Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Деловая игра как метод исследования в психологии

Возрастная психология

Конкрегные психологические рабогы в обласги имигациоиных игр ведутся в нескольких направлениях. Прежде всего имигационная игра выступила как мегод исследования психологических законоыерносгей. Другой круг рабог связан с подходом к деловой игре вак объекгу исследования. И, наконец, в рамках психологической градиции разсабагываюгся имигационные игры ддя решения практических задач психогерапии и диагносгики.

Деловая игра как мегод исследования в психологии

Традиционный лабораторный эксперимент, в свое время сыгравший решающую роль в возникновении психологической науки, в последнее время все менее удовлегворяег психологов. Недовольсгво прежде всего вызывает искуссгвенносгь, оторванносгь лаборагорного эксперимента от реальной жизни, невозможность исследовать человека целостно во всем многообразии и единстве его проявлений. В связи с этим помыслы психологов самых разных направлений и ориентаций обращаются к поиску максимально приближенных к жизни ситуаций исследования психологических явлений.

Чтобы оценить возможности деловых игр в качестве метода психологического исследсвания, следует обратить внимание на следую-

щие их особенности.

1. Ддя психологического исследования оказывается крайне важна> тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным. Как отмечают советские специалисты в области деловых игр, «. самое главное в играх. то, что они являются специфической деятельностью, условной практикой в изменевных по сравнению с реальной действительностью условиях. Конструирование такой искусственной игры - это прежде всего конструирование специфической человеческой деятельности, как правило, коллективной деятельности. «[5, с. ТД. Трудно переоценить значение этого факта - ведь исследования на уровне деятельности (а не действий или операций) трудно осуществимы именно из-за неадекватности традиционных лабораторных экспериментов этой задаче.

19

Целостное воспроизведение гого или иного вида конкретной практической деятельности в ее существенных компонентах позволяет сделать последнюю предметом психологического анализа и изучения.

2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряденность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.

'Лмитационные игры оказываются значимыми для их участников олагодаря близости имитируемых ситуаций реальным и значимости самих моделируемых проблем. Так, деловая игра позволяет познакомиться со своей будущей профессиональной деятельностью, работой, исследовать имитируемую реальность, проверить себя, свои возможности в практической деятельности, продемонстрировать свои достижения в престижной области и др.

Но не только возможностью реализовать значимые мотивы объясняется глубокая личностная вовлеченность участников в игру. Необходимо рассмотреть особую позицию игроков в отношении имитируемых процессов. Это деятельная позиция, когда участник должен реально подействовать в предлагаемых обстоятельствах, сделать выбор и реализовать его в своем поведении. Состояние имитируемяЧ системы, положение ее различных элементов выступает как непосредственное следствие, результат самостоятельных действий участников. Ряд других особенностей игры, таких как моделирование наиболее существенных связей и отношений системы, сокращение временных и пространственных интервалов, наличие достаточно строгой системы правил, объективация многих моментов принятия решений, позволяют сразу и довольно однозначно оценить объективные результаты своих действий в игре. Эти условия игровой деятельности и вызывают такие яркие, подчас неожиданные переживания у участников по поводу тех или иных игровых событий, описание которых можно найти в литературе.

3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях огносигельной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть пряняго. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае «жесткой» имитации предполагается выбор из имею^яхея альт арна ГИБ решения. В «свободных» имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других-ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые 'ли продоставляюг правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.

Часто игры воспроизводят конфликтные ситуации и тогда выбор того или иного решения приобретает более драматичный характер. Содержание конфликтов может быть самое разное и различны псгхологические последствия от вовлечения участников в те или иные конфликтные условия. В связи с исследованием личности особое значение приобретают конфликты кожду интересами различных элементов системы, когда игроку предоставляется возможность выбора одной из линий поведения. В другом случае участники заранее ставятся в неравные условия, порождающие объективно ков^иктную сигуации, им не предоставляется возможность выбора.

При использовании деловой игры в качестве модели для исследования целостной деятельности и особенно в связи с изучением ее личностной регуляции встает вопрос о соотношении игровой и реальной деятельности. При решении данной проблемы необходимо учитывать следующие существенные моменты.

Близость имитируемых ситуаций с реальными, их значимость для участников вызывают невольную идентификацию с исполняемой ролг. п, как бы отождествление «игрового мира» и «реальной жизни». Поэтому психологи часто указывают на реальность переживаний в ходе игры: «. несмотря на условность игровой ситуацкп, чувства, которые испытывает в ней играющий, являются подлинными, реальными. Реальными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются при условии, что они значимы для играющего» С 2, c. l9С другой стороны, деловые игрн представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, «загружают» решением конфликтов, проблем и т. п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игрн является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный конгроль личности за своим поведением. Это, безусловно, изменяет поведение субъекта по сравнении с возможными действиями в сходной реальной ситуации, но обнажает некоторые психологические механизмы регуляции деятельности-со стороны смысловых образований личности. В связи с этим уместно вспомнить, что в реальных условиях видимость деятельности и ее психологическое содержание не совпадают.

Возможность произвольного контроля внешней, видимой стороны деятельности, случайные обстоятельства, условия деятельности, неоднозначность последствий от действий человека в ряде сложных ситуаций затрудняют исследование регуляции деятельности со стороны смысловых образований личности. Своеобразный парадокс заключается в том, что часто игры предосгавляют человеку возможность «играть» меньше, чем он «играет» в реальной жизни, «выйти из роли», «снять маску».

5. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследова-

ния личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.

Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать акту-

альные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспе-ктивного характера.

Игровые ситуации 'воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, яак реальные жизненные ситуации.

Наряду с близостью имитируемых ситуаций к реальной жизни участников, они являются модельными, а потому процесс проявления личности выступает как относительно конгролируекый. Структурированность имитационной игры, наличие правил, возможность управлять условиями, создавать типичные ситуации, вводить те или иные переменные и другие особенности игровых имитаций, выгодно отличают ее ог таких методов психологического исследования, как наблюдение за поведением в естественных услоэкях я т. п.

Воспроизводя ту или иную конкретную деятольносгь, имитационная агра «объективирует», многие ее внутренний компоненты: ямитациоаные и деловые игры, воспроизводтцяе реальние экономические и политические ситуации и деятельность челоаека в HEX, «задействутяцие» личность участников и предоставляющие возможность выбора различных мотивов и линий поведеняя, могут использоваться ддя изучевия конкретных видов трудовой деятельности человека, а также для исследовааия личаости в деятельности, лячностного уровня регуляции деятельности.

Обратимся к конкретным психологическим исследованиям, которые проводились в рамках имитационных или деловых игр. Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании.

1. Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, ис-

ход которых известен; в имитациях принимают участие разные группы

испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных

психологических качеств к черт; исследуется роль тех илп иных пси-

хологических переменннх в формировании реального решения.

Так, в исследовании Ч. Германа и М. Герман принимали участии

две группы испытуемых. Первая группа была сформирована случайкл^ образом, в то время как во вторую группу отбирались на основы личностных тестов такие испытуемые, чтобы по своум лич». истным свойствам они соответствовали лидерам государств - участников первой мировой войны. Далее обе группы на основе заранее написанного сценария, в котором задавалась ситуация первой мировой войны, независимо друг от друга разыгрывали дальнейший ход событий. При этом страны и реальные события были зашифрованы, чтобы учае^ ники игры не могли их соотнести с исторической ситуацией. Оказалось, что во второй группе, где игроки были подобраны по личностная свойствам, сходным с личностными свойствами реальных политических деятелей, развитие ситуаций было ближе к историческим событиям, чем в первой группе.

2. Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход модалируомых событий в действительности.

В качестве примера рассмотрим-работу Ч. Гетмана, М. Герман и

Р. Кантора. В игре участвовали группы, состоящие из пяти человек, которые имитировали людей, уполномоченных принять решение о начале военных действий, ддя сохранения безопасности государства. Каждой группе сообщалось, что их страна подверглась «неопознанной атаке». Через десять минут после предупреждения можег произойти взрыв. В течение этих десяти минут команде следует принять решение либо о контратаке, вплоть до «ответного ядерного удара», либо о переговорах и т.д. В качестве личностных переменных, на основе которых подбирались группы испытуемых, выступали самооценка и когнитивная сложность.

3. Логика самого мегода нагалкиваег исследовагелей на гадой подход, когда изучение личносги осущесгвляегся в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры. Одна из первых рабог в этом направлении была проделана Ч. Пегерсоном, Дд. Гловером, Д. Ромеро и Р. Ромеро. Эксперименгы проводились на базе гак называемлй кросскульгурной имигационной игры «Ва Ра Ва Га» (авгор - R. Q. Shirta). В качестве исследуемых личностных переменных высгупаюг герпимость к многозначносги, догмагизм и склонносгь к риску. Проводилось несколько»срезов»: до игры, во время игры и после игры по данным парамеграм. В резульгаге у участников игры был зафиксирован значимый «сдвиг» в сторону большей терпимости и меньшего догматизма. Склонность к риску не подвергалась каким-либо значимым изменениям.

4. Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с поведением в реальной жизни

В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает

как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов. Так, Ч. Хатчинс и

М. Эсти на основе модифицированного теста «локуса контроля» Дк. Роттера пытались предсказать некоторые особенности поведения испытуемых. Эти данные сравнивались с результатами наблюдения за поведением испытуемых в игре. Авторам удалось констатировать значительное совпадение результатов.

5. В последние годы появились работы, посвященные деловым и имитационным играм в советской психология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека. Так, в работах С. Д. Неверковкча и А. А. Тюкова [llJ предлагается использовать имитационные игры ддя моделирования и изучения процессов принятия решения в управленческой деятельности. Для проведения такого исследования авторы предлагают проводить нормативное описание организации деятельности и процесса принятия решения на определенном уровне. Тогда реальные действия испытуемого в отношении к нормативной организации представляют собой ошибки или отклонения от требуемой нормы. Ддя исследования эти отклонения становятся основанием построения дескриптивной модели реального процесса принятия решений. Построение такой модели предполагает процедуры классификаций и типологии отклонений в конкретных условиях деятельности.

24

Другой подход к изучению деятельности с использованием имитационных игр намечен в исследовании М. М. Лебедевой (19].

В его основу были положены представления о формирующая эксперименте как психологическом методе исследования. В качестве предмета исследования и имитации выступила деятельность ведения переговоров. Сначала выделялась гипотетическая структура деятельности при ведении переговоров путем систематизации и анализа ошибок, допущенных участниками переговорной игры, восстановления пропущенных ими действий при ведении переговоров, а также изучения стенограмм реальных переговоров и опроса экспертов. Далее проводился формирующий эксперимент, призванный проверить правильность гипотезы о структуре переговорной деятвльнооти. В. данном эксперименте проводилась имитационная игра по ведению переговоров, деягельность же участников игры (студентов МГИМО) организовывалась

с помощью предлагаемой им специально составленной схемы ориенти-. ровочной основы действий, необходимых для ведения переговоров.

В случае приближения формируемой переговорной деятельности по основным параметрам к реальной, можно говорить о подтверждении гипотезы, о правильном выделении структуры изучаемой деятельности. 25


Описание предмета: «Возрастная психология»

Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

[Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1990.; БСЭ.]

Литература

  1. Г.К. Овакимян. Спортивные деловые игры. Деловые шахматы, го, рэндзю и другие. – М.: Воениздат, 2007. – 64 с.
  2. В.А. Абчук, А.Ф. Борисов, А.В. Воронцов. Методы исследований в менеджменте. – М.: Росток, 2012. – 480 с.
  3. В.В. Никандров. Метод моделирования в психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 64 с.
  4. В.В. Никандров, В.В. Новочадов. Метод тестирования в психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 48 с.
  5. В.Д. Шадриков. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.
  6. Симонов В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики. – М.: Учитель, 2005. – 116 с.
  7. В.И. Уварова, О.В. Евдокимова. Социологические методы исследования в товароведении пищевых продуктоd. – М.: Инфра-М, Форум, 2013. – 256 с.
  8. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 192 с.
  9. И.Н. Носс. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 368 с.
  10. Татьяна Федосова. Деловая игра как средство развития самостоятельной работы учащихся. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.
  11. Ольга Боровкова. Выявление топоса - метод исследования в социально-гуманитарной сфере. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
  12. И.В. Наместникова. Методы исследования в социальной работе. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 432 с.
  13. И.Н. Носс. Качественные и количественные методы исследований в психологии. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 368 с.
  14. С.С. Новикова, А.В. Соловьев. Методы исследований в социальной работе. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
  15. С.С. Новикова, А.В. Соловьев. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 496 с.
  16. О.А. Артемьева. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 148 с.
  17. О.А. Артемьева. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018. – 152 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблемы пожилых людей в современных условиях
Психология
Диплом
80 стр.
Психологические особенности принятия решения в процессе диадного общения
Психология
Диплом
78 стр.
Направление оптимизации деятельности органов социальной защиты в целях повышения эффективности
Психология управления
Диплом
89 стр.
Направление оптимизации деятельности органов социальной защиты в целях повышения эффективности
Психология управления
Диплом
95 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Мария
Защитилась на 5 после консультаций с вами, большое Вам спасибо.