Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблемы местного самоуправления в республике коми (1996-97 гг.)

Регионалистика

Проблемы местного самоуправления в республике коми (1996-97 гг.)

       Ситуация в Республике Коми, видимо, типична для региона, в котором реформа местного самоуправления тормозится. Лишь 28 мая 1997 года был принят "Закон о местном самоуправлении в Республике Коми". Причем по этому закону уровень местного самоуправления в республике ограничивается частями городов, селами и поселками. То есть ни о каких выборах в органы местного самоуправления в городах и районах речь идти не может. В Республике Коми существует довольно жесткая исполнительная вертикаль. Глава республики назначает мэров городов и руководителей районных администраций. Советы городов избираются, но даже по сравнению с советской системой эти советы имеют гораздо меньше полномочий.        История с выборами в органы местного самоуправления в Коми развивается также весьма противоречиво. Постановление о выборах было принято Государственным Советом Республики Коми также в конце мая 1997 г. Этому событию предшествовали длительные политические, юридические и идеологические баталии.

Отношение населения к выборам в органы местного самоуправления

       В ноябре 1996 г., когда дискуссии о местном самоуправлении в республике вступали в решающую фазу, в рамках реализации программы "Социально-психологический мониторинг" был проведен опрос общественного мнения о выборах в органы местного самоуправления. Было опрошено 1447 человек. Большинство высказалось за проведение выборов глав администраций уже в ближайшее время. Учитывая дискуссии в прессе и требования скорейших выборов, логично предположить, что с тех пор доля сторонников выборности глав администраций могла возрасти.        Несмотря на наличие политической апатии среди широких слоев населения республики и кризис выборов как демократической идеи и института общественного контроля над властью и средства формирования органов управления, почти каждый второй опрошенный житель республики склонялся в пользу проведения выборов глав городских и районных администраций. Причем 22,1% опрошенных считали, что эти выборы могли бы состояться до конца текущего года, а еще 25,8% полагали, что их лучше провести в следующем 1997 году. В то же время 38,1% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос и лишь 9,1% полагали, что назначение глав местных администраций - это прерогатива Главы Республики. При этом существенных отклонений среди сторонников различных точек зрения в разрезе социально-демографических групп не наблюдалось.        Несмотря на то, что отсутствие института местного самоуправления в республике - это в значительной степени проблема общественного сознания, не готового к внедрению этого института, определенный интерес представляли ответы на вопрос: Как Вы считаете, какие условия должны быть созданы для развития местного самоуправления прежде всего ?

 

%%

Преодоление дотационности местных бюджетов

22,5

Развитие политических прав и свобод

5,2

Свобода слова и печати

6,3

Добрая воля вышестоящих властей

10,4

Выдвижение подобного требования со стороны населения

12,0

Наличие стабильного налогового законодательства

42,0

Другое

1,6

       Как видим, по мнению каждого второго респондента, ответившего на данный вопрос, важнейшими являются экономические и финансовые основы деятельности местного самоуправления. 42% отметили наличие стабильного налогового законодательства, а еще 22,5% - преодоление дотационности местных бюджетов.        Каждый десятый житель республики одним из важнейших условий для развития местного самоуправления назвал "добрую волю руководителей республики" (10,4%), что сопоставимо с количеством сторонников "выдвижения подобного требования со стороны населения" - 12%.        При этом наиболее компетентные респонденты (1,6% от числа ответивших) (вопрос предусматривал вариант написания респондентом и своей точки зрения, помимо предложенных вариантов) отмечали, что закрепленных источников дохода, прочной финансовой базы местное самоуправление не имеет. Отсюда его зависимость от органов государственной власти.        Некоторыми респондентами отмечалось также, что на государственном уровне действует целый ряд факторов, не позволяющих местным бюджетам самостоятельно формироваться и ответственно исполняться (прохождение бюджетного процесса "сверху вниз" - доходная часть местных бюджетов формируется по остаточному принципу; отсутствие стабильного налогового законодательства - при составлении своего бюджета местные власти не знают, какую сумму налоговых отчислений республика предоставит в их распоряжение; отсутствие институтов контроля за исполнением бюджета и т.д.).        Отдельные респонденты отмечали, что формирование бюджетов на местах необходимо вести в двух направлениях; разделить статьи в расходной части местных бюджетов на две группы. К первой будут относиться расходы, связанные с минимально необходимыми расходами местных бюджетов, закрепленными законодательно; эти средства местные бюджеты будут получать в виде дотаций и субвенций из республиканского бюджета. Сегодня нет установленных законом нормативов, с помощью которых определялся бы размер средств, передаваемых в местные бюджеты. Это приводит к произволу при распределении средств. Вторая часть расходов в местных бюджетах, связанная с развитием поселения, должна финансироваться из местных налогов, вводимых самим местным сообществом. Эти налоги должны стимулировать деятельность местных властей по проведению активной экономической политики на своей территории.        Указывалось также на необходимость иных подходов к налоговой системе. В основной своей части доходы местных бюджетов могут основываться на земельной ренте и иных платежах за природные ресурсы. Плата за неувеличивающийся, а порой и невосполнимый ресурс не должна вызывать такого отторжения у плательщика, как изъятие у него властью части заработанных средств. Земля отличается еще и тем, что ее невозможно укрыть, и для взимания платежей за землю нет необходимости содержать многочисленные структуры инспекторов.        Отношение к выборам глав местных администраций в политическом разрезе, в зависимости от политических пристрастий опрашиваемых, определилось следующим образом.        Наиболее "торопились" с проведением выборов глав городских и районных администраций те респонденты, кто на летних выборах голосовал за Г.Зюганова, сторонники коммунистов - 37% среди тех, кто настаивал на выборах до конца 1996 года и 26,9 % среди высказавшихся за выборы в 1997 году. Наиболее терпеливы и лояльны к существующему политическому режиму голосовавшие летом за Б.Ельцина, но и среди них в сумме сторонники выборов составляют 48,1 %. 9,4% сторонников Б.Ельцина готовы согласиться с назначением глав администраций Главой Республики Коми (сторонников этой точки зрения больше только среди электората А.Лебедя - 13 %). Но - практически во всех категориях избирателей - от голосовавших за Б.Ельцина до не принимающих участия в выборах большинство выступают за избрание глав местных администраций. По республике сторонников таких выборов в сумме набралось 48%, при 38% затруднившихся ответить на этот вопрос.        Но, разумеется, надо учитывать, что проблема местного самоуправления отнюдь не сводится только к выборам глав администраций. Те, кто затеял вокруг этого борьбу, поневоле загоняли проблему в рамки жесткой бинарной оппозиции: "за - против", "да - нет", "выбирать - назначать". Сама по себе выборность мало что значит для любого уровня. Достаточно указать на положение населения в годы брежневского "развитого социализма". Проблема местного самоуправления - обустройства, земства, мирского дела - гораздо глубже и имеет как правовой, экономический, политический, так и социальный аспекты.

Основные этапы и субъекты борьбы вокруг местного самоуправления

       До 1993 года, как и по всей стране, на территории республики существовала система Советов. После событий осени 1993-го положение изменилось и выглядит следующим образом. Главы администраций городов и районов республики (всего 20 плюс Эжвинский р-н г. Сыктывкара, имеющий самостоятельную администрацию) назначаются Главой Республики Коми Ю.Спиридоновым, который сосредоточил в своих руках полномочия главы правительства и руководителя государства. Населением избираются лишь депутаты городских, районных, поселковых и т.д. советов, которые совмещают эти обязанности со своей основной работой. Таким образом, существует значительный крен в пользу исполнительной власти.        О реформе местного самоуправления в республике говорят уже несколько лет. В 1995 году под эгидой Госсовета Республики Коми в Сыктывкаре проходила даже специальная научно-практическая конференция по местному самоуправлению. На протяжении 1995-1996 гг. многие руководители, депутаты и работники аппарата Госсовета побывали за рубежом (в основном, в Англии, но также и в Италии), где изучали опыт муниципального управления. С выборами же власти республики явно не торопились, несмотря на принятый в августе 1995 года федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Аргументы власти - нехватка бюджетных средств, необходимость жесткой "вертикали" в условиях кризиса.        Положение начало меняться со второй половины 1996 года. Именно тогда оппозиция в республике (как коммунистическая - КПРФ, НПСР), так и демократическая - ДВР, Женская Палата и др.) развернула кампанию за внедрение местного самоуправления, что зачастую трактовалось как выборы глав городских и районных администраций. Причем аргументы, приводимые на страницах "Красного знамени" и "Молодежи Севера" (издания прокоммунистической и демократической оппозиции соответственно), звучали, в общем, одинаково: назначенные главы не чувствуют ответственности перед населением, а отвечают только перед Главой Республики; хуже, чем сейчас, ситуация с решением муниципальных проблем уже не будет. Приводились примеры городских безобразий - скользкие, неосвещенные улицы, низкий уровень коммунального обслуживания и т.п. После подписания Ельциным Закона "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ноябрь 1996) в аргументах оппозиции начала доминировать юридическая тематика. Оппозиция намеревалась обратиться в суд, и, в конце, концов местная организация НПСР сделала это. После некоторых проволочек Верховный суд республики принял решение о проведении выборов 19 октября 1997 г.        Принятое решение мгновенно вызвало новую проблему - на каком уровне должно избираться местное самоуправление в республике? Оппозиция настаивала на выборах глав администраций городов и районов, власти говорили об уровне "село-поселок". На специальных слушаниях в Госсовете в апреле 1997 года стороны остались при своем мнении. В оставшийся до сессии месяц в местных СМИ вопрос о самоуправлении усиленно дебатировался, причем иногда стороны доходили прямо-таки до схоластической изощренности в аргументах.        28 мая - на заседании 8 сессии Госсовета (третий этап) вопрос о местном самоуправлении был главным в повестке дня. Первоначально предлагались 4 варианта, но суть спора оставалась та же - состоятся или нет выборы глав городов и районов. В конце концов, после перерыва с совещанием глав администраций - депутатов Госсовета и мягкого рейтингового голосования прошел так называемый "вариант 1а", предложенный сессии руководителем администрации Главы Республики А.Гришиным. Согласно этому варианту выборы в местное самоуправление в республике проходят на уровне сел, поселков и частей (?!) городов районного и республиканского подчинения в границах жилых комплексов. За этот вариант из 37 присутствующих депутатов проголосовало 24 (против - 12, воздержался - 1).        Решение сессии породило множество новых вопросов. Оппозиция им, разумеется, была не удовлетворена. Следствием закона должно стать появление в республике порядка 900 муниципальных образований. Трудно представить как и зачем города будут делиться на множество частей и что из этого получится. Например, в Сыктывкаре деление на районы (с райсоветами и райисполкомами) было отменено в конце 1980-х годов. На сессии по поводу принимаемого проекта возникали вопросы депутатов из Воркуты, которые опасались, что город, состоящий из нескольких поселков, станет неуправляемым, если будет реализовываться вариант Гришина. На совещании в Госсовете в июне 1997 года, где обсуждался порядок реализации закона, представителями с мест закон критиковался со всех сторон, как практически трудно реализуемый. Как разделить города на отдельные муниципальные образования? Стоит ли деревня из 10 дворов отдельных выборов и избирательных комиссий? Представителям с мест давался ответ, что закон "О муниципальных образованиях в Республике Коми" принят и нужно его выполнять.        С другой стороны, если проводить выборы только в селах и поселках, то 70% жителей республики от выборов в местное самоуправление будут отстранены, что входит в противоречие с федеральным Законом "Об обеспечении конституционных прав..."

Основные выводы

       1. В спорах о самоуправлении в Республике Коми преобладает политическая доминанта - как со стороны властей, так и со стороны оппозиции. Одни хотят удержаться у власти в республике, другие ее домогаются, и ключевым фактором этого является контроль в городах и районах. Когда политические интересы начинают преобладать над здравым смыслом, то торжествует не законность, а законничество, что ярко проявилось в Коми в связи с принятием законодательных актов по местному самоуправлению.        2. Силы, которые выступают против местного самоуправления в Коми, в принципе, те же самые, что и по Российской Федерации в целом. Один из авторов журнала "Власть" недавно отнес к ним помимо чиновников среднего уровня в министерствах РФ руководителей органов государственной власти (и прежде всего исполнительной) ряда субъектов Федерации (к республике Коми это относится в полной мере), а также многих назначенных глав администраций, предпочитающих в сегодняшних экономических условиях относительную несвободу подчинения одному "хозяину" самостоятельности, чреватой ответственностью перед населением.        Автор цитированной статьи делает вывод о том, что "при откровенном игнорировании федерального закона и в свободном трактовании соответствующих положений Конституции России, организация местной власти в таких сверхсамостоятельных регионах будет строиться по своим правилам, под своих властителей, то есть способствовать усилению "регионализации" в интересах узких административно-экономических "элит", в ущерб как общегосударственным интересам, так и интересам населения этих регионов." С таким выводом, на наш взгляд, нельзя вполне согласиться. Сохранение властной "вертикали" в условиях кризиса имеет свои резоны. Понятно также, что местных руководителей настораживает положение федерального закона о разграничении госвласти и местного самоуправления.        3. Силы, которые ратуют за местное самоуправление в республике (в основном, за выборы глав администраций), представлены политической оппозицией: либеральными демократами (ДВР), коммунистами (НПСР). Такое единодушие либералов и коммунистов даже настораживает. Ведь как от коммунистов, так и от радикальных демократов население видело мало хорошего. Собственный политический интерес, наряду с амбициями некоторых групп бывшей номенклатуры, оттертой от власти, проглядывается довольно отчетливо.        4. Конкретным вопросам организации и функционирования местного самоуправления в республике уделяется слишком мало внимания. Перспективы решения тех или иных проблем на местном уровне закрывает опять-таки политическая проблематика.        5. Как показал опрос общественного мнения осенью 1996 года, большинство жителей Республики Коми выступают за выборы глав городских и районных администраций, но представление о том, что же еще понимать под местным самоуправлением, у населения весьма смутное.        6. Возможно, главной является проблема, связанная с тем, что вопрос о местном самоуправлении искусственно вырывается из социально-экономи-ческого контекста. Если вспомнить время земств и эпоху великих реформ 1960-70-х гг. прошлого века, то земская реформа находилась в общем и целом в "поле" других грандиозных преобразований Александра II. В классических дореволюционных трудах по проблемам местного самоуправления эта связь довольно устойчиво прослеживается. В посткоммунистической России "реформаторами" был выбран едва ли не худший вариант преобразований. Какое место может занимать местное самоуправление, например, в стихии дикой "приватизации"? Без существенной корректировки экономической политики, вопрос о самоуправлении, очевидно, имеет не слишком много смысла.

ИСТОЧНИКИ

1. Подробнее о результатах исследования см.: Время и бремя кризиса: Республика Коми осенью 1996 года. По материалам социологического опроса / Вячеславов В., Ковалев В., Шабаев Ю. и др. // Вестник Государственного Совета Республики Коми. Информационный сборник. Специальный выпуск. - Сыктывкар, 1997. - № 1.

2. Гильченко Л. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. - М., 1997. - №3. - С. 20.

3. Гильченко Л. Новый этап реформы местного самоуправления... С.22.

4. См., например: Васильчиков А.О самоуправлении. Т. 1-3. - СПб, 1868-69; Кизеветтер А. Местное самоуправление в России. - М., 1910.


Описание предмета: «Регионалистика»

Регионалистика как учебный курс представляет собой совокупность дисциплин и направлений (например, таких как региональная экономика, районология, регионика, регионоведение и т. д.), методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район.

Регион (от лат. regionis - область) - территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в системе какого-либо территориального членения (например, Азиатский регион, Сибирский регион и т. д.).

Учитывая синонимическую взаимосвязь понятий «район» и «регион», полагается правомерным использование категории «регион» как основного объекта исследования данной дисциплины. Следовательно, предметом изучения дисциплины «Регионалистика» является познание закономерностей процессов формирования и функционирования (включая управление) социально-экономической системы региона (субъекта Российской Федерации) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

Истоки регионализма находятся в глубокой истории человечества. Они связаны с возникновением и развитием физико-географических условий и этносов, становлением государственности, объединением этносов, разрушением государств, возникновением и становлением религиозных конфессий, войнами, экономической экспансией и многими другими причинами. В результате длительной и противоречивой истории население оказалось в разных условиях существования, цивилизация планеты поделена на государства. Но среди них очень мало таких, которые включают в себя одну нацию, один этнос, так называемых национальных государств. Большинство государств являются многонациональными, а то и многорелигиозными. К таким государствам относятся Россия, Украина, Германия, Китай, Франция и другие. Многие из многонациональных государств располагаются на обширных территориях с различными природными условиями Позиция регионалистики в системе наук определяется тем, что дисциплина формируется в процессе становления новой научной парадигмы, синтетически обобщающей познавательный потенциал предшествующих парадигм (по Т. Куну, 1967/1977). Эта позиция регионалистики определяет ее взаимосвязи со смежными гуманитарными дисциплинами (археология, лингвистика и др). Синтез знания об историко-культурных зонах достигается при корректном совмещении результатов, полученных каждой из отдельных дисциплин.

Литература

  1. Государственная власть и местное самоуправление в Москве. – М.: Издательство МГУ, 2001. – 320 с.
  2. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.
  3. В.В. Бовыкин. Местное самоуправление в русском государстве XVI в. – М.: Дмитрий Буланин, 2012. – 424 с.
  4. М.В. Тарханов. Механизм реализации местного самоуправления в муниципальных районах субъектов Российской Федерации (на примере Московской области). – М.: Юркомпани, 2009. – 180 с.
  5. М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2011. – 728 с.
  6. Н.Л. Пешин. Государственная власть и местное самоуправление в России. Проблемы развития конституционно-правовой модели. – М.: Статут, 2007. – 454 с.
  7. Н.С. Бондарь. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. – М.: Норма, 2008. – 592 с.
  8. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 640 с.
  9. Татьяна Русанова. Система местного самоуправления в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 220 с.
  10. И.А.Алексеев, В.И.Гончаров und М.С.Трофимов. Местное самоуправление в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.
  11. Куванычбек Шадыбеков. Правовое регулирование местного самоуправления в Кыргызстане. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 292 с.
  12. Галина Иванцова. Теоретико-правовой анализ развития местного самоуправления в РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 272 с.
  13. И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. Местное самоуправление в современной России. Становление и развитие. Историко-правовые аспекты. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 528 с.
  14. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия. Учебник. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2017. – 316 с.
  15. В.П. Комов, В.Н. Шведова. Биохимия в 2 ч. Часть 1. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 333 с.
  16. В.Б. Зотов. День местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: ИТРК, 2018. – 32 с.
  17. Ю.В. Благов. Местное самоуправление в Российсой Федерации в условиях муниципально-правовой реформы. – М.: Проспект, 2017. – 176 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Местное самоуправление в России: возникновение, становление и пути развития
Макроэкономика
Диплом
72 стр.
Структура органов государственной власти и местного самоуправления в городе федерального значения Москва
Государственное и муниципальное управление
Диплом
99 стр.
Органы местного самоуправления в РФ
Государственное и муниципальное управление
Дипломный проект
77 стр.
Организационно правовые проблемы формирования местного самоуправления
Государственное и муниципальное управление
Дипломный проект
123 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Светлана
Благодарим Вас за консультации - только сегодня получили последние результаты. Везде "отлично" или зачет. Спасибо Вам огромное!! Светлана