Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Экономическое маневрирование как фактор повышения устойчивости банковской системыБанковское и биржевое дело
Экономическое маневрирование, его содержание и структура,
может быть различным в зависимости от уровня иерархии, временного
и территориального срезов функционирования банковской системы.
Наиболее успешными видами маневрирования могут быть маневриро-
вание ресурсами, маневрирование товарной структурой услуг, манев-
рирование банковскими технологиями и маневрирование численностью
и структурой банков.
Для системообразующих и социально-значимых банков в регио-
не, которые испытывают финансовые проблемы, стоят перед возмож-
ной перспективой отзыва лицензии и, где имеется реальная угроза ин-
тересам кредиторов и вкладчиков можно рекомендовать следующие
способы маневрирования:
1. Реструктуризация банковской системы
Предложить акционерам банка вхождение в их состав Админист-
рации города (КУГИ) путем приобретения контрольного пакета акций,
например, за счет передачи в собственность банку банковского здания.
Возможный механизм приобретения:
- акционеры продают банку свои акции с отсрочкой платежа
(возможно на условиях обратного выкупа после завершения санации) и
отнесением их стоимости на кредиторскую задолженность. Далее акции
приобретаются Администрацией города за счет внесения в уставной
фонд ликвидных активов или банковского здания. Варианты вхождения:
- за счет продажи частью акционеров своих акций;
- за счет продажи каждым акционером банка равной доли акций
(от 25 до 50 %);
- за счет передачи акций во временное управление Администра-
ции города на период проведения стабилизационных процедур, для че-
го предложить кредитным организациям рассмотреть вопрос о переда-
че в доверительное управление городской администрации не менее 25
% соответствующих акций (+ 1 акция), но не менее блокирующего паке-
та на собрании акционеров, с закреплением прав доверительного
управления на определенный срок этим пакетом городской админист-
рации.
Достигаемые результаты:
- повышение доверия к кредитной организации, в которой кон-
трольный пакет принадлежит Администрации города (необходимо соот-
ветствующее освещение происходящего в средствах массовой инфор-
мации). В целях обеспечения доверия населения считаем необходимым
создать при Администрации города Фонд обеспечения вкладов, распо-
лагающий реальными активами (недвижимостью) и за счет этого гаран-
тирующий возврат средств населения, вложенных в банки с участием
Администрации. Кроме того, в случае, если Администрация города бу-
дет владеть 51 % акций банка, то согласно ст. 840 ГК она будет нести с
банком субсидиарную ответственность по его обязательствам;
- управление банком в интересах государства и обеспечение ин-
тересов всех кредиторов и дебиторов банка на равноправной основе
(за счет соблюдения основных принципов кредитования ко всем клиен-
там банка без исключения (новое Положение о кредитовании), усиле-
ния функции службы внутреннего контроля и ее подотчетности непо-
средственно Совету акционеров банка);
- установление контроля за состоянием и движением активов
банка;
- приобретение статуса уполномоченного банка (банка-партнера)
Администрации города;
- снижение издержек банка за счет возможного отсутствия аренд-
ной платы в случае передачи банковского здания в собственность бан-
ка;
- возможность мотивированного ходатайства перед Банком Рос-
сии о выделении стабилизационных кредитов банком, передавшим ад-
министрации Санкт-Петербурга в доверительное управление пакеты
своих акций.
2. Поддержание доверия к банковской системе через принятие
мер по
защите вкладов населения на региональном уровне
Параллельно с реализацией, принятыми Банком России по обес-
печению защиты вкладов населения на основе соглашения шести бан-
ков со Сберегательным банком считали бы необходимым предложить к
рассмотрению (принимая во внимание, что в соответствии со ст. 64
части первой Гражданского кодекса РФ при ликвидации банков и других
кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую
очередь удовлетворяются требования граждан) следующее.
В рамках формирования банковских пулов, банков-партнеров,
имеющих соответствующие договоренности, осуществлять передачу
обязательств перед вкладчиками из банка, не обладающего достаточ-
ными средствами в банк-партнер, используя в качестве обеспечения
ликвидные активы банков и в установленных Банком России пределах
средства фонда обязательных резервов.
В соответствии со ст. 75 ФЗ «О Центральном Банке РСФСР» и в
целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных
организаций предусмотреть возможность применения в отношении кре-
дитных организаций, не обеспечивающих своевременного выполнения
своих обязательств перед вкладчиками запрета на осуществления опе-
раций по договорам банковского вклада с обязательной передачей не-
исполненных обязательств в финансово-устойчивые кредитные органи-
зации с одновременной передачей ликвидных активов и части фонда
обязательных резервов.
Для исключения ажиотажа вокруг кредитных организаций и сня-
тия социальной напряженности, процедура передачи должна носить не
одномоментный характер с замораживанием средств населения, а по-
степенный, по мере возникновения требований.
Кредитные организации, принявшие на себя указанные обяза-
тельства, должны относиться к категории «финансово-стабильных» и им
должна оказываться поддержка Банка России и Администрации города.
Кроме того, одним из вариантов может быть принятие на себя обяза-
тельств региональными банками в уставном капитале которых более 50
% акций имеют субъекты РФ и муниципальные образования (тогда со-
гласно ст. 840 ГК возврат вкладов данных банков гарантируется субси-
диарной ответственностью акционеров).
При решении задачи по защите вкладов населения необходимо в
незамедлительном порядке рассмотреть вопрос о поддержании лик-
видности Сбербанка РФ, т. к. несвоевременное исполнение своих обя-
зательств (особенно по валютным вкладам) со стороны Сберегательно-
го банка сводит к нулю результаты по принимаемым мерам и приводит
к оттоку средств из банковской системы и хранению их в «кубышках».
Одним из путей поддержания стабильной банковской системы
представляется внесение изменение в п. 2 ст. 837 ГК, предусматриваю-
щий исполнение обязательств по договору банковского вклада любого
вида по первому требованию (условие договора об отказе гражданам от
права на получение вклада по первому требованию ничтожно), преду-
смотреть максимальный срок для исполнения обязательств в случае
досрочного расторжения срочного договора (сроки должны учитываться
длительностью вложений по договору).
Возможный мерой по привлечению денежных средств населения
в реальный сектор может явиться размещение государственного обли-
гационного займа следующих условий:
а) документальная форма облигаций на предъявителя;
б) ежемесячная форма выплаты купонных доходов;
в) уровень доходности устанавливается в соотношении со став-
кой рефинансирования Банка России;
г) доходы, полученные по данному займу, должны освобождаться
от налогообложения;
д) фиксированный размер комиссии, взимаемый уполномочен-
ными банками при проведении операций с облигациями.
3. Совершенствование надзора за филиалами иногородних бан-
ков
При реструктурировании банковской системы необходимо решить
вопросы по изменению системы надзора за деятельностью филиалов
иногородних банков, (по состоянию на 01. 09. 98 г. уд. Вес ресурсов фи-
лиалов иногородних банков с учетом Сбербанка составляет 55 % от ре-
сурсов банковской системы Санкт-Петербурга; вклады населения - 82 %
без учета данных Сбербанка данные показатели соответственно 23 % и
40 %; причем отдельные иногородние филиалы по своим объемам со-
вершаемых операций входят в число первых кредитных организаций
города - так филиал Инкомбанка является третьим по объему привле-
ченных средств населения), предусмотрев:
- повышение ответственности головного банка за деятельностью
филиала и своевременного исполнения им своих обязательств;
- разработку системы, позволяющей обеспечить соблюдение
очередности прохождения платежей в соответствии со ст. 855 ГК в це-
лом по банку при недостаточности средств для исполнения обяза-
тельств;
- применение мер надзорного реагирования, предусмотренного
ст. 75 Федерального Закона «О Центральном банке РСФСР», включая
введение ограничений и запрета на совершение банковских операций,
со стороны территориальных управлений Банка России по месту нахо-
ждения филиала с незамедлительным информированием Главных
управлений по месту нахождения головного банка.
Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики
современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.
Основные задачи курса:
- раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России;
- показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной
системе;
- раскрыть содержание и технологию основных банковских операций;
- дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.
И вот это:
Сайт Университета Натальи Нестеровой
Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики
функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях
современной России.
Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные
представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и
закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия
производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления
банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных
сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их
решения.
Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного
курса решаются следующие основные задачи.
1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих
банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и
нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.
2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками
в связи с природой и характером выполняемых ими операций.
3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.
В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.
Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов
деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это
понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать
внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние
банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.
4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.
Прослушав курс, студенты должны:
ЗНАТЬ:
- Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков,
их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).
- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка,
основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.
- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной
политики.
- Организационные основы деятельности коммерческого банка.
- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.
- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.
- Сущность и классификацию банковских рисков.
- Способы антикризисного управления банком.
УМЕТЬ:
- Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской
системе РФ в целом.
- Оценивать реальное финансовое состояние банка.
- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор
экономики.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.
- По анализу финансовой деятельности банка.
- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.
По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.
Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.
http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml
Литература - М.Э. Дмитриев, С.М. Дробышевский, С.С. Наркевич, П.В. Трунин. Российская банковская система в условиях кризиса. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 128 с.
- Психопаты повсюду, или Кругом дурдом! Как оценить эмоциональную устойчивость любого человека. Чужая душа потемки? Как прочесть мысли любого человека. Загадка доктора Хауса - человека и сериала (комплект из 3 книг). – СПб.: Питер, 2011. – 672 с.
- Банковская система в современной экономике. – М.: КноРус, 2012. – 366 с.
- Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики. – М.: КноРус, 2014. – 280 с.
- Алексей Борисович Леонтьев und Валентина Андреевна Савинова. Устойчивость банковской системы РФ в условиях концентрации капитала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 196 с.
- Мария Рочева, Наталия Степанова und Светлана Дубова. Устойчивость региональной банковской системы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
- Диана Ермекбаева. Экономическое регулирование банковской системы Казахстана. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
- Алексей Захаров. Институциональные условия роста эффективности банковской системы РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 248 с.
- Наталья Посыпайко. Банковская система как фактор экономической безопасности страны. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 148 с.
- Андрей Пушкарев und Оксана Шевелева. Оценка состояния, перспективы развития региональной банковской системы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 92 с.
- Аркадий Иванов. Деловая репутация и устойчивость предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 316 с.
- Валентина Пижугийда. Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 180 с.
- Наталья Власюк. Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 196 с.
- В.С.Сульженко und Н.Г.Вовченко. Институты устойчивости бюджетной системы Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 228 с.
- Оптимизация структуры банковской системы России. – М.: КноРус, 2016. – 184 с.
- Коллектив авторов. Экономические и социальные проблемы России. Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого экономического развития. – М.: , 2016. – 150 с.
- Созин А.В. Массовый спорт как фактор социально-экономической безопасности РФ и повышения эффективности человеческих ресурсов России. – М.: Ленанд,Едиториал УРСС, 2018. – 160 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|