Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Право собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления

Хозяйственное право

Введение.

Право собственности - очень древнее право, возникшее ещё на заре цивилизации. Веками этот институт усовершенствовался, приспосабливался к условиям меняющегося мира. Постепенно возникли совершенно новые объекты и субъекты этого права (например, интеллектуальная собственность и юридическое лицо), появились новые отношения, связанные с этой собственностью (аренда и т.д.), характерной особенностью которых было расщепление прав владения и собственности между несколькими людьми. Поэтому возникла объективная необходимость в законодательном регулировании этих процессов. Так Гражданский кодекс Российской Федерации статья 216 говорит, что наряду с правом собственности вещными правами являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

При этом оговаривается, что вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

Право собственности.

Право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность объектов этого права определенным лицам. В субъективном смысле правом собственности можно обозначить законодательное фиксирование порядка производства, распределения и потребления в интересах определенной прослойки.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года (ст. 2) регулирует основания возникновения и порядок осуществления права собственности.

Подробно и обстоятельно вопросы собственности регулируются разделом II «Право собственности и другие вещные права», состоящего из ст. 209 - 306.

Понятие собственности Гражданский кодекс определяет через триединство прав: владения, пользования и распоряжения (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса).

Под правом владения понимается юридически закрепленная возможность иметь у себя данное имущество, обладать им, держать в руках. Правомочие пользования заключается в праве эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правом владения, поскольку пользоваться имуществом можно лишь фактически владея им. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы вещи, путем изменения её принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

Собственник обладает всеми этими правомочиями, в отличие от обладателей иных вещных прав.

Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса).

Лишь законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от субъекта права собственности: Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 Гражданского кодекса). Но необходимо оговориться, что из круга вышеперечисленных субъектов права собственности - юридических лиц -исключаются унитарные предприятия (ст. 115 Гражданского кодекса) и финансируемые собственником учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса) поскольку эти юридические лица могут обладать только правом хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении их имущества).

Данные вещные права в нашей стране возникли в 60-х годах в связи с необходимостью государства управлять, заботиться о предприятиях, являющихся государственной собственностью, будучи не в состоянии непосредственно заниматься этим (практически все предприятия являлись государственными), но не желая расставаться с правом собственности на свое имущество.

Этот институт сохранился и сегодня. Эти вещные права регулируются Гражданским кодексом в главе 19 (ст. 294-300).

Что же представляют собой данные права?

Гражданский кодекс не дает их определения. Однако, в нем перечисляются субъекты, их права по отношению к имуществу, которым они обладают по праву хозяйственного ведения и оперативного управления, а также основания возникновения и прекращения данных вещных прав. Особо следует выделить права собственника по отношению к своему имуществу, находящемуся в чужом владении.

Право хозяйственного ведения.

Субъектом данного права может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие. Оно владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в определенных пределах (ст. 294).

Статья 113 Гражданского кодекса устанавливает, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Пределы, о которых говорилось выше, установлены правами собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Он решает вопросы создания предприятия (включая утверждение устава и определение объема правоспособности), определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Но кто же является этим собственником? Ответ очевиден - государство, а поскольку государство - это чиновники, нужно знать какие из них для нас важны в данном случае. Этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности». В частности оно устанавливает, что решения о создании и ликвидации относящихся к федеральной собственности государственных предприятий принимаются Правительством Российской Федерации на основании совместного представления Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). При этом пункт 5 относит к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом наряду с иными полномочиями, предоставленными ему законодательством Российской Федерации: осуществление юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, передачу в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров.

При этом предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Но следует отметить, что поскольку собственник уже не является владельцем имущества, его права по распоряжению и пользованию также существенно ограничены. Так, не указаны основания изъятия собственником своего имущества.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Таким образом, даже подзаконным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым.

Право оперативного управления.

Его субъекты - это казенные предприятия, а также учреждения.

Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 года устанавливает прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения и создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Из этого можно сделать вывод, что собственником-учредителем данного казенного предприятия является государство (в лице его чиновников). Но что понимется под фразой «хозяйствующие учреждения» ? Самый большой вопрос, который здесь возникает, это являются ли казенные предприятия коммерческими организациями. Коммерческие организации - это организации, главной целью существования которых является получение прибыли. Например, таковым не является Центральный банк РФ, в уставе которого записано, что получение прибыли не является его функцией. но вернемся к нашей проблеме. Статья 115 Гражданского кодекса устанавливает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и является казенным предприятием, а поскольку унитарное предприятие является коммерческой организацией (ст. 113 Гражданского кодекса), следовательно казенное предприятие является тоже коммерческой организацией. Вместе с тем пункт 2 типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 908, устанавливающий цели и предмет деятельности Завода, не содержит и намека на коммерческую деятельность: «Завод создан для производства продукции, выполнения работ, оказание услуг, объем и характер которых определяются в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации». Мне представляется в роли казенного предприятия все же некоммерческое учреждение, так как из этого определения следует, что завод создается исключительно для удовлетворения нужд государства. Мои предположения подтверждает пункт 1. 5 этого же типового устава, оговаривающий, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Завода в случае недостаточности его денежных средств. Это значит, что заранее предполагается неприбыльность, возможная убыточность, некоммерционализация данного казенного учреждения, которое государство держит на своем балансе для того, чтобы оно выполняло его заказы (оборона, космос, научные исследования), ведь указ Президента «О реформе государственных предприятий» предопределяет реформу федеральных государственных предприятий (с закрепленным за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения) в случае их убыточности в казенные предприятия (основанные на праве оперативного управления). То же самое говорится в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1138Ю, утверждающем «Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) «: заводу выделяются средства из федерального бюджета на: компенсацию убытков от выполнения плана-заказа (гл. 5, ст. 13).

Другим субъектом права оперативного управления являются Учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Эти субъекты рассматриваемого вещного права в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296). В кодексе нет такой же нормы, относящейся к государственным предприятиям, имеющим собственность на праве хозяйственного ведения, однако Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» оговаривает, что Федеральное предприятие распоряжается закрепленным имуществом исключительно в соответствии с целевым назначением имущества, определенным при его передаче, либо уставом предприятия (п. 7).

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества, закрепленного за федеральными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления, а также переданного в установленном порядке иным лицам отнесен к компетенции Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом (п. 5 Постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»).

Также собственник дает согласие на распоряжение своим имуществом и распределяет полученную прибыль (в казенных предприятиях - ст. 297).

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так глава III «Порядка планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) «устанавливает, что продукция (работы, услуги), произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам (тарифам), устанавливаемым уполномоченным органом. Продукция (работы, услуги), произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам (тарифам), устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - по государственным ценам.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (утвержденной вышестоящим органом или собственником учреждения росписью его расходов на определенный период) - ст. 298.

Вывод.

Таким образом, вещные права весьма ограничены, по сравнению с правом собственности. В них могут заключаться полномочия владения, пользования и распоряжения, но в той или иной мере контролируемые собственником.

В чем же отличие между правом хозяйственного ведения и оперативного управления? Было бы неверно разделять эти права по признаку государственности - так как первым правом могут обладать как государственные, так и муниципальные предприятия. Вторым же вещным правом из вышеперечисленных обладают государственные (казенные) предприятия и другие лица (относительно учреждения).

Я намеренно много внимания уделил решению вопроса о казенных предприятиях, поскольку теперь можно разграничить права хозяйственного ведения и оперативного управления не только на основе лежащих на поверхности фактов связи с ними собственника (включая и субсидиарную ответственность), но и на основе главного разделяющего фактора - рыночной функции. Таким образом правом хозяйственного ведения могут обладать лишь коммерческие организации, а правом опретивного управления - некоммерческие.

Список использованной литературы.

Гк РФ часть 1.

Комментарий к Гр РФ часть 1для предпренимателей., М. 1995 г.


Описание предмета: «Хозяйственное право»

Хозяйственное право (economic law) — совокупность правовых норм, регулирующих порядок управления предприятиями и хозяйственные взаимодействия между ними.

Литература

  1. А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. Правовые основы государственного и муниципального управления. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
  2. Под редакцией Е.А. Суханова. Гражданское право. В 4 томах. Том 3. Обязательственное право. – М.: Wolters Kluwer, 2007. – 800 с.
  3. А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. Правовые основы государственного и муниципального управления. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
  4. О.А. Очкин, Г.Г. Уварова. Статистика в системе государственного и муниципального управления. – М.: Феникс, ИКЦ "МарТ", Издательский центр "МарТ", 2009. – 384 с.
  5. Редактор И.А. Иконицкая. Право собственности на землю в России и ЕС. – М.: , 2009. – 288 с.
  6. Е.В. Латынова. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье. – М.: Юрайт, 2011. – 592 с.
  7. Е.В. Латынова. Практика применения законодательства о правах собственности на жилье. – М.: Юрайт, 2012. – 592 с.
  8. Под редакцией П.В. Крашенникова. Акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Постатейный комментарий статей 66-106 Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: Статут, 2010. – 288 с.
  9. Под редакцией П.В. Крашенинникова. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации. – М.: Статут, 2010. – 128 с.
  10. В.И. Грайфер, В.А. Галустянц, М.М. Виницкий. Методология и практика управления инновационной деятельностью. – М.: Нефть и газ РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002. – 352 с.
  11. М.В. Головицына. Методы, модели и алгоритмы в автоматизированной подготовке и оперативном управлении производством РЭС. – М.: Инфра-М, 2013. – 280 с.
  12. А.А. Максуров. Защита права собственности в Европейском Суде по правам человека. – М.: Инфра-М, 2013. – 276 с.
  13. Ольга Серегина. Иск о признании права собственности как способ его защиты. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  14. Галина Коновалова. Методология стратегического и оперативного управления производством. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 280 с.
  15. К.О. Осипенко. Договор об осуществлении прав участников хозяйственных обществ в российском и английском праве. – М.: Инфотропик Медиа, 2016. – 176 с.
  16. Инструкция о порядке осмотров зданий и сооружений, эксплуатируемых организациями федерального железнодорожного транспорта. ЦУКС-788. – М.: , 2018. – 20 с.
  17. И.Л. Корнеева. Жилищное право Российской Федерации. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Физические лица Право частной собственности юридического и физического лица
Гражданское право
Реферат
19 стр.
Организация управления государственной собственностью в РФ как функция государственного управления
Муниципальное право
Диплом
97 стр.
Управление результативностью и эффективностью деятельности персонала в условиях кризиса
Муниципальное право
Другое
107 стр.
Совершенствование структуры управления государственным унитарным предприятием г. Москвы "Мосгортранс" филиала Зеленоградский автокомбинат
Электроснабжение городов и промышленных предприятий
Другое
144 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Елена
Марина, спасибо большое за проделанную работу!!! Я защитила диплом после вашего сопровождения на 5!