Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Надзор за банковской деятельностью

Аудит

2. 4. Надзор за банковской деятельностью

Состояние и перспективы развития кредитной системы имеют важное значение для национальных экономик ведущих промышленно развитых стран.

В связи с этим кредитно-банковская, сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны правительственных органов и, в частности, центрального банка. Однако в каждой стране имеются свои специфические особенности контроля за деятельностью кредитных институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.

Великобритания

В этой стране до последнего времени не было специальных законов о регламентации банковской деятельности, контроль же над кредитными институтами носил скрытый и неформальный характер.

Дело в том, что банки Великобритании в прошлом были свободны от законодательного регулирования и государственного вмешательства в их деятельность. Регулирование банковской деятельности проводилось на базе общего Закона об акционерных компаниях.

Из-за отсутствия жесткого контроля над деятельностью банков и процессами концентрации капитала возникли крупные банковские объединения с широко разветвленной сетью филиалов и отделений в стране и за рубежом. Огромная доля ресурсов, операций и филиалов оказалась сосредоточенной в «Большой четверке» банков, которая включает Ллойде, Мидлэнд, Барклайз и Нешнл Вестминстер. «Большая четверка» вместе с другими крупными английскими и шотландскими банками сосредоточила у себя весь безналичный оборот страны.

С конца 70-х годов усилилось регулирование кредитном финансовой сферы в Великобритании.

В соответствии с законом 1979 г. введено обязательное лицензирование коммерческих банков и учрежден общенациональный фонд страхования депозитов.

Банковский закон 1987 г. определил правила деятельности коммерческих банков - порядок банковских слияний, выдачи крупных ссуд, ввел аудиторские проверки и т.д.

Несмотря на эти законы о деятельности банков, контроль над кредитными институтами в Великобритании остается менее строгим по сравнению с другими странами.

США

В этой стране на протяжении многих лет создавалась широкая система контроля и регулирования деятельности банков на

федеральном уровне и на уровне штатов.

В основу регулирования банковской деятельности в США положены два принципа:

Первый принцип - обеспечение устойчивости и предотвращение крахов кредитных институтов. С этой целью осуществляются два типа регулирования:

• законодательно ограничены операции банков с повышенным риском и снижением ликвидности путем установления, например, предельной суммы кредита одному заемщику;

• в 1934 г. учреждена общенациональная система страхования банковских депозитов с целью предотвращения массового изъятия вкладов.

Второй принцип - ограничение концентрации капитала в немногих банках и недопущение монопольного контроля над денежным рынком. Этот принцип основан на ограничении концентрации банковского капитала, а также поддержании конкуренции и соперничества на денежном рынке. С этой целью установлены территориальные ограничения на открытие банками отделений в пределах одного штата, введен контроль ФРС за созданием холдинговых компаний, а также установлен контроль различных органов за банковскими слияниями.

В результате столь строгого законодательства в США в отличие от западноевропейских стран сохранилась внешне децентрализованная и раздробленная банковская система. В частности, сохранилось множество бесфилиальных банков: из 15, 5 тыс. банков 7 тыс. не имеют отделений.

Надзор за деятельностью банков в США осуществляет одна из самых сложных систем контрольных органов, которая включает раздельный контроль за двумя группами банков, а именно:

• система национальных банков подчиняется федеральным властям - контролеру денежного обращения (г. Вашингтон);

• система банков штатов, которая находится под юрисдикцией отдельных штатов.

Кроме того, надзор за деятельностью банков в США осуществляют Федеральная резервная система (ФРС) и Федеральная корпорация за страхованием депозитов (ФКСД), членами которой являются 98% банков страны.

Контролер денежного обращения является органом Казначейства, ему подчиняется 4, 9 тыс. национальных банков (начало 90-х гг.); его надзорные функции заключаются в следующем: он выдает разрешение на создание национального банка; проводит периодические контрольные и ревизионные проверки; решает вопрос об открытии отделений и слияниях банков.

Федеральная резервная система контролирует деятельность 1056 штатных банков-членов, которые находятся в прямом ее подчинении, а также деятельность 5, 6 тыс. холдингов с 8, 8 тыс. дочерних банков.

Федеральная корпорация по страхованию депозитов является независимым федеральным ведомством, которое осуществляет контроль за 8, 4 тыс. застрахованных банков, не являющихся членами ФРС. Основная функция ФКСД - это страхование депозитов, но она имеет право на проверку деятельности любого банка, в том числе и не являющегося членом ФРС.

Существуют также банковские департаменты штатов, функцией которых является выдача разрешений (чартер) штатным банкам на ведение операций (9, 5 тыс. таких банков), издание инструкций, проведение проверок банков, принятие решений об отделениях и слияниях банков и т.д.

Кроме этих органов надзора за деятельностью банков в США, они находятся также под влиянием решений Министерства юстиции по вопросам слияний и банковских холдингов, Комиссии по биржам и ценным бумагам (допуск на биржу и эмиссия акций), Федеральной торговой комиссии и др.

Имеются также и неправительственные органы контроля за деятельностью кредитных институтов: Американская ассоциация банкире и. Ассоциация независимых банков, комитеты клиринговых палат разных городов и др. Задачей этих неправительственных органов контроля является разработка стандартов обслуживания клиентуры, решение технических вопросов осуществления банковских операций, контакты с Конгрессом и прессой.

ФРГ

Правовой основой надзора над банками в ФРГ являются «Закон о банках Федеративной республики Германии» и «Закон о Немецком федеральном банке» 1957г.

Надзор за деятельностью кредитных институтов осуществляет специальный орган - Федеральное ведомство по контролю за банками, а также Немецкий федеральный банк.

Задачами Ведомства являются: выдача разрешений на открытие новых банков, выработка обязательных требований для кредитных институтов, контроль за выполнением ими законов и предписаний в сфере денежного обращения и кредита. Ведомству предоставлено также право запрашивать у банков любую информацию, проводить внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков, отдавать распоряжения о немедленной приостановке операций. Кредитные учреждения страны обязаны ставить в известность Ведомство обо всех изменениях в их юридическом статусе, а также представлять месячные и годовые балансы.

Федеральное ведомство по контролю за банками по согласованию с Бундесбанком устанавливает обязательные нормативы для кредитных институтов, в частности:

• сумма рискованных активов коммерческого банка (включая ссуды, участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму акционерного капитала более чем в 18 раз;

• в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте не должна превышать акционерный капитал более чем на 30%;

• ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

• сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумму, превышающую 15% капитала банка) должны быть немедленно сообщены Бундесбанку, а общая сумма крупных кредитов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

Эти принципы носят рекомендательный характер. Однако если Ведомство при нарушении этих правил будет сомневаться в ликвидности банка, то оно может приостановить деятельность этого банка или даже временно закрыть его.

Франция

Надзор за банками во Франции осуществляют несколько комитетов, возглавляемых управляющим Банком Франции. Основной из них - Комитет по регулированию банков, который устанавливает операционные стандарты для банков в отношении достаточности капитала, кредитной политики, ликвидности, платежеспособности, оперативной деятельности и отчетности.

В частности, устанавливаются следующие обязательные нормативы:

• минимальный размер акционерного капитала в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества отделений, величины баланса и др. колеблется в пределах 15-30 млн. франков;

• сумма кредитов и других требований банка к одному клиенту не должна превышать 40% акционерного капитала;

• общая сумма индивидуальных рисков может не больше чем в 8 раз превышать величину капитала;

• банки обязаны постоянно поддерживать коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-ное покрытие всех активов и пассивов сроком до одного месяца;

• долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резервами не менее чем на 69%.

Швейцария

В этой стране в законодательном порядке определены требования к минимальному капиталу, нормативам ликвидности, лимитам кредитования одного заемщика и др.

В соответствии со ст. 21 Банковского ордонанса установлены следующие нормы отношения кредитов одному заемщику к собственному капиталу банка, %:

федеральным и кантональным правительственным органам - 160; банкам (кредиты до одного года) - 100; банкам (кредиты свыше одного года) - 50; прочим заемщикам (под обеспечение) - 40; прочим заемщикам (без обеспечения) - 20.

В Японии контроль за деятельностью кредитных институтов осуществляет Бюро банков при министерстве финансов и Банк Японии, в Канаде - Бюро надзора за финансовыми учреждениями, Италии - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям (во главе с министром Казначейства) и Банк Италии, в Бельгии - министерство финансов. Банковская комиссия и Банк Бельгии.

Нарушение норм обязательных резервов влечет за собой предъявление различных санкций центральным банком. Например, Немецкий федеральный банк применяет санкции в виде штрафа, который на 3% превышает ломбардную ставку.

Все перечисленные методы денежно-кредитного регулирования центрального банка действуют в одном направлении в соответствии с целями и задачами экономической политики страны. Одновременное действие всех методов денежно-кредитного регулирования центрального банка оказывает определенное воздействие на кредитные вложения в хозяйство, платежный баланс и деловую активность в стране в целом.

Вместе с тем денежная политика действует не изолированно, а в значительной степени дополняется депозитной и валютной политикой.

Депозитная политика основана на перемещении денежных средств государственного сектора экономики из системы центрального банка в коммерческие банки и в обратном направлении (экспансивная и рестриктивная депозитная политика). Следовательно, депозитная политика призвана регулировать движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком с целью оказания влияния на состояние резервов кредитных учреждений страны.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. В то же время соответственно возрастают резервы коммерческих банков и их кредитный потенциал, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции.

При проведении рестриктивной политики достигается обратный результат: уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

2. 3. Взаимодействие государства и банков

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банкротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В интересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их Деятельность интересам развития экономики в целом, инициировало создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных Финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капитала, в оживлении промышленности, торговли, предпринимательства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относившиеся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой стороны сдерживали банки там, где это мешало государству в общем экономическом регулировании.

Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию банковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось «дружить» с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зрения независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских законах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки старались быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. Недаром банки зачастую нанимают аудиторов, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обойти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор.

Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям денежных и материальных ресурсов.

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов - как банков, так и их клиентов и государства.

Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Эти изменения в банковского законодательстве России мы рассмотрим особо.

В целом структура Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом:

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

Глава II. Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11-18).

Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами Государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 19-23).

Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24-26).

Глава VI. Организация наличного денежного обращения (ст. 27-34).

Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35-44).

Глава VIII. Операции Банка России (ст. 45-49).

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50-54).

Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст. 55-76).

Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77-79).

Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80-82).

Глава XIII. Принципы организации Банка России (ст. 83-87).

Глава XIV. Служащие Банка России (ст. 88-92).

Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93-95).

3. 2. Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)».

В Федеральном законе «О Центральном Банке РФ (Банке России}» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.

3. 6. Система предупреждения кризиса банка и его оздоровления.

Важнейшим элементом обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса. Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения финансовой надежности, как фактора предотвращения кризиса, банки должны:

1) осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и безнадежные долги, создавать резервы (фонды) покрытие возможных убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;

2) соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные банком России;

3) организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность выполняемых операций.

Помимо данных предупредительных мер, исходящих из самого коммерческого банка, Банк России может использовать также систему раннего распознавания кризисной ситуации в том или ином кредитном учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показали рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, вставляемых кредитными учреждениями.

Механизм, обеспечивающий защиту вкладов. В современных условиях механизм, обеспечивающий защиту вкладов посредством формирования федерального фонда страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного страхования, в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет прописана достаточно подробно.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. В то же время соответственно возрастают резервы коммерческих банков и их кредитный потенциал, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции.

При проведении рестриктивной политики достигается обратный результат: уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.


Описание предмета: «Аудит»

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association — AAA — Commitee on Basic Auditing Concepts; создан в 1971 г.) дал такое определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономический действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

Аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового и иного законодательства; обучение и др.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Анализ деятельности Центрального банка РФ
Банковский менеджмент
Диплом
152 стр.
Правовое регулирование банковской деятельности В РФ
Банковский менеджмент
Дипломный проект
89 стр.
Эффективность регулирования деятельности коммерческих банков в условиях современого финансового кризиса
Банковский менеджмент
Дипломный проект
118 стр.
Процессуальный порядок рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Банковское и биржевое дело
Другое
73 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
С.Ю.
СПАСИБО :) ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ СОТРУДНИЧЕСТВО С ВАМИ!!! RESPECT :D