Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Французские философы - просветители XVIII века об общественном прогрессе

Философия

1) Французское Просвещение и его основные черты.

18 столетие в истории Европы известно под названием «века Просвещения». В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Кондорсэ, француских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения.

В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и общественное развитие.

• Важнейшим элементом, основной философии Просвещения было убеждение в

том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть

объяснено на основе разума, т. е. рационалистически. Просветители являлись прямыми наследниками «научной революции 17 столетия», связанной с открытиями Ньютона, Декарта, Галилея. Смысл ее может быть прекрасно передан знаменитой фразой Галилея: «Природа, синьор, насмехается на решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения». Деятелям «научной революции 17 в. «было введено понятие научного закона как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество. По мнению философов Просвещения, не только природа, но и общество должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу, осмыслено рациона-

листически, с точки зрения действующих в обществе законов,

• Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то, что оно развивается от менее развитых форм к более развитым, т. е. по пути прогресса. Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса,

• Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогресса служил в теориях просветителей обоснованием для критического анализа существующей общественной действительности. Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соответствие требованиям разума, естественным правам человека (к ним относились независимость личности и признание свободы человека), идее прогресса. Современный общественный порядок порицался просветителями. Они критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод, религиозные суеверия и невежество. Просветители сформулировали стройную концепцию реформ, охватывающих все сферы общественной жизни, направленную на достижение так называемого «общественного блага», общественного строя, при котором удовлетворяются потребности каждого члена общества,

• Осуществление этой программы реформ они связывали главным условием: Просвещением общества, распространение в различных его слоях научных знаний, норм морали, искоренение суеверий и невежества. Публикация знаменитой «Энциклопедии» под руководством Дени Дидро рассматривалась как первый шаг к просвещению общества,

• Особые требования предъявляли просветители к верховной власти. Они

по-разному трактовали вопрос о происхождении государства, но были

одинаково убеждены в необходимости установления власти просвещенных

правителей, которые на основе общих философских доктрин разрабатывают

программу конкретных политических действий и реформ.

Сказанного достаточно, чтобы понять, почему именно Просвещение стало идейной основой Французской революции 18 века, направленной против «старого порядка»: абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян, революции, выдвинувшей знаменитый лозунг «свободы, равенства и братства».

Теперь разберем подробнее отдельные аспекты воззрений философов - просветителей.

2) Идея общественного прогресса.

Идея общественно - исторического прогресса в определенном смысле была ядром философии просвещения.

Далее необходимо включить материал о:

а) понятий общественно-исторического прогресса у Кондорсэ,

б) критерии общественно-исторического прогресса у просветителей - и дать их оценку с точки зрения последующего исторического опыта и современных представлений (см. вопрос о «понятии и критерии общ. -ист. прог. «)

3) Понятие цивилизации.

Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума т их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, сто цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии.

4) Представления о государстве. Теория разделения властей.

Большое значение просветители придавали государству. Напомним, с политикой государства они связывали надежды на успех общественных преобразований и достижение «общего блага».

В философии Просвещении развивались различные варианты теории общественного договора. Многие просветители разделяли концепцию Дж. Локка (необходимо подробно рассказать о ней - см. вопрос «теория общ. догов.). Своеобразный вариант теории общественного договора разработал Руссо (необходимо подробно рассказать о взглядах Руссо - «теория о. д. «)

В рамках общей концепции Локка развил свою знаменитую теорию разделения властей Шарль Монтескье (1689-1755). В трактате «О духе законов» он утверждал, что идеальный государственный строй должен быть построен на основе принципа разделения властей, т. е. независимости в своих сферах трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. По его мнению, такое разделение властей устанавливает их равновесие, не дает простора для злоупотребления, гарантирует соблюдение норм «общего блага». Законодательная власть, опирающаяся на народное представительство, уравновешивает исполнительную власть короля и при это обе они признают независимость третьей, судебной, власти.

Теория разделения властей, восходящая к некоторым идеям Аристотеля, является важнейшим элементом современной представительной демократии.

Основные понятия:

Просвещение, рационализм, теория разделения властей, общественный договор, «общее благо».

Вопросы и задания:

1) Дайте определение основным понятиям темы.

2) Какие представления лежали в основе философии Просвещения?

3) Почему философия Просвещения явилась идейной основой Французской революции 18 века?

4) Какие представления Просвещения отвергаются современным обществознанием? Используйте материал предыдущих тем.


Описание предмета: «Философия»

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.

Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Литература

  1. В.Н. Топоров, М.Н. Муравьев. В. Н. Топоров. Из истории русской литературы. Том 2. Русская литература второй половины XVIII века. М. Н. Муравьев. Введение в творческое наследие. Книга 1. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 912 с.
  2. Р.А. Будагов. Развитие французской политической терминологии в XVIII веке. – М.: Добросвет-2000, 2002. – 176 с.
  3. Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский. Градостроительство Англии XVII-XVIII веков. Город и природа. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 140 с.
  4. П.И. Новгородцев. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991. – 640 с.
  5. Под редакцией Л.И. Яковлевой. Хрестоматия по западной философии XVII—XVIII веков. Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 784 с.
  6. И.Ступников. Английский театр. Конец XVII - начало XVIII века. – СПб.: Искусство-СПБ, 1986. – 352 с.
  7. А.А. Шахов. Вольтер и его время. Философия эпохи Просвещения. – М.: Либроком, 2012. – 360 с.
  8. История эстетики в памятниках и документах (комплект из 24 книг). – М.: Искусство, 1974. – 9744 с.
  9. Г.В. Плеханов. История Русской общественной мысли. Том 3. Движение русской общественной мысли после петровской реформы (продолжение). – М.: Товарищество "Мир", 1917. – 296 с.
  10. История эстетики в памятниках и документах (комплект из 33 книг). – М.: Искусство, 1977. – 15480 с.
  11. Е.Л. Пастернак. Формирование основных направлений французской лингвистической мысли XVIII века. – М.: Либроком, 2009. – 208 с.
  12. Л.Е. Татаринова. Русская литература и журналистика XVIII века. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001. – 368 с.
  13. Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились XVIII веке. – М.: Ломоносов, 2010. – 224 с.
  14. П.Гольбах, К.Гельвеций, П.Кабанис, А.Барнав, Ж.Кондорсе. Французский материализм ХVIII века. Учение об обществе. Хрестоматия. – М.: Красанд, 2011. – 264 с.
  15. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия. В 2 томах. Том 2. – М.: АльянС, 2014. – 400 с.
  16. И.А. Гобозов. Луи Альтюсер. Выдающийся философ-марксист XX века. Аутентичное прочтение Маркса. – М.: Ленанд, 2015. – 120 с.
  17. И.А. Гобозов. Луи Альтюсер - выдающийся философ-марксист XX века. Аутентичное прочтение Маркса. – М.: Ленанд, 2015. – 120 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Итоговая работа по источниковедению
История Отечества
Реферат
20 стр.
Личность и государство Ж-Ж Руссо
Философия
Реферат
23 стр.
Пантомима в хореографии
Культурология
Реферат
21 стр.
Русский театр эпохи сентиментализма
Религиоведение
Реферат
21 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Антон, 30.04
Юлия, еще раз выражаю Вам БЛАГОДАРНОСТЬ! Недочетов в итоге ГЭК нашла предостаточно, но на 4 я все же защитился. Так что СПАСИБО и всего Вам самого доброго! С уважением, Антон P.S.: обязательно буду рекомендовать Вас лично и ваш сайт в частности своим знакомым.