Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Организация управления оптовым продовольственным предприятием: механизм логистической рационализации

Логистика

 

Саркисян Владимир Генрихович

 

Организация управления оптовым продовольственным предприятием: механизм логистической рационализации

Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Волгоград 1998

 

Диссертация выполнена на кафедре экономики и менеджмента экономического факультета Волгоградского государственного университета.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования предопределена существенными изменениями, происходящими в мировой и отечественной практике товародвижения, связанными с концентрацией усилий производителей на процессе управления материальными потоками, усиливающейся конкуренцией и ростом издержек в производственно-сбытовых процессах. Это привело к потребности в структурах, которые могли бы наиболее рационально и с наименьшими затратами осуществлять продвижение товара на рынок.

Мировая практика показывает, что наиболее эффективными структурами, осуществляющими продвижение продовольственных товаров, являются специализированные оптовые предприятия, причем для максимальной эффективности своей деятельности подобные организации должны обладать хорошо развитой инфраструктурой. В частности, оптовый продовольственный рынок, располагая всей необходимой инфраструктурой, дает возможность минимизации издержек, связанных с транспортировкой, хранением и переработкой товаров путем предоставления транспортных услуг, складских площадей, информационного обеспечения, и т. д.

 

Возможность наиболее рационального использования этих факторов с целью минимизации логистических издержек актуализировала задачу научного обоснования модели оптового предприятия в условиях оптового продовольственного рынка

 

Степень разпаботанвости проблемы. Анализ теории и практики управления потоками продовольственной продукции в диссертации основывается на работах по общеэкономическим проблемам производства и распределения аграрной продукции А.Смита, Дж.У.Форрестера, К.Маркса и других классиков политической экономии

Использованы результаты современных исследований отечественных и зарубежных ученых. А.Смехова, Б.ДЖ.Лалонде, Б Плоткина, Д.ДЖ.Бауэрсокс, Д.Тиксье, М Гордона, О.Новикова, У Стюарта, Э.Матье. Ю Беляева по проблемам применения логистических методов в управлении предприятиями, а также привлечены разработки по рыночным формам торговли продовольственной продукцией представленные в публикациях В Алферьева, В.Клюкача, В.Драгайцева, В.Добросоцкого, И Ушачева, О.Иншакова, Н.Дорофеевой, Ф Котлера и т.д.

 

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является разработка модели предприятия, функционирующего в условиях оптового продовольственного рынка и обеспечивающего стабильное снабжение региона продовольственной продукцией с минимальными издержками путем оптимизации товарных, материальных, финансовых потоков на рынке продовольствия. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

• конкретизированы методологические положения функционирования оптового продовольственного предприятия с использованием логистического механизма продвижения товаров до конечного потребителя;

• уточнен категориальный и понятийный аппарат исследования применительно к процессам логистического управления потоками продовольствия в регионе;

• проанализированы и определены общие черты и особенности торговли продовольственными товарами в условиях Волгоградской области;

• предложена модель оптового предприятия, ориентированная на логистические методы управления, оптимизирующие трансакционные издержки.

 

Объектом исследования явились товарно-материальные, финансовые и информационные потоки оптового предприятия в условиях оптового продовольственного рынка.

 

Предмет исследования - система социально-экономических отношений, складывающаяся в процессе управления потоками продовольственной продукции с целью взаимоувязки финансовых, материальных и информационных ресурсов функционирующих в оптовом продовольственном рынке.

 

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования базируется на разработках как отечественных, так и зарубежных ученых в области управления товарно-материальными потоками, экономической теории, рыночных отношений. Результаты исследований обсуждены на научно-практических конференциях, семинарах, нашли применение в практической деятельности предприятий оптовой торговли продовольствием г.Волгограда.

При разработке теоретических положений диссертационной работы в рамках системного подхода к изучению организационно-экономических основ функционирования ОПР, совершенствования управления оптовыми организациями, использовались различные экономико-статистические и экономико-математические методы и модели. В частности, на разных этапах исследования, в зависимости от характера разрабатываемых проблем, использовались методы историко-генетического, монографического, абстрактно-логического, статистического анализа, метода экспертных

оценок, сравнительного и системного, структурно-функционального анализа, экспериментальной апробации.

 

Информационную базу исследования составляют данные официальной статистики о функционировании продовольственного комплекса, в частности. Волгоградской области, законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях, научной, периодической и специальной литературе.

 

Научная новизна состоит в разработке методологии логистического управления потоками продовольственной продукции в условиях оптовой торговли, основанной на взаимоувязке материальных, финансовых и информационных потоков с целью их оптимизации в отличие от традиционных подходов к управлению, ориентированных на достижение конечного результата. В ходе работы были получены следующие результаты:

• обоснована необходимость и возможность применения в условиях предприятий оптовой торговли продовольствием логистических методов управления с учетом специфики становления организованного ОПР;

• на основе теоретического и практического обобщения дополнены и детализированы социально-экономические предпосылки и условия создания ОПР с учетом эффективного функционирования инфраструктуры, минимизирующей издержки обращения оптовых продовольственных предприятий;

• выявлены объективные условия и показана системообразующая роль оптового рынка в совершенствовании инфраструктуры, обеспечивающей рациональное распределение продовольственной продукции посредством обеспечения эффективного функционирования субъектов оптового рынка-предприятий оптовой торговли и предложена модель функционирования организационно-экономического механизма регионального ОПР;

• сформулированы методические принципы становления и развитая инфраструктуры регионального ОПР с учетом реализации информационной функции посредством товарного и финансового мониторинга;

• преддожена экономико-математическая модель управления оптовым продовольственным предприятием, функционирующим в условиях становления организованного продовольственного рынка, на основе логистических методов, а также алгоритм координации потоков различных видов в товаропроводящей системе.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Функционирование оптового продовольственного предприятия с использованием логистического механизма продвижения товаров до конечного потребителя сокращает длительность цикла обслуживания, что повышает реакцию на меняющиеся условия внешней среды; способствует стабилизации взаимоотношений с поставщиками; сокращает количество потерянных продаж путем рационального размещения и поддержания необходимого уровня товарных запасов, а также снижает трансакционные издержи на всех этапах товародвижения. В свою очередь оптимизация издержек обращения продовольственных товаров способствует учету социальных факторов (возможности потребления продуктов питания определенного количества и качества) при переходе к рынку.

2. Основные стадии управления товаропотоками оптового предприятия, такие как: анализ статистических данных, определение оптимального ассортимента по товарным группам, определение потребностей в товарных запасах, калькуляция издержек, связанных с закупкой товаров, выбор продавца, определение оптимальных способов и маршрутов транспортировки, оценка надёжности поставок, поддержание необходимого уровня запасов, управление ценообразованием представляют собой рутинные операции и поддаются четкой алгоритмизации. Это делает применение логистических методов наиболее эффективным на данных стадиях управления.

3. В процессе построения общей логистической системы оптового предприятия, кроме координации моделей различных уровней, используемых при планировании ассортимента и управлении товарными запасами, таких как линейные модели, оптимизирующие ассортимент, транспортные модели. Модели теории игр, модели динамического программирования, учитываются такие стохастические факторы, как спрос и предложение, которые не поддаются четкой алгоритмизации, но тем не менее информация о которых является необходимой для получения адекватных результатов на вышеописанном этапе моделирования. Поэтому процесс управления должны дополнять инструменты маркетингового анализа-изучение спроса и предложения с учетом таких факторов, как урожайность, объемы производства различных видов продукции, изменения потребительских предпочтений и т.д.

4. Управление товаропотоками продовольственной продукции связано с перемещением больших объемов товаров на большие расстояния с различной периодичностью в ограниченные временные интервалы, что в условиях переходной экономики и становления организованного продовольственного рынка связано с большими трансакционными издержками по причине неэффективного функционирования информационной, транспортной и складской инфраструктур, что обусловливает необходимость и эффективность применения именно логистических методов управления деятельностью оптовых продовольственных предприятий, что наиболее целесообразно в условиях оптового продовольственного рынка, имеющего наибольший потенциал в части информационного и инфраструктурного обеспечения.

 

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения авторских разработок для решения вопросов стратегического, тактического, оперативного планирования на оптовых продовольственных рынках, предприятиях оптовой торговли, а также для обучения специалистов системы товародвижения в АПК. Материалы исследования используются в практике конкретных предприятий оптовой торговли продовольствием, положены в основу подготовленного учебного курса по логистике для студентов экономических специальностей ВолГУ.

 

Апробация работы. Разработки автора используются в практической деятельности оптовых фирм, занимающихся оптовой торговлей продовольственными товарами.

Основные результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях в вузах г.Волгограда.

Разработки автора внедрены на предприятии "Торговая группа "ВЕЯ"", о чем имеются соответствующие подтверждающие документы.

 

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 2 п.л.

 

Объем и структура диссертационной работы. Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы составляет 147 страниц машинописного текста. Она содержит 12 рисунков и 15 таблиц. Список литературы включает в себя 77 наименований.

 

Во введении дается обоснование актуальности проблемы, необходимости ее теоретической, методологической и практической разработки, формулируются цель

и задачи, объект и предмет исследования, эмпирическая база, обосновывается научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.

 

В первой главе "Методология управления оптовым предприятием на основе логистических методов" дается историография развития логистики как науки, в частности эволюционный путь ее становления и выделения в современном менеджменте как самостоятельной науки. *

 

Во "торой главе "Организационно-экономический механизм функционирования регионального оптового рынка продовольствия" проведен анализ системы производства и распределения продовольственной продукции в регионе, показавший, что в течение нескольких последних лет отсутствуют экономические условия, стимулирующие увеличение объемов производства продовольствия.

 

В третьей главе "Оптовые продовольственные предприятия в системе ОПР" показаны место и роль оптовых предприятий занимающихся продвижением продовольственной продукции до конечного потребителя в условиях регионального оптового продовольственного рынка, сформулирована модель функционирования оптового предприятия.

 

В четвертой главе "Управление функционированием оптового продовольственного предприятия на основе логистических методов " представлена модель оптового предприятия, функционирующего в составе ОПР. Рассмотрена цепочка товародвижения: от товаропроизводителя до конечного потребителя. Обобщенная структура товаропотоков, максимизирующая прибыль, и формализована при помощи системы оптимизационных математических моделей. В заключении обобщены основные результаты исследования.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

На современном этапе развития менеджмента логистический подход как научный метод управления набирает все больший вес, так как именно с ним многие специалисты связывают будущее в управлении современными предприятиями.

Применение методов логистического управления становится возможным на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Особенно это актуально в сфере продвижения готовых товаров и полуфабрикатов, так как, по оценкам специалистов, до 70% стоимости товара формируется именно здесь, а один доллар, вложенный в управление запасами, дает тот же эффект, что и увеличение выручки на 11%.

 

В диссертации показан потенциал использования логистики на современном этапе в работе коммерческих структур. В частности, рассматриваются системы комплексного управления деятельностью предприятий с использованием логистического подхода. Анализируются ее ключевые блоки, сосредотачивающие в себе основные логистические функции, такие как: управление размещением и распределением запасов, управление сбытом и снабжением и т.д.

Рассмотрены преимущества системного подхода к проектированию для достижения максимального эффекта от оптимизации материальных и информационных потоков в условиях производственных или товаропроводящих систем. Основными результатами, которые может принести внедрение логистических методов управления, являются: уменьшение издержек товаропроводящей цепи, уменьшение стоимости товара и увеличение его конкурентоспособности на рынке, уменьшение уровня товарных запасов и увеличение оборачиваемости, улучшение уровня обслуживания потребителей и т.д.

Наличие единой информационной системы позволяет контролировать общую логистическую политику фирмы, появляется возможность управления логистическими процессами не только в краткосрочном периоде, но также и в стратегическом планировании.

Автором подтверждается, что основные проблемы, возникающие на современном этапе в условиях производства и распределения продовольственной продукции, усиливают роль оптовых продовольственных рынков как информационной среды, в условиях которой функционируют оптовые предприятия. В связи с этим применяют различные рычаги регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков, как экономические так и неэкономические (политические, административные, правовые), при этом эффективность применения логистических методов управления, а также коммерческая оценка работы оптовых рынков продовольствия зависят от степени увязанности этих рычагов с результативностью самой системы.

Автор обосновывает необходимость того, что на уровне субъектов Федерации соответствующими органами исполнительной власти должны выполняться следующие функции, способствующие в определенной степени улучшению эффективности товарообращения в регионе: • прогнозирование цен;

• сбор информации о наличии различного рода продовольственных товаров, об их уровне качества и количестве;

• контроль над соблюдением стандартов качества;

• разработка и проведение кредитно-финансовой политики. Из-за удаленности производителя от конечного потребителя в товаропроводящей цепочке создается ситуация, когда производитель получает лишь 30-35% конечной стоимости продукции, в то время, когда доля его затрат составляет 60-70%. Эти условия определяют необходимость совершенствования товаропроводящей цепи, в частности, посредством ОПР как эффективного и удобного инструмента не только в руках государства, но и для субъектов оптовой торговли.

Показана целесообразность наличия в методах работы органов управления оптовыми рынками, которыми на практике являются маркетинговые или консультационные центры, ориентации на комплексность в процессе решения поставленной задачи, что предполагает системный подход к организации производства, продвижения и распределения сельхозпродукции. Одним из важных условий выступает возможность количественной и качественной оценки различных вариантов закупок, хранения и транспортировки продукции от места производства до места потребления. Отсюда видно, что применения только маркетинговых методов управления в координации деятельности оптовых продовольственных рынков недостаточно.

В работе показано значение оптовой торговли в системе исследования рынка, его конъюнктуры, что обусловлено выполнением конкретных маркетинговых функции. Именно в оптовом звене наиболее легко определить тенденций в изменении спроса на те или иные виды товаров и услуг, так как именно предприятия оптовой торговли агрегируют информацию (заказы) на товары, их количество, качество, ассортимент и т.д. Это также дает возможность получения информации о территориальных отличиях в спросе на продовольственную продукцию.

Подобная информация является исходной для оптимизации всех товарных, финансовых потоков, которые проходят через оптовое звено с целью максимального удовлетворения запросов потребителей, а также возможного уменьшения накладных расходов путем минимизации неэффективных, с точки зрения удовлетворения спроса, потоков продукции, уменьшения издержек хранения, транспортировки и т. д.

Эти и некоторые другие обстоятельства предопределили начало создания и дальнейшее развитие на территории России сети оптовых продовольственных рынков как эффективного инструмента управления логистическими потоками продовольствия.

Оптовые продовольственные рынки предоставляют удобные условия для функционирования посреднических организаций (оптовых) путем минимизации различного рода издержек, связанных с процессом движения материальных потоков, а также путем предоставления комплексной информационной поддержки участникам товаропроводящей цепи.

Цены на оптовых рынках являются ориентиром для альтернативных каналов движения и распределения продукции, в частности, сельскохозяйственной. Эти цены используются при определении рыночной стоимости продукции участниками рынка продовольственной продукции при заключении контрактов, а также государством для разработки политики в сфере поддержки сельскохозяйственных производителей, для поддержания государством гарантированного уровня цен.

В своей современной форме оптовый продовольственный рынок - это сложная товаропроводящая система, которая нуждается в развитой инфраструктуре, состоящей из транспортной системы, комплекса складских помещений, оборудованных соответствующим образом, вспомогательных технологических служб, предприятий сферы обслуживания (почта, другие предприятия связи, гостиницы, больницы, банки и т.д.). Все перечисленные составляющие этой системы являются объектом действия логистических методов управления, что позволяет максимально повысить эффективность функционирования всей системы в целом за счет согласований работы отдельных ее элементов.

В большинстве случаев за годы реформ на сельхозпредприятиях утрачена система материального стимулирования за полученные результаты, в частности, за качество и количество произведенной продукции, уменьшение затрат. Снизился контроль над сохранностью готовой продукции, что связано с ухудшением состояния складских площадей, которые в своем большинстве устарели как морально, так и физически. Однако инвестирование в данную отрасль практически отсутствует.

Все это, а также неблагоприятные погодные условия последних лет, усугубило финансовое положение сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).

 

Таблица I

 

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Волгоградской области

1994

1995

1996

1997

Просроченная задолженность по оплате труда в предприятиях сельского хозяйства / млн.руб.

11,8

33,6

67,7

144

Удельный вес убыточных предприятий сельского хозяйства, %

40

44

48

47

Просроченная кредиторская задолженность m начало гама, млрд.рув.:

24

79

285

-

поставщикам

16

55

138 '

. . " бюджет

2

9

34

Удельный вес капитальных вложений, наираВленных в АШС, в общем объеме иявесттщий в экономику области, %

30

17

10

8

Калансовая прибыль предприятий и организаций сельского хозяйства, млрд.руб.

-

129

-318

-

 

Анализ показал, что для устойчивого и сбалансированного развития сельскохозяйственного производства необходимо не только снизить непроизводительные затраты во всех звеньях цепочки "производство-переработка-торговля", но и оптимизировать соотношение этих звеньев в конечной цене продукта, обеспечив тем самым доходность каждого звена, максимально приблизив ее к затраченным средствам на данный процесс. Кроме того, необходимы значительные капиталовложения для создания рыночной инфраструктуры, условий для доведения продукции до конечного потребителя с наименьшими затратами.

В диссертации рассматривается модель региональной логистической системы и условия ее рационального функционирования, в частности минимизации ее совокупных запасов. На основе анализа данной модели можно сделать выводы о статусе региона: в рассматриваемом случае Волгоградский регион является вывозящим (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Модель определения статуса региона за 1997г. (млн-дол.)

Вывозящие регионы

Итого

Волг.обл.

СНГ

Европа

Азия

Африка

Австралия и Океания

Итого

1.

Ш PI

Волгоградская область

4828

170

497

41

9

11

1

5557

"

СНГ

150

*

"

*

ir

"

"

*

"

Европа

160

*

•"

•*

*

It

*

*

•"

Азия

IS

*

*

*

•к

*

•ft

*

Африка

3

*

•a

•к

*

•*

*

"

•X

Америка

15

•*

*

*

•"

•X

•"

-"•

•и

Австралия и Океания

5

*

• "

• *

*

•tc

"

*

*

Итого

5176

•"

•*•

"

*

•"

*

*

Удедьиыи вес в общем объеме потребления, %

"

*

• *

. •"

It

•к

*

"

100

 

Макрологистическое равновесие региональной системы будет достигнуто в случае минимизации регионального товарного запаса, что возможно при оптимизации входящих и выходящих товарных потоков,

В последние годы существует тенденция приоритетности реализации продовольственной-продукции на свободном рынке (оптовым предприятиям) по сравнению с другими каналами сбыта продукции, в частности, заготовительным организациям. Так в 1996 году заготовительным организациям было продано 34% общего объема реализации зерна и 26% общей реализации масличных культур, тогда как эти показатели в 1992 году, соответственно, составляли 59% и 72% от объема их общей реализации. И хотя в большинстве случаев цена реализации на свободном рынке меньше, чем у закупочных организаций, первый канал остается приоритетным, так как это позволяет сельхозпроизводителям за счет своевременной оплаты своей продукции решать проблемы неплатежей и пополнять свои оборотные фонды.

До начала формирования рыночных отношений проводилась политика жесткой специализации сельскохозяйственных предприятий, вследствие чего большинство из них не имело как собственных перерабатывающих мощностей, так и возможностей первичной обработки сырья для продажи своей продукции на рынке. Из-за подобных ограничений большинству сельхозпроизводителей приходилось мириться с низкими закупочными ценами и несвоевременностью расчетов заготовительных организаций и продавать им большую часть своей животноводческой продукции. На свободном рынке сельхозпредприятиями в 1995 году было реализовано только треть скота и птицы. Причем, примерно половину этих объемов составляли продажи продукции в счет оплаты труда.

Впервые с начала реформ сельскохозяйственная и промышленная продукция в 1995 году подорожали в одинаковой степени (в 3,3 раза). Однако сохранявшийся в течение 1992-1994 годов потенциал диспаритета цен снизил платежеспособность сельскохозяйственных предприятий. На 1 января 1996 года на каждый рубль чужих долгов они имели 1,9 рубля собственных (на 1.01.95г.-1,4 рубля). Две трети предприятий имели задолженность по выдаче заработной платы.

Кроме того производитель теряет большую часть своего потенциального дохода из-за того, что он оседает в товаропроводящей цепи. Это свидетельствует об отсутствии эффективной системы продвижения продукции, которая удовлетворяла бы основным критериям логистических принципов управления товародвижением и обеспечивала бы наиболее рациональное распределение доходов от реализации между ее субъектами.

В диссертации рассмотрен опыт функционирования оптовых продовольственных рынков, в частности Волгоградского (табл. 3). Сделан вывод о положительном влиянии подобных структур на систему ценообразования на продовольственную продукцию и методы движения товарных потоков, что достигается путем наличия мощной материальной и информационной базы, позволяющей минимизировать логистические издержки.

 

Таблица 3, Показатели деятельности оптовых продовольственных рынков за 1997 год

Города

Ассортамект реализуемых товаров, тыс.

Ежемесячный товарооборот млр-руб.

Число оптовиков

Годовые платежи в бюджет.млрд.руб.

Снижете цен в розничной торговле, % (оценка)

Волгоград

2,0

80

123

-12,0

.20,0

Кемерово

1.3

52

1.3

4,8

10,0

Тула

1,5

23

76

3,0

15,0

Рязань

0,25

22

65

3,0

30,0

Новокузнецк

0,8

22

70

2,0

10,0

 

Из вышесказанного следует, что оптовый продовольственный рынок, являясь рациональным звеном в цепочке "производитель-посредник-потребитель", положительно влияет на уровень цен на продовольственную продукцию путем исключения из цепочки лишних звеньев, предоставления большого ассортимента товаров, а также возможности получения соответствующей информации.

За исключением Волгоградского оптового продовольственного рынка, существует небольшое количество торговых предприятий, осуществляющих оптовую торговлю продовольственными товарами с предоставлением своим клиентам удобных условий для торговли, необходимый ассортимент. Большее количество продовольственной продукции в Волгоградской области проходит через различного рода мелкие оптовые фирмы, которые не обладают соответствующей инфраструктурой, качеством обслуживания. Тем не менее, они привлекают к себе клиентов более низкими ценами, которые они могут обеспечить за счет незначительных удельных накладных расходов на содержание основных средств: складских площадей, погрузочной техники и т.д. Следствием этого является то, что во многих случаях в розничную торговую сеть попадают товары сомнительного качества и происхождения.

Неэффективно работает система сертификации продукции, что позволяет недобросовестным торговцам реализовывать низкокачественную продукцию и дает им определенные ценовые преимущества перед другими участниками продовольственного рынка.

Для наиболее эффективного функционирования оптового продовольственного рынка необходима возможность сравнения и анализ различного рода логистических издержек клиентами в целях выбора наиболее рационального варианта покупки и доставки товара, что предполагает возможность получения соответствующей информации. Для этого необходимо, чтобы консультационные центры при оптовых продовольственных рынках занимались сбором и анализом необходимой для минимизации логистических издержек клиентов информации.

Из-за сложных географических условий отечественное производство сельскохозяйственной продукции было и будет более ресурсозатратным, в сравнении с западным, и, следовательно, его дотационность должна быть в несколько раз выше западной.

Политика государства должна ориентироваться на интересы отечественных товаропроизводителей, способствуя их интеграции по всей территории страны. В свою очередь, оптовые продовольственные рынки выступают инструментом экономической, продовольственной безопасности России.

Являясь ключевой фигурой на оптовом продовольственном рынке и связующим звеном между производителем и розничным торговцем, оптовик, несомненно, имеет определенные выгоды от подобной деятельности. Возможность закупки товаров большими партиями и в широком ассортименте позволяет более рационально использовать складские помещения и торговые площади, повышать товарооборачиваемость, сокращать транспортные издержки, наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов.

Наличие подсистем финансового и товарного мониторинга является необходимым условием для поддержания функционирования системы оптового продовольственного рынка.

Подобные методы экономического воздействия на процесс движения материальных потоков исключают их нерациональность по маршруту товародвижения и по месту назначения; минимизируют транспортные расходы, материальные запасы и т. д. В подобной системе необходимо предусмотреть использование методов финансовой и тарифной политики как в отношении грузоотправителей, так и в отношении получателей. В этой связи представляется очень значимой разработка механизма воздействия на транспортные предприятия, осуществляющие нерациональные перевозки, а также обеспечение экономической и законодательной базы, создающей условия взаимной заинтересованности всех участников товаропроводящей цепи в минимизации своих издержек, улучшении финансовых показателей, совершенствовании инфраструктуры.

Для исключения использования своего монопольного положения такими видами транспорта как водный, железнодорожный, автотранспортный, необходимо широкомасштабное применение штрафных, налоговых, финансовых и других санкций для соблюдения наиболее рациональных схем перевозок.

К участникам товаропроводящей цепи в целях повышения эффективности и рациональности перевозок, а также соблюдения соответствующих нормативов, необходимо использовать методику льготных транспортных тарифов. При несоблюдении нормативов рациональности перевозок, ведущему к ухудшению финансовых показателей, дополнительным прямым и косвенным издержкам, виновная сторона должна в обязательном порядке возмещать причиненный ущерб.

Разработка экономических методов управления, научно-технической политики, координация процессов товародвижения являются прерогативами государственных органов на региональном и федеральном уровнях. Для реализации подобных задач в федеральных и региональных органах управления должны быть реализованы следующие функции:

- формирование информационной инфраструктуры товаропроводящей сети;

- прогнозирование внедрения новых технологий в процессе товародвижения;

-разработка законодательной и нормативной базы, стимулирующей участников логистической цепи к более рациональному использованию своих ресурсов, оптимизации логистических процессов;

- разработка рекомендаций по оптимальным схемам товародвижения внутри региона и за его пределами;

- разработка методических рекомендаций и создание в системе товарных рынков логистических структур, специализирующихся на информационной и консультационной поддержке участников логистических операций на товарном рынке продовольствия.

Существования подобных логистических консультационных служб недостаточно для широкомасштабного использования логистических методов управления субъектами рыночных отношений. Подобные службы дают только исходную информацию для разработки и принятия окончательных решений, удовлетворяющих требованиям наиболее рациональной организации движения материальных потоков. Следовательно, предприятие должно адаптировать эндогенные факторы по отношению к своей внутренней системе управления к соответствующим экзогенным факторам макрологистической системы. Для контроля и планирования над движением входящих и выходящих материальных потоков и связанных с ними информационных потоков целесообразно создавать на предприятиях логистические службы, которые занимались бы координацией управления транспортно-складским процессом в целях наиболее рационального их использования в современных оптимизационных решениях.

Как было показано, применение логистических методов управления имеет важнейшее значение для всего продовольственного комплекса и, следовательно, реализация данного подхода в управлении материальными потоками сельскохозяйственной продукции является также задачей государственного управления. Тем не менее речь не идет о государственной монополии на данный вид деятельности. Подобное воздействие должно осуществляться в виде косвенного регулирования.

Общая структура логистической системы оптового предприятия включает такие его составляющие, как материальные, финансовые и информационные потоки, классификация которых дается на рис 1.

 

Рис. 1. Общая структура логистической системы оптового предприятия

К числу основных задач оптового предприятия относится удовлетворение спроса потребителей на товар в нужном количестве, необходимого качества, по приемлемым ценам, что обуславливает поддержание адекватного товарного запаса в сочетании с эффективным управлением финансовыми ресурсами предприятия.

Наилучшие условия для функционирования предприятия оптовой торговли продовольственными товарами предоставляет оптовый продовольственный рынок как мощная структура информационной и инфраструктурной поддержки процесса товародвижения и как связующее звено между участниками рынка продовольственной продукции.

Большинство функций логистики горизонтально пересекаются с функциями маркетинга. Маркетинговая политика оказывает значительное влияние на систему коммерческой логистики. В зависимости от требований маркетинга определяются сервисные границы функционирования логистической системы.

Стратегия маркетинга, ориентированная на максимальное удовлетворение спроса потребителей посредством предоставления максимально большего ассортимента, усложняет функции логистики в части обеспечения наличия необходимого

количества товарных запасов по приемлемым ценам, а также определяет необходимые параметры сервисного обслуживания, которое напрямую зависит от:

• стабильности поставок;

• скорости поставок;

• гибкости системы для удовлетворения изменяющегося спроса. Необходимой является количественная оценка эффективности применения логистических методов управления, что определяется возможностью оценки затрат на повышение эффективности логистической системы и эффекта, полученного вследствие реализации логистического подхода.

Зависимость увеличения логистических издержек оптового предприятия от повышения уровня маркетингового обслуживания потребителей определяется связанными с этим повышением дополнительными издержками, причем существует его предел, определяемый соотношением дополнительных доходов и затрат от такого повышения.

В большинстве случаев, особенно при относительно небольших масштабах деятельности, нет необходимости в централизации управления логистическими процессами на предприятиях. Управленческая ответственность за исполнение логистических функций может быть распределена между различными организационными подразделениями.

В работе рассматривается система управления материальными ресурсами оптового предприятия, основанная на логистическом подходе. Показано, что процесс движения материальных потоков постоянно отслеживается, и на основе поступающей информации принимаются управленческие решения.

Рассмотрена модель управления материальными запасами, ориентированная на нахождение оптимального количества товарных запасов и формирования наиболее приемлемого ассортимента при наличии ограничения оборотных средств с целью максимизации прибыли.

С точки зрения эффективности управления товарными запасами в целом, когда уже имеются данные о количестве каждого наименования товара в структуре каждого заказа, рекомендовано обеспечить оптимальный ассортимент, исходя из имеющегося лимита оборотных средств. Для этого ассортимент предлагается формировать в порядке очередности в соответствии с интегрированным показателем приоритетности товаров:

 

 

о)

где- Dbm. лимит денежных средств; i-позиции номенклатуры ассортимента в порядке значимости; Д-стоимость заказа оптимального количества каждого наименования товара.

Подобная методика позволит более эффективно использовать оборотные средства для поддержания удовлетворительного ассортимента продукции торгового предприятия. При большом количестве ассортимента предварительно можно разделить его на группы и использовать данную методику в два или более этапов.

В работе приведен алгоритм движения товаров в процессе формирования товарных запасов и дальнейшего сбыта продукции (рис. 2).

 

Рис. 2, Алгоритм товародвижения на оптовом предприятии

Процесс закупок должен функционировать в привязке к таким подразделениям, как сбыт, транспортная служба, финансы, склад и т. д. для возможности решения задач:

• определения необходимого количества заказываемых товаров в каждой поставке;

• определения оптимального периода между поставками с учетом удовлетворения оптимального соотношения надежности поставок и минимизации связанных с процессом поставок издержек;

• согласования цен при заключении договора с возможностями финансов и сбыта;

• контроля над выполнением условий поставок, качеством, количеством и сроками поставок;

• рационализация складирования товаров. При планировании процесса закупок анализируются следующие факторы, непосредственно оказывающие влияние на эффективность функционирования системы обеспечения товарами:

• потребности в том или ином ассортименте товаров для обеспечения надежного и стабильного сбыта;

• возможности поставщиков товаров в отгрузке необходимого количества товаров в необходимое время;

• ценовые показатели товаров;

• операционные расходы, связанные с процессом закупки, доставки и реализации товаров;

• возможности финансирования поставок в нужное время и в необходимом

количестве.

Необходимым и обязательным условием является фактор выбора способа доставки товаров, в котором должны быть учтены: стоимость товара, время доставки, надежность поставок, стоимость перевозки и т.д. Это позволяет всесторонне оценить возможность использования тех или иных транспортных средств (таб. 4).

 

Применение методики деления всего ассортимента товаров в зависимости от объемов реализации и точности прогнозирования объемов сбыта на группы для возможности наиболее рационального управления логистическими издержками позволяет наилучшим образом использовать финансовые и материальные ресурсы оптового предприятия и максимизировать прибыль.

 

Таблица 4 Оценка характеристик различных видов транспортных средств

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

время доставки

надежность доставки

частотаотправлений

способность перевозить разнообразные грузы

стоимость перевозки

маневренность

Автомобильный

4

5

5

3

3

5

Железнодорожный

3

4

3

4

4

4

Водный

2

3

2

5

5

2

Воздушный

5

2

4

2

2

3

 

Кроме этого в диссертации рассмотрена система управления финансовыми потоками.

Математическая модель взаимоувязки входящих и выходящих финансовых потоков с учетом скидок позволяет правильно подойти к разработке ценовой стратегии фирмы.

,где

(2) * "-количество поставщиков;

• А-количество покупателей;

• (З-объем закупаемой и реализуемой продукции, при котором максимизируется прибыль оптового предприятия;

• ^-минимальное продаваемое или закупаемое количество товара согласно ограничениям;

• Г-цена со скидкой предоставляемой покупателю;

• Л-цена со скидкой получаемой оптовиком. Правильно организованная система скидок имеет большое значение в части предоставления клиентам более выгодных условий, чем у конкурентов.

При определении возможных максимальных скидок, которые оптовое предприятие может предоставить покупателям, рекомендуется использование следующих данных:

1. Стоимость самого дешевого варианта привлечения финансовых ресурсов (в %, с учетом Инфляции);

2. Стоимость самого выгодного варианта размещения финансовых ресурсов (в %, с учетом инфляции);

3. Величина финансового потока в денежном выражении;

4. Сроки платежа (отсрочки) в днях.

Суммарный эффект полученной скидки от поставщика не должен превышать общий суммарный эффект предоставляемой скидки покупателю. В противном случае происходит процесс финансирования клиента оптовиком.

Суммарный эффект от скидки рассчитывается с помощью методики дисконтирования с учетом вышеперечисленных факторов.

Среди источников финансирования оборотных средств предприятия определены: уменьшение товарных запасов, увеличение товарооборота, получение скидок, маневрирование временными интервалами между поставками и оплатами.

Изначально все крупные оптовые предприятия нацелены на максимальное использование заемных финансовых ресурсов. Не редки на практике ситуации, когда продукт уже продан конечному потребителю и даже употреблен, однако не оплачен непосредственному производителю. Таким образом, происходит долгосрочное кредитование потребителя производителем- При данных условиях входящие материальные потоки можно рассматривать как потоки кредитных ресурсов. Задачей оптовой организации на данном этапе становится наиболее эффективное использование входящего материального потока. Эффективность использования данного потока заключается в наиболее рациональном способе реализации продукции) повышении оборачиваемости товарных запасов с соблюдением удовлетворительной рентабельности реализуемой продукции.

В зависимости от возможности получения товарного кредита по срокам отсрочки, с одной стороны, и возможности реализации товаров с максимальной наценкой, с другой, всех поставщиков можно классифицировать по следующим признакам:

• являющиеся основными источниками прибыли;

• являющиеся источниками оборотных средств. Как правило, на практике наблюдается следующая тенденция: чем больше на рынке аналогичного товара или товаров-заменителей, и соответственно, ниже рыночная цена и возможность для оптового предприятия получения прибыли по причине низкой наценки, тем больший товарный кредит предприятие-производитель предоставляет оптовику. Оптовик, в свою очередь, может действовать в двух условных направлениях:

1. Предоставление максимально возможной отсрочки платежа с целью получения максимально возможной наценки от реализации продукции.

2. Максимально быстрая реализация продукции путем установления минимальной наценки.

Иначе говоря, во втором случае оптовик получает возможность привлечения дешевых оборотных средств для финансирования товарооборота других групп товаров, наценка по которым значительно выше. Это дает возможность оптовику получать большую прибыль по товарам, по которым сроки товарного кредита либо слишком малы, либо совсем отсутствуют, а зачастую случаях производители требуют предоплату по некоторым группам товаров.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются полученные выводы, делается акцент на наиболее значимых результатах, комплексе теоретических положений и практических рекомендаций, внедрение которых в практической деятельности как отдельных предприятий оптовой торговли, так и в оптовых продовольственных рынках будет способствовать повышению уровня их эффективности путем минимизадии логистических издержек и увеличения уровня сервисного обслуживания.

 

Список публикаций

1. Логистика и система оптовой торговли//Волгоград: Издательство ВолГУ, 1996. (0,2 п.л.).

2. Организация оптовых рынков продовольствия логистическими методами // С.Пб,: 1996. (0,1 п.л. ).

3. Логистические методы управления // Волгоград: Издательство ВолГУ, 1997.   (0,1 п.л.).

4. Логистический подход к формированию ассортимента // Волгоград: Издательство ВолГУ, 1997. (0,1 п.л.).

5. Материальные и информационные потоки в логистике: Опорный конспект лекций по курсу "Логистика" (для студентов экономического факультета) // Волгоград: Издательство ВолГУ, 1998. (1,5 п.л.) (в соавторстве).

 


Описание предмета: «Логистика»

Логистика (от греч. Logistike – искусство вычислять, рассуждать) – теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах[1].

В логистике детально рассматриваются организация и методы нормирования производственных, сбытовых и товарных запасов, а также финансовые аспекты управления запасами: оценка потребности в оборотном капитале, необходимом для обслуживания производственных, сбытовых и товарных запасов, формы расчетов по поставкам, оценка рисков.

Отличие логистического подхода заключается в интеграции (технической, технологической и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов.

Одно из определений принятых на конгрессе в Хельсинки. гласит: «Логистика представляет собой общую: стратегическую, тактическую и операционную точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

В мировой практике уже с середины 70-х годов логистика стала целеполагающей сферой деятельности прежде всего потому, что в современном бизнесе существенно возросло время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат) Повышенный интерес к логистике за рубежом связывают с тем, что при данном подходе обеспечивается значительное (на 30-50%) сокращение всех видов запасов материальных ресурсов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, сокращение (на 25-45%) времени движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя, снижение затрат на производство, дистрибуцию и наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Интеграция различных функций товародвижения дает возможность устанавливать оптимальное соотношение интересов различных компаний и подразделений фирмы, достигать на этой основе минимизации совокупных издержек и получать такой общий результат деятельности, который превосходит сумму отдельных эффектов.

Эффективность логистической системы определяется уровнем логистических издержек, необходимых для достижения наилучших значений такой группы показателей деятельности компании, как: готовность товара и обязательность в поставке, гибкость и качество поставок, сокращение времени выполнения заказа, информационная готовность В первую очередь, значения этих показателей непосредственно зависят от уровня организации бизнес-процессов в компании. В узком смысле этого термина, логистика – это и есть организация процессов разного типа. Но если в зарубежных компаниях сейчас все внимание сосредоточено на задаче их оптимизации, то большая часть наших предприятий еще не решила предыдущую - выстроить процессы в более или менее приемлемую систему, для чего, прежде всего, необходимо их формальное описание.

Только решив эту задачу и научившись получать необходимую информацию о материальных потоках, можно начать целенаправленное управление показателями качества логистической системы с применением специальных методов, применяемых в каждой из компонент логистики.

Поэтому в российских условиях большинство логистических проектов, так или иначе, сводятся к проектам по описанию и приведению в порядок бизнес-процессов компании, что пока дает наибольший совокупный эффект.

Другим ограничением, которое надо учитывать при выборе тем логистических проектов, является неприменимость многих мировых стандартов и техник логистики (например, SIC или JIT) для большинства российских компаний, действующих в условиях быстро меняющейся среды при общем низком уровне деловой культуры (как внутренней, так и внешней - прежде всего необязательности в партнерских отношениях). Однако значительный эффект, который может быть получен при успешной реализации логистических проектов, делает их все более популярными.

Литература

  1. И.А. Бланк. Управление финансовой стабилизацией предприятия. – М.: Ника-Центр, Эльга, 2003. – 496 с.
  2. В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев. Управление затратами на предприятии. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 592 с.
  3. Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 112 с.
  4. А.Н. Австриевских, В.М. Кантере, И.В. Сурков, Е.О. Ермолаева. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. – М.: Сибирское университетское издательство, 2007. – 272 с.
  5. А.А. Жуков. Персонал. Управление. Инновации. Современные подходы к организации управления персоналом на предприятиях туриндустрии. – М.: Петрополис, 2009. – 212 с.
  6. Автоматизация деятельности кредитной организации на платформе "1С:Предприятие 8". – М.: 1С-Паблишинг, 2012. – 436 с.
  7. М.В. Виноградова, З.И. Панина. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 448 с.
  8. А.П. Ковалев. Управление имуществом на предприятии. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. – 272 с.
  9. Бунеева ;. Организация И Управление Коммерческой Деятельностью Предприятий В Розничной Торговле. – М.: , 2010. – 108 с.
  10. Управление качеством на предприятиях пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания. Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 336 с.
  11. Светлана Зубкова. Управление развитием комплекса предприятий автомобилестроения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 116 с.
  12. Светлана Зайкова. Правовая организация управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 с.
  13. Ольга Гримашевич. Теория и практика управления рисками промышленных предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 432 с.
  14. Николай Бахарев. Повышение уровня организации управления автотранспортным предприятием. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 160 с.
  15. Анна Иваницкая. Развитие механизма управления инновационной деятельностью предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 176 с.
  16. Управление затратами на предприятии. Учебное пособие. – М.: Бизнес-пресса, 2004. – 256 с.
  17. В.П. Чеглов. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. – 288 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Управление персоналом на предприятии
Управление персоналом
Диплом
85 стр.
Разработка предложений по повышению эффективности системы управления персонала на предприятии
Управление персоналом
Диплом
120 стр.
Разработка предложений по повышению эффективности системы управления персонала на предприятии
Управление персоналом
Диплом
123 стр.
Совершенствование структуры управления государственным унитарным предприятием г. Москвы "Мосгортранс" филиала Зеленоградский автокомбинат
Электроснабжение городов и промышленных предприятий
Другое
144 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
GL-7
СПАСИБО за всё. Вчера была защита, защитился на 4, хотели сначала даже 5 ставить, но в этом только моя вина. Сказали что сама работа после вашего сопровождения очень не плохая. Ещё раз спасибо!