Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Библиотечное дело

Библиотековедение

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы:

С 1990 года в библиотечном деле произошли изменения, связанные с преобразованиями в нашей стране. Коснулись они и методической деятельности библиотеки. Изменились ее функции, появились новые направления деятельности: издательское, рекламное, экспертное и т.д. Организационно-управленческая функция стала менее значимой. Появились инновационая, внедренческая функции. Но как и раньше, одним из основных направлений методической деятельности осталась подготовка и издание аналитической методической продукции. В настоящее время аналитическая продукция издается библиотеками- методическими центрами всех уровней.

Проблемная ситуация:

Издание аналитической методической продукции сохраняет свою актуальность для библиотекарей- практиков. Ведь в аналитических методических пособиях раскрываются актуальные проблемы библиотечной практики и теории, освящаются пути их решения.

Усложнение библиотечного производства, активное внедрение электронно-вычислительной техники, частичная коммерциализация библиотечной деятельности со всей очевидностью потребовали рационализации и оценки эффективности всех направлений библиотечной практики.

Со всей очевидностью встала задача проектирования технологии подготовки аналитической продукции, нормирования технологических процессов и операций, подсчета трудоемкости и себестоимости подготовки аналитической продукции. Это является обязательным условием рационального распределения обязанностей между библиотечными работниками, обоснованного планирования сроков подготовки аналитической продукции, повышения качества и снижения себестоимости.

Разработанность темы в литературе:

Некоторые аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в специальной печати.

Широкое освещение в последнее время получила проблема сущности и перспектив развития методической деятельности. Эту проблему освещали ученые: АвраеваЮ. (1), Басов С. А. (13), Бачалдин Б. Н. (15, 18), Ванеев А. Н. (23), Милевич Т. П. (57, 58), Семенова Н. А. (82), Неклюдова В. В. (61), Суслова И. М. (98). Практики в своих статьях делают акцент на перспективных направлениях научно-методической деятельности (4, 9, 35, 36, 39, 41, 43, 50, 51, 52, 59, 79, 108-112). Также этим вопросам посвящены следующие работы (27, 42, 69, 74-76, 78).

Функциональному назначению научно-методической деятельности посвящено значительное число публикаций следующих авторов: Авраевой Ю (2), Акилиной М. И. (3), Басова С. А. (12), Бачалдина Б. Н. (14, 16, 17), Ванеева А. Н. (22), Высоцкой Е. К. (25, 26), Кормишиной Г. М. (47), Матлиной С. Г. (53, 54), Столярова Ю. Н. (96), Сусловой И. (97), а также практических работников (32, 33, 46, 104, 105, 107).

В ряде работ уделяется внимание анализу ассортимента современной методической продукции: (7, 8, 20, 21, 31, 40, 44, 45, 70, 71, 81, 82, 86-88, 91, 92, 106).

В дипломной работе были также использованы работы, посвященные аналитической информации: Альтшуллер М. С. (5), Васильев А. Г., Грицов В. К. (24), Гольдгамер Г. И. (28, 29), Гречихин А. А., Здоров И. Г. (30) и работы других авторов (19, 37, 38, 48, 60, 62, 80, 85, 102, 113).

Для проведения контент-анализа были использованы публикации по методике его проведения (34, 49, 83, 93, 95, 101).

В работе были использованы нормативные документы: нормы времени на работы выполняемые в библиотеках (55, 56, 63-68, 73, 77, 90, 94) и словари (6, 72, 113).

Объект исследования- аналитическая информационная продукция.

Предмет исследования- технологическое проектирование подготовки аналитической информационной продукции.

Цель исследования- описать технологию подготовки аналитической информационной продукции на примере отдела прогнозирования и развития библиотечного дела.

Задачи исследования:

выявление функций научно-методической деятельности;

характеристика ассортимента современной методической продукции;

характеристика современной методической продукции с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей;

проектирование технологии подготовки аналитической справки;

проектирование технологии подготовки ежегодного доклада о деятельности библиотек области;

проектирование технологии подготовки сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса».

База исследования: отдел прогнозирования и развития библиотечного дела Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова

Практическая значимость работы видится в том, что полученные результаты работы могут быть использованы при планировании сроков подготовки аналитической продукции, при распределении обязанностей между сотрудниками, для контроля промежуточных результатов в процессе подготовки продукции, при оценке ее себестоимости.

Методы исследования:

Для наиболее обоснованного набора функций методической деятельности был использован контент-анализ. Для характеристики ассортимента методической продукции и с позиций ее видовой классификации и жанровых особенностей- метод анализа документальных источников.

При проектировании технологии подготовки аналитической продукции применялись метода технологического проектирования:

метод операционно-технологического анализа;

метод технологического моделирования;

методы расчета трудоемкости и себестоимости.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована проблемная ситуация, определены цели и задачи, методы исследования.

Первая глава посвящена функциональному изучению научно-методической деятельности. Проанализирован ассортимент современной методической продукции, дана ее классификация.

Во второй главе представлена технология подготовки аналитической справки, ежегодного доклада и сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса» в виде технологических схем, оперограмм, таблиц нормирования технологии подготовки, трудоемкости и себестоимости.

В заключении работы представлены выводы исследования и намечены перспективы изучения проблемы. Список литературы содержит 113 наименований, работа содержит 7 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современное состояние научно-методической деятельности характеризуется отсутствием разработанной технологии подготовки аналитических продуктов, реальных механизмов оценки ее трудоемкости.

В настоящей дипломной работе поиски решения проблемы осуществлялись в рамках конкретных задач, сформулированных во введении.

В ходе контент-анализа документальных источников удалось выявить наиболее обоснованный набор функций научно-методической деятельности. Среди них: организационно-управленческая, внедренческая, исследовательская, информационная, аналитическая, обучающая.

Охарактеризован ассортимент аналитической методической продукции по годам издания, издающим организациям, тематике и видам методических изданий. Оказалось, что методическую продукцию издают множество библиотек как федерального, так и регионального уровня. При этом количество издаваемых пособий резко уменьшилось. Изменилась и тематика, некоторые темы исчезли, но вместо них появились новые. Было также выявлено много видов методической продукции.

В ходе изучения литературы выявлены варианты классификаций методической продукции. При их изучении и функционально-содержательной характеристике методических продуктов было обнаружено, что границы между видами методических продуктов размыты и в теории и на практике.

В результате решения задач, связанных с проектированием технологических операций, описана технология подготовки аналитической справки. В работе она представлена в виде технологической схемы, таблицы нормирования процесса подготовки. Была подсчитана трудоемкость и себестоимость подготовки аналитической справки.

Для ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек области были разработаны технологическая схема, оперограмма, таблица нормирования процесса подготовки, а также расчитана трудоемкость и себестоимость.

Были составлены технологическая схема, оперограмма и таблица нормирования для процесса подготовки сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса».

Эти результаты имеют значение для практиков. Технологическая схема может помочь в процессе контроля промежуточных результатов, получаемых при выполнении технологических операций. Оперограмма может помочь при рациональном распределении обязанностей между сотрудниками. Величина трудоемкости помогает при планировании графика работ.

Дальнейшую работу над темой целесообразно связывать с:

разработкой содержательных и формальных отличий между видами методической продукции;

дальнейшей разработкой технологии подготовки аналитических продуктов, особенно сборника «Библиотечная жизнь Кузбасса».


Описание предмета: «Библиотековедение»

Библиотековедение, отрасль науки, изучающая цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования книгами. Основные разделы Библиотековедения: общее Библиотековедение, рассматривающее проблемы организации общественного пользования книгами (место и роль библиотеки в обществе; основы организации библиотечного дела, принципы построения сети библиотек и их типизация и т.д.); библиотечные фонды (вопросы комплектования, организации и хранения фондов библиотек); библиотечные каталоги (описание и классификация произведений печати, и методика составления каталогов); работа с читателями (система обслуживания читателей в библиотеке, формы и методы работы с ними, руководство их чтением, воспитание культуры чтения, привитие навыков самообразовательного чтения, изучение интересов и запросов читателей); организация работы библиотеки (организация и нормирование библиотечного труда, учёт и планирование деятельности библиотеки, строительство и оборудование библиотечных зданий, механизация и автоматизация библиотечных процессов и др.); история библиотечного дела, изучающая содержание, формы, методы и организацию общественного пользования книгами в условиях различных общественно-экономических формаций.

Методологические основы и проблематика Библиотековедения определяются на каждом историческом этапе социально-экономическими условиями и идеологией, господствующей при данном общественном строе. В основе социалистического Библиотековедения лежит марксистско-ленинское учение об объективных закономерностях развития общества, учение В. И. Ленина о культурной революции и коммунистическом воспитании [Ленин и библиотечное дело, М., 1969]. Этим определилось формирование социалистического Библиотековедения. как отрасли науки, основной задачей которой является исследование закономерностей развития библиотечного процесса как социального явления и анализ на этой основе национальных особенностей библиотечного дела в отдельных странах.

Теоретические положения социалистического Библиотековедения разработаны советским Библиотековедением в результате обобщения опыта культурного строительства, в том числе библиотечного дела, накопленного в СССР [Материалы к истории библиотечного дела в СССР (1917-1959 гг.), Л., 1960]. Социалистическое Библиотековедение раскрывает общественную роль и характерные особенности библиотеки социалистического типа; принципы и средства подчинения библиотечной работы политическим, хозяйственным и культурным задачам страны; организационные формы, пути дифференциации и методы обслуживания народа книгой с целью привлечения основной массы населения к систематическому чтению и пользованию библиотеками.

На современном этапе развития в центре внимания Библиотековедения находятся вопросы природы, сущности, содержания и социальных условий формирования интересов читателей; места и роли библиотеки в системе научной и технической информации; научно-теоретических основ единой системы библиотечного обслуживания и ряд др. Вопросы библиотечной техники изучаются в связи с целями, задачами и содержанием библиотечной работы. В своей научно-исследовательской и практической работе библиотековеды используют математические, статистические, социологические и другие методы. Особенно важны для библиотечного дела научные выводы о значении информации в современном обществе. Перспективны также некоторые методы и технические средства информации.

Литература

  1. Н.Б. Голубенко. Информационные технологии в библиотечном деле. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 288 с.
  2. Рубанова Татьяна Давыдовна; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. История Библиотечного Дела: Древний Мир. Средние Века. Эпоха Просвещения. – М.: , 2003. – 113 с.
  3. Баранова Т.Г. Библиотечная Жизнь Кузбасса.Вып. 1 (31): Сборник. – М.: , 2001. – 111 с.
  4. Основные стандарты по библиотечному делу. – М.: Университетская книга, Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. – 192 с.
  5. Библиотечное дело мира. – М.: Пашков дом, 2010. – 176 с.
  6. Гамс Эдуард Сергеевич. Электронная Подписка На Журналы Как Инструмент Розничных Продаж// Седьмая Международная Научная Конференция «Библиотечное Дело – 2002: Библиотечное Образование И Практика: Поиски Взаимопонимания»: Тезисы Докладов/ Сост.: В.В. Скворцов. – М.: Мгуки, 2002. – М.: , 2002. – 2 с.
  7. Гамс Эдуард Сергеевич. Скандинавский Опыт Формирования Библиотечных Фондов Методом Почтово-Посылочной Книжной Торговли И Его Возможное Использование В России// Шестая Международная Научная Конференция «Библиотечное Дело – 2001: Российские Библиотеки В Мировом Информационном И И. – М.: , 2001. – 3 с.
  8. Гамс Эдуард Сергеевич. Сохраним Культуру Чтения России - Поможем Сельским Библиотекам! // Девятая Международная Научная Конференция «Библиотечное Дело – 2004: Всеобщая Доступность Информации: Тезисы Докладов/ Сост.: В.В. Скворцов. – М.: Мгуки, 2004. – С. 114-115. – М.: , 2004. – 2 с.
  9. Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу 1-7 июня 1911 года. – М.: Российская национальная библиотека, 2012. – 216 с.
  10. А.Л. Дивногорцев. Библиотечное дело в Российской Федерации (апрель 1953 – октябрь 1964). Документы и материалы. В 2 частях. Часть 2. – М.: Пашков дом, 2010. – 264 с.
  11. А.Н. Ванеев. История библиотечного дела и библиотековедения. – М.: Российская национальная библиотека, 2012. – 308 с.
  12. Ольга Медведева und Ирина Ураева. История библиотечного дела в Тамбовской губернии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 348 с.
  13. Зарина Лошаковская. Библиотечное дело Дагестана (1920-1960 гг.). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  14. Нина Мурашова. Становление библиотечного дела в Западной Сибири. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с.
  15. М.Я. Дворкина. Теория и история библиотечного дела. В 2 частях (комплект из 2 книг). – М.: Пашков дом, 2015. – 916 с.
  16. Основные стандарты по библиотечному делу. – М.: Университетская книга,Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. – 192 с.
  17. Библиотечное дело за рубежом - 2016. – М.: Пашков дом, 2017. – 184 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Межличностные отношения в коллективе
Менеджмент
Курсовая работа
46 стр.
Анализ отношений в организации и разработка предложений по совершенствованию межличностных и групповых коммуникаций
Экономика предприятия
Диплом
121 стр.
Традиции петербургского меценатства
Культурология
Диплом
67 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Алена, 22.12
Спасибо Вам огромное за помощь! Диплом сдан и защищен на 5!Ваша помощь просто неоценима!