Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Основные события года. Земельная реформа в действииЗемельное право
Основные события года. Земельная реформа в действии
Никем не оспаривается факт того, что за последние 17 лет в нашей стране произошли радикальные преобразования (де юре - даже страна уже другая), официальной целью которых было введение элементов рыночных отношений и в дальнейшем создание конкурентоспособной рыночной экономики для интеграции страны в мировой рынок.
Наряду с приватизацией основной части отечественных предприятий, одним из важнейших вопросов, которые пыталась решить федеральная исполнительная власть на протяжении последних 8 лет, являлось законодательное реформирование земельных отношений в нашей стране.
Однако, фактически до 2001 года все попытки власти в достижении этой цели не приносили желаемого результата. По мнению наших экспертов одной из основных причин «земельных неудач» центра являлось наличие в рядах противников земельной реформы властных структур ряда российских регионов, причем достаточно влиятельных.
В частности, многие публичные заявления представителей московской власти, сделанные ими до 2001 года, позволяют отнести к оппозиции проведения земельной реформы по варианту федерального центра и высшие эшелоны столичной власти.
До 2000 года федеральная власть не уделяла достаточно внимания вопросам формирования единого правового пространства. В результате - порядка 20% всех законодательных актов регионов содержали нормы, противоречащие нормам федерального законодательства.
Фактически это было одним из явных признаков начала распада государства, например, в соответствии с таким его классическим определением: «Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (Ильин И.А., «Общее ученье о праве и государстве»).
Именно такое государство «досталось по наследству» нынешнему Президенту РФ и новым высшим эшелонам федеральной исполнительной власти. Вполне очевидно, что первым важным шагом обновленного центра стала разработка мер по сохранению государства в границах «1991 года» и центр начал «собирать земли российские» в единое правовое пространство «по своему разумению».
Обновленным составом федерального центра была разработана более гибкая и рациональная, с точки зрения власти, система действий по законодательному проведению земельной реформы.
Эти изменения должны были произойти после принятия пакета из четырех следующих правительственных законопроектов, которые, по-видимому, первоначально являлись альтернативой новому Земельному кодексу, принятие которого блокировалось на протяжении многих лет:
- «О государственном земельном кадастре»;
- «О землеустройстве»;
- «Об оценке земель»;
- «О государственных и муниципальных землях».
Но в 2000 году только один из вышеперечисленных законопроектов был принят «в установленном порядке» - это федеральный закон «О государственном земельном кадастре» (№28-ФЗ от 02.01.2000 г.).
Вполне очевидно, что земельный кадастр является необходимым и важнейшим инструментом проведения земельной реформы, и при этом отдельный и важный вопрос - в чьих интересах проводится земельная реформа.
Большинство средств массовой информации убеждают население, что реформы проводятся в интересах дальнейшего развития рынка. Однако, вполне очевидно, что сам факт рыночных отношений в стране еще не является гарантом ее экономического процветания.
Достаточно распространенное и культивированное властью мнение о том, что нам в наследство от советских времен досталась слабая экономика, не выдерживает конструктивной критики, поскольку до сих пор многие важнейшие системы, созданные в то время и обеспечивающие существование нашей страны, работают. Но процессы обновления основных фондов многих жизненно важных отраслей экономики происходят крайне медленно, и это может привести к необратимым техногенным катастрофам уже в ближайшие годы. Но вернемся к событиям на земельном рынке...
Можно предположить, что неудачи федеральной власти в решении вопросов проведения земельной реформы, привели к необходимости создания более благоприятных условий для успешного ее проведения. По мнению экспертов «RWAY», основными задачами при этом, скорее всего, были:
- уменьшение влияния региональной власти;
- увеличение численности проправительственной коалиции депутатов в ГосДуме;
- формированию нескольких вариантов реформирования земельных отношений.
В частности, правительственными структурами были разработаны следующие варианты проведения земельной реформы:
- пакет земельных законопроектов («О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», «Об оценке земель»),
- еще один правительственный вариант Земельного Кодекса,
- законопроект о введении в действие главы 17 ГК РФ (регламентирующей сделки с земельными участками).
Прошедший 2001 год власть вправе считать достаточно успешным, в решении вопроса о проведении в стране законодательной земельной реформы, поскольку были приняты правительственные варианты следующих документов:
- введены в действие нормы главы 17 ГК РФ (№45-ФЗ от 16.04.2001);
- федерального закона «О землеустройстве» (№78-ФЗ от 18.06.2001);
- федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (№101-ФЗ от 17.07.2001).
- Земельного кодекса РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001).
Законопроект «Об оценке земель» так и не стал пока федеральным законом и, по-видимому, есть у этого факта определенные причины, по крайней мере, для первого этапа земельной реформы.
Но готовится правительственный вариант более важного с точки зрения федерального центра документа - законопроекта «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Об основных причинах успехов власти на «земельном направлении» в 2001 году подавляющая часть прессы (как печатной, так и электронной) практически не пишет. Хотя эта тема и является, судя по всему «запретной», она достаточно интересна, с точки зрения дальнейшего развития рынка недвижимости.
По мнению экспертов «RWAY», к числу основных причин успеха нового состава федеральной власти в деле проведения земельной реформы, следует отнести, прежде всего, достигнутые «договоренности» с представителями большинства властных структур регионов о поддержке законодательных инициатив центра.
Это обеспечило поддержку многих законодательных инициатив центральной власти в ГосДуме и Совете Федерации. С большой долей вероятности можно допустить, что элементы рыночных отношений характерны и для каких-либо компромиссных договоренностей между властными структурами различных уровней. Можно также предположить, что эти договоренности основаны, в том числе и на каких-то экономических взаимоотношениях, имеются и первые косвенные свидетельства подобных отношений властных структур различных уровней...
Более подробную информацию по этой теме можно найти в ежемесячном информационно-аналитическом бюллетене рынка недвижимости «RWAY» №82.
Крапин Александр,
главный редактор «RWAY»
Описание предмета: «Земельное право»Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений,
регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением,
использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.
Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление
особенностей метода регулирования земельных отношений. Предоставление земли для хозяйственных нужд производится
на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об
изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или
прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта – решения
(постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве
хозяйствующего субъекта, иными словами управляющего государственным земельным имуществом, а не как «власть».
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование
конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных отношений.
Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную
систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как «кирпичики», образуют -целое
здание правовой системы. Правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они
должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.
Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми
институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную
однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений
регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и
арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.
Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и
положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные
виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть –
особенными.
Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные
виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты
землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы
государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации,
рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного
законодательства.
Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в
государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования,
права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций,
колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.
Литература - В.В. Кузнецов, В.Н. Конобеев, Ю.В. Конобеев, И.В. Кузнецов. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы. – М.: Мини-Тайп, 2007. – 656 с.
- Муниципальная реформа в России. От переходного периода к полномасштабной реализации. – М.: Либроком, 2009. – 240 с.
- Леонид Панов. Земельная реформа в России. Истоки и уроки. – М.: Издательство центросоюза, 2001. – 218 с.
- В.О. Ключевский. Государственные реформы в России. Том 1 (аудиокнига MP3). – М.: СиДиКом, Эксмо, 2007. – 0 с.
- М.Ю. Тихомиров, Л.В. Тихомирова. Земельные права в Российской Федерации. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2008. – 112 с.
- Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. Собственность и иные права на земельные участки в Российской Федерации. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2008. – 112 с.
- Д.В. Добрачев. Взыскание основного денежного долга и убытков в гражданском праве России. – М.: Wolters Kluwer, 2010. – 184 с.
- А.В. Германов. Земельный участок в системе вещных прав. – М.: Статут, 2011. – 144 с.
- А.А. Корнилов, И.М. Страховский. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года. Крестьянский вопрос в законодательстве и в законодательных комиссиях после 1861 года. – М.: Либроком, 2013. – 168 с.
- И.С. Зонн, А.Г. Костяной, А.В. Семенов. Белое море. Энциклопедия. – М.: Международные отношения, 2014. – 256 с.
- М.А. Казьмин. Земельные реформы в России XIX--XX вв. Уроки пройденного пути. – М.: Либроком, 2015. – 240 с.
- И.С. Зонн, А.Г. Костяной, А.В. Семенов. Восточно-Сибирское море. Энциклопедия. – М.: Международные отношения, 2014. – 176 с.
- Виктор Хлыстун. Земельная и аграрная реформы в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 476 с.
- В.Я. Узун, Н.И. Шагайда. Аграрная реформа в постсоветской России. Механизмы и результаты. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. – 352 с.
- Казьмин М.А. Земельная реформа в регионах постсоветской России: Итоги преобразований и упущенные возможности. – М.: , 2016. – с.
- Валерий Журавлев,Е.Беспятова,В.Колодежный,О.Шашкова,Н.Рогалина,Д.Маслов,Юрий Аксютин,Л.Лазарева,Леонид Доброхотов. Реформы в России с древнейших времен до конца XX века. В 4 томах. Том 4. 1917-1991 года. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2016. – 672 с.
- Е.В. Лунева. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. – М.: Статут, 2018. – 160 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|