Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения

Трудовое право

Казанский государственный университет

Давлетгильдеев Рустем Шамилевич

 

Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения.

 

 

Специальность 12.00.10 - Международное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Казань -1998

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выбор автором настоящего исследования темы диссертации обусловлен стремлением рассмотреть в едином комплексе международно-правовые формы сотрудничества в области труда и социального обеспечения на уровне регионального объединения государств - Содружества Независимых Государств^.

Актуальность темы настоящего исследования определена особенностями элементов, составляющих название темы.

Одной из тенденций функционирования современного международного сообщества является возрастание роли сотрудничества государств как основного принципа международного права. Выросший из концепции классического международного права о международном общении цивилизованных наций^, принцип сотрудничества подразумевает "новый, более высокий уровень взаимодействия" между государствами - основными субъектами международного права. В соответствии с п.З СТ.1 Устава Организации Объединенных Наций, целью этой организации является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

Новейшая договорная практика показывает, что государства закрепляют принцип сотрудничества как правовой регулятор своих отношений на разных уровнях системы международного права через универсальные или локальные нормы. При этом важное значение приобретает международно-правовое сотрудничество государств на уровне региональных межгосударственных объединений, в которых географическая близость дополняется сходством экономических, культурных и иных факторов.

К таким региональным межгосударственным объединениям относится и Содружество Независимых Государств, прошедшее семилетний рубеж своего

Под международно-правовыми формами сотрудничества в настоящей работе понимаются многосторонние и двусторонние акты, имеющие договорный характер, а также акты, принимаемые органами Содружества Независимых Государств и иных межгосударственных объединений.

См., подробнее об идее международного общения: Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х т. Т.2. - СПб., 1904. - С. 302.

 

существования. Одним из мало исследованных в отечественной юридической литературе направлений международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств является сотрудничество в области труда и социального обеспечения, в котором проявились особенности интеграционного развития СНГ, его закономерности и противоречия.

В рамках Содружества заключены и действуют ряд многосторонних и двусторонних соглашений в области трудовой миграции, охраны труда, социального обеспечения. Кроме того, появляются новые нетрадиционные формы международно-правового сотрудничества, такие как акты органов управления интеграцией, созданных в рамках Договора о Сообществе России и Беларуси, а также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

В связи с многочисленностью правовых форм сотрудничества, актуальным является установление структурных взаимосвязей между ними для целей их практического применения во внутригосударственных правовых системах государств-участников Содружества.

Исследование международно-правового регулирования труда и социального обеспечения в рамках СНГ тем более актуально, что данная совокупность норм регионального сотрудничества является составной частью отрасли международного права, получившей наименование "международное трудовое право" ".

Таким образом, исследование реально сложившегося между государствами-участниками СНГ механизма международно-правового сотрудничества в области труда и социального обеспечения в сравнении с существующим опытом, достигнутым в международном праве на универсальном и региональном уровнях, имеет

См., напр.: Иванов С.А. Проблемы международного регулирования труда. -М.: Наука, 1964. - С. 100-102; Аметистов Э.М. Международное трудовое право и рабочий класс. - М.: Междунар. отношения, 1970. - С. 6-9; Мингазов Л.Х. К вопросу о понятии отрасли современного международного права (на примере международного трудового права) // Советский ежегодник международного права, 1976. - М.: Наука, 1978. - С. 69-79; Mahaim, Ernest. International Labour Law // International Labour Review. - 1996. - n°3-4. - P. 287-290 (Originally published in ILR, Vol. 1(1921), n°3 (Mar.)); Valticos N. Droit international du travail. - Paris: Dalioz, 1983.

 

 

несомненную значимость для учета всех аспектов сотрудничества в ходе дальнейшего интеграционного развития и совершенствования международно-правовой основы взаимодействия государств-участников СНГ.

Актуальность использованного автором подхода определяет и широкое обращение к формирующейся практике применения и использования различных форм регионального, в рамках СНГ, международно-правового сотрудничества в области труда и социального обеспечения в российском законодательстве.

Исходя из всего вышеизложенного, избранная нами тема исследования представляет как теоретический, так и практический интерес, является своевременной и актуальной.

 

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ. Проблемы международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения представляют собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в отечественной юридической науке. Вместе с тем вопросы, относящиеся к отдельным аспектам сотрудничества, ставшим предметом рассмотрения в настоящем исследовании, нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных правоведов.

Так, вопросы международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения были затронуты в работах Г.В. Игнатенко, А.В. Идашкина, И.Я. Киселева, Е.Е. Мачульской, Е.Г. Моисеева и др.

Проблематика международно-правового регулирования труда универсального и, отчасти, регионального характера стала объектом рассмотрения в исследованиях Э.М. Аметистова, Н.А. Ворониной, Р.Х. Вильданова, Л.Н. Галенской, К.Н. Гусова, А.С. Довгерта, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, Н.Н. Кравченко, М.Н. Курилина, Л.Х. Мингазова, А.С. Ященко и др.

Отдельные вопросы международного сотрудничества государств в области трудовой миграции анализировались в работах Е. Виноградовой, В.В. Глазырина, В.И. Евинтова, Б.Н. Жаркова, А. Жданова, А.М. Овсюка, В.В. Рогожина и др.

Вопросы международно-правового регулирования труда на универсальном и региональном уровне явились предметом исследования в трудах зарубежных ученых В. Р. Бенинга, Р. Бланпэна, К. Бернар, Н. Валтикоса, А. Лион-Каена, Р. Ширу, М.-П. Ланфранчи, и др.

Однако до сих пор в отечественной юридической науке не было предпринято специальных комплексных исследований международно-правового сотрудничества государств-участников СНГ в области труда и социального обеспечения.

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью настоящего диссертационного исследования является анализ сложившегося механизма международно-правового сотрудничества в социально-трудовой сфере в Содружестве Независимых Государств и выявление специфических черт, присущих правовому сотрудничеству в области трудовой миграции, охраны труда и социального обеспечения, восполнение существующих в отечественной юридической науке пробелов в исследовании проблем регулирования по каждому направлению сотрудничества применительно к праву СНГ*.

 

Предмет диссертационного исследования составляет международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в области труда и социального обеспечения в рамках регионального межгосударственного объединения - Содружества Независимых Государств, выраженное в договорных формах, а также в процедурах согласования и сближения национальных законодательств государств.

Для реализации обозначенной цели диссертационного исследования в работе поставлены следующие задачи'.

* исследование содержания международно-правового регулирования труда и социального обеспечения на уровне права Содружества Независимых Государств и установление значения такого сотрудничества для государств;

• установление взаимосвязей между различными формами международно-правового сотрудничества, в частности, между многосторонними и двусторонними соглашениями, а также между соглашениями и иными формами международно-правового сотрудничества - актами органов Содружества и иных интеграционных объединений в рамках СНГ в области труда и социального обеспечения; предложение возможных путей разрешения конфликтов между международно-правовыми актами различного уровня;

* Под правом СНГ в настоящей работе понимается совокупность международно-правовых норм, закрепленных в традиционных формах сотрудничества - многосторонних и двусторонних соглашениях, а также в специфических формах - рекомендательных актах органов межпарламентского сотрудничества и актах иных органов региональной интеграции.

• определение объема понятия "трудящийся-мигрант" в сравнении с понятиями, данными в международных актах универсального и регионального характера;

• анализ конкретных направлений международно-правового сотрудничества в области трудовой миграции в рамках СНГ: при этом была поставлена специальная задача проследить не только уровень имплементации норм двусторонних и многосторонних соглашений государств-участников Содружества в национальном законодательстве Российской Федерации, но и показать имеющийся механизм правового регулирования привлечения иностранной рабочей силы в Россию из стран Содружества Независимых Государств;

• изучение международно-правовых средств регулирования охраны труда в Содружестве в сравнении с формами международно-правового сотрудничества, сложившегося на универсальном и региональном уровне, анализ и определение степени восприятия результатов международно-правового сотрудничества государств-участников СНГ в законодательстве Российской Федерации;

• исследование международно-правового сотрудничества государств-участников СНГ в области социального обеспечения и выявление принципов международно-правового регулирования пенсионного обеспечения на уровне СНГ;

• разработка и формулирование предложений по совершенствованию международно-правовой основы сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой миграции, охраны труда, социального обеспечения, а также рекомендаций компетентным органам государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов по приведению нормативно-правовых актов в сфере труда и социального обеспечения в соответствие с международными обязательствами РФ, вытекающими из участия РФ в СНГ и региональных интеграционных объединениях.

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что в отечественной юридической науке практически отсутствует общий анализ международно-правового сотрудничества в области труда и социального обеспечения в рамках СНГ, исследования по отдельным направлениям правового сотрудничества имеют фрагментарный характер.

В настоящем исследовании проведен анализ существующих международно-правовых актов, принятых государствами-участниками Содружества и межгосударственными органами в целях согласованного правового регулирования труда и социального обеспечения, на основе поиска системных взаимосвязей между

различными инструментами правового сотрудничества, сравнения концептуальных положений международно-правового сотрудничества в рамках СНГ с международно-правовыми актами универсального и регионального характера, исследования современного процесса реализации различных форм правового сотрудничества государств-участников СНГ в области труда и социального обеспечения в законодательстве Российской Федерации для установления перспектив дальнейшего взаимодействия государств-участников Содружества в области трудовой миграции, охраны труда и социального обеспечения.

Результатом разработки темы диссертационного исследования являются следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения имеет комплексную правовую основу, включающую как традиционные правовые формы международного сотрудничества - соглашения многостороннего и двустороннего характера, заключаемые на межправительственном уровне, так и оригинальные формы, в частности, акты региональной гармонизации - рекомендательные законодательные акты, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, а также акты, принимаемые в рамках локальных интеграционных объединений - Сообщества (Союза) России и Беларуси. Кроме того, на область труда и социального обеспечения оказывают воздействие решения Экономического Суда СНГ, содержащие толкование отдельных норм в социальной сфере. Исследование показало, что указанные средства правового сотрудничества соответствуют международно-правовым стандартам в области труда и социального обеспечения, выступая органической частью общего механизма международно-правового регулирования труда.

2. В условиях существования многообразия форм международно-правового сотрудничества в области труда и социального обеспечения на пространстве СНГ, представляется целесообразным и практически значимым установить четкую и непротиворечивую систему связей и согласований между действующими международно-правовыми документами. Рассмотрение правовых актов, принимаемых в рамках СНГ, в качестве региональной подсистемы международного трудового права позволяет распространять на них особые правила разрешения конфликтов между различными международно-правовыми источниками, одним из которых является

правило приоритета международно-правовой нормы, устанавливающее более благоприятные условия для трудящихся.

 

Согласование между различными правовыми формами сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств должно, на наш взгляд, происходить путем определения значения и места соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений, с одной стороны, и модельных актов межпарламентского сотрудничества, с другой.

3. Проведенное исследование показало, что международно-правовое сотрудничество в области труда и социального обеспечения в рамках Содружества пока не обеспечено эффективной системой контроля за выполнением заключенных соглашений и решений, принятых органами СНГ и других межгосударственных объединений. Такое сотрудничество предполагает ограниченное осуществление согласованной политики через общие институты Содружества. Механизм контроля реализуется путем взаимодействия административных национальных служб в области труда и социального обеспечения, а также иных служб и институтов государств в рамках специальных направлений сотрудничества.

В работе предлагается повысить роль межгосударственных органов в сфере контроля за выполнением государствами их обязательств по многосторонним соглашениям. Такими органами могли бы стать Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите граждан государств-участников СНГ, Международный экономический комитет Экономического Союза, а также Интеграционные комитеты, образованные в рамках Союза Беларуси и России и в рамках Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Кроме того, было бы целесообразным распространить компетенцию Экономического Суда СНГ на категорию споров, связанных с нарушением государствами своих обязательств в социально-трудовой сфере.

4. Необходимо уточнить содержание понятия "трудящийся-мигрант", используемого в межправительственных соглашениях государств-участников СНГ и в рекомендательных законодательных актах Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, учитывая практическое значение его единообразного понимания в законодательствах государств-участников СНГ. На основе имеющегося в международном праве опыта установления объема понятия, в работе дается следующее уточненное определение понятия "трудящийся-мигрант":

 

трудящимися-мигрантами признаются граждане государств-участников настоящего соглашения, имеющие постоянное место жительства на территории одного из этих государств, которые на законном основании временно занимаются оплачиваемой деятельностью на территории другого государства-участника, исключая государство своего гражданства.

Понятие "трудящийся-мигрант" включает в себя также такие категории трудящихся, как приграничные трудящиеся, сезонные трудящиеся, трудящиеся, выполняющие работу по реализации межгосударственных проектов. Негативный перечень должен включать, помимо перечисленных в ст. 2 Соглашения о трудовой миграции категорий, лиц, нанятых в рабочие органы межгосударственных объединений, сформированные в рамках СНГ, интеграционного объединения России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, Союза Беларуси и России.

Автором предлагается ввести в законодательство государств-участников СНГ, включая российское законодательство, специальное регулирование в отношении лиц, подпадающих под вышеуказанное понятие.

5. Анализ многочисленных документов международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества показал, что общее для большинства государств-участников СНГ международно-правовое регулирование трудовой миграции на современном этапе реально направлено на максимальную защиту национальных трудовых рынков и исходит из приоритетного права национальных трудящихся на занятие рабочих мест, что согласуется с мерами, принимаемыми на государственном уровне в Российской Федерации и ее субъектах. Условия же договоров, учреждающих межгосударственные интеграционные объединения в рамках СНГ, о формировании общего рынка труда и свободного перемещения рабочей силы, на наш взгляд, имеют характер долгосрочной цели, достижение которой возможно в перспективе развития интегративных связей в рамках СНГ;

6. В отличие от правового регулирования безопасности и гигиены труда в Европейском Сообществе и в рамках МОТ по отраслевому признаку, международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в области охраны труда ориентировано на установление гарантий для граждан, работающих на территории государств-участников СНГ, при расследовании несчастных случаев на производстве и при возмещении вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья путем введения дополнительного к национальному законодательству порядка обеспечения прав граждан в указанных выше случаях;

7. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области социального обеспечения основывается на принципах, присущих как универсальному международно-правовому сотрудничеству в области социального обеспечения, так и на принципах двустороннего сотрудничества СССР со странами Восточной Европы, имея тенденцию к их комбинированному применению в сочетаниях, которые диктуются особенностями экономических отношений между государствами, входящими в Содружество.

 

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При написании настоящего исследования диссертантом:

- рассматривались положения учредительных документов Содружества Независимых Государств (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению от 21 декабря 1991 г. вместе с Алма-атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. и Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.), документов, устанавливающих иные институциональные формы сотрудничества и интеграции и др.;

- анализировались нормы многосторонних и двусторонних соглашений государств-участников СНГ в области трудовой миграции, охраны труда, пенсионного обеспечения, подвергались анализу Решение Высшего Совета Сообщества России и Беларуси №4 от 22 июня 1996 г., решения Экономического Суда СНГ № С-1/14-96 от 11 сентября 1996 года по даче толкования понятий "беженец", "мигрант", "вынужденный переселенец", № С-1/2-96 от 26 января 1996 года по толкованию ст. 6 Соглашения о взаимном признании прав на возмещении вреда и др.;

- исследовались положения модельных (рекомендательных) законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;

- подвергались рассмотрению основные универсальные и региональные международные соглашения о правах человека (Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Хартия основных социальных прав трудящихся принятая Европейским Советом глав государств и правительств 9 декабря 1989 года, Европейская социальная хартия в редакции от 3 мая 1996 года и др.); в области трудовой миграции (Международная конвенция о защите прав всех

трудящихся - мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г., Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) от 1 июля 1949 г., Конвенция МОТ № 1430 злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения от 24 июня 1975 г., Регламент Совета Европейских Сообществ № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения трудящихся внутри Сообщества, Европейская конвенция о правовом положении трудящегося-мигранта от 24 ноября 1977 г. и др.); s области социального обеспечения (Конвенция Международной организации труда N 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения от 28 июня 1962 г., Конвенция № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения от 21 июня 1982 г. и др.);

- анализировались акты российского законодательства и отдельных субъектов Российской Федерации в области привлечения и использования иностранной рабочей силы, в области охраны труда и пенсионного обеспечения;

- изучались труды отечественных и зарубежных исследователей-правоведов, относящихся к проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования.

В процессе работы над диссертацией использовались библиографические и справочные материалы, а также результаты, полученные при прохождении научных стажировок в рамках программы ТЕМПУС ТАСИС в Левенском католическом университете (Бельгия), а также в рамках межуниверситетского обмена - в университете г. Фрибурга (Швейцария).

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили общие принципы и категории диалектики, логический метод, метод сравнительного правоведения, метод системно-структурного анализа, а также формально-юридический метод.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предложения и выводы, сформулированные по результатам проведенного диссертационного исследования, а также сам материал настоящей работы могут быть использованы:

• при осуществлении законотворческой деятельности по совершенствованию порядка международно-правового сотрудничества со стороны Российской Федерации в области трудовой миграции, охраны труда и социального обеспечения и по установлению законодательных положений, отвечающих принятым Российской Федерацией международным обязательствам;

• в деятельности правоприменительных органов Российской Федерации при реализации задач международного сотрудничества в конкретных правоотношениях с участием граждан государств-участников СНГ или граждан Российской Федерации, выезжающих в государства-участники СНГ;

• в учебном процессе в общих курсах международного права (публичного и частного), трудового права и права социального обеспечения, в специальных курсах международного трудового права, права международных передвижений (миграции) физических лиц.

 

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение: в опубликованных научных работах;

в выступлениях на международных и всероссийских конференциях и методологических семинарах, среди которых:

1. Всероссийская научно-практическая конференция "Правовая реформа в России: проблемы теории и практики" - Екатеринбург, 18-19 апреля 1996 г.;

2. Методологический университет "Арго-97", организованный Московским общественным научным фордом - секция международного частного права - Санкт-Петербург, 27 января - 7 февраля 1997 г.;

3. Международная конференция "Распространение знаний о международном гуманитарном праве" - Казань, 15-16 мая 1997 г.

4. Итоговая научная конференция Казанского государственного университета. Секция: "Международные стандарты прав человека и их реализация в Российской Федерации и Республики Татарстан" - Казань, 6 февраля 1998 г.

5. Международная научно-практическая конференция "Россия накануне XXI века: суверенитет - федерализм - экономическая безопасность". Секция: "Правовые факторы экономической безопасности" - Казань, 26-27 марта 1998 г.

• в процессе ведения лекционных и семинарских занятий по курсам "Международное публичное право" и "Международное частное право" на юридическом факультете Казанского государственного университета.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры государственного и международного права Казанского государственного университета.

ГРАНИЦЫ И СИСТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ. При определении границ исследования мы опирались на точку зрения видного исследователя в области международного трудового права Н. Валтикоса, который отмечал, что "одним из оснований международно-правового регулирования труда является необходимость ведения общей социальной политики и подробного технического регулирования в таких областях как социальное обеспечение, передвижение трудящихся (трудовой миграции) и охрана труда (безопасности и гигиены)"'. Система настоящего исследования предполагает анализ основных областей сотрудничества, таких как трудовая миграция, охрана труда и социальное обеспечение, в рамках двух разделов, один из которых полностью посвящен сотрудничеству государств-участников СНГ в области трудовой миграции, второй объединяет в себе исследования регионального механизма международно-правового регулирования охраны труда и пенсионного обеспечения, которые рассматриваются в качестве составляющих международно-правового регулирования труда на региональном уровне Содружества Независимых Государств.

 

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, двух разделов, имеющих внутреннее деление на главы, заключения, библиографического указателя нормативно-правовых источников и списка использованной литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень разработанности проблем исследования, определяются цель, задачи, предмет исследования, указываются источники и методология исследования, отмечается его научная новизна и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые автором на защиту. Кроме того, во введении фиксируются границы и система исследования. Для более четкого определения системы диссертационного исследования во введении дан краткий анализ концепций относительно правовой природы международного трудового права. Для целей настоящего исследования региональный комплекс норм, выработанный в рамках Содружества Независимых

cm.: Valticos N. Droit international du travail. - Paris: Dalioz, 1983. -P. 115.

 

Государств, рассматривается как региональная подсистема международного трудового права.

Первый раздел - "Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции" - посвящен исследованию международно-правового регулирования трудовой миграции, определению причин и предпосылок сотрудничества государств-участников СНГ, анализу совокупности источников права СНГ в этой области в системе их взаимосвязей и коллизий; определению объема и приоритетов правового регулирования в рамках СНГ в области трудовой миграции, установлению субъектной сферы международно-правового сотрудничества в рамках Содружества, сравнению отдельных аспектов сотрудничества с имеющимся в международном трудовом праве опытом правового регулирования трудовой миграции, а также анализу основных направлений регионального сотрудничества в области привлечения и использовании иностранной рабочей силы и установлению соотношения правового сотрудничества в рамках СНГ по вопросам трудовой миграции и законодательства Российской Федерации, включая правовые акты субъектов федерации в области привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В главе первой "Общая характеристика международно-правового регулирования вопросов трудовой миграции в рамках СНГ" дается анализ предпосылок и оснований сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области трудовой миграции, рассматриваются основные формы международно-правового сотрудничества государств.

Международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в области трудовой миграции имеет два основания существования. С одной стороны, распад социалистической системы и переход на рыночные принципы размещения трудовых ресурсов вызвал в государствах Содружества необходимость формирования национальных рынков труда. Этот процесс еще не завершен и связывается с общими социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в этих государствах. Законодательные мероприятия, предпринимаемые в государствах, в значительной степени направлены на защиту национальных трудящихся в условиях быстрого роста безработицы.

Привлечение иностранных трудящихся, в том числе из стран СНГ, в этой ситуации ставится под условие государственного контроля и введения разрешительной системы. Пример такой государственной политики дает Российская Федерация, одним из условий быстрого становления рынка труда, для которой называют разумное привлечение иностранной рабочей силы, при этом сводя к минимуму возможность нелегальной трудовой деятельности граждан СНГ на ее территории.

 

С другой стороны, уставные документы Содружества и других межгосударственных объединений фиксируют в качестве основы сотрудничества формирование общего экономического пространства на основе свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Общий рынок труда, идея которого заложена, в частности, в Договоре об Экономическом Союзе, объективно предполагает создание условий для беспрепятственного передвижения трудящихся по всей территории Содружества и равенство при занятии вакантных рабочих мест.

Указанные выше основания влекут за собой формирование противоположных по своему характеру правовых механизмов. Выявление реально существующего механизма международно-правового сотрудничества в области трудовой миграции в рамках Содружества Независимых Государств проведено, прежде всего, через анализ источников правового регулирования посредством их первичной классификации.

Основным правовым инструментом международного сотрудничества в области трудовой миграции служит межправительственное Соглашение государств-участников СНГ о трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., которое, в отличие от Договора об Экономическом Союзе, предполагает приоритетный характер национальных рынков труда. В работе рассматривается статус источников международно-правового регулирования и их правовое значение, проводится группировка многосторонних и двусторонних соглашений по основным областям сотрудничества, .зафиксированным в многостороннем Соглашении о трудовой миграции. Кроме того, дается оценка рекомендательным законодательным актам Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и уточняется их место в региональной правовой системе. Делается вывод, что модельные законодательные акты не могут отождествляться ни с нормативно-правовыми актами внутреннего законодательства государств, ни с международно-правовыми документами, а имеют характер актов региональной гармонизации, принимаемых на уровне межгосударственных объединений.

Исследование форм международно-правового сотрудничества государств-участников СНГ позволило прийти к заключению о формировании в рамках СНГ комплексной системы источников правового регулирования трудовой миграции, включающей многосторонние и двусторонние соглашения государств-участников СНГ, акты органов Содружества и иных интеграционных объединений в рамках СНГ, в том числе рекомендательные модельные законы межпарламентских учреждений.

Во второй главе "Субъекты трудовой миграции, в отношении которых осуществляется сотрудничество государств-участников СНГ" разбираются особенности субъектной сферы международно-правового сотрудничества в области трудовой миграции, анализируются элементы, составляющие понятие "трудящийся-мигрант".

Вопрос об определении объема понятия "трудящийся-мигрант" в рамках международно-правового регулирования труда является далеко не праздным, и дискуссии об использовании самого этого термина, о включении в этот термин отдельных категорий лиц не закончились до сих пор. Взяв за основу определение понятия "трудящийся-мигрант", содержащееся в Соглашении о трудовой миграции и используя имеющийся в международном праве опыт закрепления понятия "трудящийся-мигрант", мы провели сравнительно-правовой анализ входящих в это понятие элементов.

Сравнивая понятие "трудящийся-мигрант", данное в Соглашении государств-участников СНГ и иных региональных и двусторонних международных актах, с аналогичными понятиями, закрепленными в Международной конвенции ООН "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" от 18 декабря 1990 г., конвенциях Международной Организации Труда №97 и 143, Европейской конвенции "О правовом статусе трудящегося-мигранта", принятой в рамках Совета Европы 24 ноября 1977 года, регламенте Совета Европейских Сообществ 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободе передвижения трудящихся внутри Сообщества, мы пришли к выводу, что критерий постоянного проживания лица в государстве выезда, используемый в Соглашении государств-участников СНГ, нуждается в конкретизации.

В этой связи при внесении уточнений и дополнений в международно-правовые соглашения государств-членов Содружества Независимых Государств нужно исходить из двух основных посылок:

I. Если следовать установлениям международно-правовых соглашений в области защиты прав человека, что следует из преамбулы Соглашения о трудовой миграции, то необходимо распространять его действие на всех лиц, включая граждан третьих государств и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории одного государства-участника и занимаются на законных основаниях оплачиваемой деятельностью в государстве трудоустройства, то есть сохранить критерий постоянного проживания. Для того чтобы предотвратить возникновение вышеизложенных коллизий можно использовать формулу, содержащуюся в ст.2 Конвенции ООН 1990 года, об отсутствии у лица гражданства государства трудоустройства.

2. При условии, что основной целью правового регулирования трудовой миграции выступает обеспечение эффективного функционирования общего рынка труда в рамках общего экономического пространства Содружества Независимых Государств, а именно эта цель составляет правовое основание всей социальной политики в рамках реализации положений Договора об Экономическом Союзе, то наиболее приемлемым будет являться критерий гражданства, заложенный в праве Европейских Сообществ.

Исследуя критерий занятия на законных основаниях оплачиваемой деятельностью на территории государства трудоустройства, автор делает вывод о том, что в отличии от международно-правового регулирования на универсальном уровне региональное сотрудничество в рамках СНГ не предполагает распространения правового статуса трудящихся-мигрантов на лиц, не имеющих законных оснований для пребывания или для занятия оплачиваемой деятельностью.

Далее в работе сравнивается объем понятия "трудящийся-мигрант" по категориям лиц, включаемых или выводимых за пределы данного понятия в зависимости от характера и рода их трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Анализируется новейшее конвенционное регулирование, закрепленное в Конвенции ООН 1990 года, установившее максимально широкий круг категорий трудящихся, составляющих обобщенное понятие "трудящийся-мигрант", а также традиционное установление в международных соглашениях категорий лиц, не включаемых в указанное понятие. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов предусматривает общепринятый в международном трудовом праве прием негативного перечисления, однако, не исключает из сферы своего действия пограничных и сезонных трудящихся, моряков, работников, командированных для выполнения определенного задания, тем самым исходя из широкого понимания понятия "трудящийся-мигрант".

Проведенный в главе второй анализ многостороннего и двусторонних соглашений, а также модельного акта Межпарламентской Ассамблеи показал, что в праве СНГ не содержится единообразного определения понятия "трудящийся-мигрант". Наиболее полным по своему содержанию является понятие, данное в многостороннем Соглашении о трудовой миграции, хотя его определение вырабатывалось в конкретно-исторических условиях и не лишено коллизионных моментов, которые необходимо свести к минимуму. Автором исследования предложено уточненное определение понятия "трудящийся-мигрант", отражающее на наш взгляд основные тенденции правового регулирования на уровне регионального объединения государств-участников Содружества.

В главе третьей "Направления сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой миграции" представлен анализ международно-правового регулирования трудовой миграции граждан государств-участников Содружества Независимых Государств, а также рассмотрено отражение механизма регионального сотрудничества в области трудовой миграции в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.

Процесс трудовой миграции включает в себя несколько последовательных стадий, которые находят правовое оформление в национальных правовых системах государства выезда и государства трудоустройства. Международные соглашения в рамках ООН, Международной организации труда, Совета Европы содержат правовые установления, оказывающие воздействие на весь процесс трудовой миграции и определяют соответствующие обязательства государств в сфере обеспечения прав трудящихся-мигрантов.

Соглашение о трудовой миграции, исходя, в целом, из приверженности основополагающим документам ООН в области прав человека и принципам, выработанным в рамках Международной организации труда, имеет собственную структуру.

Соглашение о трудовой миграции имеет как бы свою "корневую систему", посредством комплекса бланкетных норм отсылая к другим международно-правовым актам либо к национальному законодательству, тем самым, обеспечивая широкое применение коллизионного метода регулирования. Некоторые стадии процесса трудовой миграции, составляющие важную часть международно-правового регулирования, не получили должного отражения в актах СНГ и двусторонних соглашениях, причем даже посредством коллизионных норм. Соглашение о трудовой миграции, а также двусторонние соглашения Российской Федерации обращены в своем регулирующем воздействии только на принимающую сторону, то есть на государство трудоустройства.

При исследовании основных направлений сотрудничества в области трудовой миграции в рамках СНГ мы исходили из сложившихся в международном праве стадий международной трудовой миграции, имеющих место как на территории государства выезда, так и на территории государства трудоустройства, подробно анализируя те из них, что нашли свое отражение в региональном (СНГ и Союз Беларуси и России) правовом регулировании

 

В первом параграфе освещается сотрудничество государств-участников СНГ по созданию условий для трудовой миграции граждан государств, входящих в Содружество. Важнейшие составляющие процесса миграции на первой его стадии, имеющие место на территории государства выезда, в частности, подготовка трудящегося-мигранта к выезду, деятельность государственных и частных бюро по занятости, предоставление информации о государстве трудоустройства, об условиях трудовой деятельности и о других вопросах, реализация возможных форм посредничества в трудовом найме крайне скудно отражены в актах СНГ, ограничиваясь декларированием необходимости принятия мер по предотвращению трудоустройства трудящихся-мигрантов посредниками, не имеющими соответствующих разрешений компетентных органов государства выезда на осуществление такой деятельности, а также рекомендацией о создании государствами национальных служб по делам трудящихся-мигрантов. Очевидно, что в данном случае речь идет о пробельности в региональном правовом регулировании.

Анализируя вторую стадию процесса миграции, связанную с определением государствами порядка допуска на свою территорию иностранных трудящихся, мы останавливаемся на исследовании актов особого интеграционного объединения -Союза Беларуси и России, отменяющих особый разрешительный порядок допуска иностранных трудящихся, установленный в соглашениях государств-участников СНГ. Подвергается изучению правовая природа акта Союза - решения Высшего Совета Союза Беларуси и России, в том числе оценка возможности его прямого действия в российской правовой системе. Констатируется, что правоприменительны-ми органами Российской Федерации, в частности, Федеральной миграционной службой решение органа интеграционного объединения не признается в качестве правового основания отступления от установленного в российском законодательстве порядка. В работе предложено рассматривать самостоятельное значение решения Высшего Совета в зависимости от согласования процесса правового закрепления интеграции на межгосударственном уровне с правовыми системами государств.

В работе подробно рассматривается порядок привлечения иностранной рабочей силы из стран Содружества в Российской федерации с целью установления связи национального законодательства и международно-правового сотрудничества в этой области. В качестве принципов привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации выступают:

•обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;

•обеспечения равных условий труда и его оплаты для иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;

•предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

В ходе рассмотрения российского порядка привлечения иностранной рабочей силы выявлен ряд противоречий, связанных с участием в его реализации органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. В работе приводятся примеры конкретизации порядка привлечения иностранных трудящихся в двух субъектах: городе Москве и Республике Татарстан, б результате анализа автор приходит к выводу, что установленный федеральным законодательством порядок нуждается в изменении в сторону упрощения процедуры допуска на территорию России трудящихся из стран СНГ путем расширения прав территориальных органов Федеральной миграционной службы России и компетентных органов субъектов Российской Федерации.

Далее раскрывается содержание режима безвизового передвижения граждан государств-участников Содружества, закрепленного в учредительных документах СНГ, в Договоре об Экономическом Союзе. Отмечается, что содержание свободы перемещения граждан в праве СНГ является более широким, чем правомочие покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, закрепленное в универсальном международном праве. Это положение подтверждено в ст.22 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., и предусматривает, по общему правилу, свободу въезда в любое государство, участвующее в Соглашении о безвизовом передвижении.

 

Второй параграф посвящен следующему направлению сотрудничества, связанному с оформлением трудовых отношений и осуществлением трудовой деятельности трудящегося-мигранта на территории государства трудоустройства. Здесь поднимается вопрос о расширении сферы международно-праеового регулирования трудовой миграции на уровне СНГ за счет включения в эту сферу трудовой миграции, осуществляемой не только на основе трудового договора, заключенного непосредственно с работодателем государства въезда, но и на основе иных правовых форм регулирования занятости, включая участие посредников в оформлении трудовых отношений. Отдельные примеры признания иных форм осуществления трудовой деятельности встречаются в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов от 28 марта 1996 г., а также в рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ", одобренном Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 13 мая 1995 г.

Исследуя требования к заключаемому с трудящимся-мигрантом трудовому договору, содержащиеся в международных соглашениях, автор подробно исследует актуальную проблему разрешения конфликтов, возникающих между международными соглашениями разного уровня. Это диктуется тем, что ряд положений многосторонних и двусторонних соглашений в области трудовой миграции, заключенных в рамках СНГ, содержат взаимные противоречия, требующие разрешения.

Анализируя возможные способы разрешения конфликтов, диссертант исходит из концепции современного международного права, согласно которой юридическая согласованность системы принципов и норм международных отношений представляет собой ведущую тенденцию современного международного права. Вместе с тем следует признать обоснованным тезис, что "... всякая правовая система не может абсолютно исключить возможности некоторых противоречий, несогласованности норм внутри этой системы "°

Диссертант рассматривает международно-правовое регулирование трудовой миграции в рамках СНГ в качестве регионального элемента международного

Мингазов Л,X. Эффективность норм международного права. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - С.92.

 

 

трудового права. Поэтому, оценивая природу и характер конфликта между нормами, содержащимися в соглашениях, заключенных в рамках СНГ, автор считает возможным применить правило разрешения конфликтов, закрепленное в п. 8 cm. 19 Устава Международной Организации Труда и получившее общее признание, согласно которому в случае возникновения конфликта предпочтение должно отдаваться норме, наиболее выгодной для трудящегося.

Анализ степени восприятия норм международных соглашений в национальном законодательстве Российской Федерации применительно к порядку оформления трудовых отношений и осуществлению трудовой деятельности приводит автора к выводу о несоответствии российских правовых норм международным обязательствам России, что, однако, является в значительной степени результатом недостаточной юридико-технической проработки правил, включаемых в тексты международных соглашений.

 

В третьем параграфе раскрывается международно-правовое содержание принципа равенства возможностей и обращения по отношению к трудящимся-мигрантам в Содружестве Независимых Государств. Исследование показало, что Соглашение о трудовой миграции не в полной мере восприняло имеющийся опыт международно-правового регулирования и принцип равенства возможностей и обращения в нем закреплен лишь применительно к отдельным условиям занятости. Закрепление принципа равенства обращения для трудящихся-мигрантов на просторах Содружества, в наибольшей степени отвечающее международно-правовым стандартам, по нашему мнению, нашло свое отражение в документах, принятых в рамках Союза Беларуси и России.

 

В последнем параграфе главы третьей анализируется проблема международных гарантий соблюдения социальных прав трудящихся-мигрантов. Разбираются отдельные права трудящихся-мигрантов, характеризующие особенность правового статуса этой категории лиц, выявляются основные принципы сотрудничества государств-участников СНГ. Так, налогообложение трудовых доходов трудящихся-мигрантов должно осуществляться на двух основных принципах:

1. Налогообложение трудовых доходов осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством государства трудоустройства;

2. Не допускается двойное налогообложение заработанных работниками средств.

Автором рассматриваются способы обеспечения права трудящихся-мигрантов на перевод в государство выезда заработанных средств, права трудящихся-мигрантов и членов их семей на ввоз и вывоз личного имущества, установленные в двусторонних соглашениях Российской Федерации.

На основе анализа раздела первого делается общий вывод о том, что международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в области трудовой миграции на современном этапе развития межгосударственных отношений реально направлено на максимальную защиту национальных трудовых рынков и исходит из приоритетного права национальных трудящихся на занятие рабочих мест, что согласуется с мерами, принимаемыми на национальном уровне в Российской Федерации.

Что же касается общих актов, определяющих институциональные основы Содружества и различные формы интеграции, провозглашающих в качестве ближайшей цели создание единого экономического пространства и общего рынка труда при свободном перемещении рабочей силы, то их положения, несомненно, будут восприняты в будущем сотрудничестве государств, однако для этого сотрудничество должно быть подкреплено соответствующими экономическими предпосылками.

Раздел второй "Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области охраны труда и социального обеспечения" состоит из двух глав, имеющих сквозную нумерацию.

В четвертой главе диссертационного исследования, - "Международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в сфере охраны труда. Общие и специальные вопросы", - раскрываются основные формы международно-правового сотрудничества государств по установлению согласованной политики в области гигиены и безопасности труда, анализируются важнейшие направления сотрудничества. При этом автор обращает особое внимание на необходимость надлежащего отражения и закрепления результатов сотрудничества в российском законодательстве.

 

В параграфе первом исследованы основные формы международно-правового сотрудничества, среди которых наибольше практическое значение имеют многосторонние межправительственные соглашения, группирующиеся вокруг Соглашения о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного 9 декабря 1994 г.

Давая оценку многостороннему сотрудничеству государств-участников СНГ в сфере охраны труда, автор подчеркивает, что важную роль в организации этого сотрудничества играет Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренная Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств от 29 октября 1994 г., поскольку фактически она выполняет в рамках СНГ ту же роль, что и Европейская социальная хартия Совета Европы от 18 октября 1961 г. или Хартия Европейских Сообществ об основных социальных правах трудящихся от 30 мая 1989 г., дополняя конвенционные акты о правах человека. Именно в этом акте, рекомендательном по своей сути, сформулированы основные принципы межгосударственного сотрудничества и скоординированной политики в области охраны труда.

Исследование данной проблемы позволило автору сделать общий вывод о том, что международно-правовое регулирование охраны труда в рамках Содружества направлено, прежде всего, на определение общих принципов согласованной политики государств, установление единых стандартов и требований по охране труда, осуществление согласованной деятельности в рамках определенных направлений при комбинированном использовании коллизионного и материально-правового методов регулирования. Этим оно отличается от международно-правового регулирования вопросов безопасности и гигиены труда, осуществляемого в рамках Международной Организации Труда, которое направлено на определение национальной политики каждого государства в отдельности.

В параграфе втором подробно изучены особенности сотрудничества государств-участников Содружества в области охраны труда. Так, сотрудничество государств по установлению межгосударственных стандартов осуществляется посредством определения правовых источников, в которых содержатся согласованные нормы и требования по охране труда. Такими источниками выступают межгосударственные стандарты, которые рассматриваются автором в качестве международно-правовых технических норм.

Порядок, установленный в Соглашении о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания от 9 декабря 1994 г. для расследования несчастных случаев на производстве, предполагает применение преимущественно коллизионного метода регулирования. Указанный порядок распространяется лишь на работников, временно находящихся на территории другого государства-участника в командировке. Диссертант предлагает расширить субъектную сферу действия Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, включив в нее все категории трудящихся, осуществляющих трудовую деятельность за пределами государства своего постоянного проживания, не утрачивая при этом правовой связи с работодателем государства выезда.

Анализируя международно-правовой механизм взаимного признания прав на возмещение вреда в Содружестве Независимых Государств, автор подчеркивает важность сохранения правопреемства по обязательствам предприятий, учреждений и организаций бывшего СССР для обеспечения прав на возмещение вреда лицам, получившим трудовое увечье или иное повреждение здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Современное международно-правовое регулирование отношений, связанных с возмещением вреда, осуществляется с помощью как коллизионного, так и материально-правового метода. Автор обращает внимание на тот факт, что в отдельных случаях можно говорить о распространении на отношения по возмещению вреда теории о влиянии права обычного места работы на трудовые отношения.

В диссертационном исследовании также рассматривается и складывающаяся практика межгосударственного судебного органа Содружества - Экономического Суда СНГ по толкованию отдельных положений соглашений в социальной сфере.

В главе пятой "Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области социального обеспечения" рассматриваются особенности регионального уровня правового регулирования социального обеспечения, осуществляемого в рамках СНГ путем сравнения с универсальным международно-правовым регулированием, содержащимся в конвенциях МОТ, и принципами двустороннего сотрудничества бывшего СССР с зарубежными странами.

Автор выделяет специфические черты сотрудничества государств-участников СНГ в области социального обеспечения, имея в виду, что с момента образования Содружества Независимых Государств приоритет в правовом регулировании был отдан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудничества позднее:

• особенностью, отличающей указанное сотрудничество, является то, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях,

определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, на основании ст. 6 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, где закреплена обязанность проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;

•для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специализация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пенсионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, связанный с их профессиональной деятельностью,

•общие акты, устанавливающие организационные и институциональные основы сотрудничества государств в рамках Содружества Независимых Государств не сразу закрепили принципы осуществления согласованной политики в области социального обеспечения;

В рассматриваемой главе подробно анализируются соглашения Российской Федерации с Украиной, Казахстаном, Молдовой по вопросам пенсионного обеспечения, дается краткий анализ сотрудничества в области пенсионного обеспечения и государственного страхования военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

Диссертантом сделан вывод о том, что многостороннее и двусторонние соглашения в рамках СНГ допускают, хотя и в ограниченных пределах, использование системы сохранения приобретенных прав, создавая прецедент в международно-правовом сотрудничестве для многих государств-участников СНГ, в том числе для Российской Федерации. Этот прецедент реализуется путем совмещения принципа реальной выплаты пенсий на основании концепции сохранения приобретенных прав и принципа отсутствия взаимных расчетов между государствами (характерного для двусторонних соглашений, заключенных Советским Союзом).

Делается общий вывод, что международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств основывается на принципах, присущих как универсальному международно-правовому регулированию социального обеспечения, так и двустороннему сотрудничеству СССР со странами Восточной Европы, при этом отмечена тенденция к их комбинированному применению в сочетаниях, которые диктуются особенностями экономических отношений между государствами.

командировке. Диссертант предлагает расширить субъектную сферу действия Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, включив в нее все категории трудящихся, осуществляющих трудовую деятельность за пределами государства своего постоянного проживания, не утрачивая при этом правовой связи с работодателем государства выезда.

Анализируя международно-правовой механизм взаимного признания прав на возмещение вреда в Содружестве Независимых Государств, автор подчеркивает важность сохранения правопреемства по обязательствам предприятий, учреждений и организаций бывшего СССР для обеспечения прав на возмещение вреда лицам, получившим трудовое увечье или иное повреждение здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей. Современное международно-правовое регулирование отношений, связанных с возмещением вреда, осуществляется с помощью как коллизионного, так и материально-правового метода. Автор обращает внимание на тот факт, что в отдельных случаях можно говорить о распространении на отношения по возмещению вреда теории о влиянии права обычного места работы на трудовые отношения.

В диссертационном исследовании также рассматривается и складывающаяся практика межгосударственного судебного органа Содружества - Экономического Суда СНГ по толкованию отдельных положений соглашений в социальной сфере.

В главе пятой "Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области социального обеспечения" рассматриваются особенности регионального уровня правового регулирования социального обеспечения, осуществляемого в рамках СНГ путем сравнения с универсальным международно-правовым регулированием, содержащимся в конвенциях МОТ, и принципами двустороннего сотрудничества бывшего СССР с зарубежными странами.

Автор выделяет специфические черты сотрудничества государств-участников СНГ в области социального обеспечения, имея в виду, что с момента образования Содружества Независимых Государств приоритет в правовом регулировании был отдан пенсионному обеспечению, другие же вопросы социального обеспечения стали предметом межгосударственного сотрудничества позднее:

• особенностью, отличающей указанное сотрудничество, является то, что оно получило свое оформление, прежде всего, в многосторонних соглашениях,

определяющих социальные и правовые гарантии, в частности, условия пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, на основании ст. 6 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, где закреплена обязанность проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей;

•для сотрудничества в области пенсионного обеспечения свойственна субъектная специализация: ряд многосторонних соглашений определяет гарантии пенсионных прав для лиц, имеющих особый трудо-правовой статус, связанный с их профессиональной деятельностью;

•общие акты, устанавливающие организационные и институциональные основы сотрудничества государств в рамках Содружества Независимых Государств не сразу закрепили принципы осуществления согласованной политики в области социального обеспечения;

В рассматриваемой главе подробно анализируются соглашения Российской Федерации с Украиной, Казахстаном, Молдовой по вопросам пенсионного обеспечения, дается краткий анализ сотрудничества в области пенсионного обеспечения и государственного страхования военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

Диссертантом сделан вывод о том, что многостороннее и двусторонние соглашения в рамках СНГ допускают, хотя и в ограниченных пределах, использование системы сохранения приобретенных прав, создавая прецедент в международно-правовом сотрудничестве для многих государств-участников СНГ, в том числе для Российской Федерации. Этот прецедент реализуется путем совмещения принципа реальной выплаты пенсий на основании концепции сохранения приобретенных прав и принципа отсутствия взаимных расчетов между государствами (характерного для двусторонних соглашений, заключенных Советским Союзом).

Делается общий вывод, что международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств основывается на принципах, присущих как универсальному международно-правовому регулированию социального обеспечения, так и двустороннему сотрудничеству СССР со странами Восточной Европы, при этом отмечена тенденция к их комбинированному применению в сочетаниях, которые диктуются особенностями экономических отношений между государствами.

 

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по вопросам, составляющим предмет диссертационного исследования, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение, обобщаются предложения, направленные на совершенствование международно-правового сотрудничества, а также действующего российского законодательства, включая законодательство субъектов Российской Федерации, показывается необходимость дальнейшей разработки поставленной проблемы.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы: 1. Правовое регулирование международных передвижений физических лиц и принцип свободы творчества // Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов / Отв. ред. М.И. Никитина. - Казань: АБАК, 1997. - С. 53-57.

2. Значение принципов международного гуманитарного права для правового регулирования международных перемещений трудящихся // Распространение знаний о международном гуманитарном праве. Материалы международной конференции (Казань, 15-16 мая 1997 г.) / Науч. ред. Л.Х. Мингазов. - Казань, 1997. - С. 77-83.

3. К вопросу об определении понятия "внешняя трудовая миграция" в российском праве // Российский юридический журнал. - 1997. -№ 4.-С. 15-23.

4, Регулирование трудовых отношений с иностранным элементом в Российской Федерации: определение общих подходов. Материалы круглого стола: "Приоритеты правовой политики в современной России" // Правоведение. - 1998. - №1. -С. 185-186.

5. Сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области правового регулирования труда и социальных отношений как гарантия региональной экономической безопасности // Тезисы международной научно-практической конференции "Россия накануне XXI века: суверенитет - федерализм - экономическая безопасность". - Казань: КФЭИ, 1998. (в печати).

6. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области охраны труда // Журнал международного частного права. - 1998. -№16, 17. (в печати).

7. Некоторые вопросы международно-правового регулирования охраны труда в рамках Содружества Независимых Государств. - Работа передана в печать Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.


Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении. Современное состояние. – М.: Проспект, 2011. – 832 с.
  2. Под редакцией К.Н. Гусова. Проблемы дифференции в правовом регулировании отношений в сфере труда и социалього обеспечения. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
  3. Р.Г. Скрынников. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета, 1985. – 328 с.
  4. Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева, К.А. Пшенко. Международное гуманитарное взаимодействие и Содружество Независимых Государств. В документах и материалах. – М.: Бельведер, 2005. – 256 с.
  5. И.Г. Пашковская. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств. – М.: Проспект, 2010. – 168 с.
  6. А.Г. Смирнова. Образ государства во внешней политике и международных отношениях. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 230 с.
  7. Гамс Эдуард Сергеевич. Скандинавский Опыт Формирования Библиотечных Фондов Методом Почтово-Посылочной Книжной Торговли И Его Возможное Использование В России// Шестая Международная Научная Конференция «Библиотечное Дело – 2001: Российские Библиотеки В Мировом Информационном И И. – М.: , 2001. – 3 с.
  8. Венера Колпашникова. Становление и развитие международного уголовного права. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 64 с.
  9. А.С. Строева. Международно-правовое признание Косово. – М.: Не указано, 2015. – 224 с.
  10. К.Л. Сазонова. Теоретико-концептуальное обоснование международно-правовой ответственности как отрасли военного права. – М.: Проспект, 2016. – 176 с.
  11. К.В. Крановский, С.Д. Князев. Правление права и правовое государство в соотношении знаков и значений. – М.: Проспект, 2016. – 208 с.
  12. Е.С. Смирнова. Гражданство Союзного государства Беларуси и России. История, политика, право. – М.: Граница, 2015. – 288 с.
  13. А.Н.Левушкин. Брачный договор в РФ, других государствах-участниках Содружества Независимых Государств и Балтии. – М.: , 2016. –  с.
  14. Значение Совета Европы для развития права и юридической практики государств-членов в сфере частных и публичных институтов на примере Российской Федерации. Преимущества и противоречия механизма правового взаимодействия Совета Европы и государств-членов. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.
  15. М.И. Акатнова, Е.Е. Коломоец, П.Е. Морозов, Г.В. Шония. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2017. – 416 с.
  16. Ян Юйли,Ли Лифань,И.Томберг,Сергей Лузянин,Сунь Юнсян,Л.Аристова,Чжан Цзяньжун,Давэй Пан,Н.Семенова. Потенциал и перспектива сотрудничества КНР и РФ в области традиционной и нетрадиционной энергии. – М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. – 254 с.
  17. Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного. – М.: Моркнига, 2018. – 134 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий
Финансы и кредит
Реферат
181 стр.
Особенности регулирования труда женщин, с семейными обязанностями
Трудовое право
Дипломный проект
76 стр.
Институт гражданства в России
Банковское и биржевое дело
Другое
93 стр.
Административно-правовое регулирование отношений в области охраны здоровья граждан
Основы сертификации и стандартизации
Другое
147 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ярослав, 03.06
Все сделано хорошо, готовимся к защите.