Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Осуществление международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека Гражданское и торговое право зарубежных стран
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гусейнов
Тургай Имамгулу оглы
Осуществление международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека Вф
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Специальность 12.00.10 - международное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Казань - 2000
Актуальность темы исследования. Современное состояние развития международного права характеризуется все более глубоким проникновением его норм в сферу регулирования внутригосударственных отношений. Происходящие в мире изменения активизировали процесс изучения взаимодействия международного и внутригосударственного права. Однако подобные исследования в основном ограничивались лишь теоретическими аспектами. Теперь же, с появлением после распада СССР новых государств и признанием ими на конституционном уровне норм международного права частью своей правовой системы, данная проблема приобрела практическую значимость. Она нуждается не только в теоретическом осмыслении, но и в исследованиях прикладного характера.
Сегодня, как никогда, важно не только признание и законодательное (конституционное) закрепление международно-правовых норм, но и фактическая их реализация в жизни государств. Поэтому одна из первостепенных задач Азербайджанской Республики состоит в создании необходимых условий (правовых, организационных и иных) для осуществления международно-правовых норм, в частности, в области прав и свобод человека. Важно отметить, что решение рассматриваемых проблем имеет одинаковую значимость для всех республик бывшего СССР.1
Правовые системы новых независимых государств Содружества закрепили в себе элементы правовых систем ведущих государств мира, следствием чего явилось сближение национально-правовых систем, а также формирование более высокого уровня взаимодействия национальной и международной правовых систем. Утверждая, что обеспечение и защита прав человека уже не входят в исключительную компетенцию государства, мы должны учитывать роль внутригосударственной компетенции государства, так как именно здесь создает-
'Блищенко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // Московский журнал международного права . 1997. №1. С.14.
ся "совокупность таких условий и положений, которые не допускают разрыва между обеими системами права, поведением государства и формами реализации".2
Для нас представляет интерес анализ международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека и исследование их осуществления в Азербайджанской Республике, так как от их реализации во многом будет зависеть процесс становления в республике демократического общества. Выделение этих прав и свобод из общего блока прав и свобод человека объясняется тем, что осветить состояние реализации всех прав и свобод не позволяют рамки диссертационного исследования.
Гражданские и политические права и свободы человека являются объектом регулирования как международного, так и национального права. Соблюдение международных стандартов в области гражданских и политических прав и свобод человека является универсальной нормой, что подтверждается многочисленными международными документами по правам человека. Однако непосредственная регламентация и защита их по-прежнему остаются внутренним делом каждого отдельного государства, которые должны четко определить способы согласования норм международного и национального права. Осуществление гражданских и политических прав и свобод человека в национальном праве Азербайджанской Республики будет зависеть от законодательной практики, от их закрепления в действующем законодательстве и создания эффективного внутригосударственного механизма их реализации.
Отсутствие достаточной разработанности изложенных выше проблем определяет актуальность данного исследования.
Степень разработанности темы. Осуществление международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека в
2Курдюков Г.И. Реализация норм международного права в сфере внутригосударственной компетенции// Международное и внутригосударственное право: проблемы
Азербайджанской Республике представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в российской и азербайджанской науке международного права. В опубликованных работах лишь в общих чертах освещались вопросы защиты прав человека в Азербайджане. В недавно вышедшей статье Л. Г. Гусейнова затронуты вопросы имплементации международных норм в области прав человека в Азербайджанской Республике. Вопросы взаимодействия внутригосударственного и международного права довольно подробно рассматривались в трудах И.П. Блищенко, B.C. Верещетина, Г.М. Даниленко, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, И.И. Лукашука, С.Ю. Марочкина, Л.Х. Мингазова, Р.А. Мюллерсона, А.Н. Талалаева, О.И. Тиунова, Е.Т. Усенко, О.Н. Хлестова и др.
В западной науке международного права преобладала теория имплементации соглашений о правах человека, сторонники которой (Т. Бовен, П. Дрост, А. Робертсон, Э. Швельб и др.) выступали за сужение внутренней компетенции государства, за создание наднациональных органов, за необходимость формирования судебных процедур в международном механизме защиты прав и свобод человека.
Международные контрольные механизмы по защите прав человека как на универсальном, так и на международном уровнях явились предметом исследования в трудах И.П. Блищенко, P.M. Валеева, В.В. Гаврилова, В.А. Карташкина, Л.А. Малинина, Б.Г. Манова, И.В. Николаенко, Я.А. Островского, М.Л. Энтина, Э. Бредли, М. Джениса, Д. Гомьена, Л. Зваака, Р. Кея, Д. Харриса, Я. Симониде-саидр.
Определенный вклад в исследование международно-правовых норм применительно к правам и свободам человека внесли В.А. Карташкин, Р.А. Мюллер-сон, С.В. Черниченко, Л.Н. Шестаков, Е.А. Лукашева, Б.Г. Манов, Р. Хштенс, А. Робертсон, Р. Рисдал, Д. Голлард, У. Черони, М. Дженнис, Р. Кэй и др.
сравнительного правоведения. Свердловск, 1984. С.25.
Несмотря на то что отдельные вопросы, относящиеся к проблематике настоящего исследования, нашли свое отражение в трудах целого ряда как российских и азербайджанских, так и зарубежных ученых, до сих пор не было научных работ, в которых бы комплексно рассматривался процесс осуществления международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. Таким образом, недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного этапа развития республики определяют необходимость дальнейших исследований в этой области и обусловливают выбор темы диссертационной работы, в которой особое внимание уделено региональному аспекту.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые все-стороронне рассматривается проблема осуществления международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике после распада СССР. Работа представляет собой комплексный анализ международных норм в области гражданских и политических прав и свобод человека, а также существующих международных контрольных механизмов их защиты. В ней предпринята попытка выявить соотношение международно-правовых норм, и в частности в области прав человека, с нормами национального права Азербайджанской Республики. Анализ данной проблемы произведен на основе законодательства Азербайджана в области осуществления гражданских и политических прав и свобод человека, практики их реализации в деятельности национальных институтов.
Результатом разработки темы диссертационного исследования явились следующие основные положения, которые выносятся на защиту:
1. Развитие межгосударственных отношений привело к тому, что международное право взяло человека под свою опеку и тем самым "вывело" проблему обеспечения и защиты прав и свобод человека из исключительной компетенции
государства. Сращивание, взаимодействие международного и внутригосударственного права сегодня уже стало реальностью. Это дает возможность использовать международно-правовые нормы применительно к правам и свободам человека на национальном уровне (в частности, в Азербайджанской Республике). Ничто не должно препятствовать индивиду обращаться при нарушении его прав непосредственно к международным правозащитным контрольным органам.
2. Проблема взаимодействия норм международного права и внутригосударственного права свидетельствует о том, что государство свободно в выборе форм трансформации, которые, в свою очередь, должны быть действенными и способствовать реальному исполнению государствами взятых на себя обязательств, вытекающих из международных актов. Азербайджанской Республике важно определить свое отношение к международно-правовым нормам в области гражданских и политических прав и установить формы их реализации внутри государства. Результаты осуществления международно-правовых норм в Азербайджанской Республике будут зависеть не только от того, насколько они трансформированы в национальном праве, но и от создания условий для их непосредственного применения.
3. Признание в статье 148 Конституции международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика, частью системы законодательства республики стало причиной появления новых подходов к определению места и роли норм международного права во внутригосударственной сфере как в законодательстве, так и на практике. В целях определения правовых оснований применения норм международного права в регулировании внутригосударственных отношений представляется целесообразным нормативное закрепление условий (вступление в силу договора, признание обязательности договора, установление характера нормы (самоисполнимые и несамоисполнимые)) их действия в национальном праве Азербайджанской Республики.
Есть необходимость в совершенствовании организационно-правового механизма обеспечения действия международно-правовых норм, в частности, в области гражданских и политических прав и свобод человека. Здесь свою роль должен сыграть Закон "О порядке заключения, выполнения и прекращения международных договоров Азербайджанской Республики", в котором необходимо более детально разработать механизм обеспечения выполнения как международных договоров, так и общепризнанных принципов международного права.
4. Современное азербайджанское право содержит широкий круг инкорпорированных норм в области гражданских и политических прав и свобод человека, представляющих особую актуальность для правоприменительной практики.
5. Задача государственных и негосударственных институтов в Азербайджанской Республике в осуществлении гражданских и политических прав и свобод человека заключается в выработке нового комплекса норм, касающихся прав и свобод человека, в совершенствовании уже существующих правозащитных механизмов.
6. Накануне вступления Азербайджанской Республики в Совет Европы особую актуальность приобретает разработка закона, предоставляющего азербайджанским гражданам право на обращение в международные контрольные органы по защите прав и свобод человека.
Лель, задачи и предмет исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование проблемы осуществления международно-правовых норм в области гражданских и политических прав в Азербайджанской Республике, а также формулирование предложений и рекомендаций по устранению имеющихся пробелов в законодательстве в целях повышения эффективности обеспечения и защиты прав человека. Предметом исследования избираются формы и механизмы осуществления в Азербайджанской Республике международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод
человека. Для достижения поставленной в диссертационной работе цели автором определены следующие задачи:
- исследование процесса становления и развития международно-правовых норм по правам человека;
- классификация международно-правовых норм по правам человека в целях поиска наиболее эффективных механизмов их осуществления в Азербайджанской Республике;
- анализ деятельности универсальных и региональных контрольных органов в области защиты прав человека и оценка степени ее эффективности;
- изучение места и роли международно-правовых норм в области гражданских и политических прав и свобод человека в правовой системе Азербайджанской Республики, определение их юридической силы, правовых и организационных основ их действия в национальной правовой системе;
- выявление условий, необходимых для осуществления гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике;
- обзор нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики в области гражданских и политических прав и свобод человека и их анализ;
- исследование функций государственных институтов в обеспечении и защите гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике;
- освещение роли негосударственных институтов в реализации гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. При написании работы привлекались следующие источники:
- рассматривались универсальные и региональные международные акты в области обеспечения и защиты прав и свобод человека (Всеобщая декларация прав человека, от 10 декабря 1948г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, от 16 декабря 1966г.; Первый Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, от 16 декабря
10
1966г.; Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, от 15 декабря 1989г.; Конвенция о правах ребенка, от 20 ноября 1989г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод, от 4 ноября 1950г. (с протоколами); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, от 26 мая 1995г. и ряд др.);
- анализировались положения нормативно-правовых актов, принятых в Азербайджанской Республике, касающиеся осуществления гражданских и политических прав и свобод человека (Конституция, от 12 ноября 1995г.; Законы "О порядке заключения, выполнения и прекращения международных договоров Азербайджанской Республики", от 13 июня 1995г.; "О средствах массовой информации", от 21 июля 1992г.; "О свободе вероисповедания", от 20 августа 1995г.; "О свободе собраний", от 13 ноября 1998г.; "О судах и судьях", от 10 июня 1997г.; "Об общественных объединениях", от 10 ноября 1992г.; "О порядке рассмотрения обращений граждан Азербайджанской Республики", от 10 июня 1997г.; "О всеобщем голосовании (референдуме)" и ряд др.);
- исследовалась практика деятельности государственных и негосударственных институтов в осуществлении гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике;
- изучались труды российских, азербайджанских и зарубежных юристов-международников по проблемам, представляющим предмет настоящего исследования;
- использовались библиографические и справочные издания и возможности ИНТЕРНЕТ Центра информации Казанского государственного университета.
Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы и категории диалектики. Наряду с общенаучным методом применялись и частные методы: логический, исторический, системно-структурный, сравнительный, аналитический и др.
11
Практическая значимость исследования. Конкретные выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в правотворческой деятельности при дальнейшей разработке проектов законов, касающихся осуществления гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике, и в усовершенствовании уже принятых; в выработке конкретных направлений в сфере защиты гражданских и политических прав и свобод человека; в дальнейших научных исследованиях; при разработке учебных пособий и методических программ по международному праву для студентов юридических вузов Российской Федерации и Азербайджанской Республики.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и международного права Казанского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение.
Некоторые аспекты диссертационного исследования отражены в опубликованных научных работах и в выступлениях на конференциях, в числе которых: Международная конференция "Распространение знаний о международном гуманитарном праве" (Казань, май 1997 г.); Международная конференция, посвященная 50-летию Всеобщей декларации прав человека (Казань, декабрь 1998г.).
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав (Глава I. Система прав человека в современном международном праве. Глава И. Международный контроль в области защиты гражданских и политических прав человека. Глава III. Осуществление международно-правовых норм о гражданских и политических правах человека в Азербайджанской Республике.), заключения, списка использованной литературы и приложений.
12
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее разработанности, формулируются цели, задачи и предмет исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, характеризуются теоретико-методологическая основа и источники, аргументируется научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава "Система прав человека в современном международном праве" состоит их трех параграфов.
В первом параграфе излагается история становления и развития международно-правовых норм по правам человека, составляющих правовую основу международного сотрудничества в области защиты прав человека. Исходя из того, что права человека являются продуктом длительного исторического процесса, делается краткий экскурс в прошлое: изучается появление проблемы прав человека, начиная с работ древних философов. Прослеживая развитие этой идеи в более поздних трудах, мы вместе с тем исследуем отношение к ней различных религий, рассматриваем первые правовые документы, которые провозгласили права человека основной ценностью человечества и были направлены на их защиту во внутригосударственном праве. При этом устанавливается, что развитие философского отношения к правам человека тесно связано с основными направлениями человеческой мысли: естественно-правовой и позитивистской. Анализ ряда внутригосударственных актов (Британский билль о правах 1688 г., Декларация независимости Америки 1776г., Декларация права человека и гражданина 1789 г.) и сравнение их с современными международными актами дают основание констатировать, что эволюция понятия "права человека" на национальном уровне привела к современной концепции прав человека на международном уровне. В основу ее положена философия естественного права предыдущих поколений.
13
Результатом активной работы на международном уровне, характеризуемой принятием огромного количества международно-правовых актов в области прав и свобод человека, стало формирование одной из самых молодых отраслей международного права. В связи с существованием в науке международного права различных интерпретаций в определении названия данной отрасли в работе анализируются концепции юристов-международников относительно рассматриваемого вопроса. Соглашаясь с тем, что в широком понимании вполне возможно применение названия "международное гуманитарное право", предлагаем разграничить понятия "международное гуманитарное право" и "международное право прав человека" в узком их понимании, при этом, не отвергая их взаимозависимость и взаимосвязанность. Следует различать данные отрасли в зависимости от сферы действия, подхода к правам человека, механизма защиты прав человека.
Второй параграф посвящен анализу различных точек зрения ученых-международников относительно оснований классификации прав и свобод человека, который позволит исследовать их в единой системе как универсальные, неделимые, взаимосвязанные, целостные явления. В изученных дефинициях, как правило, делается акцент на определенный аспект. Проводя классификацию по "поколениям", мы рассматриваем проблему соотношения права народов и права человека третьего "поколения". Результаты анализа позволяют сделать вывод, что понятие "третье поколение прав человека" шире понятия "права народов", так как его субъектами выступают не только народы, но и другие публичные и частные сообщества людей. А применение термина "права народов" может привести к разобщению людей, так как обычно право народов выражает интересы преимущественно индивидов отдельной национальной общности, в то время как права человека носят универсальный характер. Рекомендуется употреблять термин "права человека и народов" как альтернативу правам человека третьего поколения.
14
В работе уделяется внимание рассмотрению такого важного элемента прав и свобод человека, как универсальность, поскольку эффективность международно-правового регулирования неотделима от его универсальности.
Отмечается роль обязанностей в сбалансировании интересов индивидов.
Обобщая позиции ученых-международников по вопросу классификации прав и свобод человека, полагаем нецелесообразным проводить классификацию в зависимости от степени важности прав, закрепленных в международных документах. Подобное деление может означать первостепенность одних и второстепенность других прав, что недопустимо, если мы признаем универсальность и неделимость прав человека, хотя никто, например, не может отвергать особую значимость для человека такого права, как право на жизнь. Что касается деления прав человека по "поколениям", то в данном случае речь скорее идет об историческом пути развития и становления прав человека, чем объясняется относительность такой классификации. В целом, считаем, что классификация позволяет увидеть права и свободы человека в естественно сконструированной взаимосвязи и взаимозависимости и выделить из общего массива гражданские и политические права человека. Конкретное содержание этих прав по отношению к отдельному человеку рассматривается на примере их практического осуществления в Азербайджанской Республике.
В третьем параграфе исследуются предлагаемые учеными-международниками виды классификации международно-правовых норм в области прав человека. Рассматривается подход к данному вопросу в общей теории права и доктрине международного права. Обосновывается вывод о возможности применения общеправовых критериев к классификации международно-правовых норм по правам человека с учетом особенностей, присущих международному праву.
Подвергаются анализу различные основания, по которым проводятся классификации международно-правовых норм в области прав человека. Здесь же
15
дана характеристика ряда универсальных (Всеобщая декларация прав человека, от 10 декабря 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах, от 16 декабря 1966г. и др.) и региональных актов (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, от 4 ноября 1950г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, от 26 мая 1995г. и др.) в области прав человека с определением их юридической силы для государств.
Классификация позволяет систематизировать не только уже существующие, но и новые нормы, принимаемые в данной области.
Глава вторая "Международный контроль в области защиты гражданских и политических прав человека" состоит из двух параграфов.
В первом параграфе коротко освещаются роль и значение системы международного контроля в области защиты прав человека как способа обеспечения выполнения государствами принятых на себя международных обязательств.
Если ранее контроль за выполнением принципов и норм международного права в области прав человека осуществлялся самими государствами, то после второй половины XX века начался процесс утверждения международного контрольного механизма в данной области. В большинстве случаев не обладая правом прямого воздействия на государство-нарушителя, международные органы контроля оказывают содействие и помощь государствам в выполнении ими международных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Подчеркивается, что появление в международных отношениях новых проблем требует от государств общеобязательного поведения, которое создает необходимость наделения международных органов контроля "элементами наднациональности".
Проводится классификация международных механизмов защиты прав человека и определяются методы контроля.
Рассматривается деятельность Организации Объединенных Наций (Азербайджанская Республика является членом ООН с 1992г.) и его вспомогательных
16
органов в осуществлении контроля за соблюдением государствами обязательств в области прав человека. Определяются место и роль Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС (Комиссии по правам человека), Совета Безопасности ООН в общей системе защиты прав человека в рамках ООН. Затрагивается вопрос о правомерности проводимой Советом Безопасности ООН гуманитарной интервенции в качестве принудительной меры. Автор отмечает необходимость активизации деятельности Международного суда ООН. По нашему мнению, эффективность деятельности этих органов будет во многом зависеть от наделения их правом вынесения обязательных решений для государств.
В работе отмечается значение учреждения поста Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека. Повышение эффективности его работы видится в слиянии Центра ООН по правам человека и Управления по правам человека в одно Управление Верховного комиссара.
Признается, что в рамках ООН реально действующими являются несудебные органы, решения которых играют важную роль в обнаружении и раннем предупреждении нарушений прав и свобод человека, несмотря на то что они не имеет юридической силы. В приложении к диссертационному исследованию представлена схема контрольного механизма ООН в области защиты прав человека.
Отмечается, что достойное место в механизме контроля на универсальном уровне займет Международный уголовный суд, создание которого предусмотрено принятым в 1998 году Статутом.
Роль международного контроля за соблюдением гражданских и политических прав и свобод человека на универсальном уровне показана на примере деятельности конвенционного контрольного органа - Комитета по правам человека. Это представляет особый интерес на фоне поставленной Государственной программой по защите прав человека в Азербайджанской Республике от 18 июня 1998 г. задачи по присоединению Азербайджанской Республики к
17
первому Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г. В связи с тем, что решения Комитета не имеют юридической силы и отсутствует эффективный механизм принуждения к исполнению, результаты реализации его решений не вполне удовлетворяют. Комитет в связи с этим ставит перед представителем государства, предъявляющего ежегодный отчет, вопрос об имгглементации решений, принятых Комитетом. Отмечается, что не все государства отказываются от признания принудительного характера решений Комитета (Финляндия, Перу и др.).
На наш взгляд, ряд высказанных нами предложений, позволит усовершенствовать работу и повысить эффективность деятельности Комитета.
В исследованиях затрагивается вопрос о возможности государств-участников международных соглашений прибегать к другим, не предусмотренным данным соглашением, механизмам обеспечения выполнения обязательств.
Во втором параграфе значительное внимание уделяется региональным органам контроля по защите прав человека. Сегодня, когда Азербайджанская Республика выразила готовность присоединиться к Европейской конвенции 1950г. и признать обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, изучение системы органов контроля на европейском уровне вызывает наибольший интерес. В работе рассматриваются полномочия контрольного органа, предусмотренного Конвенцией 1950 г., как до усовершенствования, так и после него. Выявляются при этом положительные и отрицательные аспекты слияния Комиссии и Суда.
Исследуется такой феномен, как "drittwirkung" (способность индивида предъявлять иски в отношении других индивидов). Иными словами, речь идет о возможности Суда рассматривать жалобы индивидов на нарушение их прав другими индивидами.
В диссертации проводится сравнительная характеристика систем защиты гражданских и политических прав и свобод человека, предусмотренных
18
Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. и Европейской конвенцией 1950г.
Освещается процесс создания системы защиты прав человека в рамках Содружества Независимых Государств, членом которого является Азербайджанская Республика.
Глава третья "Осуществление международно-правовых норм о гражданских и политических правах человека в Азербайджанской Республике" состоит из четырех параграфов.
Первый параграф посвящен изучению проблемы создания необходимых условий для осуществления гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. Важнейшим условием утверждается становление правового государства в Азербайджанской Республике. Освещаются исторические аспекты развития демократии в Азербайджане. При этом отмечается, что на результаты происходящих в республике демократических преобразований свое влияние окажет исторический путь развития азербайджанского государства.
Исследуется процесс закрепления принципов правового государства в республике. Касаясь принципа разделения властей, автор определяет роль исполнительной и законодательной властей в обеспечении и защите прав и свобод человека. Идущий в республике процесс децентрализации власти и закрепления принципа двухступенчатой власти (центральная власть и муниципалитеты) будет активно влиять на формирование гражданского общества, которое в свою очередь будет обеспечивать становление правового государства.
Затрагивается вопрос ограничения прав и свобод человека и установления пределов такого ограничения в Азербайджанской Республике. Делается вывод, что в целом допустимые ограничения должны быть соразмерными по своему содержанию и объему и соответствовать целям вводимых ограничений, применяться только для защиты иных равнозначных правовых ценностей.
19
С учетом всей значимости сделанных в Азербайджанской Республике шагов в сторону закрепления демократических принципов в обществе отмечается, что процесс фактического создания условий, отвечающих требованиям правового государства, находится в развитии. Причины трудностей формирования правового государства связаны с особенностями исторического пути становления азербайджанского государства, уровнем развития экономики, уровнем правовой культуры и т.п. Кроме того, процесс становления правового государства осложняется тем, что он сопровождается строительством независимого государства, а также нахождением части территории республики под оккупацией. Тем не менее, несмотря на существующие трудности, Азербайджанская Республика подтверждает взятые на себя международные обязательства и прилагает все усилия для проведения демократических реформ, создания необходимых условий для обеспечения и соблюдения прав и свобод человека. Для формирования подобной среды должны активизировать свою деятельность Национальное Собрание (законодательный орган Азербайджанской Республики) по принятию нормативных актов в области прав и свобод человека, исполнительные органы по созданию реальных условий для их непосредственной реализации, органы судебной власти - по их защите. Не должны оставаться в стороне от данного процесса и органы местного самоуправления - муниципалитеты, которые наделены соответствующими полномочиями в обеспечении прав и свобод человека и являются краеугольным камнем подлинной демократии.
Подчеркивается особое значение вступления Азербайджанской Республики в Совет Европы в деле становления правового государства.
Достигнутые сегодня республикой результаты по устранению причин, затрудняющих обеспечение прав и свобод человека, будут играть роль основной базы для достижения более высокого уровня демократии в будущем.
Во втором параграфе рассматриваются вопросы соотношения азербайджанского и международного права. Определяются место, правовые и организа-
20
ционные основы действия международно-правовых норм в области прав и свобод человека в правовой системе республики, а также их юридическая сила.
Конституция Азербайджанской Республики впервые установила норму, содержащуюся в части II статьи 148: "Международные договоры, стороной которых является Азербайджанская Республика, - неотъемлемая составная часть системы законодательства Азербайджанской Республики". Провозглашение норм международного права частью системы национального права является важным шагом для формирования эффективного механизма взаимодействия национального права Азербайджана с международным правом. Азербайджаном выбран путь инкорпорации как формы трансформации международно-правовых норм во внутригосударственное право. Анализ показывает, что Азербайджанская Республика не признает полного примата норм международного права, отдавая приоритет Конституции и актам, принятым путем референдума. При признании в статье 151 Конституции примата международных договоров не упоминаются общепризнанные нормы и принципы международного права. Хотя предполагается, что данный пробел восполняется положениями статьи 148 Конституции, где речь идет и о международных договорах, содержащих общепризнанные нормы, так как именно в договорах отражается немалая часть общепризнанных норм в области прав и свобод человека. Кроме того, если статья 151 Конституции предусматривает только примат межгосударственных договоров, то законы, главным образом, касающиеся прав и свобод человека, - примат всех международных договоров. В работе анализируется возможность распространения положений статьи 151 Конституции Азербайджанской Республики на международные договоры в области прав и свобод человека, а также соотношение их со статьей 12 Конституции, гласящей, что права и свободы человека и гражданина, перечисленные в Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика. Делается вывод, что международно-правовые нормы в области прав и свобод человека
21
обладают приматом ad hoc, что подтверждается и большинством законов, принятых после провозглашения независимости Азербайджанской Республикой.
Далее в работе исследуется возможность непосредственного применения международно-правовых норм в республике. Анализ законодательства Азербайджанской Республики не позволяет говорить о непосредственном действии международных норм внутри республики, а тем более в области прав человека, так как большинство из них являются несамоисполнимыми. Это осложняется и тем, что в законодательстве Азербайджана не конкретизированы самоисполнимые и несамоисполнимые международно-правовые нормы.
Проводится анализ действующего законодательства республики, касающегося осуществления гражданских и политических прав и свобод человека, и его соответствия международным стандартам в данной области. Излагаются выводы и рекомендации по устранению имеющихся пробелов в законодательстве. Отмечается роль конституционных гарантий в обеспечении и защите прав и свобод человека.
Анализ каждого нормативного акта сопровождается исследованием практики их фактического применения.
В результате проведенного анализа делается вывод, что законодательство республики нуждается в дальнейшем развитии, а именно: в устранении недостатков, имеющихся в отдельных законах, и принятии новых, направленных на осуществление гражданских и политических прав и свобод человека.
В третьем параграфе исследуются функции государственных институтов Азербайджанской Республики в реализации гражданских и политических прав и свобод человека. Отмечается особое место в государственной системе защиты прав и свобод человека судебной формы восстановления нарушенных прав. Автор подробно останавливается на анализе проводимой в республике судебной реформы, которая характеризуется появлением новых, чуждых ранее азербайджанской судебной системе, явлений (институт судебных присяжных, принцип
22
состязательности, принцип несменяемости и т.д.). В целях устранения произвола чиновников предлагается создать административные суды, которые расширят возможности защиты прав и свобод человека.
В защите прав и свобод человека важное место отводится Конституционному суду Азербайджанской Республики, который, ставя во главу угла права человека, будет устанавливать соответствие законов и иных нормативных актов Конституции. Определяется компетенция Конституционного суда и усматривается такой недостаток, как право суда непосредственно рассматривать как индивидуальные, так и коллективные жалобы.
Свое достойное место в системе государственных институтов должен занять институт уполномоченного Азербайджанской Республики по правам человека, создание которого предусмотрено Государственной программой Азербайджанской Республики по защите прав человека от 18 июня 1998 г. В связи с этим предлагается принять закон, который определит порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию и условия деятельности. Автор работы предлагает включить в закон ряд своих рекомендаций. Здесь же указаны причины, негативно влияющие на процесс формирования института Уполномоченного по правам человека в республике, как-то: правовой нигилизм в обществе, скептическое отношение к новому институту ряда государственных служащих, а также инертность органов государственной власти, на которые возложена обязанность по его созданию.
Показана роль прокуратуры именно как механизма защиты гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. Дается анализ ее деятельности в области защиты прав человека в республике. Исследуется проект закона о прокуратуре, согласно которому ей отказано в такой функции, как "общий надзор": она заменена "прокурорским надзором за обеспечением прав и свобод человека и гражданина, за выполнением физиче-
23
скими лицами и другими субъектами правоотношений положений закона". Кроме того, прокуратуре предоставлено право законодательной инициативы.
Исследование современных тенденций развития государственной системы защиты прав и свобод человека позволяет сделать вывод, что в Азербайджанской Республике идет процесс создания реально действующей судебной системы с присущими ей демократическими принципами, а также иных институтов, целью которых является защита прав и свобод человека. Выявляются причины, препятствующие этому процессу, и предлагаются конкретные рекомендации по их преодолению.
В четвертом параграфе раскрывается и подчеркивается роль неправительственных организаций, политических партий и средств массовой информации в реализации гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике. Подтверждается наличие плюрализма в республике и исследуется соотношение сил на политической арене, роль политических партий в реализации политических прав человека. Излагаются проблемы, с которыми сталкиваются политические партии при осуществлении своей деятельности.
В исследовании показана важность неправительственных правозащитных организаций в привлечении населения к участию в управлении обществом, а также в разрешении актуальнейших для общества вопросов. Особое значение эти организации приобретают на современном этапе развития Азербайджана, где еще отсутствуют или действуют не вполне эффективно специальные органы и институты защиты прав человека. Определяются основные формы их деятельности, а именно: сбор и распространение информации о нарушенных правах человека, предупреждение нарушений прав человека, предоставление помощи членам семей незаконно осужденных и тем, чьи права нарушены, оказание бесплатной юридической помощи и т.д. Приводятся конкретные примеры такой
24
деятельности. Отмечается, что эффективность деятельности правозащитных организаций во многом будет зависеть и от взаимоотношений с государством.
Полноправную правозащитную деятельность невозможно представить без групп за соблюдением прав человека, а также без свободного доступа к информации о правах и свободах человека и ее дальнейшего распространения. Все это составляет неотъемлемый элемент политической системы современного общества в осуществлении гражданских и политических прав. В работе определяется место всех элементов (звеньев) правозащитного блока. Главным образом исследуется состояние дел со свободой мысли и слова, свободой информации в республике. Особая роль здесь отводится средствам массовой информации. Характеризуются положительные и отрицательные аспекты их деятельности.
Результаты исследования показывают, что система негосударственных институтов защиты прав и свобод человека находится еще на стадии становления. Эти институты уже при создании сталкиваются с экономическими трудностями, бюрократической волокитой, поскольку существовавший долгое время в Азербайджане тоталитарный режим оставил свои отпечатки в правосознании людей. Устранение подобных недостатков видится в активизации деятельности данных институтов, которым жизненно необходима обязательная помощь государства.
В заключении приведены обобщающие выводы, вытекающие из работы, формулируются рекомендации по совершенствованию азербайджанского законодательства и правоприменительной практики.
Материалы диссертации дают основание утверждать, что дальнейшие исследования поставленной проблемы будут не менее актуальны.
25
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1. Гусейнов Т.Н. Имтементаиия международных норм по правам человека в Азербайджанской Республике II Распространение знаний о международном гуманитарном праве. Материалы международной конференции. Казань, 1997.
2. Гусейнов Т.И. Конституционные гарантии рештзаиии международно-правовых норм по правам человека в Азербайджанской Республике II Московский журнал международного права. 1998. № 4.
3 Гусейнов Т.И. Осуществление гражданских и политических прав и свобод человека в Азербайджанской Республике //Тезисы докладов международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека 1948г. (Казань, декабрь 1998) (в печати).
Описание предмета: «Гражданское и торговое право зарубежных стран»Гражданское и торговое право зарубежных стран - отрасль права, регулирующая торговлю и предпринимательскую
деятельность зарубежных стран, определяющие формы торговых сделок, торговых учреждений, отношения лиц торговых
классов между собою и к третьим лицам.
Нормы торгового права фиксируются в гражданских и торговых кодексах зарубежных стран.
Литература - В.Н. Максименко, А.В. Кудин, А.И. Ледовской. Безопасность и качество услуг сотовой подвижной связи. Терминологический справочник. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2007. – 250 с.
- Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. Водные ресурсы и основы водного хозяйства. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. – СПб.: Лань, 2013. – 0 с.
- Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.
- В.Г. Гриб, И.С. Ильин. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. – М.: Маркет ДС, 2010. – 216 с.
- Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.
- А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М.: Проспект, 2012. – 376 с.
- В.В. Кулаков, Е.И. Каширина. Международное гуманитарное право. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 192 с.
- А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. Метрология, стандартизация, сертификация (+ CD-ROM). – М.: Инфра-М, 2012. – 256 с.
- В.А. Вайнштейн, И.Е. Каухова. Двухфазная экстракция в получении лекарственных и косметических средств. – М.: Проспект Науки, 2010. – 104 с.
- В.Б. Вепринцев, А.В. Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов. Операции информационно-психологической войны. Краткий энциклопедический словарь-справочник. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2011. – 496 с.
- А.В. Сиденко, Б.И. Башкатов, В.М. Матвеева. Международная статистика. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 272 с.
- А.Ф. Санжапова, Ю.Н. Кондратенко, В.Ф. Сыч, И.Т. Гусева. Постнатальный гистоморфогенез желудка в норме и в эксперименте. – М.: Флинта, 2011. – 256 с.
- П.А. Акимов, А.В. Деревянкин, А.И. Матасов. Гарантирующий подход и l-аппроксимация в задачах оценивания параметров БИНС при стендовых испытаниях. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 296 с.
- В.Н. Максименко, А.В. Кудин, А.И. Ледовской. Безопасность и качество услуг сотовой подвижной связи. Терминологический справочник. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2014. – 244 с.
- А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 374 с.
- Т.К. Агузаров, Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). – М.: Проспект, 2016. – 334 с.
- А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Проспект, 2018. – 376 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|