Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Финансовый контроль

Финансы и кредит

Российский новый Университет

Юридический факультет

Второе высшее образование

Предмет: Финансовое право

Тема: Финансовый контроль

Москва 2000 г.

Введение

Сфера финансов - мощно развивающийся сегмент рыночной экономики, существенно усиливший за последнее время своё влияние на происходящие в стране экономические и социальные перемены.

Особенность экономической ситуации в России такова, что значительная часть финансово-правовых институтов практически не может функционировать без правового обеспечения. При этом речь идёт не только о защите бюджетных интересов нации, но и об обеспечении интересов вкладчиков и акционеров, а также об охране законных интересов финансовых учреждений от посягательств лиц, мошеннически завладевающих кредитами или не желающих их возвращать , хотя бы и ценой ложного банкротства, от собственных бесчестных руководителей и учредителей, от необоснованного вторжения в их деятельность правоохранительных органов, от объединившихся в организованные группы вымогателей , наконец, от коррумпированных чиновников.

Тем более действенным инструментом в руках уполномоченных органов становится финансовый контроль, который является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот вид контроля должен осуществляться в строгом соответствии с установленными правовыми нормами специальными контрольными органами, созданными при государственных учреждениях , муниципальных образованиях, а также независимыми организациями - аудиторскими фирмами.

1. Задачи финансового контроля

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется, в первую очередь, соблюдение правопорядка, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства; он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности с учетом эффективного развития социально-экономической сферы в целом.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

А) проверка функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов;

Б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

В) проверка правильности использования предприятиями и организациями находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных, собственных, кредитных, внебюджетных средств и любых других материальных активов);

Г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

Д) выявление внутренних резервов;

Е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, т.е. четкое соблюдение установленных правил образования, распределения, использования денежных средств.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. Он также означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов.

В условиях перехода к рыночным отношениям усиливается значение повседневного контроля собственника.

2. Система контролирующих органов

За последние годы система контролирующих органов претерпела серьезные изменения: на основании ст.101-103 Конституции РФ создана Счетная палата РФ, которая наделена широчайшими полномочиями в области финансового контроля, кроме того, ее деятельность направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении государственных расходов, финансовой экспертизе проектов федеральных законов, исполнению федерального бюджета, а в рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга страны, контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы, органы местного самоуправления, финасово-кредитные учреждения, имеющие отношения к государственной собственности, любые организации, получающие средства из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов. Подобным способом, нос менее широким кругом полномочий функционируют новые органы финансового контроля: Госналогслужба, страховой надзор, органы федерального казначейства, существуют также независимые аудиторские организации. Проблемы, связанные с собиранием и расходованием финансовых ресурсов, обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю. К задачам Совета отнесены : формирование тактики и методологии государственного финансового контроля и его осуществление во всех сферах деятельности. Другая организация - Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет контроль и проверку исполнения поручений Президента, в том числе и их финансовую сторону. Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти

субъектов РФ и органы местного самоуправления. Финансовый контроль осуществляют и Полномочные представители Президента в регионах.

Органы исполнительной власти, в том числе и Правительство, администрации субъектов, также осуществляют финансовый контроль. Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый непосредственно финансовыми органами - Министерством финансов РФ и субъектов, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по валютному и экспертному контролю.

3. Виды финансового контроля.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим, последующим. Предварительный финансовый контроль относится, как правило, к документам, подлежащим утверждению - проектам бюджета, финансовым планам, кредитным заявкам и т.п. Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций, использования денежных средств, уплаты налогов и сборов.

Выделяется также обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится в силу требований законодательства, по решению компетентных органов, а инициативный контроль проводится по самостоятельному решению субъекта.

В зависимости от органов, проводящих контроль, можно выделить следующие его виды: представительных органов государственной власти, аппарата Президента, исполнительных органов, финансово-кредитных органов, ведомственный и внутрихозяйственный, общественный, аудиторский.

На основе Конституции РФ представительская власть осуществляет контроль над финансовой деятельностью исполнительной власти - Государственная Дума утверждает отчет об исполнении бюджета, предоставляемый Правительством.

Для этих же целей на основании постановления Правительства РФ в 1998 году создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. В его задачи входит контроль за исполнением бюджета и расходованием внебюджетных фондов, использованием федеральных средств. В задачи созданного с подобными же целями Контрольно-ревизионного управления Минфина России также входит последующий контроль за рациональностью использования федеральных средств. В области аудита КРУ осуществляют контроль за качеством проведения аудиторских проверок. Органы федерального казначейства наделены широкими правами по осуществлению проверок денежной и бухгалтерской документации в учреждениях и организациях.

Налоговые органы включают в себя Министерство по налогам и сборам, деятельность которого направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства. Налоговые проверки также уполномочены проводить органы налоговой полиции. Функции государственного страхового надзора, осуществляемые Департаментом страхового надзора, также ограничены особой сферой - страховой деятельностью.

Отличается особенностями контроль, осуществляемый Центральным банком РФ, так как распространяется на деятельность коммерческих банков.

Существует также ведомственный финансовый контроль - контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти. Такой контроль осуществляют структурные контрольно-ревизионные подразделения ведомств. К основным задачам такого контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, состоянием бухгалтерской работы и т.п.

Нельзя не упомянуть такую форму финансового контроля как внутрихозяйственный, осуществляемый непосредственно руководителями

предприятий на основе бухгалтерского учета.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанном на положении Конституции РФ, устанавливающем права граждан на участие в управлении делами государства и возможности ознакомления с документами, затрагивающими их права и свободы. Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы или общественные организации.

4. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности. Создание предприятий различных форм собственности потребовало решения об организации контроля за их финасово-хозяйственной деятельностью в целом, так как контроль компетентных государственных органов направлен главным образом на интересы государственной казны. В тоже время сами субъекты ( к ним относятся предприятия, организации, учреждения различных форм собственности, союзы, ассоциации, фонды, объединения, товарные и фондовые биржи, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность) заинтересованы в достоверности и качестве учета и отчетности . Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем без затрат из бюджетных фондов. Порядок проведения аудиторской проверки отрегулирован Указом Президента РФ "Об аудиторской деятельности в РФ".

Под аудитом обычно понимается независимая проверка бухгалтерской отчетности компании в интересах ее акционеров, учредителей, участников. Что касается внутреннего аудита, то он помогает оценить текущее положение, проанализировать деятельность различных подразделений, составить грамотный прогноз на будущее, осуществить сравнение фактических результатов с планом и выявить причины отклонений. Руководство должно быть уверено в том, что активы бизнеса защищены от потерь. Для этого в первую очередь производится контроль операций. Считается, что публикация отчетов аудиторов о деятельности компании имеет два преимущества. Знание того, что такой отчет должен быть подготовлен, должно заставить более эффективно действовать руководство, а отчет сам по себе должен быть полезным источником информации для оценки эффективности управления.

Что касается аудиторских услуг, то они осуществляются на платной основе в соответствии с заключенным договором на оказание экспертных, консультационных и иных услуг в сфере бухгалтерского учета и финансов.

Так как при переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью, каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. В соответствии с принятыми законами о деятельности предприятий различных форм собственности, о налогообложении и т.д., главная ответственность за организацию финансового контроля прежде всего возлагается на собственника. Его обязанность - следить за правильным ведением бухгалтерской и статистической отчётности, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве, вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия.

В таких сложных финансовых вопросах аудиторские службы могут оказать широчайший спектр профессиональных услуг, в т.ч. подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, в обязанности аудитора входит разработка конкретных предложений, направленных на устранение нарушений и недостатков.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждённые Указом Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", подвели юридическую правовую основу под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудита зарубежных стран.

От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности.

Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленными нормативными актами. Например, в Законе "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком России, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закон "Об иностранных инвестициях" предусматривает проверку аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Занятие аудиторской деятельностью происходит на основе специального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационного аттестата. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Согласно Указу Президента Российской Федерации все физические лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль любой деятельности в целом является одной из основных задач управления. Он помогает в случае необходимости пересмотреть ранее принятые планы, выявить ошибки и удачи в финансовой политике, проанализировать их причины.

Финансы называют жизненной силой бизнеса. Без них развитие всех остальных элементов сдерживается и прогресс замедляется. Бизнес вырастает из идеи, однако без финансов идее не суждено воплотиться в реальность. Поэтому управление финансами становится все более значимой задачей в современном управлении. При хорошей организации контроль над управлением финансами может стать наиболее эффективным инструментом в руках руководства. Для разработки информации, на основе которой можно сделать оценку деятельности организации, необходимо, чтобы поставленная задача выражалась в конкретных показателях. Для их корректировки целесообразно ежемесячно подводить итоги путем финансового контроля всех сфер деятельности. Оценки финансовых результатов очень полезны. При сравнении прогноза и фактических результатов важно отделить управляемые факторы от неуправляемых. Руководство должно регулярно размещать ресурсы для достижения прибыли, а поскольку такие действия всегда связаны с риском, нужно осуществлять тщательную оценку ожидаемых результатов любого финансового проекта до принятия решения и до того, как ресурсы будут безвозвратно использованы. Производственным руководителям, в свою очередь, требуется подробная финансовая информация на тактическом уровне. Общее руководство должно быть проинформировано о финансовых результатах деятельности всех служб с детализацией, достаточной для объективной оценки финансового вклада, сделанного каждой из них. Прибыль безусловно является важнейшим показателем успеха, однако сравнение можно считать полным только тогда, когда прибыль является лишь одним из элементов сравнения. Отчет с объяснением результатов, отличающихся от планируемых, необходим также с целью дальнейшего прогнозирования. Анализ должен быть достаточно полным, чтобы выявить прибыль от каждого проекта вместе с затратами, соответствующими каждому из них. Вкладом каждого конкретного решения в доход является общая выгода, которую оно приносит в течение эффективного действия связанных с ним затрат.

Используемая литература:

1. Гаухман Л.Д. Максимов С.В. "Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации"

М. 1995

2. Интернет, адрес: www.nns.ru - Национальная служба новостей.

3. Финансовый контроль - понятие и значение.

Финансовое планирование и контроль. Под ред. М.А.Поукока и А.Х. Тейлора.

Москва, ИНФРА-М, 1996 г.

4.Финансовое право. Под ред. Н.И.Химичева. Москва, Юрист, 1999 г.

5.Бизнес в России. Универсальный юридический справочник предпинимателя.

Москва, Юринформцентр, 1998 г.


Описание предмета: «Финансы и кредит»

Специальность «Финансы и кредит» дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.

Литература

  1. Д.А. Ендовицкий. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400 с.
  2. Н.Л. Маренков. Антикризисное управление. Контроль и риски коммерческих банков и фирм в России. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 360 с.
  3. Е.Н. Кондрат. Финансовая безопасность России в современном мире. Теоретико-методологические аспекты. – М.: Форум, 2010. – 176 с.
  4. Новое в региональном и муниципальном финансовом контроле. – М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2012. – 144 с.
  5. Е.В. Терехова. Негосударственный финансовый контроль. – М.: Издательство МГУ, 2006. – 152 с.
  6. Государственный финансовый контроль. – М.: Рид Групп, 2012. – 512 с.
  7. К.В. Сурков, А.В. Коровников, М.В. Краснов, Е.В. Новичихин. Комментарий к Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации". – М.: Финансовый контроль, 2002. – 264 с.
  8. К.В. Сурков, А.В. Коровников, Ю.Ф. Кваша, С.О. Шохин. Комментарий к Федеральному закону "О Счетной палате Российской Федерации". – М.: Финансовый контроль, 2002. – 264 с.
  9. Е.В. Овчарова. Финансовый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Зерцало-М, 2015. – 224 с.
  10. Гагик Паронян. Финансовый контроль в строительстве: особенности и правовая база. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.
  11. Вадим Кулажников. Финансовый контроль и правоохранительная деятельность. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.
  12. Ахлиддин Насимов. Государственный финансовый контроль в Республике Таджикистан. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.
  13. Игорь Лагутин. Финансовый контроль в Российской империи:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 152 с.
  14. А.Ю. Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля. – М.: Проспект, 2016. – 92 с.
  15. Е.В. Овчарова. Финансовый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Зеркало-М, 2016. – 224 с.
  16. Качкова О.Е. , Кришталева Т.И. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях. Монография. – М.: КноРус, 2016. – 232 с.
  17. Александр Ялбулганов. Государственный финансовый контроль. Современное правовое регулирование. – М.: Библиотечка РГ, 2014. – 176 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Контроль и ревизия – виды, формы и методы финансового контроля
Ревизия и контроль
Реферат
13 стр.
Оформление материалов ревизии
Ревизия и контроль
Реферат
9 стр.
Роль ценовых решений в обеспечении финансовой устойчивости предприятия
Финансовый менеджмент
Курсовая работа
36 стр.
Стратегическое планирование и финансовое обеспечение развития предприятия
Финансовый менеджмент
Диплом
114 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Рамиль
От души спасибо! Ты мой спаситель!