Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Особенности существования, развития, функционирования банковских систем

Банковское и биржевое дело

Введение

Переход в России к рыночной экономике сопровождается глубоким реформированием всей финансово-кредитной основы народного хозяйства. Банковская система является главным механизмом финансово-кредитной и предпринимательской деятельности, и от эффективности ее работы в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, снижение инфляции и финансовая стабилизация. Создание развитой банковской системы - ключевое условие радикальных экономических преобразований любой стране, не является исключением и Россия. именно поэтому так важен и необходим анализ банковской сферы и возможных путей ее совершенствования. Эта сфера в условиях рыночной экономики является объективно необходимым институциональным элементом рынка ссудных капиталов. Она призвана мобилизовывать и аккумулировать временно высвобождающиеся в народном хозяйстве денежные ресурсы с тем, чтобы эффективно использовать их для обеспечения бесперебойного функционирования и дальнейшего развития производства. В условиях быстро развивающихся товарных и финансовых рынков при переходе к рыночной экономике структура и функционирование банковской системы резко усложняются. кроме того, в 80-е-90-е гг. произошли политические и стратегические изменения, которые изменили обстановку для банковского дела. Всем этим и объясняется необходимость в анализе накопленного отечественного опыта в банковском деле, а также сравнение его с зарубежной практикой, в том числе индустриально развитых стран. Но большую актуальность приобретает сопоставительный анализ построения банковских систем России и стран, у которых уровень экономического развития, ресурсный потенциал, историческое наследие подобным российским. К таким государствам можно отнести Китайскую Народную Республику. У РФ и КНР много общего: десятилетия директивной плановой экономики и коммунистической идеологии, огромный запас разнообразных ресурсов, а на настоящем этапе - проведение экономических реформ. Но каждое государство выбрало свой путь реформирования, в том числе и преобразования финансово-кредитной сферы. КНР добилась определенных успехов в этой области. Это еще одна причина изучения китайского опыта и сравнения его с российским. Да и в нашей стране уже действует принципиально иная (в сравнении с советским периодом) банковская система. Она представлена теперь не только учреждениями государственной собственности, но и собственности частной, смешанной, а также муниципальными институтами и созданными на паевых началах. И в Китае, и в России с появлением коммерческих банков ослабла монополия государства в банковском деле, развивается финансовый рынок и набирает силу конкуренция между субъектами этого рынка. Правительства создают правовую, регулятивную и политическую сферу для надежного банковского дела. Для банков становится приоритетом выработана банковской политики, особенно в области кредитования и финансирования. Банковская система России отражает в себе как возможности российской экономики, так и переживаемые трудности. Становление современного банковского дела в такой стране, как Россия, имеющей большие особенности, представляет исключительно сложную задачу. Банковские кризисы говорят о том, что система создается путем проб и ошибок. Практический опыт банков промышленного развития стран - США, Франции, Японии, Великобритании - нередко неприменима в российских условиях. К КНР это относится в меньшей степени, что делает сопоставительный анализ банков Китая и России содержательным и практически применимым. Становление любой банковской системы при переходе к рыночной экономике определяется решением следующих проблем: поддерживание центробанком стабильности денежной системы станы, повышение надежности и эффективности деятельности коммерческих банков, координация политики банков, совершенствование законодательства о банках и банковской деятельности. Решение всех этих проблем приведет к структурному приспособлению экономики к рыночным формам ее функционирования. А одним из важнейших элементов этого процесса станет построение совершенной банковской системы.

1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. 1. Общая характеристика банковской системы.

Для отлаженного функционирования финансово-кредитной сферы необходимо первостепенное внимание уделять приемам и методам анализа общего понятия банковской системы. В общем случае любая органичная система должна отвечать следующим требованиям:

она содержит все свои нужные элементы в необходимых пропорциях;

в ней отсутствуют лишние, ненужные элементы;

между элементами осуществляется эффективное взаимодействие, каждый элемент (или подсистема) выполняет свои функции, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которые богаче, чем сумма функций отдельных элементов;

элементы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;

система, как правило, входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет особую функцию.

Всякую систему необходимо рассматривать и как состояние, и как процесс. Последнее означает, что систему следует изучать как развивающуюся, пребывающую в постоянных количественных и качественных изменениях, как то, что находится ближе или дальше от своего идеального состояния.

Применительно банковской сфере эти общие положения означают следующее:

В стране в достаточном количестве имеются действующие банки и кредитные учреждения, которые выполняют либо большинство, либо отдельные банковские операции.

В экономике страны нет не приступивших к операциям в установленные сроки банков; не предусмотренных законодательством организацией, осуществляющих банковские операции; банков, проводящих какие-либо банковские операции без государственной лицензии.

Имеется в той или иной форме и эффективно справляется со своими, только ему присущими функциональными обязанностями и установленными полномочиями центральный банк страны.

Действуют самые различные экономические целесообразные виды коммерческих банков, охватывающих все сферы национальной экономики и внешние экономические связи, осуществляющих такой спектр операций, который полностью покрывает спрос субъектов экономики на банковские услуги.

Банки и кредитные учреждения в разнообразных формах и регулярно взаимодействуют в рамках законных процедур: с клиентами-субъектами экономики, с центральным банком и другими органами государственной власти и управления, друг с другом.

Более широкой системой, куда в качестве составной части входят банковская система, выступает экономическая система страны. Таким образом деятельность и развитие банков нельзя рассматривать в отрыве как от производства, обращения и потребления материальных и нематериальных благ, так и от политики, права, идеологии, социальных и нравственных ориентиров. Банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни. Поэтому успех социально-экономических преобразований в стране зависит не только от эффективного функционирования банковской системы, но и от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

Совокупность действующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях: 1) когда в стране еще нет центрального банка; 2) когда в стране есть только центральный банк.

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки без какой-либо координации их деятельности могли осуществлять любые принятия в то время операции вплоть до эмиссии своих денег. В этом случае банковской системы еще не существует, это совокупность неструктурированных, неконтролируемых, без функциональной специализации элементов. Данный этап прошло большинство государств, в т. ч. Россия и Китай. Завершение этого этапа развития банковского дела - возникновение центрального банка.

Второй случай был апробирован в СССР, КНР и других странах с жестко централизованной нерыночной экономикой. В СССР помимо Центрального были и другие банки (Агропромбанк, Внешэкономбанк, Промстройбанк, Сбербанк, Жилсоцбанк), но фактически последние были только как бы отделениями первого. Созданный в 1948 г. Народный банк Китая, до 1983 г. являлся одновременно центральным и коммерческим банком. То есть в этих случаях не приходится говорить о системе банков, скорее - это «система центрального банка». Банковская система в условиях рыночной экономики может быть только двухуровневой. Верхний уровень - это центральный банк, нижний уровень - это коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом второй уровень имеет достаточно сложную структуру. Соответственно в нем необходимо различать как особые части (коммерческие банки, кредитные учреждения), так и их подуровни (например, разнообразные виды коммерческих банков). Двхуровневая банковская система имеет как достоинства, так и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что Центральный банк обладает реальными рычагами регулирование деятельности банков, может поддерживать с ними не только прямые, но и обратные связи; духуровневая система предполагает многообразие банковских учреждений, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций; она исходит из необходимости гибких организационных форм, максимальной приспособленности к потребностям клиентов. Недостатки двухуровневой системы: затруднение контроля за денежной массой, ограничение свободы деятельности банков и кредитных учреждений, отрицательные последствия для экономики в целом в результате ошибочны в политике центрального банка.

С середины 80-х гг. как в России, так и в Китае ведется создание двухуровневой банковской системы. Это явилось необходимостью в условиях перехода к рыночной экономике и является качественно новым этапом в развитии банковской сферы обеих стран.

1. 2. Центральный банк и денежное предложение.

Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, требует свободы распоряжения частными финансовыми средствами, это обеспечивается коммерческими банками, но с другой стороны, необходимо регулирование, и это требует создания особого института в виде центрального банка. Централизация служит обязательной предпосылкой эффективности банковской системы. Во многих странах, в том числе в России и Китае, капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Какие бы функции ни возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства, являясь посредником между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В условиях перехода к рыночным отношениям первичная обязанность центробанка - защищать стоимость и покупательную способность денег, а также помогать нормальному функционированию финансовых рынков. Основные функции центрального банка - монополия денежной эмиссии, функция банка правительства, функция расчетного центра, роль проводника официальной денежно-кредитной и валютной политики, орган стабильности национальной денежной системы, орган банковского надзора. если в нашей стране большинство этих функций выполнялись Госбанком СССР, то в Китае многие из этих функций в полной мере начали осуществляться во второй половине 80-х гг., после того, как Госсовет КНР издал постановление, в котором указывалось: «Народный банк Китая выполняет исключительно функции центрального банка. Народный банк укрепляет централизованное управление и комплексное сбалансирование кредитных ресурсов, служит реализации макроэкономичесой политики». Кроме того, был принят Закон КНР о Народном банке Китая, который юридически оформил основы кредитно-денежной системы, соответствующей принципам «социалистической рыночной экономики». Закон о НБК формально закрепляет обязанность центробанка обеспечивать стабильность национальной валюты в качестве приоритетной задачи его деятельности.

Такие связи центрального банка с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. В РФ центробанк подотчетен Государственной Думе, в КНР НБК подчиняется Госсовету КНР. Но существенная степень независимости является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. Денежно-кредитная политика главным образом должно воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует следующие цели: стабильность экономического роста, низкую безработицу и низкую инфляцию. В процессе своей деятельности центральный банк координирует свою политику с другими государственными органами. Для стан типа России и Китая, где современная двухуровневая банковская система только еще начинает формироваться, главное значение на этом этапе имеет ответственность центральных банков за само возникновение и здоровое развитие банковских систем. При переходе к рынку часто возникает такое явление, как инфляция. Именно инфляция вызывает к жизни острейшую потребность регулирования денежного обращения со стороны центрального банка.

В необходимых случаях он прибегает к прямым действиям на денежном рынке, таким, как эмиссия денежных запасов денежных запасов или выпуск новых долговых обязательств. Однако главной формой осуществления регулирующей функции центральным банком в условиях рыночной экономики является косвенное воздействие на денежное обращение через кредитные институты. Здесь в его арсенале тир основных инструмента: 1) операции с ценными бумагами на открытом рынке; 2) изменение учетной ставки процента; 3) изменение норм обязательных резервов и экономических нормативов деятельности коммерческих банков. Операции на открытом рынке - операции центробанка по купле-продаже коммерческих векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг. Официальная учетная ставка - ставка центрального банка, по которой он учитывает векселя или представляет кредиты коммерческим банкам. Обязательные резервы - часть кредитных ресурсов банков, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем и, как правило, беспроцентном счете. Служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений осуществлять кредитование и депозитную эмиссию. Эти инструменты давно известны и хорошо отработаны в мировой банковской практике. Но часто проблемой является их применения в конкретных условиях той или иной страны с переходной к рыночной экономикой. Не являются исключением Китай и Россия. Например, Народный банк Китая очень мало проводит операций с ценными бумагами на открытом рынке, так как у него еще нет опыта регулирования суммы наличных денег в коммерческих и специализированных банках путем продажи им ценных бумаг. В таких странах как Китай и Россия, часто используют следующие инструменты: моральное воздействие рекомендации и заявления участникам денежного рынка; надзор - контроль и регулирование деятельности банков с точки зрения обеспечения ее безопасности; допуск и рынкам - регулирование открытия новых банков, в т. ч. иностранных; контроль за рынком капиталов - порядок выпуска и размещения акций и облигаций. Эти инструменты могут быть эффективны только в условиях тесной связи с бюджетной, налоговой политикой и законодательством.

1. 3. Коммерческие банки.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. При переходе к рыночным отношениям от жестко централизованной плановой экономики возникновение и развитие коммерческих банков - необходимый процесс. В ходе этого процесса банки начинают выполнять сначала отдельные функции, а затем целый ряд функций: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных денег; осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; представление экономической и финансовой информации. Коммерческие банки можно классифицировать по следующим критериям: по форме собственности - государственные, частные, кооперативные; по страховой принадлежности капитала - отечественные, иностранные, совместные, по организационно-правовой форме - паевые, акционерные; по степени независимости - самостоятельные, дочерние и уполномоченные; по характеру деятельности - универсальные и специализированные. Данная классификация отражает те виды банков, которые возникают в странах с переходной экономикой. Для развитых индустриальных стран она может быть расширена.

По характеру деятельности виды банков могут отражать как отраслевую специализация (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, торговые банки), так и функциональную специализацию (инвестиционные, сберегательные, социального развития, клиринговые страховые банки). в процессе развития рыночных отношений проявляется тенденция возникновения коммерческих банков с отраслевой специализацией, при этом многие черты и функции коммерческих банков могут не проявляться. Часто такие банки называют специализированными. Примером могут быть Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк (в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг.), также Промышленно-торговый банк, Сельскохозяйственный банк (в Китае в 80-е-90-е гг.).

Но следует отметить, что в реальной действительности «чистых» форм не существует, и каждая группа банков характеризуется как доминирующими, так и другими чертами. Применительно к каждой из перечисленных классификационных групп правомерно ставить вопрос о таких количественных пропорциях между элементами групп, которые бы обеспечивали наилучшие условия функционирования для всех участников банковского процесса. Сумма таких частных оптимумов должна обеспечивать условия оптимального функционирования и развития банковской системы в целом.

Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях. В России быстрый рост численности коммерческих банков начался с конца 1990 г., когда Верховным Советом СССР был принят «Закон о Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему. В Китае был принят «Закон КНР о коммерческих банках», который направлен на постепенное превращение государственных специализированных банков в коммерческие кредитные учреждения, ориентирующиеся в своей деятельности на получение прибыли и ответственность за свою кредитную деятельность. Но в отличие от России, в Китае не спешат создавать огромное число коммерческих банков, что связано с постепенным и глубоко продуманным ходом реформы банковской системы.

В процессе образования двухъярусной банковской системы во втором ярусе наряду с коммерческими банками возникает и сберегательный банк, созданный с целью привлечения временно свободных денежных средств населения и предприятий и их эффективного размещения на условиях возвратности, платности, срочности в интересах вкладчиков банка и развития хозяйства. С переходом к рыночным отношениям сберегательный банк способствует инвестированию сбережений населения в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения средств производства и самостоятельной предпринимательской деятельности. Банк сосредотачивает значительный объем депозитов и выполняемых операций, имеет широкую сеть учреждений и филиалов.

В Российской Федерации Сберегательный банк представляет собой акционерное кредитное учреждение, осуществляющее деятельность на основе Устава. Учредительным банком выступает Центральный банк России, контрольный пакет акций принадлежит государству. В Китае с 1984 г. роль сберегательного банка выполняют Промышленно-торговый банк Китая, который ведет расчеты между промышленными предприятиями и ведает сберегательным делом среди городского населения, и Сельскохозяйственный банк Китая, который отвечает за банковское дело в сельских районах.

1. 4. Основные направления функционирования банков по привлечению

и использованию денежных ресурсов.

В процессе своей деятельности банки осуществляют следующие направления своего функционирования: мобилизация временно свободных и не используемых на текущие потребительские цели денежных средств населения и предприятий, размещение привлеченных средств в экономику и операции с ценными бумагами, кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций, кредитование потребительских нужд населения, осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с населением, платежей в хозяйстве и с населением, предоставление экономической и финансовой информации, оказание коммерческих услуг. Одной из наиболее важных функций банка является привлечение временно не используемых на текущие потребительские цели средств населения и предприятий. Благодаря этой функции вкладчики получают доход в виде процентов на вложение в банк свободные денежные средства. Это несколько смягчает материальное положение населения в условиях стремительного роста инфляции и обесценивания их основных доходов, что особенно проявляется в условиях перехода к рыночной экономике. Рост вкладов населения говорит об успешном проведении реформ и росте благосостояния населения. Примером может служить КНР, где сбережения населения увеличились с 21, 06 млрд. юаней в 1978 г. до 2966, 2 млрд. юаней в 1993 г. Только за 1995г прирост вкладов составил 812, 6 млрд. юаней. Привлечение средств населения и предприятий во вклады и депозиты выгодно самому банку. С одной стороны, концентрируя эти средства, банки затем инвестируют их в экономику, что расширяет возможность дополнительных вложений в развитие хозяйственных структур. С другой стороны, стабильный рост депозитов обеспечивает банку устойчивую кредитную базу, позволяет получать прибыль.

Коммерческие и сберегательные банки являются центрами кредитно-расчетного обслуживание предприятий и организаций. Обслуживание клиентов осуществляется на основе кредитных договоров, содержание которых определяется на местах в зависимости от особенности развития банка и финансового состояния хозяйственных структур. Вся совокупность банковских операций может быть разделена на две крупные группы: пассивные и активные. Пассивные операции отражают привлечение средств предприятий и населения. Активные операции - это операции по размещению собственных и привлеченных средств с целью получения дохода. Масштабы и характер пассивные операций обусловлены уровнем развития товарно-денежных отношений. Эти операции должны строиться таким образом, чтобы доходы банка по ним превышали затраты на их обеспечение. Все пассивные операции в зависимости от их экономического содержания делятся на: вкладные и депозитные, эмиссионные (размещение ценных бумаг банка). В условиях развития рыночных отношений эмиссионные операции могут быть крайне нерентабельными. На последних этапах реформы на рентабельность банковских операций должна влиять конкуренция между банками, которая приводит к выравниванию уровня доходности в разных банках и к обеспечению необходимого уровня обслуживания клиентов при меньшей плате.

Активные операции банка связаны с предоставлением кредитов организациям и населению в пределах имеющихся в его распоряжении ресурсов. Кредиты выдаются на потребительские нужды, на размещение средств населения в государственные и иные ценные бумаги. Для решения проблем, связанных с экономическим кризисом, необходимо увеличить объем кредитования промышленных и сельскохозяйственных предприятий. в КНР, в отличие от России, на протяжении всего хода реформы уровень кредитования оставался на высоком уровне, что является одной из причин достигнутых успехов в реформировании экономики. кроме кредитования банки занимаются: расчетными операциями - операции по зачислению средств на счета клиентов и оплате со счетов их обязательств перед контрагентами; инвестиционными операциями - операции по вложению банком своих средств в ценные бумаги небанковских структур в целях совместной хозяйственной деятельности; фондовыми операциями - операции с ценными бумагами на биржевом рынке, комиссионными операциями - операции, осуществляемые банками по поручению от имени и за счет клиентов (приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения). Все вышеперечисленные активные операции (кроме фондовых и инвестиционных) формируют основную часть доходов банка в условиях создания двухъярусной банковской системы при переходе к рыночным механизмам хозяйствования.

1. 5. Регулирование банковской деятельности.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. Главная цель банковского надзора - своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого их них, так и банковской системы в целом. Недостатки и нарушения в работе коммерческих банков особенно свойственны переходному периоду, когда только начинается выполнение основных принципов банковского надзора. К этим принципам относятся универсальность и обязательность, единство требований государственных органов надзора, достоверность данных и полная ответственность за их качество, обязательность исполнения законных требований органов надзора; сочетание государственного, независимого аудиторского и общественного контроля.

Минимально необходимые условия для удовлетворительной системы надзора - это кодифицированный свод законов, система независимого аудита и обнародование банковской отчетности. В промышленно развитых странах политика центрального банка по регулированию деятельности коммерческих осуществляется в следующих формах:

учетная политика, которая заключается в учете и переучете коммерческих векселей;

регулирование нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи;

прямое государственное воздействие центробанка на кредитную систему путем прямых предписаний о форме инструкций и директив;

налоговая политика, которая заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую финансово-кредитными институтами;

участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений, что выражается в приобретении части кредитных институтов государством путем национализации, организация новых учреждений, долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений.

В странах с переходной экономикой эти инструменты также активно используются. Например, в Китае доминирующим инструментов регулирования является прямое государственное воздействие, остальные используются в разной степени. Народный банк Китая регулирует деятельность коммерческих и специализированных банков, сам он непосредственно подчиняется Госсовету КНР. В России за деятельностью всех финансово-кредитных учреждений следит Департамент банковского надзора, образованный с 1993 г. Он осуществляет лицензирование банковской деятельности, разработку нормативов и форм отчетности, осуществляет надзор на основе текущих и годовых балансов, призводит аттестацию аудиторов по банковской деятельности. Кроме департамента надзора в 1993 г. было образовано Главное управление инспектирования, которое входило в состав Центробанка РФ. Оно осуществляет комплексную и тематическую проверку, ознакомление с банком и его руководством; выявление организаций, осуществляющих безлицензионную банковскую деятельность; разрабатывает и осуществляет профилактические меры.

Основные факторы, усложняющие становление банковского надзора в странах с переходной к рыночной экономикой, в т. ч. России и Китае - это несовершенство банковского законодательства, недостаток банковских специалистов должного уровня квалификации, отсутствие разъяснения политики центробанка. Преодоление этих проблем приведет к совершенствованию органов контроля и регулирования.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО

СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ

СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ К РЫНОЧНОЙ

(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ)

2. 1. Характеристика процесса реформирования банковских систем

России и Китая.

До середины 80-х гг. в СССР банковская система состояла из Государственного банка, Стройбанка, Банка для внешней торговли и Системы сберегательных касс. Но с середины 80-х гг. в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. Была создана система банков в следующем составе: Госбанк СССР, Агропроышленный банк, Промышленно-строительны банк, банк жилищно-комунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банк внешнеэкономической деятельности СССР, Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР). Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка. Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Госбанк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Одним из существенных недостатков реформы является тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других отраслей, что способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами. Реорганизация системы банков не затруднила и системы безналичных расчетов, которые продолжали осуществляться, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью филиалов. Но на рубеже 80-х и 90-х гг. стали создаваться первые негосударсвенные коммерческие и кооперативные банки. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков. Численность вновь созданных коммерческих кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось их всего 43, а через два года их число возросло до 1357, в том числе в России - до 1215. К этому же времени Госбанк СССР стал выполнять функции Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал Центральный банк РСФСР. Тем самым в стране началось формирование двухуровневой системы. В таких условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе. В 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты законы: «О государственном банке СССР», «О банках и банковской деятельности», а в России - «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. В кратчайший срок в стране возникло около 2500 самостоятельных банков и кредитных учреждений. Развитие их проходило сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческий банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. На 1 января 1993 г. в России насчитывалось 1713 коммерческих банков. Основным недостатком новой банковской системы являлось большое число мелких банков (73-75% от общего числа), которые не могли эффективно организовывать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являлись: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ. К концу 1994 г. в России уже действовало около 2400 коммерческих банков, произошло увеличение уставного фонда некоторых банков. Но по данным Центробанка РФ, на 1 октября 1994 г. почти 20% банков имели убытки, всего же за этот год 587 банков оказались убыточными. В 1995 г. зарегистрировано 2517 коммерческих банков, их филиалов - 5486, филиалов Сбербанка РФ - более 31 000. По-прежнему неустойчивость большого числа банков в условиях усугубляющегося экономического кризиса неизбежно ставила вопрос об их банкротстве. Сам по себе этот процесс мог бы рассматриваться как оздоровительный, ведущий к отмиранию слабых звеньев и повышению эффективности банковской системы в целом. Однако массовые банкротства подрывали доверие к банковской системе, что усложняло ее функционирование. Поэтому и в 1996 г. многие стороны деятельности банковской системы РФ нуждались в дальнейшем совершенствовании.

Проведение реформы банковской системы в Китае значительно отмечается от реформы российской. Особое внимание хотелось бы обратить на отраслевую последовательность китайских реформ: начали с базиса - сельского хозяйства, затем последовала малая индустрия, развитие малого и среднего частного предпринимательства, реформирование промышленности государственного сектора и, наконец, финансовой системы. Таким образом, «дом» новой экономики строился от «фундамента» до «крыши». это разительно отличается от того, что происходило в России в 1-ой половине 90-х гг.: мы начали с «крыши» - финансовой сферы, отпуска цен, создания тысяч коммерческих банков, многие их которых подверглись банкротству. Еще одна отличительная черта китайской реформы - это длительные сроки ее проведения. Постепенность реформы предотвращает кризисы в банковской сфере, а комплексность ее проведения обеспечивает успешные результаты.

Китайские реформаторы не пошли на развал единой государственной финансовой и банковской систем, а взялись за их совершенствование. Эта сфера особенно чувствительна ко всяким изменениям, а характер проводимого в ней курса оказывает решающее воздействие на весь ход экономического развития, жизнедеятельность населения и судьбы самих преобразований. Одним из самых главных условий более или менее успешного хода преобразований в КНР состоит в том, что китайские лидеры весьма «консервативно» подошли к реформированию банковской системы, благодаря чему им удается сохранять и разбивать стоимостную среду, не допуская перехода инфляции в гиперинфляцию и уничтожения юаня как реальной денежной единицы. Началом реформы можно считать ноябрь 1977 г., когда Госсовет КНР опубликовал Постановление об упорядочении и укреплении работы банков, согласно которому банки отделялись от Министерства финансов, а Народный банк Китая становился органом, приравненном к министерствам. Был также принят ряд конкретных постановлений относительно упорядочения и усиления работы банков.

Основные этапы формирования новой банковской системы:

1. В феврале 1979 года Госсовет КНР издал уведомление «О восстановление сельскохозяйственного банка Китая», в котором определялось, что этот банк является органом, подведомственным Госсовету, и управляется Народным банком Китая. Его задачи - финансирование сельского хозяйства, развитие банковского дела на селе, руководство сельскими кредитными кооперативами. Сеть учреждений банка непрерывно расширялась, уже к 1987 году насчитывала 44 тыс. единиц.

2. Создание в 1979 году Банка Китая, который выделился из системы Народного банка Китая. Его функции - ведение международных расчетом по внешней торговли и неторговым операциям, в том числе операций в иностранной валюте. Сеть отделений банка расширялась как внутри страны, так и за границей. Например, с 1983 по 1986гг. число отделений банка в стране возросло со 190 до 344, число заграничных отделений - с 275 до 310.

3. Восстановление народного строительного банка Китая, который должен специализироваться на кредитовании капитального строительства.

4. Создание Инвестиционного банка Китая. Этот банк специализируется на кредитовании инвестиций за счет средств для строительства, привлеченных из-за границы.

5. В 1983 году Госсовет принял решение о создании Торгово-промышленного банка Китая, передав ему ранее выполнявшиеся Народным банком функции по кредитованию промышленности и торговли, а также сберегательное дело.

6. После выделения специализированных банков с 1983 года Народный банк Китая стал выполнять исключительно функции ценрального банка, осуществляя денежную эмиссию.

Таким образом, сформировалась новая банковская система, состоящая из центрального и специализированных банков. Все это послужило началом для образования двух уровненной банковской системы. С 1987 года начинается применение новых организационно-правовых форм банка, в частности акционерной. Восстанавливается Банк путем сообщения, который стал первым социалистическим финансовым предприятием, основанным на системе акций. Идея его восстановления оказалась успешной: в том же 1987 году представители 50 иностранных банков посетили Китай пытаясь вступить в различные формы сотрудничества с этим банком, а в августе 1988 года банк впервые выпустил облигации за границей на сумму 100 млн. долларов сроком на пять лет из расчета 9, 375% годовых. Облигации были приобретены 23 банками и страховыми компаниями стран Азии, Европы и Америке. До 1993 года продолжалось укрепление и качественное изменение специализированных банком, а с 1993 года начинается создание коммерческих и кооперативных банком. К концу 1995 года действовало менее 10 коммерческих банком и один кооперативный. Завершение реформы банковской системы намечено к концу XXI столетия. Планируется сохранить два важнейших аспекта реформы: 1) структурное изменение, связанное с восстановлением и созданием новых банков; 2) изменения в объеме и уровне функций, выполняемых банковскими учреждениями.

2. 2. Сопоставление основных результатов реформы

Банковская система России в настоящее время находится в сложном положении. По официальной версии, закончился ее экстенсивный рост, и она переходит в фазу интенсивного развития. Однако, если первое утверждение справедливо, то второе вызывает серьезные сомнения. Большинство российских коммерческих банков не только достигли критериев и стандартов, характеризующих подлинный банковский сервис в цивилизованных рыночных странах. Они с трудом выдерживают свой собственный стереотип коммерческой деятельности, заключающийся в решении достаточно примитивной задачи - сохранить капиталы и обеспечить прибыль для пайщиков и акционеров-учредителей. Две функциональные причины лежат в основе создавшейся ситуации:

1) Крайне неудовлетворительное состояние российского национального производства.

2) Неверно ориентированная политика руководящих структур, рассматривающих коммерческие банки как подчиненную систему мобилизации средств, прежде всего на казенные нужды, а не приоритетного финансового обеспечения необходимого уровня кредитно-банкоского обслуживания народного хозяйства. На нынешнем этапе почти прекратилось расширение сети самостоятельно функционирующих банков, и наметилась обратная тенденция. В июле 1996 г. было зарегистрировано 2150 банков, в декабре - 2119 (ранее их количество превышало 2500).

Также произошло замедление роста численности филиалов: на конец 1996 г. количество филиалов Сбербанка РФ - 34426, Агропромбанка - 1212. Из действующих коммерческих банков около 1215 паевых, около 900 акционерных, более 100 банков - с участием иностранного капитала.

Особенности российской банковской системы:

1. Банковская сеть России продолжает состоять преимущественно из мелких и средних банков: их доля с уставным фондом до 5 млрд. руб. составляет почти 70% от общего числа банков, тогда как число банков, имеющих уставный фонд в размере 20 млрд. руб. и выше достигает и 6%.

2. Из общего числа российских банков более 1/3 - московские (в т. ч. более 50% крупнейших), что говорит о крайней неравномерности их территориального расположения. Общая численность банков в России на 100 тыс. человек еще недостаточна, особенно их мало в сельской местности и в отдаленных районах.

3. Некоторые виды банков, также как ипотечные, муниципальные, инвестиционные, клиринговые, практически отсутствуют или только начинают зарождаться.

4. Из источников средств банков на первом месте оказываются средства на текущих и расчетных счетах предприятий и организаций - до 27% пассивов, кредиты других банков - до 20%. Зато собственные средства банков составляют всего около 5% их пассивов.

5. Основной вид активных операций - кредитование юридических лиц, причем удельный вес краткосрочных кредитов - 97%

6. Больше всего банки вкладывают свои ресурсы в строительство (21%) и торговлю (17%), в операции на финансовом рынке (11, 5%) и в аграрный сектор (10, 5%). Все это говорит о том, что финансово-кредитная сфера пока не обеспечиваю необходимого перелива капиталов между предприятиями, отраслями, регионами, не заинтересованными в инвестиционных проектах, не работает на технико-технологичсое обновление производства и структурную перестройку экономики.

7. Чрезвычайно обширен перечень правонарушений в банковской сфере. При всем несовершенстве правовой базы деятельности банков вина за такие нарушения лежит на них самих. При этом заметного изменения характера и снижения числа нарушений не наблюдается.

8. Практически отсутствуют небанковские кредитные учреждения. Возникновение их носит спонтанно-стихийный, массово-обвальный характер. Часто такие учреждения начинают заниматься противозаконной деятельностью, чему способствует несовершенство законодательства и недостаточная правовая и финансовая культура населения.

В настоящее время все российский банки можно условно разделить на шесть групп. Первую группу составляют государственные или полугосударственные банки, с которыми Центробанк России имеет особые отношения. К таковым, в частности, относятся Сбербанк, Внешторгбанк и Внешэкономбанк. Во вторую группу входят 18-20 «элитных» банков, на которые в совокупности приходится около 1/3 активов банковской системы. Их отличительной чертой является самая тесная связь с властными структурами (ОНЭКСИМ банк, Империал, Нефтехимбанк, МЕНАТЕП, Токобанк, Альфа-банк). К третьей группе относятся региональные банки, которые формировались и функционируют под патронажем местных властей. Четвертая группа включает банки, сформированные на отраслевой основе Авиабанк, Автобанк, банк Аэрофлот и т. д. В пятую группу входят банки, созданные на базе бывших Промстройбанка СССР и Агропромбанка СССР. Шестая группа включает в себя остальные коммерческие банки, часто с довольно неустойчивым положением.

Иную структуру имеет банковская система Китая на совершенном этапе реформы. Вся деятельность банков направляется непосредственно Госсоветом КНР. В роли центрального банка выступает Народный банк Китая, который рассматривает и формулирует принципы и установки по вопросам денежного обращения и кредита в общегосударственном масштабе, принимает соответствующие постановления и инструкции, обеспечивает их проведение в жизнь после утверждения Госсоветом. Народный банк осуществляет денежную эмиссию и контроль над обращением денежной массы, единый контроль над уровнем процентным операциям и депозитам. Банк разрабатывает общегосударственные кредитные планы, контролирует использование кредитных ресурсов, государственных ресурсов иностранной валюты, золота и серебра. Народный банк исполняет функции государственного казначейства, координирует и проверяет деятельность всех кредитно-денежных учреждений, ведет операции от имени правительства КНР в международных валютно-финансовых учреждениях.

Китайская банковская система еще не является двухъярусной, но тем не менее второй ярус начинает приобретать вес более конкретные очертания: в него могут быть включены специализированные банки, коммерческие и другие финансовые учреждения. Главные специализированные банки - это Промышленно-торговый банк, Банк Китая, Инвестиционный банк Китая, Сельскохозяйственный банк и Банк путем сообщения, Народный строительный банк Китая, Промторгбанк руководит средствами, находящимися на счетах промышленных и торговых предприятий, а также ведает сберегательным делом среди городского населения. Он занимается и международными операциями в особых экономических зонах и устанавливает корреспондентские отношения с иностранными банками. В компетенцию Банка Китая входят: международные операции, связанные с внешней торговлей и неторговыми сделками; вклады и кредиты в иностранной валюте; покупка и продажа золота и иностранной валюты; капиталовложения за рубежом; выпуск облигаций и других ценных бумаг в иностранной валюте. Число его отделений в Китае - около 500, за рубежом - около 400 (в Гонконге; Лондоне, Люксембурге, Нью-Йоре, Токио, Париже и т. д.). Инвестиционный банк Китая занимается привлечением средств из-за рубежа для финансирования проектов внутри страны. Сельхозбанк Китая ведает предоставлением кредитов в сельских районах и сберегательным делом среди сельского населения. Сеть учреждений банка превысила 60 тыс. единиц. Функции Банка путей сообщения весьма многообразны и сфера его деятельности не ограничивается пределами КНР. Стройбанк специализируется на финансировании за счет средств государственного бюджета и на кредитовании основных фондов, а также оказывает посреднические, лизинговые и консультационные услуги.

В настоящее время в Китае действует 9 коммерческих банков, которые оказывают широкий спектр услуг населению и занимаются кредитованием промышленных предприятий. Успешно работает первый негосударственный акционерный банк «Минотэп», который был создан в экспериментальном порядке. В последние годы в КНР открыли свои отделения и представительства многие другие банки, главным образом из Японии, ФРГ, США, Франции, Швеции. Отделения иностранных банков занимаются финансированием внешней торговли, предоставляют совместным предприятиям кредиты в валюте. Однако их деятельность детально регламентирована, и они не могут серьезно конкурировать с национальными банками. С 1995 г. расширен круг городов, в которых разрешено создание банковских учреждений с иностранными инвестициями (в Пекине выданы лицензии на создание четырех таких банков). В Китае довольно распространены кредитно-инвестиционные компании и кредитные кооперативы (сельские и городские). Намечается тенденция замены последних на кооперативные банки. В пяти городах Китая (Пекине, Шанхае, Тяньцзыне, Шэньчжене и Шицзягжуане) городские сети кредитных кооперативов были преобразованы в городские кооперативные банки. Таким образом, не допуская бесконтрольного возникновения большого числа коммерческих банков, сохраняя жесткое регулирование всей финансово-кредитной сферы в ходе реформы, руководство КНР сохранило стабильность банковской системы, а система государственных банков в руках правительства явилась мощным рычагом проведения созидательных преобразований в стране.

2. 3. Использование опыта индустриально развитых стран

в применении новых форм обслуживания.

В условиях стран с экономикой, переходной к рыночной, когда положение коммерческих банков часто оказывается неустойчивым, важное значение имеет применение нетрадиционных форм обслуживания. К нетрадиционным операциям относят операции, которые могут выполнять и другие кредитные учреждения. Банки развитых капиталистических стран давно оценили такие услуги. Доля доходов банков от таких операций составляет в США более 32%, в Англии - более 40%, в Германии - 35%. У российских банков аналогичная доля не превышает 2-3%, такая же ситуация и с китайскими банками. Среди нетрадиционных операций коммерческих банков важную роль при переходе к рыночным условиям функционирования предприятий начинает играет лизинг. Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, складских помещений и другого имущества для их использования арендатором в производственных целях. При этом право собственности на арендуемые ценности до конца сделки остается за арендодателем. В России применение лизинговых операций началось с 1989 г. Первоначально этими операциями занимались коммерческие банки, но в 194 г. была зарегистрирована Российская ассоциация лизинговых компаний, в которую на тот момент входило 16 компаний. Коммерческие банки в последние годы создали несколько своих или совместных лизинговых компаний, например, Межсбер-Юраско лизинг (учредители: Межэкономсбербанк и лизинговая фирма Юраско Трейд консалтинг ГмБХ). Но несмотря на это, лизинг так и не получил широкого распространения в России, хотя подобные операции могли бы решить множество проблем в промышленности и сельском хозяйстве. В КНР лизинг является довольно перспективным направлением деятельности банков и компаний. Китайские лизинговые компании закупают за рубежом необходимое предприятиям внутри страны оборудование и сдают его в аренду, как правило, с правом последующего выкупа. В итоге предприятия, не имеющие достаточно средств для самостоятельной покупки импортного оборудования, получают возможность усовершенствовать технологический процесс на более приемлемых для него условиях. В настоящее время развитие лизинга в Китае призвано содействовать подъему в таких капиталоемких отраслях, как энергетика, коммуникации и связь, добывающая промышленность. Крупнейшей компанией в этой сфере деятельности является Китайская лизинговая корпорация с ограниченной ответственностью. Успешно функционируют и такие компании, как Китайская внешнеторговая лизинговая корпорация, Китайская компания с ограниченной ответственностью по лизингу электроники, а также созданная совместно с Японией Китайская объединенная международная лизинговая компания. Лизинговые компании в Китае содействуют экспорту продукции, произведенной с применением арендованного оборудования, а также осуществляют финансовые операции с инвалютными средствами.

В меньшей степени получили распространение в России и Китае факторинговые операции. Преимущества факторинга развитые страны оценили еще в начале 80-х а к 90-м годам он превратился в самостоятельную, мощную отрасль финансовой индустрии. Сейчас и в России, и в Китае товарный кредит становится все более популярным. Проблемы, с которыми сталкиваются поставщики можно легко решить с помощью факторинга. Основные причины, по которым данный вид операций не получил должного распространения, - это отсутствие апробированных технологий в условиях стран с постсоциалистической экономикой, трудоемкость и риск. Примером кредитного учреждения в России, которое сделало факторинговое обслуживание доступным для массового клиента является банк «Российский кредит». Сегодня он предлагает полное факторинговое обслуживание, подразумевающее под собой кропотливую работу над дебиторской задолженностью клиента. Первая услуга факторинга - финансирование поставок, вторая - защита поставщика от кредитных рисков, что придает стабильный характер развитию любого бизнеса, третья - учет текущего состояния дебиторской задолженности. Специалисты «Российского кредита» полностью берут на себя контроль за своевременностью оплаты поставляемых клиентом товаров, регулярно предоставляет ему информацию о платежной дисциплине дебиторов, ожидаемых платежах. Кроме того, факторинговое обслуживание предусматривает получение с покупателей денег за поставляемые товары. В Китае данной операцией в большей степени занимаются не банки, а компании, в т. ч. Китайская международная кредитно-инвестиционная корпорация.

Другие нетрадиционные услуги банков, такие как трастовые и форфейтинговые операции, пока еще не получили должного распространения ни в Китае, ни в России. Особого внимания заслуживают инвестиционные операции банков, так как вывод экономики из кризиса возможен только через рост инвестиций. Причем в российских условиях это должны быть огромные инвестиции, поскольку производственные мощности страны изношены чрезвычайно, в некоторых отраслях до 80%. Но в 1-ой половине 90-х г. инвестирование в России осуществлялось на крайне низком уровне, одной из причин этого являлась высокая инфляция. В связи с замедлением темпов инфляции в нашей стране начинает проявляться тенденция инвестиционного оживления. В отличие от России, в Китае материальное производство и банковская сфера никогда не функционировали в значительной степени обособленно. Объемом инвестиций в промышленность и сельское хозяйство с конца 70-х гг. постоянно возрастал, что явилось одной из важнейших причин стабильного функционирования экономики. В Китае был создан Инвестиционный банк, главная задача которого - финансирование проектов внутри страны.

Таким образом, применение новых форм обслуживания в Китае и в России осложняется спецификой переходного периода, но в дальнейшем доля этих услуг будет возрастать, что приведет к укреплению и стабилизации деятельности банковских систем в условиях рыночной экономики.

2. 4. Функционирование банковских систем на региональном уровне.

Российским коммерческим банкам необходима продуманная стратегия их поведения в регионах. Конкурентная борьба за территориальный раздел и передел рынка банковских услуг обостряется. В этих условиях наличие целенаправленной и обоснованной региональной стратегии становится не только важным фактором дальнейшего роста и обеспечения приемлемого уровня эффективности деятельности банков, но и предпосылкой выживания для многих из них. Более активное присутствие банка в том или ином регионе может быть обеспечено через филиалы. Сейчас в России действуют филиалы банков, образованные тремя путями: реорганизованные из отделений бывших государственных банков, созданные самими коммерческими банками и присоединенные ранее самостоятельные банки, не выдержавшие конкурентной борьбы. Распределение филиалов по регионам следующее (в %): Московский регион - 40%, Уральский регион - 8%, Западно-Сибирский регион - 7%, прочие регионы России - 41%, за рубежом - 4%. Таким образом, характерна сверхвысокая концентрация филиалов в Московском регионе. И это во многом определяет ведущую роль московских коммерческих банков в банковской системе России. Однако лидирующее положение их на рынке банковских услуг России имеет двоякое значение для региональных банков. С одной стороны, региональные банки в определенной степени отстают в разработке и освоении передовых банковских технологий. С другой стороны, именно отставание в развитии банковского бизнеса в определенной степени способствовало повышению устойчивости региональных коммерческих банков, довольно часто проводивших весьма консервативную политику. Все новаторские идеи, рожденные в Москве, достигли окраин России с запозданием на 3-6 месяцев. Этого времени часто бывало достаточно для того, чтобы определить жизнеспособность той или иной идеи. Довольно частым явлением в регионах является банкротство того или иного коммерческого банка. Примером может служить крах Тверьуниверсалбанка, считавшегося в регионах довольно надежным банком. Часто банкротство связано с проведением рискованной кредитной политики, отсутствием компетентного руководства, связями с криминальными структурами и т. д. Кризисы региональных коммерческих банков дают возможность развития финальной сети столичным банкам. Примером может служит Волгоградский регион, где доминируют филиалы коммерческих банков «Империал», «Инкомбанк», «Агропромбанк», «Возрождение». Особое значение для населения имеют филиалы Сбербанка РФ, число которых постоянно возрастает. Особенность региональных банков - низкий уровень кредитования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, что является необходимым условием выхода из экономического кризиса отдельных регионов страны. В Китае же, наоборот, местные банки активно занимаются кредитованием и инвестированием. Так, с конца 1992 г. местные банки через систему межбанковских кредитов выдавали займы богатым прибрежным районам, где стали возникать зоны экономического развития, предоставлявшие налоговые льготы иностранным и совместным предприятиям. 1/3 инвестиций на развитие специальных экономических зон получена в форме долгосрочных кредитов из расчета 7% годовых (сейчас ставка повышается до 10%). В распределении таких кредитов заинтересованны и активно участвуют Госбанк, Минфин, отраслевые министерства и ведомства. Следовательно, финансово-кредитная сфера в регионах подчиняется интересам промышленности и сельского хозяйства. В связи с небольшим ростом численности коммерческих и кооперативных банков население пользуется услугами филиала Промторгбанка (в городах) и Сельхозбанка (в сельских районах). Как городские, так и сельские филиалы становятся полухозрасчетными единицами, они начинают самостоятельно управлять персоналом, денежными и материальными ресурсами, сбережениями, ссудами, валютой, применять метод увязки вкладов и кредитов, доходов и расходов. Только привлекая больше сбережений, можно предоставлять больший объем ссуд. Местные банки активно занимаются привлечением денежных средств населения, для которого в последние годы характерна высокая склонность к сбережениям. Около 1/4 денежных доходов китайских граждан направляется на банковские счета, при этом предпочтение отдается срочным депозитам. Таким образом, в регионах КНР формируется довольно стабильные системы банковских учреждений, которые не только оказывают услуги населению, но и тесно связаны с производством, активно занимаясь инвестиционной деятельностью.

3. Тенденции дальнейшего развития.

Банковская система в целом и каждый отдельно взятый банк или кредитное учреждение должны развиваться. Невозможно предвидеть какая будущность, какие конкретные ситуации ожидают их в ходе этого развития. Однако можно указать на основные факторы, от которых зависят и будут зависеть перспективы банковского дела в стране. В том числе и факторы, на которые банки могут воздействовать сами и тем в определенной степени формировать свое будущее. В настоящее время в России с учетом наблюдаемой ситуации имеется достаточное основание утверждать, что состояние банковской системы и поведение коммерческих банков в ближайшей перспективе изменятся мало. Во всяком случае, сохраняться такие специфические черты кредитно-банковской деятельности в России, как абсолютное преобладание краткосрочных кредитов, отвлечение крупных ресурсов на финансирование бюджетного дефицита, отсутствие интереса к долгосрочному кредитованию инвестиций, и упорядоченность безналичных расчетов при явном предпочтении наличным платежам. Вместе с тем не исключаемая, что на этом в общем мало меняющемся фоне будут предприниматься попытки пойти дальше сложившихся стереотипов с расширением существующих и освоением новых областей банковской деятельности. Эти попытки, скорее всего, будут исходить от более крупных банков, набравших достаточно сил и влияния для возможной экспансии и располагающих необходимыми средствами, чтобы решиться на риск нововведений. И вообще одна из важнейших тенденций заключается в качественном укрупнении банковской системы России. Это находит выражение в появлении солидных устойчивых банков, которые прошли этап первоначального накопления капитала и уже обладает значительными средствами в своих уставных фондах. Неравномерность распределения банковской сети, ресурсов и ассортимента банковско-кредитного сервиса по территории страны, очевидно, будет стимулировать действия по перемещению части деятельности из пренасыщенного центра на обедненную периферию, в первую очередь, в близлежащей области с недостаточно развитой банковской структурой. Это движение может принять разные формы - открытие новых банков, укрупнение существующих банков за счет участия в расширении их капиталов, покупка банков, вынужденных по тем или иным причинам прекращать деятельность, но так или иначе этот процесс будет развиваться, принося при осмотрительной работе взаимную выгоду центру и регионам. Круг клиентуры банков может по-настоящему расширяться лишь при наличии соответствующей сети филиалов, надлежащем образом оснащенных и надежно связанных с головным учреждением. В России более или менее адекватной системой филиалов располагает один Сбербанк, на порядок ниже стоит филиальная сеть Агропромбанка, тогда как в остальных банках работа по развитию филиалов либо находится в начальной стадии, либо не проводится вовсе. Причем это относится и к центру, и - в еще более значительной степени - к периферии. В условиях снижающейся инфляции и замедления темпов падения валютного курса рубля появляется возможность активизировать работу по привлечению депозитов от населения. Определенного прогресса в этом деле можно ожидать, если усилия коммерческих банков будут целенаправленно сконцентрированы на решении этих задач. Во-первых, постараться расширить ассортимент депозитных и сопутствующих им услуг, по крайней мере, до уровня и качества Сбербанка, хотя по масштабам филиальной сети и массовости вкладчиков этот банк еще долгое время будет оставаться вне конкуренции. В настоящее время частные депозиты коммерческих банков - это преимущественно вклады наиболее зажиточных людей. Дальнейшие шаги должны заключаться в привлечении средств средних и мелких вкладчиков, тем более что потенциальная база для этого существует. В Сбербанке любой вкладчик может хранить любую сумму денег. Этот же принцип должен лежать в основе депозитной деятельности и коммерческих банков. Во-вторых, для расширения базы депозитных операций коммерческих банков необходимо создать экономические условия, делающие невыгодным обмен рублей на иностранную валюту. Развитие депозитных операций с населением обязательно усилит конкуренцию за привлечение вкладчиков. Поэтому организации соответствующего сервиса будет включать не только разработку достаточно благоприятных условий (суммы, сроки, проценты) самих депозитов, но и создания комфортной обстановки для клиентов с точки зрения оборудования помещения, технического оснащения, тренированности обслуживающего персонала. Что касается инвестиционного процесса, то коммерческие банки в целом будут продолжат воздерживаться от долгосрочных инвестиционных вложений. В то же время некоторые из них, понимая необходимость возобновления инвестиционного процесса, могут более активно подключиться к финансированию отдельных проектов, что соответственно несколько увеличит долю долгосрочного кредитования в общем объеме банковских операций. При этом участие коммерческих банков долгосрочным инвестированием, скорее всего будет характеризоваться следующими особенностями: 1) первоочередным вниманием все-таки будут пользоваться вложения в непроизводственные сферы - служебные помещения, магазины, земельные участки, другие объекты недвижимости; 2) что касается производственной сферы, то приоритетными объектами инвестиций, видимо, будут два вида производств, ориентированных на экспорт, в первую очередь, в топливном и некоторых сырьевых отраслях, и быстроокупаемые объекты связанные с жизнеобеспечением населения, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов; 3) из-за резкого удорожания капитального строительства даже крупные банки смогут в одиночку и самостоятельно финансировать лишь сравнительно небольшие объекты, преимущественно местного значения. если же речь идет о более значительных инвестиционных программах, то в этом случае банки будут участвовать в инвестициях, скорее всего, через финансово-промышленные группы, которые начали формироваться, объединяя под одной крышей кредитно-финансовые производственные и торгово-коммерческие структуры. Причем наибольшее предпочтение при создании или участии в ФПГ, видимо будет отдаваться ситуации, когда к реализации таких программ будут проявлять реальный интерес иностранные инвесторы.

Несколько иные перспективы ожидают банковскую систему Китая. В ближайшем будущем руководство огромное внимание будет уделять усовершенствованию процесса инвестирования. Предполагается сформировать систему макроконтроля и регулирования кредита на основе Народного банка Китая в качестве центрального банка страны, государственных и частных коммерческих банков, функции и взаимодействия которых с центральным банком будут четко определены. Система позволит правительству регулировать поток инвестиций (в том числе и внебюджетных) и осуществлять кредитования лишь тех проектов, которые соответствуют структурной политики правительства. В дальнейшем будут своевременно и умеренно поднимать процентную ставку на кредиты, так как проведением ограничительной финансово-кредитной политики стало для КНР актуальнейшей задачей дня. Разрабатываются меры по урегулированию порядка выдачи кредита, так как в последнее время возникла ситуация неорганизованности кредитования, которое проявляется в двух областях: во-первых, беспорядок при концентрации средств внебанковскими структурами, большая часть этих средств используется под большой процент, деятельность этих структур носит спекулятивных характер и наносит серьезный удар по денежному рынку; во-вторых, государственные банки, используя разные методы, участвуют в концентрации этих средств, например предоставляя банковские гарантии или непосредственно осуществляя спекулятивную финансовую деятельность. Развитие небанковских финансовых структур играет активную роль при рождении рыночной экономики, однако под деятельность этих структур необходимо подвести четкую юридическую базу и управлять ею так, чтобы она отвечала интересам рынка и непротиворечила осуществлению макроконтроля экономикой со стороны финансово-банковской системы. Правительство КНР намерено ускорить реформу банковской системы в целом.

Полномочия Народного банка Китая будут расширены, чтобы как можно быстрее превратить его в настоящий центральный банк. Продолжая построения двухъярусной банковской системы, специализированные банки и их филиалы будут преобразованы в коммерческие. Коммерческим и кооперативным банкам будут дна возможность путем предпринимательства осуществлять конкурентную деятельность. Оставшиеся специализированные банки будут проводить правительственный курс, в том числе и по предоставлению льготных кредитов. Одним из важнейших направлений реформирования является активизация деятельности низовых органов банков, в том числе филиалов Промторгбанка и Сельхозбанка, для того чтобы они, подвергаясь давлению сверху и обладая собственной жизнеспособностью, активно вбирали еще большие объемы общественных средств, обеспечивали потребности в средствах ключевого строительства и технической реконструкции предприятий. Центральный банк и дальше будет проводить по отношению к специализированным банкам политику упрощения аппората и представления больших прав низам. Все это даст возможность Народному банку Китая как центральному банку страны сосредоточиться на макроэкономических решениях. Специализированные банки также будут проводить курс упрощения аппората и представления болльших прав низовым банковским организациям. Усилия реформаторов будут направлены на то, чтобы изменить систему, при которой все вклады физических и юридических лиц перечисляются на верх, а при потребности в кредитах опять просят у верхов. Будет также изменена ныне действующая система финансового управления в банках, и кроме всего этого увеличатся расходы на повышение квалификации банковского персонала, так как в целом по стране десятки миллиардов юаней не попадают в банки из-за нехватки кадров и неразвитости банковской сети. В настоящее время разрабатываются программы по оснощению банковских учреждений электронно-вычислительной техникой на уровне мировых стандартов. Подлинный контроль за финансово-кредитной сферой может быть достигнут лишь при хорошем налаживаниии статистики, информации, обследования, изучения и анализа приминительного к макроэкономическим процессам. Сейчас банки в Китае только приступают к усвоению информации, прогнозированию и выработке решений по макроэкономическим процессам, что соответстует новым условиям перехода к рыночной экономике. Таким образом, процессы, которые в ближайшем будущем будут происходить в банковских системах как России, так и Китая будут направлены на дальнейшую стабилизацию, качественные усовершенствования, укрепление позиций банков в новых условиях при строительстве рыночной экономики, хотя прослеживается ряд негативных тенденций и проблем, решение которых возможно будет осуществлено в долгосрочной перспективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе осуществления комплексной реформы хозяйственной системы при переходе к рыночным отношениям в государстве с плановой экономикой необходимо начинать и реформу денежно-кредитной сферы, так как по мере изменения экономических условий чрезмерно централизованная модель банковской системы становится все более несостоятельной, вплоть до того, что роль таких экономических рычагов, как деньги, кредит, процентная ставка, совершенно не могут реализоваться. В условиях переходного периода деятельность банков осуществляется в достаточно сложных условиях которые складываются под влиянием различных причин, в том числе таких, как платежный кризис инфляция и банковский кризис. Каждое из этих условий характеризуется определенными особенностями, а также негативными последствиями для деятельности как банков, так и всей экономики в целом. Так, платежный кризис сопровождается ухудшением возможности своевременного погашения ссудной задолженности. Инфляция может привести к обесцениванию предоставленных ссуд. Банковский кризис ухудшает условия деятельности кредитных организаций в связи с ограниченными возможностями привлечения кредита. Решение в той или иной степени этих проблем говорит об успехах в реформировании банковской сферы. Китайский опыт реформы системы банков очень важен для России, так как в Китае практически отсутствуют банковские кризисы, а успехи достигнутые при реформировании всей экономики в целом, просто поразительны. Во многом это объясняется долгосрочностью проводимых реформ, которые обладают следующими чертами: постепенность, частичность мер, пошаговая децентрализация и саморазвитие реформ, когда реформу в одной сфере инсценируют изменения в других секторах экономики. Одно из важнейших условий успеха - комплексность реформирования, рассмотрение в единстве промышленность, сельское хозяйство и финансово-кредитную сферу. Большое влияние на процессы становления банковской системы оказывают особенности функционирования производственной сферы. Из этого следует, что необходимой предпосылкой устранения недостатков, проявляющихся в банковской сфере, служит осуществление мер по улучшению положения дел в производстве. Именно по этому китайское руководство в проведении экономической политики уделяло огромное влияние процессу инвестирования. Реформа банковской системы в Китае привела к определенным успехам и сыграла позитивную роль в урегулировании народного хозяйства и обеспечении его ускоренного развития. Однако эта реформа находится еще на стадии развития, существует много проблем. Народный банк Китая еще не в состоянии по-настоящему играть роль центрального банка в банковской системе и во взаимоотношениях между ее учреждениями, а специализированные банки пока не стали поделенными хозяйствующими субъектами. Проблемы реформирования банковской системы России более серьезны. Регулярно проявляются банковские кризисы, а правительство с трудом осуществляет регулирование деятельности более двух тысяч коммерческих банков, пытаются решить платежный кризис. Объем долгосрочных кредитов практически не возрастает. Несмотря на то, что процесс первоначального накопления капитала у российских банков подходит к завершению, величина капитала даже самых крупных банков крайне мала. Крупнейшие российские банки уступают специализированным китайским. Например, капитал Промторгбанка Китая превышает капитал Сбербанка РФ в 35, 18 раз. Китайские банки прилагают все усилия, чтобы выйти на международные стандарты и конкурировать с банками промышленно развитых стран. Уже в 1992 г. Банк Китая вошел в число двухсот крупнейших банков мира, а к 1994 г. несколько китайских банков вошли в этот список, в том числе Промторгбанк занял 7-е место. В этом же году 5 российских банков вошли в 1000 крупнейших банков мира (Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк, Империал). Все это говорит о том, что несмотря на разный подход к проведению реформы, многочисленные трудности, банковские системы России и Китая развиваются в одном направлении - построение современной двухъярусной модели системы банков, адаптированной к рыночной экономике, но со спецификой, свойственной, соответственно, как России, так и Китаю.

Использованная литература

1. Алимова Т. Д. Банковская система РФ: проблемы становления // Вести. С-П-го ун-та. Сер. 5. Эк-ка. - 1996 - Вып. 4., № 26 - с. 21-25.

2. Алтунят А. Г. Банковская система России: основные тенденции и противоречия развития // Вести. С-П-го ун-та. Сер. 5. Эк-ка. - 1996 - Вып 1, № 5 - с. 12-124.

3. Акулова Г. Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран. - М.: Финансы и статистика, 1992.

4. Банковская система России. Настолная книга банкира: в 3 т. - М.: ДеКА, 1995.

5. Банки на развивающихся рынках: в 2 т. Т. 1: Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам / Д. Мак Нотон, Карлсон, Дитц. - М.: Финансы и статистика. - 1994.

6. Белоусов Р., Сенчагов В. Экономика Китая: успехи и трудности // Экономист. - 195 - № 3 - с. 89.

7. Борисов С. М, Коротков П. А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит - 1996 - № 8 - с. 5-11.

8. Гирич Л. Китай: темпы роста и «перегрев» экономики // Проблемы Дальнего Востока - 1994 - № 1 - с. 30-32.

9. Ильин М. Факторин обеспечит интенсивный рост компании // Экономика и жизнь. - 1997 - № 12 - с. 8.

10. Китай / Фаминский и др. - М.: Международные отношения, 1992.

11. Ли Цзинвэнь. Оценка темпов роста китайской экономики // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - № 1 - с. 38-40.

12. Мировая банковская элита // Бизнес уик - 1992 - № 10 - с. 28-41.

13. Михайлов Д. Становление банковской системы России // МЭиМО - 1996 - № 2 - с. 113-117.

14. Наумов И. Экономический рост и реформы в КНР // Проблемы Дальнего Востока - 1996 - № 6 - с. 53-54.

15. Некоторые денежно-финансовые проблемы переходного периода в России // Проблемы прогнозирования. - 1996 - № 3 - с. 82-92.

16. Нодари Симония. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Свободная мысль. - 1996 - № 9 - с. 36.

17. Обхор современной банковской системы России // Банковское дело - 1997 - № 1 - с. 8-11.

18. Хандруев А. А. Современные особенности денежно-кредитной сферы // Деньги и кредит. - 1996 - № 11 - с. 10-13.

19. Шаламов Г. А. Межбанковский кризис: региональный аспект // Деньги и кредит - 1996 - № 11 - с. 45-47.

20. Шевель И. Борьба с инфляцией в Китае // Вопросы экономики. - 1995 - № 8 - с. 124-133.

21. Экономика КНР в 80-е годы: стратегия, проблемы, тенденции развития / Под ред. И. Н. Коркунова. -М.: Наука, 1991.

22. Экономика КНР в 1995 г. // Проблемы Дальнего Востока. - 1996 - № 3 - с. 39.

23. Ямпольский М. М. Некоторые особенности деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит. - 1996 - № 10. - с47-52.

24. Ян Пэйсинь. Некоторые проблемы реформы кредитно-денежной системы/ Реформа хозяйственной системы в КНР. - М.: Экономика, 1989


Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»

Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.

Основные задачи курса: - раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России; - показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной системе; - раскрыть содержание и технологию основных банковских операций; - дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.

И вот это: Сайт Университета Натальи Нестеровой Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях современной России.

Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их решения.

Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного курса решаются следующие основные задачи.

1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.

2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками в связи с природой и характером выполняемых ими операций.

3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.

В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.

Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.

4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.

Прослушав курс, студенты должны: ЗНАТЬ: - Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков, их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).

- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка, основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.

- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной политики.

- Организационные основы деятельности коммерческого банка.

- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.

- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.

- Сущность и классификацию банковских рисков.

- Способы антикризисного управления банком.

УМЕТЬ: - Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской системе РФ в целом.

- Оценивать реальное финансовое состояние банка.

- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор экономики.

ИМЕТЬ НАВЫКИ: - По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.

- По анализу финансовой деятельности банка.

- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.

По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.

Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.

http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml

Литература

  1. М.Ю. Головнин. Развитие денежно-кредитной сферы в трансформационный период. Россия и страны Центральной и Восточной Европы. – М.: Либроком, 2009. – 224 с.
  2. Н.Н. Холодков. Латинская Америка. Финансовая либерализация и перестройка национальных банковских систем. Итоги и проблемы. – М.: Институт Латинской Америки РАН, 2009. – 536 с.
  3. В.В. Прохорова. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. – М.: Издательство МГУ, 2011. – 224 с.
  4. Т.М. Костерина. Банковское дело. – М.: Юрайт, 2013. – 336 с.
  5. Защита информации в системах мобильной связи. Учебное пособие. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2005. – 176 с.
  6. Е.И. Кузнецова. Деньги, кредит, банки. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 528 с.
  7. Е.И. Кузнецова. Деньги, кредит, банки. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 568 с.
  8. С.А. Андрюшин. Банковские системы. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. – 384 с.
  9. Роль микроорганизмов в функционировании живых систем. Фундаментальные проблемы и биоинженерные приложения. – М.: Издательство СО РАН, 2010. – 477 с.
  10. Б.К. Ковалев. Развитие ракетно-космических систем выведения. Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. – 400 с.
  11. Мария Рочева, Наталия Степанова und Светлана Дубова. Устойчивость региональной банковской системы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 152 с.
  12. Андрей Пушкарев und Оксана Шевелева. Оценка состояния, перспективы развития региональной банковской системы. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 92 с.
  13. Анатолий Белогуров. Развитие этнорегиональных образовательных систем в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 232 с.
  14. Евгений Кустов. Энергия экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 364 с.
  15. Лубинда Хаабазока. Развитие Российской банковской системы в условиях глобализации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 236 с.
  16. С.Н. Мухина. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников. – М.: Перспектива, 2016. – 156 с.
  17. З.В. Кондратьев. Развитие бережливых производственных систем в России. от истории к современности. – М.: Академический Проект, 2018. – 226 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Анализ деятельности Центрального банка РФ
Банковский менеджмент
Диплом
86 стр.
Анализ деятельности Центрального банка РФ
Банковский менеджмент
Диплом
152 стр.
Банковская система России на современном этапе
Банковский менеджмент
Диплом
96 стр.
Банковская система России на современном этапе
Банковский менеджмент
Диплом
157 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Александр (Москва)
Приветствую, Ирина! Задания получил. Рад был снова поработать с Вами.