Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Источники гражданского права

Гражданское право

Введение

Развитие конституционного права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источники права». Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования, который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников конституционного права в отдельных правовых системах.

Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников конституционного права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников конституционного права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т. д.

Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников конституционного права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие «система источников права» обычно заменялось понятием «система законодательства». Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология - «нормативный акт», «законодательство в широком смысле» - как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.

Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С. Ф. Кечекьян отмечал, что оно «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением».

Кроме того, ряд авторов отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.

При употреблении понятия «источник права» обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение - «формы».

В своей работе мы постараемся осветить данную проблему, опираясь на последние разработки ученых.

Глава I. Понятие и виды источников конституционного права.

Определим систему источников конституционного права в ее целостном и взаимопроникающем понимании.

Источниками конституционного права служат писанные и неписаные правила поведения (обычаи) как внутренние (национальные) так зарубежные и международные.

В качестве источников конституционного права можно выделить:

Конституция РФ (т. к. это акт прямого действия, постановление пленума Верховного суда РФ от 31/10/1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами КРФ при осуществлении правосудия» РГ 28/12/95).

Иные Федеральные законы которые должны соответствовать Конституции.

Указы президента РФ.

Постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти в форме приказов, инструкций, правил и т. п., они должны соответствовать вышестоящим актам.

Ст. 3 ГК - Конституционное законодательство и иные акты содержащие нормы конституционного права. Нормы конституционного права которые могут содержаться в них, не должны противоречить друг другу.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (имплементация).

Постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ (от 1 июня 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».

Обычаи делового оборота (они неписаные и только в предпринимательской деятельности). Под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения не предусмотренное законодательством независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Рассмотрим понятие источников конституционного права более подробно.

Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму государства, устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т. п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т. п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и правительств имеют наиболее широкую сферу действия.

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права. Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством. Чаще всего эти правила представляют собой определенный способ реализации конституционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом случае не защищаются.

Международные договоры служат источниками конституционного права в случае когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным. Это порождено процессом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон общественной жизни.

Глава III. Нормативно-правовые акты как источники конституционного права

3. 1. Понятие нормативно-правовых актов

Среди многочисленных форм (источников) конституционного права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов (нормативные акты).

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это - акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Различные виды нормативных актов находятся в соподчинении друг другу. Акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права, и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов - обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

Ведущее место среди нормативно-правовых актов занимают законы. Остальные акты создаются на основе и во исполнение законов и поэтому называются подзаконными.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает указы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права.

Во-первых, издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

Во-вторых, в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

В-третьих нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более удобен, чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, координировать его исполнение.

Нормативно-правовые акты как формы права значительно отличаются от актов не имеющих нормативного характера. В их числе прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами.

Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера.

Нормативно-правовые акты адресованы широкому кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу.

И, наконец, нормативными актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений.

Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений, в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания принятых нормативно-правовых актов, также пределов действия ранее установленных норм.

Как уже говорилось, все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы или подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенции и, соответственно, характером самих издаваемых актов.

В зависимости от этих же критериев в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т. е. строгая система соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находится нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами государственной власти той или иной страны. Эти акты закона обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим - подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данное требование, несомненно, касается и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль.

Сложившиеся и поддерживаемые в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе источников права некоторых стран определенное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами организациями.

3. 2. Законы.

Сущность закона как правовой категории.

За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знания о нем, выработалась определенная представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип, но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон - это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти всегда нормативный акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, с точки зрения этимологии (смысла) слово закон означает «правило», - это акт государства и, в отличие от норм обычного права, под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций; во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Закону присущи правовые нормы наиболее широкого диапазона действия. К ним можно отнести: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-стимулы, нормы-дефиниции, общережимные нормы, нормы-запреты, технико-экономические нормы и т. п. Правильный подбор и сочетание норм закона - важнейшая проблема успешного развития и функционирования правовой системы государства.

Главное в законах, кроме их всеобщности - это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством, он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается как синоним понятия права, а точнее, законодательства. Законами называется вся совокупность нормативно-правовых актов, исходящая от государства в лице всех его нормотворческих органов. По мнению Г. Ф. Шершеневича, под именем закона понимается «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке».

В обыденной жизни использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Однако, в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в собственном его смысле.

Главной задачей стоящей перед автором этой работы является необходимость понять основной смысл содержания того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.

Можно выделить следующие особенности закона.

Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

В-третьих, закон, как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя общей воли.

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

Чтобы убедиться в этом достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества.

В-пятых, законы применяются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке.

Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами, положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективной необходимостью.

В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и кончая опубликованием принятого закона.

В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном законе о референдуме.

Классификация законов

Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, сильно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм, законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; затем - законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также в силу многих причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Конституция необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином.

На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание и одновременно источник развития всего права.

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всего прочего, вопросам инициативы пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условий принятия решений.

В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов.

Законодательный процесс

Рассмотрим теперь более подробно понятие законодательного процесса.

Понятие законодательного процесса подразумевает его толкование в двух значениях: во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс непосредственно как деятельность осуществляется законодательным органом - парламентом или главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать правительство, а иногда, в редких случаях, он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать понятие законодательного процесса от законотворчества, поскольку последнее является более широким понятием, которое охватывает не только собственно создание закона, но и включает оценку его эффективности и возможность последующей корректировки. В законотворчестве участвуют субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают.

Законодательный процесс имеет свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

законодательная инициатива, т. е. внесение законопроекта или законопредложения;

рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

принятие закона;

санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива - это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют различия. Под законопроектом подразумевается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т. д.); законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона. Так, в частности, законопредложением именуется законопроект (несмотря на наличие всех атрибутов) который вносится определенным субъектом, не имеющим право вносить законопроект.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но вместе с этим, разумеется, парламент не обязан принять соответствующий закон или может принять его совсем в ином виде, чем предполагалось при внесении.

В подавляющем большинстве стран главным поставщиком законопроектов является правительство. Именно поэтому часто в конституциях и законодательстве правительство указывается как один из субъектов права законодательной инициативы. Но нередко эта инициатива облагается конституцией особыми условиями.

Особым видом законодательной инициативы является так называемая «народная инициатива». В данном случае субъектом права законодательной инициативы являются граждане данного государства. В отношении народной инициативы часто устанавливаются различные ограничения.

Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В каждой стране эти чтения имеют свою специфику, но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще. В первом чтении как правило заслушивается доклад инициатора законопроекта, а сами парламентарии должны оценить основную идею законопроекта, а также должны определиться, существуют ли в этом направлении пробелы в законодательстве, есть ли в нем какие либо дефекты. Если по мнению большинства членов палаты необходимости в таком законе не существует, то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит; если же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении и передается в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали. Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего его разработку. Во втором чтении обсуждаются предложения различных групп по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется, что определенную часть парламентариев этот закон не устраивает в таких принципиальных положениях, то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним; если же такого не происходит, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки к тексту. При этом регламентами устанавливаются дополнительные требования к процедуре принятия поправок. После голосования поправок палата в случае серьезных разногласий может вернуть законопроект на доработку в комитет или, если палата одобрила проект во втором чтении, он возвращается в комитет (комиссию) для редакционной отработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается в целом со всеми принятыми ранее поправками. На этом этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если он не набрал требуемого большинства голосов. Это как правило происходит в случаях, когда часть его сторонников не может согласиться с тем, что их поправки оказались отклонены. Но если необходимое большинство голосов набрано, то законопроект считается принятым или одобренным палатой.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению. Инициатива может исходить от депутата, группы депутатов или председателя палаты. Решение по этому вопросу, как правило, принимается простым большинством присутствующих членов палаты.

Принятие закона

Эта стадия различается в зависимости от структуры конкретного парламента. В однопалатных парламентах эта стадия по сути есть завершение последнего или единственного чтения - последнее голосование. Голосование бывает обычным и поименным, причем тайное голосование используется крайне редко, а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных парламентах законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

В случае расхождения во мнениях между палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса: 1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается; 2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции; 3) есть редкие случаи, когда закон принимается только верхней палатой; 4) закон принимается на совместном заседании палат.

Санкционирование, промульгация и опубликование закона

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило в конституциях употребляется понятие «подписание» или «промульгация».

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Опубликование - это напечатание текста закона в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Устанавливается срок вступления закона в силу (введения в действие), который определяется датой опубликования закона. Нельзя вводить закон в действие с момента его подписания (кроме законов, обращенных к государственным органам и не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления закона в силу различен в разных странах.

3. 3. Подзаконные нормативные акты

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию. Вторые - высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции РФ, «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действуют федеральные законы».

В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативно-правовой акт субъекта РФ».

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-нормативными актами.

На примере законодательства России можно видеть, как на их основе и в развитии содержащихся в них положений создаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в РФ». В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента России они «могут быть отменены Президентом РФ».

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента - распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории РФ».

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне федерации - это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов федерации - это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

3. 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, пространстве, и по кругу «охватываемых» этими актами лиц. Установление этих пределов имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связано и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие нормативно-правовых актов по времени

Вступление закона в силу

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

Наконец, в третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется либо самими актами или же указывается в других специально изданных актах для введения их в действие.

Важное значение имеют не только сроки, но и способы вступления в силу или введения в действие нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории, на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие.

Прекращение действия закона.

Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новое правило поведения.

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определенной территории.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную его часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права внутригосударственным отношениям.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. Законодательство России, равно как и других стран приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом.

На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилий, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

Заключение

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве и функционирования такой отрасли права как конституционное. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм конституционного права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников конституционного права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

При улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Также назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах конституционного права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

Все правовые акты и иные формы действующего конституционного права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

Важное значение в понимании работы конституционно-правовой системы имеет понятие классификации и сущности нормативно-правовых актов. Деление нормативно-правовых актов на законные и иные подзаконные акты помогает представить систему соподчиненности нормативно-правовых актов друг другу и выяснить, какими правилами следует пользоваться в первую очередь при решении спорных вопросов. В современных условиях, когда законодательная база в России находится в условиях трансформации, часто возникают ситуации, когда субъекты Российской Федерации издают свои нормативные акты, порой противоречащие по каким-либо аспектам федеральным законам, что вызывает необходимость тщательного отслеживания данных неточностей и корректировки законов с целью обозначения правомерности и приемлемости их содержания.

Рассмотрению этих вопросов была посвящена данная работа.

Список использованной литературы

Александров Н. Г. Понятие источника права. //Ученые труды ВИЮН. вып. VIII, М., 1946; Кечекьян С. Ф. О понятии источника права. //Ученые записки МГУ. Вып. 116. М., 1946.

Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М. - 1993.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., 1988.

Завадская Л. И. Концепция закона: отрицание // Теория права: новые идеи (третий выпуск). М. - 1993.

Зивс С. Л. Развитие формы права в современных империалистических государствах. М., 1960; Шебанов А. Ф. Форма советского права. М., 1960.

Зивс С. Л. Источники права. М., 1982; Государство и право в развивающихся странах. // Источники права. Сб. ст. М., 1985.

Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1981. № 3.

Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994.

Комаров С. А. Общая теория государства и права. Саранск - 1994.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 2. Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. - 1995.

Конституционное право Российской Федерации: Учебник // Козлова Е. И., О. Е. Кутафин. - М. - 1995.

Конституция РФ. М. - 1993.

Конституция, закон, подзаконный акт / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров - М. -1994.

Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967; Пяткина С. А. О теории источников права в английской юриспруденции. //Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып. 19; Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1975; Поленина С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979, и др.

Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). //Правоведение, 1992 г., № 2.

Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. литература, 1987.

Проблемы законотворчества Российской Федерации. М. - 1993.

Седугин П. М. Рождение закона. - М. - 1991.

Спасов Б. Закон и его толкование. М. - 1992.

Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - СПб. - 1995.

Сюкияйнен Л. Р. Доктрина как источник мусульманского права. // Источники права. М., 1985.

Теория государства и права / Под. ред. А. И. Денисова. М. - 1993.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. - М. - 1996.


Описание предмета: «Гражданское право»

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций и организаций между собой.

Литература

  1. Гражданское право. Часть 1. – М.: Юристъ, 2008. – 720 с.
  2. М.В. Волынкина, Е.Г. Комиссарова. Гражданское право. Часть 1. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 208 с.
  3. С.П. Гришаев. Гражданское право. Часть 1 в вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2009. – 128 с.
  4. Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. Гражданское право. В 3 частях. Часть 1. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
  5. Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. Гражданское право. В 3 частях. Часть 2. – М.: Эксмо, 2010. – 704 с.
  6. Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. Гражданское право. В 3 частях. Часть 3. – М.: Эксмо, 2010. – 480 с.
  7. В.А. Белов. Гражданское право. Том 1. Общая часть. Введение в гражданское право. – М.: Юрайт, 2012. – 528 с.
  8. Гражданское право. В 3 томах. Том 1. – М.: Проспект, 2012. – 816 с.
  9. Гражданское законодательство России. Часть первая. – М.: Юристъ, 1999. – 624 с.
  10. И.Е. Энгельман. О давности по русскому гражданскому праву. – М.: Старая книга, 2012. – 464 с.
  11. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 624 с.
  12. Г.Ф. Шершеневич. Курс торгового права. Том I. Введение. Торговые деятели. – М.: , 2005. – 480 с.
  13. И.Е. Энгельман. О давности по русскому гражданскому праву. – М.: Статут, 2003. – 512 с.
  14. Р. -М.З. Зимбулидзе, А.И. Поротиков. Обычай в праве. – М.: Юридический центр, 2004. – 426 с.
  15. Гражданское право. Учебник. В 3 томах. Том 1. – М.: Проспект, 2016. – 816 с.
  16. Е.В. Васьковский. Учебник гражданского права. – М.: Статут, 2016. – 384 с.
  17. Шагиева Р.В. под ред. Актуальные проблемы гражданского права. (Магистратура). Учебник. – М.: Юстиция, 2019. – 384 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Гражданское право
Курсовая работа
32 стр.
Характеристика недвижимости как объекта гражданского права
Гражданское право
Диплом
90 стр.
Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Гражданское право
Диплом
86 стр.
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Гражданское право
Диплом
102 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Мария (Москва)
Ирина, спасибо Вам огромное! Работа после вашего сопровождения замечательная, то, что надо! Надеюсь, что перевод на ваш счет уже дошел. Еще раз спасибо, и если можно, то как-нибудь обращусь за помощью еще. Всего доброго, желаю успехов во всем