Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организация арбитражных судов субъектов российской федерации, ее правовая основа и перспективы развитияАрбитражно-процессуальное право
Бурдина Елена Владимировна
Организация арбитражных судов субъектов российской федерации, ее правовая основа и перспективы развития
Специальность 12.00.11 - судоустройство; прокуратура;
адвокатура; нотариат
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Саранск - 2000
Работа выполнена в Мордовском ордена Дружбы народов государственном
университете имени Н. П. Огарева
(юридический факультет)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России за последнее десятилетие, внедрение рыночных отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.
Анализ деятельности арбитражных судов потребовал изучения всего комплекса вопросов по их организации с тем, чтобы максимально обеспечить судебную защиту прав участников экономического оборота. Вместе с тем, в научных трудах, посвященных арбитражным судам, в основном анализируются процессуальные аспекты работы указанных судов. В этой связи представляется необходимым и своевременным обратиться к организации системы арбитражных судов, отдельных ее звеньев, в частности, к устройству арбитражных судов субъектов Российской Федерации - основного звена данной системы. Направленность настоящего исследования на арбитражные суды субъектов РФ определена не .только малоизученным характером их организационного и правового статуса, но и той важной ролью, которую они выполняют по достижению задач в арбитражном судопроизводстве в силу значительного круга полномочий, возложенных на них федеральным законом.
Актуальность указанной темы обусловлена, в немалой степени, несогла-. сованностью законодательства субъектов РФ по организации арбитражных судов субъектов РФ законодательству РФ, неизбежностью анализа всего круга правовых актов по этим судам на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральному законодательству. Последнее обстоятельство диктуется тем, что в некоторых субъектах РФ пытаются принять под свою юрисдикцию федеральные арбитражные суды, действующие на их территории, законодательно обозначая их как региональные арбитражные суды (См.: напр., Закон Республики Башкортостан "О судоустройстве в Республике Башкортостан" от 31 мар-
3
та 1993 г.).
Арбитражные суды субъектов РФ, как основное звено системы арбитражных судов, создавались применительно к потребностям разрешения экономических споров, сфера их компетенции увеличивалась за счет включения иных категорий споров, однако не принимались во внимание место и роль указанных судов в единой судебной системе РФ, их взаимодействие и взаимосвязь с другими государственными и негосударственными органами. Пробелы федерального законодательства в этой части активно восполняются в законодательстве субъектов РФ. Так, в ряде субъектов РФ соответствующему арбитражному суду законодательно предоставлены права запроса в конституционный (уставной) суд субъекта РФ, законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ и др.
Проблемы организации арбитражных судов субъектов РФ остаются по существу неисследованными, поскольку учебный характер имеющихся публикаций о них не может претендовать на достаточную полноту и глубину анализа. В силу этого требуют изучения вопросы о месте, роли арбитражных судов субъектов РФ в системе арбитражных судов, о задачах, функциях, полномочиях и принципах указанных судов, об их составе и структуре; должны подвергнуться анализу нормативные акты, образующие правовую основу организации данных судов для того, чтобы иметь целостное представление о состоянии правовой регламентации этого звена, выработать рекомендации по совершенствованию арбитражного законодательства для улучшения работы арбитражных судов субъектов РФ в единой системе арбитражных судов.
Цель и задачи исследования.
Недостаточная разработанность темы предопределила цель и задачи ее исследования. Основной целью работы является разработка системы теоретических основ по вопросам организации арбитражных судов субъектов РФ на современном этапе и практических рекомендаций по совершенствованию их организации.
Эта цель предопределила постановку следующих задач:
- обосновать необходимость выделения такого круга правовых норм, которые являются базовыми, основополагающими для организации арбит-4
ражных судов субъектов РФ, как судов основного звена;
- определить понятие и выявить отличительные черты правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ;
- классифицировать элементы правовой основы организации названных судов;
- исследовать вопросы организации арбитражных судов субъектов РФ в соответствии с их правовой основой;
- охарактеризовать место и роль арбитражных судов субъектов РФ в системе арбитражных судов, подвергнуть анализу их виды;
- исследовать задачи, функции и полномочия, принципы организации арбитражных судов субъектов федерации;
- установить влияние правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ на конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ в той их части, где регламентируется организация арбитражных судов субъектов федерации;
- проанализировать внутреннее устройство арбитражных судов основного звена и выработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования внутренней организации арбитражного суда субъекта РФ;
- разработать проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон •"Об арбитражных судах в Российской Федерации", закрепив в нем предложения по совершенствованию организации арбитражных судов субъектов РФ.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования включает в себя конституционные нормы Российской Федерации, федеральное судоустройственное законодательство об арбитражных судах, законодательство субъектов РФ по указанному вопросу, а также практику их применения в организации и деятельности арбитражных судов субъектов РФ, данные специальной литературы.
Предметом исследования выступает, во-первых, круг вопросов организации арбитражных судов субъектов РФ, определяемых в соответствии с их пра-
5
вовой основой, в их числе задачи, функции указанных судов, принципы их организации, устройство судов по составу и структуре, организация их работы, а также, во-вторых, вопросы правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ как совокупности определенных норм, регламентирующих ключевые положения организации данных судов, со всеми присущими ей признаками и составляющими элементами, а также определяющее ее влияние на су-доустройственное законодательство об арбитражных судах основного звена.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Характерной чертой исследования является комплексный подход к рассмотрению проблемы организации арбитражных судов субъектов Российской Федерации и ее правовой основы. Он заключается в привлечении к исследованию методов, используемых как судоустройственной наукой, так и наукой государственного права, общей теорией права, наукой арбитражного процесса.
В изучении материалов, научном обосновании теоретических положений, выводов и практических рекомендаций автор руководствовался диалектическим методом познания. В качестве общенаучных и частнонаучных методов автором использовались историко-аналитический, сравнительно-правовой, системный, документальный, статистический, формально-логический и другие.
Сделанные выводы и предложения основываются на положениях Конституции РФ, судоустройственном законодательстве, постановлениях Конституционного Суда РФ. Изучены и проанализированы конституции (уставы) ряда субъектов РФ с точки зрения норм Конституции РФ по вопросу об арбитражных судах.
Теоретической базой работы являются труды ученых-правоведов, исследовавших те или иные аспекты становления и развития системы госарбитражей, а затем системы арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ, как ее основного звена, в судоустройственной науке, науке арбитражного процесса: Абовой Т.Е., Андреевой Т.К., Бойкова О.В., Борисовой Е.А., Каллистра-товой Р.Ф., Ковалева М.А., Логинова П.В., Пелевина С.М., Треушникова М.К., Шерстюк В.М., Юкова М.К., Яковлева В.Ф. и других. В ходе работы над обозначенной темой автор обращался к специальной научной литературе, посвя-
щенной вопросам законодательства и законотворческого процесса, проблемам развития российской правовой системы, проблемам совершенствования единой судебной системы РФ.
Эмпирической базой диссертации явились статистические и иные отчетные данные об организации и деятельности арбитражных судов субъектов РФ за период 1994-1999 г., поступившие в Высший Арбитражный Суд РФ, организационно-управленческие, правовые документы и материалы, собранные в арбитражных судах Республики Мордовия и Республики Татарстан, Арбитражном суде Пензенской области.
Научная новизна исследования.
В диссертации предпринята попытка комплексно, с учетом всего массива действующего законодательства, проанализировать и оценить состояние и перспективы развития организации арбитражных судов субъектов РФ и ее правовой основы. В диссертации исследуются вопросы совершенствования, усиления внутренней согласованности правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ, определяющего влияния ее. на развитие всего комплекса правовых источников, регламентирующих вопросы организации указанных судов. Впервые, наряду с существующими судоустройственными источниками, 'регламентирующими устройство арбитражного суда субъекта РФ, анализируются, как имеющие неоднозначное влияние на развитие данных судов, конституции (уставы) субъектов РФ и определяются критерии их соответствия федеральной Конституции, что поможет не только устранить юридические коллизии, но и укрепить сам суд как основное звено системы.
Впервые применительно к арбитражному суду субъекта РФ рассмотрены задачи и функции данного суда, его место в системе арбитражных судов через вычленение его признаков, рекомендован ряд существенных изменений и дополнений в действующее федеральное судоустройственное законодательство.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выделение правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ диктуется необходимостью упрочения арбитражных судов субъектов РФ путем построения единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы ключевых, центральных норм о них, чтобы привести в соответствие с
7
этой системой все имеющиеся правовые нормы об организации арбитражных судов субъектов РФ, в том числе и нормы законодательства субъектов РФ.
2. Под правовой основой организации арбитражных судов субъектов РФ в работе понимается система базисных норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, определяющих организационно и функционально арбитражные суды субъектов РФ как самостоятельное звено системы арбитражных судов, с присущими им задачами, функциями и полномочиями, принципами организации, порядком образования, составом и структурой.
3. Под элементами правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ в диссертации понимаются правовые нормы, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, содержащие судоустройственные, и, в некоторых случаях, судопроизводственные характеристики арбитражного суда субъекта РФ, определяющие место и роль данного арбитражного суда как основного звена системы арбитражных судов, с присущими ему задачами, функциями и полномочиями, принципами организации, составом и структурой.
Элементы правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ в их взаимосвязи должны определять содержание каждой новой судоуст-ройственной нормы, что приведет к единой концепции обновления законодательства, его согласованности и непротиворечивости.
4. Совмещение в основном звене системы арбитражных судов двух судебных инстанций - первой и апелляционной, по рассмотрению существа экономических споров и иных подведомственных дел и пересмотру решений и определений, не вступивших в законную силу, обусловливает специфику арбитражного суда субъекта РФ. Действенность данной модели организации арбитражных судов субъектов РФ должна обеспечиваться не только независимостью судей, но и иным составом суда в апелляционном порядке при поднадзорное(tm) вынесенных решений федеральным арбитражным судам округов.
5. К основному звену системы арбитражных судов в РФ, наряду с арбитражными судами субъектов федерации, следует относить внутритерриториаль-ные иди межтерриториальные арбитражные суды, могущие быть образованны-
8
ми как суды основного уровня, юрисдикция которых не совпадает с территориальными границами субъектов РФ. В силу этого требует уточнения редакция ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", обозначающая звенья системы арбитражных судов в РФ без учета возможности создания иных, входящих в систему, арбитражных судов основного уровня, зона юрисдикции которых не совпадает с границами субъекта РФ.
6. Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.
7. Под функциями арбитражных судов субъектов РФ в диссертации понимаются отдельные направления деятельности указанных судов, определяемые обозначенными в их правовой основе полномочиями, призванные к достижению стоящих перед ними задач.
Помимо традиционных функций: правосудия по экономических спорам, аналитической, связанной с изучением и обобщением судебной практики и анализом судебной статистики, предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, взаимодействия с государственными и иными органами и организациями - в диссертации выделяются и исследуются и иные, органично связанные с вышеперечисленными, функции арбитражных судов субъектов РФ: конституционного контроля, участия в правотворческой деятельности, контроля за третейскими судами. При этом обосновывается необходимость закрепления всех указанных функций в федеральном конституционном законе.
8. Деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению экономических споров и иных подведомственных им дел - суть правосудия по экономическим спорам. В. работе отмечаются особенности данного вида правосудия. Под правосудием по экономическим спорам, осуществляемым
9
арбитражными судами субъектов РФ, в диссертации понимается деятельность указанных судов по разрешению в первой и апелляционной инстанциях экономических споров и иных дел, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемая от имени РФ, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением актов правосудия - решений, определений, постановлений.
9. В целях реализации функции конституционного контроля, понимаемого как деятельность арбитражных судов субъектов РФ по обращению с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ о проверке соответствия конституции (уставу) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассматриваемом арбитражным судом в любой инстанции, необходимо дополнить ч. 4 ст. 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" нормой следующего содержания: "обращается в конституционный (уставной) суд субъекта РФ с запросом о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта РФ закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции".
10. Поскольку защита конституционных прав и свобод гарантируется государством, то иные, нежели государственные, формы защиты должны в той или иной мере контролироваться государством. Развитие данного направления в деятельности арбитражных судов субъектов РФ можно обеспечить, обозначив полномочия по контролю за третейскими судами на уровне федерального конституционного закона и определив формы их взаимодействия: информирование арбитражного суда субъекта РФ о создании и составе постоянно действующего третейского суда, принудительное исполнение решений третейских судов путем выдачи арбитражными судами субъектов РФ исполнительных листов.
11. Формулировка ч. 6 ст. 36 Федерального конституционного закона "Об
арбитражных судах в РФ" о том, что арбитражный суд субъекта РФ
"подготавлиэает предложения по совершенствованию законов и иных норма-
• тивных правовых актов", не охватывает того объема полномочий, который на
10
практике осуществляют многие арбитражные суды субъектов федерации, сочетая как опосредованное, так и непосредственное, благодаря праву законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ, участие в право-творческом процессе. Поэтому следует изменить ее, изложив следующим образом: "участвует в правотворческой деятельности".
12. Обосновывается необходимость анализа соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции РФ по вопросам организации арбитражных судов субъектов РФ на основании отраслевых критериев соответствия, в качестве которых в работе называются нормы главы 7 Конституции РФ, определяющие организационные принципы правосудия: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей федеральных судов, принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону.
13. С учетом специфики арбитражных судов, отличного порядка процессуальной формы их деятельности наряду с конституционным, гражданским, административным и уголовным формами судопроизводства выделяется особая форма судопроизводства при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных подведомственных арбитражным судам дел - арбитражное судопроизводство.
14. Организационные вопросы порядка наделения полномочиями арбитражных заседателей и порядка их привлечения к отправлению правосудия должны быть закреплены нормами Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В них необходимо определить: требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, субъекты, наделенные полномочиями по их утверждению, срок действия полномочий арбитражных заседателей, оплату труда арбитражных заседателей, гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей.
15. Учитывая место и роль арбитражного суда субъекта РФ как основного звена системы арбитражных судов, необходимо законодательно определить круг полномочий заместителей председателя арбитражного суда субъекта РФ, председателей судебных составов в сфере организационного обеспечения деятельности данного суда; увеличить штаты судей и специалистов в этих судах с
11
учетом загруженности судей рассмотрением экономических споров и иных дел в первой и апелляционной инстанциях, предусмотреть участие в судебном разбирательстве секретаря судебного заседания, освободив тем самым судью от несвойственных ему функций.
16. Стабильность и действенность правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ определяется соответствием ей принимаемых в арбитражных судах основного уровня актов, регламентирующих их внутреннее устройство. В работе выработаны рекомендации по правовому регламентированию вопросов внутреннего устройства данных арбитражных судов и предлагается, в качестве примерного, положение о судебной коллегии арбитражного суда субъекта РФ.
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что полученные выводы и положения вносят вклад в теорию судоустройственной науки в той мере, в какой они анализируют действующее законодательство об организации арбитражных судов субъектов РФ с выработкой конкретных предложений по его совершенствованию, а также в части обоснования концептуального подхода к исследованию их обустройства с определением научно-обоснованных перспектив их развития.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в результате исследования, могут быть использованы: во-первых, при определении в законотворческой деятельности перспективных путей совершенствования организации арбитражных судов субъектов РФ и их правовой основы; во-вторых, в дальнейших научных исследованиях, проводимых как Высшим Арбитражным Судом РФ, так и научными учреждениями; в-третьих, в учебном процессе при подготовке студентов по специальнрсти "Юриспруденция", а также на курсах по повышению квалификации судей арбитражных судов; в-четвертых, в процессе конституционного (уставного) правотворчества субъектов РФ по приведению в соответствие с федеральной Конституцией основных законов субъектов РФ; в-пятых, при подготовке актов, регламентирующих организацию внутренней деятельности, арбитражными судами субъектов РФ.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выво-12
ды и практические рекомендации автором изложены в выступлениях на научно-практических конференциях, Огаревских чтениях (1994 - 1999 г.г.), состоявшихся в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.
Результаты исследования применяются в учебном процессе в рамках преподавания дисциплины "Организация судебной власти в Российской Федерации" и специального курса "Организация арбитражных судов в Российской Федерации" в Мордовском госуниверситете им. Н. П. Огарева.
Результаты диссертационного исследования нашли отражение в семи опубликованных работах.
Структура диссертации обусловлена характером исследования и логикой описания его результатов. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, формулируются цели и задачи исследования, определяется его теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации полученных результатов и структуре работы.
Первая глава "Понятие и элементы правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ " содержит два параграфа.
В первом параграфе дается понятие правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ, ее отличительные черты, выделяются этапы в развитии арбитражных судов субъектов РФ и их правовой основы.
В основу исследования положен тезис о необходимости организации и совершенствования арбитражных судов субъектов РФ в соответствии с системой основополагающих норм, образующих их правовую основу. В диссертации в качестве объективного и неотложного практического требования названа настоятельная потребность в устранении несоответствий законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству па вопросам ор-
13
ганизации арбитражных судов и в усилении внутренней согласованности и логической последовательности совокупности основополагающих норм по указанным вопросам. Достижению .этих задач послужит единая правовая основа организации арбитражных судов субъектов Российской Федерации, анализ которой позволит уяснить основные характеристики арбитражных судов субъектов федерации, их особенности как самостоятельного звена системы арбитражных судов, будет способствовать разрешению юридических коллизий между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, а также определит развитие правотворческого процесса по вопросу об организации указанных судов.
История учреждения и развития арбитражных судов субъектов РФ - исторический процесс формирования и совершенствования правовой основы их организации.
Период с 1991 по 1995 г. г. связан с учреждением арбитражных судов в качестве судебных органов и образованием двухзвенной их системы, представленной Высшим Арбитражным Судом РФ, как высшим судебно-арбитражным органом, и судами основного звена: высшими арбитражными судами республик в составе РФ, арбитражными судами краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На данном этапе правовая основа организации судов основного звена, понимаемая как комплекс определенных правовых норм, не являлась единой для всех судов данного уровня, характеризовалась незавершенностью по отдельным вопросам, а также разобщенностью составляющих ее правовых норм, их внутренней противоречивостью и несогласованностью. Анализ Закона РСФСР "Об арбитражном суде" от 4 июля 1991 г. дает основание для вывода о наличии двух методов правового регулирования организации судов основного звена, зависящих от вида образования, где функционировал суд: национально-государственного (республика, автономная область, автономный округ) или административно-территориального (область, край, город федерального значения).
Нормы Конституции 1993 г. не получили развития в судоустройственном законодательстве. В Законе РФ "О статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 г. и Законе РСФСР "Об арбитражном суде" от 4 июля 1991 г. лишь схематично были
14
обозначены отдельные механизмы организации арбитражных судов субъектов РФ, что способствовало принятию субъектами РФ собственных правовых актов по вопросам организации судебной власти, в том числе арбитражных судов.
С принятием федеральных конституционных законов "Об арбитражных судах в РФ" от 28 апреля 1995 г. и "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., Арбитражного процессуального кодекса РФ от 5 мая 1995 г., Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в РФ" от 21 июня 1995 г. была в основном сформирована правовая основа организации арбитражных судов субъектов РФ. Она едина для всех арбитражных судов и характеризуется определенной степенью внутренней согласованности и непротиворечивости ее составляющих норм.
Период с 1997 г. и по настоящее время - период дальнейшего развития и определяющего влияния правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ на все отраслевое законодательство, а также на законы субъектов РФ об арбитражных судах. Совершенствование организации арбитражных судов субъектов РФ должно происходить на базе их правовой основы и в соответствии с ней.
Правовая основа организации арбитражных судов субъектов РФ - система базисных, основополагающих норм, закрепленная в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, организационно и функционально определяющих арбитражные суды субъектов РФ как самостоятельное звено системы арбитражных судов, с присущими им задачами, функциями и полномочиями, принципами организации, порядком образования, составом и структурой.
Определяющую роль в выделении правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ в самостоятельную категорию играет ее предмет. Принимая во внимание обозначенный в работе предмет правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ, а также с учетом сути и значимости, разграничиваются понятия "правовая основа организации арбитражных судов субъектов РФ" и "законодательство об арбитражных судах". Автор обосновывает их соотношение как части и целого, причем часть, именуемая правовой основой организации арбитражных судов РФ, определяет сущность зако-
15
нодательства об организации данных судов. Одним из практических аспектов их разграничения, основанного на различии предметов, является определенность по вопросу о виде нормативного акта, содержащего судоустроиственные нормы.
Анализ правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ позволил автору вычленить ее характерные черты:
1) единство для всех арбитражных судов субъектов РФ, независимо от вида арбитражного суда;
2) объективность существования правовой основы организации арбитражных судов как категории;
3) руководящий, определяющий характер по отношению как к право-творческому процессу, так и к правоприменительной деятельности;
4) целостность, системность составляющих ее норм, органически включающая в себя как судоустроиственные, так и, отчасти, судоустроиственные положения,
5) федеральный уровень закрепления составляющих ее норм.
Во втором параграфе дается понятие элементов правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ, выделяются их виды и показываются связи между ними.
Под элементом правовой основы организации арбитражных судов субъектов федерации в диссертации понимается правовая норма, содержащая судоустроиственные, а, в некоторых случаях, и судопроизводственные характеристики арбитражного суда субъекта РФ, определяющие место и роль данного арбитражного суда как основного звена системы арбитражных судов, с присущими ему задачами, функциями и полномочиями, принципами организации, составом и структурой.
Элементами правовой основы данных судов являются правовые нормы, закрепленные в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах. К их числу относятся: федеральные конституционные законы "О судебной системе РФ" и "Об арбитражных судах в РФ", Арбитражный процессуальный'кодекс Российской Федерации, Закон РФ "О статусе судей в РФ".
Элементы правовой основы организации арбитражных судов связаны 16
между собой по содержательным признакам устойчивыми связями. Взаимосвязь элементов, составляющих правовую основу организации арбитражных судов субъектов РФ, следует учитывать при разработке новых законов, а также при внесении изменений и дополнений в действующие федеральные и федеральные конституционные судоустройственные законы. Способом совершенствования организации арбитражных судов субъектов федерации должно быть не просто одновременное и параллельное принятие и обновление указанных законодательных актов, а синхронное и согласованное их изменение, что приведет к единой концепции обновления законодательства, его согласованности и, непротиворечивости.
Все нормы, составляющие правовую основу организации арбитражных судов субъектов РФ, подразделяются: в зависимости от уровня нормативного акта, в котором они содержатся; по степени общности норм (регламентирующие арбитражные суды как систему или распространяющие свое действие лишь на суды конкретного уровня); по предметному признаку (регламентирующие задачи, принципы организации, полномочия арбитражных судов субъектов РФ, их внутреннее устройство); по времени принятия; в зависимости от способа изложения (содержащие регламентацию в данном нормативном акте или отсылающие к другим) и по иным основаниям.
Содержание правовой основы организации арбитражных судов субъектов РФ должно определяться приоритетностью конституционных норм о них, в связи с чем любая правовая норма об организации арбитражных судов субъектов РФ должна оцениваться исключительно на их основании, на предмет соответствия конституционным нормам.
Вторая глава "Организация арбитражных судов субъектов Российской Федерации в соответствии с правовой основой и перспективы ее развития" содержит четыре параграфа и посвящена анализу состояния организации арбитражных судов субъектов РФ с определением научно-обоснованных перспектив их развития и выработкой предложений по совершенствованию судо-устройственного законодательства.
Первый параграф второй главы начинается с исследования места и роли арбитражных судов субъектов РФ в системе арбитражных судов в Россий-
17
ской Федерации посредством выявления и характеристики их признаков.
Как органы судебной власти, арбитражные суды субъектов Российской Федерации впервые были определены Законом РСФСР "Об арбитражном суде" от 4 июля 1991 года. До этого момента хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями, организациями рассматривались и разрешались органами государственного арбитража, которые судебными органами не являлись. В юридической литературе органы государственного арбитража определялись то как особые административные органы, то как органы с двойной природой, имеющие, наряду с правоохранительными, и управленческие функции.
Потребность в формировании государственного органа иной правовой природы, чем прежде, была продиктована причинами экономического, политического, социального характера, немаловажное значение имел и мировой опыт разрешения коммерческих и торговых дел.
Арбитражные суды субъектов РФ, будучи элементом системы арбитражных судов, характеризуются как общими, присущими всей системе признаками, так и специфическими, индивидуализирующими данные суды в качестве ее звена. Арбитражный суд субъекта РФ - основное звено в трехзвенной системе арбитражных судов в силу их компетенции, выполняемого ими объема работ, а также приближенности к участникам экономической деятельности.
Отправление арбитражными судами правосудия по экономическим спорам направлено на рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов. Диссертант отмечает отсутствие в действующем законодательстве и юридической литературе определения термина "экономический спор". Основываясь на общетеоретических подходах, с учетом норм Арбитражного процессуального кодекса РФ экономический спор определяется как возникающий в сфере экономики или иной предпринимательской деятельности, правовой конфликт, участниками которого являются юридические лица и граждане-предприниматели, а также Российская Федерация, как государство, и ее субъекты.
Специфика арбитражного суда субъекта РФ как основного звена системы арбитражных судов заключается в совмещении в одном судебном звене двух судебных инстанций: рассмотрение экономических споров и иных подведом-18
ственных им дел по существу и пересмотр их решений и определений, не вступивших в законную силу, в апелляционном порядке. Действенность такой организации арбитражных судов субъектов РФ должна обеспечиваться не только независимостью судей, но и иным составом суда в апелляционном порядке при поднадзорное(tm) вынесенных решений федеральным арбитражным судам округов.
Законодательными гарантиями обеспечения независимости судей при отправлении правосудия арбитражными судами субъектов РФ являются: назначение на должности судей арбитражных судов субъектов РФ без указания срока; исчерпывающий перечень оснований приостановления и прекращения их полномочий, закрепленный в Законе РФ "О статусе судей в РФ"; существование квалификационных коллегий судей арбитражных судов, членами которых не могут быть председатели арбитражных судов субъектов РФ; отсутствие у председателя арбитражного суда субъекта РФ и его заместителей властно-контрольных полномочий в отношении судей данного суда при рассмотрении последними конкретных экономических споров.
Рассмотрение в работе видов арбитражных судов субъектов РФ послужило основанием для вывода об отсутствии в судоустройственной науке теоретических концепций о возможности создания иных арбитражных судов, приравненных к арбитражным судам субъектов РФ. Данное обстоятельство предопределило обоснование обозначенного в ст. 34 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" территориального арбитражного суда с точки зрения его места и роли в системе арбитражных судов, характера и объема полномочий, структуры суда и других вопросов.
Территориальные' арбитражные суды - федеральные судебные органы, включенные по смыслу ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" и ст. 34 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" в систему арбитражных судов в РФ. В силу этого представляется неточной редакция ст. 3 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", обозначающая звенья системы арбитражных судов в РФ без учета возможности создания иных, входящих в систему, арбитражных судов основного уровня, зона юрисдикции которых не совпадает с
19
границами субъекта РФ.
В зависимости от зоны распространения судебной власти территориальный суд может быть представлен межтерриториальным и внутритерриториаль-ным арбитражными судами. С учетом этого в работе делается вывод о составе арбитражных судов основного звена, который образуют, во-первых, арбитражные суды субъектов федерации, определяемые в зависимости от видов субъектов РФ, и, во-вторых, иные, приравненные к ним, территориальные арбитражные суды, в зависимости от зоны распространения судебной власти, имеющие характер внутритерриториальных или межтерриториальных.
При этом зоной юрисдикции межтерриториального арбитражного суда являются территории нескольких субъектов РФ, входящих в один судебный округ. Последнее обстоятельство основано на делении РФ на судебные округа по экономико-географическому признаку и закрепление их границ в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ".
Зоной юрисдикции внутритерриториального арбитражного суда следует признать судебную территорию (участок), являющийся по площади частью одного субъекта РФ. Критериями образования судебных участков могут быть распространенность экономических споров во внутритерриториальных арбитражных судах и судейская нагрузка по их рассмотрению.
Диссертантом сформулировано важное с точки зрения выработки предложений по совершенствованию организации арбитражных судов субъектов РФ положение, обосновывающее необходимость учета возможностей кадрового обеспечения данных судов, что предполагает классификацию последних в зависимости от штатной численности судей.
Анализ статистических данных о численности судей арбитражных судов показал, что лицо системы арбитражных судов определяют арбитражные суды субъектов федерации с численностью от 15 до 25 судей, составляющие 48% от числа всех арбитражных судов субъектов федерации и 42 % от числа всех составляющих систему арбитражных судов в РФ. Арбитражные суды с численностью до 15 судей характерны для субъектов РФ с низким уровнем развития экономики и, как следствие, с небольшим объемом рассматриваемых дел. Арбитражные суды субъектов РФ с численностью от 40 судей и более функцио-
20
нируют в промышленно развитых регионах и составляют 14 % от числа всех арбитражных судов федерации.
По мнению диссертанта, представляет актуальность для формирования теоретических основ организации арбитражных судов субъектов РФ обоснованное в работе место и роль арбитражных судов субъектов РФ в системе арбитражных судов. Место арбитражных судов субъектов РФ как основного звена системы обусловлено их полномочиями по осуществлению правосудия по экономическим спорам в качестве суда первой и апелляционной инстанций по достижению задач по защите прав участников экономического оборота и укреплению законности и правопорядка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, максимальной приближенностью к участникам экономической деятельности, поднадзорностью их решений федеральным арбитражным судам округов.
Во втором параграфе второй главы проводится анализ задач, функций и полномочий арбитражных судов субъектов РФ.
Комплексное исследование задач, функций и полномочий арбитражных судов субъектов РФ обуславливается тем, что каждая функция указанных судов прямо или, косвенно, непосредственно или опосредованно вытекает из основных задач арбитражных судов; в свою очередь реализация функций происходит посредством обозначенных в правовой основе их организации полномочий. Основные задачи, функции и полномочия арбитражных судов субъектов федерации - едины и могут быть выражены формулой: основные задачи -функции - полномочия. Методологический подход в их изучении, по мнению автора, сводится к последовательному анализу каждого элемента, выявлению определяющего влияния задач арбитражных судов на их функции, а последних на полномочия арбитражных судов субъектов РФ, а также обратного их воздействия на характер и объем функций.
Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ в работе понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" v обусловленные предназначением арбитражных судов, которые требуют своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. Огра-
21
ничение законодателем сферы действия обозначенных в ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" основных задач лишь рассмотрением подведомственных арбитражным судам споров не учитывает общий характер данных задач, сочетание организационных и процессуальных форм их реализации. В этой связи предлагается изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.
В работе обосновывается необходимость выражения нормами федерального закона судоустройственных задач, понимаемых как производных от основных и требующих своего достижения в построении системы арбитражных судов, отдельных ее звеньев, их внутреннего устройства.
Анализ состояния организации системы арбитражных судов и ее ОСНОР ного звена позволил в качестве судоустройственных задач выделить следующие:
- сохранение и дальнейшее развитие арбитражных судов субъектов РФ как составной части единой системы;
- усовершенствование организации арбитражных судов субъектов РФ с тем расчетом, чтобы отвечать сложившимся международным стандартам отправления правосудия.
В работе определяются средства и способы реализации указанных задач. В частности, их достижение требует устранения противоречий между актами федерального уровня и субъектов РФ по вопросам организации арбитражных судов субъектов РФ. Развитие судоустройственной науки по вопросу об организации арбитражных судов субъектов РФ будет способствовать формированию единого понятийного аппарата судоустройственной науки по их правовому статусу и более четкому его определению в законодательстве.
Под функциями арбитражных судов субъектов РФ в работе понимаются отдельные направления деятельности указанных судов, определяемые обозначенными в их правовой основе полномочиями, призванные к достижению стоящих перед-ними задач.
Функции арбитражных судов субъектов РФ носят системный характер, 22
что означает как самостоятельность отдельных функций, так и их обусловленность от других. Именно системность функций арбитражных судов основного звена предопределяет необходимость одновременного принятия мер по повышению эффективности организации арбитражных судов с мерами по повышению их действенности в сфере правосудия по экономическим спорам.
Помимо традиционных функций: правосудия по экономических спорам, аналитической, связанной с изучением и обобщением судебной практики и анализом судебной статистики, предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, взаимодействия с государственными и иными органами и организациями - в диссертации выделяются и исследуются и иные, органично связанные с вышеперечисленными, функции арбитражных судов субъектов РФ, а именно: конституционного контроля, участия в правотворческой деятельности, контроля за третейскими судами. При этом обосновывается необходимость закрепления всех указанных функций в федеральном конституционном законе.
В зависимости от основного предназначения арбитражных судов субъектов РФ, а также по признаку прямого или косвенного отношения к достижению основных задач арбитражных судов в работе выделяются основная и вспомогательные функции. Основной функцией арбитражных судов субъектов РФ является осуществление правосудия по экономическим спорам с рядом особенностей, характеризуемых в работе.
Правосудие по экономическим спорам, выполняемое арбитражными судами субъектов РФ, определяется как деятельность указанных судов по рассмотрению и разрешению в первой и апелляционной инстанциях дел, отнесенных к их подведомственности, а также по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам, вступивших в законную силу судебных актов, осуществляемая от имени Российской Федерации, в условиях судебного заседания, в особой арбитражной процессуальной форме и с вынесением итоговых актов правосудия - решений, определений, постановлений. В этой связи в работе дается оценка деятельности третейских судов по рассмотрению и разрешению экономических споров. Эта негосударственная форма судопроизводства служит дополнительным гарантом защиты прав и законных интересов участников эконо-
v 23
мического оборота. А суть ее сводится к рассмотрению и разрешению существа экономического спора судом сторон, судом доверия, формируемым ими на паритетных началах.
Функция конституционного контроля понимается как деятельность арбитражных судов субъектов РФ по обращению с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ о проверке соответствия конституции (уставу) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, рассматриваемом арбитражным судом в первой или апелляционной инстанциях, а также при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. В целях реализации данной функции автор предлагает дополнить ч. 4 ст. 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", предусматривающую право запроса арбитражного суда субъекта РФ в Конституционный Суд РФ, нормой следующего содержания: "обращается в конституционный (уставной) суд субъекта РФ с запросом о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта РФ закона субъекта РФ, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции".
Конституционный контроль, осуществляемый арбитражными судами субъектов РФ, по сути, содержанию, процессуальной форме и актам не является правосудием. Учитывая новизну полномочий арбитражных судов по обращению с запросом, запрос определяется как процессуальный акт, принимаемый единолично судьей или коллегиальным составом суда, содержащий обращение в соответствующий конституционный (уставной) суд о проверке соответствия конституции (уставу) закона, примененного или подлежащего применению в деле. При этом отмечается, что процедура обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, требования, предъявляемые к запросу, а также правовые последствия подобного обращения регламентированы не нормами Арбитражного процессуального кодекса, а ст. ст. .101-104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Представляется необходимым, по мнению диссертанта, принятие Высшим Арбитражным Судом РФ руководящего разъяснения по практике применения арбитражными судами законодательства по данным вопросам, что, несомненно, способ-
24
ствовало бы единообразию формы, реквизитов, правовых последствий запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, а в последующем, - и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
С учетом конституционного права каждого на судебную защиту в работе обосновывается, что за негосударственной формой разрешения экономических споров (связанной с деятельностью третейских судов) необходим контроль со стороны арбитражных судов субъектов РФ, осуществляемый в порядке, установленном законом. В связи с этим предлагается дополнить ст. 36 Федерального конституционного закона нормой следующего содержания: "Арбитражный суд субъекта РФ осуществляет контроль за организацией и деятельностью третейских судов в порядке, определенном федеральным законом". В условиях отсутствия закона о третейских судах, автором определены формы взаимодействия арбитражных и третейских судов: информирование арбитражного суда субъекта РФ о создании и составе постоянно действующего третейского суда, принудительное исполнение решений третейских судов путем выдачи арбитражными судами субъектов РФ исполнительных листов.
Аналитическая функция арбитражных судов субъектов РФ связана с изучением, обобщением судебной практики и анализом судебной статистики. В диссертации определяются цели и задачи, стоящие перед арбитражными судами в данной сфере, объект, предмет и субъекты аналитической работы. На основе изучения практики работы арбитражных судов субъектов РФ автор высказывает отдельные методические рекомендации, касающиеся выбора тем обобщений практики, оформления и распространения их результатов. Учитывая значимость аналитической функции, влияние ее на повышение качества отправления правосудия по экономическим спорам, предлагается ввести в текст Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" специальную статью, посвященную вопросам обобщения практики применения законодательства, где были бы обозначены цели, субъекты обобщения, их полномочия по данному направлению. Организационной формой участия в обобщении судебной практики и анализе судебной статистики научных работников, по мнению автора, может стать созданный при арбитражном суде субъекта РФ и действующий на общественных началах научно-консультативный совет.
25
Возможность учреждения при арбитражном суде субъекта РФ научно-консультативного совета должна быть предусмотрена Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в РФ".
Анализ конституций и уставов субъектов РФ показал, что большинство из них наделяют арбитражный суд субъекта правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ. Так, в соответствии с конституциями (уставами) республик Башкорторстан, Чувашии, Кабардино-Балкарской, Северной Осетии-Алании, Удмуртии, Новгородской и Свердловской областей и других арбитражный суд признается субъектом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти данного субъекта федерации. В связи с этим диссертантом предлагается внести изменения в норму ч. 6 ст. 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ". Формулировка указанной нормы о том, что арбитражный суд субъекта РФ "подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов", не охватывает того объема полномочий, который на практике осуществляют многие арбитражные суды субъектов федерации, сочетая как опосредованное, так и непосредственное, благодаря праву законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ, участие в правотворческом процессе, поэтому следует изменить ее редакцию, изложив следующим образом: "участвует в правотворческой деятельности".
В третьем параграфе второй главы определяется сущность конституционных принципов организации арбитражных судов субъектов РФ и проводится их анализ.
Конституционные принципы организации и деятельности судов в Российской Федерации определяют основные черты системы арбитражных судов, тенденции развития и совершенствования ее звеньев. Принципы судоустройства рассматриваются как такие основополагающие начала, которые определяют построение судебной системы, взаимосвязь всех ее звеньев.
Конституционные принципы организации арбитражных судов субъектов РФ не есть нечто особенное, присущее только данным судебным органам. Конституционные принципы, будучи основополагающими, руководящими идеями,
26
правилами, служат основой построения судебной системы в Российской Федерации в целом. Это дало основание исследовать не специфику принципов в отношении арбитражных судов субъектов РФ, а особенности их реализации.
Анализ соответствия конституций (уставов) субъектов РФ федеральной Конституции по вопросам организации арбитражных судов субъектов РФ должен проводиться на основе отраслевых (судоустройственных) критериев соответствия Конституции РФ. В качестве таких критериев служат организационные принципы правосудия, закрепленные в главе 7 "Судебная власть" Конституции РФ: принцип осуществления правосудия только судом; принцип назначаемое(tm) судей федеральных судов; принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
По мнению автора, конституционный принцип осуществления правосудия только судом, закрепляющий функции по рассмотрению и разрешению конкретных дел исключительно способами и методами, присущими судам, посредством судебной власти, применительно к арбитражным судам трансформируется в принцип осуществления правосудия по экономическим спорам только арбитражными судами.
В работе раскрывается его содержание в единстве положений об исключительности полномочий арбитражных судов по осуществлению правосудия по экономическим спорам, об установлении их системы Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, о недопустимости создания иных, не определенных ими, арбитражных судов, об осуществлении судебно-арбитражной власти в особой арбитражной процессуальной форме, об установлении полномочий, порядка образования и деятельности арбитражных судов федеральным конституционным законом.
За основу выделения форм судопроизводства в Конституции РФ берется характер тех или иных правоотношений, явившихся причиной судебного разбирательства, тем самым в Конституции РФ выделяются формы конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С учетом специфики арбитражных судов, отличного порядка процессуальной формы их деятельности автор пришел к выводу, что наряду с конституционным, гражданским, административным и уголовным формами судопроизводст-
27
ва, следует выделить особую форму судопроизводства при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных подведомственных арбитражным судам дел - форму арбитражного судопроизводства.
Конституционный принцип назначаемое(tm) судей арбитражных судов субъектов РФ заключается в назначении Президентом РФ судей арбитражных судов субъектов РФ, в порядке установленном федеральным законом и включает в себя обозначенную в Конституции РФ и федеральных законах процедуру наделения судей полномочиями по осуществлению судебной власти.
Анализ Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", Закона РФ "О статусе судей в РФ" позволил автору выделить определенные этапы и их последовательность при отборе кандидатов на судейские должности, к которым отнесены: 1) подготовительный этап, заключающийся в проверке соответствия кандидатов в судьи требованиям, предъявляемым к ним федеральным законом; 2) оценка личностных и профессиональных качеств кандидата уполномоченными на то органами и должностными лицами, с выработкой соответствующих решений по ним; 3) назначение на судейскую должность, которое осуществляется Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
С учетом содержания конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону, составляющего основу правового статуса судей, автор анализирует на предмет соответствия Конституции РФ нормы конституций (уставов) субъектов РФ в части организации арбитражных судов субъектов федерации.
В четвертом параграфе второй главы проводится анализ внутреннего устройства арбитражного суда субъекта РФ, его состав и структура, формулируются и обосновываются предложения по совершенствованию судоустройст-венного законодательства в этой части.
Под структурой арбитражного суда субъекта РФ в работе понимается совокупность образующих его частей, органов и связей, отношений между ними.
Состав арбитражного суда субъекта РФ включает должностных лиц, назначенных в установленном федеральным законом порядке и уполномоченных от имени Российской Федерации осуществлять судебную власть. Разграниче-
28
ние состава и структуры арбитражного суда субъекта РФ диктует уточнение редакции ст. 35 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ", в которой следует обозначить как состав, так и структуру арбитражного суда субъекта РФ.
Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен профессиональными судьями и арбитражными заседателями, действующими в сфере правосудия по экономическим спорам в порядке эксперимента сроком на три года.
Организационные вопросы порядка наделения полномочиями арбитражных заседателей и порядка их привлечения к отправлению правосудия должны быть закреплены нормами Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В них необходимо определить: требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, субъекты, наделенные полномочиями по их утверждению, срок действия полномочий арбитражных заседателей, оплату труда арбитражных заседателей, гарантии независимости и неприкосновенности арбитражного заседателя.
Учитывая место и роль арбитражного суда субъекта РФ, как основного звена системы арбитражных судов, необходимо законодательно определить круг полномочий заместителей председателя арбитражного суда субъекта РФ, председателей судебных составов в сфере организационного обеспечения деятельности данного суда; увеличить штаты судей и специалистов в этих судах с учетом годовой загруженности судей рассмотрением экономических споров и иных дел в первой и апелляционной инстанциях, предусмотреть участие в судебном разбирательстве секретаря судебного заседания, освободив тем самым судью от несвойственных ему функций.
Структура арбитражного суда субъекта РФ включает в себя президиум, судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, специализированные судебные составы, отношения между которыми определяются характером имеющихся у них полномочий, самостоятельностью их реализации, независимостью друг от друга при принятии решений.
Принцип создания судебных коллегий арбитражного суда субъекта РФ
29
по предметному признаку не исключает возможности создания в арбитражном суде субъекта РФ иных специализированных судебных коллегий, например, судебной коллегии по рассмотрению экономических споров, возникающих из налоговых правоотношений. Их создание возможно путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее судоустроиственное законодательство.
Дальнейшее совершенствование арбитражных судов основного звена и повышение эффективности их деятельности требуют четкости правовой регламентации каждой структурной единицы суда. Правовое положение судебных коллегий и составов должно определяться положениями о них, принимаемых в соответствии с правовой основой организации арбитражных судов субъектов РФ.
Представляется, что в структуре указанных положений следует выделить несколько взаимосвязанных частей. Первая часть должна включать в себя общие положения, содержащие наименование структурной единицы, учреждение и функционирование ее в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, задачи, стоящие перед коллегией либо составом. Вторая часть, на наш взгляд, должна быть посвящена порядку формирования органа арбитражного суда. Третья часть должна определять полномочия судебной коллегии или состава. Четвертая часть - закреплять права и обязанности их председателей, причем особой тщательности требует закрепление прав и обязанностей в сфере организационного обеспечения
В заключении излагаются основные выводы, сделанные в ходе исследования.
В .диссертации имеются два приложения, в одном из которых представлен разработанный автором проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в котором закреплены предложения по совершенствованию организации арбитражных судов субъектов РФ. Второе приложение содержит примерное положение о судебной коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
30
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Принципы организации арбитражных судов в РФ. - Вестник Мордовского университета, 1993, № 2, с. 29-31.
2. Формирование судейского корпуса арбитражных судов субъектов РФ. - В сб.: 24-Огаревские чтения. Тезисы докладов научной конференции в 3-х частях. Часть 1. Саранск, 1995, с. 83-84.
3. Арбитражный суд республики Мордовия в свете нового арбитражного законодательства. - В сб.: 24 Огаревские чтения. Тезисы докладов научной конференции в 3-х частях. Часть 1. Саранск, 1995, с. 84-85.
4. Понятие правосудия по экономическим спорам. - В сб.: III конференция молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Часть I. Саранск, 1998, с. 72-73.
5. К вопросу о создании территориальных арбитражных судов. - В сб.: Сборник научных трудов ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Часть П. Саранск, 1998, с. 57-60.
6. Субъекты судебного управления в арбитражных судах субъектов Российской Федерации и их полномочия. - В сб.: Материалы научной конференции Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Часть III. Саранск, 1998, с. 45-47.
7. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации как органы по защите экономических прав и интересов физических и юридических лиц. - В сб.: Право и социально - ориентированная рыночная экономика (проблемы и перспективы). Саранск, 1998, с. 105-107.
Описание предмета: «Арбитражно-процессуальное право»Арбитражно-процессуальное право - самостоятельная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих
отношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.
Литература - А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 320 с.
- А.И. Гомола, Е.Н. Саломатов, И.А. Гомола. Семейное право. – М.: Академия, 2008. – 128 с.
- А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, В.А. Петренко. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 264 с.
- Е.М. Крупеня, И.Г. Смолина. Правовая культура избирательного процесса. Персоноцентристский анализ. – М.: Университетская книга, 2012. – 276 с.
- И.В. Решетникова, М.А. Рожкова, Д.В. Афанасьев, Е.В. Буробина, И.А. Войтко. Практика рассмотрения коммерческих споров. Выпуск 15. – М.: Статут, 2011. – 216 с.
- И.Е. Лобан, Г.И. Заславский, В.Л. Попов. Судебно-медицинская деятельность в уголовном судопроизводстве. Правовые, организационные и методические аспекты. – М.: Юридический центр, 2003. – 488 с.
- С.А. Уткина, Е.А. Турсина, И.В. Субботина. Составление бухгалтерских проводок в организациях разных отраслей. Практическое руководство. – М.: Омега-Л, 2014. – 240 с.
- Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. Алгебра. 9 класс. Тесты. К учебнику А. Г. Мордковича. – М.: Экзамен, 2015. – 128 с.
- Е.А. Исаева, И.С. Маклашин, А.В. Соколов, А.А. Фролов. Региональные аспекты гражданской активности в современной России на примере Ярославской области. – М.: Проспект, 2015. – 210 с.
- В.С. Шухов, Е.Н. Байбарина, И.И. Рюмина, В.В. Зубков. Антимикробная терапия у детей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 320 с.
- Е.Ю. Ляпина, И.А. Черновол, А.В. Трунова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение. – М.: Учитель, 2015. – 238 с.
- С.Е. Прокофьев, А.И. Галкин, С.Г. Еремин. Управление государственной и муниципальной собственностью. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 264 с.
- Е.П. Симаева, И.Г. Тютюнник. Правовое регулирование промышленной политики России с позиции привлечения иностранных инвестиций. – М.: Юстицинформ, 2017. – 208 с.
- Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. Алгебра. 7 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику А. Г. Мордковича. – М.: Экзамен, 2017. – 144 с.
- Е.М. Ключникова, И.В. Комиссарова. Алгебра. 8 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. – М.: Экзамен, 2017. – 112 с.
- Е.В. Волкова, И.Г. Гринберг, Т.Ю. Никифорова. Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Типовые задания. 25 вариантов. – М.: Экзамен, 2018. – 176 с.
- Н.Н. Агафонова, В.Е. Белов, В.И. Солдатова. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". – М.: Проспект, 2016. – 240 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|