Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Негосударственные пенсионные фонды

Право социального обеспечения

 

 

 

 

БОЧКАРЁВ ДМИТРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ

 

 

Негосударственные пенсионные фонды

в Российской Федерации.

 

08.00.10. - Финансы, денежное обращение и кредит.

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЁНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК.

г. Москва 1999г.

Работа выполнена на кафедре "Финансы и Кредит" экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. На содержание пенсионной системы страны, включая собственно выплаты всех видов пенсий, ежегодно расходуется около 5,4% валового внутреннего продукта. Тем не менее, доходы пенсионеров хронически отстают от постоянно растущего уровня цен. и основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.

Переход Российской Федерации к рыночному хозяйствованию и проводимые реформы не всегда сопровождались соответственным изменением социальной политики вообще и пенсионного обеспечения в частности. Перераспределение ранее планируемых товарно-денежных потоков, экономическая несостоятельность некоторых отраслей и отдельных регионов поставили действующую пенсионную систему перед реальной угрозой банкротства. Отсутствие действенных экономических рычагов и механизмов воздействия на объекты и субъекты экономических отношений, снижение налоговой дисциплины привели к фактической финансовой несостоятельности распределительной пенсионной системы, которая основывалась на солидарности поколений, территорий и отраслей народного хозяйства.

Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов на 01 января 1998 года составляли 7,3 миллиарда рублей и сравнимы с активами лишь одного крупного банка в том же периоде. Тем не менее, при условии предоставления налоговых льгот, можно ожидать значительный приток средств предприятий на формирование негосударственных пенсий своим работникам, что, несомненно, резко повысит место негосударственных пенсионных фондов в общей системе финансовых институтов в России.

Помимо исследования макроэкономических функций негосударственных пенсионных фондов, их экономического, правового и налогового окружения, представляется актуальным изучение фондов на микроуровне или собственно деятельности негосударственных пенсионных фондов: привлечение и размещение активов (управление активами), применение экономико-математических моделей для расчета выполнения фондами принятых обязательств по выплате пенсий (актуарные вычисления), отдельные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.

В современных условиях, и это подтверждается опытом промышленно-развитых зарубежных стран, в отсутствие бюджетного финансирования и недостатка инвестиционных ресурсов у предприятий, одним из способов привлечения значительных по объему и длительных по сроку денежных средств является создание единого отраслевого негосударственного пенсионного фонда (несмотря на устойчивую тенденцию последних лет в мире отказа от отраслевого подхода к экономике, автор придерживается отраслевого деления, как единого технологического комплекса, существовавшего в СССР). Помимо решения социальных вопросов и закрепления кадровой политики предприятий, создание подобного фонда позволит аккумулировать значительные пенсионные активы с периодом инвестиционной деятельности в 30-40 лет, что, в частности, представляется особенно актуальным при проведении государственной политики, направленной на возрождение торгового флота Российской Федерации в новой геополитической ситуации, возникшей после распада СССР.

Проблематика диссертационного исследования для отечественной экономической мысли является относительно новой. Теоретические и практические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации в современных условиях остаются в стадии разработки. Многие разработанные вопросы требуют пояснений и уточнений. Определенное несовершенство правового и налогового окружения негосударственных пенсионных фондов, форм и методов государственного регулирования, отдельных методических вопросов деятельности негосударственных пенсионных фондов на фоне социально-экономической значимости исследуемого вопроса обусловили актуальность темы диссертационного исследования.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предметом исследования явилась система экономических, правовых и социальных отношений, возникающих в процессе деятельности негосударственных пенсионных фондов по привлечению средств вкладчиков, осуществляющих целевые пенсионные взносы в пользу будущих пенсионеров - участников фондов, передаче пенсионных активов специализированным компаниям по управлению активами негосударственных пенсионных фондов для последующего инвестирования и получения инвестиционного дохода, и собственно выплате пенсий, дополнительных к государственным, гражданам в современной Российской Федерации.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью работы является выработка практической концепции создания отраслевого негосударственного пенсионного фонда (на примере предприятий морского транспорта) и программы её реализации на основе теоретического анализа

сущности негосударственных пенсионных фондов и принципов их функционирования. Исходя из данной цели в диссертационном исследовании поставлены следующие основные задачи:

1. Доказать необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, определить основные цели и принципы пенсионной реформы, критически разобрать планируемое построение пенсионной системы, оценить социально-экономические последствия реформы пенсионного обеспечения.

2. Обосновать объективные социально-экономические предпосылки возникновения негосударственных пенсионных фондов, их роль и место на рынке финансовых институтов в Российской Федерации.

3. Выявить основные закономерности и противоречия развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации, оценить масштаб и перспективы влияния негосударственных пенсионных фондов на экономическую и политическую жизнь страны.

4. Разработать рекомендации по изменению правового и налогового окружения негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации с учетом требований, предъявляемых рыночными условиями хозяйствования.

5. Выработать основные методы актуарных расчетов для определения выполнения негосударственными пенсионными фондами принятых обязательств по всему контингенту участников с целью оценки взносов и пенсий в зависимости от возраста, переменной годовой доходности, отчислений со взносов, степени солидарной ответственности и других аналогичных факторов с применением экономико-математических моделей.

6. Дать предложения по инвестированию части активов негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты на примере предприятий морского транспорта как одного из возможных решений важной народно-хозяйственной задачи возрождения торгового флота Российской Федерации.

7. Разработать экономическое обоснование создания и деятельности отраслевого негосударственного пенсионного фонда на примере предприятий морского транспорта.

Решение поставленных задач, по мнению автора, будет иметь существенное значение для соответствующей отрасли знаний, представленные к защите научно-обоснованные разработки обеспечивают решение важных прикладных народнохозяйственных задач. Предложение новых решений строго аргументируется автором и критически оценивается по сравнению с известными решениями.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и

зарубежных экономистов в области деятельности негосударственных пенсионных фондов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные финансовой и статистической отчетности, публикации в экономической периодической печати, доклады и выступления на конференциях и семинарах.

При теоретическом изучении и обработке фактического материала использовались и применялись общенаучные методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение и обобщение. Использовались также статистические, экономико-математические и вероятностные методы.

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих результатах, выносимых на защиту:

1. Разработана концепция создания отраслевого негосударственного пенсионного фонда (на примере предприятий морского транспорта).

2. Подготовлено экономическое обоснование деятельности отраслевого негосударственного пенсионного фонда (на примере предприятий морского транспорта).

3. Предложены различные варианты снижения финансовой нагрузки на предприятия с большим количеством работников предпенсионного возраста, в том числе экономическая модель финансирования пенсии "в рассрочку".

4. Предложены новые универсальные методы расчета пенсионных схем и актуарного оценивания негосударственного пенсионного фонда, основывающиеся на использовании приемов высшей актуарной математики.

5. Предложен механизм эффективного управления активами негосударственных пенсионных фондов в инвестиционных проектах (на примере предприятий морского транспорта), в соответствии с требованиями законов рыночной экономики с учётом специфики Российской Федерации.

6. Сформированы рекомендации по правовому и налоговому государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации с целью упорядочения всех элементов действующего механизма функционирования негосударственных пенсионных фондов и оказания ими дополнительного пенсионного обеспечения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалы, выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса "Негосударственные

пенсионные фонды в Российской Федерации"; положения отдельных глав могут быть использованы при преподавании курсов "Финансы предприятий и корпораций" "Управление активами инвестиционных компаний" и др. Отдельные выводы и положения могут применяться специалистами предприятий различных форм собственности при оценке целесообразности участия в уставном капитале негосударственных пенсионных фондов и отчисления взносов на дополнительное пенсионное обеспечение работников; актуариями и экспертами по вопросам деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ

Достоверность основных выводов и положений работы обеспечивается научной методологией исследования; изучением и анализом законодательства Российской Федерации, публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследуемым проблемам; диалектически последовательным подходом к решению поставленных задач; обобщением и анализом фактического материала на примере конкретных негосударственных пенсионных фондов, созданных в различных отраслях народного хозяйства; апробацией основных положений работы в практической деятельности, публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах.

 

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Теоретические положения данного диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры "Финансы и Кредит" Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Практические положения диссертации прошли апробацию в Министерстве транспорта Российской Федерации, а также в Негосударственном пенсионном фонде "Защита" и рекомендованы к использованию на практике (справки прилагаются в деле).

 

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Структура диссертации отражает цели и задачи исследования, подчеркивает ее внутреннее единство.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Реализация поставленной цели и задач потребовала определить исходные методологические подходы к раскрытию деятельности негосударственных пенсионных фондов.

 

В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ диссертации рассматриваются теоретические основы исследуемого вопроса, а именно: состояние действующей системы пенсионного обеспечения и необходимость её реформы; основные цели и принципы пенсионной реформы; планируемое построение пенсионной системы; условия и нормы пенсионного обеспечения; экономические, финансовые и организационные основы пенсионного обеспечения; социально-экономические последствия осуществления реформы системы пенсионного обеспечения и другие проблемы.

Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить низкий размер как абсолютных, так относительных размеров пенсий при достаточно высоком уровне страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения, а также наличие большого числа пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения, наряду с государственной базовой и государственной трудовой (страховой) пенсиями, должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться. Вместе с тем становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем является приоритетной задачей и должно стимулироваться в первую очередь1.

 

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной (использующей принцип перераспределения) или накопительной (учитывается только индивидуальное участие), либо использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по

1 - Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечена в Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ -14.08 95.- № 33.- ст. 3388.

пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов, так называемый актуарный баланс.

Развитие негосударственных пенсионных систем и негосударственных пенсионных фондов должно осуществляться с использованием методов государственного регулирования. Пенсионное законодательство не должно определять конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов необходимо оставить на рассмотрение тех структур, которые создают негосударственные пенсионные системы.

К основным целям пенсионной реформы следует прежде всего отнести возможность реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях, необходимость обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования, адаптированно системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям, рационализацию и оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий, а также повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением. Для реализации поставленных целей, реформа должна основываться на следующих принципах:

1. Каждый человек имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности по старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях.

2. Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию. Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы.

3. Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.

4. Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации.

В результате перехода части плательщиков к накопительной системе потери

Пенсионного фонда в первые четыре года реформы составят около 0,8% ВВП.

Компенсировать недостаток средств возможно за счет введения дополнительных взносов работодателей, имеющих вредные производства, либо пересмотра стартовых условий перехода к накопительной системе. Представители разных возрастных групп могут переходить в накопительную систему на разных условиях. К примеру, сначала возрастной диапазон для перехода в накопительную систему может быть ограничен, что, в свою очередь, позволит поддерживать необходимый уровень плательщиков в распределительный элемент пенсионной системы. Кроме того, для работников старших возрастов, обладающих правом выбора типа пенсий, может быть уменьшена ставка накопительных взносов. Для этой группы плательщиков предельный возраст для добровольного перехода на накопительную систему может быть снижен. Это даст возможность оставить большинство представителей среднего возраста в распределительной системе. Совокупный эффект перечисленных мер - снижение издержек перехода почти в восемь раз, до 0,1% ВВП.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда планируется покрывать за счет займов международных финансовых институтов, а также за счет сокращения текущих обязательств Пенсионного фонда, путем возможного повышения в перспективе пенсионного возраста. В середине 1997 года был выделен первый транш займа Всемирного банка - 200 миллионов долларов; остальные 400 миллионов банк готов выделить только после концептуального оформления пенсионной реформы и начала проведения комплексного аудита Пенсионного фонда РФ.

В начальный период вздержки на административное содержание новой системы будут велики - по предварительным оценкам, они составят около 8% с последующей тенденцией к уменьшению до 2% объема ежегодно привлекаемых в систему средств. Для сравнения: административные расходы нынешней распределительной системы составляют около 4% всех расходов. Однако не стоит забывать, что совокупные расходы распределительной системы с каждым годом будут расти. Накопительная же система, развиваясь, будет удешевляться.

Упорядочение пенсионных льгот позволит сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.

Последовательное осуществление реформы системы пенсионного обеспечения будет иметь целый ряд благоприятных социальных и экономических последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера. При этом, благоприятный характер этих последствий проявится как в отношении самой пенсионной системы, так и в отношении общей социальной и экономической ситуации в стране.

Пенсионная система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости на работах с неблагоприятными условиями труда, стимулированию занятости пенсионеров и по решению других задач,_выходящих за

сферу ее компетенции, будет полностью сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан.

Создание базы данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы позволит осуществлять регулярные актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения.

Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная нестабильным характером действующей пенсионной системы. Новая система должна быть понятна всем гражданам, обеспечить им равные условия пенсионного обеспечения и гарантию реализации приобретенных пенсионных прав.

Развитие дополнительного добровольного пенсионного обеспечения негосударственного характера будет в том числе способствовать накоплению финансовых средств, их инвестированию в производство и проведению структурной перестройке экономики.

 

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ диссертации исследуются методологические основы деятельности негосударственных пенсионных фондов в современной Российской Федерации.

1. Одной из основных закономерностей развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерация является концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов, что представляется следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития - активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов.

По итогам 1997 года, 26 фондов (10 процентов общего числа) аккумулировали более 86 процентов общего объема средств. Этими фондами накоплен 81 процент пенсионных резервов всех фондов, охвачено 47,7 процента всех участников НПФ, а также выплачено 83,6 процентов всех пенсионных выплат2.

 

В результате кризиса августа 1998 года некоторые небольшие по размеру активов фонды прекратили деятельность, большая часть фондов столкнулась с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие выплаты, что было вызвано реструктуризацией государственных пенных бумаг. Был создан Московский клуб кредиторов, куда вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового рынка, которые были законодательно обязаны вкладывать часть своих активов в государственные

* - Панфилов И.И. Об итогах финансово-экономической деятельности негосударственных пенсионных фондов > 1998 году //Пенсии- 1998.-№3.-С 48-50.

ценные бумаги (в частности, ГКО и ОФЗ). В результате длительных переговоров условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к остальным участникам рынка. В целом, ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса можно охарактеризовать как сложную, но в силу наличия "длинных" пассивов и отсутствия необходимости фиксировать убытки по дешевым активам (основные выплаты вкладчикам будут осуществляться через 5-10 лет) негосударственные пенсионные фонды пережили кризис значительно успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов.

2. Анализ существующих связей между налогообложением, дополнительным пенсионным обеспечением и развитием производства в условиях структурного кризиса определяет основополагающую роль налогообложения в существующих дополнительных пенсионных системах, а также при становлении рынка дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Создание системы дополнительного пенсионного обеспечения эффективно только при наличии налоговых льгот. Это означает, что пенсионные фонды могут создавать финансовые ресурсы для покрытия пенсионных прав, вытекающих из обещания выплачивать пенсии, до наступления времени их выплаты таким образом, чтобы производимые предприятиями вкладчиками пенсионные взносы не облагались налогом и эти взносы не рассматривались как налогооблагаемый доход работников предприятий. Наличие налоговых льгот, кроме того, подразумевает, что в дополнение к освобождению от налогообложения взносов предприятий, также освобождались от налогообложения взносы, уплачиваемые самими работниками предприятий.

Вопрос облагать налогом взносы или выплаты в Российской Федерации ставится весьма остро. Тактически для негосударственных пенсионных фондов предпочтительнее наличие налоговых льгот на входящие финансовые потоки, однако возможность перелива активов в виде пенсионных платежей за границу делает совершенно очевидным то, что государство введет комбинированную налоговую систему, параметры которой еще плохо просматриваются.

Наиболее распространенным и важным является налогообложение инвестиционного дохода. Налог на инвестиционный доход существенно снижает доходы от инвестиций и является важным стоимостным фактором, регулирующим деятельность дополнительных пенсионных систем.

Налогообложение пенсионных выплат является наиболее естественным и приемлемым для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку позволяет контролировать реальные доходы граждан, в том числе пенсионеров, направляемые на потребление. Налогообложение пенсионных выплат, как составная часть системы налогообложения дополнительных пенсионных систем, применяется повсеместно, но изменяется от страны к стране.

10

 

Наиболее перспективным автор видит в России введение именно налогообложения выплат, дестимулирующих выплату полных капитализированных пенсионных сумм. Анализ вопросов налогообложения на уровне взносов, активов, инвестиционного дохода и выплат подтверждает положение, что дополнительные пенсионные системы "управляются налогами".

В этой связи наиболее целесообразно было бы разработать положение об особенностях налогообложения в негосударственных пенсионных фондах, которое учитывало бы специфическую структуру НПФ, объединяющую в себе функции финансового института и организации страховой защиты. С учетом вышеизложенного предлагается внести следующие изменения в действующее налоговое законодательство:

• при взимании налога на прибыль налогооблагаемая база уменьшается на суммы пенсионных взносов, вносимых вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, в размере не более 150 минимальных размеров оплаты труда в год в пользу каждого участника пенсионной схемы;

• при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включаются суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений. Налогообложению подлежит выплачиваемая участнику пенсия.

3. Необходимо законодательно закрепить норму о праве собственности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов на пенсионные взносы, отраженные на именных пенсионных счетах, с целью предотвращения обращения взысканий на пенсионные активы негосударственных пенсионных фондов в случае недобросовестной деятельности фонда.

Проблема выкупной суммы или средств, выплачиваемых фондом вкладчику или участнику, либо переводимых в другой фонд при расторжении пенсионного договора, представляется особенно важной в условиях развития конкурентной борьбы между отдельными негосударственными пенсионными фондами. Фонды, которые по итогам отчетных периодов будут обеспечивать меньший прирост пенсионных накоплений, будут испытывать определенный отток клиентов к более эффективно работающим конкурентам. В этой связи, по мнению автора, условия и механизм расторжения пенсионного договора должны быть жестко регламентированы Инспекцией НПФ. Однако, на сегодняшний день такая регламентация отсутствует, за исключением декларации обязательного указания в правилах негосударственного пенсионного фонда условий досрочного прекращения и/или изменения условий заключенных договоров.

Решить эту проблему в рамках существующего законодательства не представляется возможным. Необходимо законодательно определить момент

11

 

возникновения и перехода прав собственности на пенсионные взносы и пенсионные накопления. По мнению автора, вариантом решения является закрепление права собственности на пенсионные взносы за вкладчиком до момента выхода участника на пенсию. После выхода на пенсию право собственности на пенсионные накопления в соответствии с условиями договора должно быть передано участнику.

В этой связи, последующий вопрос об определении размера выкупной суммы автор предлагает рассчитывать, исходя из наличия в период взносов солидарной ответственности, то есть перераспределение части накоплений умерших или уволившихся работников на счета своих сослуживцев. Степень солидарной ответственности определяется отчислениями со взносов и инвестиционного дохода при возвратах сумм в случаях смерти или увольнения. Если таких отчислений нет (полный возврат накоплений), то солидарная ответственность отсутствует и накопления происходят по обычной финансовой схеме начисления процентов.

4. Для повышения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения необходимо совершенствовать систему учета и отчетности негосударственных пенсионных фондов с целью ее информационной прозрачности, ужесточить требования к лицензированию деятельности НПФ, а также установить значительно более жесткие нормативы по инвестированию пенсионных резервов, в частности ввести предложенный автором единый стандарт определения эффективности управления активами негосударственных пенсионных фондов.

Автором предложен метод расчета эффективности, где доходность, выраженная в годовых процентах, рассчитывается как частное от разницы суммы активов (части активов) негосударственного пенсионного фонда, переданных компании по управлению активами на конец и начало отчётного периода с учетом всех величин активов (части активов), поступающих или выводимых на определенные даты, и средневзвешенного объёма активов в отчётном периоде, умноженное на количество дней в году и деленное на период инвестирования активов.

5. Поэтапное введение в Российской Федерации элементов накопительной системы пенсионного обеспечения в совокупности с принятием мер государственного стимулирования развития дополнительного пенсионного обеспечения позволит в течение 5-7 лет аккумулировать пенсионными фондами средства в 100-140 миллиардов рублей и увеличить число участников до 8-10 миллионов человек, что подтверждается проведенным анализом макроэкономических и демографических показателей, а также мирового опыта построения систем негосударственного пенсионного обеспечения, многообразия форм и методов государственного регулирования и налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ диссертации автором решены следующие основные вопросы:.

12

 

1. Разработана концепция создания отраслевого негосударственного пенсионного фонда на примере предприятий морского транспорта. Отчисление всеми предприятиями морского транспорта, независимо от технологической принадлежности, пяти процентов от фонда оплаты труда на формирование дополнительных пенсий своим работникам позволит в течение первых пяти лет сформировать пенсионные активы в 225 миллионов долларов США (с учетом планируемых пенсионных выплат, основанных на статистике половозрастной структуры отрасли). При повышении процента отчислений от фонда оплаты труда величина пенсионных активов возрастает пропорционально.

Процесс создания негосударственных пенсионных фондов затронул хозяйствующие субъекты в различных отраслях экономики, в том числе и предприятия морского транспорта. Многие из них в силу различных причин пошли по пути создания и последующей работы с небольшими местными пенсионными фондами, которые, будучи созданы на базе одного или нескольких предприятий, могут выполнять лишь локальные задачи и существенно ограничены в возможностях дальнейшего эффективного развития.

В этой связи, создание единого отраслевого пенсионного фонда всеми предприятиями морского транспорта позволит повысить уровень социальной защищенности их работников, а также за счет повышения надежности и устойчивости фонда создаст дополнительные инвестиционные возможности для самих предприятий.

Аккумулирование целевых взносов, предназначенных для выплат дополнительных пенсий, и выплаты самих пенсий производятся на основании договора о дополнительном пенсионном обеспечении. Пенсионные схемы определяют порядок поступления взносов и выплат пенсий. Они делятся на схемы с установленными размерами взносов и с установленными размерами выплат.

В первом случае применяется накопительная система. При выходе на пенсию работник по указанию предприятия получает либо всю накопленную сумму сразу, либо по частям, в соответствии с договором. Размер пенсионных выплат зависит от суммы пенсионных накоплений, которые в свою очередь состоят из пенсионных взносов, вносимых за работников, и соответствующей части инвестиционного дохода, полученного от инвестирования активов фонда. Инвестиционный доход начисляется по окончании финансового года на именные пенсионные счета участников, пропорционально суммам пенсионных накоплений. После начала пенсионных выплат доход продолжает начисляться на оставшуюся часть пенсионных накоплений.

Схема с установленными выплатами определяет фиксированный размер будущей пенсии. Принцип и порядок определения размера пенсионных взносов устанавливается фондом в зависимости от продолжительности внесения взносов, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране, регионе или

13

 

отрасли инвестирования на перспективу, ряда других факторов.

Инвестиционная политика фонда должна основываться на трех основных принципах: разумная консервативность вложений активов, бсзрисковость и диверсификация. Основным моментом является прогнозирование нормы доходности, отвечающей указанным принципам. В самом неблагоприятном случае, можно гарантировать минимальную норму доходности при безрисковых вложениях активов в размере 8% годовых в расчете на 30-40 лет.

Учитывая некоммерческий характер деятельности негосударственного фонда, весь прирост активов, который будет получен в результате превышения пессимистической минимальной нормы доходности, должен быть распределен по именным пенсионным счетам, пропорционально поступавшим взносам.

В первые годы деятельности отраслевого фонда, норма доходности, вероятно, будет превышать указанную ставку. Это позволит создать мощный инвестиционный потенциал на долгосрочную перспективу. Кроме того, высокий уровень доходности в первые годы позволяет сгладить высокую нагрузку на предприятие по обеспечению пенсиями работников старшего возраста (56-59 лет для мужчин и 51-54 для женщин) в начальный период участия в фонде, когда еще не будут сформированы достаточные резервы и накопления на именных пенсионных счетах работников указанных возрастов.

Рациональным подходом к управлению активами станет диверсификация вложений, причем большая их часть должна работать в крупных финансовых центрах через вложения в государственные и муниципальные ценные бумаги. Инвестиционная политика фонда может также предусматривать вложения определенной части активов в наиболее ликвидные и перспективные акции приватизированных предприятий.

Стратегическая концепция развития включает в себя подготовку и обеспечение всего необходимого для открытия филиалов фонда на местах и по мере готовности перенесение основной деятельности фонда в регионы расположения предприятий -участников. Подготовка включает сбор и анализ социально-демографических показателей региона, анализ состояния и прогноз трудовых ресурсов, перспектив развития региона, иных экономических и политических показателей.

Организационная структура отраслевого фонда должна предполагать наличие жесткой системы контроля за деятельностью и финансовым состоянием фонда. В основе деятельности фонда должен быть положен принцип "прозрачности". Предприятию, как вкладчику, фонд обязан предоствлять полную информацию о состоянии именных счетов, открытых на имя его работников; показывать механизм формирования средств и инвестиционного дохода на именных пенсионных счетах; согласовывать изменения в политике фонда, затрагивающие интересы участников.

Фонд должен гарантировать равные права всех участников, единые принципы

14

 

начисления инвестиционного дохода, конфиденциальность информации о состоянии именных пенсионных счетов, сохранность всех учетных документов каждого вкладчика и участника.

Участники должны иметь право перевести пенсионные накопления в другой пенсионный фонд, делегировать своих представителей для участия в работе ревизионной комиссии и наблюдательного совета, ознакомиться с результатами аудиторской проверки, проводимой ежегодно. Создание мощного отраслевого фонда позволит в качестве аудитора привлечь одну из ведущих аудиторских фирм.

Отчислениями пенсионных взносов предприятие сможет регулировать движение кадров. В случае невыполнения трудовых обязанностей работником, предприятие как вкладчик вправе ограничить ему размер дополнительной пенсии через изменение взносов.

На основе данных по экономическому положению в отрасли были проведены предварительные оценки возможного участия в работе фонда предприятий морского транспорта. При проведении расчетов предполагалось, что для привлечения к работе фонда основной массы предприятий морского транспорта необходимо три - четыре года. Последовательность привлечения предприятий определяется их финансово-экономическим состоянием и готовностью руководства и профсоюзов к подписанию договоров с отраслевым негосударственным пенсионным фондом.

Анализ половозрастной структуры работников предприятий отрасли показал, что портовые хозяйства и плавсостав пароходств укомплектованы преимущественно мужчинами среднего возраста (30-47 лет), судоремонтные заводы и морские администрации портов, напротив, характеризуются более высокой долей работников старшего и предпенсионного возраста, а также женщин. Необходимо отметить, что часть предприятий морского транспорта расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, поэтому, возраст выхода работников на пенсию этих предприятий в ряде случаев ниже 60-летнего для мужчин и 55-летнего для женщин. Кроме того, работники ряда специальностей (плавсостав танкерного и ледокольного флотов, докеры и т.п.) также имеют льготы по выходу на пенсию.

На основе среднеотраслевой половозрастной структуры работников предприятий морского транспорта можно оценить предполагаемые объемы целевых денежных взносов и выплат на первые годы деятельности фонда, основываясь на допущении о возможности за четыре года привлечь предприятия морского транспорта в качестве вкладчиков фонда. Предприятия рыбной промышленности и речного флота не учитывались.

Результаты выполненных расчетов показывают, что даже при наихудших обстоятельствах (минимальный инвестиционный доход) в рамках согласованных с предприятиями условий отраслевой негосударственный пенсионный фонд в состоянии

15

 

выполнить свои обязательства по пенсионным выплатам, а предприятия отрасли получают возможность располагать значительными инвестиционными ресурсами.

При подготовке договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с предприятиями - вкладчиками возникает задача "справедливого" распределения выделяемой предприятием суммы взноса за своих работников. Равномерное распределение взноса на всех работников поровну приводит, как показали результаты актуарных расчетов, к существенной дифференциации в устанавливаемой по накопленным взносам величине пенсии. Это ущемляет интересы работников старших возрастов и, особенно, предпенсионного возраста. Точно так же в неравном положении оказываются мужчины и женщины из-за разницы в среднестатистической продолжительности жизни.

В диссертационном исследовании автором приведены условные расчеты для двух крайних вариантов: определение ожидаемых пенсий при равномерном распределении по всем работникам суммарного взноса предприятия - вкладчика и определение требуемого распределения суммарного взноса для получения всеми работниками одинаковой пенсии. Применяемая методика актуарных расчетов позволяет проводить расчеты по любому распределению взноса для различных соотношений в пенсиях между работниками.

2. Основными методами актуарных расчетов для оценки принятых негосударственными пенсионными фондами обязательств являются определение балансового уравнения взносов и пенсий и расчет относительной рисковой надбавки в зависимости от возраста, переменной годовой доходности, отчислений со взносов, степени солидарной ответственности, статистики продолжительности жизни и других аналогичных факторов. Методы актуарного оценивания негосударственного пенсионного фонда и предварительные расчеты пенсионных схем базируются на использовании приемов высшей актуарной математики, расчетах финансовых и страховых аннуитетов пренумерандо и постнумерандо.

В диссертационном исследовании представлены основные методы предварительных актуарных расчетов для производственного негосударственного пенсионного фонда по всему контингенту участников с целью оценки взносов и пенсий в зависимости от возраста, динамики роста заработной платы, переменной годовой доходности, отчислений со взносов, инвестиционного дохода, остатка пенсионного вклада и других аналогичных факторов. В период взносов предполагается наличие солидарной ответственности, то есть перераспределение части накоплений умерших или уволившихся работников на счета своих сослуживцев. Степень солидарной ответственности определяется отчислениями со взносов и инвестиционного дохода при возвратах сумм в случаях смерти или увольнения. Если таких отчислений нет (полный возврат накоплений), то солидарная ответственность отсутствует и накопления

16

 

происходят по обычной финансовой схеме начисления процентов.

В случае получения инвалидности, работнику с начала следующего года (годы исчисляются с момента заключения договора предприятия с фондом) выплачивается ранняя пенсия, уменьшенная от планировавшейся на вероятность дожития до пенсионного возраста и соответствующий коэффициент дисконтирования. При этом предприятие продолжает вносить взносы за работника инвалида вплоть до достижения им пенсионного возраста, несмотря на то, что он уже не работает на предприятии. В случае смерти инвалида предприятие прекращает перечисление взносов, а фонд -выплат.

Если работник предприятия в настоящее время является пенсионером или имеет предпенсионный возраст, то предприятие выкупает ему пенсию в течение устанавливаемого минимального числа лет (например, в течение трех лет). Пенсия выплачивается работнику после завершения этих выплат. Солидарная ответственность предполагается и в период выплат, ее степень определяется отчислением с остатка пенсионного счета при его возврате наследникам в случае смерти пенсионера. Поскольку подавляющее число смертных случаев приходится на пенсионный период, наличие здесь солидарной ответственности является важным фактором, влияющим на величину пенсий.

Если работник умирает или увольняется до достижения пенсионного возраста, то его наследникам (или ему) возвращается часть взносов и часть инвестиционного дохода, полученного от этих взносов. Инвестиционный доход подсчитывается по обычным финансовым формулам с постоянной (или переменной) доходностью, реально сложившейся к моменту смерти или увольнения работника. Оставшаяся величина счета перераспределяется по счетам других участников фонда, не достигших пенсионного возраста. В эту величину входят и суммы, зачисленные'на счет участника в результате ранних подобных перераспределений, а также проценты на них.

Перераспределение по счетам осуществляется пропорционально их величинам в соответствии с ожидаемыми суммами оставшихся пенсионных выплат (резервами). Однако, для работников, достигающих пенсионного возраста, при перераспределении учитывается, чтобы величина счета равнялась пенсионному резерву, то есть ожидаемым будущим выплатам работнику по обязательствам фонда.

Отчисления со взносов предназначаются для возмещения текущих расходов, связанных с деятельностью фонда. Отчисления с инвестиционного дохода используются как инструмент выполнения обязательств фонда для компенсации отклонений в планируемой доходности, продолжительности жизни, статистики увольнений и инвалидности.

В производственном фонде выбытие из него определяется тремя основными факторами: смертностью, инвалидностью и текучестью кадров. При этом последние

17

 

два фактора действуют только до наступления пенсионного возраста участника. Кроме того, предполагается, что каждый из этих факторов действует равномерно в течение года. Для подсчета вероятностей, связанных с фактором смертности, используются таблицы продожительности жизни по России и Москве.

Взносы задаются либо как процент заработной платы работника, либо как сумма, выплачиваемая регулярно за всех работников. Во втором случае решается и распределительная задача: определяется какая часть этой суммы вносится за каждого работника.

Виды расчетов (соответствующие формулы приведены в третьей главе диссертационного исследования):

1. Определение регулярной пенсии по заданной величине регулярного взноса и величине разовой пенсии.

2. Определение разовой пенсии по заданной величине регулярных взносов и величине регулярной пенсии.

3. Определение регулярных взносов по величине разовой пенсии и величине регулярной пенсии.

Помимо взносов предприятия любой вкладчик фонда может вносить личные взносы, которые могут обеспечить личную пенсию. Для личных взносов и выплат солидарная ответственность полностью отсутствует и, в случае смерти вкладчика, его остаток вклада наследуется полностью.

Балансовое уравнение представляет собой равенство ожидаемых современных величин взносов и выплат. Баланс взносов и выплат может нарушаться при использовании схем с солидарной ответственностью в случае отклонения текущей статистики смертности по участникам фонда от статистики по таблице продолжительности жизни, использованной в расчетах. Такое отклонение будет не в пользу фонда, если смертность среди участников фонда уменьшается. Чтобы обезопасить себя от будущих возможных проблем с выполнением обязательств в схемах с заданными выплатами, получаемыми из балансового уравнения, ставки взносов корректируются на величину относительной рисковой надбавки.

Пенсионный резерв определяется как разность современной величины выплат, которые обязан осуществить фонд, и современной величины будущих взносов вкладчика. Используется также эквивалентное определение резерва как разность ожидаемых взносов и выплат, предшествующих моменту времени, на который резерв расчитывается.

Пенсионный резерв предприятия - это сумма резервов его работников -участников фонда. Прибыль фонда должна распределяться по счетам предприятий пропорционально расчетным значениям их пенсионных резервов. Аналогичное распределение прибыли осуществляется среди работников предприятия. При этом,

18

 

счета, принадлежащие предприятию, и личные счета работников здесь равноправны. В случае смерти (или увольнения) работника сумма его счета, принадлежащая предприятию, перераспределяется по другим счетам работников этого предприятия за исключением личных счетов (на последний не распростаняется солидарная ответственность). Превышение текущих накоплении на счетах вкладчиков над расчетными величинами пенсионных резервов может служить основанием увеличения пенсионных выплат.

3. В ходе работы над созданием концепции были решены практические задачи по расчету пенсионных схем с установленными размерами взносов и установленными размерами выплат. Приведен конкретный пример расчета ежемесячных пенсионных взносов, необходимых для выплаты работникам Морской администрации порта Туапсе фиксированных ежемесячных пожизненных выплат. Рассмотрены различные варианты снижения финансовой нагрузки на предприятие с большим количеством работников предпенсионного возраста, в частности, предложена принципиально новая методика финансирования пенсии "в рассрочку", что подразумевает "растягивание" пенсионных взносов на три года за мужчин и женщин, которым осталось один или два года до пенсии, или на 5 лет для мужчин и женщин, которым осталось четыре и менее лет до пенсии на момент заключения договора.

Расчет проведен исходя из следующей постановки задачи: каковы должны быть ежемесячные взносы МАП Туапсе за всех работников для получения ими, дополнительной к государственной, ежемесяной пожизненной пенсии в фиксированном объеме.

Сложная экономическая ситуация, в которой приходится работать предприятиям морского транспорта, не позволяет жестко и навсегда закрепить все характеристики пенсионной системы. Кроме того, в настоящее время абсолютное большинство предприятий имеют нестабильное финансовое положение и им достаточно сложно давать жесткие обязательства по суммам и периодичности пенсионных взносов. Поэтому, любому негосударственному пенсионному фонду, включая создаваемые отраслевые, необходимо идти по пути конкретизации подобных вопросов и их решения в соответствующих договорах о дополнительном пенсионном обеспечении.

4. Путем создания единого отраслевого негосударственного пенсионного фонда возможно аккумулировать значительные по объему и длительные по сроку денежные средства для реализации этапов программы возрождения торгового флота России, с целью предотвращения дальнейшего нарушения функционирования единого транспортного комплекса страны, возникшего после изменения геополитической ситуации, связанной с распадом СССР.

В настоящее время большинство предприятий морского транспорта практически не имеет финансовых возможностей для собственного развития.

19

 

В сложившихся условиях существенно возрастает роль негосударственных пенсионных фондов и прежде всего отраслевых. Это понимает большинство руководителей тех предприятий, которые стали учредителями целого ряда различных НПФ, рассредоточив, таким образом, значительные финансовые вложения между многочисленными, главным образом региональными, негосударственными пенсионными фондами. Их инвестиционные возможности существенно ограничены в силу целого ряда причин.

Во-первых, местные негосударственные пенсионные фонды имеют ограниченный состав учредителей с ограниченными финансовыми возможностями, не имеют резервов роста уставного капитала и пенсионных взносов, со всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, региональные финансовые рынки характеризуются повышенным риском и ограниченностью направлений вложений средств. В-третьих, местные НПФ не специализируются на обслуживании предприятий отрасли.

Расчеты показывают, что даже при относительно небольшом участии морских предприятий в создании отраслевого негосударственного пенсионного фонда, в настоящее время отрасль могла иметь фонд, по размерам пенсионных активов превосходящий российские банки первой десятки. Такой отраслевой негосударственный пенсионный фонд мог бы предоставить принципиально новые возможности для аккумуляции и распределения инвестиционного капитала. Существенные возможности появились бы и при создании внутренней структуры, ориентированной на обслуживание потребностей отрасли.

Одним из реальных путей повышения инвестиционного потенциала отрасли является концентрация капитала. Многие промышленные предприятия уже пошли по такому пути, создав финансово-промышленные группы. В тоже время, представляются малоинтересными глобальные проекты создания банковских пулов, финансово-промышленных групп и прочие проекты с огромным числом участников, большинству из которых интересы морских предприятий безразличны в принципе. Такие глобальные проекты заранее обречены на неудачу, поскольку меньше всего в них заинтересованы сами предприятия. Одним из возможных выходов из создавшегося положения является создание единого отраслевого негосударственного пенсионного фонда (профессиональной пенсионной системы работников морского транспорта), экономическое обоснование которого представлена автором в заключительной главе диссертации.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ работы сформулированы основные полученные выводы и практические рекомендации. Общие выводы в результате проведенного исследования сводятся к следующему:

1. В теоретической основе исследуемого вопроса:

20

1.1. Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить низкий размер как абсолютных, так относительных размеров пенсий при достаточно высоком уровне страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения, а также наличие большого числа пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков, корни которых лежат в негативных демографических тенденциях и ухудшении экономического состояния в стране, необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

1.2. Основной целью пенсионной реформы является возможность реализации гарантированного права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях, необходимость обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения, адаптирование системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий. Предлагаемое построение пенсионной системы включает три уровня:

• Базовая (социальная) пенсия;

• Трудовая (страховая) пенсия;

• Дополнительная (негосударственная) пенсия.

1.3. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в пенсионных фондах.

1.4. Важнейшим социально-экономическим последствием реформы системы пенсионного обеспечения станет повышение реальных доходов пенсионеров как в связи с упорядочением деятельности государственной пенсионной системы, так и вследствие увеличения дополнительных пенсионных выплат из негосударственных пенсионных фондов. Экономический эффект поэтапного введения элементов накопительной системы заключается в двухкратном удешевлении административных расходов на содержание пенсионной системы с 4 до 2 процентов от объёма привлекаемых в систему средств.

2. В методической основе исследуемого вопроса:

 

2.1. Основной закономерностью развития негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации является концентрация основной массы активов в

21

 

небольшом числе корпоративных фондов, что представляется следствием монополизированности отечественной экономики. Отсюда вытекает и противоречие развития - активы в основном направляются на финансирование корпоративных проектов.

2.2. Анализ существующих связей между налогообложением, дополнительным пенсионным обеспечением и развитием производства в условиях структурного кризиса определяет основополагающую роль налогообложения в существующих дополнительных пенсионных системах, а также при становлении рынка дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

На основании подробного анализа практики деятельности негосударственных пенсионных фондов, автор предлагает добровольные пенсионные накопления стимулировать путем предоставления налоговых льгот. Прежде всего следует освободить от подоходного налога и налога на прибыль взносы на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение, затем частично освободить инвестиционные операции с пенсионными резервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала, а именно:

• при взимании налога на прибыль налогооблагаемая база уменьшается на суммы пенсионных взносов, вносимых вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, в размере не более 150 минимальных размеров оплаты труда в год в пользу каждого участника пенсионной схемы;

• при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включаются суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной: прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений. Налогообложению подлежит выплачиваемая участнику пенсия.

2.3. Необходимо законодательно закрепить норму о праве собственности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов на пенсионные взносы, отраженные на именных пенсионных счетах, с целью предотвращения обращения взысканий на пенсионные активы негосударственных пенсионных фондов в случае недобросовестной деятельности фонда.

Решение проблемы определения выкупной суммы также возможно только при законодательном закреплении права собственности на пенсионные взносы за вкладчиком до момента выхода участника на пенсию. После выхода на пенсию право собственности на пенсионные накопления в соответствии с условиями договора должно быть передано участнику. Вопрос об определении размера выкупной суммы автор предлагает расчитывать, исходя из наличия в период взносов солидарной ответственности, то есть перераспределения части накоплений умерших или уволившихся работников на счета своих сослуживцев. Степень солидарной

22

 

ответственности определяется отчислениями со взносов и инвестиционного дохода при возвратах сумм в случаях смерти или увольнения.

2.4. Для повышения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения необходимо совершенствовать систему учега и отчетности НПФ с целью ее информационной прозрачности, ужесточить требования к лицензированию деятельности НПФ, а также установить значительно более жесткие нормативы по инвестированию пенсионных резервов, в частности ввести предложенный автором единый стандарт определения эффективности управления активами негосударственных пенсионных фондов.

2.5. Поэтапное введение в Российской Федерации элементов накопительной системы пенсионного обеспечения в совокупности с принятием мер государственного стимулирования развития дополнительного пенсионного обеспечения позволит в течение 5-7 лет аккумулировать пенсионными фондами средства в 100-140 миллиардов рублей и увеличить число участников до 8-10 миллионов человек, что подтверждается проведенным анализом макроэкономических и демографических показателей, а также мирового опыта построения систем негосударственного пенсионного обеспечения, многообразия форм и методов государственного регулирования и налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов.

3. В практической части:

3.1. Разработана концепция создания отраслевого негосударственного пенсионного фонда на примере предприятий морского транспорта. Отчисление всеми предприятиями морского транспорта, независимо от технологической принадлежности, пяти процентов от фонда оплаты труда на формирование дополнительных пенсий своим работникам позволит в течение первых пяти лет сформировать пенсионные активы в 225 миллионов долларов США (с учетом планируемых пенсионных выплат, основанных на статистике половозрастной структуры отрасли). При повышении процента отчислений от фонда оплаты труда величина пенсионных активов возрастает пропорционально.

3.2. Основными методами актуарных расчетов для оценки принятых негосударственными пенсионными фондами обязательств являются определение балансового уравнения взносов и пенсий и расчет относительной рисковой надбавки в зависимости от возраста, переменной годовой доходности, отчислений со взносов, степени солидарной ответственности, статистики продолжительности жизни и других аналогичных факторов. Методы актуарного оценивания негосударственного пенсионного фонда и предварительные расчеты пенсионных схем базируются на использовании приемов высшей актуарной математики, расчетах финансовых и страховых аннуитетов пренумерандо и постнумерандо.

23

 

3.3. В ходе работы над созданием концепции были решены практические задачи по расчету пенсионных схем с установленными размерами взносов и установленными размерами выплат. Приведен конкретный пример расчета ежемесячных пенсионных взносов, необходимых для выплаты работникам Морской администрации порта Туапсе фиксированных ежемесячных пожизненных выплат. Рассмотрены различные варианты снижения финансовой нагрузки на предприятие с большим количеством работников предпенсионного возраста, в частности, предложена принципиально новая методика финансирования пенсии "в рассрочку".

3.4. Путем создания единого отраслевого негосударственного пенсионного фонда необходимо аккумулировать значительные по объему и длительные по сроку денежные средства для реализации этапов программы возрождения торгового флота России, с целью предотвращения дальнейшего нарушения функционирования единого транспортного комплекса страны, возникшего после изменения геополитической ситуации, связанной с распадом СССР.

Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих ОПУБЛИКОВАННЫХ СОИСКАТЕЛЕМ

РАБОТАХ общим объёмом 5,5 п.л.:

1. Бочкарёв Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной Российской Федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.-36 с.

ISBN 5-7218-0181-6

 

2. Николаев С.А., Бочкарёв Д.В. Создание и участие отраслевого негосударственного пенсионного фонда в инвестиционных процессах на предприятиях морского транспорта в современных условиях Российской Федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. - 28 с.

ISBN 5-7218-0182-4

 

3. Морозов В.В., Бочкарёв Д.В. Актуарные расчеты. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. - 24 с. ISBN 5-7218-0180-8

 

 


Описание предмета: «Право социального обеспечения»

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных социальных прав человека; право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности.

Литература

  1. Все об инвестициях и инновациях. Бизнес-справочник. – М.: АФОН, 2005. – 188 с.
  2. А.К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.
  3. С.Ю. Фирстова, Г.К. Краснослободцева. Взносы в ПФР. – М.: Экзамен, 2008. – 160 с.
  4. Л.Н. Минаева. Пенсии. Новые правила оформления и расчета. – М.: Рид Групп, 2011. – 256 с.
  5. Л.И. Гончаренко. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. – М.: Рид Групп, 2012. – 304 с.
  6. Ю.В. Белянинова, Н.А. Захарова, Н.М. Удалова. Как получить большую пенсию. – М.: Эксмо, 2012. – 320 с.
  7. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному Закону "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2012. – 152 с.
  8. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному Закону "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2012. – 152 с.
  9. В.М. Бончик. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 208 с.
  10. Татьяна Николаева. Негосударственные пенсионные фонды в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 108 с.
  11. Елена Крюкова. Пенсионные планы. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 88 с.
  12. Елена Крюкова. Негосударственные пенсионные фонды в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
  13. Ж.В. Писаренко. Институциональные основы развития пенсионных систем в условиях финансовой конвергенции. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 204 с.
  14. И.В. Сивакова. Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 64 с.
  15. Ю.Ю. Финогенова. Управление рисками в системе негосударственного пенсионного страхования. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В. Плеханова", 2015. – 110 с.
  16. Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплениях. – М.: Норма, 2015. – 848 с.
  17. В.Д. Ролик. Пенсионная система России. От советского к седому обществу. – М.: Проспект, 2017. – 256 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Новые формы пенсионного накопления и обеспечения
Финансы и кредит
Диплом
125 стр.
Внебюджетные фонды в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
99 стр.
Организация работы органов социального обеспечения Негосударственный Пенсионный фонд
Социология
Реферат
21 стр.
Особенности паевых инвестиционных фондов как объектов гражданских прав по законодательству Российской Федерации и США.
Инвестиционный менеджмент
Диплом
86 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Сергей
Ув. Марина Михайловна, благодарю за консультации по Дипломной работе - все вроде бы в порядке. Получил от Вас доклад к дипломной работе. Доклад содержательный, спасибо!