Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов

Финансы и кредит

 

ДОРОНИНА Татьяна Владимировна

Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов

 

 

Специальность: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва - 1999

 

Работа выполнена на кафедре конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

 

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена расширением ответственности субъектов Федерации за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории. Главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет, что предъявляет особые требования к его устойчивости.

Децентрализация управления и переход регионов к экономической самостоятельности коренным образом изменили механизмы формирования и использования бюджетных ресурсов. Субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом формирования финансовой базы социально-экономического развития.

В процессе перераспределения расходных полномочий между Федерацией и субъектами существенно возросла нагрузка на региональные бюджеты. Внедрение принципов бюджетного федерализма потребовало создания адекватных экономическим реалиям и национальной специфике форм взаимодействия межу бюджетами различного уровня и их надежного законодательного и теоретического обоснования.

Современный этап характеризуется усилением рыночных начал как в сфере обращения бюджетных ресурсов, так и за ее пределами. Различие стартовых условий вхождения субъектов Федерации в новые экономические условия, а также ошибки и издержки реформирования привели к усилению территориальных диспропорций и углублению дифференциации в социально-экономическом развитии регионов. За период 1994-1998 гг. число субъектов Федерации, получающих трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, увеличилось с 66 до 79.

2

 

Очевидная неэффективность принятой Правительством политики выравнивания, связана не столько с несовершенством методики исчисления трансфертов, сколько с игнорированием главного принципа функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективной связью со сферой производства товаров и услуг как главного источника бюджетных ресурсов.

Политика финансовой стабилизации, ориентированная (по определению) на сокращение дефицита бюджета и дефицитного финансирования бюджетных расходов, проводимая в условиях неразвитости финансового рынка и на фоне глубокого экономического спада, привела к разрушению основ стабилизации во всех сферах экономики и нарастанию социальной напряженности в обществе. Все вышесказанное свидетельствует об острой необходимости теоретического обоснования проблем, накопившихся в области укрепления государственных финансов и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты вопросов формирования и использования бюджетных ресурсов и закономерностей оборота финансовых ресурсов в бюджете широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Общетеоретические вопросы функционирования государственных финансов и формирования бюджетного законодательства исследуются в работах: А. Г. Грязновой, О. Г. Дмитриевой, Л. А. Дробозиной, Ю. Н. Петрова, Л. Н. Павловой, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова, В.М. Родионовой, М. В. Романовского; проблемам бюджетов территорий посвящены работы О. В. Врублевской, Б. Г. Поляка, С. П. Солянниковой, С. Н. Хурсевича; развитию межбюджетных отношений и бюджетного федерализма - труды А. Г. Игудина, А. М. Лаврова, Л. Н. Лыковой, Ю. И. Любимцева, И. В. Подпориной. Проблемы регионального развития и управления регионом в условиях переходной экономики анализируются в трудах В. Н. Лексина, А. С. Маршало-вой и др. Вопросы налогового формирования бюджетных ресурсов анализируются в работах Б. Е. Пенькова, Д. Г Черника; кредитные и заемные

3

 

источники бюджетных поступлений - в исследованиях В. В. Голосова, А. Г. Куликова.

Однако усложнение бюджетных процедур, появление новых инструментов бюджетной политики диктует необходимость дальнейшей разработки вышеназванных проблем.

Основной целью диссертационного исследования, является разработка модели бюджета, устойчивого с точки зрения его финансово-экономических параметров и сбалансированности доходов и расходов. Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач.

Во-первых, сформулировать основные черты и принципы бюджетной устойчивости и раскрыть ее социально-экономическое содержание применительно к бюджетам регионов.

Во-вторых, обосновать место регионального бюджета в бюджетной системе Российской Федерации, его особенности, принципы построения. Показать формирование социально-экономического "профиля" бюджета субъекта Федерации в результате закрепления расходных полномочий между бюджетами на основе принципов бюджетного федерализма.

В-третьих, разработать систему показателей и критериев бюджетной устойчивости.

В-четвертых, сформулировать типовые подходы к обеспечению финансово-экономической устойчивости бюджетов субъектов Федерации и выработать предложения по их реализации.

В-пятых, обосновать концепцию формирования Бюджета развития на региональном уровне.

В качестве объекта исследования выбран региональный бюджет (бюджет субъекта Федерации), являющийся средним звеном бюджетной системы.

Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения субъектов бюджетного процесса по поводу формирования и использования ресурсов бюджета субъекта Федерации.

Методологической и эмпирической базой исследования послужили: теоретические исследования, научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях российских и зарубежных ученых-экономистов в области государственных финансов, финансового анализа и бюджетно-налогового федерализма; прикладные исследования, методические рекомендации международных научно-практических конференций и семинаров по проблемам региональных финансов; использованы системный и сравнительный подходы, методы статистического анализа эмпирических данных. Кроме того, автор опирался на нормативно-правовые акты Российской Федерации и законодательные акты Новосибирской области, г, Санкт-Петербурга, а также опыт практической работы, накопленный территориальными финансовыми управлениями за последние пять лет.

В качестве эмпирического материала использованы статистические данные об исполнении бюджета Новосибирской области за 1995-1997 гг., а также баланса финансовых ресурсов за 1995-1996 гг.

 

Результаты исследования, полученные автором и научная новизна диссертации состоят, прежде всего, в том, что научная категория "устойчивость", как интегральная характеристика параметров экономической системы, эволюционирующей в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, исследуется применительно к региональному бюджету.

1. Автором сформулировано содержательное определение финансово-экономической устойчивости бюджета субъекта Федерации как такого движения бюджетных потоков, их структуры и динамики, которое обеспечивает региональным органам власти возможность полного, своевременного и независимого от других бюджетных уровней выполнения своих обязательств, способствует сбалансированному развитию экономики и социальной сферы. На основе использования методов системного анализа выявлены основные внутренние (структура бюджета, ритмичность поступления доходов и осуществления платежей, форма исполнения - ликвидная, неликвидная) и внешние (относящиеся к характеристикам среды, в которой протекает региональный бюджетный процесс) факторы, опреде-

5

 

ляющие текущую и долгосрочную устойчивость регионального бюджета. Предложена система показателей оценки степени устойчивости бюджета, характеризующая его структуру, пропорции и динамику их изменения. Названная система показателей, при определенном развитии, может послужить основой для разработки нового направления финансового анализа.

2. Обоснована необходимость переориентации бюджетной политики, осуществляемой на всех уровнях управления - федеральном, региональном и местном - на преимущественное использование не тактических решений, продиктованных конъюнктурными соображениями, а методов, обеспечивающих сочетание краткосрочных и долгосрочных интересов регионального развития. Это связано с восстановлением стратегического бюджетного планирования как одного из основополагающих условий эффективной финансовой политики.

3. На основе анализа бюджетных расходов сформулированы предложения по изменению бюджетной структуры, нацеленные на повышение устойчивости его элементов, которое предполагает смещение акцентов в политике расходов на наиболее "активные": а) в части текущего бюджета - это расходы, не сглаживающие остроту протекания социальных процессов, а качественно их изменяющие. Сюда относятся все виды расходов, условно обозначаемые вложением в развитие "человеческого капитала": образование, переподготовка, создание рабочих мест, поддержка малых форм предпринимательства и т. д.; б) усиление в составе бюджетных расходов позиций инвестиционной составляющей и, прежде всего, Бюджета развития, как наиболее прогрессивного элемента бюджетной структуры, способного создать условия для восстановления инвестиционной активности в регионах и обеспечить предпосылки для подъема экономики.

4. Разработана концепция формирования и функционирования Бюджета развития на региональном уровне, реализация которой позволит обеспечить "дееспособность" этого инструмента инвестиционной политики. Базисными элементами названной концепции являются: идеология (основные принципы), на которой основывается функционирование инвести-

6

 

ционного бюджета; нормативно-правовое обеспечение и, информационно-аналитическая оценка приоритетов регионального развития и возможностей их обеспечения через инвестиционный бюджет в конкретном субъекте Федерации.

Основные технологические условия формирования и функционирования Бюджета развития в регионе включают: а) правообеспеченность и обязательную проверку на необходимость формирующих статей; б) согласованность его размера с объемами реальных ресурсов; в) наличие возможности выбора регулятивных мер, адекватных конкретной ситуации при реализации Бюджета развития.

5. Обоснована необходимость и предложены основные направления совершенствования бюджетной классификации на базе разграничения текущего и инвестиционного бюджетов. Это предполагает разделение бюджетных доходов на текущие доходы и доходы от операций с капиталом и их целевую увязку с определенными видами расходов, что позволит улучшить качество управления бюджетными потоками и повысить результативность бюджетного процесса.

Практическая значимость результатов исследования. Настоящее исследование направлено на выработку конкретных механизмов устойчивости бюджетных параметров в условиях рыночной экономики. Реализация практических предложений и рекомендаций, содержащихся в диссертации, позволит повысить действенность и результативность бюджетной политики регионов.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки законодательными органами субъектов Федерации нормативных актов, регулирующих особенности формирования и функционирования Бюджетов развития на региональном уровне.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит также и в том, что основные положения диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов по проблемам региональных фи-

нансов, бюджетному анализу; в образовательных программах подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для работников финансовых подразделений региональных администраций, на практике занимающихся вопросами бюджетного анализа.

Апробация работы. Результаты настоящего исследования использованы автором в практике преподавания курса "Региональные и муниципальные финансы" в Сибирской академии Государственной службы. Научно-практические результаты работы автора были обсуждены и одобрены экспертами TASIS на семинарах "Рыночная экономика и региональное управление" (Лондон, Норидж, 1995 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте основной части работы содержится восемь таблиц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается научно-практическая актуальность темы исследования, определяются его цели и задачи, очерчены хронологические рамки, отмечены новизна и практическая значимость, методологические и теоретические основы диссертации.

В первой главе - "Экономическое содержание и принципы обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Федерации" - раскрывается функциональное назначение бюджетов субъектов Федерации в системе бюджетного федерализма; анализируется социально-экономическое содержание категории "бюджетная устойчивость"; дается комплексный анализ факторов, определяющих устойчивость бюджета на уровне региона, а также исследуются основные показатели и критерии оценки бюджетной устойчивости.

Особое внимание обращено на исследование социально-экономической устойчивости бюджета как экономической категории. Устойчивость представляет собой способность бюджета обеспечивать достижение конечных целей бюджетного процесса в условиях сложной и малопредсказуемой внешней среды.

Как экономическая категория бюджет представляет собой денежный фонд, который аккумулирует финансовые потоки (доходы и поступления) и направляет накопленные финансовые ресурсы другим субъектам бюджетных взаимоотношений. Кругооборот бюджетных ресурсов характеризуется: (1) открытостью во внешнюю среду и (2) отсутствием источника воспроизводства финансовых ресурсов внутри самого бюджета.

Устойчивость бюджета в рамках текущего финансового года (текущая устойчивость) предполагает стабильность и предсказуемость его параметров - доходов и расходов, что эквивалентно понятию сбалансированности. Критериями текущей устойчивости являются: а) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; б) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накоп-

9

 

ления задолженности перед бюджетной сферой; в) обеспечение нормальной ликвидности бюджета.

Основываясь на тезисе о том, что устойчивость есть характеристика эволюции системы, автор приходит к выводу, что ее оценка должна быть непосредственно связана с экономической динамикой параметров, как самой системы, так и окружающей ее среды, а также прогнозом её вероятных изменений. В этой связи вводится понятие "перспективной (или структурной) устойчивости бюджета субъекта Федерации", которая характеризуется позитивной динамикой фактических и прогнозных показателей бюджета за достаточно длительный период времени. Устойчивость обеспечивается за счет соответствующей конструкции регионального бюджета, то есть наличием в его структуре таких прогрессивных элементов, которые повышают сопротивляемость к деструктивным внешним воздействиям, а также обеспечивают формирование основных параметров микро- и макросреды, в соответствии с целями и задачами регионального развития.

По мнению автора, таким прогрессивным элементом, который обеспечивает устойчивое функционирование бюджета субъекта Федерации (адаптацию структуры бюджетных расходов к изменению потребностей регионального развития) является Бюджет развития.

К числу важнейших параметров внешней среды, влияющих на устойчивость бюджета, относятся:

• факторы, определяющие финансовый потенциал региона (отраслевая структура экономики региона и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке, финансово-экономическое положение предприятий и состояние их деловой активности, инвестиционная активность предприятий и технический уровень производственного аппарата, уровень развития рыночной инфраструктуры и. д.);

• социально демографическая среда, определяемая параметрами уровня и качества жизни населения, состоянием рынка труда, динамикой доходов;

10

 

• условия и факторы, обеспечивающие стабильность бюджетной системы в целом.

Бюджетные отношения, являясь разновидностью экономических отношений, реализуются в условиях существования сложной и многоуровневой территориальной организации общества, а эта организация, базирующаяся на принципах федерализма и местного самоуправления, сама требует для своего поддержания и функционирования особых экономических условий и механизмов. В связи с этим, автор отдельно исследует процесс формирования в России национальной модели бюджетного федерализма.

К числу фундаментальных условий, обеспечивающих устойчивость и надежность бюджетных систем государств со сложным территориальным устройством, и достижение компромисса многочисленных и противоречивых интересов страны в целом и составляющих ее регионов относятся: (1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между звеньями бюджетной системы; (2) закрепление доходных источников за бюджетными уровнями и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, обеспечивающее осуществление расходных функций; (3) наличие эффективной системы трансфертов, направленной на выравнивание вертикальной и (или) горизонтальной несбалансированности.

В результате реализации принципов бюджетного федерализма происходит функциональное обособление каждого звена бюджетной системы и формирование социально-экономического "профиля" бюджета, представляющего тот или иной уровень управления. Функции субъектов Федерации в этом межбюджетном "разделении труда" концентрируются, по мнению автора, на направлениях, обеспечивающих развитие различных составляющих регионального социально-экономического потенциала.

Предложенная в соответствующем разделе диссертации система показателей финансово-экономической устойчивости бюджета субъекта Федерации позволяет оценить степень устойчивости бюджета и выявить при-

11

 

чины, вызвавшие нарушение устойчивости. Автор предлагает использовать следующие группы показателей:

1) показатели, характеризующие структуру доходов регионального бюджета и динамику соотношения между ними (соотношения собственных и регулирующих, налоговых и неналоговых доходов, доля собственных доходов в общей сумме бюджетных поступлений);

2) абсолютные и относительные показатели сбалансированности регионального бюджета;

3) показатели пропорциональности доходных и расходных статей бюджета (соотношения текущих и инвестиционных расходов, собственных доходов и текущих расходов, отношение общей суммы займов к Бюджету развития);

4) анализ ритмичности расходования бюджетных средств в рамках текущего бюджета;

5) показатели ликвидности регионального бюджета, характеризующие степень собственно денежного исполнения по доходам и расходам.

Во второй главе - "Основные элементы стратегии обеспечения устойчивости региональных бюджетов" - исследуются основные направления укрепления доходной базы бюджетов субъектов Федерации, а также возможности рационализации структуры бюджетных расходов на региональном уровне.

Основой формирования бюджетных ресурсов является региональный процесс производства товаров и услуг, а главным их источником -созданный в регионе валовой региональный продукт. Доходная база регионального бюджета является прямым следствием мобилизации имеющегося в регионе финансового потенциала (т. е. размера средств, которые объективно могут быть использованы в создании валового регионального продукта и обеспечения населения всеми социально-экономическими благами). Другим источником поступления финансовых ресурсов на территорию являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.

12

 

В работе выделяются два пути повышения устойчивости доходной базы бюджетов субъектов Федерации:

1) модернизация модели бюджетного федерализма в направлении, обеспечивающем рост собственных доходов региональных бюджетов на основе активизации налоговых и неналоговых источников;

2) укрепление и развитие финансового потенциала, основанного на

устойчивом росте созданного в регионе валового регионального продукта.

Таблица 1 Структура и динамика основных доходных источников в бюджете

Новосибирской области, %*

Налоги

Неналоговые поступления

Трансферты из федерального бюджета

план

исполнение

план

исполнение

план

исполнение

1995 г.

75,78

67,48

0,62

1,68

23,59

30,84

1996 г.

72,40

69,93

1,85

1,63

25,75

28,44

1997г.

71,03

61,31

4,0

3,39

25,31

34,64

1998 г. (прогноз)

76,95

 

 

0,87

 

 

22,18

 

 

 

Анализ структуры и динамики источников формирования региональных бюджетов, проведенный на примере Новосибирской области, свидетельствует об ухудшении качественного состава его доходной базы, что проявляется в увеличении удельного веса неустойчивых видов поступлений в составе основных доходных источников (Таблица 1).

 

В группе налоговых поступлений удельный вес прямых налогов за период с 1995 по 1997 гг. сократился с 69,3 до 56,8 %. В частности, по налогу на прибыль предприятий и организаций снижение за указанный период составило 26,3 процентных пункта, что было вызвано сужением на-логооблагаемой базы по данному доходному источнику. Рост удельного веса косвенных налогов не может обеспечить региональным бюджетам устойчивую сумму поступлений, так как формируется преимущественно за счет регулирующих налогов, нормативы по которым подлежат ежегодному изменению в соответствии с законом о федеральном бюджете на оче-

13

 

редкой год. Согласно Налоговому кодексу, регулирующие налоги сохраняют свое ведущее положение в доходах региональных бюджетов, что свидетельствует о закреплении в Российской Федерации модели бюджетного федерализма, основанной на системе распределяемых (совместных) налогов.

Учитывая объективно сложившуюся вариацию уровней развития регионов, автору представляется вполне обоснованным построение системы участия субъектов Федерации в совместных налогах на основе дифференцированных нормативов, которые в большей степени способны выполнять свою регулирующую функцию. В основу дифференциации могут быть положены такие критерии как: численность и плотность населения региона, уровень урбанизации территории, соотношение между текущими доходами и необходимыми расходами и другие.

Неналоговые источники доходов могут стать своеобразным "резервом устойчивости" доходной базы регионального бюджета (так как их объем полностью зависит от активности и предприимчивости региональных органов власти), если в их составе будут преобладать поступления от государственной собственности или деятельности. Фактический состав неналоговых поступлений в бюджете Новосибирской области не позволяет рассматривать их в качестве таковых: 62,8 % доходов получено от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации из которых 94 % составляют доходы от продажи принадлежащих ему акций. В работе обосновывается, что такая политика в отношении субфедеральной собственности, обеспечивая решение текущих задач, ограничивает возможности региональных органов власти формировать перспективную стратегию управления бюджетной устойчивостью.

Эффективность функционирования субфедеральной собственности во многом зависит от ее стуктуры и физического состава. В связи с этим, состав региональной собственности должен формироваться преимущественно за счет двух групп объектов: высокорентабельных, и потому неже-

14

 

лательных для приватизации и объектов, необходимых для обеспечения стабильной социально-экономической ситуации в регионе.

Объем и структура расходов, связанных с обеспечением обязательств в рамках текущего бюджетного финансирования, является одним из основополагающих факторов, определяющих устойчивость регионального бюджета. В диссертации обосновываются пути рационализации структуры бюджетных расходов без сокращения объема социального бюджета. Они включают:

1) экспертизу существующих расходных статей бюджета субъекта Федерации с точки зрения их необходимости;

2) изыскание резервов сокращения издержек, возникающих при предоставлении услуг за счет бюджета и на этой основе сокращение стоимости данных услуг для населения;

3) разработка объективной, взвешенной системы оценок потребностей в расходах, на основе государственных минимальных социальных стандартов, скорректированной с учетом региональных особенностей;

4) анализ возможностей привлечения альтернативных источников финансирования некоторых расходов социального характера с сохранением объема и качества услуг.

Эффективным инструментом регламентации важнейших параметров социального развития регионов со стороны органов государственной власти и обеспечения прозрачности в бюджетных расходах на региональном уровне может стать социальная стандартизация. Поскольку федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах" находится на стадии законопроекта, в ряде субъектов Федерации разработаны свои законы в этой области. Анализ нормативных документов, регламентирующих процесс социальной стандартизации в некоторых субъектах Федерации, выявил наличие существенных различий в составе и объемах социальных услуг, предоставляемых населению на бесплатной основе. В

1 Тюренков С. В. Управление собственностью субъекта Федерации // Регион: экономика и социология. -Новосибирск. - № 1, 1999.- С. 158.

15

 

связи с этим, в целях сохранения единого социального пространства, автор считает необходимым скорейшее утверждение на федеральном уровне государственных минимальных социальных стандартов, обязательных для применения при формировании бюджетов на всей территории страны.

Другой важный аспект рационализации расходов региональных бюджетов - смещение акцентов в группе социальных расходов с их концентрацией преимущественно на адресной поддержке остронуждающихся групп населения и вложениях в "человеческий капитал" (образование, переподготовка и переквалификация высвобождающихся кадров, обустройство мигрантов и т.д.). В бюджете Новосибирской области в 1997 г. расходы на выплату различного рода пособий и компенсаций составили около 34 % социального бюджета (по прогнозам на 1998 г. предполагается их увеличение до 51 %). В свою очередь, расходы, условно относимые к вложениям в "человеческий капитал" постоянно сокращаются. Так, доля расходов на образование в структуре социальных расходов сократилась с 23 % в 1996 г. до 16 % в 1997 г. По мнению автора, продолжение такой политики в условиях сокращающейся доходной базы бюджета, может привести к ситуации, когда увеличение "непроизводительных" социальных расходов поглощает все больший объем финансовых средств, что ведет к воспроизводству неустойчивости и усугублению финансового состояния регионального бюджета.

В третьей главе - "Бюджет развития региона как фактор долгосрочной устойчивости бюджета субъекта Федерации" - анализируются основные принципы формирования инвестиционных расходов бюджетов субъектов Федерации, исследуются возможные источники их финансового обеспечения, а также приводятся основные методологические подходы к определению размера Бюджета развития на региональном уровне.

На основе выводов, полученных в главах 1 и 2, автором обосновывается необходимость активизации усилий региональных органов власти по расширению доходной базы бюджета. Помимо актуализации стимули-

16

 

рующей функции налогообложения, должны быть шире задействованы методы прямого регулирования инвестиционной активности.

В условиях, когда рыночные начала в экономике слабы, доля негосударственного сектора в финансировании инвестиций незначительна, а методы косвенного воздействия не оказывают желаемого воздействия на инвестиционную активность - роль прямых инвестиций из бюджета становится определяющей. Эффективным инструментом инвестиционной политики субъектов Федерации, по мнению автора, может стать Бюджет развития.

Как инструмент в руках региональных органов власти, Бюджет развития должен обеспечивать достижение не только экономического, но и социального эффекта. В данном случае "развитие" означает расширение налогового потенциала, создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации, прекращение спада производства, то есть исправление или улучшение деформаций в региональной экономике, выраженное реальными результатами. Кроме того, обращение ресурсов Бюджета развития основывается на рыночных принципах, а значит должно обеспечивать высокую эффективность вложений. Исходя из этого, среди приоритетов регионального развития, автор выделяет два направления бюджетной поддержки:

1) Кризисные - наличие в экономической или социальной сфере субъекта Федерации болевых очагов, сдерживающих нормальное развитие региона. Речь идет не о прямом коммерческом эффекте, бюджетная эффективность здесь обеспечивается за счет снижения бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Устранение названных диспропорций позволит в будущем сократить нагрузку на текущий бюджет и снизить бюджетную зависимость территории.

2) Перспективные - поддержка перспективных с точки зрения развития субъекта Федерации производств и видов деятельности. Направление бюджетных инвестиций в эти объекты может обеспечить быструю

17

 

окупаемость высокую эффективность вложений, а также дать импульс для подъема всей региональной экономики.

Основой концепции формирования и функционирования Бюджета развития на региональном уровне является ресурсное обеспечение долгосрочного устойчивого социально-экономического развития региона. Задействование механизмов бюджетного инвестирования должно происходить только в тех случаях, когда государственное вмешательство не просто желательно, а необходимо, безальтернативно (рыночная конъюнктура не благоприятствует притоку частных инвестиций, либо отсутствует рыночная мотивация к инвестированию в данные объекты). Соблюдение этого принципа, по мнению автора, обеспечит концентрацию ограниченных инвестиционных ресурсов бюджета на наиболее важных для экономики региона объектах.

Условием эффективного управления бюджетными ресурсами, распределяемыми через Бюджет развития, является физическое разделение текущего и инвестиционного бюджетов и разграничение образующих их финансовых потоков. Для этого необходимо бюджетную классификацию привести в соответствие, закрепленной в Бюджетном кодексе трактовке Бюджета развития как части капитальных расходов, предназначенных для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Совершенствование действующей бюджетной классификации должно происходить в направлении детализации существующих и введении в нее новых позиций с минимизацией статей прочего характера (не содержащих конкретной расшифровки). При этом на уровне субъекта Федерации бюджетная классификация в части Бюджета развития должна строится с учетом региональной специфики, то есть отражать те приоритеты регионального развития, которые являются наиболее актуальными в настоящий момент, а также обеспечивать его гибкость (возможность изменения его структуры в случае изменения потребностей регионального развития).

18

 

Разделение бюджетов текущих и инвестиционных расходов предполагает также и разделение доходов бюджета на текущие и капитальные. В диссертации подробно изучаются возможности и перспективы использования различных видов бюджетных поступлений для покрытия инвестиционных расходов регионального бюджета. При этом, для целей реального разграничения бюджетных расходов, автор считает необходимым обозначить как обычные источники обеспечения капитальных расходов в целом, так и Бюджета развития в частности (см. Таблицу 2).

Таблица 2 Направления использования бюджетных ресурсов Виды бюджетных Использование

поступлений текущие расходы Налоги +

Капитальные расходы

+

в том числе Бюджет развития

Неналоговые поступле- + ния

+

+

Трансферты +

+

 

 

Субвенции

+

 

 

Бюджетные ссуды

+

+

Кредиты и займы в том числе: краткосрочные + долгосрочные

+

+

Доходы от реализации ранее осуществленных инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития

+

+

 

Наиболее бесспорными, с точки зрения финансовой теории, источниками покрытия расходов инвестиционного характера являются различные виды долгосрочных займов, а также доходы, полученные от реализации инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития. Цели обеспечения бюджетной устойчивости требуют жесткого, взвешенного подхода к использованию заемных средств и к определению размера

19

 

Бюджета развития. Первое предполагает направление бюджетных инвестиций только в высокоэффективные проекты. Второе, в соответствии с теорией устойчивого развития, предполагает, что Бюджет развития должен составлять малую часть совокупных бюджетных расходов, чтобы не нарушать общего равновесия. Таким образом, размер Бюджета развития с одной стороны, должен быть незначительным по отношению к размеру текущих расходов, но с другой стороны, значительным по отношению к масштабу и значимости для региона проблемы (или проблем) на решение которых он ориентирован.

В заключении диссертации обобщаются теоретические и практические итоги исследования и делаются следующие выводы:

1) Изменение условий функционирования финансов общественного сектора и усиление рыночных начал как в сфере обращения бюджетных ресурсов, так и за ее пределами, предъявляет особые требования к обеспечению финансово-экономической устойчивости бюджетов. Это является особенно актуальным для децентрализованных бюджетов в силу большей открытости региональной экономики.

2) Финансово-экономическая устойчивость региональных бюджетов определяется совокупностью факторов регионального значения и ее обеспечение может быть достигнуто усилиями субфедеральных органов власти.

3) Укрепление устойчивости доходной базы регионального бюджета связано с активизацией роли неналоговых источников формирования бюджетных доходов и прежде всего доходов от собственности субъекта Федерации. Это предполагает а) повышение эффективности управления объектами региональной собственности; б) принятие решений о продаже имущества, находящегося в собственности (приватизация либо продажа пакетов акций, принадлежащих субъекту Федерации) должно основываться на принципах рациональности и экономической обоснованности и не противоречить интересам населения и хозяйства региона.

 

20

 

В области налоговой политики главной задачей региональных органов власти является актуализация стимулирующей функции налоговой системы как инструмента обеспечения перспективной устойчивости.

4) Источники обеспечения устойчивости регионального бюджета лежат не в сфере финансовых технологий (перераспределении доходов и сокращении необходимых расходов), а в восстановлении региональной экономики и повышении ее эффективности. Усиление в составе бюджетных расходов позиций Бюджета развития создаст условия для восстановления инвестиционной активности в регионах и обеспечит предпосылки для подъема экономики.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:

1. Фискальный федерализм и регулирование экономики регионов (Сб.: Реформы и обеспечение экономического роста в России) / Под общ. ред. проф. А. В. Бачурина. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - 0,3 п. л.

2. Факторы устойчивости регионального бюджета / Сб.: Финансово-кредитное воздействие на рост и эффективность производства. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 0,4 п. л.

3. Бюджет развития как фактор долгосрочной устойчивости бюджета / Сб.: Реструктуризация производства и финансовая устойчивость (в печати). - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 0,5 п. л.

 


Описание предмета: «Финансы и кредит»

Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.

Литература

  1. И.А. Родионова. Экономическая география и региональная экономика. – М.: Московский Лицей, 2003. – 288 с.
  2. Механизм и модели финансирования экономического роста и регионального развития. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 160 с.
  3. С.В. Починков. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007. – 112 с.
  4. Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.
  5. С.В. Починков. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007. – 112 с.
  6. Словарь финансово-экономических терминов и определений. – М.: ИВЭСЭП, 2008. – 128 с.
  7. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты. – М.: Издательство МГУ, 2011. – 224 с.
  8. С.С. Сулакшин. Экспресс-анализ мирового и российского финансово-экономического кризиса. Труды центра. Выпуск №12. – М.: Научный эксперт, 2009. – 41 с.
  9. В.Д. Ковалева, И.В. Додонова. Моделирование финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: КноРус, 2009. – 280 с.
  10. К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова. Финансово-экономический анализ. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 404 с.
  11. С.Н. Любимцева. Английский язык для студентов финансово-экономических вузов. Начальный курс. – М.: Высшая школа, 2009. – 296 с.
  12. С.Н. Кукушкин. Финансово-экономический анализ. – М.: А-Приор, 2012. – 192 с.
  13. Военный финансово-экономический…. – М.: Военное издательство, 1988. – 176 с.
  14. М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. Практическое пособие. – М.: Владос, 2003. – 416 с.
  15. Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. – М.: Содействие - XXI век, 2013. – 204 с.
  16. Д.А. Абрютин, М.С. Абрютина, А.В. Грачев. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 256 с.
  17. Сергей Калмыков und Инна Успенская. Организационно-экономическое обеспечение производства сельхозпродукции. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 220 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Надзорные функции ЦБ России
Банковский менеджмент
Диплом
86 стр.
Оценка финансовых стимулов развития экономики в современной России
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
27 стр.
Разработка стратегии развития фирмы
Стратегическое управление
Диплом
115 стр.
Формирование механизма социальной защиты населения (на примере Анадырского муниципального района)
Социальное обеспечение
Диплом
97 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Влада, 06.09
Марина, спасибо, отчеты по практике сдали на отлично