Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Исполнительные отношения: понятие и структура

Конституционное право

Исполнительные отношения: понятие и структура

Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнитель-

ном производстве» явилось тем существенным правовым механизмом, с которым

связано восстановление прав и законных интересов граждан и организаций.

Одним из основных результатов судебной реформы за последние 10 лет стало

образование системы принудительного исполнения, в результате чего создана служба

судебных приставов1.

В общей части Модельного кодекса использованы ключевые понятия: «судеб-

ный пристав» и «исполнение судебных решений»2.

В юридической литературе высказаны различные точки зрения на место испол-

нительного законодательства в системе российского права, его взаимосвязь с процес-

суальным и административным правом.

В частности, В.В. Ярков считает, что если рассматривать исполнительное произ-

водство как составную часть гражданского и арбитражного процессов, то тогда можно

объяснить до сих пор сохраняющееся наличие ряда существенных гарантий прав дол-

жника и стадии исполнения. Если же исполнение - суть административная процедура,

то тогда главной его целью является обеспечение реализации положений судебного и

несудебного акта без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной про-

цессуальной форме3.

Вместе с тем в пользу самостоятельного и внепроцессуального характера ис-

полнительного производства говорит наличие специфических черт, принципиальных

положений, специфика норм, регулирующих исполнительное производство. Испол-

нительное производство имеет сложный предмет правового регулирования4.

25

В.М. Шерстюк считает, что с принятием ФЗ «Об исполнительном производ-

стве» изменилось место исполнительного производства в системе российского права.

Теперь его правовые нормы и институты вряд ли могут быть включены в состав отрас-

ли гражданского процессуального права5.

Впервые на самостоятельность предмета правового регулирования исполни-

тельного права указал М.К. Юков6.

Н.А. Панкратова обратила внимание на то, что основу предмета исполнитель-

ного права составляет совокупность отношений, складывающихся между органами

принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными

участниками исполнительного производства - с другой7.

О самостоятельности исполнительного производства высказывался и автор на-

стоящей статьи8.

Таким образом, проблема предмета исполнительного права становится акту-

альной.

Вряд ли подлежит сомнению то бесспорное обстоятельство, что объективное

существование исполнительных отношений и юридических норм, направленных на их

регулирование, требует системного расположения норм исполнительного права. Не-

сомненно и другое положение, что в процессе исследования исполнительного права

ясно обнаруживается сходство и различие между конкретными правовыми нормами,

связи и зависимости между ними.

Предмет правового регулирования исполнительного права, будучи однород-

ным по своей сущности и характеру, внутренне неоднороден в силу особенностей

фактического содержания, сфер регулирования, состава участников и их положения,

конкретных объектов, оснований возникновения и движения отношений. Поэтому един-

ство предмета правового регулирования не только не исключает, а, напротив, предпо-

лагает дифференциацию внутри его на отдельные группы, виды, подвиды, каждый из

которых требует регулирования обособленной группой правовых норм.

В.В. Ярков верно отмечает, что практически принудительное исполнение не

является единым производством, а выступает в качестве целой системы определенных

производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов и более правильно

характеризовать исполнительное производство вне рамок судебного процесса, судеб-

ной власти, как требующее целостного правового регулирования9.

По мнению М.К. Юкова, В.В. Яркова, Н.А. Панкратовой, исполнительное право

можно считать комплексной отраслью права.

С нашей точки зрения, необходимо различать периоды зарождения отрасли

права, ее формирования, становления, стабилизации, завершения этого процесса и

перспективы дальнейшего развития.

Рассматривая исполнительное право именно с этих позиций, остановимся на

плодотворных идеях, высказанных В.Д. Сорокиным по данному вопросу10. Сущность

его подхода заключается в том, что любая отрасль права должна пройти в своем сис-

темном формировании ряд стадий.

Во-первых, необходимо, чтобы определенная группа правовых норм была ка-

чественно обособлена и оформлена по степени своей организации в систему такого

порядка, который соответствовал бы ее положению как элемента системы права в целом.

Во-вторых, регулируемые данной группой правовых норм общественные отно-

шения должны приобрести устойчивые признаки (при этом количественный фактор

определяющей роли не играет, главное - характер связей между элементами).

26

В-третьих, нормы права должны объединяться в правовые институты, представ-

ляющие собой системы.

В-четвертых, дальнейшее развитие норм при наличии государственного инте-

реса должно привести к упрочению связей между ними, что, в конечном счете, приве-

дет к образованию структуры на один порядок выше, т.е. отрасли права.

В-пятых, образование отрасли права как системы высокого порядка связано со

значительным по времени и по масштабам процессом эволюционного развития.

Основным фактором, интегративным свойством, образующим исполнитель-

ное право как целостную сущность является предмет правового регулирования, т.е.

общественные отношения, которые непосредственно испытывают воздействие норм

исполнительного права и регулируются ими. Предмет правового регулирования - это

основной материальный признак, определяющий все остальные системные свойства

исполнительного права.

С.С. Алексеев справедливо подчеркивает, что в предмете заложена объективная

необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации общественных

отношений11.

Можно ли утверждать, что предмет исполнительного права в общем виде опре-

делен в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»?

В ст.1 указанного закона говорится, что закон определяет условия и порядок

принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитраж-

ных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных

законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или

бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям

или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо соверше-

нию в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Думается, что ст.1 определяет не только сферу действия Федерального закона

«Об исполнительном производстве», но и указывает на круг тех отношений, которые

он регулирует.

Исполнительные отношения - это общественные отношения между различны-

ми субъектами в процессе их деятельности, связанные с исполнительным производ-

ством. Исполнительные отношения - это форма и результат этой деятельности.

В современной философской литературе общепризнанной является точка зре-

ния, согласно которой составными элементами общественного отношения являются,

во-первых, носители (субъекты) отношения; во-вторых, объект (предмет), по поводу

которого складываются отношения; в-третьих, социальная связь права и обязанности

как содержание отношений12.

Мы полагаем, что отношения, связанные с исполнительным производством,

соответствуют этим требованиям и они должны называться исполнительными отно-

шениями13.

Соотношение между системой законодательства и системой права есть соотно-

шение между внутренним строением права, группировкой его норм и внешней фор-

мой выражения права, которая характеризует состояние источника права. Между сис-

темой законодательства и системой права существует тесная связь, как связь содержа-

ния и формы14.

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулиро-

вания и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений15.

27

Ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывает, что

законодательство об исполнительном производстве состоит из настоящего Федераль-

ного закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных зако-

нов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и

актов других органов.

Таким образом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Фе-

деральный закон «О судебных приставах» являются основными нормативными акта-

ми, регулирующими отношения, возникающие при принудительном исполнении су-

дебных актов и актов других органов16.

Интересно, что А.В.Закарлюка не оспаривает доводы ученых М.К.Юкова и

В.В. Яркова относительно комплексности законодательства об исполнительном произ-

водстве, считает необходимым разграничивать понятия исполнительного производ-

ства как отрасли права, с одной стороны, и законодательства о принудительном испол-

нении юрисдикционных актов, с другой стороны17.

Однако отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулиру-

ются не только названными актами, но и иными федеральными законами. Несомнен-

но, к ним относятся ГПК (раздел V), АПК (раздел IV), ГК РФ (нормы, регулирующие

порядок проведения торгов). К источникам исполнительного права относятся много-

численные нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты Министерства

юстиции РФ.

Заслуживает внимание предложение В.В. Яркова о том, что Федеральные зако-

ны «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» не решили многих

проблем принудительного исполнения. Система исполнения по-прежнему не связана

с иным законодательством, нет полноценных и развернутых исполнительных проце-

дур, позволяющих «в автоматическом режиме» осуществлять исполнительные дей-

ствия. Предлагается разработка Исполнительного кодекса РФ. При этом В.В. Ярков

исходит из понимания исполнительного законодательства как комплексного правово-

го образования, объединяющего в себе совокупность различных способов реализа-

ции исполнительных документов, разнообразные исполнительные процедуры, учиты-

вающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, зе-

мельного, жилищного и иного законодательства18.

В этой связи В.В. Ярковым выделяются пять групп исполнительных процедур,

которые, по нашему мнению, можно считать группами общественных отношений:

1) реализация исполнительных документов в отношении граждан как физических лиц;

2) реализация исполнительных документов в отношении государственных органов,

органов местного самоуправления и должностных лиц; 3) реализация исполнительных

документов в отношении коммерческих организаций; 4) реализация исполнительных

документов в отношении некоммерческих организаций; 5) реализация исполнитель-

ных документов по групповым искам, о защите неопределенного круга лиц.

Конечно, предмет исполнительного права включает в себя отношения, связан-

ные с органами исполнения, сроками исполнения, возбуждением исполнительного

производства, обращением взыскания на отдельные виды имущества и т.д.

И.В. Решетникова, например, справедливо выделяет следующие стадии испол-

нительного производства: 1) возбуждение исполнительного производства; 2) подго-

товка к осуществлению исполнительного производства; 3) осуществление исполни-

тельного производства и 4) окончание исполнительного производства19.

28

Следует признать, что структура исполнительных отношений может подвер-

гаться делению на виды и подвиды в зависимости от цели, которую преследует иссле-

дователь.

Примечания

1 См.: Ярков В.В. Будущее системы гражданской юрисдикции: попытка про-

гноза // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и

перспективы развития / Под ред. В.В. Яркова, И.А. Викута, Г.В. Жилина и др. Екатерин-

бург, 2000. С. 35.

2 См.: Лапин Б.Н. О концептуальных положениях Модельного кодекса граждан-

ского судопроизводства для стран Содружества независимых государств // Там же. С. 191.

3 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов органов гражданской юрис-

дикции // Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в

современной России. М., 1999. С. 203.

4 Там же. С. 205.

5 См.: Комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном произ-

водстве» / Под ред. М.К. Юкова, В.М. Шерстюка. М., 1998. С. 9.

6 См.: Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное производство //

Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 92-95.

7 См.: Панкратова Н.А. К вопросу об исполнительном праве: Теоретические и

прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции: Межвуз. сб. науч. тр. /

Под ред. В.В. Яркова, Г.А. Жилина и др. Екатеринбург, 1998. С. 204.

8 См.: Кузнецов В.Ф. Исполнительное производство. Челябинск, 1998; Он же.

Проблемы защиты частных и публичных интересов в исполнительном производстве //

Проблемы применения права: защита частных, общественных интересов / Под ред.

В.И. Попова. Челябинск, 1999. С. 136.

9 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов ... С. 205.

10 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: Теоретические пробле-

мы. М., 1976. С. 34.

11 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 170.

12 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000. С. 27; Малинова И.П. Класси-

ческая философия права: Материал лекций. Екатеринбург, 1998. С. 18; Грибакин А.В.

Введение в философию права: Конспект лекций. Екатеринбург, 1999. С. 93.

13 См.: Кузнецов В.Ф. Предмет правового регулирования и субъекты исполни-

тельного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: Современное

состояние и перспективы развития / Под ред. В.В. Яркова, И.А. Викута, Г.В. Жилина и

др. Екатеринбург, 2000. С. 485.

14 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург,

1997. С. 112.

15 См.: Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. С. 36.

16 См.: Комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном произ-

водстве». С. 10.

17 См.: Закарлюка А.В. Актуальные проблемы судебной юрисдикции в испол-

нительном производстве // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века ... С. 35.

18 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов ... С. 223.

19 См.: Пособие по исполнительному производству: Учеб. пособие / Под ред.

И.В. Решетниковой М., 2000. С. 129.

29

Е.В. Титова


Описание предмета: «Конституционное право»

Конституционное право - отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина, а также и другие отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Валютное регулирование и валютный контроль
Финансы и кредит
Диплом
105 стр.
Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса
Государственное и муниципальное управление
Диплом
80 стр.
Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса
Государственное и муниципальное управление
Диплом
89 стр.
Учреждения и органы, исполняющие наказания: понятие, система
Банковское и биржевое дело
Курсовая работа
42 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Алексей, 22.01
Марина! Спасибо Вам большое! Работа мне понравилась, изложена простым языком и присутствует анализ основных моментов темы. Защитился на отлично, используя в докладе Ваш материал. Буду рекомендовать Вас студентам и коллегам.