Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Финансовое право

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Позднякова Тамара Алексеевна

Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Специальность 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

Санкт-Петербург 1999

3 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одной из ключевых проблем общественного развития является вопрос об определении места и роли государства в системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретает в период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической модели. Именно такие радикальные преобразования проводятся в современной России.

Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях глубокого системного кризиса отечественной модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и катастрофическое снижение эффективности произ-водства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность мощных инфляционных процессов, беспрецедентное для мирного времени сокращение потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень поляризации российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации государственных функций, масштабный рост внутреннего и внешнего долга Российской Федерации -все это обусловливает настоятельную необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев конструктивности действий законодательных и исполнительных органов власти. Новый механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на корректировку рыночного равновесия в случаях, когда последнее не соответствует общественному благополучию, он должен обеспечить возможность производства общественных товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны.

Реализация объективно существующей потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий, вследствие чего необходимым условием решения основных задач государственного регулирования выступает процесс формирования и использования общегосударственных денежных фондов. Их предназначение - способствовать удовлетворению совокупных воспроизводственных потребностей, реализацию которых конкурентный механизм не в состоянии обеспечить в принципе либо должным образом. Названные фонды формируют материальную базу для выполнения возложенных на государство функций, их размер является объективным ограничителем масштабов соответствующего регулирующего воздействия. Одной из важнейших предпосылок повышения эффективности централизованного управления сегодня становится обязательный учет при разработке государственных программ зависимости между типом рынка и способами воздействия на него, с одной стороны, и уровнем развития производительных сил, зрелостью организационных структур и тен-

денциями изменения производственных отношений, с другой. Это требует систематического совершенствования форм организации финансов, кою-рые, обеспечивая возможность формирования и использования ооикч осу-дарственных фондов денежных средств, опосредуют значительную часть экономических взаимосвязей и оказывают существенное воздействие на ход воспроизводства.

Изучение финансовых проблем, связанных с регулярным ведением i осу-дарствешюй деятельности, с воздействием финансов на развитие страны, отдельных отраслей или групп населения прослеживается с эпохи возникновения раннеклассовых обществ. При этом подходы зарубежных ученых к анализу финансовых аспектов государственною регулирования отличаются ярко выраженной эмпирической направленностью. Среди наиболее известных современников правомерно выделить Э.Аткинсона, Р.Бодвея, С.Брауна, Дж.Бъюкенсна, И.Ванниски, П.Джексона, Дж.Кемпа, Дж.Каллиса, Р. Клауэра, А.Лаффера, Р.Махлупа, Л.Миллера. X.Минского, Р.Мюсгрейва, Ф.Неймарка, А.Оукена, Ф.Перру, А.Пикока, Дж.Робинсона. Х.Розена, П.Самуэльсона, Д.Стаффа, Дж.Стиглица, Я.Тинбергена, Ф.Флеминга, А.Хансена, Р.Харрода, С.Харриса, Д.Хикса, Д.Хьюмана, Г.Ш >у. В нашей стране направления развития исследований в этой области в современных условиях во многом определяются трудами таких авторов, как А.М.Александров, Б.Г.Болдырев, А.М.Бирман, Э.А.Вознесенский, Н.В.Гаретовский, А.П.Гокиели, Л.А.Дробозина, В.П.Дьяченко, А.Г.Звсрев, В.П.Иваницкий, А.С.Игудин, В.П.Колесников, Е.В.Коломин, В.В.Лавров, С.И.Лушин, Д.С.Моляков, Л.П.Павлова, К.П.Плотников, Г.Л.Рабинович, В.М.Родионова, М.В.Романовский, Б.М.С'абанти, В.К.Сенчагов, С.А.Ситарян, Н.Г.Сычев, Г.М.Точильников, В.Г.Чантладзе, М.К.Шермепев, М.И.Ходорович и др.

Функционирование отдельных элементов механизма финансового регулирования экономики и социальной сферы, организация одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов. Отдавая должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и практики государственного управления, следует отметить, что количество публикаций, посвященных комплексному анализу названных вопросов, продолжает оставаться незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной степенью теоретической разработки проблем. Несмотря на многовековую историю использования финансов в общественном воспроизводстве, системное обоснование сущности и содержания финансового регулирования не получило еще должного отражения в экономической литературе, не выработано общепризнанного научного определения данного явления объективной действительности, отсутствует четкость в подходах к структурному построению системы и механизма финансового регулирования социально-экономических процессов. Фрагментарность восприятия накопленного опыта негативно сказывается на форми-

роиапии финансовой стратегии российского государства, на выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Между тем, необходимость комплексной разработки данной тематики очевидна.

Специфика российских реалий обусловливает особую важность переосмысления положений финансовой науки, и прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли финансов в жизнедеятельности общественной системы в целом, с выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем, с разработкой методологических подходов к организации процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы в условиях недостаточности информационного обеспечения и нестабильности параметров развития. Исследование вышеназванных проблем представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы.

Цель ч задачи исследования. Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.

Реализация поставленной цели потребовала:

- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;

- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;

- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;

- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;

- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;

- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;

обоснования концептуальных подходов к разработке госуда|к iвенной финансовой стратегии.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступила система финансового регулирования социально-экономических процессов в Российской Федерации и за рубежом.

Предметом исследования явились: финансовые отношения; финансовая поли гика государства; правовое и методическое обеспечение процесса управления финансами.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили: диалектический способ познания; системный подход; принципы формальной логики; методы экономического анализа и синтеза; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.

Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области экономики и финансов; законодательные акты Российской Федерации, решения органов представительной и исполнительной власти национально-государственных образований и местного самоуправления по вопросам экономического регулирования и управления финансами; нормативно-методические и инструктивные материалы центральных и местных экономических органов; документы комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней по финансовым вопросам.

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использованы данные Госкомстата России и Северо-Осетинского республиканского статистического управления; Министерства экономики Российской Федерации и Министерства экономики и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия-Алания(РСО-А); Министерства финансов РФ и Министерства финансов РСО-А; финансовых, налоговых и статистических органов других регионов; данные архивов и периодических изданий, научно-исследовательских институтов, экспертно-аннлитических центров, научно-практических конференций и семинаров. Научная поемна исследования заключается в следующем:

- впервые в отечественной экономической литературе раскрыта сущность финансового регулирования социально-экономических процессов, дана его терминологическая трактовка;

на основании ретроспективной систематизации взглядов отечественных и зарубежных ученых обоснованы определения и структурное построение системы, механизма и процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы;

- предложена новая интерпретация понятий системы общественною воспроизводства; воспроизводственного процесса на макроуровне; государственного регулирования воспроизводственного процесса; финансов; государственных доходов и расходов; финансового потенциала; финансовых ресурсов; доходов бюджета;

- конкретизировано системное соотношение воспроизводства, рынка, государственного регулирования воспроизводства и финансового регулирования социально-экономических процессов;

- сформулирован основополагающий критерий классификации общественных товаров и услуг, представлена развернутая шкала их группировки: - обобщены классификационные признаки государственных расходов и факторы, влияющие на их динамику;

- разработан комплекс научно-практических рекомендаций правового, методологического и организационного характера, направленный на повышение эффективности механизма и совершенствование процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы:

- предложены новые методические подходы к составлению баланса финансовых ресурсов на уровне Российской Федерации и ее отдельных территориальных образований;

- теоретически обоснована и практически доказана объективная необходимость оптимизации межбюджетных потоков; определены возможности совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ.

В работе содержатся и более частные" результаты исследования, отличающиеся научной новизной.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии нового научного направления финансовой теории - теории финансового регулирования социально-экономических процессов; в обогащении финансовой науки системным изучением вопросов использования финансов для корректировки параметров общественного воспроизводства; в расширении методологического аппарата финансовых исследований. Диссертационная работа вносит определенный вклад в решение одной из крупнейших научных проблем - проблемы оптимального сочетания государственного регулирования экономики и социальной сферы (в части его финансовой составляющей) с эффективно функционирующим механизмом рынка.

Практическую значимость диссертации определяет доведение целого ряда теоретических положений и выводов до выработки конкретных практических рекомендаций, а именно:

- предложения соискателя используются при составлении балансов финансовых ресурсов, республиканского и местных бюджетов РСО-А (начиная с 1990 года);

- аналитические обобщения и выводы диссертанта по совершенствованию практики государственного управления в Северной Осетии учтены при составлении концепции перевода республики на принципы правовой и хозяйственной самостоятельности; при подготовке целевых программ: федеральной - "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания до 2000 года" и республиканской - "Развитие и размещение производительных сил Северной Осетии на период до 2005 года" (в процессе работы соискателя руководителем финансового сектора научно-исследовательской группы по формированию указанных программ);

- разработки и материала автора применяются в учебном процессе на кафедре финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; на кафедре финансов и кредита Северо-Осетинского государственного университета; на кафедрах менеджмента, организации производства и экономики промышленности Северо-Кавказского технологического университета; в Северо-Осетинском институте повышения квалификации работников образования; при переподго-

8

товке работников финансовой системы РФ (в рамках проекта Национального фонда переподготовки кадров 4100 по управлению бюджетом, курс -"Исполнение бюджета").

Научная и практическая значимость предложений и выводов днссершита подтверждается соответствующими документами.

Рекомендации соискателя по решению поднятых в диссертационном исследовании вопросов могут использоваться при разработке документом законодательного, нормативного, прогнозного и программного характера, определяющих направления реформирования государственного регулирования социально-экономических процессов; в работе экономических opia-нов; при подготовке учебных программ, пособий, текстов лекций по курсам "Финансы", "Финансово-кредитная политика", "Бюджетная система" и др.; могут представлять интерес для научно-исследовательских организаций, специализирующихся на анализе закономерностей развития системы общественного воспроизводства.

Апробации результатов исследовании. Итоги диссертационного исследования были апробированы и получили одобрение на международных ("Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей", "Будущее России - социально-экономический и экологический аспекты" - г. Санкт-Петербург, 1996, 1998 гг.) и Всероссийской ("Человек в системе рыночных отношений" - г. Санкт-Петербург, 1992 г.) научно-практических конференциях, на международном семинаре ("Управление государственным бюджетом"- г. Москва, 1998 г.); научно-практических конференциях Министерства финансов РСО-А и Северо-Осетинского государственного университета (г. Владикавказ, ежегодно с 1993 г.).

Основные положения диссертации отражены в 23 публикациях общим объемом 44 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех i лап, ta-ключения, списка литературы; содержит 20 таблиц, 19 рисунков, 33 приложения.

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе исследуются основополагающие моменты государственного регулирования социально-экономических процессов и ею финансовой составляющей. В частности, обосновывается их объективная необходимость, предпосылки целенаправленного использования для упорядочения воспроизводственных параметров, анализируются компоненты практической реализации регулирующих свойств финансовых отношений. Рассматриваются взгляды зарубежных ученых на роль финансов в процессе государственного управления и вклад в развитие теории финансового регулирования российских экономистов.

Во второй главе анализируются проблемы повышения эффективности финансового воздействия на экономику, социальную сферу и территориальное развитие.

В третьей главе методологически обосновываются основные направления развитая процесса финансового регулирования в Российской Федерации, связанные с укреплением информационной основы формирования финансовой стратегии, оптимизацией денежно-кредитного, финансового и ценового регулирования, совершенствования системы управления финансами.

В заключении приводятся основные выводы и предложения, полученные в ходе проведенной работы.

И. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Проведенный в диссертационной работе анализ ключевых проблем общественного развития, обобщение выводов, содержащихся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных экономистов по данным ьч>-просам, системное исследование воспроизводства, рынка и государственного регулирования воспроизводственного процесса позволили дополнительно обосновать следующие теоретические положения экономической науки.

Систему общественного воспроизводства, по мнению соискателя, образует функциональная совокупность отдельных элементов и процессов социальной действительности. Воспроизводственный процесс на макроуровне. с точки зрения автора, - суть непрерывное развитие натурально-вещественных и стоимостных форм движения экономических ресурсов, суть их постоянный кругооборот и предпосылка обеспечения целостного функционирования всей социальной системы. В последней существует вполне определенное экономическое пространство, а именно, сегмент непривлекательных для частного бизнеса товаров и услуг, в котором рыночный механизм не срабатывает ввиду отсутствия или искажения ценовых сигналов. Это, безусловно, накладывает целый ряд ограничений п., ход воспроизводственного процесса, порождает объективную потребность в производстве общественных товаров и услуг - благ, которые потребляются всеми субъектами общественной системы, но оплата которых индивидуально каждым пользователем на основе соотношения спроса и предложения невозможна либо нерациональна с позиций совокупных интересов. Изучение присущих товарам и услугам свойств исключаемое(tm) и неисклю-чаемости. конкурентности и неконкурентности позволило диссертанту представить развернутую шкалу группировки социально-экономических

10

благ. При этом основополагающим критерием классификации стала степень проявления общественно-обязательного подхода к соответствующему производству.

Неоспоримый факт наличия в хозяйственном механизме, помимо собственно рынка, еще одного звена, осуществляющего функции, которые рыночная организация производства в принципе не может реализовать либо выполняет с меньшим для общества эффектом, доказывает, по мнению соискателя, что целесообразность централизованного вмешательства в социально-экономические процессы общественной системой осознана, что способность воспринять его корректирующее влияние реальна. Централизованное вмешательство требуется для:

- обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного не защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);

- проведения стабилизационных мероприятий (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики, поддержания внешнеэкономического равновесия и курса национальной валюты);

- осуществления социально-ориентированного перераспределения ресурсов (организации производства нужных обществу благ, которыми не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным гражданам, осуществления индексации фиксированных доходов).

Целенаправленное макроэкономическое регулирование реализуется посредством функционирования специального общественного института, коим является государство. Государственное регулирование воспроизводственного процесса автор трактует как совокупность действий властных структур, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства в целях обеспечения ее стабильного развития. Возможность осуществления централизованного воздействия на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий. Поскольку в условиях товарного производства удовлетворению подавляющей массы личных, коллективных и общественных потребностей предшествует движение денег, ресурсные возможности для производства и предоставления общественных товаров и услуг появляются у государства лишь при наличии специально предназначенных для этого денежных фондов. Это дало основание констатировать, что необходимым условием решения основных задач системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансами процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств. Они формирую! мн-

11

термальную базу для выполнения возложенных на государство функций, их размер выступает объективным ограничителем масштабов соответствующего воздействия.

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Бесспорно, что эволюция теории финансового регулирования социально-экономических процессов невозможна вне изучения истории как самих этих процессов, так и истории возникновения, развития и смены систем экономических взглядов. Поэтому в работе представлен обзор наиболее ценных, с точки зрения соискателя, концептуальных подходов зарубежных и отечественных ученых к использованию финансов в процессе государственного управления. Усиленный интерес, который проявлен автором к зарождению соответствующих воззрений, объясняется тем, что в накопленном экономическом наследии этот вопрос остается наименее изученным.

Проведенное исследование позволило заключить, что подходы к поиску наиболее эффективных способов финансового регулирования социально-экономических процессов зависят прежде всего от позиции их авторов на соотношение в хозяйственном механизме самонастраивающегося рынка и государства. Именно данный критерий, объясняя различие мнений о причинно-следственных связях внутри экономической системы и масштабах централизованно осуществляемой деятельности, лежит в основе типологии рассмотренных научных воззрений.

Возникновение финансовых концепций является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономики конкретной страны или выполнением заказа правящей элиты. Разумеется, созданию оригинальных работ, появлению новых теорий предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений в отдельных, сравнительно узких областях финансовой науки и практики. Новые концепции, как правило, систематизируют и упорядочивают накопленное теоретическое богатство. Устоявшиеся постулаты отвергаются или модернизируются не просто под влияние фактов, а только при наличии более прогрессивных теоретических наработок. Развитие финансовой науки в современных условиях характеризуется постепенным сближением идей, конвергенцией вс 'щих позиций. Поскольку проведение экспериментов в финансовой области, даже весьма хорошо обоснованных, с точки зрения теории, довольно затруднительно и не всегда безопасно для прогрессивного развития общественной системы, практические рекомендации ученых имеют весьма вероятностный характер.

В сформировавшейся к настоящему времени зарубежной теории государственных финансов выделяются общая и прикладная составляющие. Во второй, более емкой ее части, финансы рассматриваются как находящееся

12

в руках государства средство регулирования экономики, средство достижения "всеобщего благоденствия". Подходы зарубежных ученых к проблемам финансового регулирования социально-экономических процессов отличает эволюционный, динамичный характер и ярко выраженная практическая направленность, которые автор относит к безусловным ориентирам развития финансовой науки России.

Неоднозначность трактовки тех или иных понятий - характерная особенность современного этапа формирования отечественной теории финансового регулирования социально-экономических процессов. Единства взглядов сегодня не наблюдается в подходах и к определению данного регулирования, и к выделению его структурных элементов. Причем, судя по доступным соискателю источникам, попытки эти, увы, немногочисленны. На фоне повышенного внимания к проблемам государственного регулирования в целом и к рассмотрению различных аспектов его финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.

Ретроспективная систематизация взглядов отечественных и зарубежных ученых, проведенная диссертантом, свидетельствует о том, что проблема комплексного изучения финансового регулирования экономики и социальной сферы в экономической науке пока не нашла должного отражения, а целостное теоретическое учение об этом явлении общественной жизни, о механизме его организации и процессе осуществления только начинает складываться. Сегодня акцент в большей степени смещен в сферу познания сути более конкретных вопросов (главным образом, связанных с налоговым и межбюджетным регулированием) и разработкой практических рекомендаций по совершенствованию отдельных элементов финансового механизма. В диссертации доказывается, что финансовая наука приблизилась к фазе четкого обоснования проблематики финансового регулирования и, соответственно, базовых положений финансовой теории, перечень которых представлен в работе. Практическую значимость таких исследований определяет непосредственная связь финансового регулирования с работой органов государственной власти, в особенности финансовых. Системный анализ практических задач, определение конкретного содержания, объема работы и функций соответствующих государственных структур может проводиться только после комплексного осмысления сущност-ных моментов функционирования финансов. От плодотворности соответствующих научных разработок во многом зависит и эффективность управления непосредственно финансовыми отношениями, и действенность всего механизма государственного регулирования воспроизводства. При этом обращение к финансовому наследию, изучение многовековой финансовой практики, обобщение их позитивных моментов облегчает процедуры исследования современной действительности и всегда актуального прогнозирования будущего состояния финансов.

13

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учитывая недостаточную четкость имеющихся в финансовой науке общетеоретических разработок и обилие зачастую противоположных мнений по ее основополагающим вопросам, соискатель прежде всего счел целесообразным представить свое видение сущности и содержания финансов, конкретизировать взаимосвязь между ними. Первопричину, порождающую финансовую форму движения стоимости, автор усматривает в наличии объективных потребностей социума в общественных товарах и услугах, а основное предназначение финансовых отношений - в создании материальной базы для постоянного удовлетворения потребностей в наиболее значимых на данном историческом этапе благах общественного сектора экономики и в обеспечении на этой основе непрерывности производства. Соответственно, диссертант полагает, что финансы выражают систему опосредованных государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного сектора экономики. '

Общей тенденцией современности, подчеркивается в работе, является повышение роли финансов в механизме государственного регулирования воспроизводства. Это связано с существованием целого ряда причин, и прежде всего, с ростом расходов на экологические и научно-технические программы, программы по социальному обеспечению, здравоохранению, по поддержанию уровня доходов. Государственное, вмешательство ограничивается, главным образом, областью перераспределения и потребления, что повышает значимость для общества финансовых отношений. Наконец, учет требований конкурентного рынка расширяет сферу применения косвенных форм регулирования экономики, в которой существенную нагрузку несут финансовые регуляторы.

В работе доказывается, что объективные предпосылки целенаправленного регулирования воспроизводственных параметров предопределены экономической природой данных отношений и проявляются в функциях исследуемой категории. Так, в процессе создания и использования общегосударственных фондов денежных средств стоимость перераспределяется в отраслевом и территориальном масштабе, а также между отделимыми группами населения. В результате в социально-экономической системе создается материальная база для удовлетворения основной части коллективных потребностей в образовании, науке, здравоохранении, инфраструктуре. Кроме того, в обществе появляется возможность устранить такой недостаток рынка, как "дефект распределения доходов", который воспроизводит существенное социальное неравенство. Централизация денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень пенсионеров, нетрудоспособных, многодетных, безработных и других ну-

14

ждающихся в этом граждан, повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения эффективности производства. С помощью финансов как связующего звена между распределением и производительным потреблением может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства. Кроме того, финансы являются важнейшим средством общественного контроля за производством и распределением создаваемого продукта. Посредством них общество, в лице государства, располагает сведениями не только о движении средств общегосударственных денежных фондов. Оно получает доступ к информационной базе о составных элементах стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление централизованного воздействия на хозяйственную систему.

Степень и направления реализации рассмотренных объективных предпосылок использования финансовых отношений для регулирования социально-экономических процессов зависят от того, в каких организационно-правовых формах материализуется их содержание, ибо на происходящие в экономике и социальной сфере процессы оказывают влияние конкретные виды доходов и расходов государства или их отдельные компоненты.

Государственные расходы, уточняет автор, представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства. Преследуя цель более полного раскрытия роли рассматриваемых затрат в воспроизводственном процессе, соискатель классифицирует их по целому ряду признаков (по воздействию на структуру и динамику воспроизводственных параметров - трансформационные и трансфертные; текущие и капитальные; по обслуживанию людей и обслуживанию капитала; по функциональному, ведомственному и территориальному принципам; исходя из процедурных мероприятий - обязательные и секвестируемые; переходящие и дискреционные), f

На основе проведенной систематизации делается следующее заключение. Государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют в конечном итоге ту долю национального продукта, которая поступает в со-

15

вместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.

Государственные доходы, по мнению диссертанта, - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Возможность регулировать общевоспроизводственные показатели посредством манипулирования объемом и составом указанных доходов объясняется следующей объективной предпосылкой. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов, В диссертации затрагиваются вопросы их воздействия на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение проич"оаст-ва, на состояние цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельст-

16

вуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных парамегров.

Суть финансового регулирования как явления общественной жизни спи-дится, по мнению автора, к реализации имеющихся у финансов корректирующих свойств. Данная посылка позволила предложить следующую терминологическую трактовку исследуемого явления. Финансовое регулирование социально-экономических процессов (ФРСЭП) представляе-i собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Исследование показало, что порожденное естественной эволюцией социума осуществление данной деятельности постепенно стало неотъемлемым условием нормального функционирования экономики и социальной сферы (в особенности современных, с их чрезмерно усложненной структурой и многообразием различного рода взаимосвязей). ФРСЭП, базируясь на использовании конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и конкретных форм и методов осуществления государственных расходов, олицетворяет централизованное влияние государственных структур, являющихся непосредственными субъектами регулирования, на жизнедеятельность участников общественной системы, на их доходы и расходы, которые выступают непосредственными объектами регулирования.

Специфика исследуемой области воспроизводства вытекает как из перманентной изменчивости экономики и социальной сферы, так и из противоречивой природы государственных организационных акций. Соискателю она видится в следующем:

- во-первых, финансовое регулирование выступает одним из ориентирующих начал социально-экономических процессов, но не может рассматриваться как собственно управление воспроизводством;

- во-вторых, это лишь попытка воздействия и уже затем - при достаточно благоприятных обстоятельствах - действительное упорядочение общественного развития;

- в-третьих, направленность регулирующих импульсов не сопровождается обязательным совпадением достигнутых параметров с поставленной не-лью. Она относительна - результат только в определенной степени соответствует, а иногда может быть прямо противоположен целевым установкам.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

17

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйствования, по мнению диссертанта, являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Как неотъемлемой составной части общей системы государственного управления, и полагает автор, по аналогии с ней, финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства, и рыночную конъюнктуру. К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым, и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, отнесены косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделены местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Диссертант считает, что применяемые в финансовом регулировании методы нельзя оценивать однозначно. По своей сути одноименные ре^лято-ры относятся к экономическим способам государственного воздействия, поэтому им, естественно, присущи такие свойства, как совместимость с другими методами управления, действенность, относительная гибкость и экономичность. Однако такие черты, как директивность и санкциониро-ванность, позволяют выделить в них принудительно-распределительные и командные черты, присущие административным методам воздействия. Учет требований диалектического подхода к использованию финансовых регуляторов говорит о необходимости взаимосвязанного развития >чних и экономических, и административных свойств.

Приближение к осознанию сущности и выявлению закономерностей любого явления обеспечивается посредством структурирования его содержания, то есть системного представления элементной совокупности взаимосвязей, обеспечивающих целостность и самотождественность конкретного явления. Результатом реализации идеи системности в исследовании предмета диссертационной работы выступила функциональная упорядо-

18

ченность элементов и интегративных связей финансового регулирования социально-экономических процессов. Предложенная автором структура системы ФРСЭП отражает совокупность сущностных параметров данной области общественного воспроизводства, а именно целей, объектов, принципов, задач, субъектов, инструментария и мероприятий. Она инвариант по отношению к изменению внутренней и внешней среды. Мотивационный механизм финансового риулирования, его диапазон, характер и способы практического осуществления, напротив, определяются условиями исторического развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической структурой общее tea, соотношением политических сил и иными специфическими для каждой страны факторами. Поэтому "наполняемость" структуры реальными компонентами, то есть конкрешое содержание параметров системы ФРСЭП довольно динамично и развивается в зависимости от конкретных условий.

Использование финансовых отношений в целях упорядочения воспроизводственной динамики предполагает определенное взаимодействие отдельных сторон данного общественного явления. Организацию названного взаимодействия характеризует механизм финансового регулирования социально-экономических процессов. В понимании диссертанта, он объединяет в себе элементы, посредством которых осуществляется передача и преобразование регулирующего импульса, то есть представляет совокупность средств и способов организации регулирования. Его устройство предопределено взаимосвязанностью, глубокой взаимообусловленностью параметров системы ФРСЭП и структурно представлено в работе.

Конкретные виды государственных доходов и иных источников формирования общегосударственных денежных фондов, а также государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с процедурными моментами отражают приемы' финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Оказывается воздействие на основе соответствующим образом устроенной системы финансов, тогда как конкретные масштабы и направления регулирования определяются по ходу разработки, утверждения и реализации государственных финансовых программ. Наконец, финансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспечивают организационные возможности для проведения исследуемого регулирования.

В диссертации обосновано, что преобразование посредством финансов реальной социально-экономической ситуации в том или ином направлении может осуществляться только в ходе конкретного процесса ре(улирования Речь идет об организованной государством последовательности конкретных мероприятий по целенаправленному воздействию на отдельные сегменты воспроизводства. Именно процесс, отражая конкретную "устроенность" деятельности, конкретный порядок ее осуществления, свидетельствует о самом факте перераспределения стоимости через раишоб

19

разные финансовые формы и методы ее отчуждения и использования. Именно он позволяет оценивать всю полноту, весь спектр финансового регулирования как явления общественной жизни в конкретном пространстве и времени.

Продвигаясь в исследовании интересующих отношений от прагматически конкретных сторон проявления через обобщение частных свойств до философски абстрактных способов выражения их сущности, автор пришел к установлению логичной, с его точки зрения, взаимосвязи между такими понятиями, как явление общественной жизни, система, механизм и процесс его организации. Применительно к финансовому регулированию это выглядит следующим образом. В качестве явления оно представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Система ФРСЭП отражает функциональную упорядоченность элементов и связей внутри данного явления, тогда как способ взаимосвязи различных сторон его содержания характеризует механизм ФРСЭП. Функционирование этого механизма, вызывающее последовательную смену состояний системы ФРСЭП, обеспечивается в процессе реализации конкретных регулирующих мероприятий.

Выявленное взаимопереплетение граней общественных явлений позволило диссертанту конкретизировать взаимосвязь отдельных сторон воспроизводства, государственного и финансового регулирования социально-экономических процессов и заключить, что факт присутствия финансов в обществе обусловлен ни политикой, ни любой другой областью государственной деятельности. Он связан с развитием материального производства, самого человека и социально-экономических отношений, систематически воспроизводящих необходимость их регулирования.

ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ

ОГРАНИЧИТЕЛЬ МАСШТАБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Организационная заданность и конкретно-функциональная направленность финансового регулирования, эффективность соответствующего механизма непосредственно связаны, по мнению соискателя, с конкретной мерой воздействия. Отсюда следует, что основные составляющие моменты процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы формируются на базе решения вопросов о масштабах и способах государственного перераспределения стоимости. Центральное место среди них занимает поиск оптимальных пропорций деления вновь созданного дохода между общегосударственными фондами денежных средств, отдельными предприятиями, организациями и населением. Названные пропорции -это важный фактор, определяющий результаты функционирования экономики, равнонаправленно влияющий как на меру хозяйственной самостоя-

20

гельности субъектов воспроизводства, так и на степень устойчивости материальной базы государства. Высокий уровень изъятия доходов у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что способствует падению произведенного ВНП, а впоследствии и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятий одномоментно сокращает государственные доходы и. естественно, сужает масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому проблема определения разумных границ финансового перераспределения применительно к конкретным условиям, несомненно, относится к разряду прагматически- перманентных.

Показатель "финансовые ресурсы" как макроэкономический параметр регулирования экономики позволяет согласовывать материально-вещественный и финансово-стоимостной аспекты воспроизводства и на этой основе регулировать пропорции социально-экономического развития страны. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов -свидетельство того, что формируемая государством часть платежеспособного спроса обеспечена материальным покрытием в виде общественного продукта. За исходную посылку при проведении представленного в работе анализа исследуемых проблем принято рассмотрение финансовых ресурсов в качестве совокупности денежных средств, которые используются органами государственной власти для решения стоящих перед ними задач. Раскрывая специфику обозначенного объекта исследования, диссертант отмечает следующее:

- потребность в наличии финансовых ресурсов связана с производством совокупных общественных благ;

- опосредуя процесс перераспределения общественного продукта и национального дохода, эти ресурсы обеспечивают создание государственных фондов денежных средств аккумуляционного характера;

- в конечном итоге они представляют собой денежные средства конкретного национально-государственного или административно-территориального образования, используются для выполнения возложенных на органы власти функций и отражают" итоговые результаты деятельности государственного хозяйства страны.

Будучи материальными носителями финансовых отношений, рассматриваемые ресурсы, в понимании автора, представляют собой находящиеся в руках государства и имеющие фондовую форму денежные средства целевого назначения. Их объем выступает важной характеристикой экономического и социального развития страны, а рациональное использование во многом определяет темпы общественного прогресса. На практике они овеществляются в различных финансовых фондах государства (централизованных: бюджетных и внебюджетных, а также децентрализованных: фондах денежных средств государственных предприятий и организаций н специальных (внебюджетных) отраслевых фондах).

21

Говоря о сознательном использовании финансов для регулирования воспроизводственного процесса, автор акцентирует внимание на наличии двух тенденций, накладывающих отпечаток на уровень финансовой централизации, систематизирует факторы, которые влияют на его повышение и сокращение. В диссертации обосновывается, что при определении уровня централизации ресурсов в общегосударственных фондах денежных средств обязательным является предвидение негативных последствий как от чрезмерного расширения, так и от экономически необоснованного сужения сферы финансового перераспределения стоимости. Рассматриваемые пропорции отчуждения созданного продукта имеют объективные границы, обусловленные необходимостью удовлетворения общегосударственных потребностей. Часть этих расходов является социально определенной величиной, формирующей минимальный уровень централизации. Оптимальный же их размер образуется под воздействием многих факторов, но главным образом, упирается в решение проблемы обоснованного определения объемов государственных функций, в том числе в региональном разрезе.

Общую направленность изменений темпов роста общегосударственных денежных фондов обусловливает динамика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, НД и др.). Однако, несмотря иа тесную связь финансов с общественным продуктом и национальным доходом страны, между ними не существует линейной зависимости, иными словами, отсутствует стабильное соотношение между объемом финансовых ресурсов и стоимостью созданного продукта. Степень централизации определенной доли денежных средств зависит от конкретных условий и способов хозяйствования, от достигнутого уровня развития экономического потенциала и степени зрелости экономических отношений, от масштабности патернализма, значимости и приоритетности намеченных к решению на данном историческом этапе экономических и социальных задач, и соответственно, от объема и структуры принятых к удовлетворению на совместной основе общественных потребностей. На величину общегосударственных денежных фондов оказывает непосредственное влияние не только внутренняя, но и международная экономическая и политическая обстановка. Сочетание этих факторов, их взаимное влияние друг на друга и предопределяют конкретный объем денежных средств, находящихся в руках государства. Поскольку недостаточное или избыточное государственной вмешательство является тормозом социально-экономического развития, необходимость приближения к оптимальной норме финансовой централизации бесспорна также, как и отнесение последней к одной из важнейших характеристик макроэкономического равновесия.

22

СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ФРСЭП,

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Нарастающая дефицитность финансовых ресурсов, распространившаяся на систему финансов (включая бюджет и внебюджетные фонды) неплатежеспособность, чрезмерная зависимость бюджета от рынка заемных ресурсов, неурегулированность межбюджетных отношений, проблематичность самофинансирования государственных предприятий - эти, подробно рассмотренные в работе, характеристики состояния финансов современной России свидетельствуют об усиливающейся неустойчивости функционирования механизма ФРСЭП.

Первопричиной кризиса отечественной модели воспроизводства является многолетняя, порожденная идеологическими и политическими приоритетами социалистической системы деформированность народнохозяйственных пропорций, не имеющая аналогов в мировой практике. В диссертации автор выделяет и анализирует сохраняющиеся на протяжении нескольких лет негативные тенденции, которые провоцируют дальнейшее снижение реальных объемов финансовых ресурсов и осложняют проведение стабилизационных мероприятий. Соискатель доказывает, что именно воспроизводственные, а не конъюнктурные факторы порождают подавляющую часть потерь доходов государства. Поэтому сводить причины современного финансового кризиса лишь к текущим, пусть и крайне неблагоприятным моментам (отсутствию опыта уплаты и взимания большого количества налогов с достаточно часто меняющимся порядком их расчета, росту числа неплательщиков, ситуации на мировых финансовых рынках и т.п.) - это значит менять местами причину и следствие, но самое главное - неоправданно сужать диапазон и расширять временной лаг для выработки мер, которые необходимо осуществить для преодоления сложившейся ситуации.

В ходе исследования чрезвычайно сложного комплекса проблем, связанных с развитием налоговой системы выявлено, что темпы роста объемов поступлений налогов отстают от темпов роста денежных поступлений во внебюджетные фонды. Катастрофическое падение собираемости государственных доходов объясняется невозможностью платить их одними и умении не платить их другими участниками социально-экономической системы. Немаловажную роль в существовании последнего из названных факторов играют изменения в системе государственного управления, влекущие за собой снижение уровня административной дисциплины.

Сократившись в реальном выражении с 1992 года более чем в три раза, государственные расходы сегодня, считает соискатель, обладают жесткими, слабо эластичными границами дальнейшего уменьшения. Весомое место в них занимают затраты, непосредственно не связанные с текущим состоянием производства и налоговой базы: социальные выплаты.

23

расходы на оборону, управление. Своевременное невыполнение принятых бюджетных обязательств по оплате государственных заказов, содержанию социальной сферы, вооруженных сил, дотированию регионов - одна из существенных причин кризиса неплатежей. В целом же, хроническое недофи-нансирование, обладая по крайней мере четырех-пяти кратным мультиплицирующим эффектом, порождает порочную модель воспроизводства финансовых ресурсов: "сокращение государственных ассигнований - рост неплатежей - спад производства и снижение уровня жизни населения -уменьшение доходной базы государства".

Масштабный дисбаланс доходов и расходов государства на протяжении ряда лет компенсировался притоком внутреннего и внешнего спекулятивного капитала и средств международных организаций. Естественным результатом превышения допустимых размеров и высоких ставок централизованных заимствований стала "долговая пирамида", порождающая рост затрат по обслуживанию госдолга, ужесточение контроля (в том числе политического) над финансовой политикой России со стороны иностранных государств и международных организаций (прежде всего МВФ). Автор подчеркивает, что нехватка финансовых ресурсов в современных условиях, усугубляя отрыв стоимостной структуры общественного производства от ее материально-вещественной основы, обостряет имеющиеся и порождает новые воспроизводственные диспропорции. В итоге в стране наблюдается существенная деформация механизма движения капитала, продолжает увеличиваться разрыв между сокращающейся доходной базой (ограниченной сверху доходами товаропроизводителей и населения, а также предельной налоговой нагрузкой) и объемом первоочередных государственных обязательств (лимитированных снизу размерами социальной инфраструктуры, требованиям военно-политической безопасности, накопленным госдолгом и др.). Сегодня наше государство не в состоянии на должном уровне обеспечивать выполнение своих социальных, инвестиционных и оборонных функций. Минимальный дефицит финансовых ресурсов колеблется в пре-делелах от 4 до 8% ВВП. Причем, учитывая тенденции развития экспорта и финансовых рынков, основная часть возможностей его неинфляционного покрытия на ближайшее время утеряна. Крайне необходимое в кризисных ситуациях расширение диапазона прямых мер государственного воздействия на основные элементы воспроизводственного процесса, безусловно, требует увеличения размеров финансирования объективно необходимых общественных потребностей. Практически по каждому направлению госрасходов следует расширять объемы ассигнований, что еще больше актуализирует вопрос достаточности финансовых ресурсов, который - и это особо подчеркивается - даже при самых совершенных формах финансового регулирования не удастся решить без улучшения положения дел в российской экономике и обществе в целом. Дефицит исследуемых ресурсов -

24

не только причина, но, одновременно, и следствие усугубления всех проблем социально-экономического развития России.

Поскольку в ближайшей перспективе, по мнению автора, нет достаточных оснований рассчитывать на качественное изменение экономической конъюнктуры, макроэкономическая переориентация сложившейся модели формирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличении оплаты труда наемных работников, участии сектора услуг и индивидуальных предпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств, адекватной их доле в ВВП, минимизации потерь, связанных с уклонением от уплаты налогов. Специфическим компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, для чего от властных структур требуется привлечение этих накоплений не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера).

Для обеспечения стабильности финансового положения страны, помимо уменьшения, а в перспективе ликвидации дефицита финансовых ресурсов, с позиции соискателя, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению на совместной основе объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этих целей в общегосударственных фондах. Соответствие между поступлением и расходованием финансовых ресурсов страны в целом (а не только консолидированного бюджета) должно служить одним из важнейших критериев рациональности того или иного варианта социально-экономической политики. В случае превышения прогнозируемого объема затрат над финансовыми ресурсами должны предусматриваться меры, направленные на корректировку структуры производства, распределения и использования общественного продукта.

Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Оно предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения. Меру их соответствия потребностям материального производства и социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации в условиях изменения общественных приоритетов диссертант относит к критериям, позволяющим оценивать эффективность функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.

При установления конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным - и на этом акцентируется особое внимание -

25

должен быть анализ экономических затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и поиск способов компенсации последних. В частности, при принятии решений об увеличении налогов более предпочтительна, по мнению автора, ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества, это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений. Практическая реализация данного предложения предполагает разработку нормативных критериев порога бедности и малообеспеченное(tm) населения России, учитывающих дифференциацию характера нуждаемости по основным социально-демографическим группам; применение различных видов помощи (денежной, натуральной, социальной, психологической); проведение обоснованной проверки нуждаемости. Отправной установкой осуществления долгосрочной государственной программы борьбы с бедностью должно стать положение о том, что чистая заработная плата низкооплачиваемых и минимальный уровень социальных выплат гражданам уже в ближайшей перспективе будут максимально приближены к рациональному прожиточному минимуму.

Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции ее вывода из кризиса является смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую н, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи диссертант предлагает активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособления ее к структуре инвестиционного спроса, проведения конверсии военного производства, создания новой экспортной базы и повышения эффективности использования ресурсов.

Одна из главных проблем реформирования финансового механизма -создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и'административно-территориальных образований. В основе разработки комплекса соответствующих рекомендаций, представленных автором в работе, лежит целевая установка на сдерживание и выравнивание региональных и демографических диспропорций.

Критериями выбора конкретных средств финансового воздействия должна быть их способность, во-первых, обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства; во-вторых, поддерживать стабильную социальную защищенность граждан; в-третьих, открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту хозяйствования. Чтобы финансовые

26

регуляторы не снижали стремления предпринимателей и отдельных работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектами и гражданами и доходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целях доведения принципа материальной заинтересованности до каждого участника воспроизводственного процесса, государству необходимо обеспечить их относительное экономическое равенство, а также добровольность использования товаропроизводителями отдельных финансовых регуляторов. Думается, это предполагает:

- создание экономико-правовых условий полной возмездности причиненного ущерба в случае нарушения субъектами финансовых отношений своих обязательств. Имеется в виду разработка системы штрафных санкций за невыполнение обязательств по платежам физических и юридических лиц в бюджет и в общегосударственные внебюджетные фонды, за необоснованное изъятие государственными структурами доходов у субъектов воспроизводства, а также за несвоевременное и неполное предоставление им государственных средств в соответствии с законодательными актами. Материальная ответственность всех участников за нарушение установленных финансовым законодательством процедур - это обязательное условие обеспечения экономического равенства в обществе;

- наличие системы льгот при финансировании и налогообложении заранее установленного круга мероприятий или условий хозяйствования. Применение данного принципа, особенно в процессе формирования бюджетных доходов, подразумевает определенную добровольность участия товаропроизводителей в выборе деятельности, дающей право на льготы, способствует формированию фондов денежных средств исходя из коммерческих интересов их владельцев;

- использование прямых финансовых отношений предприятий с бюджетом, применение единых ставок налогов (безусловно с учетом, профиля деятельности) и единых принципов бюджетного финансирования. Это должно способствовать созданию равных условий хозяйствования предприятиям и организациям различных форм собственности, а также унификации финансовых отношений;

- обеспечение высокого уровня самостоятельности товаропроизводителей в определении их участия (разумеется, помимо обязательных отчислений в бюджет и централизованные внебюджетные фонды) в целевых государственных программах общегосударственного, регионального и местного значения, то есть организацию данного круга отношений на добровольных началах.

27

Таким образом, в диссертации обосновывается, что необходимым условием эффективного функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов, затрагивающем главнейшую сферу производственных отношений - отношения собственности - является опора на экономические интересы субъектов хозяйствования. Кроме того, делается следующий вывод: законодательный характер государство должно придавать только тем перераспределительным отношениям, которые не только в данный момент, но и на ближайшую перспективу выступают для общества как жизненно необходимые и наиболее важные. В этом автор усматривает достаточное условие успешного функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов.

Оптимизация направлений государственного воздействия на воспроизводство, обоснование масштабов общестренного сектора должны проводится, по мнению соискателя, с учетом специфики конкретных общественных благ. В основе признания ответственности государства за развитие конкретных отраслей и сфер жизнедеятельности должна лежать его способность удовлетворять запросы потребителей лучше потенциальных претендентов из числа частных фирм. Определив границы, в пределах которых удовлетворение потребностей в конкретном благе предполагает организацию общественной формы его предоставления н оценив, в какой мере данное благо или хотя бы некоторые существенные предпосылки его создания могут формироваться на основе предпринимательства, либо добровольной самоорганизации заинтересованных групп, можно обеспечить удовлетворение совокупных воспроизводственных потребностей при минимальных расходах государства. Использование элементов принуждения должно способствовать смягчению нерациональности индивидуального потребительского поведения, повышению экономической эффективности, поддержанию социальной стабильности и на этой основе обеспечению максимально возможного в данный момент удовлетворения личных и общественных нужд. На основе такого подхода становится возможным решение проблемы наиболее рационального распределения ограниченных государственных ресурсов между альтернативными вариантами использования.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В современных условиях четко обозначилась тенденция усложнения процесса финансового регулирования с информационной стороны расширяются объемы используемых данных, усложняются методы ситуационного анализа и оформления информации, актуализируется необходимость в увеличении скорости обработки и передачи сведений, возрастает потребность в усилении модельной и прогностической способности информаии-

28

онно-аналитического механизма регулирования. Причастные к этим мероприятиям государственные структуры России сталкиваются сегодня, по крайней мере, с тремя типами проблем, которые, по мнению соискателя, требуют безотлагательного решения: ограниченностью информационно-методического обеспечения управленческой деятельности; отсуктвием комплексного концептуального обоснования возможностей использования финансов в системе государственного регулирования; неподготовленностью финансового аппарата к осуществлению целенаправленного воздействия на отдельные сегменты воспроизводства.

Показатели, характеризующие важнейшие пропорции формирования и использования финансовых ресурсов, свое системное отражение находят в сводных финансовых балансах страны и ее отдельных национально-государственных образований. Их данные позволяют определить факт и количественную оценку несбалансированности государственных доходов и затрат, выявить основные причины возникновения указанного несоответствия, наметить направления корректировки не только финансовой, но и всей социально-экономической политики государства.

Автор считает, что система отчетных данных названного документа должна служить основой для выявления тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, анализа пропорций распределения средств между бюджетными, целевыми внебюджетными фондами и средствами предприятий и организаций, в связи с чем требуется составление соответствующего справочного аналитического приложения к балансу финансовых ресурсов. Это необходимо для оценки значимости различных каналов мобилизации государственных доходов в формировании их общей величины, а также целесообразности расходования и обоснованности направлений межуровнево-го перераспределения средств.

Еще в одном справочном аналитическом приложении соискатель рекомендует подразделять источники формирования финансовых ресурсов на доходы, используемые строго на определенные цели (амортизационные отчисления, средства внебюджетных и целевых внутрибюджетных фондов, ресурсы, передаваемые вышестоящим уровням финансовой системы) и на доходы универсального характера, которые, в принципе, могут быть направлены на финансирование разнообразных мероприятий. Экономическая целесообразность такой группировки заключается в том, что она дает общее представление о реальном диапазоне возможных изменений органами власти пропорций перераспределения имеющихся финансовых ресурсов, а соответственно, о масштабах их непосредственного регулируюше! о воздействия. Чем меньше удельный вес целевых средств, тем естественно, шире функциональные возможности управленческих структур.

Составление прогноза по кварталам позволит точнее согласовывать между собой годовой прогноз и конъюнктурные изменения, а рабочая таб-

29

лица потребностей и возможностей финансирования - уточнять степень сбалансированности финансовой системы в различных временных горизонтах.

Сводные финансовые балансы требуется составлять не только в целом по Российской Федерации и ее отдельным субъектам, но и на уровне местных администраций. Определяемая на их основе величина одноименных ресурсов в абсолютных и относительных показателях (на одного жителя) будет наглядно иллюстрировать потенциальные возможности воздействия муниципалитетов на развитие подведомственной территории, характеризовать степень их "финансового расслоения" по внутренней вертикали национал ьяо-государственного образования. Кроме того, они позволят анализировать вклад конкретной административно-территориальной единицы в формировании финансовых ресурсов как отдельного субъекта федерации, так и всей России. В этой связи актуализируются методологические проблемы разработки рассматриваемых документов.

К направлениям совершенствования финансового прогнозирования автор относит также дополнение финансового баланса на всех уровнях информацией, содержащейся для каждого конкретного периода времени данные, во-первых, о потенциальном объеме финансовых ресурсов соответственно федерации, национально-государственного или административно-территориального образования в разрезе их отдельных источников, и, во-вторых, сведения о той части финансовых ресурсов, которая действительно задействована в хозяйственном обороте. Иными словами, речь идет об имеющемся финансовом потенциале той или иной территории и его фактическом использовании. Причем последний из названных показателей следует характеризовать как в прогнозном (оценочном) варианте, так и исходя из фактически достигнутых параметров. Для разработки методики оценки потенциального объема финансовых ресурсов требуется активизировать усилия научных коллективов, ученых и практиков по проведению соответствующих исследований. Кроме того в составе Правительства Российской Федерации целесообразно создать специальное прогнозно-методологическое бюро.

Глобальную задачу финансовой стратегии автор усматривает в оптимизации объемов и структуры общественных благ, ресурсного обеспечения их производства и распределения бремени финансирования, а критерием оптимальности финансовой политики считает соответствие достигаемых посредством финансовых регуляторов результатов поставленным целям развития общества.

В работе обосновывается, что для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения макроэкономических регуляторов (включая финансовые) целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей

30

(индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно воздействовать на состояние экономики России.

Современный этап развития страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства государственного регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий, в диссертации рассматривается как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

Основную цель процесса составления рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соискатель видит в умении качественно управлять бюджетными расходами при изменении одноименных доходов и, отталкиваясь от данной позиции, выдвигает комплекс предложений по совершенствованию этого процесса.

Определение величины расходов централизованных фондов государства, наиболее приемлемой с позиций обеспечения поступательного развития страны, обоснование структурных пропорций бюджетных и внебюджетных фондов (а соответственно, распределение имеющихся средств между потребностями настоящего и будущего), дифференцированное сокращение или увеличение отдельных доходов и затрат в зависимости от складывающейся динамики движения финансовых ресурсов - все эти процедуры, относимые автором к разряду наиболее важных функций финансового аппарата, могут осуществляться только на баз* использования определенных критериев и данных мощной аналитической базы, адекватно отражающей ход воспроизводства. Проведение соответствующих оценок на основе мониторинга индикаторов развития и разработка самих критериев эффективности государственных регулирующих мероприятий - как основы для формулировки требований к содержанию и диапазону способов централизованного воздействия - должны входить в число доминирующих функций Министерства экономики Российской Федерации. В связи с этим именно данная структура призвана стать основным координатором процесса взаимодействия государственных экономических ведомств.

31

В диссертации обосновывается, что эффективность процесса финансового регулирован"* экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

- систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;

- своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;

- определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;

- выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;

- проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

Монографии, учебно-методические издания

\. Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов: Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ. 1998.- 10,93 п.л.

2. Рыночный портрет Республики Северная Осетия-Алания: Монография. -Владикавказ, Изд-во СОГУ, 1999. - 16,28 п.л. (в соавторстве; автора - 2 п.л,).

3. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. - 15,15 п.л.

4. Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия состояние, анализ, перспектива: Учебное пособие. - Л.: Изд-во Л ФЭ И. 1990 - 5.0 п л. (в соавторстве; автора - 1,5 п.л.).

32

5. Программа изучения курса "Финансы" для студентов специальности 06.04 "Финансы и кредит". - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 1,63 п.л.

6. Планы лекций и семинарских занятий по курсу "Финансы" для студентов специальности 06.04 "Финансы и кредит". - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997.- 3,49 п.л.

7. Контрольные работы по бюджетному учету: Учебно-методическое пособие. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. - 1,4 п.л.

8. Управление государственным бюджетом: Курс 4 "Исполнение бюджета": Учебное пособие: Руководство для преподавателя. - М., Национальный фонд подготовки кадров (проект № 4100), 1998. - 5,2 п.л. (в соавторстве; авюра - 1,0 п.л.).

9. Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. - 35,0 п.л. (в соавторстве; автора -2,5 п.л.).

Статьи в журналах, сборниках научных трудов, тезисы научных сообщений

1. Финансово-бюджетный аспект экономического регулирования / Человек в системе рыночных отношений: Всероссийская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. - 0,1 п.л.

2. Местные бюджеты в системе финансового регулирования экономики. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - 1,0 п.л.

3. Финансовый аспект государственного регулирования интеграционных процессов / Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Международная конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996. - 0,2 п.л.

4. Бюджетная основа местного самоуправления / Реконструкция экономических и социальных систем Северной и Южной Осетии. Конференция: Тезисы докладов. Вып. 2. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. - 0,1 п.л.

5. Реформирование бюджетных взаимоотношений в Российской Федерации: Тезисы докладов / Конференция по итогам НИР за 1995 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 0,2 п.л. (в соавторстве; автора - 0,1 п.л.).

6. Бюджет как субъект и объект государственного управления: Доклад / Конференция по итогам НИР за 1995 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997.-0,5 п.л.

7. Тенденции и противоречия развития региональных и местных бюджетов: Тезисы доклада / Конференция по итогам НИР за 1996 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 0,2 п.л.

8. Воспроизводственный механизм финансового регулирования рынка: Доклад / Конференция по итогам НИР за 1996 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 0,6 п.л.

9. Социальная справедливость и межрегиональные отношения / Будущее России - социально-экономический и экологический аспекты: Междуна-

33

родная научно-практическая конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - 0,1 п.л.

10.Взаимоотношения бюджетов Российской Федерации в области формирования доходов: Доклад / Конференция экономического факультета СОГУ по итогам НИР за 1997 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. -0,5 п.л.

11. Сводные балансы финансовых ресурсов - информационная основа формирования финансовой стратегии органов власти: Тезисы доклада / Конференция экономического факультета СОГУ по итогам НИР за 1997 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. - 0,1 п.л.

12. К вопросу о совершенствовании бюджетного процесса: Доклад / Конференция по итогам НИР за 1997 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998,- 0,4 п.л.

I З.Теоретические аспекты взаимоотношений бюджетов в области формирования доходов // Финансы. - 1998. - № 8. - 0,4 п.л.

14.Финансовое регулирование рыночных отношений в ракурсе проблем территориального развития / Реконструкция экономических и социальных систем Северной и Южной Осетии. Конференция. Тезисы докладов, Вып. 4. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. - 0,1 п.л.


Описание предмета: «Финансовое право»

Финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа и синтеза. Выделяют 3 функции, выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству. 1. Аналитическая (комментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему). 2.

Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы требованиям жизни). 3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм.

Используются в процессе нормотворческой деятельности государства). Таким образом, финансовое право представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.Финансовое право имеет свои особенности, состоящие в следующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социальные категории. Этой особенностью финансовое право отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых, финансовое право является юридической наукой, изучающей такие финансово-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономических понятий составляющих обязательный фундамент финансово - правовых явлений. В- третьих, финансовое право призвано не только объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковавшись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой.

Впервые разработку финансового права начал английский политэконом Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки. Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проблемы: 1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства); 2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право), причем проблемы бюджетного права выводят в финансовом праве на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства; 3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву, в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Центарльного банка, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны; 4. Проблемы сберегательного дела.

Наука финансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии.

Литература

  1. В.Д. Андрианов. Россия в мировой экономике. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 1999. – 296 с.
  2. Теория и практика системных преобразований. Территории, отрасли и финансовые рынки. – М.: Либроком, 2008. – 200 с.
  3. Теория и практика системных преобразований. Территории, отрасли и финансовые рынки. Том 40. – М.: Красанд, 2008. – 240 с.
  4. М.П. Переверзев, А.М. Лукнева. Предпринимательство и бизнес. – М.: Инфра-М, 2011. – 176 с.
  5. Б.А. Райзберг. Государственное управление экономическими и социальными процессами. – М.: Инфра-М, 2013. – 384 с.
  6. З.К. Океанова. Экономика. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 648 с.
  7. В.Н. Анищенко, А.Г. Хабибулин. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России. – М.: Издательство МГУ, 2014. – 352 с.
  8. Юлия Олеговна Толстых und Петр Алексеевич Смирнов. Экспертиза и инспектирование инвестиционного проекта. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 224 с.
  9. Вера Докальская. Управление социально-экономическим развитием регионов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 308 с.
  10. Валерий Наймушин. Эффективность экономики России. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 232 с.
  11. Евгения Дорина. Отношения власти и бизнеса в России в условиях мирового кризиса ХХI в. – М.: Dictus Publishing, 2012. – 128 с.
  12. Чултэм Улаан. Актуальные вопросы перехода Монголии к рыночным отношениям. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 152 с.
  13. Н.Н. Семенова, О.И. Еремина, Ю.Ю. Филичкина. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Учебное пособие. – М.: РИОР,Инфра-М, 2018. – 268 с.
  14. Зинаида Океанова. Экономика. Учебник. – М.: Проспект, 2017. – 648 с.
  15. Розанова Надежда Михайловна. Денежно-кредитная политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2016. – 410 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальная психология
Диплом
158 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальное обеспечение
Диплом
118 стр.
Социальное обслуживание населения
Социальное обеспечение
Диплом
80 стр.
Место экономической безопасности в системе национальной безопасности
Экономическая безопасность
Диплом
73 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Татьяна
Хочу Вас поблагодарить, что сопровождали мою дипломную работу оперативно и качественно , что помогали мне на протяжении всего времени до защиты. Защитилась я после консультаций с вами на отлично , благодаря Вам. Спасибо большое.