Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Судебная система Японии

Право зарубежных стран

Современная судебная система Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947 - 1948 гг. Она включает в себя Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Изданным им правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает вопрос о толковании Конституции или внесении в нее изменений либо требуется изменение прежних решений самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Согласно постановлению Верховного суда, в случае необходимости могут быть дополнительно учреждены одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии - территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел - все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов в зависимости от их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве и др., а также дел о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения в семейном суде передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях - коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить к не более чем трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было уже обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946 г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т. е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами, некоторые из которых неоднократно на протяжении последних десятилетий выносили с весьма прогрессивных позиций решения о признании неконституционными даже важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших по своему значению (в его ведение входят также тюремные заведения, контроль за иммиграционными службами, за «подрывными организациями» и др.). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым по всем остальным делам полицией, и за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают при необходимости уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают «публичные интересы» при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции, защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом либо по его выбору, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств самому оплачивать услуги адвоката. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, лишь если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляются Кабинетом министров, в большинство судов - на основании списка Кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому «пересмотру народом» при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказывается при этом за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразность вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знает членов Верховного суда и не придает существенного значения голосованию. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает разбирательство обвинений в адрес судьи специальными органами парламента.

Для занятия должности судьи, а также для того, чтобы стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридических факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практической деятельности в одном из указанных трех направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией министерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2 - 3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (восемь месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по четыре месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты на должность судьи, прокурора или адвоката могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение. В Японии корпорации профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12 000 адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом в Японии сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек.

Основы судебной системы Японии. Конституционный контроль

Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами, Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда второй инстанции по делам о государственной измене и других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов, и случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нормативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так профессор Е. Нода отмечает: «В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!».

В Японии существует традиция централизации в отношении «управления правосудием». Верховный суд обобщает судебную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллегией, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновременно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.

Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 «исследовательских секретарей». Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединенных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследование только в отношении дел, касающихся налогов и промышленной собственности. Исследовательские секретари, избранные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются коллегией из 3 судей, коллегия из 5 судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично, либо коллегией из трех судей, если депо касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок более одного года.

Суды по семейным делам составляют специальную категорию низших судов, имеют такую же структуру, как и окружные суды и действуют при окружных судах и их отделениях. Выполняют посреднические функции и выносят решения по делам, связанным с семейным правом, спорами о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.


Описание предмета: «Право зарубежных стран»

Право зарубежных стран - Наука занимающиеся вопросами формирования и развития норм права, содержания основных институтов права в зарубежных странах

Литература

  1. Пивоваров Ю.С. (Ред.). История судебных учреждений России. – М.: ИНИОН РАН, 2004. – 222 с.
  2. Ю.В. Маранц. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2006. – 120 с.
  3. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Омега-Л, 2010. – 24 с.
  4. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Рид Групп, 2011. – 16 с.
  5. Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, О.А. Кожевников. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". – М.: ЭлКниги, 2012. – 208 с.
  6. В.Б. Исраелян. Судебная система города Москвы. – М.: Юркомпани, 2012. – 144 с.
  7. Елена Владимирова. Судебная система Чешской Республики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
  8. Ольга Гончарова und Татьяна Анкудинова. История судебной системы в Горном Алтае в ХХ веке. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 132 с.
  9. А.Ф. Изварина. Судебная система России (концептуальные основы организации, развития и совершенствования). – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
  10. М.Н. Марченко. Европейский союз и его судебная система. – М.: Проспект, 2016. – 288 с.
  11. Е.И. Алексеевская. Законы развития судебной системы. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. – 148 с.
  12. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Рипол Классик, Омега-Л, 2016. – 16 с.
  13. Л.И. Сосковец. Политическая система Японии. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 166 с.
  14. А.Ф. Изварина. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования. – М.: Проспект, 2016. – 304 с.
  15. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". – М.: Омега-Л, 2017. – 16 с.
  16. Л.И. Сосковец. Политическая система Японии. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 164 с.
  17. Бюллетень актов по судебной системе. Ежемесячный журнал. Официальный источник опубликования нормативных актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. – М.: Право, 2017. – 64 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Управление персоналом (антикризисный аспект)
Менеджмент
Диплом
156 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Александр, 04.03
Спасибо вам за подготовленную работу защиту сдал на 4.