Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Предмет и значение показаний потерпевших и свидетелей

Уголовное право

Введение

Большая часть преступлений, совершаемых в настоящее время, являются не преступлениями против собственности, а преступлениями против личности. В то же время, в большинстве преступлений против собственности ущемляются права или интересы конкретного физического лица. Таким образом, в большинстве случаев совершения преступлений мы имеем дело с потерпевшим. Не случайно в праве уделяется большое внимание потерпевшему, а в юридической психологии - психологии потерпевшего.

Как известно, по статистике около 80% преступлений против личности, совершается лицами, которые находились в близких отношениях с потерпевшими: родственных, дружеских, интимных, служебных и др. То есть, преступление являлось заключительной стадией конфликта между личностями преступника и потерпевшего. В связи с этим, для быстрого и успешного раскрытия преступления необходимо изучение психологии не только преступника, но и потерпевшего.

Особо важное место в структуре изучения личности потерпевшего и свидетеля занимает допрос о случившемся. Этот вопрос определятся новыми структурными элементами понятия «допроса»

Глава I. Предмет и значение показаний потерпевших и свидетелей.

Уголовно-процессуальное право России считает показания потерпевшего самостоятельным видом доказательств. Как и другие доказательства, показания потерпевшего используются для установления истины по уголовному делу.

Показания потерпевшего, используются им для защиты своих законных интересов и поэтому содержат, кроме фактических данных, также мнения, предположения. Последние не имеют доказательственного значения, но могут служить основанием для версий о наличии обстоятельств, опровергающих обвинение или смягчающих ответственность.

При допросе потерпевшего необходимы:

детализация и конкретизация фактических данных, содержащихся в показаниях;

получение сведении об источнике по поводу каждого факта.

Дача показании - право, а не обязанность потерпевшего или свидетеля; он не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Отказ от показаний не освобождает, однако, потерпевшего от обязанности являться по вызову.

Традиционная позиция законодательства относительно того, что дача показании право, а не обязанность потерпевшего или свидетеля, имеет в настоящее время законодательную базу (ст. 51 Конституции РФ).

Сведения, имеющие значение для дела, потерпевший или свидетель может сообщить и в ходатайстве, заявлении, объяснении (ст. 68), жалобе. По этим вопросам должны быть получены его дополнительные показания. Ссылка же на соображения, которые изложены в этих материалах, как на доказательства неправильна, так как они выражают лишь позицию при осуществлении защиты.

Показания потерпевшего нельзя рассматривать ни как «лучшее» доказательство по сравнению с другими, ни как «худшее».

Показания потерпевшего, при даче которых присутствовал прокурор, не имеют преимуществ без проверки и оценки их содержания в совокупности с другими доказательствами по правилам ч. 2 ст. 77. Вместе с тем факт присутствия указанного лица имеет значение при оценке обоснованности последующего заявления потерпевшего о том, что данные показания не соответствуют действительности, так как допрашивающий нарушал законность при их получении.

Неточны рекомендации «закреплять» показания потерпевшего или свидетеля. Речь должна идти о проверке, при которой учитывается, что потерпевший максимально заинтересован в определенном исходе дела

Вместе с тем, как уже сказано, показания потерпевшего о субъективной стороне деяния не могут быть положены в основу вывода по делу вне совокупности доказательств.

При изменении показаний потерпевших необходимо выяснить и проверить причины, па которые он ссылается при этом.

Для обоснования вывода по делу могут после проверки использоваться предыдущие показания, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность изменения ранее данных показаний. При сравнительной оценке показаний осуществляется их сопоставление с другими доказательствами, проводятся дополнительные следственные или судебные действия. См. также комментарий к п. 9.

Условием допустимости показаний потерпевшего или свидетеля является фиксация на постановлении о привлечении лица в качестве допрашиваемого факта разъяснения ему прав (ст. 149).

Предметом показаний потерпевших и свидетелей могут быть любые обстоятельства их числа предусмотренных ст. 68, включая взаимоотношения с другими участниками процесса, характеристики указанных лиц и т. д. Расхождение формулировок ст. 76 и ч. 1 ст. 77 носит терминологический характер.

При проверке и оценке показаний потерпевшего учитывающих обстоятельства, в основном аналогичные тем, которые необходимо принимать во внимание при использовании показаний свидетеля.

Глава II. Процессуальный порядок и протокол допроса потерпевшего и свидетеля. Применение видео и звукозаписи при допросе.

Вызов и допрос потерпевшего и свидетелей производится с соблюдением правил, установленных статьями 145-147 и 150-152 настоящего Кодекса.

Перед допросом, допрашиваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные статьей 52 настоящего Кодекса. Целесообразно разъяснять подозреваемому права, предусмотренные ст. 52 и 152.

Допрашиваемый обязывается (хотя имеет право делать это по собственному усмотрению) явиться по вызову следователя в назначенный срок. Уважительными причинами неявки по вызову следователя признаются:

болезнь, лишающая возможности явиться;

несвоевременное получение повестки:

иные обстоятельства, лишающие возможности явиться в назначенный срок.

Болезнь, лишающая возможности явиться, должна быть удостоверена врачом, работающим в медицинском учреждении (листком временной нетрудоспособности, справкой).

Несвоевременное получение повестки или невручение ее удостоверяется отметкой на повестке или объяснением лица, получившего повестку для вручения.

Под иными обстоятельствами понимают перерыв в движении транспорта, стихийное бедствие, болезнь члена семьи при невозможности поручить кому - либо уход за ним, удостоверенная врачом, работающим в медицинском учреждении, и т. д. Занятость на работе, выезд в командировку, в отпуск и т. п. не считаются уважительными причинами неявки, если повестка была вручена своевременно.

Глава III. Показание потерпевшего

Поведение потерпевшего в момент преступления

Исследуя поведение потерпевшего в момент совершения преступления, необходимо учитывать, что оно (поведение) зависит от многих факторов, которые можно объединить в две группы:

влияние внешней среды (в том числе действия преступника);

индивидуальные особенности личности (трусливость или смелость, физическая подготовка, растерянность или быстрота реакции, жизненный опыт и др.).

Особенно важным при рассмотрении поведения потерпевшего в момент преступления следует считать его состояние. По статистике более 60% жертв преступлений находились в нетрезвом состоянии, от 10 до 13% не работали, 6-10% вели паразитический образ жизни, около 40% потерпевших непосредственно перед преступлением вели себя аморально, противоправно или провокационно. Все это могло способствовать увеличение вероятности совершения противоправных действий именно в отношении этих лиц.

В процессе психологического исследования потерпевшего важным этапом является анализ ценностных ориентаций личности, которые определяют направленность личности, мировоззренческую позицию человека.

Показания потерпевшего в системе доказательств

Согласно статьи 65 Уголовно-процессуального кодекса Украины показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. По многим чертам они схожи с показаниями свидетелей, однако, отличаются от последних по своему субъекту, процессуальной природе и содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен физический, материальный или моральный вред и которое (в соответствие с УПК) является участником процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс наделяет потерпевшего правами, которые обеспечивают ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. Здесь кроется главное отличие показаний потерпевшего от показаний свидетелей - для первого эти показания являются не только источником доказательств, но и средством защиты своих интересов. Поэтому в показаниях потерпевшего, как правило, содержатся не только фактические сведения, но и объяснения, версии, личное отношение к имевшимся событиям.

При рассмотрении показаний потерпевшего необходимо также учитывать, что его отношение к установлению истины может быть различным; потерпевший может быть заинтересован как в раскрытии истины, так и в ее сокрытии.

Психологический контакт с потерпевшим

Крайне важным для получения исчерпывающих и правдивых показаний потерпевшего является установление с ним психологического контакта. При этом следователь должен учитывать психическое состояние и индивидуальные особенности потерпевшего.

Сам факт преступления, конкретные действия преступника, нанесенный потерпевшему физический, материальный или моральный вред часто приводят потерпевшего в состояние стресса. Мысленно возвращаясь к моменту преступления при даче показаний, потерпевший может заново переживать подобные чувства, что может отразиться на полноте и объективности его показаний. В то же время возвращение (возможно неоднократное) к имевшим место событиям активизирует мыслительные процессы потерпевшего и способствует появлению новых существенных фактов и версий случившегося. Поэтому практически всегда является целесообразным проведение повторных допросов потерпевших.

Причины необъективности показаний потерпевшего

Как уже отмечалось выше, показания потерпевшего не всегда бывают объективными. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие:

стрессовое состояние в момент совершения преступления;

физиологический аффект;

состояние тяжело депрессии;

шоковое состояние;

подверженность внушению;

стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления);

стремление отомстить преступнику;

желание получить максимальную материальную компенсацию;

жалость к преступнику;

опасение мести.

Первые четыре фактора объективно не способствуют раскрытию истинной картины преступления. Но еще более опасными являются оставшиеся, которые приводят к искажению реальных фактов. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к проверке показаний потерпевших.

Изучение личности допрашиваемого.

Изучение личности допрашиваемого является необходимые мероприятием при подготовке к допросу, необходимым условием достижения цели данного следственного действия - получения правдивых показаний. Но изучение личности допрашиваемого не только тактическо-психологическое требование, но требование и процессуальное, закрепленное в законодательстве (ст. 68 УПК) - «При производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежат доказыванию:. обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности допрашиваемого, указанные в статьях 61 и 63)

При изучении личности допрашиваемого используются методы социологии, общей психологии, но при этом должна учитываться специфика уголовного процесса в целом. Следователя, в первую очередь интересуют не уголовный и не уголовно-процессуальный аспекты изучения личности допрашиваемого, а психологические качества и свойства допрашиваемого, позволяющие правильно выбрать наиболее эффективную тактику и методы психологического воздействия.

Система личности складывается из трех основных групп признаков: социально-биологических (пол, возраст, состояние здоровья и т. п.), социально-демографических (социальное происхождение и положение, образование, профессия, род занятий, наличие судимостей, семейное положение, знакомства, жилищные условия и др.), социально-психологических (интеллектуальные, эмоциональные, волевые и моральные свойства человека).

Изучение личности допрашиваемого считается подготовительным мероприятием, но тем не менее оно должно продолжать осуществляться и в ходе самого допроса, а не только до его начала. Это позволит следователю постоянно корректировать информацию, полученную в ходе предварительного изучения личности допрашиваемого, осуществляющего в рамках подготовки к допросу. Многое для себя следователем может быть уяснено только в ходе непосредственного контакта с допрашиваемым (например, большинство социально-психологических свойств и качеств допрашиваемого может быть изучено, в основном, при непосредственном наблюдении и общении).

Определенную помощь в изучении личности допрашиваемого могут оказать полученные на него характеристики (с места работы, проживания, учебы) и результаты так называемых «спец. проверок», т. е. запросы в Информационные Центры управлений и министерства внутренних дел РФ, судим ли он или нет, и если судим, то когда, где, кем и по какой статье, не находится ли он в розыске по другим делам. (Проверка на наличие судимостей допрашиваемого нахождение в розыске (т. е. «спец. проверки) являются на практике обязательным правилом для следователя).

Изучение личности допрашиваемого - это не самоцель, а лишь необходимое условие для избрания верной тактики и эффективных методов психологического воздействия.

С психологической точки зрение допрос - это процесс общения следователя с допрашиваемым, а зачастую, и это особенно характерно для допроса допрашиваемого - психологическая борьба двух лиц с противоположными интересами. Допрос - это психологически сложное следственное действие. Его проведение предполагает знание следователем основных положений психологии. Это может помочь ему разобраться в поведении допрашиваемого, избрать тактические приемы, с помощью которых можно выяснить цели и мотивы преступления, устранить факторы, мешающие допрашиваемому рассказать правду, правильно избрать линию поведения по отношению к допрашиваемому «Данные психологии дают следователю правильный критерий для оценки полноты и правдивости показаний допрашиваемого, подсказывает тактические приемы, при помощи которых могут быть восполнены пробелы в показаниях и устранении искажения и противоречия в них». 1 Все вышеуказанное в полной мере относится и к допросам при расследований убийств.

Как было уже сказано допрос - это, хоть и процессуально регламентированных, но тем не менее общение людей, а значит оно подчинено общим психологическим закономерностям, свойственным всем видам и формам общения. Необходимым элементом, стадией всякого общения является психологический контакт, под которым понимается система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии; информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Применительно к допросу допрашиваемого психологический контакт можно определить, как «установление отношений, характеризующихся точным и добросовестным выполнением всеми участниками т. е. следователем и допрашиваемым своих процессуально - правовых обязанностей, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующая решению задач допроса - получение правдивых показаний». 2 Таким образом, психологический контакт - необходимое условие получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Важность и значение установления психологического контакта подтверждается опросами лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях. В целом, можно, сделать вывод, что среди многих критериев качества расследования одним из достовернейших, безусловно, является показатель наличия психологического контакта с допрашиваемым. Но ради справедливости надо сказать, что установление контакта с лицом, преследующим противоположные интересы, а именно таковым и является допрашиваемый, задача трудная не только для следователя, но и для профессионального психолога. Несовпадение интересов следователя и допрашиваемого - фактор, серьезно затрудняющий решение данной проблемы, усугубляемый принудительным характером общения при допросе и осознанием допрашиваемых того, что он находится в неравном, ограниченном и ущемленном положении по сравнению с другой стороной - следователем. Допрашиваемый осознает односторонность контакта: «следователь стремится получить как можно больше информации от допрашиваемых, а сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу». 3 Все это в совокупности серьезно препятствует достижению психологического контакта между следователем и допрашиваемым в ходе допроса. Вместе с тем необходимость решения данной задачи столь очевидна, что эти трудности не должны останавливать следователя.

Возможность психологического контакта зависит от нескольких различных факторов. В первую очередь, это особенности индивидуальной психологии человека. Поэтому при установлении контакта с допрашиваемым не должно быть шаблона, штампа, что особенно важно при допросе допрашиваемого по делам преступлений против жизни, ввиду того, что, как отмечалось ранее, проведенными исследованиями личности преступников4, континент лиц, совершающих преступления против жизни, очень и очень различен - психологически и социально неоднороден. Поэтому здесь нужен индивидуальный подход, строгий учет свойств личности допрашиваемого.

К факторам, имеющим значение для установления психологического контакта с допрашиваемым, относятся его процессуальное положение, т. е. является ли он подозреваемым или допрашиваемым. Хотя во многих отношениях эти процессуальные фигуры близки друг к другу, но в психологическом аспекте между ними имеются определенные различия. Чаще всего, при прочих равных условиях, вступить в контакт и найти взаимопонимание с подозреваемым сложнее, чем с допрашиваемым. Это объясняется тем, что подозреваемый, как правило неосведомлен о том, что знает и чего не знает следователь, и ввиду этого настроен выжидательно, относится настороженно ко всяким попыткам вступить в общение, предпринятым допрашиваемым лицом. К тому же допрос подозреваемого - это для следователя, как правило, первая встреча с ним, причем времени у него для подготовки и изучения личности допрашиваемого может и не быть. К допросу же допрашиваемого следователь подходит более подготовленным, да и с самим допрашиваемым он, как правило, уже имел опыт общения, хотя бы и после допроса.

Огромное значение для достижения психологического контакта с допрашиваемым имеет конкретный настрой данного лица в момент допроса. Уловить этот настрой - это, может быть, даже более важно для установления контакта, чем знание типа темперамента, склада характера, т. к. для следователя необходимо знать в первую очередь как поведет себя допрашиваемый в данной конкретной ситуации, а не то, как ведет себя вообще.

Конкретный настрой допрашиваемого в момент допроса может быть различен. Глазырин Ф. В. в своей работе «Психология чувства и настроения, владеющие допрашиваемым в момент допроса».

страх наказания, подавляюще и угнетающе действующий на психику человека, порой вызывает состояние депрессии, что затрудняет установление психологического контакта с допрашиваемым. Этот страх, как правило, возникает у допрашиваемого задолго до привлечения к уголовной ответственности (до задержания) и чисто сразу после совершения преступления;

стыд, боязнь огласки о случившемся перед родными, близкими, знакомыми.

для лиц, впервые совершивших преступление, это может быть - страх оказаться среди преступников (хотя бы и на время предварительного следствия - например в СИЗО), и под воздействием таких чувств допрашиваемый скорее всего будет защищаться всеми доступными ему средствами, в т. ч. и дачей ложных показаний.

переживание разлуки с близкими, родными, боязнь потерять с ними связь. С точки зрения необходимости установления психологического контакта и успешности проведения допроса в целом такую ситуацию однозначно оценить достаточно трудно, т. к. эти чувства могут подтолкнуть к раскаянию в такой же степени, как и заставить его занять негативную позицию. В данном случае многое зависит от психологического и тактического мастерства следователя;

жалость к потерпевшему, сострадание. Такие ситуации при расследовании убийства иногда возникают когда преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств лицом, не склонного в целом к совершению антиобщественных поступков. Случается, что лицо, совершившее преступление против жизни в состоянии алкогольного (или наркотического) опьянения, также испытывает подобные чувства после своего протрезвления. Но в любом случае, если такие эмоции у допрашиваемого возникли, - то следователь должен использовать и усилить этот эффект. Чувство жалости и сострадания, возникшее у допрашиваемого к потерпевшему, при умелом ведении допроса следователем способно сформировать позитивную позицию у допрашиваемого;

тревога и чувство неопределенности. Допрашиваемый, что вполне естественно, испытывает тревогу за свое будущее, за свою судьбу, и зачастую, не выдерживая напряжения этой тревоги, устав терзаться от страхов и сомнений, он идет на чистосердечное признание вины и раскаяния в содеянном. Следователь должен в такой ситуации уловить, тонко почувствовать психологическое состояние допрашиваемого и суметь использовать это для налаживания контакта и склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний;

у некоторых допрашиваемых, особенно у несовершеннолетних, появляется ощущение необычности, исключительности ситуации, чувство борьбы, риска и опасности. Это щекочет им нервы. Подобная установка чаще всего характерна для преступников с «игровой мотивировкой». 7

Таковы некоторые варианты возможных эмоциональных состояний, в которых может находиться допрашиваемый перед и в ходе допроса, но чаще допрашиваемый «испытывает комплекс различных чувств и эмоций, тесно связанных и переплетенных между собой»8.

Глава IV, Особенности проведения допроса свидетелей

Наиболее распространенным средством получения показаний является допрос свидетеля.

Допрос представляет собой процессуальное (следственное или судебное) действие, проводимое лицами с соблюдением установленных законом порядков с целью собирания доказательств. назначение этих правил - способствовать получению правдивых показаний, достоверной и полной информации. Поскольку в этом заинтересован и свидетель, то он должен представлять, хотя бы в общих чертах, как ведется допрос. Кроме того, знание правил допроса позволяет свидетелю отстаивать свои права и законные интересы в уголовном производстве.

По общему правилу показания даются наедине со следователем. Допрос - дело деликатное. наличие посторонних отвлекает, смущает. Все это не способствует установлению надлежащего психологического настроя.

В соответствии с законом свидетели, свидетели, вызванные порознь и допрашиваются порознь и в отсутствие других свидетелей. При этом следователь принимает меры, чтобы свидетели не могли общаться между собой.

В случае необходимости производства допроса в другом районе следователь вправе произвести его там.

Допрос может проводиться по месту работы, свидетеля, месту его учеб. делается это в случаях, когда там сосредоточено сразу несколько свидетелей, а также нежелательна преждевременная огласка вызова свидетеля на допрос.

Можно допрашивать свидетеля ночью? Конечно, это не самое лучшее для дачи показаний время. Допрос ночью используется обычно как средство давления на психику допрашиваемого и получения от него нужных показаний. Но по общему правилу допрос производится ночью в случаях, не терпящих отлагательства.

Прежде всего следователь удостоверяется в личности свидетеля. Практике известны случаи, когда на допрос являются подставные лица с целью дачи заведомо ложных показаний.

Перед дачей показаний свидетель предупреждается об ответственности за отказ ли уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетеля, не достигшего 16 лет, не предупреждаются дачи показаний. Свидетель должен быть готов ответить правдиво по любой теме.

Заключение

Допрос по своему характеру - действие многоплановое, имеющее процессуальный, этический, организационный, тактико-криминалистический и психологический аспект, но моя работа касалась в основном двух последних, хотя в силу взаимосвязанности всех сторон данного следственного действия, приходилось рассматривать определенные вопросы, связанные с этикой, организацией и процессуальной регламентации допроса.

Допрос - явление многостороннее и поэтому проведение этого следственного действия требует широкого использования судебной психологии, криминалистической тактики, логики следствия и этики поведения.

В своей работе я постаралась сформировать некоторые общие положения тактики и психологии допроса допрашиваемого применительно к расследованию убийств.

Допрос - одно из основных процессуальных средств получения и проверки доказательственной информации о преступлении. Поэтому изучение всего комплекса вопросов, относящихся к данной проблеме, имеет не только теоретическое, но и в первую очередь, практическое значение.

Хотя конечно, надо сказать, что далеко не все рекомендации относительно допроса разрабатываемые такими науками как судебная психология, криминалистика, используются и применяются в практической деятельности органами следствия и дознания при расследовании преступлений. Это зачастую объясняется не столько низкой профессиональной квалификацией практических работников, а скорее обусловлено объективными причинами: большое количество уголовных дел на одного следователя в системе органов прокуратуры.

У следователей прокуратуры порой не хватает времени для проведения элементарных подготовительных мероприятий, для выработки плана и тактики следственного действия. В большинстве случаев не приходится говорить и о том, что следователи, готовясь к допросу, изучают личность потерпевшего/свидетеля - все изучение сводится к прочтению характеристик на допрашиваемого и справок из информационных центров МВД.

А без необходимой подготовки, даже если следователь - хороший профессионал, достичь целей допроса - получения правдивых показаний - не всегда возможно. Но тем не менее это не означает, что ученые - юристы, занимающиеся данными проблемами, делают никому не нужную работу. Многое из наработанного имеют чисто научную, познавательную ценность. Со временем возможно что-то изменится в лучшую сторону и с практической реализацией данных научных разработок: повышение профессионального мастерства следователей, улучшение условий и режима их работы могут повлечь более широкое внедрение в практическую деятельность тактических и психологических рекомендаций к проведению допроса. Поэтому изучение вопросов тактики и психологии допросов при для развития наук, не только в интересах чистой теории, но и для оказания практической помощи работникам следствия и дознания в их деятельности по расследованию преступлений.

Особо хотелось отметить, что и результаты расследования уголовного дела напрямую зависит от следователя практика. Если следователь - профессионал, то уголовное дело будет разрешено в срок и квалифицированно, поэтому хотелось бы отметить, что результаты расследования уголовного дела напрямую зависит от подготовки специалиста за время учебы и стажировки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Показания потерпевших имеют важное значение в раскрытии преступлений и требуют большого внимания со стороны следователя.

Для успешной работы с потерпевшими следователю требуется знание психологии вообще и особенностей психологии потерпевшего в частности.

Психология потерпевшего существенно отличается от психологии других процессуальных лиц. Одной из особенностей является возможная необъективность показаний потерпевшего. Это требует от следователя не только более глубоко изучения потерпевшего, но и тщательной проверки его показаний.

Список используемой литературы:

Кобликов А. С. Учебник уголовного процесса. - М., Фирма «Спарк», 1995. -382 с.

Комментарий к УК РФ. /под ред. Скуратова Ю. И., Лебедева В. М., Инфра-М., 1996 г.

Красиков А. Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996 г.

Под ред. Лебедева В. М. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Изд. 2-е, Фирма «Спарк», 1997. 788с.

Уголовное право РФ, Особенная часть под общей редакцией. доктора юридических наук проф. Г. Н. Борозенко и канд. юридических наук, доцента В. С. Комиссарова. М., 1997 г.

Уголовное право РФ, Особенная часть под ред. Б. В. Здравомыслов М., 1996 г.


Описание предмета: «Уголовное право»

Уголовное право - отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему наказания, порядок и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Литература

  1. М.В. Пономарев, С.Ю. Смирнова. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. Часть 1. Предмет и периодизация курса. Европейская цивилизация в XVI-XVII вв. Век Просвещения - период становления индустриального общества. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
  2. С.И. Церпенто, Н.В. Игнатова, Д.П. Церпенто. Бухгалтерский учет. Теория. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 192 с.
  3. Под редакцией Е.Б. Старовойтенко. Предмет и метод психологии. – М.: Гаудеамус, Академический проект, 2005. – 512 с.
  4. Пути просвещения и свидетели правды. Личность. Семья. Общество. – М.: Дух и Литера, 2004. – 368 с.
  5. В.А. Шипунова. ОБЖ. Опасные предметы и явления. Тематический уголок для ДОУ. – М.: Карапуз, Сфера, 2012. – 9 с.
  6. Сборник описаний предметов и материалов, изготовляемых интендантством для довольствия войска. – М.: Хобби Пресс, 2012. – 82 с.
  7. В.А. Шипунова. Тематический уголок для ДОУ. ОБЖ. Опасные предметы и явления (ширмочка). – М.: Карапуз, Сфера, 2013. – 1 с.
  8. ОБЖ. Опасные предметы и явления (набор из 12 карточек). – М.: Карапуз, 2014. – 12 с.
  9. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. Мишка одевается. Беседы по картинкам о пижаме, носочках, шортиках, рукавичках, шубе и шапочке. – М.: Цветной мир, 2014. – 18 с.
  10. В.И. Тищенко, Т.И. Жукова, Ю.С. Попков. Сетевые взаимодействия. Предмет исследования и объект моделирования. – М.: Ленанд, 2014. – 352 с.
  11. Учим предметы и формы. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 32 с.
  12. Фредерик Перлз. Гештальтподход и свидетель терапии. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2015. – 208 с.
  13. Сергей Иванович Кретов. Гуманистическая общественно-экономическая формация. Политическая экономия будущего. Том 1. Отдел 1. Глава 1. Часть 2. Предмет и метод политической экономии будущего. – М.: , 2015. – 150 с.
  14. В.А. Бирюков. Предмет и методы общей экономической теории. Основы экономической теории. Пособие к курсу лекций. Лекция 1. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
  15. В.А. Шипунова. ОБЖ. Опасные предметы и явления. – М.: Сфера, Карапуз, 2016. – 18 с.
  16. Н.В. Генри. Предмет и метод уголовно-правового регулирования. История, теория и практика. – М.: Норма, Инфра-М, 2016. – 320 с.
  17. Фредерик Перлз. Гештальтподход и свидетель терапии. – М.: Академический Проект, 2017. – 208 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Показания обвиняемого, как доказательство в Уголовном процессе
Уголовный процесс
Диплом
80 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир
Благодарю, буду смотреть после рабочего дня, я думаю больше замечаний не должно возникнуть