Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Нормативно-правовая база местных финансов

Финансовое право

Нормативно-правовая база местных финансов

Практический обзор

Законодательство о местных финансах

       Относительно современного состояния правовой базы местных финансов можно утверждать, что она сформирована в основных чертах, однако в одних своих аспектах страдает неполнотой, а в других - неопределенностью.        Иерархия нормативно-правовых актов, регулирующих институт местных финансов, в настоящее время выглядит следующим образом.        1. Конституция РФ постулирует самостоятельность органов местного самоуправления (МС) в вопросах формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также установления ими местных налогов и сборов (Ст. 132, п. 1). Кроме того, Конституция обязывает передавать органам МС материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления ими отдельных государственных полномочий (Ст. 132, п. 2) и компенсировать им дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти (Ст. 133).        Ценность положений Конституции заключается в том, что они обладают высшей полнотой легитимности. К сожалению, органы МС довольно смутно осознают это обстоятельство, которое делает беспроигрышными их иски к органам власти. Например, часто приходится слышать от местных властей жалобы на закон о ветеранах, о льготах военнослужащим и т.п., но мы очень редко узнаем о том, что эти и подобные им решения федерального законодателя оспариваются в судебном порядке. И это очень странно, поскольку право на такое обжалование предусмотрено в Конституции.        Постановление Конституционного Суда РФ от 21. 02. 97 г. внесло известную неопределенность в вопрос о праве органов МС самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. С одной стороны, Постановление утверждает, что применительно к органам МС понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл, чем в отношении федерального законодателя. С другой стороны, КС отказался выносить вердикт о праве органов МС самостоятельно вводить новые налоги, поскольку эта тема не была предметом запроса, и ограничился запретом этой практики только для субъектов РФ. Рассуждая строго юридически, это означает, что местные власти пока не лишены права вводить налоги и сборы, отсутствующие в федеральном законодательстве. На практике данное соображение может пригодиться для противодействия попыткам федерального правительства урезать перечень местных налогов (как это предполагается сделать в Налоговом Кодексе). Но тут надо быть готовыми к тому, что в случае судебного разбирательства суды могут по аналогии с решением КС ограничить налоговую инициативу местных властей.        2. Закон "Об общих принципах организации МС в РФ" не только конкретизирует положения Конституции, но учреждает ряд дополнительных прав и полномочий, таких как право на муниципальный заказ, внешнеэкономическую деятельность, самостоятельное распоряжение средствами, возникшими вследствие профицита и свободными переходящими остатками местных бюджетов, формирование целевых внебюджетных фондов. Закон добавляет к числу доходов местных бюджетов штрафы, отчисления от федеральных и региональных налогов, плату за пользование природными ресурсами, поступления от приватизации и аренды муниципальных объектов, часть прибыли муниципальных предприятий, а также различные виды перечислений из бюджетов других уровней (Ст. 36).        Можно утверждать, что все перечисленные требования закона в той или иной степени исполняются в большинстве субъектов РФ, хотя и не в тех масштабах, которые предписаны законом. А масштабы эти определяются требованием обеспечить муниципальным образованиям (МО) минимальные бюджеты (Ст. 36, п. 1) на основе нормативов бюджетной обеспеченности (Ст. 36, п. 2). Поскольку эти нормативы на федеральном уровне до сих пор не разработаны (вопреки многократным обещаниям правительства), понятие минимальной бюджетной обеспеченности остается неработающей нормой законодательства, хотя и косвенно подталкивает субъекты РФ к разработке собственными силами таких нормативов.        3. Закон "Об основах налоговой системы в РФ" предусматривает (Ст. 21) перечень местных налогов и ряд особенностей их установления на территории МО. В сущности, Статья 21 закона представляет собой квинтэссенцию налоговой самостоятельности местных сообществ. В настоящее время предпринимаются попытки сократить этот перечень, о чем будет сказано несколько ниже.        4. Закон "О финансовых основах МС в РФ" определяет понятие, состав и принципы формирования местных финансов, регламентирует муниципальный бюджетный процесс, регулирует финансовые отношения органов МС с органами государственной власти и финансово-кредитными институтами. Закон упорядочивает процесс распределения трансфертов из бюджетов субъектов РФ, предписывая создание в этих бюджетах фондов финансовой поддержки МО. Им установлены предельно допустимые размеры муниципальных займов, ограничены возможности участия местных властей во всевозможных финансовых рисках - от игры на фондовых рынках до вхождения средствами местной казны в уставные капиталы банков. Однако наряду с ограничениями на коммерческую деятельность органов МС закон предусматривает их право на создание собственных казначейства и налоговой службы.        Закон дает (Ст. 7) исчерпывающий перечень собственных доходов местных бюджетов, распадающийся на три категории:

* местные налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами (имеется в виду закон "Об основах налоговой системы в РФ", либо грозящий придти ему на смену Налоговый Кодекс);

* другие собственные доходы (100% от приватизации муниципального и 10% - государственного имущества, от аренды, платежей за пользование недрами, штрафов, лотерей и госпошлины; сюда же относятся 50% налога на имущество предприятий и подоходный налог с предпринимателей без образования юридического лица);

* доли федеральных налогов, закрепляемые за МО на постоянной основе.

       Важнейшим положением закона является требование закреплять за местными бюджетами на постоянной основе доли федеральных налогов. Каждый субъект РФ должен закрепить за муниципалитетами не менее:

* 50 % средств от подоходного налога с физических лиц,

* 5 % налога на прибыль,

* 10 % НДС,

* 10 % акцизов.

       Вопреки практике многих субъектов РФ закон не ликвидирует институт регулирования местных бюджетов. Наряду с долями федеральных налогов, закрепляемыми за МО на постоянной основе, закон предполагает традиционную практику ежегодного установления нормативов отчислений в местные бюджеты по тем же самым федеральным налогам (Ст. 7, п.5). Распределять закрепляемые доли налогов, нормативы ежегодных отчислений и дотации из бюджета субъекта РФ предписывается на дифференцированной основе с использованием фиксированной формулы (Ст. 7, п.5).        Фактическое увеличение собственных доходов местных бюджетов в текущем финансовом году, являющееся результатом финансово-хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не может служить основанием для снижения в планируемом финансовом году органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от регулирующих доходов, а также долей каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований, устанавливаемых в процентах и утверждаемых законом субъекта РФ о бюджете. Это положение, содержащееся в пункте 6 ст. 9 закона, фактически лишает субъекты РФ права снижать в 1998 году объем отчислений от федеральных налогов по сравнению с 1997 годом. Любые попытки осуществить такое снижение могут и должны быть оспорены в суде.        Недавно Министерством финансов были разработаны методические рекомендации по применению отдельных положений федерального Закона "О финансовых основах МС в РФ" и работе по формированию местных бюджетов и межбюджетных отношений внутри субъекта РФ на 1998 год.        Не будучи нормативно-правовым актом, эти рекомендации все же являются чрезвычайно полезными для защиты бюджетных интересов органов МС перед лицом субъекта РФ. Например, в ситуации, когда субъект пытается якобы на основании закона "О финансовых основах МС в РФ" лишить МО отчислений по регулирующим налогам, следует апеллировать к пункту 5 рекомендаций, согласно которому "Установление постоянных долей (квот) федеральных регулирующих доходов, закрепляемых за МО, не снимает с органов государственной власти субъекта РФ обязанности по осуществлению регулирования местных бюджетов". Большую ценность представляют собой также приложения к рекомендациям, содержащие различные варианты закрепления долей федеральных налогов на постоянной основе. Эти варианты могут быть использованы муниципальными финансистами при отстаивании интересующей их схемы закрепления финансовых ресурсов.        5. Закон субъекта РФ по вопросам налогообложения и бюджетным отношениям, в котором в обязательном порядке должны быть установлены:

* фиксированная формула, в соответствии с которой распределяются средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований, разрабатывается и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 4 статьи 9 федерального Закона "О финансовых основах МС в РФ" и в соответствии с пунктом 3 статьи 10 вышеназванного федерального закона. Формула разрабатывается исходя из единых критериев для каждого субъекта РФ, которые могут иметь разное количественное выражение с учетом особенностей каждого муниципального образования или определенных групп муниципальных образований;

* доли (в процентах) федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за МО на постоянной основе в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах МС в РФ";

* механизмы контроля.

       6. Закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на предстоящий год устанавливает:

* нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года), устанавливаемые сверх долей федеральных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленных за муниципальными образованиями на постоянной основе;

* доли (в процентах) и нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных регулирующих налогов, если таковые имеют место.

       7. Устав МО определяет порядок разработки, рассмотрения, исполнения местного бюджета, предусматривает формы отчетности об исполнении бюджета и другие механизмы контроля со стороны представительного органа.        8. Положение о бюджетном процессе в МО может быть принято в дополнение к Уставу МО с целью более детальной проработки бюджетных вопросов.        9. Положение о бюджете МО на предстоящий финансовый год содержит подробное описание доходов и расходов МО в предстоящем году, включая средства на погашение обязательств по муниципальным займам. Роспись доходов и расходов осуществляется в соответствии с законами "О бюджетной классификации" РФ и субъекта РФ.

Угрозы и перспективы

       В настоящее время в Государственную Думу внесены несколько законопроектов, которые могут оказать немалое влияние ( как позитивное, так и негативное) на институт местных финансов.        1. Проект закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" принят ГД во втором чтении. Проект призван определить виды и формы ценных бумаг, регламентировать условия и процедуру их эмиссии, также установить порядок их регистрации и отказа в таковой, возникновения и исполнения по ним обязательств МО, раскрытие информации их эмитентами.        2. Проект Бюджетного Кодекса (БК). В ходе подготовки проекта ко второму чтению удалось ликвидировать его грубые недостатки. Тем не менее в своем нынешнем виде проект учитывает интересы РФ в гораздо большей мере, нежели интересы МО. В частности, проект оставляет без всяких изменений практику регулирования местных бюджетов в том виде, в котором она сложилась до принятия закона. В то же время нет никаких оснований утверждать, что БК отменяет какие-либо положения закона "О финансовых основах МС в РФ".        3. Новый проект Налогового Кодекса (НК), недавно внесенный в ГД Правительством, несет в себе наиболее опасную угрозу институту местных финансов. Предлагается сократить количество местных налогов и сборов до 5, включая: 1) земельный, 2) на имущество физических лиц, 3) на рекламу, 4) на наследование или дарение, 5) лицензионные сборы.        При этом налог на имущество физических лиц может быть упразднен в случае введения единого налога на недвижимость, мобилизуемого в бюджет субъекта РФ.        Кроме того, пресловутый налог с продаж переходит в разряд региональных и, следовательно, становится регулирующим по отношению к местным бюджетам.        Все это заставляет считать проект НК прямым вызовом органам МС и побуждает все общественные силы, заинтересованным в становлении местного самоуправления в России, объединиться для противодействия ему.


Описание предмета: «Финансовое право»

Финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа и синтеза. Выделяют 3 функции, выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству. 1. Аналитическая (комментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему). 2.

Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы требованиям жизни). 3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм.

Используются в процессе нормотворческой деятельности государства). Таким образом, финансовое право представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.Финансовое право имеет свои особенности, состоящие в следующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социальные категории. Этой особенностью финансовое право отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых, финансовое право является юридической наукой, изучающей такие финансово-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономических понятий составляющих обязательный фундамент финансово - правовых явлений. В- третьих, финансовое право призвано не только объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковавшись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой.

Впервые разработку финансового права начал английский политэконом Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки. Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проблемы: 1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства); 2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право), причем проблемы бюджетного права выводят в финансовом праве на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства; 3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву, в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Центарльного банка, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны; 4. Проблемы сберегательного дела.

Наука финансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии.

Литература

  1. В.Н. Твердохлебов. Местные финансы. Избранные статьи. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. – 544 с.
  2. А.П. Архипов, В.Б. Гомелля, Д.С. Туленты. Страхование. Современный курс. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2008. – 448 с.
  3. А.В. Кудашкин. Комментарий к Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". – М.: Wolters Kluwer, 2011. – 202 с.
  4. Нормативно-законодательная база для изучения курса "Управление государственными и муниципальными заказами". – М.: Содействие - XXI век, 2010. – 340 с.
  5. Нормативно-правовая основа деятельности образовательного учреждения. – М.: Учитель, 2008. – 240 с.
  6. Нормативно-правовая база ДОУ. Сборник официальных документов и программно-методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 614 с.
  7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Опыт и перспективы нормативно-правового регулирования. – М.: Московский педагогический государственный университет, АПК и ППРО, 2012. – 180 с.
  8. С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Организация и вопросы документирования. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 240 с.
  9. Тайраа Балахчина. Нормативно-правовое обеспечение в области обращения с отходами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
  10. Илхом Камолов. Нормативный правовой акт в системе источников права. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 164 с.
  11. Манап Халидов. Противодействие коррупции в органах местного самоуправления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 68 с.
  12. О.Г. Проказова. Законодательные основы функционирования дошкольной образовательной организации. Анализ нормативно-правовых документов для современного руководителя. Презентации в электронном приложении (+ CD). – М.: Учитель, 2016. – 56 с.
  13. Г.М. Дехтярь. Экология. Охота. Рыболовство. Сборник нормативных правовых актов. – М.: Проспект, 2017. – 254 с.
  14. М.А. Конищева, О.И. Курган, Ю.И. Черкасова. Финансы организаций. Учебное пособие. – М.: Инфра-М,Сибирский федеральный университет СФУ, 2017. – 384 с.
  15. А.Ю. Быков. Система нормативно-правовой базы цифровой экономики в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2018. – 80 с.
  16. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. Книга 2. Нормативно-правовая основа и официальная военно-техническая и военно-экономическая терминология. – М.: Вече, 2017. – 272 с.
  17. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов РФ. Сборник нормативных правовых актов. – М.: Проспект, 2018. – 1152 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Финансовая политика в России в современных условиях
Финансы
Диплом
294 стр.
Муниципальные финансы в совремнных условиях
Государственное и муниципальное управление
Диплом
104 стр.
Муниципальные финансы в совремнных условиях
Государственное и муниципальное управление
Диплом
107 стр.
Повышение эффективности использования ресурсов муниципального образования
Государственное и муниципальное управление
Диплом
80 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Сергей, 22.10
Ув. Марина Михайловна, благодарю за Дипломную работу - все вроде бы в порядке. Получил от Вас доклад к дипломной работе. Доклад содержательный, спасибо!