Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Личность

Психология личности

Согласно философским понятиям человек - это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т.д.), и отдельного (индивидуального).

Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон, дыхание и т. п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.

Биологическое в человеке - это, прежде всего то, что осталось нам от наших предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе, правилами поведения в сообществе себе подобных и т. п. приобретенными знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как существо биологическое. Собственно и цель жизни, его - это воспроизведение себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище, воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Социальное в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов, старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои, корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа, короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности. Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации. Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Таким образом, мы постепенно переходим ко второму вопросу.

Как мы уже говорили, человек в процессе социализации всегда ищет компромисс с обществом. И нонконформизм скорее исключение, чем правило. Это объясняется многими причинами.

Социализация очень сложный процесс и не ограничивается каким-то периодом или возрастом. Этот процесс происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека, и оказывает влияние на все участвующие стороны. Конечно, каждое общество и каждая культура данного общества ценит определенные качества личности выше других, и эти качества дети усваивают в процессе социализации. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие интеракцией людей. Ученые выделяют несколько теорий развития личности:

Теория

Представитель

Сущность теории

Теория развития личности

Чарльз Кули

Эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие.

Джордж Герберт Мид

Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня».

Психоаналитические теории

Зигмунд Фрейд

Личность в развитии проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии напряженность между «Я» и «Оно».

Эрик Эриксон

Личность в ходе развития проходит стадии развития связанные с преодолением кризисов.

Теорий развития познания

Жан Пиаже

Способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми навыками.

Теория нравственного развития

Лоренс Кольберг

Развитие личности включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности и пониманию чувств других людей.

Мы рассматривали в этой главе различные аспекты развития личности в процессе социализации. Но в результате социализации иногда мы видим не конформизм личности, а отклонение от общепринятого поведения - девиантное поведение личности. Существует несколько точек зрения на то, что именно представляет собой девиация. Рассмотрим некоторые из них:

Тип объяснения

Теория

Автор

Основная идея

Биологическое

Физические черты связаны с преступными наклонностями.

Ломброзо

Физические особенности являются причиной девиации.

Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся у девиантов.

Шелдон

Психологическое

Психоаналитическая теория

Фрейд

Конфликты, свойственные личности вызывают девиацию

Социологическое

Аномия

Дюркгейм

Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия социальных норм.

Социальная дезорганизация

Шоу и Маккэй

Девиации возникают тогда, когда культурные ценности, нормы и социальные связи ослабевают, разрушаются или становятся противоречивы.

Аномия

Мертон

Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.

Культурологические теории

Селлин, Миллер, Сутерленд

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.

Теория стигматизации (клеймения)

Беккер

Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

Радикальная криминология

Турк, Квинни

Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Среди данных теорий особый интерес представляет теория Беккера о стигматизации. Теория стигматизации во многом объясняет причину девиантного поведения целых социальных групп. Впрочем, девиантного поведения с точки зрения лишь одной части общества, тех 3 % людей, в чьих руках находятся богатства страны.

Заслуживает пристального внимания также теория Мертона. В качестве наглядного примера можно привести пример в положении нынешней российской милиции. С одной стороны молодому сотруднику внушают мысль о том, что только став высококлассным специалистом с юридическим образованием можно добиться успеха и продвижения по служебной лестнице, но с другой стороны, он видит, что успеха добиваются благодаря деньгам, взяткам и связям. И образование, и результаты работы, оказывается, мало кому нужны.

Указанный пример можно также приводить в случае с теорией аномии предложенной Дюркгеймом. Социальные нормы играют важную роль в регуляции жизни людей. Жизненный опыт людей более или менее соответствуют ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов, или радикальных социальных перемен опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.

В обществе существуют различные социальные нормы. Одни из них очень важны, их называют - нормы-правила. Они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие жизнь общества. Их нарушение влечет за собой самое жесткое наказание. Нормы-правила включают, например, такие законы, как запрещение убийства другого человека, или похищение людей. Менее важные нормы называются нормами-ожиданиями и их нарушение не приводит к суровому наказанию. Суровость наказания девиантного поступка зависит от типа нормы, которая была нарушена.

Далеко не всегда девиантное поведение считается таковым. Пример тут может составить поведение А. Б. Чубайса. Если мы вспомним дело с коробкой долларов или незаконные махинации на рынке ценных бумаг. Переход от признания поступка девиантным, конечно, если он будет признан таковым, происходит обычно в результате обработки информации о его поведении. Как правило, эту «обработку» выполняет какое-либо учреждение. Например, психиатрические больницы, или суды. В этих случаях на человека «наклеивается ярлык» девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение. Здесь следует учитывать иногда слабую связь между официальным определением индивидуума как девианта и реальным совершением поступка подходящего под соответствующую категорию. Если человек считается девиантом, то он в какой-то мере может быть наказан. Наказание может быть сравнительно мягким - порой люди, просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может быть и суровым: помещение в психиатрическую лечебницу или тюрьму. Отношение к людям, отмеченным клеймом девианта родственников, знакомых, коллег по работе не может не влиять на особенности ролевого поглощения. Согласие человека с девиантной идентичностью основывается но многих факторах - среди которых наиболее важно, насколько часто, как долго и с какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также его способность оказывать сопротивление процессу ролевого поглощения. Как считают некоторые ученые, в большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к появлению новой субкультуры. Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большое влияние в обществе, чем ставит власти перед сложной проблемой т. к. это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы. Безусловно, для контроля над социализацией и за девиантами существует такое понятие, как социальный контроль. Социальных контроль - это не карательный орган или должностное лицо. Это то, что на просторечии называется «совестью», т. е. внутренний контроль личности за своим поведением и за поведением окружающих воспитанный социализацией. Но подробное рассмотрение данного вопроса не входит в рассмотренную нами тему.

Мы рассматривали девиацию, как поведение отклоняющееся от номы поведения в худшую сторону. Но надо не забывать, что девиантное поведение всегда оценивается с точки зрения культуры господствующей в данном обществе. Кроме девиантного поведения, которое наказывается обществом, существует социально одобряемое девиантное поведение в обществе, поскольку известные актеры, музыканты, политики и другие «кумиры толпы», это тоже девиантное поведение, которое связано с понятием возвеличивания, т. е. возвышения над другими, что составляет основу девиации.

Литература

Н. Смейзер. Социология. Курс лекций. М., 1994С. С. Фролов. Социология. Учебник. М., 1996

Философский словарь. М., 1987


Описание предмета: «Психология личности»

Психология личности – один из разделов психологии.

Обучение дисциплине «Психология личности» направлено на наиболее тщательную проработку проблем личности, сформулированных в курсе «Общая психология». Основные теоретические вопросы - потребностно-мотивационная сфера личности, типология личности, социальная и биологическая детерминация процесса личностного развития, критерии оценки психического здоровья личности, уровни психической патологии личности целенаправленно обсуждаются в рамках различных научных школ и парадигм с учетом современных подходов к их решению. Общий принцип работы - это последовательное изучение материала «от простого к сложному». В соответствии с этим принципом каждая тема учебника начинается с обсуждения ряда ключевых понятий и теоретических вопросов того или иного направления антропологии (или определенного аспекта биологической изменчивости человека). После формирования этой методологической базы предлагается перейти к основной части темы - более подробному (предметному) обсуждению данного круга вопросов и проблем, разбор общих и частных примеров того или иного аспекта изменчивости человека.

[Харламенкова Н.Е. Психология личности. – М., 2003.]

Литература

  1. Е.Ю. Тихонова. Человек без маски. Личность В. Г. Белинского в его переписке. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 176 с.
  2. Николаус Б.Энкельманн. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. – М.: Интерэксперт, 2012. – 270 с.
  3. К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  4. В.Г. Заводюк, С.А. Исупов. Биомасса и личность. Забавные истории из жизни людей, политиков и животных. – М.: Бахрах-М, 2001. – 272 с.
  5. Роберт Эммонс. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.
  6. Руководитель - коллектив - личность. – М.: Экономика, 1974. – 264 с.
  7. А.Б. Орлов. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  8. Гленн Вильсон. Ваша личность. Узнайте причины Ваших успехов и неудач. – М.: Когито-Центр, 1999. – 174 с.
  9. Александр Толстых. Опыт конкретно-исторической психологии личности. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.
  10. Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – 226 с.
  11. А.А. Горский. "Всего еси исполнена земля русская...". Личности и ментальность русского средневековья. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 176 с.
  12. Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Издательская группа "Прогресс", Универс, 1993. – 480 с.
  13. А.Ф. Лазурский. А. Ф. Лазурский. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности. – СПб.: Алетейя, 2001. – 192 с.
  14. Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2004. – 624 с.
  15. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. – М.: Феникс +, 2002. – 240 с.
  16. Т.И. Колесникова. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 176 с.
  17. Евгения Белякова. Секретики. Записки психотерапевта. Личностью не рождаются (+ 2 DVD). – М.: Апарт, 2012. – 432 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Психология личности и психические состояния личности
Психология
Курсовая работа
30 стр.
Формирование личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
Педагогика
Диплом
80 стр.
Влияние образа родителей на становление самооценки личности
Психология
Курсовая работа
40 стр.
Что такое личность
Социология
Курсовая работа
24 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир
Благодарю, буду смотреть после рабочего дня, я думаю больше замечаний не должно возникнуть