Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Работа советских селекционеров в годы ВОВ

Биология

1. ЧТО ТАКОЕ СЕЛЕКЦИЯ.

Слово «селекция» произошло от лат. «selectio», что в переводе обозначает «выбор, отбор». Селекция ¦ это наука, которая

разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и

их гибридов, пород животных. Это также и отрасль сельского хозяйства, занимающаяся выведением новых сортов и пород с нужными для человека свойствами: высокой продуктивностью, определенными качествами продукции, невосприимчивых к болезням, хорошо приспособленных к тем или иным условиям роста. 2. ГЕНЕТИКА, КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЕЛЕКЦИИ.

Теоретической основой селекции является генетика -наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она изучает закономерности наследования

признаков и свойств родительских форм, разрабатывает методы и приемы управления наследственностью. Применяя их на практике

при выведении новых сортов растений и пород животных, человек получает нужные формы организмов, а также управляет их индивидуальным развитием ¦ онтогенезом.

Основы современной генетики заложил чешский ученый Г. Мендель, который в 1865 году установил принцип дискретности, или прерывности, наследовании признаков и свойств организмов.

В опытах с горохом исследователь показал, что признаки родительских растений при скрещивании не уничтожаются и не смешиваются, а передаются потомству либо в форме, характерной для одного из родителей, либо в промежуточной форме, вновь проявляясь в последующих поколениях в определенных количественных соотношениях. Его опыты доказали также, что существуют материальные носители наследственности, в последствии названные генами. Они особые для каждого организма.

В начале двадцатого века американский биолог Т. Х. Морган

обосновал хромосомную теорию наследственности, согласно которой наследственные признаки определяются хромосомами ¦

органоидами ядра всех клеток организма. Ученый доказал, что гены расположены среди хромосом линейно и что гены одной хромосомы сцеплены между собой. Признак обычно определяется парой хромосом. При образовании половых клеток парные хромосомы расходятся. Полный их набор восстанавливается в оплодотворенной

клетке. Таким образом новый организм получает хромосомы от обоих родителей, а с ними наследует те или иные признаки.

В двадцатых годах возникли и стали развиваться мутационная и популяционная генетики. Популяционная генетика это область генетики, которая изучает основные факторы эволюции ¦ наследственность, изменчивость и отбор - в конкретных условиях внешней среды, популяции. Основателем этого направления был

советский ученый С. С. Четвериков. Мутационную генетику мы

рассмотрим параллельно с мутагенезом.

В 30-е годы генетик Н. К. Кольцов предположил, что хромосомы - это гигантские молекулы, предвосхитив тем самым появление

нового направления в науке ¦ молекулярной генетики.

Позднее было доказано, что хромосомы состоят из белка и молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). В молекулах ДНК и заложена наследственная информация, программа синтеза белков, являющихся основой жизни на Земле.

Современная генетика развивается всесторонне. В ней мно-го направлений. Выделяют генетику микроорганизмов, растений,

животных и человека. Генетика тесно связана с другими биологическими науками - эволюционным учением, молекулярной биологией, биохимией. Она является теоритической основой селекции. На основе генетических исследований были разработаны методы получения гибридов кукурузы,

подсолнечника, сахарной свеклы, огурца, а также гибридов и помесей животных, обладающих вследствие гетерозиса (гетерозис- это ускорение роста, увеличение размеров, повышение жизнеспособности и продуктивности гибридов первого поколения по сравнению с родительскими организмами) повышенной продуктивностью.

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЯМЫЕ В СЕЛЕКЦИИ.

3. а. Отбор.

Основа любого сорта растений или породы животных родоначальник. Его ценность состоит в накоплении в генотипе многих генов, обусловливающих высокую продуктивность или другие нужные качества. Потомство от выдающегося родоначальника,

сходное с ним по фенотипу и генотипу состовляет линии животных или растений. Они поддерживаются целенаправленным отбором. Особенно отбор применяется в животноводстве, где отбор произ водителей играет первостепенную роль в племенном деле. В народе говорят:»Производитель - половина стада».

3. б. Гибридизация.

Гибридизацией называют скрещивание организмов с различной наследственностью. В результате получают новый

организм, сочетающий наследственные задатки родителей. Для

первого поколения гибридов часто характерен гетерозис. При гетерозисе при скрещивании организмов с разной наследственностью происходит биохимическое обогащение гибрида, у него усиливается обмен веществ. В последующих поколениях эффект гетерозиса постепенно затухает. У вегетативно размножаемых растений (картофель, плодовые и ягодные культуры) возможно закрепление гетерозиса в потомстве. Гибридизацию применяют для получения ценных форм растений и животных. Скрещивание

особей, принадлежащих к разным видам, называют отдаленной гибридизацией, а

скрещивание подвидов, сортов растений или пород животных внутривидовой. В зоотехнии (наука о раведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных, теоритическая основа животноводства) различают собственно гибридизацию и межпородное скрещивание животных, потомство от которых называется помесным, помесями. Помеси легко

скрещиваются между собой и дают потомство.

Процесс гибридизации, преимущественно естественной наблюдали очень давно. Гибриды от скрещивания лошади с ослом

(мул, лошак) существовали уже за 2000 лет до н. э. Искусственные гибриды (при скрещивании гвоздик) впервые получил английский садовод Т. Фэрчайлд в 1717 году. Большое число опытов по

гибридизации провел Чарльз Дарвин.

Гибридизацию, особенно форм и сортов в пределах одного вида широко используют в селекции растений, с помощью метода

гибридизации создано большинство современных сортов сельскохозяйственных культур.

3. в. Полиплоидия.

В 1892 году русский ботаник И. И. Герасимов исследовал влияние температуры на клетки зеленой водоросли спирогиры и

обнаружил удивительное явление - изменение числа ядер в клетке. После воздействия низкой температурой или снотворным (хлороформом и хлоралгидратом) он наблюдал появление клеток без ядер, а также с двумя ядрами. Первые вскоре погибали, а клетки с двумя ядрами успешно делились. При подсчете хромосом оказалось, что их вдвое больше, чем в обычных клетках. Так было открыто наследственное изменение, связанное с мутацией генотипа, т. е. всего набора хромосом в клетке. Оно получило название полиплоидии, а организмы с увеличенным числом хромосом - полииплоидов.

В природе хорошо отлажены механизмы, обеспечивающие

сохранение постоянства генетического материала. Каждая

материнская клетка при делении на две дочернии строго распределя ет наследственное вещество поровну. При половом размножении

новый организм образуется в результате слияния мужской и женской гаметы. Чтоб сохранилось постоянство хромосом у родителей и потомства, каждая гамета должна содержать половину числа хромосом обычной клетки. И в самом деле,

происходит уменьшение в два раза числа хромосом, или, ка назвали ученые редукционное деление клетки, при котором в каждую гамету попадает только одна из двух гомологичных хромосом. Итак, гамета содержит гаплоидный набор хромосом - т. е. по одной от каждой гомологичной пары. Все соматические клетки диплоидны. У них два набора хромосом, из которых один поступил от материнского организма, а другой от отцовского.

Полиплоидия успешно исполизуется в селекции.

3. г. Мутагенез.

В 20-х годах стало развиваться мутационная генетика - учение о возникновении мутаций, т. е. таких изменений признаков организмов, которые передаются по наследству. Мутации возникают в половых

клетках.

Советский ученый Н. И. Вавилов установил, что у родственных растений возникают сходные мутационные изменения, например у пшеницы в окраске колоса, остистости. Эта закономерность объясняется сходным составом генов в хромосомах родственных видов. Открытие Н. И. Вавилова получило название закона гомологических рядов. На основании его можно предвидеть появление тех или иных изменений у культурных растений.

Изменчивость организмов - одно из важнейших проявлений жизни. В природе не существует двух совершенно сходных особей. Различия обусловленны наследственными и внешними факторами. Поэтому изменчивость организмов выражается в двух формах: наследственной и модификационной.

Внешний вид окружающих нас организмов - это результат сложного взаимодействия их наследственной основы и факторов окружающей среды. Каждое растение в разных условиях выглядит по-разному. Например, во влажный год у растений крупные,

мясистые листья, а в засушливый - мелкие, тонкие. Если бы листья в сухих условиях оставались такими же крупными, избыточное испарение влаги привело бы к их гибели. Свойство организмов реагировать на изменение окружающей среды названо нормой

реакции.

Модификационная изменчивость играет огромную роль в сохранении и распространении вида. Эволюция происходит за счет наследственных изменений, мутаций и рекомбинаций

наследственных факторов.

У одного и того же организма стабильность генов различна: один ген может мутировать в несколько раз чаще другого. Различия в мутабельности отмечены не только между разными генами, но и разными формами вида. Склонность к мутированию не одинакова и у

разных видов. На частоту мутирования оказывают влияние физиологические и биохимические изменения, происходящие в клетке под влиянием внешних условий. Под действием некоторых внешних факторов количество мутаций увеличивается в сотни раз.

Мутации появляются в клетках любых тканей многоклетоточного организма. Если они возникли в половых клетках, их называют генеративными, в клетках других тканей теласоматическими. Ценность мутации различна, она обусловлена типом размножения организма. Генеративные мутации проявляются

у зародышей сле-дующего поколения, а соматические - только у той особи, у которой они возникли, и по наследству другому поколению не передаются.

Разновидность соматических мутаций у растений - почковые мутации, появляющиеся в меристемных клетках точки роста стебля. Развившийся из этой клетки побег полностью имеет мутантный признак. Раньше эти мутации называли спортами. Из

такого спорта, обнаруженного у сорта яблони Антоновка могилевская белая, И. В. Мичурин получил известный сорт Антоновка шестисотграммовая. Многие лучшие американские сорта яблони

также были созданы использованием почковых мутаций. Целый ряд ценных сортов картофеля также поисходит из спонтанно

возникших форм с соматическими мутациями.

К мутациям принято относить разного рода генетические преобразования, связанные с ядром и цитоплазмой клетки. Причиной мутации могут быть химические изменения гена, мелкие и крупные перестройки хромосом, изменение числа хромосом, а также изменения органелл цитоплазмы. Отсюда название разных типов мутаций. Генные или точковые мутации затрагивают изменения молекулярной структуры молекулы ДНК. Происходит замена или включение одной пары азотистых оснований, а также выпадении нескольких их пар. Результат действия генных мутаций - образование белка нового типа или отсутствие белка из-за препятствия его синтеза. Мутации, связанные с разрывами и перестройками хромосом, называют хромосомными.

Причиной возникновения мутаций в естественных условиях пока с полной достоверностью не установлены. Мутации проводи-

мые искусственным путем происходят за счет воздействия радиацией, действием химических веществ.

4. ПРИМЕНЕНИЕ СЕЛЕКЦИИ.

4. а. В сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве нашей страны усиленно применяется селекция для вывода новых сортов растений. Благодаря ей удалось в десятки раз, по сравнению с 1917 годом повысить уражайность многих видов растений на единицу площади. Растения, выведенные нашими селекционерами успешно выращиваются не

только в России, но и за ее пределами. Сорта интенсивного типа, выведенные П. П. Лукьяненко (Безостая-1, Аврора, Кавказ), В. Н. Ре

месло (Мироновская-808, Мироновская юбилейная, Ильичевка и др.), с урожайностью в производственных условиях 50-100 ц/га

занимает в нашей стране и зарубежом миллионы гектаров.

4. б. В животноводстве.

Благодаря работам советских селекционеров в животновод-стве выведены ценные высокопродуктивные породы крупного ро-гатого

скота- костромская, казахская белоголовая; овец- аска-

нийская, красноярская, казахский архаромеринос и др. С помо-щью селекции получены каракульские овцы, дающие шкурки раз-личной окраски. В птицеводстве созданы линии, используемые для получения скороспелых гибридов мясного (бройлеры) и яич-ного направлений. Усииливаются работы по селекции новых ви-дов и пород животных, отвещающих требованиям индустриальных технологий

животноводства. совершенствуются племенные и продуктивные

качества скота и птицы.

5. СЕЛЕКЦИЯ В РОССИИ

5. а. Наследие царской России.

Началом научной селекции в России считается 1903 год, когда Д. Л. Рудзинский организовал селекционную станцию при Московском сельскохозяйственном институте (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). Немного позднее были созданы другие опытные станции- Харьковская, Саратовская, Безенчукская, Одесская. Но работа на них велась

очень вяло, медленно. В то же время начали появляться селекционеры- одиночки, которые и создали научную и практическую ба-зу для развития селекции в России.

5. б. Советская селекция после Октябрьской революции.

Больших успехов достигла селекция после Октябрьской революцции. Открытый Н. И. Вавиловым закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, обоснованные им теория цент-ров происхождения культурныых растений, учение об исходном материале стали широко использоваться в селекционной практи-ке. В развитие генетических основ селекции животных крупный вклад внесли М. Ф. Иванов и П. Н. Кулешов. С именами Г. Д. Карпе-ченко и И. В. Мичурина связана разработка теории отдлаленной гибридизации, которую впоследствии развил Н. В. Цицин. Большой

вклад внесли члены Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), созданной после революции.

5. в. В годы ВОВ.

Сложившаяся обстановка в начальный период войны поста-вила наше сельское хозяйство в очень тяжелые условия: потеря

богатейших житниц-сельскохозяйственных районов Украины, Северного Кавказа, части Центрально-Черноземных областей не могла не сказаться на валовом сборе сельскохозяйственных культур. Возникла настоятельная необходимость расширения посев-ных площадей и повышение урожайности всех сельскохозяйст-венных культур в районах Поволжья, Урала, Сибири, Средней

Азиии Казахстана. А для этого необходимо было усилить в этих зонах работу научных учреждений по созданию сортов зерновых и других культур, разработке эффективных приемов их возделова-ния, обеспечивающих повышение урожайности и качества получа-емой продукции.

Для решения этих задач в первые годы войны из Москвы в Западную Сибирь (г. Омск) была эвакуирована Всесоюзная акаде-

мия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина.

Ученые ВАСХНИЛ вместе с учеными Академии наук СССР, приехавшими в восточныерайоны нашей страны, провели боль-шую работу по выявлению пригодных для земледелия площадей

в районах Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Летом 1941 г. было организовано земельных фондов Казах-

ской ССР с целью выявления дополнительных ресурсов для раз-вития земледелия и животноводства в этой зоне.

Общее руководство этими работами осуществляли Л. И. Прасолов и И. П. Герасимов. Проведенные здесь работы позволили выявить в Казахстане дополнительные значительные массивы пахот-

ных земель, помогли вовлечь в сельскохозяйственный оборот но-вые площади и определить наиболее эффективные агротехничес-кие мероприятия по их освоению.

Аналогичные работы были проведены в Узбекистане и дру-гих республиках Средней Азии. Большая заслуга в этом деле принадледлежит академику Д. Н. Прянишникову. Им было намечено для освоения 13 млн. гектаров земель находившихся под залежа-ми и перелогами. Освоение их позволило увеличить здесь произ-

водство зерна и других продуктов земледелия.

Большое практическое значение для районирования сельскохозяйственных культур в районах Западной Сибири имела составленная почвоведом профессором Омского сельскохозяйственного института, впоследствии академиком ВАСХНИЛ, К. П. Горшениным почвенная карта этой территории.

Ученые ВАСХНИЛ разрабатывали также применительно к особенностям отдельных районов Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии эффективные приемы семеноводства и агротехни-ки с

целью получения в этих районах высоких уражаев масличных, кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля.

Большую работу вели ученые-селикционеры, создавая для восточных районов страны новые высокопродуктивные сорта культурных растений.

Селикционеры ВАСХНИЛ совместно с учеными Сибирского НИИ зерного хозяйства создали ряд ценных сортов зерновых, кормовых и других культур. Здесь, в частности, селикционерами Л. В. Катиным-Ярцевым и Л. И. Ивановым бали выведены три новых сорта картофеля, эффективных для возделования в условиях Сибири. В 1942 г. Наркомземом эти сорта были рекомендованы для Омской и Новосибирской областей и Алтайского края. Сорта от

личались высоким содержанием крахмала, устойчивостью к засухе и пониженным температурам. Урожайность их была выше на 20% районированных раньше сортов.

В годы войны известный селикционер нашей страны А. П. Шехурдин, работая в Институте зерногого хозяйства Юго-Востока (город Саратов), создал новые сорта яровых пшениц, которые в условиях засушливого Поволжья превышали по урожайности ра-нее районированые сорта на 2-3 ц/га. Пшеница этих сортов зани-мала большие площади в заволжских районах Саратовской и Волгоградской областей.

Сотрудник того же института А. А. Краснюк, в последующем член-корреспондент ВАСХНИЛ, создал знаменитую озимую рожь Волжанку, урожай которой на 2. 7 ц/га превышал урожаи районированных ранее сортов. Кроме того, А. А. Краснюк впервые в мире получил многолетние кормовые высокопродуктивные житняковопырейные гибриды, обладающие высокой кормовой ценностью.

Созданные академиком ВАСХНИЛ П. И. Лисицыным сорта озимой

ржи в 1944 г. высевались на больших площадях (более

4 млн. гектаров) и давали ценное продовольственное зерно. Выдающийся ученый-селикционер академик В. С. Пустовойт,

работая в годы войны в Казахстане, вывел ценные сорта подсолнечника, которые к концу войны в производственных посевах занимали свыше 200 тыс. гектаров в Саратовской, Волгоградской

и Оренбургской областях. Селикционер по масличным культурам В. К. Морозов в Институте зернового хозяйства Юго-Востока в 19411943 гг. создал новый сорт подсолнечника с выходом масла из семян на 4-6% больше, чем у сортов, широко распространен-ных в то

время в зоне Поволжья.

Директор Грибовской селекционной овощной станции (под Москвой) Е. И. Ушакова и селекционер этой станции А. В. Алпатьев, успешно работали над созданием новых сортов овощных культур.

В 1943 г. на этой станции было получено 12290 кг. элитных семян 64-х различных сортов овощных растений.

Рассказывая о труде селекционеров ВАСХНИЛ в годы Великой Отечественной войны, хотелось бы несколько подробней остановиться на работе наших выдающихзся ученых-П. П. Лукьянен-ко, В. П. Кузьмина, Н. В. Ремесло.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко перед началом войны был заместителем директора Краснодарской селекционной стан-ции. В начале 1942 г. после смерти директора станции М. В. Свит-

нева все заботы легли на плечи П. П. Лукьяненко. Трудно было работать в те годы на станции: мало было помощников, не хватало материальных средств, транспорта. А нужно было вести исследования, сеять, убирать урожай с селикционных посевов, очищать, сушить семена, засыпать их в мешки и убирать на склады. Ученый тщательно следил, чтобы не перепутали, не смешали сорта, что-бы ни один килограмм ценного селекционного материала не пропал. Иначе нельзя было. Нерелко за килограммом тех или иных се-мян стоял многолетний труд самого ученого и его коллег. Может быть, тем семенам пшеницы, кукурузы, ячменя или трав и цены нет, они во сто крат дороже золота. Не зря говорят, что крошка

хлеба всегда перетянет крошку золота.

Когда враг подошел к Краснодару, стало очевидно, что стан- цию нужно эвакуировать. Погрузив на повозки все наиболее цен-ное

имущество станции, и прежде всего селекционный материал-

семена, исходные формы будущих новых сортов, -сотрудники станции и П. Лукьяненко с семьей-женой и пятилетней дочерью отправились в далекий Казахстан. Шестнадцатилетний сын

П. Лукьяненко, комсомолец, остался в Краснодаре, и о его судьбе родители долго ничего не знали.

Через три месяца трудного пути прибыли в Алма-Ату, поселились в полаточном городке, и снова началась упорная работа селекционеров.

В начале 1943 г. П. П. Лукьяненко вернулся в освобожденный от фашистских оккупантов Краснодар. И здесь узнал: в день осво-

бождения города, 12 февраля 1943 г., вместе с двенадцатью товарищами, боровшимися с врагом, фашисты расстреляли его сына- Геннадия Лукьяненко.

Утрата была тяжелая. Но нужно было работать.

После возвращения коллег и семьи из Казахстана начали восстанавливать хозяйство станции, приводить в порядок плуги, бороны, сеялки. Радоволо и ободряло то, что главное богатство станции- селекционный материал- удалось спасти. Можно было, не теряя времени, начинать работу. Родине нужен был хлеб. Хлеб для армии, хлеб для народа. Каждый пуд хлеба- удар по врагу.

П. П. Лукьяненко вплотную начинает работать над созданием

неосыпающейся и неполегающей пшеницы. Это была очень важ-ная задача. Обычные сорта пшеницы требуют своевременной уборки и, значит, много рабочих рук: если какой-то участок оста-нется неубранным, пшеница на нем перестоит и пшеница на нем осыпется. Создание сортов неосыпающейсяч пшеницы позволит производить уборку постепенно, не опасаясь потерять урожай, и обходиться небольшим числом работников, что было важным обстоятельством в годы войны. То, что неосыпающаяся пшеница существует в природе, П. П. Лукьяненко знал.

Издавна неосыпающуюся пшеницу выращивали в Казахста-не кочевники- скотоводы. Они получили сорта такой пшеницы пу-тем случайного отбора. Вблизи своих стоянок скотоводы обычно высевали пшеницу, а сами уходили со стадами скота на летние пастбища и к стоянкам возвращались только поздней осенью. К этому времени пшеница не только успевала созреть, но и перестаивала на корню. В результате все неустойчивые растения теря

ли зерно и оставались только неосыпающиеся. Зерно этих расте-ний и использовалось для питания, последующего посева и размножения. Так за многие годы создавались не осыпающиеся сор-та.

Преступая к работе по созданию не осыпающихся сортов,

П. П. Лукьяненко пересмотрел все имеющиеся на станции гибрид-ные линии пшениц и отобрал из них формы, наиболее устойчивые

к осыпанию и полеганию. Работая с этими гибридами, П. П. Лукьяненко с сотрудниками вывели ценные сорта озимой пшеницыКраснодарка, Новоукраинка-83, у которых зерно в колосьях держится до самой осени. Прибавка урожая от новых сортов достига-ла 80 ц/га. Сорта эти относятся к сильным пшеницам, т. к. зерно их обладает высокими мукомольными и хлебопекарными свойства-ми.

Сорта Краснодарка и Новоукраинка-83 в годы войны и в первое

послевоенное время занимали на Кубани большие площа-

ди. Они давали высокие устойчивые урожаи. Страна в годы войны

тольго за счет этих сортов дополнительно получила миллионы пудов хлеба. Это был весомый вклад ученого в разгром врага, в Победу.

В послевоенные годы П. П. Лукьяненко создал высокоурожайные сорта озимой пшеницы: Краснодарская-622/2, Новоукраинка-84, Скороспелка-3б, Безостая-4. Улучшая Безостую-4, ученый вы-вел новый, знаменитый ныне сорт озимой сильной пшеницы Бе-зостая-1, резко отличающейся от всех своих предшественников низкорослостью, крупным многоцветковым колосом и урожайнос-

тью 60-80 ц/га.

Вдохновенным и плодотворным бал труд П. П. Лукьяненко, выдающегося селекционера, академика АН СССР и ВАСХНИЛ, дваж-

ды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Госу-

дарственной премии. Его дело достойно продолжают многочис-

ленные ученики. Краснодарская селекционная станция преобразо-вана

в Краснодарский научно-исследовательский институт сельс-кого хозяйства имени П. П. Лукьяненко, ставший в наше время все-

мирно известным селекционным учереждением.

В годы Великой Отечественной Войны с полной отдачей сил-на благо Родины, во имя победы над врагом трудился в то время мало

еще известный селикционер Валентин Петрович Кузьмин.

В. П. Кузьмин начинал свою научную деятельность на Тулунс-кой селекционной станции Восточной Сибири, затем работал во

Всесоюзном институте растениеводства в Ленинграде под руководством Николая Ивановича Вавилов. Институт в то время начинал сбор растений со всего земного шара, и В. П. Кузьмин в составе различных экспедиций изъездил долины, горы и пустыни всей Центральной Азии. Знания, полученные им в этих экспедициях, оказались весьма полезными в его работе на Шортангинской

опытной станции в Северном Казахстане в военные и после воен-ные годы. В самом начале войны ученый поставил задачу- создать

сорта, способные произрастать в Центральном и Северном Казахстане, где наличие влаги ниже всякой нормы, а засуха превосходит всякие нормы, где ранние заморозки в конце лета нередко губят все посевы. Задача была не из легких. Да и времени на это было отпущено очень мало.

Некоторый опыт создания высокоурожайных сортов, пригод-ных для возделования в суровых условиях Северного Казахстана,

у В. П. Кузьмина уже был. Еще до войны он создал сорт яровой

пшеницы Акмолинка-1, который превзошел по урожайности мест-

ные сорта этой культуры. Этот опыт пригодился ученому при решении новой задачи.

В. П. Кузьмин, отобрав в качестве исходных форм высокоурожайные сорта украинских озимых пшениц и хорошо приспособ-

ленные к суровым условиям Казахстана местные сорта пшениц, начал работу над созданием сортов, в которых сочетались бы высокоурожайность, засухоустойчивость, холодостойкость, скороспелость, устойчивость к полеганию (низкорослость), неосыпаемость, хорошая вымолачиваемость зерна из колоса.

Успешно работая в этом направлении, В. П. Кузьмин в годы войны создал высокоурожайный сорт мягкой яровой пшеницы -

Шортандинку, затем Снегурочку, твердую яровую пшеницу Акмо-

линку-5 с замечательными хлебопекарными качествами.

В. П. Кузьмин работал не только над пшеницами. В суровые годы войны, когда в стране не хватало продуктов питания, он соз-дает высокопродуктивные сорта гречихи, проса, гороха, подсол-

нечника, льна, картофеля. Горох Универсал, выведенный им, обла-

дал комплексом хозяйственно ценных свойств.

К. А. Тимирязев, расккрывая роль науки в земледелии и зада-

чи ученых, использовал известное выражение Д. Свифта о необходимости «вырастить два колоса там, где прежде рос один». Эту задачу успешно решал В. П. Кузьмин, Герой Социалистического Тру-да, лауреат Государственной премии СССР, действительный член

ВАСХНИЛ и Академии наук Казахской ССР. Он вырастил миллионы колосьев там, где, по существу, не рос ни один. Выведенные им в военные и послевоенные годы сорта занимают огромные площа-ди, ежегодно дают большое количество зерна и других продуктов растениеводства.

Война прервала работу Василия Николаевича Ремесло по селекции озимой пшеницы, на годы отодвинула свершение его мечты о создании сорта, который по урожайности превзошел бы знаменитую в то время Украинку, занимавшую основные площади озимой пшеницы в стране. В. Н. Ремемло пошел на фронт, прошел

путь от Волги до Берлина. И только после войны он смог вернуть-ся на Украину и заняться своим любимым делом. Когда В. Н. Ремес-

ло уходил на фронт, созданные им к этому времени исходные наиболее ценные формы озимой пшеницы он убрал, обмолотил, собранные семена тщательно просушил и засыпал в специальные мешочки, бережно уложил их в вещевой мешок, и с ними ушел на

войну. Взятые с собой семена В. Н. Ремесло хранил все годы вой-ны. С этими семенами он и начал работу на Мироновской селекционно-опытной станции в отделе селекции озимой пшеницы.

Трудыми были первые годы работы на станции. Стьрана еще не залечила раны войны, для научных исследований порой не хватало самого необходимого. Не хватало работников. В отделе селекции их было всего двое- сам Василий Николаевич и лабо-рант Екатерина Николаевна Майдоник. Но горячее стремление ра-

ботать умножало их силы.

Н. В. Ремесло провел настойчивую и кропотливую работу по созданию новых сортов озимой пшеницы, обладающих комплек-сом хозяйственно ценных свойств, путем превращения яровых пшениц в озимые. Полученные таким методом озимые, как прави-ло,

отличаются большей продуктивностью и устойчивостью к неблагоприятным условиям, чем исходные формы- яровые пшени-цы.

Начинающий селекционер до войны, В. Н. Ремесло стал все-

мирно известным ученым, акдемиком АН СССР и ВАСХНИЛ, дваж-

ды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии. Мироновская селекционно-опытная станция, на которой работал ученый, преобразована ныне во Всесоюзный научно-исследовательский институт селекции и семеноводства пшеницы име-ни В. Н. Ремесло.

В заключение хотелось бы вспомнить о подвиге ленинград-цев- сотрудников Всесоюзного института растениеводства, бла-

годаря которым в тяжелые дни блокады была сохранена уникаль-

ная мировая коллекция семян сельскохозяйственных растений, собранных со всего земного шара, представляющая особую ценность в качестве исходного материала для селекции новых сортов зерновых, масличных, кормовых, технических и других культур. В этой коллекции было сосредоточенно свыше 20000 образцов. Сотрудники института А. Г. Щукин, Е. Н. Вульф, Н. П. Леонтьевский, Д. С. Иванов и другие, сохранившие эти несколько тонн зерна пшени-цы, риса, кукурузы, гороха и других культур, сами умерли от голода, но коллекция- ценнейшее народное достояние- осталась в целости и сохранности. Были сохранены и две с половиной тонны коллекционного картофеля. Его надо было не только сохранить, уберечь от морозов, но и получить новый урожай. Профессора

В. С. Лехнович, Н. Р. Иванов и П. Н. Петрова буквально под орудий-ным и пулеметным огнем обеспечили посадку и сбор урожая кар-тофеля каждого сорта и таким образом сохранили ценнейший семенной материал для последующих селекционных работ в стра-не.

Надежными солдатами тыла в годы войны были наши замечательные ученые сельскохозяйственной и биологической наук, которые, не покладая рук, работали над созданием новых, более урожайных сортов сельскохозяйственных растений- зерновых, зернобобовых, крупяных, маслечных, технических, кормовых, картофеля, овощных, плодовых, ягодных и других культур. Создавая сорта, внедряя их в жизнь, они вместе со своим народом ковали Победу над врагом.

Вечная память героям !

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

*»Энциклопедический словарь юного земледельца»

*И. А. Шевцов «Популярно о генетике»

*»Биология-народному хозяйству» (Сборник статей)

*»Генетическая инженерия» (Сборник статей)

*С. И. Исаев, А. И. Игнатов «Селекция как эволюция, управляемая

человеком»

14


Описание предмета: «Биология»

Биология (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе. Предмет изучения биологии. - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин « Биология» предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом.

Иногда термин « Биология» употребляют в узком смысле, аналогичном понятиям экологияи биономия.

Основные методы Биологии: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент, или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Биологии между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Биологии на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Биология тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процессов Биология привлекает химию, физику, математику, многие технические науки и науки о Земле - геологию, географию, геохимию. Так возникают биологические дисциплины, смежные с другими науками, - биохимия, биофизика и пр., и науки, в которые Биология входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, протекающих в почве под влиянием почвенных организмов, океанология и лимнология, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.

Вскрываемые Биологией закономерности - важная составная часть современного естествознания. Они служат основой медицины, с.-х. наук, лесного хозяйства, звероводства, охотничьего и рыбного хозяйства. Использование человеком богатств органического мира строится на принципах, вскрываемых Биологией. Данные Биологии, относящиеся к ископаемым организмам, имеют значение для геологии. Многие биологические принципы применяют в технике.

Использование атомной энергии, а также космические исследования потребовали создания и усиленного развития радиобиологии и космической Биологии. Только на основе биологических исследований возможно решение одной из самых грандиозных и насущных задач, вставших перед человечеством, - планомерной реконструкции биосферы Земли с целью создания оптимальных условий для жизни увеличивающегося населения планеты. [БСЭ]

Литература

  1. История Москвы в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенный период. 1941-1965. – М.: Наука, 1967. – 562 с.
  2. В.Е. Возгрин. Россия и европейские страны в годы Северной Войны. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 1986. – 296 с.
  3. В.В. Коровин. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. – М.: Русь, 2003. – 312 с.
  4. В.М. Сойма. Советская контрразведка в годы Великой Отечественной войны. – М.: Крафт+, 2005. – 160 с.
  5. В.В. Позняков. Советская разведка в Америке. – М.: Международные отношения, 2005. – 504 с.
  6. Музы в шинелях. Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. Документы, тексты, воспоминания. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. – 432 с.
  7. С.Голиков. Выдающиеся победы Советской Армии в Великой Отечественной войне. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. – 312 с.
  8. В.Н. Усов. Советская разведка в Китае. 30-е годы ХХ века. – М.: КМК, 2007. – 486 с.
  9. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. – М.: Наука, 1977. – 734 с.
  10. В.П. Сальников, С.В. Степашин, Н.Г. Янгол. Органы внутренних дел Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны. – СпБ.: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – 224 с.
  11. Кузница Победы. Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 432 с.
  12. Сборник трудов участников городской научной конференции "Дух и культура Ленинграда в тылу Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". – М.: СПбКО, 2010. – 264 с.
  13. Алексей Попов. Диверсанты Сталина. Деятельность органов Госбезопасности СССР на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны. – М.: Яуза, Эксмо, 2004. – 512 с.
  14. Михаил Одинцов, Анна Кочетова. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 320 с.
  15. Дмитрий Дегтев, Дмитрий Зубов. Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941-1945. – М.: Центрполиграф, 2016. – 304 с.
  16. В.И. Голдин. Генералов похищали в Париже. Русское военное Зарубежье и советские спецслужбы в 30-е годы XX века. – М.: РИСИ, 2016. – 872 с.
  17. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. – М.: , . –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
ЛИИЖТ в годы войны
История Отечества
Реферат
18 стр.
НЭП
История Отечества
Курсовая работа
38 стр.
НЭП: содержание, альтернативы, механизмы реализации
История Отечества
Курсовая работа
30 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальная психология
Диплом
158 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир
Сейчас получил доклад и раздатку, так что все хорошо. Огромное спасибо за отлично сделанную работу после вашего сопровождения и за Ваш ответственный подход к делу. При такой хорошей дипломной работе мне будет стыдно плохо ее защитить. Еще раз спасибо. После защиты обязательно отчитаюсь о результате. С наступающим Рождеством, с уважением, Владимир.