Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Субъекты социального партнерства: их основные функции, характер взаимодействия

Трудовое право

Тема №2 Субъекты социального партнерства: их основные функции, характер взаимодействия

1. Субъекты социального партнерства, их функции и полномочия.

2. Механизм взаимодействия субъектов социального партнерства.

3. Правовые основы социального партнерства.

4. Актуальные проблемы социального партнерства на этапе перехода к рынку: трудности, противоречия, перспективы.

Литература:

1. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР. Стенографический отчет. - М.: Профиздат, 1990.

2. II Внеочередной съезд ФНПР. Доклад и.о. Председателя ФНПР М.Шмакова. - М.: ФНПР, 1993.

3. III съезд ФНПР (декабрь 1996). Документы и материалы (Устав ФНПР). - Вести ФНПР. - 1996. - № 11-12.

4. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. //Российская газета. - 1999. - 31 декабря.

5. Региональное соглашение между Федерацией профсоюзов, Ассоциацией промышленных предприятий и Банков и Администрацией Челябинской области//Южноуральская панорама. - 1999. - 11-17 ноября.

6. О тарифном регулировании заработной платы в Челябинской области. Областной закон//Южноуральская панорама.-2000.-13-19 апреля. Гайнуллина Ф.И. Становление системы социального партнерства в Республике Татарстан. - М.: "Луч", 1998.

7. Адамов М.К. Предпринимательство в России//МЭ и МО. - 1994. - № 6. - С. 35-43.

8. Проекты законов по Челябинской области в области социально-трудовых отношений: О заработной плате в Челябинской области. О потребительской корзине в Челябинской области. Об объединениях предпринимателей Челябинской области. Закон о трехсторонней комиссии Челябинской области по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Баглай М.В. Социальное государство: понятие и функции//Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ: материалы конгресса. 26-27 апреля 1994 г. - М.: АТ и СО, 1994.

10. Гриценко Н.Н. Профсоюзы и социальная политика. //Независимый вестник ЦК независимого профсоюза железнодорожников. - М.,1995. - № 4-5.

Темы докладов и рефератов:

1. Специфика трехстороннего партнерства в условиях рынка.

2. Формы социального партнерства в условиях рынка.

3. Социальные партнеры на рынке рабочей силы.

4. Политические механизмы осуществления социального партнерства.

5. Социальное партнерство и региональный опыт социального примирения.

6. Права и функции трехсторонней комиссии.

7. Законодательство о коллективных договорах.

8. Процедура социального примирения.

9. Место и функции переговорного процесса в системе социального партнерства.

Методические советы:

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство.

Дайте характеристику субъектов социального партнерства:

* государственные органы власти и управления;

* предприниматели и их объединения;

* профсоюзы, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ими на ведение переговоров.

"Органы общественной самодеятельности" - это новый термин и новые органы, которых раньше в организациях не было. О чем идет речь?

Развитие рыночных отношений и многообразие форм собственности настоятельно диктовали целесообразность перехода от государственного (централизованного) нормирования трудовых отношений к их договорному регулированию. Именно этой объективной причиной была вызвана необходимость разработки и принятия Федерального Закона "О коллективных договорах и соглашениях" (1992г.) Он готовился более двух лет, обсуждался представителями профсоюзов России, проходил экспертную оценку в МОТ. Когда принимался этот Закон, то большим успехом по сравнению с ранее существующим законодательством было предоставление права на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений не только профсоюзам в лице их соответствующих органов, но и "иным уполномоченным работниками представительным органам".

Предполагалось, что здоровая конкуренция различных организаций должна способствовать усилению трудовых и социальных прав и интересов людей наемного труда. Но не было дано определение того самого "иного уполномоченного работниками представительного органа", каков порядок его формирования. Поэтому на местах стали в ряде случаев к ним относить Советы трудовых коллективов (СТК), а кое-где даже стачкомы, хотя у каждого из этих органов свои особые полномочия.

Нередко в состав СТК входили представители администрации, т.е. работодатели. Но даже при отсутствии профсоюзов они не могли от имени работников вести переговоры и заключать коллективные договора, поскольку нарушается прямой запрет на участие представителей работодателей на стороне работников (ст. 5 Закона "О коллективных договорах и соглашениях"). В Конвенциях МОТ: №154 о содействии коллективным переговорам (1981 г.); №135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях (1971 г.) даны положения по формированию "иного органа".

К сожалению, в Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" недостаточно полно отражены эти общепризнанные международные права, порядок формирования "иного органа" остался неурегулированным.

Несмотря на сравнительно небольшой срок действия, этот закон стал существенно отставать от происходящих в экономике и обществе изменений. Кроме того, в период его действия был принят ряд новых законодательных актов, так или иначе повлиявших на его содержание. Это - Конституция РФ, Гражданский Кодекс, Федеральные законы: "Об общественных объединениях"1, "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Это и привело к необходимости внести в Закон соответствующие изменения и дополнения. Сегодня мы пользуемся этим Законом в редакции 1995 г. Некоторые из внесенных изменений уточняют используемые в законе термины; вводятся новые термины и понятия; развивают, уточняют, дополняют прежний текст или дается новая редакция.

Например, термин "трудовые отношения" заменён на "социально-трудовые", что означает существенное расширение круга вопросов, по которым могут договариваться работники и работодатели. Термин "организация" заменил привычное понятие "предприятие, учреждение, организация", в связи с тем, что Гражданский Кодекс (часть1) ввел именно такой термин. Из текста Закона и нового Федерального Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" исключено упоминание о трудовых коллективах (в КЗоТе РФ - 1992 г. - исключена ст.236 "Полномочия трудового коллектива"). Зато появилась новое понятие "органы общественной самостоятельности". Это новые органы, которых ранее не было.

Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" вносит существенные изменения в систему представительства. Этот Закон дает очень важные понятия - представители работников и представители работодателей.

Представители работников. Как об этом сказано в ст. 2 Закона, - это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами. А также органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Обратите внимание, что представителем работников на переговорах может выступать не любой орган общественной самодеятельности. Для того, чтобы участвовать в системе социального партнерства, он должен быть образован на общем собрании (конференции) работников и уполномочен на заключение коллективного договора.

Что же такое "орган общественной самодеятельности"? Этот термин заимствован из Федерального Закона "Об общественных объединениях" (май 1995 г.). В ст. 12 этого Закона записано: "Органом общественной самодеятельности является не имеющее членство общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом".

Уяснив, что такое "орган общественной самодеятельности", постарайтесь разобраться с изменениями в системе представительства.

Как и прежде, интересы работников защищают в первую очередь профсоюзы. При этом акцент сделан на то, что участниками переговорного процесса должны выступать, как правило, руководящие органы профсоюза, а не любые его члены. Устав профсоюза (или объединения профсоюзов) определяет, какие органы могут представлять интересы его членов при заключении коллективного договора, соглашения.

Именно они и являются законными представителями работников. Следует подчеркнуть, что в соответствии со статьей 19 Закона в новой редакции генеральные, региональные и иные соглашения от имени работников могут заключать только профсоюзы и их объединения.

Никаких других представителей работников на этих уровнях быть не может. Иное дело организация.

Поговорим об организации. Здесь возможности для непосредственной демократии гораздо шире, поэтому Закон допускает существование только на этом уровне других представителей работников наряду с профсоюзами - органы общественной самодеятельности. Профсоюзные же органы полномочны представлять работников при коллективных переговорах и заключении коллективных договоров, соглашении в силу своего устава, содержащего право на это представительство. Указанное право находит подтверждение и в статье 19 настоящего Федерального Закона.

Необходимо сказать о том, что в законодательстве о труде ранее не было предусмотрено заключение соглашений. Они стали заключаться на основе Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (1992 г.).

На каждом уровне в подготовке и принятии соглашений участвует соответствующее профсоюзное звено (см. статью 13 Закона о коллективных договорах в новой редакции). Их понимание также дано в статье 3 Федерального Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (вступил в силу 20 января 1996г.) Говоря об изменении системы представительства, разберитесь и с другой стороной переговорного процесса - работодателями (их представителями).

Наряду с изменениями системы представительства новый Закон уточняет определения понятий "коллективный договор" и "соглашение", - этих механизмов по регулированию социально-трудовых отношений. В чем различие? Закон вносит существенные изменения в процедуру урегулирования разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров, порядок предоставления гарантий при ликвидации организаций, уточнены виды и участники соглашений.

Вышеназванные дополнения в законодательстве направлены на совершенствование механизма социального партнерства.

Прокомментируйте основные функции субъектов социального партнерства:

* проведение коллективных переговоров;

* принятие согласованных решений по вопросам купли-продажи рабочей силы и условий её использования;

* заключение коллективных договоров, соглашений;

* взаимный контроль за выполнением принятых решений.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (1995 г.) дополнил перечень видов соглашений профессиональными. Разграничены понятия региональных и территориальных соглашений.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться (согласно закону) соглашения следующих видов: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), тарифное, профессионально тарифное, территориальное и иные, т.е. перечень видов соглашений является открытым.

Итак, коллективные договоры, соглашения заключаются на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений, начиная с предприятия и заканчивая федеральным уровнем.

Поясните, что Вы понимаете под правовой основой социального партнерства:

* государственные гарантии;

* официальный статус договорных отношений;

* право каждого субъекта на судебную защиту своих интересов;

* юридически закрепленный порядок разрешения трудовых споров;

* санкции за невыполнение обязательств.

Изучите пакет документов, обеспечивающих правовую основу и государственные гарантии социального партнерства, покажите его значимость для перспективы социального партнерства.

В новой суверенной России реальное законодательное оформление системы социального партнерства началось с Указа Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 15 ноября 1991 г. В соответствии с ним, начиная с 1992 г., в систему трудовых отношений в России вошла практика заключения на федеральном, республиканском и отраслевом уровнях Генерального и тарифных соглашений по социально-экономическим вопросам между тремя социальными партнерами (трипартизм): Правительством РФ, представителями профсоюзов и работодателями. Ваша оценка этих документов.

Прокомментируйте основные положения Генерального Соглашения 2000-2001 г., определяющие общие принципы социально-экономической политики (Российская газета.-1999.- 31 декабря).

Есть ли необходимость заключения Генеральных соглашений на данном этапе развития российского общества?

Постоянно действующим механизмом социального партнерства на всех уровнях являются трехсторонние комиссии (см. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" ст. 20а). Каковы права и функции этой комиссии?

Они готовят и заключают соответствующие соглашения, осуществляют контроль за их выполнением, взаимодействуют с аналогичными комиссиями других уровней, регулируют разногласия, возникающие при заключении и выполнении соглашений. Проанализируйте работу российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (первое Генеральное соглашение принято в марте 1992 г.).

Дайте оценку развития законодательной базы социального партнерства. Обратите внимание на Федеральные законы "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О порядке разрешения трудовых споров" (5 декабря 1995 г.).

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления социально-трудовой политики государства.

Российская Федерация, - записано в Конституции РФ, - социальное государство. Главной задачей социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Итак, важным этапом в развитии механизма социального партнерства в России стал Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", который вступил в силу 5 декабря 1995 г.

Какие изменения он внес в систему представительства, определение понятий "коллективный договор", "соглашение", процедуру урегулирования разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров, порядок предоставления гарантий при ликвидации организаций, уточнены виды и участники соглашений. Этот круг вопросов необходимо изучить, чтобы понять основополагающие черты национальной модели социального партнерства. Рассмотрите организацию социально-партнерских отношений в России (на конкретных примерах).

Выделите комплекс проблем, трудностей на пути становления социального партнерства в России.

Познакомьтесь с документами МОТ о роли коллективных соглашений, договоров в правовом регулировании отношений социального партнерства.

Социальное партнерство пока не является эффективным инструментом бесконфликтного регулирования трехсторонних отношений, нужно правовое обеспечение этого процесса.

Работа в этом направлении ведется. Проследите за процессом принятия "Трудового Кодекса РФ". Сегодня уже опубликован III вариант этого документа - см. III вариант в газете "Солидарность" (апрель 2000 г.). Ваше отношение к этому документу? Предусматривает ли он расширение сферы действия социально-партнерского регулирования?

Нужен Федеральный Закон "О союзах и ассоциациях предпринимателей (работодателей)", который определил бы правовой статус субъектов трудовых отношений, их задачи и функции.

Социальному государству нужны социальные стандарты, Федеральный Закон о государственных минимальных стандартах (что это такое?). Как обстоит дело с разработкой и реализацией региональных законов (в некоторых областях они уже приняты). Прокомментируйте содержание таких законов (по своей области, если они есть).

Итак, в процессе реформ, которые осуществляются в нашей стране, одно из приоритетных мест принадлежит реформированию трудовых отношений. Несмотря на все трудности, все-таки идет постепенный переход от трудовых отношений, полностью зарегулированных государством, к более высоким и прогрессивным - социальному партнерству. От социальной роли работника как субъекта воздействия, к его новой роли - субъекта взаимодействия.


Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. А.В. Соловьев. Социальное партнерство. Комментарий к разделу 2 Трудового кодекса Российской Федерации. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 336 с.
  2. К.Г. Кязимов. Социальное партнерство. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. – М.: НЦ ЭНАС, 2008. – 192 с.
  3. Л.В. Топчий. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах. – М.: РГСУ, 2012. – 156 с.
  4. Л.В. Топчий. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. – М.: РГСУ, 2012. – 322 с.
  5. Пакет законодательной инициативы по проблеме социального партнерства государства и религиозных организаций. – М.: Научный эксперт, 2009. – 73 с.
  6. Роль социального партнерства в формировании европейского социального пространства. – М.: Огни, 2003. – 152 с.
  7. В.А. Сафонов. Социальное партнерство. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
  8. Светлана Захарова. Программа социального партнерства учреждений образования и предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
  9. Наталья Парфентьева. Подготовка к социальному партнерству будущих учителей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 124 с.
  10. Асали Магомедалиевич Асалиев, Галина Григорьевна Вукович und Ольга Николаевна Валькович. Социальное партнерство. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 284 с.
  11. Анастасия Громова. Социальное партнерство государства и религиозных организаций в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 100 с.
  12. Анатолий Крапивенский. Социальное партнерство в работе советов по делам молодежи при ТОС. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 140 с.
  13. Сергей Герасимов. Массовые праздники и социальное партнерство. – СПб.: Алетейя, 2016. – 138 с.
  14. Социальное партнерство и социальная защита работников. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Альфа-М, 2016. – 272 с.
  15. О.Н. Никифорова. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения. – М.: Инфра-М, 2016. – 124 с.
  16. С.О. Казаков. Основные формы социального партнерства в России и Германии. Сравнительно-правовой анализ. – М.: Проспект, 2017. – 288 с.
  17. Сафонов Валерий Анатольевич. Социальное партнерство. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017. – 395 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Субъекты социального воспитания, современной концепции социального воспитания молодежи
Социальная педагогика
Курсовая работа
25 стр.
Система социального партнерства: взаимодействие муниципальных органов власти, союзов работодателей(промышленников, предпринимателей) профсоюзных организаций.
Менеджмент
Курсовая работа
38 стр.
Налоговая система основные функции и принципы
Налогообложение
Диплом
103 стр.
Организация социального партнерства на предприятии
Экономика предприятия
Диплом
94 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Spartanka
Благодарю Вас, любезная Марина, за оказанную услугу. Материал получен. Спасибо.