Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Инфляция в РФЭкономическая теория
Глава III. Инфляция в России
Процесс, вызывающий инфляцию в России, изначально связан с фундаментальной проблемой экономики переходного периода: преобразованием бюджетной системы из плановой в рыночную. Учитывая длительность стабилизационного периода, некоторые специалисты задаются вопросом: подходят ли для России обычные лекарства от болезни гиперинфляции? В качестве довода они ссылаются на своеобразие страны, сводящее на нет действие стандартного рецепта - сокращение роста денежной массы. Другие утверждают, что неверен сам диагноз и что в России инфляция вызвана преимущественно неденежными факторами. Третьи доказывают, самое лучшее для страны - постепенного снижение темпов инфляции.
Инфляция в России, как и в других странах, обусловлена безудержной раздачей кредитов Центральным банком. Главным источником инфляции является громадный дефицит государственного бюджета, финансируемый за счет бесконтрольной эмиссии. Первопричина же такого дефицита - продолжающаяся поддержка бывшего государственного сектора экономики путем выделения кредитов, освобождения от налогов и предоставления субсидий предприятиям. Фактором косвенного субсидирования выступает также мягкая кредитная политика ЦБ.
3. 1. Инфляция в России: краткий обзор.
После того, как цены в России в январе 1992 г. были либерализованы, они возросли во много раз. За скачком цена 245% в первом месяце года последовало снижение инфляции, но с лета 1992 г. до зимы 1993 г. ее темпы держались на уровне около 20% в месяц. К лету 1994 г. инфляция упала до отметки ниже 5% в месяц, но впоследствии возросла в среднем до 15% в месяц в последнем квартале года.
Первоначальный скачок цен был таким большим потому, что контроль за ценами после длительного периода сдерживания неудовлетворенного спроса был отменен. В конце президентства М. Горбачева правительство усиленно прибегало к монетизации дефицита. В 1991 г. бюджетный дефицит Советского Союза превысил 19% ВНП, причем он был практически полностью покрыт с помощью печатного станка.
Основной причиной инфляции в Росси был, несомненно, рост денежной массы и кредитов ЦБ. Можно выделить четыре фазы борьбы с инфляцией. Первая фаза (январь-июль 1992 г.) характеризовалась проведением относительно жесткой денежной политики, что проявилось в замедлении роста денежной массы и снижении темпов инфляции. К сожалению, данная политика имела некоторые негативные последствия, в частности, она привела к росту взаимной задолженности предприятий - с 29 млрд. руб. в январе 1992 г. до 3, 2 трлн. руб. спустя шесть месяцев. Механизмы возникновения кризиса неплатежей достаточно сложны, и ниже мы их приводим подробнее. Пока лишь отметим, что предприятия оказались не в состоянии ни покрыть свои расходы, ни получить правительственные кредиты, а неоплаченные счета продолжали накапливаться. Кризис неплатежей стал причиной отказа от жесткой кредитной политики и назначения В. Геращенко председателем Центрального банка России.
Вторая фаза (июль 1992 г. - декабрь 1993 г.) - период значительного роста денежной массы и высокой инфляции, в среднем превышавшей 20% в месяц. В это время кредитная политика была достаточно мягкой, в 1993 г. рост кредитов замедлился. Ранее накопленные долги предприятий были в основном погашены за счет денежной эмиссии и выделения новых кредитов. Мягкая денежная политика позволила отодвинуть новый виток кризиса неплатежей.
В ходе третьей фазы (январь-авгут 1994 г.) произошел существенный спад темпов инфляции. Месячная инфляция опустилась ниже 10-процентной отметки. В августе инфляция была меньше 5%, из чего можно было сделать вывод (как оказалось, преждевременный), что окончательная финансовая стабилизация будет скоро достигнута. Основной причиной такого заметного спада инфляции явилось значительное сокращение объемов государственного кредитования в начале 1994 г. Однако, хотя показатели инфляции вселяли оптимизм, другие экономические индикаторы указывали на то, что основные трудности еще впереди.
Четвертая фаза борьбы с инфляцией началась осенью 1994 г. В сентябре курс рубля по отношению к доллару упал на 12%. Основной причиной этого, по-видимому, были инфляционные опасения, усилившиеся вследствие ускорения роста кредитной эмиссии летом 1994 г. В октябре, особенно после черного вторника», стало ясно, что начался новый виток инфляционной спирали. В этом не было ничего неожиданного. Уже в апреле 1994 г. произошло ускорение роста денежной массы. Увеличение кредитования на протяжении лета, явившееся следствием роста бюджетных расходов, способствовало повышению темпов инфляции в последнем квартале прошлого года.
Итак, ошибкой монетарной политики 1994 г. оказалось предположение, что увеличение спроса на деньги изменило взаимосвязь роста денежной массы с инфляцией. Она осталась прежней, изменился только временной лаг. В итоге российское правительство упустило реальную возможность достичь финансовой стабилизации, предоставленную неожиданным желанием населения держать сбережения в рублях. Но если правительство способно убедить население в том, что инфляция будет остановлена, оно сможет выиграть в финансовом отношении вследствие резкого изменения спроса на деньги.
3. 2. Последовательность во времени и реформа.
Экономисты исследовали несколько аспектов явления, получившего название «последовательность во времени». Приведем два основных примера.
Оптимальные налоги. В любой момент времени оптимальной государственной налоговой политикой является конфискация всего имущества и аннулирование всех своих обязательств. После этого государство обещает никогда не облагать имущество налогами и выплачивать все долги. Такая политика наиболее рациональна, так как не порождает «искривлений»: те, кто владели имуществом, будут недовольны, но они не смогут tx post изменить свои предыдущие решения с тем, чтобы избежать налогообложения. В дальнейшем экономические агенты, работая и сберегая, не будут при принятии решений опасаться возможности экспроприации нового капитала в будущем.
Недостаток этой схемы очевиден: в следующем году правительство, вероятнее всего, нарушит свои обещания, конфискует имущество, не выплатит по своим обязательствам и снова пообещает никогда не прибегать к подобным мерам. Такой план не является «последовательным» с временной точки зрения, поэтому он неосуществим. Многие сообразят, что «пахнет жареным», и не станут ни работать, ни сберегать, поскольку уверены, что правительство нарушит свои обещания.
Неустойчивая реформа. Правительство пытается реформировать экономику, снижая какой-либо налог, скажем, торговый тариф или чрезмерный налог на капитал. В результате усиливается стремление к инвестированию, поэтому производство растет, и, возможно, правительство сможет компенсировать потери от уменьшения данного налога большими поступлениями подоходного налога. Но если инвестиций не последует, он будет вынуждено свернуть реформу, чтобы сбалансировать бюджет. Таким образом, инвесторы захотят использовать открывающиеся возможности для инвестирования только при условии полного доверия к реформаторским устремлениям правительства.
В свою очередь, у реформы есть шансы на успех, если инвесторы верят в нее. Каждый отдельно взятый инвестор вложит деньги лишь тогда, когда убежден, что все остальные инвесторы поступят так же. Для этой игры характерно несколько состояний равновесия. Возможно, большинство инвесторов решатся инвестировать, и реформа удастся, или никто не будет инвестировать, и реформа провалится. У реформы меньше шансов на удачу, если правительство располагает ограниченными возможностями заимствования или введения новых налогов, чтобы пройти через период низких поступлений в казну.
По мере приватизации российской экономики области проведения такой произвольной политики стремительно сокращаются. В частной экономике ее агентами гораздо проще избегать сфер деятельности, в которых налоги высоки, или избегать уплаты самих налогов. Поэтому непоследовательное налогообложение оказывает более заметное неблагоприятное воздействие на экономическую активность.
Наиболее важным представляется то, что при принятии решений об инвестировании необходима уверенность в будущем и в том, что результаты таких непростых решений не окажутся сведенным на нет при изменении налоговой политики. Но в сегодняшней Росси экономическая ситуация и особенно структура налогообложения слишком неопределенны. Предприятия могут быть уверены лишь в одном: если они найдут способ заработать большие деньги, правительство найдет способ обложить их налогом.
3. 3. Инфляция и структурная перестройка.
Обуздание инфляции является необходимым элементом следующей стадии экономической реформ. Конечно, было бы гораздо проще, если бы можно было сначала провести структурную перестройку экономики, а уже потом бороться с инфляцией. В этом случае восстановление экономического роста смягчило бы воздействие жесткой монетарной политики. Часто утверждается, что именно таковой и должна быть последовательность реформ: предприятия могут адаптироваться к новой рыночной среде только при доступных кредитах. Но как раз это совершенно неверно.
Весомым аргументом против ослабления антиинфляционной политики является та головоломка, с которой столкнулась Россия в ходе проведения реформ. Этот процесс осложняется тем, что каждое предприятие старается убедиться в его эффективности, прежде чем начать инвестирование и структурную перестройку. И именно это выжидание приводит к обескровливанию бюджета. Для смягчения бюджетного кризиса необходимо, чтобы предприятия начали инвестировать капитал, что, в свою очередь, требует уменьшения неопределенности, связанной с будущей политикой. Если период стабилизации затягивается, сроки выживания только возрастут.
Несмотря на то, что сегодня перспективы выздоровления российской экономики выглядят не очень радужными, английский опыт показывает, что существует возможность весьма быстрого выхода из создавшегося положения. При этом требуются, однако, взаимное согласие и доверие, в частности, между налогоплательщиками и налоговыми органами. Краеугольным камнем бюджетного кризиса является боязнь экспроприации, будь то страх перед налоговой конфискацией или опасения невозвращения государственного долга. Изменение подобного настроения может стать залогом быстрого прогресса.
Важнейшая задача России, следовательно, - стабилизация экономики путем ликвидации бюджетного кризиса. Это означает, что правительство должно сконцентрировать усилия не на поиске краткосрочным компромиссов, а на решении принципиальных вопросов. В первую очередь необходимо прекратить практику явной и косвенной поддержки бывших государственных предприятий за счет государственного бюджета. Лишь при этом условии может быть достигнута стабилизация в России, которая станет основой подлинной структурной перестройки экономики.
Глава IV. Гиперинфляция и стабилизация в Югославии в 1992-1994 гг.
Югославская гиперинфляция 1992-1994 гг. по своим темпам занимает второе место среди когда либо имевших место в экономической истории. В январе 1994 г., кульминационном месяце гиперинфляции, потребительские цены выросли на 310 млн. процентов (по сравнению с максимальными темпами в 30 тыс. процентов в Германии в 1923 г.). Среднемесячный уровень инфляции составлял 1660%, то есть превышал показатели, зарегистрированные в Греции в 1943-1944 гг. (1070%) и Германии в 1922-1923 гг. (320%).
4. 1. Процесс нарастания гиперинфляции.
Первое, что необходимо отметить, это необычную продолжительность югославской гиперинфляции, которая (по общепринятым критериям измерения, инфляция свыше 50% в месяц) длилась 22 месяца.
Нарастание темпов инфляции характеризовалось скачкообразными повышениями, которые происходили в начале 1992 г., во второй половине 1992 г., в январе и августе 1993 г. В ноябре 1993 г. начался нараставший по экспоненте инфляционный взрыв. Интересно, что это произошло лишь через 16 месяцев после того, как началась гиперинфляция в обычном понимании этого слова.
Югославская гиперинфляция была вызвана действием двух факторов: резким сокращением денежной массы в реальном исчислении, означавшим, что в условиях инфляции сужалась база налогообложения и для получения той же суммы налоговых поступлений необходимо было поддерживать все более высокие темпы инфляции; мощным проявлением эффекта Танци-Оливейра, в соответствии с которым быстро сокращалось реальное содержание обычных налогов (хотя не вся доступная информация позволяет подтвердить это).
К концу периода гиперинфляции объем денежной массы в Югославии составлял в реальном исчислении менее 4 долл. на душу населения. Это означает, что вся национальная денежная масса могла в тот период совершать оборот в среднем дважды в день. По мере того, как увеличиваются издержки у держателей денег - ожидаемые темпы инфляции для наличных денег или ожидаемая инфляция за вычетом ожидаемой номинальной процентной ставки для банковских депозитов, объем денежной массы в реальном исчислении сокращается, а скорость обращения резко возростает. Объем денежной массы в динарах, в эквивалентном исчислении в долларах США (на конец соответствующего периода в млн. долл.), составлял: в 1990 г. - 4000, в 1991 г. - 1500, в 1992 г. - 450, в июне 1993 г. - 125, в декабре 1993 г. - 40.
Удивительно, что, несмотря на развал реального денежного обращения, общий объем доходов государства от эмиссии (сеньоража) оставался чрезвычайно стабильным и колебался вокруг суммы в 140 млн. долл. в месяц, то есть близкой к уровню 1992 г., когда темпы инфляции были существенно ниже. Другими словами, даже при чрезвычайно высоком уровне инфляции, отмечавшемся в Югославии в 1993-1994 гг., кривая налоговых поступлений Лаффера не обнаруживала тенденции к снижению.
таблица
4. 2. Программа стабилизации.
Как и во многих странах, прошедших через гиперинфляцию, в Югославии к январю 1994 г. сложилась ситуация, когда резервы иностранной валюты Национального банка, будучи относительно небольшими, тем не менее в несколько раз превысили объем денежной массы, находившейся в обращении. Если объем резервов составлял около 200 млн. долл., то стоимость старых динаров (СД) в обращении достигла 49 млн. долл. Поэтому введение конвертируемости национальной валюты и фиксированного обменного курса представлялось вполне безопасным при условии одновременного установления строгого контроля за эмиссией новых денег. Можно было ожидать, что конвертируемость при фиксации обменного курса резко повысит спрос на деньги и позволит весьма быстро подавить инфляцию. При этом властям пришлось бы решать нелегкую задачу: насколько можно увеличить денежную массу с тем, чтобы избежать рецессии и не возродить вновь инфляционные процессы.
Однако вместо того, чтобы следовать по этому стандартному пути, Национальный банк Югославии с 18 января 1994 г. прекратил выпуск старых динаров и начал с 24 января эмиссию новых динаров (НД). В отличие от старых новые динары являлись конвертируемыми при фиксированном курсе обмена 1 НД = 1DM. Старые динары первоначально предполагалось сохранить в обращении наравне с новыми, обменивая их на новые по «плавающему» обменному курсу.
4. 3. Первые итоги программы стабилизации.
С начала реализации программы до середины марта индекс потребительских цен снизился на 0, 4%. Вместе с тем за этим показателем скрываются огромные различия в динамике отдельных составляющих данного индекса. Если цены товаров снизились на 13, 5%, то стоимость услуг возросла на 57, 4%, поскольку власти повысили тарифы на коммунальные услуги и резко сократили субсидии.
Объем промышленного производства возрос по сравнению с соответствующим месяцем 1993 г. на 12% в феврале и на 24% в марте. С четом коррекции на сезонные колебания приросты оценивались в 0, 1% в феврале и 9, 4% в марте. Это не только первое, но и весьма заметное за последние четыре года увеличение промышленного производства. В результате промышленное производство (с поправками на сезонные колебания) вновь вернулось на уровень сентября 1993 г., то есть к периоду, предшествовавшему осеннему инфляционному взрыву. Ключевой вопрос, однако, состоит в том, что является источником такого роста. Совершенно очевидно, что ничего не изменилось в международном положении Югославии: введенные ранее санкции сохраняются и в настоящее время. Следовательно, для объяснения данного феномена существуют две возможные причины, обе связанные с окончанием гиперинфляции. Одна из них может быть названа «эффектом Калво», проявившимся в увеличении реального кредитования в результате последовавшей за стабилизацией эмиссии. Реальный объем кредитования (в старых динарах в конце гиперинфляции эквивалентный примерно 50 млн. НД) к концу марта составил около 800 млн. НД.
Описание предмета: «Экономическая теория»Существуют различные определения экономической теории:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов
(земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства
различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между
членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к
существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления
и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных
ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства
различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и
группами общества.
Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих
общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические
закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные
экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти
исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной
науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она
возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для
удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие
между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации
общества.
Литература - Никита Кричевский, Владислав Иноземцев. Экономика здравого смысла. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. – 224 с.
- Никита Кричевский, Владислав Иноземцев. Экономика здравого смысла. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2009. – 224 с.
- Н.М. Харченко. Экономическая статистика. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 368 с.
- Н.М. Матегорина. Экономическая статистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 352 с.
- Д.В. Добрачев. Взыскание основного денежного долга и убытков в гражданском праве России. – М.: Wolters Kluwer, 2010. – 184 с.
- Степан Сулакшин, Людмила Кравченко. Итоги "шестилетки" Путина. Разбор полетов. – М.: Алгоритм, 2018. – 208 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|