Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложенияНалоги и налогообложение
Налоги: типы, эволюция. Теория налогообложения
».
Проверил:
Научный руководитель
Лободин Павел Васильевич
Выполнила:
Студентка 1ФК 9сз
Коблева Ольга Петровна
ВОЛГОГРАД 2ООО
П Л А Н
Введение....................................................................................3
1. Налоги: эволюция, определение, формы и функции.
Теория налогообложения................................................................5
2. Налоги - основной инструмент фискальной политики государства..........11
3. Основные пути совершенствования налоговой системы в Российской
Федерации.................................................................................16
Заключение.................................................................................24
Список литературы.......................................................................26
Введение
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие сбои в системе распределения;
б) заинтересовывать людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют налоги; и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
В данной работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы. Также здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно решения этих проблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в странах с развитой рыночной экономикой.
Подытоживая вышесказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-кредитной сферы.
1. Налоги: эволюция, определение, формы и функции. Теория налогообложения
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Налоги возникли ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление связаны с первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение.
По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей народу с десятинной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.
В то же время в Древнем мире имелось и серьёзное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
В последней трети 18 века создавалась подлинно научная теория налогообложения. Её основоположником по праву считается шотландский экономист и философ А. Смит (1723 - 1790). Кстати именно он в опережение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В 1776 году вышла книга А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней автор высказывает мысль, которую можно сформулировать четырьмя основными принципами налогообложения, не устаревшими и до нашего времени:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика.
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Именно в конце 18 века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику.
Что же сейчас заключает в себе понятие налога?
Налог - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.
Плательщик налога - это юридическое или физическое лицо, которое обязано в соответствии с законом, уплачивать налог. Основной признак плательщика - наличие самостоятельного источника дохода.
Объект налогообложения - это то, что в силу закона подлежит обложению налогом (прибыль, добавленная стоимость, имущество и т.д.)
Ставка налога - это размер налога установленный на единицу обложения. Ставка определяется в твердой сумме или в процентах и носит название - налоговая квота.
Срок уплаты налога - это срок, в который уплачивается налог. За его нарушение взимается пеня, штраф за каждый день просрочки.
Льготы по налогу - это исключение из общего правила, которые представляются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и др. факторов.
Преференции - это особенные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке. Чаще всего - это скидки с таможенных пошлин.
По форме налоги классифицируются или разделяются на прямые и косвенные. Для того, чтобы определить к какой форме относится тот или иной налог, необходимо установить окончательного плательщика этого налога, если окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности или дохода то такой налог является прямым. К прямым налогам относятся все подоходные и поимущественные налоги. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку в цене. И так к косвенным налогам относятся налоги на обращение и потребление товара.
Прямые налоги:
1. Налог на прибыль предприятия;
2. Подоходный налог с физических лиц;
3. Налогообложение доходов, полученных по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
4. Налог на имущество предприятий;
5. Налог на имущество физических лиц;
6. Налоги направляемые в дорожные фонды;
7. Налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения;
Косвенные налоги:
1. Таможенные пошлины,
2. Акцизы,
3. Налог на добавленную стоимость.
Налоги можно классифицировать и таким образом:
По источникам обложения:
1. Обложение доходов заработных плат и прибыли предприятия
2. Обложение не заработных доходов, но легально полученных (дивиденды, проценты по ценным бумагам).
По принципу момента взыскания:
1. Налоги, исчисленные в момент получения дохода (зарплата, исчисление с неё подоходного налога).
2. Налоги исчисленные в момент расходования дохода (обложение покупок товаров, уплата косвенных налогов).
3. Налоги исчисленные по совокупным источникам доходов за год (на основании деклараций).
Сущность налогов проявляется в их функциях: регулирующей, стимулирующей, распределяющей и фискальной.
Регулирующая функция заключается в маневрировании государства налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения и создании условий для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей, регулировании рыночной экономики.
Стимулирующая функция. С помощью налогов государство стимулирует технический процесс. Увеличение числа рабочих мест, развитие производства.
Распределительная функция. С помощью налогов в бюджете сосредотачиваются денежные средства, которые направляются потом на решение общегосударственных проблем.
Фискальная функция. С помощью налогов формируются доходы государства, необходимые для его содержания.
Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующими субъектами и государством.
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и с граждан. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения; они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.
Государство определяет размер налогов, срок внесения и их меры взыскания к тем субъектам, которые нарушают предписания содержащиеся в правовых нормах.
В теории налогообложения имеется извечный вопрос. Что целесообразнее, обеспечить формирование бюджета чисто фискальным методом или снижением налогов добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы?
В качестве исторического документа можно привести выдержку из документа, подготовленного известным деятелем Австрии К. Меттернихом (1770-1859) и переданного им 15 декабря 1820 года русскому царю Александру I во время очередного Венского Конгресса. Задавшись вопросом, что должны делать правительства, К. Меттерних пишет: «Они должны уделять пристальное внимание состоянию финансов своей страны, чтобы путем облегчения общественных повинностей и налогов дать вкусить их народам от благотворности не воображаемого, а реального мира».
Таким образом, мы выяснили, что налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс.
Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
2. Налоги - основной инструмент фискальной политики государства.
Остановимся на вопросе о необходимости налогов, как основного инструмента фискальной политики государства.
Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ... " (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной правоохранительной по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги необходимы не вызывает сомнений у образованного и законопослушного члена общества.
«Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства», - отмечал основоположник российской финансовой науки Н.И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов». Но каков предел налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предпринимателю и гражданину. Н.И. Тургенев увязывал этот вопрос с образованностью народа.
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами".
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги".
В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам, согласно закона. "Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами."
"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:
? необлагаемый минимум объекта налога;
? изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
? освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
? понижение налоговых ставок;
? вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
? целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
? прочие налоговые льготы."
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие "налоговое бремя". Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика. В 80-90-х годах на Западе в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате, если в целом по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) фирмы выплачивали в 1986 году в счет налогов 46% своей прибыли, то в 1990 году - 36, а в 1993 году - 31%. В России сейчас налоговое бремя распределено крайне неравномерно. Основная масса его приходится на юридические лица. Далее мы поговорим об этом конкретно.
Определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированны на следующие основные требования: налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции. Налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели. Налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное налогообложение налогоплательщиков. Порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика. Обсуждение проектов законов о налогообложении должны носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой системы. При этом, разумеется, речь не идет о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающимся на глубокое изучение истории и современного состояния российской экономики.
Таким образом, существует огромный теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднительна , поскольку было бы совершенно не разумно не уделять внимания специфике экономических и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформулированы важнейшие требования, которым должна отвечать налоговая система вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости её производительных сил и производственных отношений. Эти требования подтверждены практикой и безусловно должны нами учитываться. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между странами по структуре, набору налогов, способом их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это, прежде всего, означает: тяжесть налогового бремени должна распределятся между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым неприемлемым требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению не одно из вышеперечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.
3.Основные пути совершенствования налоговой системы в Российской Федерации.
"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему." (Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Вообще характерной чертой налоговой системы России становится появление большого количества местных налогов и сборов. Например, если в начале прошлого года по городу Москве они составляли менее 1% в городском бюджете, то после введения Московской городской Думой всех местных налогов (налога на развитие просвещения и налога на развитие жилого фонда и соцкультсферы) их доля в бюджете выросла до 12,2 % (газета "Налоги", 1995, № 4, С. 5).
Выделим основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. "Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль, -сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше, чем процитировать эти положения". Они сводятся к следующему:
1. "Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому ...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика ...
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Реформирование экономики России с самого начала было ориентированно на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 года цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно само регулируемый механизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам» и создаст новую структуру форм собственности, иную систему труда в Российской экономике.
Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением уровня жизни, подавляющей части населения. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и не платежей , негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформ ощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах пока не наступила. Объем валового внутреннего продукта в 1994 году снизился по сравнению с 1991 годом на 32%, производство промышленной продукции - на 44%, капитальные вложения в народное хозяйство - 61%. В декабре 1991 года, по данным Госкомстата РФ , 23% населения, или 34 млн. человек, имели доход ниже прожиточного минимума. Дефицит бюджета, составлявший в 1992 году около 11% расходов государства, возрос в 1994 году до 26%. Увеличился государственный долг России (внутренней и внешней). В первом послании президента РФ Федеральному собранию (февраль 1994 г.) «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» отмечены резервы реформирования экономики, в числе которых:
- создание системы регулирования рыночной экономики;
- демонополизация производства и формирование конкурентной среды;
- эффективное преобразование налоговой системы (имея ввиду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
13 января 1999 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически полученным физическими лицами доходами». Вступление этого закона в силу было отложено до 1 января 2000 года.
Также, большим шагом в налоговом законодательстве стал переход к «Вмененному налогу на доходы физических лиц», реализация которого облегчила ведение отчетности. При этом у налогоплательщиков оставался выбор остаться на прежней системе налогообложения или перейти к новой.
В декабре 1998 года в Госдуме обсуждался проект федерального закона о внесении изменений в нынешний закон о НДС. В комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам согласились с предложенной Правительством РФ поправкой. Она предполагает вносить НДС авансом. При этом за базу предполагается принимать сумму налога, оплаченную в предыдущем квартале, таким образом, выплата НДС авансом изымала бы существенную часть оборотных средств, которую предприятие могло бы использовать в течение квартала. Но до сего времени проект остался не реализованным.
Важнейшее направление реформирования российской налоговой системы в 90-х годах - ограничение и упорядочение (на законодательной основе) предоставления налогоплательщикам различного рода преференций. Злоупотребление которыми оказалось одной из основных причин хронического бюджетного кризиса - наряду со свертыванием хозяйственной деятельности, перемещением последней в «теневую» сферу и криминализацией экономики. Потери доходов налоговой системы связанные с предоставлением налоговых преференций, прежде всего индивидуальных и групповых, по разным оценкам, составляют сотни миллиардов рублей. Упразднение неоправданных налоговых преференций, особенно во внешнеторговой сфере стало одной из ключевых задач финансовой стабилизации, обеспечения финансирования госрасходов и ослабления фискального прессингования «непривилегированных» налогоплательщиков.
Налоговая политика в последнее десятилетие противоречила политике либерализации экономической жизни, что привело к дезинтеграции кредитно-финансовой системы. Ключевым же принципом построения оптимальной налоговой системы является её интеграция с другими элементами кредитно-финансовой системы - с бюджетной, денежно-кредитной, валютной и таможенной подсистемами, с институтами собственности и управления, а также с гражданами, трудовыми, семейными и жилищными правоотношениями. Что же для этого необходимо?
Во-первых, - обеспечить автоматическое взимание платежей в качестве обязательной функции платежно-расчетного механизма. В частности НДС, акцизы и прочие косвенные налоги, подоходный налог с начислениями на фонды оплаты труда должны при любой трансакции зачисляться на соответствующие субсчета, а не расходоваться предприятиями по своему усмотрению.
Во-вторых, - запретить некредитоспособным предприятиям и гражданам привлечение ссуд, принятие новых обязательств и отчуждение имущества без санкции комитета кредиторов и налоговых органов.
В-третьих, - ограничить права на хозяйственную деятельность в высококриминализированных сферах физическим лицам и фирмам, имеющим незначительный собственный капитал.
В-четвертых, - развернуть единую систему управления государственными активами и пассивами.
В-пятых, - добиться в целях предупреждения долговых кризисов увеличение собственного капитала ЦБ РФ до уровня гарантирующего полную обеспеченность денежной базы доходными надежными активами.
Действующий до 1999г. Налоговый Кодекс не позволял решить главные проблемы налоговой реформы. Улучшение положения дел в налоговой сфере требовало радикального изменения соответствующего законодательства. Речь идет о следующих возможностях:
1. О создании действенной системы взимания акцизов на алкоголь и табак, позволяющий увеличить доходы бюджета примерно на 10 млрд. долл. в год.
2. Об увеличение налоговых поступлений от импорта на сумму не менее 10-15 млрд. долл. в год посредством запрета ввоза и перепродажи импортных товаров физическими лицами и малыми предприятиями, пресечение контрабанды, отмены таможенных налоговых льгот импортерам.
3. О переходе на взимание налога на имущество юридических и физических лиц по рыночной оценке.
4. О возможностях налогообложения природной ренты, составляющей в настоящее время более половины ВВП.
5. Можно и нужно повысить экологические налоги.
6. Предоставляется целесообразным заменить налоговые отчисления во внебюджетные фонды обязательными отчислениями на индивидуальные накопительные счета. Первые шаги к этому проводятся уже сейчас.
Важно ещё раз подчеркнуть, что вышеизложенные нововведения в налоговой сфере вполне осуществимы в рамках сложившейся системы, путем отдельных мероприятий и корректировок налогового законодательства.
Заключение
Таким образом, ознакомившись с данной темой подробнее, я постаралась выяснить, что является основным инструментом фискальной политики государства, в общем, и Российской Федерации в частности. Охарактеризовала основные пути совершенствования налоговой системы в Российской Федерации, которые, на мой взгляд, возможны в рамках нашего государства.
Я думаю, что реализация изложенных мной предложений по перестройке финансово-кредитной системы, позволило бы радикально повысить эффективность системы эволюционным путем. Другими словами, необходимо спроектировать оптимальную для России ее модель и осуществлять постепенное совершенствование действующих механизмов в нужном направлении.
Я с большим интересом слежу за изменениями налогового законодательства, так как я хотела бы в будущем работать в этой сфере. Конечно же, изложенное мной сугубо личное мнение и я понимаю, что для реализации реформ в действительности требуется много усилий и в законодательном плане и исполнительном.
Но хотелось бы, чтобы государство больше занималось подъемом производства собственной продукции, а не продажей сырья на границу. И основываясь на этом, проводилось бы реформирование налоговой системы. Будем надеется, что новый Налоговый Кодекс решит эти и другие задачи и будет вовремя пополнятся необходимыми поправками.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Самуэльсон П., Норхаус В. Экономикс.-М. 1992 - Гл. 17.
2. Макконелл К., Брю С. Экономикс. - М: Республика, 1992 - Гл. 20.
3. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Прогресс, 1964. - Гл. 9,10.
4. Булатова А.С. Экономика. - М. 1997.
5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. - М. 1996.
6. Налоги. Под ред. Д.Г. Черника, - М. 1997
7. Миль Дж. Основы рыночной экономики. М. 1991, 3 том, С. 445
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962, кн. 5. С. 588-589
9. Актуальные валютно-финансовые проблемы зарубежных стран: Налоговые системы западных стран /И.Г. Русаковой. - М., Минфин, 1991.
10. Российский экономический журнал. - 1998 год № 4; 2000 год № 8
11. Газета «Налоги», 1999
12. Российская газета от 02.03.1999 года
13. Налоговый Кодекс 1999 год, Т. 1;2
14. Конспекты по предмету: «Налоги и налогообложение» (Волгоградский экономический колледж).
Описание предмета: «Налоги и налогообложение»Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый
обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной
власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность
законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных
законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок
исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.
Литература - Налог с продаж в 2002 году. – М.: Информцентр XXI века, 2002. – 236 с.
- Г.А. Волкова, Л.С. Коваль, Г.Б. Поляк, О.А. Черкашина. Налоги и налогообложение. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2008. – 416 с.
- Г.А. Волкова, Л.С. Коваль, Г.Б. Поляк, О.А. Черкашина. Налоги и налогообложение. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2006. – 416 с.
- Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
- О.В. Скворцов. Налоги и налогообложение. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
- И.А. Майбуров. Теория и история налогообложения. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 496 с.
- Н.Е. Петухова. История налогообложения в России IX-XX вв. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 416 с.
- Л.М. Вотчель. Налоги и налогообложение. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 136 с.
- В.Р. Захарьин. Налоги и налогообложение. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 336 с.
- Н.В. Ушак. Теория и история налогообложения. – М.: КноРус, 2009. – 336 с.
- И.В. Никулкина. Общая теория налогообложения. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
- И.В. Никулкина. Общая теория налогообложения. – М.: Эксмо, 2011. – 208 с.
- И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. Теория налогообложения. Продвинутый курс. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 592 с.
- И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. Теория и история налогообложения. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 424 с.
- Под редакцией Н.И. Малис. Теория и практика налогообложения. – М.: Магистр, Инфра-М, 2010. – 384 с.
- Н.И. Малис, И.В. Горский, С.А. Анисимов. Теория и практика налогообложения. – М.: Магистр, Инфра-М, 2013. – 432 с.
- Ядгаров Я.С. Эволюция теории стоимости: Уч.пос. / Я.С.Ядгаров - М.:НИЦ ИНФРА-М,2016 - 253с. (ВО:Бакалавр.)(п). – М.: , 2016. – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|