Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблема научной истины

Философия науки и техники

Проблема научной истины

Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии Его решение во многом зависит от общих мировоззренческих позиций, и, естественно, что по-разному на него отвечают представители идеализма и материализма Следует также отметить многогранность и сложность проблемы истины, ее внутреннюю диалектичность Именно забвение диалектики в решении проблемы истины приводит многих философов к одностороннему и искаженному ее пониманию

Вопрос о научной истине - это прежде всего вопрос о качестве наших знаний Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание В оценке качества знания ученый прежде всего и использует категории истины и за блуждения.

Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т е такой истины, которая не зависит от вкусов и желаний личности, от корпоративных интересов отдельных партий или общественных движений, от человеческого сознания вообще Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта Поэтому результат этого взаимодействия (т е познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта В истине необходимым образом отражается единство объектив ноу и субъективной составляющих познавательного процесса без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины

Начнем с субъективизма, как наиболее распространенной точки зрения Аргументация субъективизма покоится на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной компоненты Сторонники этой точки зрения совершенно правиль но отмечают, что истина вне человека и человечества не существует, но отсюда делают весьма расширительный и неправомерный вывод о том, что никакой объективной истины не существуег Истина существует в понятиях и суждениях, а раз так, то не может быть знания, не зависящего от человека и человечества

Правда, сторонники такого подхода остро чувствуют уязви мость своей позиции, поскольку отрицание объективной истины ставит под сомнение и само существование какой-либо истины Ведь, если истина субъективна, то получается сколько людей, столько и истин Чувствуя зыбкость такой позиции, субъективисты пытаются каким-то образом ограничить произвол в признании истины Например, неопозитивисты, категорически отрицая объективность истины, вводят понятие интерсубъективной истины, под которой понимается общепринятое в научном сообществе знание

Но апелляция к мнению коллектива не избавляет концепцию позитивистов от субъективизма Ведь и мнение коллектива может быть заблуждением Хотя Коперник в свое время был одинок в своей трактовке планетарной системы, и все научное сообщество придерживалось тогда противоположной точки зрения, прав оказался все-таки Коперник, выступивший против общепринятого мнения

Объективисты исходят из противоположной позиции Они абсолютизируют объективную компоненту истины Для них истина вообще существует вне человека и человечества Истина и есть сама действительность, не зависящая от субъекта

Но истина и действительность - совершенно разные вещи Действительность существует независимо от познающего субъекта В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами Истина появляется в результате познания людьми этой реальности Она явля ется знанием субъекта о познаваемой им реальности Истина - это единство объективного и субъективного, субъективный об раз объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна Что это значит? Источником познания является объект, и оно - отражение его

Хотя субъект конструирует исходные понятия и на их основе формирует различные теории о познаваемом объекте, от него - познающего субъекта - не зависит содержание этих теорий Объект со своими свойствами существует объективно, независимо от человека и человечества. И содержание формируемой теории обусловлено именно отражением этих свойств, т.е. воспроизведением их в истинном знании так, как эти объективные свойства существуют в самой действительности. Под объективной истиной и понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и поэтому не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако признание объективности истины - это только половина правды. Другая половина состоит в том, что истина не существует без человека и человечества. Здесь необходимо уяснить важное гносеологическое различие между объективной истиной и объективной реальностью. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Ответив на вопрос, что такое истина, нам теперь предстоит ответить на не менее сложный вопрос о том, как она достигается:

целиком, сразу или постепенно, по частям?

Лишь постепенно в умах людей приходило осознание того, что истина никогда не дается сразу и целиком, что постижение истины - сложный и противоречивый процесс.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин. Под абсолютной истиной понимается знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Степень соответствия знания в данном случае абсолютная, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Однако достижение абсолютной истины в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат. В науке часто приходится довольствоваться относительными истинами.

Под относительной истиной понимают знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Другими словами, относительная истина - это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности. В реальном познании ученый всегда ограничен некоторыми условиями и ресурсами: приборной техникой, логическим и математическим аппаратом и т.д. В силу этих ограничений ему не удается сразу достичь абсолютной истины, и он вынужден довольствоваться истиной относительной.

Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. Какие-то элементы этой истины полностью соответствуют своему объекту, другие являются умозрительным домыслом автора Некоторые аспекты объекта вообще могут быть до поры до времени скрыты от познающего субъекта. В силу своего неполного соответствия объекту относительная истина и выступает как приблизительно-верное отражение действительности.

Естественно, что относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению. В то же время абсолютная истина в силу своего полного соответствия реальности представляет собой знание неизменное. В абсолютной истине нечего менять, поскольку ее элементы соответствуют своему объекту.

Внешне абсолютная и относительная истины как-будто бы исключают друг друга. Но в реальном процессе познания они не противостоят друг другу, а взаимосвязаны. Их взаимосвязь и выражает процессуальный, динамический характер достижения истины в науке.

В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин. Возьмем, к примеру, историю научных взглядов на строение атома. Классическая физика исходила из понимания атома как мельчайшей, неделимой частицы вещества. После открытия Томсоном электрона стало ясно, что атом содержит положительные и отрицательные частицы. Томсон строит модель атома, которая напоминает батон с изюмом: в положительно заряженную массу вкраплены отрицательные частицы (электроны). Резерфорд проводит эксперименты на атомах по рассеянию заряженных частиц и приходит к выводу, что в центре атома существует массивное положительно заряженное ядро, а на периферии находятся электроны. Вместе с Бором он разрабатывает планетарную модель атома: в центре. - положительное ядро, а по круговым и стационарным орбитам вокруг него вращаются электроны. В дальнейшем эта концепция подвергается существенному уточнению в квантовой теории. Круги заменяются сначала эллипсами, а затем физики и вовсе отказываются от понятия орбиты и вводят представление о вероятностном характере положения электрона.

Экскурс в историю познания атома позволяет увидеть основную тенденцию в развитии знаний: через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу.

Вместе с тем, взятый исторический предел позволяет увидеть и другую закономерность: в каждой относительной истине всегда есть некоторое "зерно", частичка истины абсолютной.

Действительно, представление о целостности и неделимости атома остается верным для взаимодействии с относительно низкой энергией, недостаточной для его разрушения Так, в пределах химических реакций атом считается целостной единицей. В концепции Томсона содержится "зернышко" абсолютной истины - представление о структурности атома, хотя конкретный характер этой структуры был представлен неверно. В концепции Резерфор-да - Бора уже больше частичек абсолютной истины, хотя дальнейшее развитие физики обнаружило и в этой концепции немало погрешностей Еще большая часть абсолютно верного знания содержится в квантово-механической теории атома.

Теперь остановимся на вопросе: достижима ли абсолютная истина? Этот вопрос обычно вызывает острые дискуссии, и однозначно ответить на него не просто Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Такая точка зрения усиливает позицию скептицизма и аг ностицизма.

В связи с обсуждаемым вопросом полезно провести различие между понятиями "непознаваемое" и "непознаное". Совершенно ясно, что в любой момент развития науки остаются вещи, непознанные еще людьми. Смысл понятия "непознаваемое" совершенно другой. Если мы говорим о непознаваемой вещи, то возвращаемся к концепции Канта, которая опровергается развитием науки. В свете ее развития следует, по-видимому, признать, что непознаваемых сущностей в природе нет, хотя всегда будет оставаться довольно обширное множество непознанных вещей.

Вернемся, однако, к вопросу о достижимости абсолютно-истинного знания. Мы уже видели, что прогресс в познании в существенной степени зависит от технической и интеллектуальной вооруженности субъекта. На ранних стадиях человеческой истории многие загадки природы и общества были "не по зубам" индивидам, поскольку уровень развития общественного субъекта был низок

С другой стороны, успешное разрешение познавательной задачи зависит и от сложности познаваемого объекта. Не случайно, что из всех наук с момента рождения точного естествознания успешнее всего развивалась механика, наука о наиболее простых физических объектах.

Заканчивая обсуждение вопроса о достижимости абсолютного знания, отметим, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.

Вопрос о путях достижения истины тесно связан с вопросом о ее критериях. Под критерием истины понимают обычно некоторый эталон или способ ее проверки. Ясно, что критерий истины должен удовлетворять одновременно двум условиям:

1. он должен быть независимым от проверяемого знания;

2. он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его.

В качестве критерия истины таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В ней люди изменяют вещи. Что бы не думал человек о вещах, в ходе предметной деятельности он может заставить их изменяться только согласно их собственной природе.

В то же время осуществление практической деятельности зависит от знаний. Всякая практика основывается на некоторых сведениях о свойствах преобразуемых вещей, она исходит из определенной цели, разворачивается по определенному плану, т.е. ясно, что практика носит продуманный, осознанный характер.

Но значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Поэтому всегда существуют научные теории, которые не могут быть проверены практикой в данный момент.

Для понимания ограниченности практики следует учесть и сложную, многоуровневую организацию научного знания. В нем существуют фундаментальные теории, которые, как правило, не удается проверить на практике. На основе этих теорий развиваются прикладные исследования. На их основе проводятся конструкторские расчеты. И практика главным образом удостоверяет ложность или истинность конструкторских расчетов.

Кроме того, на практике далеко не все поддается проверке У физиков существует убеждение, что протон является нестабильной частицей. Однако на практике вряд ли вообще когда-нибудь удастся подтвердить или опровергнуть этот вывод, ибо время жизни протона сравнимо с возрастом нашей Метагалактики

Наконец, следует отметить, что практика, даже в тех случаях, когда можно ее реализовать, никогда не в состоянии окончательно подтвердить истину. Если наше знание, положенное в основу практической деятельности, привело нас к желаемой цели, то, конечно, это повышает нашу веру в истинность знания. Но ведь всегда можно предположить что более мощная практика в будущем выявит в знании такие пласты, которые окажутся ложными.

Однако в плане запрета практика действует более жестким и определенным образом. Если конкретная практика не подтверждает истинность знании, положенных в основу ее, то это означает, что в нашем знании какие-то его элементы обязательно являются ложными.

Известная неопределенность практики как критерия истины не является трагедией для научного познания. Более того, проблематичность, неокончательность подтверждения истинности любого знания - даже благо для научного прогресса. Ситуация проблематичности создает предпосылки для критики и развития теорий. В науке всегда есть место для пересмотра устоявшегося знания, движения вперед. Это выбивает почву из-под ног догматизма, препятствует превращению теоретических положений в незыблемые вечные каноны.


Описание предмета: «Философия науки и техники»

Содержанием специальности «Философия науки и техники» является исследование исторически сложившихся и своеобразно проявляющихся в современных условиях всесторонних и многообразных взаимоотношений и взаимодействий философии, науки и техники. Эти взаимоотношения существовали и существуют на протяжении нескольких тысячелетий.

На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющимися предметом философского исследования. После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки.

Со своей стороны, достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. К компетенции философии науки и техники относится исследование проблем роли и значения фундаментальных научных исследований для развития техники и, наоборот, роли и значения техники для развития «чистого» знания. Областью научных интересов философии всегда была проблема и генезиса науки и техники, и роли социальных факторов в этом процессе. Философия оказывала и продолжает оказывать заметное влияние на формирование методологических принципов современных научных исследований. Существенную роль в истории науки играли философские дискуссии, которые способствовали становлению и развитию базовых моделей предмета научных исследований. В условиях научно-технического прогресса одной из основных задач философии науки и техники является исследование их статуса в современном обществе и их значения для его будущего развития. [Материалы ВАК]

Литература

  1. А.Н. Цыгичко. Нет вечных истин и готовых ответов в экономической науке. Исповедь первооткрывателя. – М.: Промиздатцентр, 2003. – 64 с.
  2. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, №3, 2000. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 352 с.
  3. И.Д. Андреев. Теория как форма организации научного знания. – М.: Наука, 1979. – 304 с.
  4. А.Капышев, С.Колчигин. Философия Грядущего. Истинный путь человека. – М.: Белые альвы, 2006. – 224 с.
  5. Многомерность истины. – М.: ИФРАН, 2008. – 216 с.
  6. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. – 280 с.
  7. В.В. Целищев. Логическая истина и эмпиризм. – М.: Красанд, 2010. – 114 с.
  8. Э.М. Чудинов. Природа научной истины. – М.: Либроком, 2010. – 314 с.
  9. Дж. Гобсон. Проблемы безработицы. – М.: Либроком, 2011. – 152 с.
  10. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. – 280 с.
  11. Многомерность истины. – М.: , 2008. – 216 с.
  12. Р.К. Омельчук. Вера - экзистенциальный ответ истине. – СПб.: Алетейя, 2011. – 144 с.
  13. А.С. Кармин. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. – СпБ.: Наука. Ленинградское отделение, 2011. – 904 с.
  14. Проблемы гидрометеорологии и окружающей среды на пороге XXI века. – М.: Гидрометеоиздат, 2000. – 340 с.
  15. А.В. Юревич. Социальная психология науки. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. – 352 с.
  16. Г.А. Сарданашвили. Кризис научного познания. Взгляд физика. – М.: Ленанд, 2015. – 256 с.
  17. Д.В. Пивоваров. Религия в поисках истины, знания и веры. Опыт религиозный и опыт научный. – СПб.: Алетейя, 2017. – 554 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Судебные доказательства
Правоведение
Курсовая работа
43 стр.
Трудовой договор
Трудовое право
Диплом
102 стр.
Трудовой договор
Трудовое право
Диплом
110 стр.
Проблема аффекта и интеллекта в истории философии
Философия
Курсовая работа
24 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир
Сейчас получил доклад и раздатку, так что все хорошо. Огромное спасибо за отлично сделанную работу и за Ваш ответственный подход к делу. При такой хорошей дипломной работе мне будет стыдно плохо ее защитить. Еще раз спасибо. После защиты обязательно отчитаюсь о результате. С наступающим Рождеством.