Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Международное космическое право Основные положения

Космонавтика

ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы - годы НТП - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уро вня развития страны.

Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широк ого и разностороннего сотрудничества государств.

Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса. Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить

наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной -аучно-технической деятельности.

Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического /ространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права (МКП).

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ.

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деят ельности затрагивает интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость ввести понятия «правомерная космическая деятельность», «противоправная космическая деятельность

«и, кроме того, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности. Впервые признание того, что в процессе космической

деятельности могут возникать международные правоотношения, содержалось уже в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 г., где отмечались «общая заинтересованность человечества в космическом пространстве» и необходимость обсуждения в рамках ООН характера «правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства.

В этой резолюции «Вопрос об использовании космического пространства в мирных целях» говорится как о правовом статусе космического пространства, так и и о характере космической деятельн ости (стремление использовать космическое пространство только в мирных целях, необходимость международного сотрудничества в новой области).

Поэтому Договор по космосу 1967 года устанавливает не только режим космического пространства, но и в то же время определяет права и обязанности государств в процессе деятельности не толь *о собственно в космосе, но и в других средах, если их деятельность там связана с исследованием и использованием космоса. Т. о. международное космическое право - отрасль международного права, р егулирующая правооотношения, возникающее в процессе деятельности мирового сообщества по освоению космоса, а также правоотношения во всех других средах, непосредственно связанные с деятелЕ

lность по освоению космоса.

Не подлежит сомнению, что между правом и внешней политикой существует неразрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение космоса. Руководящим началом в проведении

государствами внешней политики в любой области в наши дни должны служить общие международно-правовые принципы.

Особое значение такие принципы имели для космической деятельности в тот период, когда МКП находилось в начальной стадии своего формирования. Отсутствие специальных принципов должно бы ло компенсироваться применением общих принципов.

С самого начала зарождения науки МКП большая часть юристов исходила из того, что основные принципы и нормы международного права распостраняются и на космическую деятельность. А что касЕ ется ее специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые, могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не самостоятельную правовую систему.

Днем рождения МКП можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 года, когда была окончательно признана применимость принципов международного права к МКП.

Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств как в осуществлени (и космичечкой деятельности, так и и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Принцип равноправия нашел отражение в Договоре по космо су, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического и +и научного развития, а в самом договоре устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношенияхтакже распостраняется на космическую дятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения ме жду ними. Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по вс %м касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Итак, общность принципов МКП и международного права позврляет утверждать, что первое является составнойц частью второго как единого целого. Специфичность принципов и норм МКП не дает в. зможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Этим и определяется роль и место МКП в общей системе международного права.

Цели, метод регулирования и источники МКП и общего международного права идентичны. Целью МКП является обеспечение и поддержание международного мира, безопасности и сотрудничества госу дарств, защита суверенных прав государств и интересов всего человечества путем регламентации взаимоотношений субъектов международного права в космической области.

ИСТОЧНИКИ.

Метод правового регулирования един для МКП и междунаролного права. Этим методом является согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения и признанЕ (я его юридически обязательным. Отсюда следует идентичность источников МКП и международного права. Ими являются международный договор и международный обычай.

Процесс нормообразования в МКП имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в б ольшинстве случаев принятие норм либо предшествует практике либо происходит олновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

Основная роль в процессе образования норм МКП принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы МКП. По м %ре развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасан

ии космонавтов, возвоащении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объек

тами и в других.

Также к договорным источникам МКП относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для МКП п 'инципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

Другой вид источников - обычай. Международный обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным субъекта, и международного общения.

Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем есть уже правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Это 2 основополагающих принципа - свободы исследовани o и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны междунаро

дного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, т. к. они продолжают являться юрид ически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер, однако, принятые единогласно, они выражают согласованные позиции государств относительно определенного образа де йствий, придерживаться которого желательно для международного сообщества в целом.

Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Но следует заметить, чтЕ. вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства ии небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, т. к. д

о сих пор между государствами не возникало практических споров относительно применения или толкования положений МКП.

Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь МКП.

ОСОБЕННОСТИ.

Как отдельная отрасль международного права МКП имеет ряд характерных особенностей. К группе особеноостей, касающихся космического пространства, можно отнести: 1) в космическом простран стве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком, 2) космос практически безграничен, 3) в отличии от сухопутной террит. ри, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разденлению на какие-либо зоны в процессе его использования, 4) космическое пространство представляет с обой особую опасность для деятельности в нем человека.

К группе особенностей, касающихся космической деятельности относятся: 1) использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность, 2) в результатах космич еской деятельности заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять ее самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношЕ

%нии государств, 3) запуск космических аппаратов и их возвращение на землю могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря, 4)

космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

И, наконец, что касается особенностей непосредственно правовых норм. Две из них, касающиеся процесса нормообразования я уже упоминала, кроме того, четко просматривается тенденция к регу лированию всех вопросов МКП в отдельных конвенциях и соглашениях, каждая из которых имеет свою область регулирования. Правовые воппросы решаются преимущественно через Комитет ООН по космоЕ

aу, тогда как в морском праве - на конференциях. Несмотря на очень тесную связь космического права с экологией, правотворчество здесь значительно отстает от других отраслей международного пр ава.

Подобная специфичность норм и принципов космического права обосновывается особенностями самого космического пространства как новой сферы деятельности человека, а также особенностямЕ (космической деятельности, которая существенно отличается от деятельности в любой другой области.

СУБЪЕКТЫ.

Осуществление всякой деятельности, затрагивающей интересы других государств, неизбежно приводит к возникновению международных правоотношений и носителями соответствующих прав и обя 'анностей в таких случаях субъекты международного права.

Итак, под субъектом МКП понимается участник, в т. ч. потенциальный, международно-правового отношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использовании космической тех нологии. В МКП существует 2 вида субъектов. Основными субъектами являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. При этом международная правосубъектность г. сударства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений.

Вторичными - производными - субъектами являются созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем правосубъектности таких международных организаций о

граничен, и он определяется волей их государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого они учреждаются. При этом некоторые международные организации в силу св. ей правосубъектности могут являться субъектами международных космических правооотношений (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, ЕКА), а другие - только субъектами международных правоотношений, ибо у них в У aтавах отсутствует наделение их специальной компетенцией.

Итак, существенной разницей между субъектами является то, что суверенные государства ipso facto являются субъектами МКП, а международные организации являются лишь производными субъектами. Существуют 4 условия, которые должны соблюсти межправительственные организации, чтобы субъектом по основным Соглашениям и Конвенциям в области МКП: 1) организация должна официальна офиЕfиально заявить о принятии ею прав и обязанностей по соответствующему соглашению, 2) большинство государств-членов этой организации должны являться участниками соответствующего соглашения

, 3) большинство государств-членов этой организации должны быть участниками Договора по космосу 1967 года, 4) организация должна осуществлять космическую деятельность. Однако и этого может быт

ь недостаточно: по Конвенции об ответственности, по Конвенции о регистрации и Соглашению о Луне права и обязанности организаций существенно (либо несущественно) ограничены.

Существует точка зрения, что субъектами МКП могут считаться физические лица. К примеру, в статье V Договора по космосу употреблено выражение «посланец человечества в космос», однако это н е означает признания физического лица субъектом МКП, ибо по статье VIII государство-регистрации космического объекта сохраняет полную юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.

МКП не исключает возможности осуществления космической деятельности неправительственными организациями (статья VI Договора о космосе), но это не значит, что неправительственные юридич %ские лица становятся субъектами МКП. Согласно указанной статье, т. к. «деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должЕ-а проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора», а сами государства несут международную ответственность за обеспечение того, чтоб

ы деятельность таких лиц проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в договоре. А поскольку в международном праве общепризнано, что его субъекты являются равноправными и незав исимыми во внутренних и внешних делах от какой-либо другой власти, => вопрос о международной правосубъектности юридических лиц ставиться не может.

И еще одна точка зрения: субъектом МКП следует считать все человечество в целом. Такая позиция не может быть признана научно обоснованной, а, скорее, даже утопической, поскольку она не уч (тывает современные реальности в жизни международного сообщества и в международных отношениях, основу которых составляет реальное существование государств с различными политическим и эко номическими системами.

Таким образом, субъектами МКП являются только суверенные государства и международные межправительственные организации, осуществляющие космическую деятельность.

ОБЪЕКТЫ.

Объект международного права - это все то, по поводу чего субъекты МКП вступать в международные правоотношения, т. е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от дейст вий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства.

Т. о. конкретными объектами МКП являются: 1) космическое пространство, 2) небесные тела, 3) космонавты, 4) искусственные космические объекты, 5) наземные компоненты космических систем, 6) резул ьтаты практической деятельности, 7) космическая деятельность.

Договорного понятия «космический объект» пока не выработано. Существует лишь сложившаяся практика регистрации искусственных космических объектов по соответствующей Конвенции о регисЕbрации. Согласно ей термин «космический объект» включает его составные части, а также средства его доставки и их составные части. Необходимо четко устанавливать временной аспект, т. е. момент, a которого искусственный объект становится космичеким. Это момент запуска, при этом даже с момента неудачного запуска объект считается космическим. Также объект считается космическим и посЕ+е возвращения на землю как запланированного, так и аварийного.

Не существует также и договорного определения понятия «космическая деятельность». На сегодняшний день таковой считается деятельность человека по исследованию и использованию космичес кого пространства, в т. ч. естественных небесных тел внеземного происхождения. Впервые этот термин был упомянут в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 года. Использование терм (на «космическая деятельность» позволяет считать, что государства относят сюда как деятельность в космическом пространстве, так и деятельность на земле, если она связана с деятельностью в ко смическом пространстве.

Итак, на какую же конкретно деятельность распостраняеются нормы и принципы МКП. В настоящее время толкование понятия космиической деятельности зависит от того или иного государства. Но

принято считать, что под космической деятельностью подразумевается размещение созданных человеком предметов на околоземных орбитах, в межпланетном пространстве, на поверхности Луны и дру

гих небесных тел. Иногда сюда относят также суборбитальные запуски (т. е. вертикальный запуск предметов на большие высоты с их последующим возвращением на землю без выхода на околоземную орбЕ (ту). Бесспорно сюда же относятся действия людей (космонавтов) и работа автоматических (автономных и управляемых с Земли по радио) аппаратов и приборов на борту космиических объектов (в т. ч. в kход людей и вынос приборов в открытый космос или на поверхность небесных тел).

Таким образом, если все подытожить, то становится ясно, что понятие космической деятельности связывается с: 1) деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земл

е в связи с запуском космического объекта, 2) его управлением, 3) возвращением на Землю.

Но сегодня еще далеко не все вопросы, связанные с определением космической деятельности, отрегулированы. К примеру, не установлено, можно ли считать космической деятельностью операции Е-а Земле, если они не завершились успешным помещением объекта в космическом пространстве. По видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в к

аждом конкретном случае из соответствующих положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.

Термин «космическое пространство» употребляется в одном только Договоре по космосу 1967 года 37 раз. Но в МКП определение этого понятия отсутствует. Вопрос об определении космического прос транства продолжает оставаться в повестке Комитета ООН по космосу. Но этот вопрос должен обсуждаться в неразрывной связи с деятельностью по его использованию, что свидетельствует о том, что

понятие космического пространства не может быть определено в отрыве от элемента деятельности.

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межго aударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследо

ванием и использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле

Договора по комосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числ у основных принципов МКП.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал МКП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из

принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлениии деятельности в космосе, не создавать потен

циально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деяте +ьности в космическом пространстве и т.д.

Таким образом, основным содержанием принципа сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимал lно благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.

В РАМКАХ ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространствапринадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее з начительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею б

kли приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности, 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о

Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического простанства в мирных целях, более известного как Комитет по Комосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся: 1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций КоЕ, итета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу,

4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопрсами исле

дования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двуЕe подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по ко aмосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распостранение информации о космической деятельности государств, 2) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распостранение данных о явл %ниях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренно

й посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международндный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, Е

gья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распосранения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) В ОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных цел oх 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время прЕ

ктическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредитель ные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определны принципиальные положения создания организации и Экс плуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или час тных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо го aударства либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплу атации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, «используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискримин ации». Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых являются то, что свыше половины всех голосов /ринадлежит американской частной кампании КОМСАТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

Европейское космическое агенство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы нескол ько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Тол ько в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о созданию ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудн (чества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговремеЕ

ной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической прграммы, 3) выработ ка и проведение соответствуюещей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финЕ нсировании которых принимают участие только заинтересованные стороны.

Из других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создан (и и обслуживании системы дальней связи для всех членов Лиги.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создат елями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем и

укреплению международного сотрудничества.

Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в октябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения Международного #еофизического года. Основная задача этой международной организации - «предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных иссле дований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности». Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в

международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельност l МАФ направлна на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распостранению информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопЕ

'осов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран), 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с под #отовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических а aпектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка док ладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является един ственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МА@

T в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Одним из способов обеспечения порядка в международных отношениях с древнейших времен и до наших дней является использование института ответственности. В международных отношениях не с cществует какого-либо централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Гарантией соблюдения международного правопоярядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, в

ажнейшим из которых является принцип pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. А вот своеобразной гарантией соблюдения этого принципа как раз и является вышеупомянутый принцип - ответствен -ость за причинение вреда или за отказ возместить его.

И, следовательно, международная ответственность является особым институтом международных отношений, включающим обязанность ликвидировать причиненный вред, если только вина не лежит н

а потерпевшей стороне, а также е право на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет интересов стороны - причинителя вреда, включая применение к ней в соответствующих случаях санкций

. Понятие ответственности в МКП включает: 1) международную ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права и 2) материальную ответственность за ущерб, причинен -ый в результате осуществлния космической деятельности.

В МКП выработка норм об ответственности началась в области публично-правовых взаимоотношений. Проблемы частно-правовой ответственности за космическую деятельность пока не рассматривЕ ются, что объясняется тем, что вся космическая деятельность осуществляется государствами либо же они несут ответственность за деятельность частных кампаний.

Законодательно ответственность государств за космическую деятельность установлена в Договоре 1967 года по космосу, где сказано, что «государства-участники договора несут международную. тветственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями ил

и неправительственными юридическими лицами. Кроме того, предусматривается, что, если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение по +ожений договора несут наряду с международной организацией также и участвующие в ней государства-участники договора.

Согласно Договора по космосу международную ответственность за ущерб, причиненный космическми объектами или их составными частями на земле, в воздухе или в космическом пространстве, вк +ючая Луну и другие небесные тела, несет то государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого производится запуск. ОтветственЕ

ость возникает, когда ущерб причинен другому государству, его физическим или юридическим лицам.

Виды ущерба. Это может быть: падение любых космических объектов или их частей может привести к гибели людей, причинению им увечья, уничтожению или повреждению имущества, принадлежащего #осударству или его физическим и юридическим лицам как на сухопутной территории, так и в открытом море и в воздухе. Ущерб может быть причинен во время вывода космического объекта на орбиту, е aли траектория полета ракеты-носителя проходит через воздушное пространстве, в котором находятся воздушные суда. Ущерб может быть причинен и в космическом пространстве - космический объект одного государства может причинить ущерб находящемуся на орбите объекту другого государства. Когда на небесных телах будут созданы научные станции, дозаправочные станции и стартовые площа

дки для полетов в дальний космос, ущерб может быть причинен и этим объектам. Ущерб может выразиться и в других формах: создание помех космической радиосвязи, телевидению через космические ре трансляторы.

Если ущерб причинен в результате законных действий, без наличия прямого умысла и без преднамеренного нарушения юридических норм речь может идти только о материальном возмещении ущерба

. Но когда приходится сталкиваться с преднамеренным нарушением норм международного права, речь идет о уже политической ответственности одного государства перед другим или перед всем междуЕ-ародным сообществом. В таких случаях ответственность может быть одновременно и политической, и материальной.

В 1971 году был принят текст проекта Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Вот его основные положения. Понятие ущерба по нему включает в себя лишение жизни человека, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, его физических и юридических лиц или международных межп равительственных организаций.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космиическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете. При ущербе, причиненном одним космическим

объектом другому, ответственность государства наступает лишь при наличии вины. Предусматривается освобождение от ответственности в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего.

Устанавливается годичный срок претензионной давности. Сумма компенсации исчисляется с тем, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, которое существовало бы, если бы ущерб не б

ыл причинен.

Спорные претензии регулируются создаваемыми ad hoc комиссиями по рассмотрению претензий, образуемыми из трех членов - представителей: 1) государства-истца, 2) запускающего государства, 3) из бираемого ими председателя. Решение комиссии является обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами, а иначе оно носит рекомендательный характер.

26 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1971 году утвердила окончательный текст Конвенции о международной ответственности. В 1972 конвенция была открыта для подписания, и она вступила в силу 30

августа 1972 года.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Перспективы развития МКП распадаются на две большие группы. Во-первых, это правовые вопросы, связанные с дальнейшим развитием НТП в области освоения космоса, а также - с развитием междунЕ родных отношений по этим же вопросам. Во-вторых, непосредственное совершенствовангие уже существующего законодательства и процесса нормотворчества в МКП.

К первой группе я бы могла отнести: 1) необходимость решения вопросов правового регулирования непосредственного телевизионного вещания, 2) необходимость заключения соглашения по вопрос

ам использования дистанционного зондирования Земли, 3) серьезная необходимость установить границу между воздушным и космическим пространством, т. к. получается, что до сих пор не определена Е#раница суверенитета государства в воздушном пространстве, 4) необходимость установления режима геостационарной орбиты, 5) необходимость решать проблемы, связанные с ядерными источниками э -ергии в космосе.

Ко второй группе следует отнести: 1) необходимость решения ряда спорных вопросов как в уже существующем законодательстве, так и по вопросам, которые только необходимо законодательно офо

рмить, в частности, необходимо четче определить основные термины МКП - космическое пространство, космический объект и т.д., 2) необходимо создание универсальной межправительственной организЕ ции, которая объединила бы все международные организации, связанные с МКП, 3) необходимо разработать и принять четкие, ясные всеобъемлющие принципы МКП с учетом сегодняшних реалий.

ВЫВОД.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать несколько выводов: 1) несмотря на свою относительную молодость, МКП уже уже оформилось в совершенно самостоятельную отрасль международного пр ава, 2) несмотря на расплывчатость некоторых формулировок (или даже отсутствие их) МКП вполне по силам самостоятельно регулировать все международные отношения, связанные с освоением и испол lзованием космоса, 3) правовое регулирование международных отношений, возникающих в связи с освоением космоса, способствует созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении к осмоса.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Международное космическое право. п/р А. С. Пирадова. М, МО, 1985.

2. Международное морское, воздушное и космическое право. п/р А. П. Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права РАН, 1992.

3. Курс международного права. М, 1989.

4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967. (Из сборника действующих договоров, соЕ#лашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск 25, М, 1972).

5. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. (Указ. сборник, выпуск 29, М, 1975).

6. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. (Указ. сборник, выпуск 34, М, 1980).

7. С. В. Черниченко. Международное право: современные теоретические аспекты. М, МО, 1993.


Описание предмета: «Космонавтика»

Современное понимание космонавтики имеет в виду два аспекта. Во-первых, космонавтика — это полёты в космос и в космосе. И во-вторых, это «совокупность отраслей науки и техники, обеспечивающих освоение космического пространства».

В 2005 году доля России на рынке космических услуг в 2005 году составляет менее одного процента, как заявил председатель Народной партии РФ, председатель межфракционного объединения «Авиация и космонавтика России» в Госдуме депутат Геннадий Райков.

Литература

  1. Л.П. Ануфриева. Международное частное право. В 3 томах. Том 1. Общая часть. – М.: БЕК, 2000. – 288 с.
  2. Ю.Д. Ильин. Международное публичное право. Лекции. – М.: Юристъ, 2005. – 208 с.
  3. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010. – 224 с.
  4. Международное публичное право. – М.: Проспект, 2013. – 1000 с.
  5. Международное частное право. – М.: Проспект, 2012. – 656 с.
  6. Международное публичное право. Экзаменационные ответы. – М.: Ответ, 2008. – 48 с.
  7. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
  8. Г.Федосеева. Международное частное право. – М.: Профобразование, 2000. – 320 с.
  9. А.А. Шахмаметьев. Международное налоговое право. – М.: Международные отношения, 2014. – 24 с.
  10. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 224 с.
  11. Золотой фонд российской науки международного права. В 3 томах (комплект). – М.: Международные отношения, 2010. – 1320 с.
  12. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
  13. В.В. Долинская. Гражданское право. Основные положения. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 112 с.
  14. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. Международное публичное право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2018. – 224 с.
  15. Международное космическое право. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 528 с.
  16. Международное частное право. Учебник. – М.: Проспект, 2018. – 354 с.
  17. Майкл Мильде. Международное воздушное право и ИКАО. – М.: Институт AEROHELP, 2017. – 452 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека. (био ноо техно)
Экология
Реферат
18 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Евгений
Марина ! Большой респект специалисту! Добиться одобрения от моего НР - не мыслимо!