.Моравецкого

21

 

На основе анализа теоретических исследований и международно-правовой практики государств по применению механизма международного контроля за соблюдением международных обязательств в диссертации делается вывод о том, что контрольно-процессуальная деятельность включает следующие стадии:

1. Организационно-подготовительную, которая состоит из определения субъекта международного контроля, подконтрольного объекта, установления его международно-правовых обязательств, форм и методов контроля.

2. Собирание в соответствии с общепризнанными принципами международного права и специальными принципами, относящимися к международному контролю, информации о соблюдении подконтрольным объектом своих обязательств, вытекающих из международно-правовых норм.

3. Подведение итогов и оценка поведения подконтрольного объекта путем сопоставления собранных фактических данных и его международно-правовых обязательств, констатация и оценка отклонений от правовой нормы.

4. Принятие соответствующими органами или организациями международного контроля, а также другими субъектами контрольной деятельности решений, рекомендаций, предписаний по достижению соблюдения подконтрольным объектом своих международно-правовых обязательств.

 

5. Принятие соответствующими органами или организациями международного контроля, а также специально учрежденными для этой цели другими субъектами контроля мер ответственности в отношении государства-правонарушителя, вплоть до передачи материалов на рассмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН.

В пятом параграфе "Взаимодействие международного и национального контроля" исследуется функционирование и взаимосвязь системы международного контроля с внутригосударственным. В диссертации отмечается, что, будучи частью управляющего блока механизма правореализации, внутригосударственный контроль вклинивается в правоприменительные процессы с целью обеспечения их точности, соответствия с требованиями

22

 

законности и служит важным организационно-юридическим способом управления процессами применения права. Вторжение внутригосударственного контроля в механизм правореализации имеет отношение как к внутригосударственным нормам, так и к инкорпорированным междунароно-правовым нормам. В случае обнаружения в ходе внутригосударственного контроля несоответствия' положения внутригосударственных актов нормам международного договора должны быть приняты законодательные акты по изменению, дополнению или принятию новых внутригосударственных актов. В контрольном процессе по проверке выполнения обязательств, вытекающих из норм международного права, принимает участие вся система внутригосударственного контроля. Поскольку контроль представляет правовую форму деятельности, она осуществляется исключительно уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и другими субъектами Механизм внутригосударственного контроля за выполнением международных обязательств является важнейшим первичным звеном в системе контроля и его осуществление служит важнейшим фактором во взаимодействии с международным контролем в осуществлении международно-правовых норм. При реализации международных договоров как внутригосударственный, так и международный контроль преследуют одну цель - соблюдение участниками международных соглашений своих обязательств. В этом плане между ними отсутствуют взаимоисключающие противоречия, а наоборот, должно быть полное взаимодействие, взаимопонимание, исключающие нарушение интересов государств. Выводы и итоги национального контроля могут быть предметом обсуждения международных контрольных органов, о чем свидетельствует международно-правовая практика (например, Договоры между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны, стратегических наступательных вооружений и т.д.).

Во второй главе "Формы и методы международного контроля" исследуется механизм осуществления международного контроля, его

23

 

организационно-правовая структура, методы контрольно-процессуальной деятельности. Контроль всегда представляет собой правовую форму деятельности. Международно-правовая форма должна осуществляться в строгом соответствии с нормами международного права. Это означает, что в международных соглашениях их участниками должны быть установлены субъекты контроля, объекты и методы проверки, объем и характерные особенности данной деятельности, соответствующие основополагающим принципам современного международного права. В научных трудах по международному праву вопросы классификации форм международного контроля рассмотрены весьма поверхностно. На основе анализа теоретических исследований и практики государств диссертант, принимая за основу организационную структуру и субъектов контрольно-процессуальной деятельности, предлагает следующие формы классификации международного контроля:

1. Международный контроль, осуществляемый государствами индивидуально или коллективно.

2. Международный контроль, осуществляемый международными организациями (МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.).

3. Международный контроль, осуществляемый специально учрежденными международными органами (Комитет по правам человека, Комитет по наркотикам, Международный орган по морскому делу и др.).

4. Международный контроль, осуществляемый специальными миссиями, учрежденными государствами и международными организациями (Специальная миссия, созданная резолюцией 687 (1991) Совета Безопасности по Ираку).

5. Международный контроль, осуществляемый специальными представителями (посланниками) высших должностных лиц универсальных и региональных международных организаций (Генеральным секретарем ООН и ДР-)-

24

 

6. Международный контроль, осуществляемый неправительственными международными организациями (МККК и др.).

Наиболее значительным в международно-правовой практике является контрольный механизм международных организаций и органов, учрежденных по многосторонним международным соглашениям.

В работе показывается роль ООН и ее органов в осуществлении международного контроля за соблюдением ее членами международных обязательств, вытекающих как из Устава ООН, так и из других международных соглашений.

Определенный интерес в этом плане представляет система международного контроля, установленная в Конвенции по химическому оружию от 13 января 1993 года, по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 года и других. Как показывает практика, чем позднее принят международно-правовой документ, тем совершеннее система контроля, учрежденная в нем. По существу государства по мере накопления международного опыта принимают меры к установлению более современных (с учетом научно-технического прогресса) форм и методов международного контроля для достижения эффективных результатов выполнения международно-правовых норм. В работе, в частности, подчеркивается, что в целях укрепления доверия и взаимопонимания под эгидой ООН можно было бы создать механизм широкого международного контроля за выполнением соглашений по снижению напряженности, ограничению вооружений и контроля за военной обстановкой в конфликтных районах. Механизм действовал бы с использованием различных форм и методов контроля для сбора информации и принятия оперативных мер со стороны ООН.

Наряду с совершенствованием форм международного контроля международно-правовая практика выработала множество методов осуществления контроля: отчеты о выполнении договоров, доклады, наблюдения, обмен информацией, расследования, проверки на месте, установление

25

 

контрольных постов, инспекции, проведение консультаций, посещение объектов, рассмотрение жалоб, обзор политики отдельных государств, петиции, арбитраж и судебные разбирательства и т.д. Контроль, его формы и методы как в прошлом и настоящем, так и в будущем - это постоянно развивающийся процесс (Р.М.Тимербаев). Во второй главе в параграфах 2-5 анализируются методы международного контроля: обмен информацией, консультации о выполнении международных обязательств (§ 2); отчеты, доклады, наблюдения (§ 3); международные инспекции и расследования (§ 4); судебный и арбитражный контроль (§ 5).

Как зарубежные, так и отечественные ученые-международники не расходятся в суждениях относительно перечня методов международного контроля. Анализ методов осуществления международного контроля и правовые последствия, наступающие от его результатов, свидетельствуют о разных уровнях, степени и интенсивности совершения субъектами контроля данной контрольно-процессуальной деятельности.

Если обмен информацией, консультации, представление отчетов, докладов, наблюдения, как способы контроля, применяются, как правило, на ранних стадиях контроля, и контроль, в основном, завершается рекомендациями, предложениями объектам контроля по устранению выявленных нарушений, то проведение международных инспекций, расследований, рассмотрение нарушений международных обязательств международными судебными учреждениями могут повлечь соответствующую ответственность государств. По существу, итоги контрольной деятельности, независимо от метода контроля, всегда могут повлечь ответственность государства, если в ходе проверки будут выявлены нарушения договорных обязательств. Но степень и характер проверочной деятельности и те последствия, которые могут наступить после проверки выполнения международных обязательств судебными учреждениями, а также по итогам инспектирования или расследования, носят иной характер -

26

 

вплоть до принятия в отношении государства-нарушителя коллективных мер или передачи материалов на рассмотрение Совета Безопасности.

В связи с этим по методам осуществления проверки соблюдения государством международных обязательств следует классифицировать на две группы:

- международный контроль, проводимый путем обмена информацией, консультации, представления отчетов и докладов;

- международный контроль, осуществляемый путем инспектирования,

расследования, судебного рассмотрения.

И тем не менее, подобная классификация носит условный характер, поскольку каждый из методов контроля может сочетаться друг с другом, дополнять или предшествовать другому.

В диссертации в четырех параграфах подробно рассматриваются методы международного контроля, раскрывается их содержание, показывается договорная практика их применения.

В третье главе "Характерные особенности контроля в отдельных отраслях международного права" диссертант подвергает анализу международно-правовую практику применения механизма международного контроля в отраслях международного права, которые, по мнению автора, кодифицированы наилучшим образом по сравнению с другими отраслями. Как было ранее подчеркнуто, институт международного контроля имеет отношение ко всем отраслям международного права и поэтому, учитывая объем исследований, автор в диссертации ограничился рассмотрением механизма международного контроля лишь в шести отраслях современного международного права. Кроме степени кодификации правовых норм в этих отраслях, принята во внимание ценность регулируемых международных отношений.

Первый параграф "Международный контроль за выполнением международных норм о правах человека" посвящен исследованию системы международного контроля в органах ООН и Совете Европы за соблюдением

27

 

государствами международных стандартов в области защиты прав человека. В диссертации подвергнут анализу контрольный механизм Международных пактов о правах человека 1966 года, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Протокола № 11 к данной Конвенции, внесшего структурные изменения в созданный на ее основе контрольный механизм.

Международные контрольные органы, созданные названными конвенциями, предусматривают представление первоначального, затем периодических докладов государствами-участниками о мерах, принятых или принимаемых внутри страны по выполнению международных обязательств. Автор отмечает ограниченность полномочий конвенционных комитетов по правам человека, которые, в основном, сведены к установлению фактов и выработке рекомендаций. Конвенционный механизм контроля за выполнением международных соглашений по правам человека, как свидетельствует практика, обладает существенными недостатками. Прежде всего, это проявляется в том, что доклады о принимаемых мерах по соблюдению конвенции представляются государствами несвоевременно, во многих докладах информация носит поверхностный характер и объективно не отражает положения дел с защитой прав человека в стране, многие документы дублируют друг друга.

Эффективность работы Комитетов понижается вследствие несвоевременной, необъективной и неполной информации, представляемой государствами (В.А.Карташкин, Бутрос Бутрос Гали).

28

 

В диссертации автор соглашается с позицией бывшего Генерального секретаря ООН Бутроса Гали о необходимости реформирования всей системы контроля за соблюдением международных договоров о правах человека. В то же время диссертант предлагает на международной конференции или на сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассмотреть вопрос о создании единого для всех конвенций Органа по правам человека, наделенного правом рассматривать как жалобы государств, так и индивидов, коллективов, неправительственных организаций. По структуре данный Орган для рассмотрения жалоб мог бы иметь соответствующие подразделения. По существу, для государств отпала бы необходимость представления многочисленных докладов. Все необходимые данные были бы сконцентрированы в одном Органе, в едином документе, что позволило бы более эффективно осуществлять контроль за соблюдением прав человека. Более того, принимая во внимание ценность человеческого существа для земной цивилизации, которое является объектом защиты не только государств, но и в соответствии с Уставом ООН всего мирового сообщества, данный Орган следовало бы наделить полномочиями выносить обязательные для государств-участников конвенции решения по защите прав человека. Появление концепции, согласно которой международное сообщество может защищать конкретные права человека, действительно является одним из крупнейших практических и интеллектуальных достижений международного права.

Во втором параграфе "Международный контроль в международном гуманитарном праве" диссертант обращает внимание на степень кодификации международно-правовых норм в данной отрасли, на значение этих норм для международного сообщества на фоне все более нарастающих международных и внутригосударственных вооруженных конфликтов. Большой объем правовых норм в области международного гуманитарного права ставит перед международным сообществом не менее важный вопрос - обеспечение выполнения государствами обязательств, вытекающих из множества международных документов в данной сфере. В течение четырех десятилетий

29

 

Гаагские конвенции 1899 и 1907 г. г. о законах и обычаях сухопутной и морской войны продолжали оставаться основными правовыми актами, в том числе, по защите гражданского населения во время войны. Однако в них не был заложен механизм международного контроля. Впервые более подробные правила, относящиеся к осуществлению международных гуманитарных норм, появились в четырех Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и в Дополнительном протоколе № 1 1977 года. Женевские конвенции предусматривают, что конвенции будут применяться при содействии и под контролем Держав-Покровительниц, на которые возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте.

В диссертации показывается роль Держав-Покровительниц по осуществлению контроля за соблюдением конвенции. Однако этот институт практически полностью перестал функционировать с момента его официального принятия. Автор подвергает анализу ст.90 Дополнительного протокола № 1, согласно которой для расследования фактов серьезных нарушений Женевских конвенций и Протокола № 1 учреждается Международная комиссия по установлению фактов в составе пятнадцати членов, обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью. Контрольные функции Комиссии заключаются как в расследовании любых фактов, которые представляют серьезные нарушения Женевской конвенции и Протокола № 1, так и в оказании добрых услуг по восстановлению уважительного отношения к соблюдению названных документов.

В диссертации отмечается ограниченность контрольных функций Комиссии только расследованием серьезных нарушений и отсутствием надлежащей реализации ее выводов, ибо, деятельность Комиссии замыкается только в изменении отношения нарушившей Стороны к Конвенциям и Протоколу. Комиссия лишена самостоятельности, ибо расследование возможно только с согласия Сторон. По расследованным фактам Комиссия представляет сторонам доклад с рекомендациями, которые она сочтет необходимым. Теоретически

30

 

постоянный характер Комиссии, ее независимость и способность разрабатывать собственные правила процедуры являются многообещающими. Однако обязательный характер данного контрольного механизма относится только к государствам, которые сделали заявление о признании ipso facto компетенцию Комиссии в отношении расследования заявления другой стороны.

В диссертации делается вывод о том, что контрольный механизм Женевских конвенций разработан на довольно слабом уровне. Его недостаток заключается в том, что осуществление международного контроля целиком ставится в зависимость от согласия конфликтующих сторон. Между тем мог бы быть выработан международный механизм контроля за выполнением положений как Гаагских, так и Женевских конвенций, Протоколов № 1 и № 2, учитывающий пререгативное международное значение защиты прав человека, в особенности во время вооруженных конфликтов. Этот фактор ставит перед человечеством задачу поиска таких форм и методов контроля, которые, прежде всего, были бы направлены на защиту человеческой жизни, а не ставились в зависимость от согласия конфликтующих сторон. Осуществление международного контроля за выполнением норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов можно было бы возложить на специально учрежденный орган с наделением полномочиями посещать любые объекты с целью проверки и последующим обсуждением итогов контроля в соответствующих органах региональных организаций или ООН с участием сторон в вооруженных конфликтах для принятия мер по соблюдению норм международного права.

В третьем параграфе "Международный контроль в международном праве окружающей среды" диссертант подвергает тщательному анализу контрольный механизм универсальных международных соглашений в данной сфере. Отмечается роль Стокгольмской декларации принципов и плана действий от 12 мая 1972 года, Декларации и Повестки дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 года, в разработке и в принятии универсальных международно-правовых норм по защите окружающей среды. В работе

31

 

исследуется система международного контроля в таких основополагающих универсальных конвенциях, как: Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 9 мая 1992 года и Киотского протокола к данной Конвенции от 10 декабря 1997 года, Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, от 17 июня 1994 года, Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года и Монреальского протокола к данной Конвенции от 16 сентября 1987 года, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 года, Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике от 4 октября 1991 года, Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17 марта 1992 года, Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения от 3 февраля 1975 года, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 5 мая 1992 года и др.

Рассматривая характерные особенности системы международного контроля в универсальных соглашениях в области охраны окружающей среды, автор анализирует роль Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в разработке международно-правовых документов в данной сфере и в принятии мер по их осуществлению. Созданная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, обладающая определенной автономностью и наличием постоянных органов и членством суверенных государств, ЮНЕП стала обладать признаками международной организации. На регулярно проводимых сессиях Совета управляющих ЮНЕП обсуждаются самые наболевшие вопросы по охране окружающей среды, в том числе вопросы по осуществлению международных конвенций. Программа ООН по окружающей среде обеспечивает секретариатское обслуживание пяти международных соглашений: Конвенции по биологическому разнообразию, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венской конвенции об охране озонового слоя,

32

 

Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных. В диссертации положительно оценивается система международного контроля в универсальных соглашениях, в то же время отмечаются проблемы, подлежащие разрешению в будущем. К концу XX столетия мир приблизился к черте, за которой его подстерегает целая серия катастроф - ракетно-ядерная, экологическая, энергетическая, демографическая, продовольственная и т.д., избежать которые возможно будет только совместными усилиями государств, путем объединения интеллектуальных и материальных ресурсов, выработкой единой стратегии (Ю.М.Колосов, О.Н.Хлестов).

 

В современных условиях развития человечества, когда выживание земной цивилизации в результате неразумного использования современных достижений науки и техники зависит от скоординированных действий всех государств, международных' организаций, было неразумным каждому государству абсолютизировать свои суверенные права. В связи с этим, учитывая роль Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и по развитию (ПРООН), можно было бы вместо разрозненных органов по контролю за осуществлением многочисленных конвенций создать единый контрольный орган при ЮНЕП, предоставив ему полномочия по контролю за выполнением международных конвенций в области защиты окружающей среды с наделением компетенцией выносить обязательные для исполнения решения.

В четвертом параграфе "Международный контроль в системе всеобщей международной безопасности" автор подробно рассматривает механизм международного контроля в многосторонних и двусторонних соглашениях в сфере разоружения и ограничения вооружений, запрещения ядерных испытаний, нераспространения ядерного оружия, создания безъядерных зон, вопросы контроля за использованием космического пространства и объектов, запускаемых в космос, уничтожения химического и биологического оружия и т.д.

33

 

По нашему мнению, система контроля достаточно полно разработана в Конвенции по химическому оружию и в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также в Модельной конвенции о запрещении испытаний, производства, передачи, использования или угрозы использования ядерных вооружений и об их уничтожении. Как известно, в 1996 году вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года. В научных сообщениях совершенно справедливо подчеркивается, что в практике международного права немного найдется международных договоров, сравнимых с Конвенцией в части проработки мельчайших деталей обязательств и установления подробнейших процедур их имплементации и осуществления контроля за ее выполнением (С.М.Пунжин). В соответствии с положениями Конвенции учреждена Организация по запрещению химического оружия, членами которой являются все государства-участники. Органами данной Организации выступают Конференция, Исполнительный Совет, Технический секретариат, а в самих государствах для осуществления и проверки ее выполнения учреждаются Национальные органы. В диссертации подробно анализируется международный контрольный механизм Конвенции, освещаются законодательные акты Российской Федерации, обладающей самыми большими запасами химического оружия в мире, по реализации положений данной Конвенции.

Тем не менее, несмотря на положительные отзывы на данную Конвенцию, методы контроля, хотя и охватывают целый перечень действий, в том числе проведение инспекции на местах, но все они сводятся к составлению только соответствующих рекомендаций, не носящих обязательного характера, а что касается положения о принятии в отношении государства-участника коллективных мер за нарушение своих обязательств, то они в настоящем документе не конкретизированы.

34

 

Автор также отмечает, что нуждается в совершенствовании механизм контроля в Конвенции по биологическому оружию. Отсутствует режим контроля за распространением ракетных технологий, слабо разработана система контроля за использованием космического пространства. Так, в частности, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 22 января 1967 года, в статье XI предусматривает обязательство государств-участников информировать Генерального секретаря ООН, международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результативности такой деятельности. Данный договор не предусматривает создания специального органа по осуществлению контроля за использованием космического пространства, хотя по мере все более интенсивной деятельности государств в космическом пространстве необходимость в 'этом всегда может возникнуть. Данный пробел может быть восполнен путем- принятия дополнительного протокола к Договору по космосу о создании контрольного органа в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства. В диссертации выдвигается ряд предложений по совершенствованию системы контроля в праве международной безопасности, в том числе:

- создание специального контрольного органа за использованием космического пространства;

- принятие дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, предусматривающего контрольный механизм за соблюдением обязательств ядерных держав о не передаче ядерного оружия, а неядерных государств о непринятии ядерного оружия;

- принятие конвенции о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием;

- принятие дополнительного протокола к Конвенции по биологическому оружию, предусматривающего международный режим контроля;

35

- принятие конвенции по экспорту ракетной технологии с разработкой соответствующей системы контроля;

- принятие конвенции об уничтожении ядерных вооружений, предусматривающей надлежащий механизм международного контроля.

В данном параграфе рассматриваются также принципы международного контроля в области разоружения и ограничения вооружений, закрепленные в итоговом документе Комиссии по разоружению, одобренные затем Генеральной Ассамблей ООН в резолюции 43/81 от 7 декабря 1988 года, отношение отечественных ученых к этим принципам (Б.Р.Тузмухамедов, Г.А. Осипов и др.).

В диссертации автор анализирует правовые документы, принятые Российской Федерацией по выполнению международных соглашений в сфере международной безопасности.

В пятом параграфе "Международный контроль в международном морском праве" освещается система международного контроля в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В работе анализируются контрольные функции органов, учрежденных по Конвенции: Международного органа по морскому праву, Международного трибунала по морскому праву и Комиссии по границам континентального шельфа.

Международный орган по морскому делу осуществляет свою деятельность и контролирует любые действия по эксплуатации определенной части морского дна от имени всего человечества. В диссертации подчеркивается, что создание органа, действующего от имени всего человечества в отношении эксплуатации морского дна - явление весьма неординарное, свидетельствующее о большом прогрессе в отношениях между государствами в достижении справедливости, устойчивых и взаимовыгодных решений, отвечающих целям по обеспечению и соблюдению положений Конвенции по морскому праву.

Конвенция 1982 года содержит специальные нормы, предусматривающие обязанность государств урегулировать споры относительно толкования или применения ее положений мирными средствами путем обращения в

36

 

Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж, учреждаемый в соответствии с приложением к Конвенции. Автор отмечает широкий диапазон системы международного контроля, закрепленной в Конвенции по морскому праву, которая может быть использована при разработке многосторонних соглашений по другим отраслям международного права.

Шестой параграф "Международный контроль в обеспечении норм международного уголовного права" посвящен анализу механизма международного контроля, содержащегося в нормах международного уголовного права. При этом исследованы международные соглашения по борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, в том числе Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года, а также конвенции по борьбе с распространением и торговлей наркотиками, захватом заложников, работорговлей, угоном воздушных судов, с посягательством на персонал ООН и др. Так, в частности, система международного контроля над наркотиками базируется на положениях Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. В диссертации анализируется контрольный механизм данной Конвенции, освещается роль Комиссии по наркотическим средствам ООН и Международного комитета по контролю над наркотиками. Комитет, состоящий из 13 членов, избранных ЭКОСОСом и выступающих в личном качестве, ежегодно представляет доклад о своей работе с анализом положения в области контроля над наркотиками во все мире, обращает внимание правительств на проблемы и недостатки в национальных средствах контроля и о выполнении договорных обязательств, а также выносит предложения и рекомендации, направленные на

37

 

улучшение положения как на национальном, так и на международном уровне. Что касается деятельности Комиссии по наркотическим средствам ООН, то государства-участники Конвенции 1988 года представляют ей информацию о действиях по соблюдению Конвенции, в том числе о делах, связанных с незаконным оборотом, количеством вовлеченных в такой оборот, и другие данные. Комиссия на основе полученной информации принимает общие рекомендации. В диссертации показывается роль ООН в осуществлении принятой Конвенции по борьбе с распространением наркотиков. На специальной сессии, проведенной Генеральной Ассамблеей ООН по данному вопросу в июне 1998 года, были приняты резолюции по улучшению контроля со стороны международного сообщества за распространением наркотиков, существенному сокращению в течение ближайших 10 лет незаконного производства наиболее опасных наркотиков растительного происхождения.

В диссертации предлагается при разработке международно-правовых документов, предусматривающих ответственность государств за то или иное международное преступление и индивидуальную ответственность физических лиц, виновных в этих преступлениях, закрепить в конвенциях механизм международного контроля во взаимодействии с национальным контролем. Осуществление международных норм по вопросам борьбы как с международными преступлениями, так и с преступлениями международного характера, а также по другим аспектам международного уголовного права (выдача преступников, исполнение наказания, правовая помощь по уголовным делам) в большей степени зависит от реализации национального уголовного законодательства, его оптимального соответствия международно-правовым нормам (Г.В.Игнатенко). Данный аспект рассмотрен в диссертации применительно к уголовному законодательству России. По мнению автора, в Уголовном кодексе РФ 1997 года установлены более 60 составов преступлений (~ 17%), непосредственно вытекающие из международных соглашений с участием России. В их реализации основная роль отводится национальным контрольным

38

 

органам. Определенная роль в координации действий государств и реализации международных норм по борьбе с преступностью принадлежит ООН в лице ее Генеральной Ассамблеи, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Конгресса по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Принимаемые ими резолюции, рекомендации, типовые правила направлены к реализации государствами международно-правовых норм в данной сфере.

В Заключении содержатся выводы и сформулированы соответствующие предложения.

Приложение содержит краткое описание механизма международного контроля в соглашениях по отдельным отраслям международного права.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Монографии.

1. Теоретические проблемы международного контроля. Изд-во Института экономики, управления и права. "Таглимат", Казань, 1999, 7 п.л.

2. Международный контроль. Изд-во "Савап", Казань, 1998,12 п.л.

Учебники.

3. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.П.Малкова и проф.Ф.Р.Сундурова/. Казань, 1994, гл.20 (в соавт.)

Научные статьи.

4. Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека. Ученые записки Казанского государственного университета. Том 133, Юридические науки, Казань, 1998, С. 137-146.

5. Международный контроль при охране окружающей среды // Московский журнал международного права. 1998, № 1, С.131-149.

 

6. Международный контроль в обеспечении норм международного гуманитарного права//Российский юридический журнал, 1996, №3, С.93-104;

39

 

7. Международный контроль в обеспечении норм международного уголовного права и советское законодательство // Международное право и советское законодательство. Казань, 1991, С.70-88.

 

8. Международный контроль в международном ядерном праве // Вестник института экономики, управления и права. Казань, 1999, С.49-61.

9. Роль ООН в координации сотрудничества государств в борьбе с преступностью // ООН-50: Настоящее и будущее. Казань, 1996, С.29-33.

10.Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека // Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. Екатеринбург, 1998, С.223-215.

 

11. Запрещение испытаний ядерного оружия - важнейшее требование современности // Актуальные проблемы науки и образования. Часть П. Москва, 1997, С.220-226.

 

12.Нюрнбергский процесс и разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Ученые записки Казанского государственного университета. Том 132. Юридические науки, Казань, 1996, С.112-117.

13.Формы и методы международного контроля в процессе реализации норм международного права // Проблемы реализации норм международного права. Свердловск, 1989, С.64-77.

14.Понятие международного контроля в международно-правовой литературе. "Советский Ежегодник Международного права. 1980", М., 1981, С.283-290.

15.К вопросу о международном контроле за соблюдением норм международного

гуманитарного права // Распространение знаний о международном

гуманитарном праве. Казань, 1997; С. 63-70. 16.100-летие I Гаагской конференции мира и роль России в ее проведении //

Международное право. International law. Спец. выпуск. Москва, 1999, С.72-111. И.Новый подход в федеральном законе о координации международных и

внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Российский

юридический журнал, 1999, № 3.

40

 

18.Международная правосубъектность Республики Татарстан // Субъект на рубеже веков. Москва, 1998, С.162-169.

 

19.Нюрнбергские принципы и вопросы выдачи лиц, совершивших преступления против человечества // Уроки Нюрнберга. М., 1986, вып. 1.

Рецензии.

20.На книгу: Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Ленинград. 1978 // Советский Ежегодник Международного права. 1979. М., 1980.

 

21.На книгу: Международное право и современность. Тбилиси. 1984. // Советский Ежегодник Международного права. 1985.М., 1986 (в соавт.).

22.На учебник: Международное право /под ред. Г.В.Игнатенко, Д.Д.Остапенко/ М., 1978 // Советский Ежегодник Международного права. 1979. М., 1980.(в соавт.).

23 .На книгу: Клемин А.В. Европейский союз и государства-участники: взаимодействие правовых порядков (практика ФРГ). Казань, 1996 // Московский журнал международного права, 1997, № 3 (в соавт.).

24.На книгу: Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей (составители Корбут Л.В., Поленина С.В.) // Московский журнал международного права, 1998, спец. выпуск (в соавт).

Тезисы докладов и выступлений

25. Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека // Российская Федерация в Совете Европы: Проблемы применения норм о защите прав человека: Международный семинар: Обзор. Екатеринбург, 1997.

26. Международный контроль за соблюдением международного гуманитарного права // Распространение знаний о международном гуманитарном праве. Международная научно-практическая конференция. Казань. 1997.

41

 

27. Международная правосубъектность членов Российской Федерации // Международная научно-практическая конференция. Казань, 1999.

28. Роль ООН в координации сотрудничества государств в борьбе с преступностью. // ООН-50 лет. Международная научно-практическая конференция. Казань, 1995.

Учебно-методические пособия

29.Международный контроль. Программа спецкурса. КГУ, кафедра конституционного и международного права. 1997.

 

30.Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Программа спецкурса. КГУ, кафедра конституционного и международного

права, 1997.

31 .Международное гуманитарное право. Программа спецкурса. КГУ, кафедра конституционного и международного права, 1999.

 


Описание предмета: «Международное право»

Международное право - совокупность юридических норм, определяющих отношения одного государства к другим государствам и к их подданным, а также с международными организациями.

Международное право представляет собой правовую систему договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. При этом источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи.

Литература

  1. Валютное право. – М.: Юрайт, 2013. – 560 с.
  2. В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов. Методические основы управления ИТ-проектами. – М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 392 с.
  3. Анатолий Антонов. Контроль над вооружениями. История, состояние, перспективы. – М.: Российская политическая энциклопедия, ПИР-Центр, 2012. – 248 с.
  4. И.В. Авгушевич, Г.С. Головин. От государственной системы нормирования к национальной системе технического регулирования. – М.: НТК "Трек", 2006. – 136 с.
  5. Рашид Нургалиев. МВД России. Вчера, сегодня, завтра. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 432 с.
  6. Аудит. Учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
  7. Международное сотрудничество в Арктике. Проблемы безопасности и развития. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 104 с.
  8. Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. Международное право. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 638 с.
  9. Валютное право. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 554 с.
  10. И.И. Жуклинец. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 506 с.
  11. Аудит. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 542 с.
  12. Александр Погорельский. История развития международного правозащитного движения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 228 с.
  13. Валентин Катасонов. Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории. – М.: Кислород, 2015. – 352 с.
  14. Обвинение и защита по уголовным делам. Исторический опыт и современность. – М.: Юридический Центр, 2015. – 586 с.
  15. И.И. Кучеров. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации. Эволюция и современное состояние. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра-М, 2015. – 234 с.
  16. В.В. Еремян, А.А. Клишас. Публичное право стран Латинской Америки. В 2 томах (комплект из 2 книг). – М.: Международные отношения, 2016. – 1296 с.
  17. А.А. Клишас. Публичное право стран Латинской Америки. В 2 томах. Том 2. Становление и развитие институтов конституционного контроля. – М.: Международные отношения, 2016. – 670 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами
Муниципальное право
Диплом
100 стр.
Правовые основы валютного регулирования в РФ
Гражданское право
Дипломный проект
100 стр.
Совершенствование правового регулирования усыновления (удочерения) в РФ
Семейное право
Дипломный проект
108 стр.
Правосудие в Российской Федерации, факторы определяющие ее независимость
Международный менеджмент
Другое
105 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Людмила, 13.01
Диплом получила. БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Отправила на согласование.