Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Деньги

Банковское и биржевое дело

Ученые полагают, что деньги впервые появились в Китае 2, 5 тысячи лет тому назад. По мнению экономистов именно деньги обеспечили те революционные преобразования в экономике человеческого общества, которые обусловлены профессиональным разделением труда. Действительно, именно деньги сняли мучительные трудности бартерного обмена товарами, которые сдерживали товарообмен до их появления. Однако, наряду с положительным воздействием на все экономические процессы, деньги породили и ряд негативных последствий в жизни и деятельности людей. История хранит тысячи фактов тлетворного влияния денег на деяния как отдельных людей, так и целых государств, от библейского придания о предательстве Христа (за тридцать серебряников), до продажи российским царем Аляски США - огромной территории на Североамериканском континенте, площадью более 1, 5 миллиона квадратных километров - за 7, 2 мл. долларов. Миллионы людей ради денег шли на страшные преступления, погибали, кончали жизнь самоубийством, предавали и продавали. Казалось, что большая часть человечества живет ради денег, из-за денег и благодаря наличию денег. Негативное влияние денег в обществе было столь велико, что коммунисты, опираясь на учение К. Маркса, обещали после прихода к власти, избавить общество от этого понятия вообще. Однако приход большевиков к власти в России в 1917 году показал утопичность подобной идеи - экономика не смогла обходится без денег. Вместе с тем, приходится признать, что за 2, 5 тысячи лет люди так и не разобрались в сущности денег, в тех причинах, которые одновременно определяют их необходимость и ведут к появлению зла и несправедливости. Что же такое деньги? * * * Попробуем ответить на этот вопрос с позиций информационной теории экономики, исходя из того, что мы знаем теперь об информации и ее проявлении в сфере человеческого труда. Совершено понятно, что деньги - это вторичная информация, т. к. все они представляют их себя определенные знаки, хранящиеся на определенных носителях этих знаков. Как и всякая вторичная информация деньги не могут появиться сами по себе, а должны отражать определенную первичную информацию, и такой первичной информацией не может быть ничего другого, кроме движение продуктов труда. Но поскольку продукты труда в сфере действия денег характеризуются только одним обобщенным информационным параметром стоимостью, то деньги являются кодированным значением стоимости. В свою очередь стоимость продуктов труда, как мы теперь знаем, определяется стоимостью самого труда, поэтому, кодируя стоимость продуктов труда, деньги одновременно кодируют стоимость труда, затраченную на производство этих продуктов. Стоимость, сама являющаяся вторичной информацией, именно потому, что она представляет собой вторичную информацию, может кодироваться и перекодироваться множество раз и отображаться на самых различных носителях, что мы и наблюдаем, изучая деньги разных стран и различных эпох. Двойственность стоимостного проявления труда, которая ведет к одновременному отражению стоимости и в самом труде и в стоимости продуктов этого труда, предопределяет аналогичное проявление денег. Правда, деньги, как мы понимаем, выражают стоимость труда в его преобразованной форме, в форме заработной платы, а стоимости товаров в форме цены. И это во многом объясняет «поведение» денег: стоимость в своей изначальной форме - понятие объективное и не зависит от желания людей, но в преобразованной форме, в форме заработной платы и цены, она носит во многом субъективный характер, а само денежное выражение цены и заработной платы еще больше усугубляет этот субъектизм. Чего стоит, например, различное денежное выражение, т. е. различный масштаб цен, совершенно одинаковых товаров, изготовленных по одной и той же технологии, в различных странах, не говоря уже о совершенно различных названиях денег? А такое специфическое, чисто денежное, бедствие, которое, кажется, стало постоянным спутником экономики многих стран, как инфляция? Но все эти сложности не могут скрыть главного вывода, информационной теории экономики: деньги - это вторичная информация, представляющая собой перекодированное значение стоимости в форме цены товаров и заработной платы, в результате их нормирования установленными в данной стране денежными единицами. Правда, кругооборот денег вносит в наше рассмотрение модели управления экономикой довольно существенные уточнения, касающиеся как информационной так и чисто денежной стороны этого вопроса. Понятно, что сами по себе номиналы денег, будь-то рубль или фунт, доллар или франк, как и их производные, никакого отношения к труду не имеют. Эти значения во многом понятия исторические и сегодня мало кто помнит, почему именно такое название и номинальное значение они получили. В этом плане деньги аналогичны алфавиту или обозначению цифрового ряда, которые отличаются друг от друга в различных странах, но несут одинаковую информацию. При изучении специфической информации нас прежде всего интересует сам процесс нормирования труда в денежном выражении, который, как мы понимаем, сводится к процессу определения ценности денег. К сожалению, никогда не было науки, которая определила бы научный подход к стоимостному определению ценности денег. Нормирование труда на протяжении веков происходило опытным путем, и осуществлялось как бы от обратного, т. е. не от стоимости труда к стоимости продуктов труда, а наоборот - от стоимости продуктов труда к стоимости самого труда. отсюда этот процесс получил и свое специфическое название - определение «покупательской способности денег». С точки зрения теории при макроанализе системы такой подход вполне правомерен, ибо в уравнении товарного баланса Ц = ЗП (5-5), т. е. и цена и заработная плата измеряются в одинаковых единицах и в целом в системе должны быть равны между собой. Однако, практическая реализация денежного нормирования труда через цены товаров создает видимость обратной зависимости: не стоимости товаров от стоимости труда, а наоборот стоимости труда от стоимости товаров. Даже К. Маркс, поборник трудовой теории стоимости, не сумел побороть этой видимой зависимости, и решил, что труд не имеет стоимости, а вот физический компонент труда рабочая сила имеет стоимость, выражаемую ценой товаров, необходимых для ее воспроизводства. Более того, поскольку «покупательная способность денег» определялась рыночным путем на базе сравнения с ценами различных товаров, деньги «окрестили» «особым товаром», выполняющим роль всеобщего эквивалента в товарном общественном обмене. Именно такое определение денег мы и находим сегодня во всех курсах экономики как в нашей стране, так и за рубежом. Только моделирование экономических процессов на базе информационной теории управления показывает, что деньги - это не товар, а информация и определение «покупательской способности денег», - процесс промежуточный в сложной системе денежного обращения, ведущей в конечном итоге к определению денежного выражения для стоимости труда так, что уравнение товарного баланса преобразуется в свою денежную форму: ЗПд = Цд (6-1), где ЗПд - заработная плата всех участников экономики в денежном выражении в экономическом цикле; Цд - сумма цен товаров, выраженных в деньгах в этом экономическом цикле. Исторически сложилось так, что в экономике человеческого общества просто не было возможности реализовать какие-то другие способы нормирования труда денежными единицами до появления так называемых плановых экономических систем, о которых мы будет говорить в следующей главе. Это определялось прежде всего организацией выпуска, т. е. производства самих денег. Выпуск денег всегда был прерогаттивой царей, королей и прочих правителей государства. Как эти деньги попадали на рынок? Монарх раздавал их за «службу» своим приближенным и служивым людям, через которых они и попадали к товаропроизводителям. Кроме того, деньги использовались для закупок товаров необходимых двору, армии и другим институтам государства. Ограничение в количестве выпускаемых денег было только одно - количество имевшегося у правителя драгоценного металла, из которого изготовляли деньги, при этом монеты могли иметь самую различную форму и размеры, важно было только одно: одни и те же денежные единицы должны были иметь один и тот же вес. Выбор в качестве носителя информации о стоимости драгоценных металлов был не случаен, ибо люди интуитивно понимали два главных достоинства, достигаемых при их использовании, - защита от подделки и долговечность применения. Но одновременно они получили еще одно важнейшее системное качество денег - ограничение в количестве денег, связанное с редкостью использованных металлов. Редкость носителей денежной информации служила тем стабилизирующим фактором экономики, который определял относительное постоянство наличных денег в обращении, и тем самым позволял с высокой точностью, интерационно, определять их «покупательную способность», а как следствие, определять денежное выражение заработной платы людей массовых профессий и цены на предметы народного потребления. Не менее важно и то, что раз деньги - это информация, то они могут существовать без изменения до тех пор пока существует носитель этой информации. Именно это информационное свойство позволяло определенному количеству денег, выполненных в металле, длительное время обращаться в «колесе Адама Смита» от потребителя к производителю и обратно, постоянно уточняя свою ценность и нормировать через стоимость товаров стоимость труда. Правда, само «колесо Адама Смита» устроена не так просто, как это кажется на первый взгляд и его функционирование мы еще подробно не рассматривали. Понятно, что это «колесо» образует информационный канал системы управления экономикой на третьем уровне, основная цель которой распределение продуктов труда - товаров между потребителями. Определив деньги как информацию, мы сразу же определяем роль денег в системе управления потоком товаров: деньги как информация выполняют функцию распределения, определяют направленность движения товаров на третьем уровне управления экономикой. Деньги не могут двигать товары, не могут замедлять или ускорять экономические процессы, как это полагают многие экономисты, они могут только определять направленность движения товаров, но без направленности просто нет поступательного движения, а значит не может функционировать и система управления этим движением. И в этом заключается сущность денег, их главная функция в системе управления. Но выполнение этой основной функции денег осуществляется в сложном многофункциональном механизме денежного обращения, который и образует информационный, денежный канал системы управления экономикой - «колесо Адама Смита». Этот многофункциональный механизм, в свою очередь, состоит из нескольких составляющих механизмов информационного канала, или канала денежного обращения. О двух из них - механизме ценообразования и механизме формирования заработной платы мы уже говорили, хотя не увязывали их в единый информационный канал. Теперь мы должны рассмотреть еще один важный механизма системы денежного обращения - механизм распределения доходов производителей второго уровня. Когда в V главе мы рассматривали на моделях проявления стоимости труда в форме заработной платы в информационном канале третьего уровня управления экономикой, мы несколько упростили это проявление в интересах понимания поставленной задачи. Если мы еще раз вернемся к стоимостной тактограмме рис 5-8, например, то мы увидим, что в результате обмена заработной платы на товары, вся заработная плата была израсходована, а товары, перейдя к своим владельцам, прекратили свое «товарное» существование. Но ведь стоимость, в том числе и в денежном выражении - это информация, а информация не расходуется, тем более, что в денежной форме она записана на носителях, расчитанных на очень длительное использование. Куда же она подевалась? На модели мы видим, что информация о стоимости «пошла» в обратном направлении, от потребителя к производителю. Но изменение направления движения информации говорит об изменения самой информации, ее информационного смысла. И это действительно так. Денежная информация как информация о заработной плате в результате обмена прекратила свое существование, но благодаря тому, что информация не расходуется, денежный поток, изменив направление, стал носителем другой информации - информации о доходах. На рынке деньги выступали как средство платежа за приобретение товара, неся информацию о заработной плате, на новом этапе денежного кругооборота заканчивается функция денег как средства платежа. Эта новая информация поступает в механизм распределения доходов системы денежного обращения, о котором и пойдет речь. Но прежде чем говорить о механизме распределения доходов, мы должны уточнить само понятие дохода. * * * В современной экономической теории понятию дохода уделяется очень мало внимания, что определяет неоднозначность этого толкования. У Д. Кейнса, например, «доход равен ценности текущей продукции, которая не используется для потребления». Некоторые экономисты понимают под доходом вновь созданную стоимость, или как они говорят, «чистую продукцию». При рассмотрении макроэкономических процессов чаще всего говорят о национальном доходе и его распределении. Однако, и здесь нет единого подхода. В западной экономической литературе национальный доход - это суммарный доход, полученный семейными хозяйствами, включая всю заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. В экономической литературе эпохи социализма национальный доход представляет собой вновь созданную стоимость в масштабе всего общества в течении определенного времени (например года). Казалось бы «западное» толкование национального дохода предпочтительней, т. к. оно увязано с доходами потребителей, т. е. конечным распределением товаров в результате экономического регулирования. Однако, это толкование противоречит информационной моделе управления экономикой. Действительно, при таком толковании основой дохода является заработная плата, но ведь заработная в денежном выражении, как мы определили - это лишь информация необходимая для получения каких-то товаров для проведения обмена результатами труда, доход же получается в результате этого обмена, в результате приобретения товаров, ибо товар - цель экономического регулирования и деятельности потребителя, а потому деньги в форме заработной платы не являются доходом. В этом смысле доходом потребителя первого уровня являются его расходы, ибо именно они определяют результаты его трудовой деятельности в конечном итоге. В соответствии с моделями информационной теории экономики доход это ценность продукции в результате ее реализации на рынке, т. е. ценность проданных (купленных) товаров. Проданных - для производителя товаров, купленных - для потребителя. Тогда суммарный доход производителей второго уровня равен суммарному доходу потребителей первого уровня. Однако, поскольку речь идет о доходах потребителей первого уровня, то под доходом следует понимать только приобретенные (проданные) потребительские товары. При этом национальный доход можно измерять суммируя либо общий доход конечных производителей потребительских товаров в результате реализации их продукции, либо в виде суммарного дохода потребителей первого уровня или домашних хозяйств. Но не по результатам денежных выплат этим хозяйствам, а по результатам их закупок товарной продукции. Понимание дохода как суммы цен потребительских товаров, купленных потребителями первого уровня, означает, что доходы на рынке получают только конечные производители потребительских товаров. Только в этом случае можно говорить о равенстве доходов производителей - потребителей первого и второго уровня. Однако, как мы видели на моделях, эти доходы производителей второго уровня первого рода в процессе денежного (как мы теперь понимаем) обращения частично перераспределяются в интересах производителей второго уровня второго рода. Механизм этого перераспределения мы и будем называть механизмом распределения доходов производителей второго уровня. Мы уже говорили, что попадая в механизм распределения доходов денежный поток изменяет направления своего движения на обратное. Но это по теории информации означает, что должен изменить на обратное и направление движения потока товаров. И это изменение, как видно на моделе, происходит. Только не всего потока товаров, в потока товаров, потребляемых производителями потока товаров, которые мы отнесли к группе «А», а это означает, что этот денежный, информационный поток регулирует распределение сырья, материалов и других промежуточных продуктов труда, а также средств производства между производителями. В товарном канале на модели управления экономикой этот поток обеспечивается товарной обратной связью, в результате которой формируется механизм распределения товаров группы «Та». А для того, чтобы отличать механизм распределения товаров группы «А» от механизма распределения потребительских товаров, механизм распределения товаров группы «А» мы будем называть механизмом распределения ресурсов. Функционирование механизма распределения ресурсов определяется частью единого информационного денежного потока, который и объединяет действия производителей второго уровня в экономические циклы, формируя механизм распределения доходов производителей второго уровня. Оба эти механизма взаимосвязаны, хотя один из них - механизм распределения ресурсов - является составной частью товарного канала третьего уровня управления, а второй - информационного. На рис N 6-1 показано функционирование этих механизмов в условиях гипотетической четырехступенчатой системы производства. Многоступенчатость производства, как уже говорилось во второй главе обусловлено разделением труда и специализацией в современных экономических системах. Для наглядности в таблице на рис N 6-2 таблично показано четырехступенчатое производство радиоприемника. Конечно, содержание первых трех ступеней значительно упрощено, т. к. для создания современного радиоприемника только в качестве материалов используется добрая половина элементов таблицы Менделеева, да и значительно большее количество специализированных производств, чем представлено в третьей ступени таблицы N 6-2. Важно показать и понять, что каждая последующая ступень использует результаты производства предыдущей ступени так, что в процессе перехода от одной ступени к другой они, образуя все более сложные промежуточные компоненты, в конечном итоге объединяются в единый продукт, представляющий собой потребительский товар. В своем движении к потребителю различные продукты труда, благодаря механизму распределения ресурсов, формируют «дерево продуктов», условно представленное на рис N 6-3. Как видно из этого рисунка, «дереву продуктов труда» соответствует «дерево доходов», которое формируется механизмом распределения доходов в информационном канале системы управления экономикой третьего уровня. На рис N 6-1 показано, как функционирует этот механизм распределения доходов, исходя из условий работы системы, изложенным в предыдущей главе. Правда, на рис N 6-1 не учтено, что на каждой ступени производства действуют несколько товаропроизводителей, т. е. не показано, что каждый оборот на моделе состоит из нескольких параллельных оборотов, которые на рис N 6-3 образуют параллельные ветви на каждом обороте денежного обращения, соответствующие ветвям на «дереве продуктов» Таким образом, каждая «веточка» «дерева доходов» - это денежный оборот «производитель - потребитель - рынок - производитель», обеспечивающий продвижение конкретного промежуточного товара к конкретному производителю. Весь набор оборотов денег, представленных в системе распределения доходов составляет полный кругооборот денежных средств. Легко догадаться, что полный кругооборот денег означает завершение определенного экономического цикла, а каждый кругооборот состоит из нескольких оборотов, число которых определяется количеством ступеней в производстве. «Дерево доходов», как видно из рис N 6-3, вырастает из «авансированного труда» - заработной платы в денежной форме всех участников общественного труда и длительное время другой «почвы» для питания «дерева доходов» в экономике не было. Только на этой «почве» деньги выполняли одну из своих важнейших функций в этом механизме - функцию обращения, обеспечивая в процессе этого распределения доходов между производителями второго уровня. В системе самостоятельных предприятий на каждой ступени производства, как это имеет место в нашем примере при производстве радиоприемников, каждый производитель второго уровня, начиная экономический цикл, должен проавансировать труд всех предыдущих ступеней производства как путем закупки их готовой продукции, так и путем авансирования заработной платы своих работников. Для этого на каждой ступени производства нужно иметь соответствующие оборотные средства. На первой ступени производства эта величина оборотных средств будет составлять Д = Д, где Д - заработная плата работников этого производства. Рентабельность и амортизационные отчисления мы в этом примере не учитываем. На второй ступени Д = Д + Д, где Д - заработная плата в деньгах работников второй ступени производства, а Д - стоимость закупленного для производства сырья. При этом исходя их уравнения товарного баланса мы будем считать стоимость закупленных товаров равной стоимости заработной платы работников, занятых в производстве этих товаров, без учета рыночного регулирования цен. Соответственно на третьей ступени: Д = Д + Д + Д и на четвертой ступени производства: Д = Д + Д + Д + Д. Тогда общее количество денежных средств, необходимое для авансирования всех участников труда в системе равно: Д = Д + Д + Д + Д = Д + (Д + Д) + (Д + Д + Д) + + (Д + Д + Д + Д) = 4Д + 3Д + 2Д + Д. (6-2) В тоже время все участники производства в системе после авансирования закупят товара на величину авансированных средств равную Д = Д + Д + Д + Д (6-3) Но Д - это те денежные средства, которые выступают в виде заработной платы как средство платежа (Дпл). Эти деньги существуют, как мы видим на модели, только на первом обороте денег в системе. Этот оборот мы назвали торговым оборотом, что бы отличить его от остальных оборотов, где деньги выступают только как средство обращения. Тогда количество денег, обеспечивающих обращение, по сравнению с количеством денег, обеспечивающих платежи, оказывается большим на величину Да = Д - Дпл = 3Д + 2Д + Д (6-4). При этом сразу отметим, что в простой одноступенчатой системе экономики величина денежных средств платежей и обращения совпадают, но чем больше ступеней производства, тем больше возрастает количество денежных средств необходимых для обеспечения движения товаров. Что же это за денежные средства обращения и откуда они берутся! В классической политической экономии эти средства называют «первоначальным капиталом», есть и теории, пытающиеся объяснить происхождение этого первоначального капитала. Мы не будем тратить время на их рассмотрения и критику, скажем только одно: все эти теории не могут быть достоверными, т. к. не учитывают информационного содержания денег, пытаясь придать деньгам какой-то самостоятельный характер и функции, которыми они не обладают. Для того чтобы понять, откуда берется «первоначальный капитал» надо уяснить, что он предназначается для использования в виде оборотных средств путем авансирования труда. При этом авансированный труд в виде заработной платы производителей - потребителей первого уровня используется этими потребителями для приобретения уже изготовленных потребительских товаров. Если вернуться к модели рис N 6-1 и представить себе, что мы начинаем производство ранее не производившихся в стране приемников, то авансирование труда работников всех ступеней этого производства производится не для того, чтобы они покупали эти приемники, а для того, чтобы они покупали все необходимые для жизни потребительские товары, а продукт их труда - приемники могут покупать совершенно другие люди. (При этом Уу Дс и Дв > Дк. При этом Дв - Дк ---------- * 100% (6-6) и представляют собой норму Дк процента (ссудный процент), который всегда определяется достигнутым ростом нормы прибыли. Ссудный процент как мощный рычаг управления кредитами, которому так много внимания уделял Д. Кейнс, полагая, что государство регулируя норму ссудного процента может управлять инвестиционными процессами в экономике, порою, выходя из-под контроля, тоже становился средством разрушения экономики. Действительно, ведь ссудный процент определяет величину прибыли переходящую от производителя к финансовому посреднику, а потому никогда не может превосходить нормы прибыли. К сожалению, практическая экономика показывает, что это положение очень часто нарушается, что ведет к дестабилизации экономических процессов. Кроме того, появляются спекулятивные денежные обороты. На рис N 6-5 б) показан внутрирыночный денежный оборот денег между двумя посредниками - торговым и финансовым. Именно появление этого оборота в денежном обращении определяет возможность спекулятивных явлений в экономике. Возможность и опасность спекулятивных явлений в экономике в связи с развитием денежного обращения очень хорошо понимал Д. Кейнс. Он писал: «. по мере того, как совершенствуется организация рынка инвестиций, опасность преобладания спекуляции возрастает». И далее:»Спекулянты не приносят вреда, если они остаются пузырями на поверхности ровного потока предпринимательства. Однако положение становится серьезным, когда предпринимательство превращается в пузырь в водовороте спекуляции. Когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности игорного дома, трудно ожидать хороших результатов». Как видно из модели рис N 6-5 Д. Кейнс очень точно определил главную беду спекулятивного оборота - превращение главного действующего лица экономики - производителя - в «побочный продукт». Это явление особенно страшно в открытых экономических системах. К внутрирыночным оборотам денег относится и еще один оборот оборот между самими финансовыми посредниками. Именно этот оборот определяет генерацию денег «из воздуха», ибо в том случае, когда финансовые посредники сами становились потребителями денежных кредитов, возникала ситуация, при которой происходило мультипликативное расширение денежной базы. Так в США в период с 1976 по 1986 год величина мультипликатора М1 колебалась между 2, 54 и 2, 86. (Мультипликатор М1 - расширение суммы чековых депозитов и массы денег как величины, кратной увеличению денежной базы, т. е. реальных сумм чековых депозитов и наличных денег.) Говоря о внутренних денежных оборотах, функционирующих в общем кругообороте денег, нельзя не сказать еще об одном таком обороте, который и раньше существовал на третьем уровне управления, но на котором обычно не акцентировали внимания, это - внутрипотребительский оборот. При внутрипотребительском обороте потребители покупают друг у друга дома, квартиры, машины и другие предметы длительного пользования, когда-то изготовленные и уже прошедшие через рынок. До появления финансовых посредников с их ссудными возможностями в огромных объемах этот оборот не только не мешал нормальному функционированию экономики, но и в определенных условиях способствовал этому, т. к. использовал деньги, выпускаемые в то время самим потребителем. Появление финансовых посредников дало возможность появлению на рынке денег, которые мы будем называть залоговыми деньгами, т. е. денег, выдаваемых банковскими структурами под залог недвижимости или другого имущества, находящегося в пользовании у потребителя. Залоговые деньги, как и деньги «полученные из воздуха», или спекулятивные деньги, появляются на рынке, минуя производителя на третьем уровне управления экономикой, а поэтому, выпадая из денежного кругооборота, не участвуют в процессе нормирования труда. Все перечисленные негативные процессы, сопутствующие денежному обращению в информационном канале управления экономикой ведут к появлению на рынке денег необеспеченных товарами, а значит к нарушению торгового баланса. Таким образом, видимая независимость существования вторичной информации от первичной в экономической сфере привела к тому, что появилась возможность использования этого эффекта в целях распределения продуктов труда, товаров, не зависимо от трудового вклада людей, путем искусственного управления потоком вторичной информации в виде денег. В этом состоит сущность негативного проявления денег в различных экономических ситуациях, которое, как видно их сказанного, особенно обострилось при возникновении в системе управления на третьем уровне финансовых посредников, прежде всего в виде роста инфляции. Устранить этот недостаток функционирования в системе управления экономикой можно только путем общественного, государственного контроля за деятельностью финансовых институтов рынка. * * * Слово инфляция происходит от латинского inflatio - вздутие. Это понятие появилось в экономике во второй половине девятнадцатого века для обозначения процесса «разбухания» бумажного обращения денег в тех случаях, когда государственные чиновники пытались решать экономические проблемы путем простого увеличения выпуска бумажных денег. В этом значении инфляция особенно широко проявила себя в 20-м веке после окончания Первой и Второй мировых войн в условиях послевоенной экономической разрухи и казалось, что именно бумажный станок является причиной этого экономического бедствия. Однако шли годы, экономика многих стран мира успешно развивалась, но несмотря на все попытки правительств этих стран остановить инфляцию путем строгого контроля за наличием в обращении денежной массы, она в лучшем случае не достигала гигантских размеров, но оставалась постоянным спутником экономики всех развитых государств. Более того, появилась даже теория, согласно которой «маленькая» инфляция даже необходима, т. к. не позволяет деньгам залеживаться в «чулках» у населения или в банках у финансистов, все время заставляя и тех и других использовать деньги для покупки товаров или для инвестирования производства, способствуя тем самым развитию экономики. При этом как экономисты, так и политики и сегодня совершенно уверены, что именно деньги обеспечивают развитие экономики страны. Появилась теория ускорения инфляции, согласно которой реальный объем производства может поддерживаться выше своего естественного уровня в течение длительного периода времени за счет увеличения темпов инфляции из года в год. Однако наряду с этим наблюдалась инфляция, сопряженная со спадом производства, которая сопровождалась ростом цен, и ростом безработицы, и сокращением производства. Это особенно ярко проявилось в экономике России и стран СНГ в начале 90-х годов, хотя характерно и для отдельных периодов развития, например, экономики США (1973 - 1975 гг), хотя и не в таких размерах. Вместе с тем, в теории экономики появилась инфляция, вызванная спросом, при которой инфляционный процесс объясняется повышением цен со стороны производителей или торговых посредников в ответ на возросший спрос; и инфляция, инсперированная затратами, вызванная повышением цен со стороны производителей товаров для покрытия более высоких ожидаемых затрат. При всем этом была совершенно достоверна выявлена «установленная взаимосвязь, инфляционных процессов и реального объема производства». Но в чем, как и почему проявляется эта взаимосвязь для экономки оставалось тайной. Оказалось, что инфляция - это сложное проявление в экономике, связанное не только и столько с денежной массой как это казалось раньше. С точки зрения информационной теории экономики формула инфляции очень проста: ЗПд Цд (6-7) Т. е. инфляция - это нарушение уравнения товарного баланса, в результате которого не соблюдается в экономическом цикле равенство затрат труда, т. е. суммарной заработной платы с суммарной стоимостью выпущенной продукции, т. е. с суммой цен товаров в денежном выражении. На первый взгляд кажется, что это неравенство может иметь только одностороннюю направленность, т. е. ЗПд Цд (6-9). Он называл это неравенство истинной инфляцией. При этом Д. Кейнс очень точно отмечает, что под инфляцией нельзя понимать просто рост цен, также как нельзя считать, что любое увеличение количества денег в обращении неминуемо приведет к инфляции. Для того, чтобы понять, что и выражение (6-7) и выражение (6-8) характеризуют инфляцию, надо уяснить, что инфляция - это процесс, а не мгновенное состояние экономики, и что развитие экономики при саморегулировании на третьем уровне управления всегда будет сопровождаться ростом цен и ростом денежной массы в обращении. Действительно, что такое развитие экономики? Достаточно взглянуть на таблицу, представленную на рис N 6-6, на которой представлены показатели развития производительных сил США за 1950 - 1979 г., чтобы понять, что это прежде всего гигантский рост энерговооруженности в сфере воспроизводства. А это, в свою очередь, означает рост относительной прибавочной стоимости в экономике в целом. Реализация как относительной, так и абсолютной прибавочной стоимости ведет к росту продукции в сфере воспроизводства, а значит и суммарной величины Цд. Естественно, что одновременно возрастает и заработная плата, т. к. должно соблюдаться уравнение товарного баланса, иначе вновь созданные товары некому будет покупать. Но все это произойдет только в результате правильного функционирования всех трех механизмов денежного обращение - механизма формирования заработной платы, механизма ценообразования и механизма распределения доходов. В результате их работы последовательно, итерационно, используя массу денег, находящихся в обращении, формируются и нормируются в денежном выражении цены и заработная плата так, чтобы обеспечивалось выполнение требований уравнения товарного баланса ЗПд = Цд. Таким образом процесс регулирования денежного обращения в условиях экономического роста определяется одновременно тремя показателями суммарной заработной платой, суммой цен товаров и наличием денежной массы определенного номинала. Отклонение любого из этих показателей, нарушающее состояние равновесия приводит в действие механизмы ценообразования и заработной платы, которые стремятся восстановить утраченное равенство. Рассмотрим случай истинной инфляции ЗПд > Цд. Как он возникает и как реагирует механизм распределения доходов? Пусть благодаря росту энерговооруженности в сфере воспроизводства возрастет относительная прибавочная стоимость. (Можно показать, что к такому же эффекту, приведет и рост абсолютной прибавочной стоимости, вызванный информационными причинами роста производительности труда). Распределение относительной прибыли, как результата реализации относительной прибавочной стоимости, как мы теперь знаем, происходит на основе роста видимой стоимости труда путем изменения средней заработной платы. Однако рост энерговооруженности принципиально не может происходить одинаково, равномерно во всех отраслях общественного труда. В США, например, как видно из рис 6-6 при общем росте потребления энергии во всех сферах труда в 2, 44 раза средняя энерговооруженность на одного работающего возросла в 1, 48 раза, т. е. рост энерговооруженности отставал от роста числа людей, занятых в хозяйстве. Это объясняется прежде всего тем, что в одних отраслях энерговооруженность растет быстро, в других медленно или не растет вообще. В каких отраслях медленно растет энерговооруженность? Прежде всего в сельскохозяйственном производстве, т. к. там принципиально невозможно за счет внешних источников энергии увеличить выпуск продукции, ибо она создается природой по своим энергетическим законам. Поэтому задача распределения вновь созданной общественно прибыли для людей занятых в сельском хозяйстве может быть решена только за счет повышения уровня цена на продовольственные товары. Именно это мы и наблюдаем каждый раз при очередном росте и перераспределении общественной прибыли в экономике, начиная с революции цен 16 столетия - первой инфляции, зафиксированной учеными в мировой экономике. Вот что сообщают исследователи этого периода о результатах революции цен в 16 веке в Англии: «цены на продукты питания и продовольствие возросли резко, цена на продукты мануфактур (промышленные товары) увеличились весьма умеренно, а реальная заработная плата упала». Система пришла в равновесие на более низком уровне реальной заработной платы, т. к. продукты питания в тот период составляли большую часть расходов в семейном бюджете. А что бы случилось, если бы работники мануфактур потребовали бы индексации заработной платы в соответствии с ростом цен на продовольственные товары и она была бы проведена? Цены на продовольственные товары поднялись бы на новый уровень, а ответная реакция работников мануфактур привела бы к «галопирующей инфляции», как ее теперь называют. Когда процесс установление баланса протекает как в нашем случае, в замкнутой системе, не имеющей стабилизирующего, демфирующего возможную генерацию фактора, без искусственного сдерживания цен или заработной платы «генерация» инфляции неизбежна. Правда в тот период таким стабилизирующим фактором выступали деньги, ибо количество денег в экономике ограничивалось наличием драгоценных металлом в стране. К сожалению, с начала сороковых годов 16 столетия в Европу хлынул поток золота и серебра из открытого Нового Света, что усугубило инфляционные процессы, в результате чего уровень цен в конце 16 столетия в Европе по сравнению с началом века увеличился в 3-5 раз. Сегодня, когда стабилизирующее влияние драгоценных металлов в денежном обращении отсутствует, инфляция достигает огромных размеров. Так, например, в послевоенный, мирный период она достигла в некоторых странах сотни процентов. С 1980 по 1985 год цены возросли в Западной Европе более, чем в 1, 5 раза, в том числе более чем на половину увеличилась стоимость продуктов питания. Сельское хозяйство - это то слабое экономическое звено в сегодняшней мировой экономике, которое постоянно является источником гигантской инфляции в силу объективного, значительно более низкого, чем в других отраслях экономики, уровня производительности труда. Развитие экономики в замкнутой экономической системе, в которой сельское хозяйство не обеспечивает потребности в продуктах питания для населения страны, неизбежно приведет к возникновению инфляционного процесса, если не принять меры к его искусственному сдерживанию. Правда, ради объективности, надо сказать, что в еще худшем положении, чем сельское хозяйство, при развитии экономики находятся и некоторые други отрасли деятельности людей, в том числе вся сфера обслуживания, где, как мы знаем, прибавочная стоимость принципиально создаваться не может. Однако на ряду с истиной инфляцией может возникнуть и «ценовая» инфляция, т. е. инфляция, вызванная нарушением работы механизма ценообразования из-за искусственного завышения цен товаропроизводителями. Это и есть случай, когда ЗПд Цд (истинная инфляция), так и завышением цен товаров в деньгах по сравнению с денежным содержанием суммарной заработной платы ЗПд

Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»

Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.

Основные задачи курса: - раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России; - показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной системе; - раскрыть содержание и технологию основных банковских операций; - дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.

И вот это: Сайт Университета Натальи Нестеровой Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях современной России.

Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их решения.

Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного курса решаются следующие основные задачи.

1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.

2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками в связи с природой и характером выполняемых ими операций.

3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.

В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.

Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.

4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.

Прослушав курс, студенты должны: ЗНАТЬ: - Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков, их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).

- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка, основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.

- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной политики.

- Организационные основы деятельности коммерческого банка.

- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.

- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.

- Сущность и классификацию банковских рисков.

- Способы антикризисного управления банком.

УМЕТЬ: - Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской системе РФ в целом.

- Оценивать реальное финансовое состояние банка.

- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор экономики.

ИМЕТЬ НАВЫКИ: - По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.

- По анализу финансовой деятельности банка.

- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.

По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.

Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.

http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml

Литература

  1. Д.А. Садченков. Как зарабатывать деньги с помощью компьютера. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2001. – 156 с.
  2. Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. Деньги и регулирование денежного обращения. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 224 с.
  3. Монах, который продал свой "Феррари". История об исполнении желаний и постижении судьбы. Финансовая мудрость Эбенезера Скруджа. 5 принципов, чтобы изменить свои отношения с деньгами (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 368 с.
  4. Деньги мира. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 184 с.
  5. В.А. Кашин. Управление финансами, или Как правильно распорядиться своими деньгами. – М.: Палеотип, Логос, 2003. – 176 с.
  6. Боб Мандел, Фил Лаут, Шакти Гавэйн, Луиза Л.Хей. Боб Мандел. Мантры денег. Фил Лаут. Деньги мои друзья. Шакти Гавэйн. Программирование благоприятных обстоятельств. Луиза Л. Хей. Представление о деньгах. – М.: Биг-Пресс, 2004. – 96 с.
  7. Е.Деньго. Готовимся к школе. 100 занимательных упражнений для подготовки к школе. – М.: Стрекоза, 2015. – 64 с.
  8. Е.Деньго. Готовимся к школе. Математика в играх, стихах и загадках. – М.: Стрекоза, 2015. – 32 с.
  9. Эстер и Джерри Хикс. Отношения и Закон Притяжения. Деньги и Закон Притяжения (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2009. – 496 с.
  10. Эстер и Джерри Хикс. Закон притяжения. Отношения и Закон притяжения. Деньги и закон притяжения (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 624 с.
  11. Джон Ф.Демартини, Розмари Вильямс, Джоана Кэбэк, Эрнест Д.Чу. Благодари судьбу. Деньги и духовность. Духовный капитал (комплект из 3 книг). – М.: ИГ "Весь", 2010. – 720 с.
  12. Е.Деньго. Математика в играх, стихах и загадках. – М.: Стрекоза-Пресс, 2015. – 64 с.
  13. Е.Деньго. Готовимся к школе. Память, логика, внимание. – М.: Стрекоза, 2015. – 64 с.
  14. В.В. Деньгов. Микроэкономика. Учебник. В 2 томах. Том 1. Теория потребительского поведения. Теория фирмы. Теория рынков. – М.: Юрайт, 2016. – 412 с.
  15. Н.Терентьева, Л.Маврина, Е.Деньго. Память и внимание. Рабочая тетрадь (+ наклейки). – М.: Стрекоза-Пресс, 2016. – 36 с.
  16. Деньгов В.В. Микроэкономика в 2 Т. Т.2. Рынки факторов производства. Равновесие. Экономика рынка 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: , 2016. –  с.
  17. Марина Арфеева,Андрей Воробьев,Виктор Деньгов,Олег Дроздов,Александр Дубянский,Айнур Мусаева,Александр Протасов,Елена Яковлева. Микроэкономика. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 356 с.


Готовые работы

Тема и предметТип, объем и цена работы
Понятие денег. Электронные деньги
Финансы и кредит
Курсовая работа
30 стр. / 3100 руб.
Природа современных денег. Электронные деньги
Финансы и кредит
Курсовая работа
29 стр. / 2900 руб.
Спрос и предложение на деньги. Денежный рынок (кейнсианский, монетаристский подходы)
Экономическая теория
Курсовая работа
27 стр. / 2800 руб.
Сущность современных денег. Электронные деньги
Финансы и кредит
Курсовая работа
27 стр. / 2600 руб.



Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 150 р./стр.
Курсовая от 175 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 200 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Кирилл
Марина, спасибо огромное Вам и вашей напарнице, сдал оба ГОСа на отлично, осталось защитить диплом, надеюсь на высокий бал, начинаю готовиться.