Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организационно-экономические основы управления развитием капитального строительства в условиях становления рыночных отношенийМенеджмент
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
МУЛЛАХМЕДОВА СВЕТЛАНА СЕРГОЕВНА
Организационно-экономические основы управления развитием капитального строительства в условиях становления рыночных отношений
Специальность 08.00.05 - Экономика
и управление народным хозяйством
(строительство)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Махачкала - 2000
1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Активизация инвестиционно-строительной деятельности является важнейшим условием повышения экономической активности в стране, без которой невозможно выйти из небывалого в истории экономического кризиса. За годы перехода к рыночным формам хозяйствования в России более чем в три раза сократились валовые накопления и положение в инвестиционной сфере усугубилось после развития финансового кризиса в августе 1998г.
Экономический кризис, который длится уже более семи лет, привел к катастрофическим последствиям во всех сферах народного хозяйства страны и ее территорий. Так, например, в Республике Дагестан годовой объем инвестиций в основной капитал в 1998 году сократился по сравнению с 1991 годом в 3,3 раза, в результате чего резко возрос физический износ основных фондов. Он достиг того уровня (от 40 до 80%% по отраслям), который является критическим и ставит под прямое сомнение возможность выхода предприятий из депрессивного состояния, используя свои ресурсные возможности. Многие здания и сооружения обветшали и требуются большие объемы строительных работ по их восстановлению. Но еще в более значительных объемах требует капитальное строительство, связанное с переоснащением производства, с его ростом и развитием на новых технологических основах, необходимых для преодоления республикой отставания в уровне социально-экономического развития. В настоящее время добавилась еще одна проблема - необходимость восстановления сел Ботлихского, Цумадинского и Новолакского районов Дагестана, пострадавших в результате агрессии чеченских боевиков.
Однако следует обратить внимание на следующий нюанс. Говоря о настоящем времени, мы вынуждены акцентировать внимание на решение проблемы повышения инвестиционно-строительной активности в связи с нынешним кризисным состоянием экономики и необходимостью вывода ее из этого состояния. Инвестиционная активность сама по себе является основным условием экономической активности. А ее реализация на практике обеспечивается постоянным ростом и обновлением основных фондов, в доле которых около 60 процентов составляет строительство. Единственным путем повышения экономической и инвестици-
3
онной активности является продолжение экономических реформ, направленных на создание организационно-экономической системы, способствующей раскрепощению инициативы экономической деятельности. Это относится как к системе хозяйствования в целом, так и к каждому виду деятельности, в том числе и к строительству. За годы реформ сломана старая система организации и управления экономикой. В то же время новая находится практически только в зачаточном состоянии. При этом особенно слаба система экономической самоорганизации субъектов хозяйствования. В этой связи решение проблем совершенствования управления развитием строительства безусловно актуально и своевременно.
Целью диссертационного исследования является повышение эффективности управления развитием капитального строительства на основе совершенствования системы организационно-экономических отношений участников инвестиционного процесса.
В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены и решены следующие задачи:
- выявление основных факторов, способствующих активизации пред-принимательской деятельности субъектов хозяйствования;
- анализ сложившейся в стране экономической модели, выявление особенностей и тенденций в институциональной и организационной трансформации общественной системы организации производства и связанных с этим развитием форм и методов управления в строительстве - фи-нансов, кредита, цен, налогообложения, системы расчетов между производителями и потребителями строительной продукции, формирования и распределения прибыли;
- определение целей и задач развития капитального строительства по критериям региональной инвестиционной политики (прогноза);
- выявление путей повышения инвестиционной привлекательности региона как важного направления активизации строительной деятельности;
- анализ текущего состояния строительного комплекса по критерию возможности реализации инвестиционного прогноза и определение необ-холимых параметров его развития;
- классификация сложившихся отношений между участниками капи-4
талообразующих инвестиционных процессов;
-выработка мер государственного воздействия, направленных как на совершенствование экономико-нормативной базы управления строительством в регионе, так и на достижение экономической саморегуляционной деятельности субъектов хозяйствования в строительстве.
Объектом исследования является система управления капитальным строительством региона.
Предметом диссертационного исследования являются организационные формы и методы управления развитием капитального строительства в условиях становления рыночных отношений.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили научные разработки ученых-экономистов по проблемам реформирования экономического механизма регионального инвестиционно-строительного комплекса, опыт становления рыночной экономики в различных странах, законодательные акты Российской Федерации и Республики Дагестан по вопросам экономической политики, труды российских и зарубежных ученых по проблемам стратегического развития предприятий в условиях рыночной экономики, менеджмента и маркетинга.
2. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Научная новизна исследования заключается в обосновании кон-цепции управления развитием инвестиционно-строительного комплекса с учетом региональных особенностей Республики Дагестан и укрепление рыночных принципов ведения хозяйства. К основным результатам, со-ставляющим новизну исследования можно отнести следующие:
- определены тенденции в изменении организационно-экономичес-ких форм капитального строительства в период становления рыночных отношений;
- выявлен наиболее приемлемый прогнозный вариант развития экономики РД, в соответствии с которым определены необходимые структурные преобразования в строительном комплексе;
- разработаны меры макро- ^микроэкономического стимулирования капитального строительства в соответствии с требованиями обеспечения
5
прогнозного развития хозяйства Республики Дагестан. *•>-•
- разработаны меры повышения инвестиционной привлекательности региона;
- выявлена тенденция возникновения в регионе экстремальных колебаний потребности в капитальном строительстве в условиях становления новой политико-экономической системы и предложено для решения экстремальных задач использование программно-целевого подхода к управлению строительным производством.
Практическая значимость проведенного диссертационного исследования заключается в возможности использования разработанных теоретических положений и комплекса мер, способствующих стабилизации и дальнейшему развитию строительного производства в условиях рыночной экономики.
Основные положения диссертации прошли апробацию на научно-практических конференциях В ДГУ, ДГТУ, ИСЭИ ДНЦ РАН в 1996-2000г.г
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
В диссертационной работе рассматриваются существующие теоретические подходы к постановке и решению проблемы совершенствования системы управления капитальным строительством в рыночных условиях, отражаются ее особенности, тенденции и закономерности развития. При этом, рассматривая многообразие существующих подходов, определяется собственное видение проблемы и путей ее решения.
Из всех известных целевых установок деятельности предприятий-максимизация текущей прибыли, ограничение прибыли (поддержание контрольного уровня прибыли), максимизация доходов от продаж и долгосрочная максимизация прибыли - для строительства, в настоящее время, в большей мере характерна первая целевая установка. Это определяется двумя группами факторов.
Во-первых, продукция строительного производства недискретна, требует длительного периода ее изготовления и на ее выпуск существенно влияет сезонность. Как правило, расчеты за продукцию между подрядчиком и заказчиком осуществляются от начала стройки до ввода ее в эксплуатацию в порядке авансирования текущих работ. 6 t
Во-вторых, строительство в настоящее время ведется в условиях продолжающегося экономического кризиса, при котором деловые отношения между ее участниками (подрядчиками и заказчиками) крайне неустойчивы.
Целевая установка на максимизацию текущей прибыли ориентирует строительные организации на получение прибыли "сегодня".
Сложившаяся негативная внешняя хозяйственная система побуждает субъекты хозяйствования пока что к выбору малоперспективной адаптационной стратегии выживания, но не стратегии активного развития. Отсюда и соответствующее отношение к организационно-экономическим атрибутам и инструментариям хозяйствования - стремление именно в текущем порядке добиваться оплаты строительных работ заказчиками, незаинтересованность в долговременных накоплениях, стремление избежать налогообложения и др.
Характерной чертой является и то, что у субъектов хозяйствования в строительстве остались некоторые "пережитки прошлого". Так, еще сохранилась непрогрессивная с позиции рыночных отношений система бухгалтерского подхода к определению эффективности производства, отражающая только текущие издержки производства, но не предусматривающая оценку использования капитала во времени.
В диссертации дана характеристика и оценка институциональных преобразований и в целом трансформации всей системы капитального строительства.
Эта оценка осуществляется на фоне анализа применимости основных известных экономических моделей - монетаристской и кейнсианс-кой. Мы считаем, что еще в самом начале экономических реформ была допущена существенная ошибка в выборе базисной экономической модели - монетаристской. Для России, где до реформы существовала модель внепроникающего централизованного управления хозяйством страны, и с ментальных и с прогматических соображений правильным был бы выбор модели близкой к кейнсианской. Выбор же монетаристской модели экономики в первые же годы реформации привели к катастрофическим потерям. Последующие попытки исправить положение путем компилятивных попыток внедрения элементов кейнсианской модели привели к
7
созданию искаженной гибридной системы, не способной создать нормальный общехозяйственный фон.
Именно по этой причине оказалось искаженно-отрицательным отношение субъектов хозяйствования к значению классических мер повышения производительности труда - специализации производства, его кооперации, концентрации капитала, а также к позитивному использованию экономических инструментариев - финансов, кредита, ценообразования, системы формирования прибыли, налогообложения и договорных отношений производителей и потребителей продукции.
Достоверность этих утверждений подтверждается материалами анализа сущности изменения организационно-хозяйственной системы государственного управления строительством. Министерства и ведомства перестали быть субъектами хозяйствования. Соответствующие функции переместились "вниз"- причем перемещение оказалось преимущественно сквозным - до подрядных организаций. То есть наблюдалась тенденция ликвидации и самоликвидации множества промежуточных (между бывшими министерствами и строительными организациями) управленческих уровней и звеньев. Этот процесс явился конкретной ликвидацией административно-командной системы управления. Его экономической основой явилось отчасти разгосударствление функций владения и управления собственностью и, в большей мере, приватизация собственности в строительстве.
Соответственно это повлекло за собой изменение системы инвестиционного финансирования строительства: доля государственных бюджетных средств в общем объеме инвестиционных средств снизилась с 68,6 % в 1993г., до 21,3% в 1998г.; доля собственных средств предприятий соответственно возросла с 27,8% до 49,4%. Возросла роль кредитного финан- :-сирования. ;
Исходя из исследования и характеристики результатов осуществлен- v ных реформации и их итогов, в диссертации делается основной вывод -решение проблемы совершенствования управления строительным произ- ; рехода на путь прогрессивных преобразований.
В развитие указанного тезиса в диссертации предложена система, 8
приоритетов элементов хозяйственного механизма или их отдельных сторон, совершенствованию которых необходимо уделить особое внимание. Приоритеты определены с учетом региональных особенностей типов строительных организаций по формам собственности и организации хозяйствования, их функционального назначения, мощности, величины территориального охвата подрядной деятельностью и др.
В аспекте развития капитального строительства рассматриваются вопросы структуризации капитального строительства по фактору учета инвестиционной политики региона, выполнен анализ состояния строительного комплекса Дагестана по критерию возможности реализации инвестиционного прогноза, рассматриваются альтернативы организации процесса капитального строительства, а также меры по продолжению экономических реформ в строительстве в аспектах совершенствования взаимоотношений участников капиталообразующего инвестиционного процесса и усиления в этом процессе роли государственного регулирования.
Управление капитальным строительством должно быть направлено на достижение отраслью определенных количественных и качественных параметров развития, позволяющих реализовать программные задачи развития региона. В этом заключается суть методологического подхода к определению параметров развития капитального строительства. В качестве этих параметров должны выступать количественные и структурные показатели развития экономики региона во времени.
По классификации, которой придерживается институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Дагестан относится к категории депрессивных регионов с наличием всех присущих им проблем:
- экономических - крайняя отсталость;
- геополитических - окраинное расположение;
- этнических - многонациональный (потенциально-конфликтный).
Экономика Дагестана находится в состоянии, отставании и деградации. В 1999г. на душу населения производилось валового продукта лишь 17% российского уровня, промышленной продукции - 8%, продукции сельского хозяйства -36%, объем капитальных вложений составил -35%.
Продолжавшееся длительное время отставание экономического и социального развития Дагестана привело к тяжелым и глубоким макро-
9
экономическим диспропорциям. Самая серьезная из них - несоответствие экономического потенциала территории численности населения: производственный потенциал в Дагестане в расчете на одного жителя меньше в 3,7 раза, чем в России и 2,2 раза, чем в целом на Северном Кавказе; фондовооруженность ниже соответственно в 3,4 и 2,1 раза. Наряду с этим в республике сложилась деформированная отраслевая структура хозяйства: диспропорциональность между производством сельхозпродукции и ее промышленной переработкой, односторонняя ориентация машиностроения на оборонную продукцию и кооперированные поставки. Наблюдается глубокая дифференциация районов и городов по уровню экономического и социального развития. Крайне слаба финансовая база Республики Дагестан: большинство предприятий убыточно; бюджет республики невероятно дотационный -87% доходной части формируется поступлениями из федерального бюджета.
Уровень жизни населения Дагестана намного ниже по сравнению со среднероссийским. Так, денежные доходы на душу населения в Дагестане составляют 37% российского уровня. Уровень безработицы в Дагеста- '" не один из самых высших по стране.
Указанные деформации явились следствием того, что на протяжении десятилетий инвестиции в основной капитал в Дагестане в расчете на душу населения были в 2,2 раза ниже, чем по России в целом. Все это представляет реальную угрозу социальной стабильности в Дагестане.
Социальное и экономическое положение Республики Дагестан еще более усугубилось в результате агрессии в 1999г. чеченских бандформирований в Ботлихском, Цумадинском, Новолакском районах и г.Буйнакс-ке. Нанесенный экономический ущерб оценивается в 1,5 млрд.рублей. Это - разрушенные дома, мосты, дороги, инфраструктура связи и электроснабжения.
В диссертации сделана попытка определения темпов роста ВРП, обеспечиваемое за прогнозный период времени Т (величина периода реализации экономического прогноза, зависящая от интенсивности привлечения в регион необходимых внешних инвестиций и самогенерации инвестиционных средств в самом регионе) путем роста производства и полно-
10 j
го включения незанятых в регионе трудовых ресурсов1 (около 220 тыс. * экономически активной части населения). Эти темпы роста должны обеспечить как минимум достижение самодостаточности экономики региона г и существенное повышение уровня и качества жизни населения.
Алгоритм изменения величины ВРП в последнем году периода Т определяется величиной:
где: ВРПбаз- величина валового регионального продукта в базовом году; :
а- численность экономически активного населения;
b - численность населения, не имеющего активную занятость;
Ц- коэффициент роста экономически активного населения2;
kj- коэффициент учета изменения структуры валового регионального продукта3.
В диссертации на основе данных Минэкономики РД и наших разра- ) боток дан прогноз изменения отраслевой структуры ВРП. Требование *• полного включения трудовых ресурсов Дагестана в экономическую дея- з тельность определяет, во-первых, необходимость продолжения на новых технологических и кооперативных (внешних и внутренних) основах су- * шествовавшего производственного сектора экономики, базировавшегося ' в прошлом на внешней кооперации. Во-вторых, этого окажется явно не- ' достаточным для решения проблемы трудозанятости, и поэтому необхо- ' димо осваивать новые сферы деятельности на основе использования осо- * бого географического положения Дагестана и его природно-климатичес- с ких условий. В работе определены, какие именно новые виды деятельно- I сти (отрасли хозяйства) было бы предпочтительным развивать в Дагестане. Среди них наиболее важное значение имеют объекты инфраструкту- * ры, от развитости которых зависит инвестиционный климат. 1
Все это позволяет определить прогнозные объемы капитального стро- • ительства, а также необходимость новой отраслевой структуры инвести-
1 Имеется ввиду суммарная незанятость, обусловленная как потерей рабочих мест в результате сокращения производства из-за кризиса, так и недостаток в новых рабочих местах 1 По данным Госкомстата РД 3 По данным Министерства экономики Республики Дагестан
11
ционных вложений в хозяйство республики и соответственно коррекции номенклатуры продукции всего строительного комплекса региона (строительство, проектирование, промышленность строительных материалов и конструкций, парк строительных машин, механизмов и специального транспорта).
В аспекте сказанного все отраслевые сферы деятельности в Дагестане подразделяются на две группы. К первой относятся те, которым необходимо уделять инвестиционное внимание на нынешнем текущем этапе, и которые в течение ближайших 3-5 лет позволили бы вывести экономику Дагестана из кризисного состояния на подъем. Эти отрасли характеризуются тем, что они функционируют на основе органичного включения в процесс общественного производства местных трудовых и природно-сы-рьевых ресурсов Дагестана, использования его удобного географического положения. Это - сельское хозяйство, производственная инфраструктура ( в том числе ряд объектов строительного комплекса), легкая промышленность, нефтедобыча и нефтепереработка, ряд новых нетрадиционных видов производственной и непроизводственной деятельности.
Ко второй группе относятся ныне депрессивные отрасли, ориентированные преимущественно на внешнюю кооперацию, а также ряд традиционных видов деятельности. Всем этим отраслям требуются крупные интервенционные инвестиции или стимулирование диверсификационных переливов свободных капиталов из первой группы отраслей во вторую по мере их накопления. К ним относятся: машиностроительный комплекс, химическая и полиграфическая промышленность, крупные объекты рекреации, международной торговли, гидроэнергетика.
Предлагается соответствующий прогноз процесса отраслевой и предметной ориентации капитального строительства. На первом этапе в объеме строительства снизится удельный вес сборных железобетонных конструкций и увеличится удельный вес традиционных строительных материалов; уменьшатся и мощностные параметры необходимых машин, механизмов и транспорта. На втором этапе потребуется усиление процесса индустриализации строительства.
Прогноз развития инвестиционной деятельности должен быть принят за одну из основ адаптационных устремлений инвесторов и строите-12
лей. Но для этого он должен быть легитимизирован путем разработки соответствующей программы социально-экономического развития Дагестана и принятия его в представительных органах власти с соответствующим его нормативно-правовым утверждением.
Разработке основных направлений и мер по обеспечению поступательного развития капитального строительства предшествует анализ состояния строительного комплекса Дагестана в аспекте реализации мер инвестиционного прогноза. Нами исследовано состояние основных фондов; изменение численности квалифицированных работников; финансовое состояние; организационно-технологическая целостность; изменение (уменьшение) уровней технологической специализации, механизации, энерговооруженности; подвижки в номенклатуре строительной продукции и видах применяемых материалов и конструкций и др. вопросы.
Длительное время строительное производство находится в состоянии падения. Об этом можно судить по графику производства и потребления строительных материалов и конструкций в Дагестане за период с 1991 по 1998 гг.
График производства и потребления строительных материалов в Дагестане за период с 1991 по 1998 гг.
13
Как видно из этого графика, производство и потребление семи основных видов материалов, конструкций и изделий, систематически снижалось и в 1998 году достигло 10-20% от уровня 1991 года.
Отсюда можно сделать следующий вывод: строительный комплекс находится в состоянии глубокого организационно-технологического кризиса и деформации. Для того, чтобы комплекс был способен и готов к реализации инвестиционного прогноза, требуется принятие и реализация ряда организационно-технологических мер по его возрождению и развитию, в том числе необходимы крупные инвестиционные вложения в развитие его финансовой и производственной базы.
Одной из аксиоматических основ развития капитального строительства является активизация инвестиционного процесса, что тождественно активизации экономической деятельности в регионе. Следовательно, дальнейший курс реформ должен быть скорректирован с ориентацией на улучшение инвестиционного климата, способствующего самогенерации инвестиционных средств в регионе и их интервенцию извне.
На основе данных консалтинговой фирмы "Эксперт-География" и собственных разработок в диссертации определен инвестиционный рейтинг Республики Дагестан среди регионов Российской Федерации. Наряду с такими факторами, как удобное географическое положение, наличие достаточного количества природно-климатических ресурсов, несложность решения транзитной и внутрирегиональной транспортной задачи, значительный научный потенциал, наличие недорогой рабочей силы с хорошими психофизическими качествами и предрасположенностью к активной экономической деятельности, позитивно влияющими на инвестиционный климат, существуют факторы негативного влияния. Последние сведены в группы, отражающие: деформированность региональной государственной системы управления; нецивилизованный характер развивающихся рыночных отношений; неблагоприятные налоговые и кредитные условия; неразвитость форм концентрации и мобилизации финансовых ресурсов; слабость производственной базы (основных фондов), как одной из составляющих инвестиционного потенциала; слабая адаптированность предприятий к работе в рыночных условиях; недостаточная развитость производственной и социальной инфраструктуры; отсутствие четко сфор-14
мулированной и легитимно принятой программы экономического развития Дагестана. По инвестиционной привлекательности республика находится на 87 месте среди 89 регионов Федерации.
Суть мер по обеспечению нейтрализации негативных факторов зак- • лючается в необходимости разработки и реализации системного комплекса нормативно-правовых актов противодействия этим факторам. По своей значимости реализация этого направления адекватна существенной корректировке экономических реформ и носит не только экономическое, но и политическое содержание, так как требует нового подхода к раз- J делению прав, компетенции и полномочий федерального и регионально- i го уровней, в том числе не исключается создание в Дагестане особого ' бюджетного режима. г
Одним из таких условий может быть, например, фирмизация строи- э тельных организаций, которая, по мнению автора, будет способствовать * повышению ответственности работников фирмы за свою продукцию, а I также возрождению утерянной строительной культуры. Есть немало при- ' знаков, свидетельствующих о реальности возможных положительных ! результатов фирмизации: возрождение камнерезного искусства, проявление яркого архитектурного зодчества и др. >
Немаловажное значение имеет демократизация организации строи- ' тельства, развитие корпоративного движения и соответствующей культу- -; ры. К сожалению, анализ показывает, что приватизация и создание акционерных обществ из-за деформационного характера их реализации не '• привела к усилению мотивации производства. Существующей админист- ' рацией монополизированы функции управления предприятиями, что стало значительным препятствием приходу к управлению свежих сил, спо- ! собных к высокопроизводительному предпринимательству. Необходимо Г* исправить указанную деформацию. '•''
В работе рассматриваются и другие формы корпоративного устрой- * ства и вообще новые организационные формы предприятий с разными 1 формами собственности. *
Методологически мы придерживаемся предостережения Я.Карнаи о возможности попадания в "ловушку равновесия на низком уровне" из-за Е ослабления в результате реформации роли государства в управлении эко- •*
15
номикой1, что, собственно говоря, и произошло в экономике России как следствие деформации роли государственного регулирования.
В работе отражено значение государственного протекционирования нескольких организаций и предприятий строительного комплекса с целью хотя бы частичного сохранения в регионе технологического потенциала. Отражена роль государственных органов управления в организации лизинга в строительстве, лицензировании, в мобилизации инвестиционных ресурсов, создании равноправных условий деятельности организаций и предприятий с различными формами собственности, управлении деятельностью неприватизированных организаций и предприятий. Высказано мнение, какой должна быть система организации единого территориального управления строительством в регионе и каким должен быть ее характер. Мы считаем, что возврата к административно-командным методам управления не может быть, но это не исключает, а наоборот, определяет важность нормативно-правовой системы организации управления строительным производством, которое будет реализовываться территориальным министерством соответствующей компетенции.
Особое значение государственное управление в РД приобретает в связи с необходимостью организации программно-целевого управления строительством при ликвидации последствий агрессии чеченских боевиков в республику.
Далее в диссертации рассматривается проблема продолжения экономических реформ в строительстве. Основное внимание уделено вопросам упорядочения договорных отношений в капиталообразующей
инвестиционной деятельности. В зависимости от различия складывающихся условий и факторов может быть и разное превалирование в процессе капитального строительства роли инвестора, заказчика, подрядчика (с субподрядчиками). В связи с этим в работе рассмотрено семь схем возможных организационно-экономических отношений, учитывающих реализации указанных различий. При этом сформулировано пять принципов взаимоотношений участников инвестиционного процесса, которых
1 Корнай Я. Устойчивый рост как важнейший приоритет (макроэкономические проблемы и экономическая политика венгерского правительства)/ Ж. "Вопросы экономики". -1996,-№10.-с.35.
16
они должны придерживаться при любой складывающейся форме отношений. Кроме того, рассмотрено пять типов контрактов (договоров) на подрядную деятельность в зависимости, опять таки, от различия факторов: характеристики собственно объектов строительства, территориальные условия, условия обеспечения материалами, конструкциями, оборудованием и прочим.
Проанализирована ситуация, отражающая распространенность системы конкурсного (тендерного) распределения подрядов. Выявлены основные причины противодействующие ее широкому распространению-слабая инвестиционная активность, неразвитость информационной системы, сохранение инерции прошлого мышления, при котором подрядчик мог не бороться за подряды и др.
В конечном итоге мы приходим к выводу - добиться желаемых результатов в развитии капитального строительства, ограничиваясь только мерами в одной этой отрасли, невозможно.
Необходимы реформационные меры базисного характера всей экономической системе страны с соблюдением следующих принципов:
- преодоление отрыва работника от собственности;
- создание класса активных предпринимателей;
- разработка и внедрение в жизнь единых правил (условий) экономического поведения для всех хозяйствующих субъектов;
- достижение условий свободной диверсификации капитала;
- взаимодополняемость текущих, среднесрочных и перспективных целей экономической науки;
- реальность целей экономической политики, учет в них объективных ограничений.
Перечень опубликованных работ по теме диссертации:
1. Муллахмедова С.С., Гаммацаева Т.К., Ходосова И.В. Реформирование предприятий в условиях переходной экономики / Социально-экономические проблемы становления и развития рыночных отношений. Научно-тематический сборник - Махачкала, ДГТУ, 1996, с.ЗЗ.
2. Муллахмедова С.С., Гаммацаева Т.К., Ходосова И.В. Необходимость формирования ФПГ в послеприватизационный период и совершен-
17
ствование нормативной базы их образования / Социально-экономические проблемы становления рыночных отношений. Научно-тематический сборник. -Махачкала, ДГТУ, 1996, с.63.
3. Муллахмедова С.С., Атаев К.Б. Закономерности развития приватизации и управление собственностью в РД / Проблемы управления пред- 'Л\ приятиями и организациями региона в условиях рыночных отношений, -?• '" Махачкала, 1997, с. 118.
4. Муллахмедова С.С., Гаммацаева Т.К., Ходосова И.В., Атаев К.Б./у Методические основы реализаций теорий логистики в Дагестане / Про-юь блемы управления предприятиями и организациями региона в условиях рыночных отношений, - Махачкала, 1997, с.38.
5. Сагидов Ю.Н., Муллахмедова С.С. Экономическая роль и место подрядных торгов в системе хозяйствования / Ежеквартальный журнал "Вопросы структуризации экономики, №4, Махачкала, ИСЭИ ДНЦ РАН октябрь 1999, с. 39.
6. Муллахмедова С.С. Совершенствование ценообразования в строительстве / Проблемы эффективности функционирования предприятий и организаций региона в условиях рынка. Тематический сборник научных трудов- Махачкала, ДГТУ, - 1999, с. 175.
7. Муллахмедова С.С., Гаммацаева Т.К., Ходосова И.В. Анализ зарубежного опыта государственной экспертизы инвестиционных проектов / Проблемы эффективности функционирования предприятий и организаций региона в условиях рынка. Тематический сборник научных трудов-Махачкала, ДГТУ, - 1999, с. 127.
8. Муллахмедова С.С. Роль инвестиционно-строительной деятельности в экономических реформах / Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане. Сборник тезисов докладов Международной конференции, посвященной 275-летию РАН и 50-летию ДНЦ , Махачкала, ДНЦ РАН, 1999, с. 190.
9. Муллахмедова С.С. Зарубежный опыт в формировании системы методов государственного регулирования хозяйственной деятельности строительных предприятий / Сборник тезисов докладов ХХП Научно-технической конференции преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ - Махачкала, 1999, с. 179. 18
Описание предмета: «Менеджмент»В курсе «Менеджмент» рассматриваются методологические основы менеджмента, роль системного анализа, а также
проблемы адекватного использования возможностей технологий управления.
Литература - В.И. Ресин, Ю.С. Попков. Развитие больших городов в условиях переходной экономики. Системный подход. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 328 с.
- А.Б. Крутик, А.И. Муравьев. Антикризисный менеджмент. Превентивные методы управления. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
- Г.В. Гутман, О.Б. Дигилина, Н.И. Чукин, В.П. Ситько, В.В. Калмыков. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 384 с.
- А.В. Соловьев. Социальное партнерство. Комментарий к разделу 2 Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 336 с.
- В.И. Теличенко, Е.А. Король, П.Б. Каган, С.Б. Сборщиков, А.Н. Дмитриев, Н.Л. Карданская. Основы управления инвестиционно-строительными программами в условиях мегаполиса. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008. – 240 с.
- Мегаполисы в условиях глобализации. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 178 с.
- Р.Г. Маннапов, Л.Г. Ахтариева. Организационно-экономический механизм управления регионом. Формирование, функционирование, развитие. – М.: КноРус, 2008. – 352 с.
- В.В. Бузырев, А.П. Суворова, Н.М. Аммосова. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
- Л.Г. Дикман. Организация строительного производства. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 592 с.
- О.Д. Самарин. Теплофизические и технико-экономические основы теплотехнической безопасности и энергосбережения в здании. – М.: МГСУ, 2007. – 160 с.
- В.И. Ресин, Б.С. Дарховский, Ю.С. Попков. Вероятностные технологии в управлении развитием города. – М.: Либроком, 2013. – 356 с.
- Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. – М.: Содействие - XXI век, 2013. – 204 с.
- Александр Нефедьев. Теоретические основы управления развитием инфраструктуры. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 376 с.
- Татьяна В.Коновалова und Вячеслав В.Коновалов. Организационно–экономические основы устойчивого развития апк. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- Г.М. Лисович. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве. Учебник. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. – 288 с.
- Мегаполисы в условиях глобализации. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 178 с.
- Л.Г. Дикман. Организация строительного производства. Учебник. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2017. – 588 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|