Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Финансовая политика российских коммерческих организацийПредпринимательство
ЩЕГЛОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Финансовая политика российских коммерческих организаций
Специальность 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Москва -1999
Работа выполнена на кафедре финансов Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического осмысления финансовых взаимоотношений коммерческих организаций с государством, прежде всего с бюджетной системой, а также разработки российскими организациями финансовой политики, обеспечивающей их развитие в условиях перехода к рынку.
Переходный период в России характеризуется затяжным спадом в реальном секторе экономики, резким снижением эффективности производства, кризисным состоянием финансов, падением жизненного уровня большинства населения.
За годы реформ валовой внутренний продукт и объем промышленной продукции сократились более чем в 2 раза, остановилось более 70 000 заводов и фабрик, загрузка мощностей российской промышленности снизилась до 50% производственного потенциала, объем инвестиций упал в 4 раза, количество убыточных организаций увеличилось с 7,2 до 50%, балансовые убытки крупных и средних организаций только в 1998 году превысили их прибыли на 34 млрд. рублей, численность занятых снизилась на 8,2 млн. человек, в результате четырехкратного снижения реальных доходов населения резко упал спрос на продукцию отечественных организаций. Некоторое оживление промышленного производства с октября 1998 года вызвано в основном девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть. Однако влияние этих факторов на экономику носит краткосрочный характер и близко к исчерпанию.
Российский производитель в настоящее время находится в экстремальных условиях, которые выдвигают новые требования к различным аспектам финансового управления хозяйственными субъектами. Приоритетными становятся
•$
методы повышения эффективности формирования и использования финансов организациями, обеспечивающими их адаптацию к постоянным изменениям рыночной среды. Центральное место среди них занимают методы выработки финансовой политики.
Разработка финансовой политики организации предполагает взаимоувязку финансовой, налоговой и учетной политики, оптимизацию налоговых платежей и формирование финансовых результатов.
Исследования в направлении разработки методов оптимизации финансов, способных обеспечить финансовую устойчивость организаций в условиях финансового кризиса и несовершенного рынка, представляются весьма актуальными. Это предопределило выбор темы диссертационной работы.
В качестве объекта исследования выбраны российские коммерческие организации, методы их адаптации к конъюнктуре рынка. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 48 - 50) организацией признается юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязательства. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности ставят получение прибыли и ее распределение между участниками.
В качестве конкретных объектов исследования выступили акционерные общества с различным финансовым положением и степенью адаптации к финансовым условиям - АО «КРАФ-ТЕКСГИЛЬ», ЗАО «ТЕЛМОС» и ЗАО «МТК-ТЕЛЕКОМ». Выбор в качестве объекта исследования различных коммерческих структур позволяет выработать наиболее объективные рекомендации в области формирования их финансовой политики.
Целью данной работы является проведение всестороннего исследования комплекса теоретических, методологических и практических вопросов по следующим основным направлениям:
- оценка современного состояния финансовой системы России, а также анализ форм, методов ее взаимодействия с финансами организаций; определение роли финансов организаций в процессе движения капитала;
- определение методологических основ управления финансами организаций, обеспечивающих повышение их конкурентоспособности и финансовой устойчивости;
- разработка методов формирования налоговой и учетной политики, а также методики расчетов дивидендов с учетом стратегических целей организации;
- выбор финансовых показателей для выработки финансовой политики организаций;
- построение модели управления финансами организаций, позволяющей оптимизировать потоки денежных средств для обеспечения прироста капитала в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов в области финансов, налогов и цен: Д. Ирвина, В. Дж. Лава, Э. Раиса, Дж. Хорна, ИАБланка, Е.В. Быковой, Е.Ф. Жукова, С.И. Лушина, С.Н. Медведева, В.А. Слепова, Е.С. Стояновой, Л.Н. Павловой, B.C. Пашковского, И.П.Хоминич, АЗ.Шеремета и других. В качестве конкретных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа и финансового менеджмента. В работе использованы статистические материалы Госкомстата РФ, инструкции и другие материалы Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ. Основой экспериментальных расчетов является финансовая отчетность коммерческих организаций г. Москвы, действующих в промышленности, строительстве и сфере услуг связи.
Методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе работы использовались такие приемы, как системный подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы математической статистики. В исследовании применялись основные методы финансового анализа - горизонтальный, вертикальный, сравнительный, факторный. В совокупности использованные в диссертации методы позволили обеспечить достоверность экономического анализа
и обоснованность выводов.
Научная новизна диссертационной работы заключается в выявлении современных тенденций развития финансовой системы России, выработке концепции финансовой политики российских коммерческих организаций, разработке методов формирования их налоговой и учетной политики, создании универсальной финансовой модели управления российскими организациями в условиях перехода к рынку.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
- выявлены тенденции развития финансовой системы России;
- разработана комплексная система методов построения единой технологии управления финансами коммерческих организаций, включающей финансовую политику, стратегию и тактику;
- обоснованы методы взаимодействия финансовой, налоговой и учетной политики организаций, обеспечивающих их единство, а также финансовую устойчивость и конкурентоспособность организаций;
- определена типовая процедура принятия решений в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций;
разработан механизм формирования финансовой информации, необходимой для выработки эффективных решений в области финансовой, налоговой и учетной политики с целью повышения эффективности деятельности организаций;
- обоснованы предложения по корректировке финансовой политики организаций с целью усиления инвестиционной направленности финансовых потоков, восстановления способности организаций к воспроизводству капитала и экономическому росту.
Практическая значимость диссертациизаключается в разработке:
- предложений по формированию финансовой политики коммерческих организаций в переходный период;
рекомендаций по оптимизации распределения прибыли между собственниками организации и инвестициями;
- модели формирования налоговой политики как составляющей финансовой политики коммерческой организации;
- модели оценки инвестиционной политики с целью минимизации налоговых платежей;
- предложения по формированию учетной политики организации во взаимоувязке с финансовой и налоговой политикой.
Рекомендации и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы коммерческими организациями для выработки стратегии и тактики адаптации организации финансов коммерческих структур к условиям экономики переходного периода, а также в учебных заведениях при преподавании финансовых дисциплин.
Апробация работы. Разработанные в диссертации методические рекомендации использованы АО «КРАФ-ТЕКСГИЛЬ», ЗАО «ТЕПМОС», ЗАО «МТК-ТЕЛЕКОМ», ЗАО «МТК-МОБИЛ» в практике управления финансами при разработке финансовой политики, стратегии и тактики в области управления денежными потоками, выработке налоговой политики, составлении и исполнении плана налоговых платежей, расчете дивидендов. Применение на практике предложенных методов способствовало экономическому росту организации, повышению прибыльности и увеличению размера инвестиций. Они обеспечили оценку реального финансового состояния организаций, минимизацию финансовых рисков, связанных с налогообложением, а также рост дивидендов собственников. Практическая значимость работы подтверждена документами о внедрении разработанной автором методики взаимоувязки финансовой, налоговой и учетной политики в ЗАО «ТЕЛМОС» и ЗАО «МТК-ТЕЛЕКОМ».
Научные публикации по теме диссертации. Основные выводы и положения диссертации изложены и опубликованы в печати. Общий объем публикаций
составляет 0,9 п.л.
Логика и структура работы. Логика исследования определяется поставленными задачами и отражена в структуре работы, состоящей из введения, трех глав и заключения.
СТРУКТУРА РАБОТЫ ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ РОССИИ 1.1.Тенденции развития финансовой системы России в
переходный период 1.2.0сновные направления взаимодействия финансов
коммерческих организаций с государственными финансами 1.3.Суть и принципы финансовой политики организаций ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1.Методология формирования финансовой информации
2.2.Формирование налоговой политики организаций
2.3.Формирования учетной политики организаций ГЛАВА III. ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
3.1.Анализ финансового состояния организации
3.2.Механизм распределения прибыли акционерного общества
3.3.Финансовые и налоговые аспекты прироста
имущественных активов ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В соответствии с целями и задачами диссертации следует выделить основные группы проблем, являющиеся, по нашему мнению, наиболее актуальными при разработке финансовой политики российских коммерческих организаций в условиях переходного периода.
Первая группа проблем включает оценку изменений в российской финансовой системе, в характере финансового взаимодействия государства и коммерческих организаций.
Финансовая система, как система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций, включает: государственную бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы организаций различных форм собственности.
Первые четыре блока финансовой системы относятся к централизованным финансам и используются для обслуживания и регулирования экономики на макроуровне. Финансы организаций относятся к децентрализованным финансам и используются для обслуживания и регулирования экономики на микроуровне.
Финансы организаций различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов организаций во многом зависит общее финансовое положение страны. В то же время финансы организаций в свою очередь зависят от экономического, финансового состояния страны в целом.
На наш взгляд, к основным параметрам, характеризующим состояние финансовой системы России и взаимосвязь ее различных звеньев, относятся
величина фактически перераспределяемых через бюджетную систему финансовых ресурсов, уровень налоговой нагрузки, степень реалистичности подготавливаемых и утверждаемых законов о бюджете, уровень несбалансированности государственного бюджета, масштабы и инструменты его финансирования, качество управления государственным долгом, способность властей оперативно вносить корректировки в осуществляемую государственную политику.
Система финансовых отношений государства и организаций формируется под воздействием объективных процессов и потребностей экономики и общества, факторов финансовой и общей экономической политики государства.
В системе монетаристских, либерально-рыночных взглядов идеальный вариант рыночной модели финансовых взаимоотношений организаций и государства характеризуется, во-первых, минимизацией вмешательства государства в экономику вообще, во-вторых, предельным сокращением изъятия доходов (прибыли) юридических лиц в государственный бюджет, в - третьих, отказом от дотаций как производителям, так и потребителям продукции при свободном рыночном ценообразовании и, в-четвертых, полным независимым воспроизводством индивидуальных капиталов при эффективно работающем механизме банкротства организаций в результате рыночной конкурентной борьбы.
Для России характерна переходная система финансовых взаимоотношений государства и организаций. Это специфический тип финансовых отношений. Он эклектичен по своей природе, активно трансформируется под влиянием кризисных факторов в системную модель рыночного типа.
Анализ процесса трансформации системы финансовых отношений государства и организаций в России позволил выявить следующие характерные тенденции.
Структурно изменились система российских организаций, их организационно-правовые формы, экономические основы формирования и регулирования финансов
10
организаций. Если до рыночной реформы государству и государственному бюджету «противостоял» преимущественно один тип организаций (государственные предприятия и организации), то в настоящее время - разнообразие типов организаций по организационно-правовым формам и собственности.
В финансовой системе принципиально изменились значение и роль государственного сектора. Доля государственных организаций и учреждений в общем их числе резко снизилась. Возник сектор муниципальных предприятий и организаций, являющихся экономической основой органов местного самоуправления. Государственные финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды) теперь взаимодействуют преимущественно с частными организациями и организациями смешанной формы собственности. Это коренным образом изменяет социально-экономическое содержание финансовых отношений и финансовых потоков. Они отражают взаимодействие разных собственников, имеющих различные интересы и цели.
Сократились возможности перераспределения финансовых ресурсов в рамках одной и той же системы собственности и хозяйствования (как было ранее в рамках системы государственного централизованного хозяйства), ограничена сфера применения прямых директивных форм финансовых взаимосвязей и методов управления. Это привело к изменению экономической роли бюджетной системы, которая также подверглась своеобразной рыночной трансформации, существенно отдалившись от воспроизводственных процессов в реальном секторе экономики.
Характерной особенностью рыночной трансформации финансовых отношений организаций и государства в России является глубокий экономический и финансовый кризис, деформировавший систему финансовых взаимосвязей и процессов. Объективные закономерности финансовых связей проявляются в иррациональных формах - неплатежах, бартере, широком использовании денежных суррогатов.
Современная бюджетная система России не обладает необходимой
11
устойчивостью, слабо управляема и не является пока эффективным инструментом экономической стабилизации и экономического роста. При общем сжатии бюджетного потенциала произошло многократное снижение бюджетного финансирования народного хозяйства. Такие резкие изменения в финансировании реального сектора экономики самым негативным образом сказываются на использовании и обновлении его производственного потенциала.
Наибольшее влияние на финансы организаций оказывает фискальная функция бюджетной системы. Налоговый механизм определяет принципиальный характер системы взаимодействия организаций и государства. Он отделяет финансы организаций от государства, ставит все организации независимо от их форм собственности в равное положение относительно финансовых обязательств перед государством, создает относительно равные налоговые условия в конкурентной борьбе, определяет уровень налоговой нагрузки на финансы организаций.
Экономический анализ показал, что одним из основных недостатков современной российской фискальной системы является чрезмерное «налоговое давление» на реальный производственный сектор. Наряду с несовершенством правовой базы чрезмерное налогообложение вызвало ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является интенсивное развитие теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. В системе налогообложения России оказались ослабленными регулирующие функции, связанные со стимулированием расширения и обновления производственной базы и ограничением процесса резкой дифференциации доходов населения.
Рыночная трансформация, сопровождаемая масштабным финансовым кризисом, углублением противоречий в финансовом взаимодействии государства и организаций, предопределяет специфику выбора российскими организациями финансовой политики, обеспечивающей финансовую устойчивость и развитие.
Финансовая политика организации представляет собой совокупность
12
концептуальных положений в области управления финансами организаций, разрабатываемая под влиянием экономической политики государства. Целью разработки финансовой политики организации является построение системы управления финансами, обеспечивающей максимальную (нормативную) прибыльность, финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность организации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Финансовая политика является альтернативой принятию финансовых решений в режиме «латания дыр». Экономический анализ показал, что для большинства российских организаций в современных условиях характерна форма управления финансами, состоящая в принятии управленческих решений как реакции на текущие проблемы. Такая форма управления финансами порождает ряд противоречий между интересами организации и фискальными интересами государства, ценой денег и рентабельностью производства, рентабельностью собственного производства и доходностью операций на финансовых рынках, интересами развития производства и финансовой сферы.
Финансовая политика коммерческой организации включает налоговую, кредитную, учетную, инвестиционную и дивидендную политику; управление издержками, оборотными средствами, кредитной и дебиторской задолженностью. Эти элементы финансовой политики тесно взаимосвязаны и образуют единое целое.
Ко второй группе проблем относится разработка методов формирования финансовой политики организации.
Выработка финансовой политики организации начинается с формирования надежной финансовой информации.
Источником информации для выработки финансовой политики является бухгалтерская информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств. Однако она имеет ряд недостатков, которые приходится преодолевать путем ее различных преобразований.
13
Главный недостаток бухгалтерской отчетности, как источника финансовой информации для выработки финансовой политики, заключается в разнородности расходов и доходов в принятых формах бухгалтерской отчетности, отсутствии их систематизации, необходимой для всесторонней оценки финансового состояния организации и его прогнозирования. Так, в состав операционных доходов и расходов включаются данные по операциям, отражающим движение имущества организации, курсовые разницы, а также налоги и сборы, причитающиеся к уплате за счет финансовых результатов. В работе предложены подходы к решению этой проблемы путем группировки бухгалтерских показателей в блоки для составления аналитических балансов - уплотненного, вертикального и горизонтального.
Важнейшим элементом финансовой политики организации является налоговая политика. При ее разработке в диссертационной работе предложены методы формирования налогового поля организации. Их суть заключается в разработке вариантов формирования финансовых показателей, являющихся одновременно объектами налогообложения и учета. Как приложение к налоговому полю разрабатывается перечень налоговых льгот, которые организация планирует использовать при налоговых платежах в бюджет. Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, в которые составной частью входят налоговые платежи.
Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики является величина налоговых платежей. В рамках этой суммы платежей оценивается эффективность деятельности организации с помощью показателей, характеризующих ее финансовое положение, - рентабельности, фондоотдачи, оборачиваемости, ликвидности. В свою очередь эти показатели оказывают влияние на величину расчетного периода освоения финансовых ресурсов, соотношение темпов роста объемов реализации и темпов роста капитальных вложений.
Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым планированием и налоговым учетом. В диссертации на
14
примере ЗАО «ТЕЛМОС» исследованы основные элементы налогового планирования и учета:
- налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также своевременного представления отчетности, исключающей неизбежные штрафные санкции за просрочку;
- оптимизация налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
- планирование дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги на срок более четырех месяцев;
- постоянный мониторинг налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.
Налоговая политика осуществляется в тесном взаимодействии с учетной политикой коммерческой организации. Влияние налоговой политики на учетную выражается в том, что при формировании организационно - правовой базы хозяйственного механизма организации решаются задачи уменьшения налогооблагаемой базы по объектам бухгалтерского учета.
Способы ведения бухгалтерского учета, используемые в учетной политике, оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей организации. Более того, данные регистров бухгалтерского учета являются базой для начисления налоговых платежей, как это закреплено 54-й статьей Налогового кодекса РФ. Максимизация прибыли и минимизация оттока финансовых ресурсов в виде платежей в бюджет достигается выбором методов учета таких показателей, как начисление амортизации, оценка запасов, списание материалов в производство, формирование резервов по сомнительным долгам, определение выручки от реализации в целях налогообложения, резервов предстоящих расходов и платежей. В диссертации на фактических материалах ЗАО «МТК ТЕЛЕКОМ» и ЗАО «ТЕЛМОС» показано влияние эффективной учетной политики на формирование налоговой
15
политики. Учетная политика, являясь составной частью финансовой политики, выступает инструментом защиты интересов организации перед налоговыми службами.
Третья группа проблем связана с построением модели управления финансами организации в условиях переходного периода.
Особенностью формирования рыночных отношений в России является усиление влияния таких факторов, как неустойчивость экономической конъюнктуры, колеблемость процентных ставок и курсов валют на фоне инфляции, непрерывные изменения в налоговом законодательстве, сокращение внутреннего и платежеспособного внешнего спроса, усложнение экономической информации. В этих условиях резко возрастает необходимость поиска рациональной финансовой модели управления российскими организациями.
В диссертации разработаны рекомендации по выбору модели финансовой политики российских организаций, ориентированной на их адаптацию к рыночным условиям, максимизацию приращения капитала и развитие. Она включает анализ финансового состояния организации, механизм распределения прибыли и систему прироста имущественных активов. Это, с нашей точки зрения, наиболее важные аспекты финансового управления организаций в современных условиях.
Важнейшим элементом модели финансовой политики организации является финансовый анализ. На основе бухгалтерской информации в диссертации проведен уплотненный, горизонтальный и вертикальный анализ, а также расчеты финансовых коэффициентов коммерческих организаций.
Исследования показали, что финансовый анализ на основе трансформированных бухгалтерских балансов позволяет реально оценить финансовое состояние организации, ее привлекательность для инвесторов, перспективность развития.
На основе разностороннего финансового анализа формируются основные направления финансовой политики. Они включают разработку бизнес-планов для
16
реализации конкурентных преимуществ организации на рынке; рационализацию договорных отношений с клиентами и подрядчиками с целью снижения роста дебиторской и кредиторской задолженности, а также повышения оборачиваемости текущих активов; разработку мер по усилению контроля за финансовой дисциплиной и выполнением обязательств в строгом соответствии с условиями заключенных договоров; формирование и реализацию налоговой политики организации с составлением налоговых регистров; организацию работы по оптимизации бюджета организации.
Финансовый анализ позволяет выбрать приоритетные объекты финансового управления. Они зависят прежде всего от сферы деятельности организации. Так, в капитале организаций, осуществляющих свою деятельноаь в торговле, питании, в сфере потребительских услуг, наибольшую долю занимает оборотный капитал в виде запасов и товаров. Наукоемкие производства требуют значительных вложений в основной капитал. Оценка эффективности этих вложений сложна и зависит от факторов, определяющих стабильность экономической системы, развитие научно-технического прогресса, состояние спроса и предложения.
Однако во всех случаях основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации в той или иной мере зависят от динамики имущественных активов организации. В условиях неопределенности и риска финансовый результат любой организации, по нашему мнению, определяется приростом или уменьшением стоимости имущества. Исследования показали, что этот вывод в равной мере относится к строительной организации (ЗАО «МТК ТЕЛЕКОМ»), организации телекоммуникационных услуг (ЗАО «ТЕЛМОС»), производственной организации (АО «КРАФ-ТЕКСТИЛЬ»).
Эффективное использование имущественных активов, по нашему мнению, обеспечивается на основе механизма рационального распределения прибыли. Разработанный автором механизм распределения прибыли позволяет установить обоснованные размеры отчислений прибыли на выплату дивидендов и
17
капитальные вложения, определяющие прирост капитала организации. Размер прибыли, направленный на выплату дивидендов, рассматривается как минимальный, исходя из достижения планируемого фонда накопления, обеспечения ликвидности на нормативном уровне и сохранения платежеспособности организации.
Формирование и использование фонда накопления строится на анализе динамики соотношений темпов роста валюты баланса, выручки от реализации, всех видов прибыли, а также основных средств, запасов и денежных средств. Превышение темпов роста валюты баланса и выручки от реализации над темпами роста прибыли показывает тенденцию к «омертвлению» капитала. Это отрицательно влияет на рост прибыли, ограничивает возможности выплаты дивидендов и инвестирования.
Исследования показали, что наибольшее влияние на рост имущественных активов организаций оказывает динамика прибыли. Только в случае опережающих темпов роста прибыли по сравнению с темпами прироста активов осуществляется достаточно эффективная инвестиционная политика. В противном случае возникает необходимость пересмотра инвестиционных решений организации.
Особое место в приросте имущественных активов занимает инвестиционная политика. В диссертации разработана процедура оценки инвестиционной политики. На первом этапе целесообразно оценить инвестиционную политику с точки зрения ее влияния на уровень доходов путем сравнения темпов роста выручки от реализации и прибыли с темпами роста внеоборотных активов с учетом временного лага. Если темпы роста показателей выручки от реализации и прибыли после уплаты налогов меньше темпов роста внеоборотных активов, то влияние оцениваемой инвестиционной политики на уровень доходов организации можно считать отрицательным. Это служит основанием для отклонения данного варианта инвестиционной политики. Выяснение причин такой ситуации предполагает анализ фондоотдачи - отношение прибыли после уплаты налогов к внеоборотным активам.
18
Снижение фондоотдачи свидетельствует о неэффективности данных капитальных вложений.
На следующем этапе оценки инвестиционной политики рассчитывается период времени, в течение которого организация может сохранять выбранные темпы прироста имущественных активов без ущерба для ее финансово-хозяйственной деятельности. Расчеты показывают, что финансирование инвестиционной политики за счет собственных средств прекращается, как только величина прибыли сравняется с величиной капитальных вложений.
В случае, если инвестиционная политика не может быть реализована, исходя из первоначальных значений прогнозируемых показателей, финансовая служба организации анализирует «отрицательный» результат и проводит расчеты по определению размера выручки, достаточной для покрытия предполагаемых затрат, разрабатывает различные варианты изменения границ инвестиций, повышения уровня рентабельности за счет сокращения издержек, увеличения массы прибыли за счет наращивания объемов реализации, пересмотра ценовой политики, повышения эффективности использования оборудования и т. д. Данный процесс носит итерационный характер, каждый вариант инвестиционной политики предполагает самостоятельную финансовую оценку.
Оптимизация финансовых потоков организации во многом зависит от тактики реализации инвестиционной политики, финансовых методов ее реализации. Их выбор оказывает существенное влияние на формирование налогооблагаемой базы.
В диссертации предложена авторская методика формирования инвестиционной политики организаций, базирующаяся на определении контрольных точек этой политики. К ним относятся размеры и длительность дебиторской задолженности, размеры налогов на добавленную стоимость, прибыль, а также налоговые льготы, которые рассчитываются, исходя из планируемой инвестиционной политики.
19
На основе расчетов контрольных точек моделируются ежеквартальные бухгалтерские балансы. При отклонении фактических показателей бухгалтерского баланса от смоделированных величин вносятся коррективы в тактические меры по реализации инвестиционной политики. Кроме этого, оценка эффективности принятых тактических решений производится с учетом сохранения качества финансовых показателей организации - рентабельности, оборачиваемости активов, структуры активов, платежеспособности, оборачиваемости текущих активов.
С помощью разработанных контрольных тактических точек представляется возможным принимать финансовые решения как долгосрочного характера (управление инвестиционными проектами или финансовыми активами), так и краткосрочного характера (управление производственными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами).
В диссертационной работе проведены конкретные расчеты по оценке финансового состояния, распределению прибыли, определению контрольных точек на примере ЗАО «ТЕЛМОС». Предложенная модель управления финансами организаций на основе взаимоувязки налоговой, учетной и инвестиционной политики является активным инструментом достижения прироста капитала в сочетании с выплатами дивидендов на основе минимизации оттока денежных средств в виде налоговых платежей в бюджет, а также улучшения показателей деловой активности и повышения финансовой устойчивости организации.
Основные положения диссертационного исследования изложены в статьях:
1.«Пообъектовый учет договоров на строительство - обязанность или необходимость?». Статья в журнале «Финансовые и бухгалтерские консультации», 1998г., № 7 (в соавторстве), 0,3 п.л.
2. «Налоговая политика - прерогатива финансистов». Статья в журнале «Финансовые и бухгалтерские консультации», 1998г., № 8 (в соавторстве), 0,4 п.л.
3. «Распределение прибыли акционерного общества». Статья в журнале
20
«Финансовые и бухгалтерские консультации», 1999г., № 2, 0,2 п.л.
4. «Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде». Статья в журнале «Финансы», 1999г., №7 (в соавторстве), 0,5 п.л.
Описание предмета: «Предпринимательство»Предпринимательство - наука о правилах организации и ведения предпринимательской деятельности
Литература - Г.М. Колпакова. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с.
- Е.Н. Рудская. Финансы и кредит. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 576 с.
- И.Я. Лукасевич. Финансовый менеджмент. – М.: Эксмо, 2011. – 768 с.
- Е.А. Мизиковский, И.Е. Мизиковский. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Магистр, 2015. – 624 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|