Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Внимание:

Мошенники используют скайп live:yagaya_baba и киви кошелек 9198012293, представляясь клиентам нашей компанией.

Студенточка не имеет никакого отношения к этим людям. С 15.05.2014 мы прекращаем консультации клиентов по скайпу и ICQ. Общение с клиентами возможно только по почте с домена studentochka.ru и телефону +7 916 812-22-59 или +7 926 206-99-13

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Показания свидетелей

Уголовно-процессуальное право

Показания свидетелей, как и любой другой источник доказательств, подлежат тщательной и всесторонней проверке, а содержащиеся в показаниях свидетеля доказательственные данные - объективной оценке.

При проверке и оценка свидетельских показаний необходимо установить, имеются ли у свидетеля причины для умолчания или сообщения неверных сведений, проанализировать процесс формирования показаний, учесть те объективные и субъективные факторы, которые могли отразиться на их полноте, точности, правдивости и объективной достоверности.

К числу таких факторов относятся:

* особенности восприятия человека - его физиологические пределы, дефекты органов восприятия, избирательность и направленность восприятия, восприимчивость к различным раздражителям, психологическая установка на восприятие, понимание воспринятого отношения к нему и др.

* условия восприятия - психологическое состояние лица в момент восприятия, продолжительность и обстановка восприятия, параметры воспринимаемого объекта, физические условия восприятия - освещенность, расстояние, слышимость и др.

* специфика запечатления и свойства памяти - новизна событий, их повторяемость, продолжительность сохранения информации, особенности памяти и ее дефекты, возможность искажения или подмены информации и др.

* характер и условия воспроизведения воспринятых сведений - обстановка и мастерство допроса, умение допрашиваемого точно излагать мысли, нежелание давать правдивые показания по личным мотивам или из-за боязни мести со стороны обвиняемого и других лиц, правильность фиксирования сообщаемых сведений и т.п.

Показания свидетеля оцениваются лицом, производящим дознание следователем, прокурором и судом по их внутреннему убеждению. При оценке свидетельских показаний, как и при оценке других данных, недопустимы предвзятость, формальный подход. Естественно, что свидетель в силу состояния своего здоровья, уровня подготовки и других причин не всегда достаточно полно и точно сообщает о наблюдаемых им событиях и фактах.

При допросе и оценке показаний свидетеля лицо, производящее расследование, прокурор и суд обязаны оценивать психологическое состояние свидетеля, его заинтересованность в исходе дела, отношения с потерпевшим и обвиняемым или их родственниками, должностное положение и ответственность за те действия, которые вменяются в вину обвиняемого, опасения мести со стороны обвиняемого за сообщение о нем сведений. Органы расследования и суд должны также сопоставить показания свидетеля с другими данными по делу, проанализировать их.

Обвинение не может быть основано на показаниях свидетелей, если эти показания противоречат другим неопровергнутым по делу доказательствам. Равным образом в основу обвинительного приговора не могут быть положены противоречивые показания свидетелей, неподтвержденные другими объективными данными.

Показания нескольких свидетелей об одном и том же событии могут не совпадать, если они находились в разных условиях для наблюдения или по каким-либо причинам обратили внимание на разные особенности воспринимаемого события. Основные наиболее часто встречающиеся факторы, влияющие на правильность восприятия, могут быть сведены в две группы - объективные и субъективные.

* Объективные факторы относятся к внешним условиям и обстоятельствам восприятия и особенностям воспринимаемого объекта.

* Субъективные факторы относятся к индивидуальным свойствам самого свидетеля. Но при проверке и оценке показаний свидетеля объективные условия восприятия могут рассматриваться только в связи с субъективными свойствами свидетеля.

К числу объективных факторов, влияющих на восприятие и которые необходимо учитывать при допросе свидетелей, относятся условия восприятия: видимость, слышимость, продолжительность восприятия и т.п.

Судебная практика твердо придерживается правила, что показания свидетелей, которые по условиям восприятия могли быть результатом ошибочных представлений, не являются основанием для вынесения обвинительного приговора.

Причиной искажения истины в показаниях свидетелей или упущения ими некоторых обстоятельств может быть скоротечность события, о котором дается показание. Опыты с инсценировкой хулиганских действий показали, что при продолжительности наблюдения в 85 секунд испытуемые дали 76.4 % правильных ответов, 5.9 % - неправильных и 17.7 % - упущений. При продолжительности наблюдения в 35 секунд правильных ответов оказалось 35.9 %, неправильных - 6.2 %, упущений - 54.8 %. Как видно из этих данных, при быстром протекании событий большинство свидетелей не успевает отметить все его детали.

Внимание может притупляться ввиду болезненного состояния свидетеля, опьянения. Полнота восприятия значительно снижается при утомлении, в подавленном состоянии. Событие преступления может вызвать и такие эмоциональные отношения свидетеля к этому событию или его участникам, как чувство симпатии или антипатии, сострадания или гнева и т.п. Под влиянием эмоций наиболее ярко и полно воспринимаются явления, возбудившие эти чувства, и, наоборот, глушатся другие восприятия. Чрезвычайное эмоциональное напряжение может вывести нервную систему из строя. При этом возникает состояние упадка, нереальности происходящего, что отрицательно сказывается на восприятии.

Восприятие человека. Предметом свидетельских показаний могут быть не только предметы, но и человек. Познание человека - это наиболее сложный и многоступенчатый процесс, включающий все уровни чувственного и логического восприятия. Образ человека создается не только его внешними характеристиками (физический склад, возраст, пол, и т.д. ), но, главным образом, свойствами его личности ( что и как он делает, говорит, и т.д.). Хорошо знакомые люди воспринимаются по их индивидуальным особенностям, посторонние же воспринимаются как представители категорий, на которые мысленно делятся люди с точки зрения какого-либо легко различимого признака (например, к торговым работникам как к не честным людям, к счетным работникам - как к сухим и черствым и т.п.).

Может вырабатываться предубеждение по отношению к отдельному индивиду, и если у человека «плохая репутация», то даже самые невинные его поступки могут истолковываться предвзято, и, более того, ему могут приписывать даже то, что он не совершал.

Предметом свидетельских показаний может быть высказывание другого человека. В таких показаниях особенно часто проявляется индивидуальность свидетеля Слово для человека наиболее многообъемлющий и качественно отличающийся от других раздражитель. В силу жизненного опыта слово приобретает определенное значение для человека и вызывает соответствующие реакции.

Восприятие речи не сводится только к слуховому ощущению. В ней, прежде всего, воспринимается ее смысловое содержание. Понятность речи зависит от ее звуковых особенностей и отношения между сложностью речи и интеллектуальным уровнем развития свидетеля. Речь, произнесенная даже на знакомом языке, но о предметах, непонятных свидетелю, воспринимается чисто механически и в лучшем случае в памяти могут остаться отдельные солова. Уяснив же смысл произнесенной речи, свидетель может не запомнить отдельных слов, но рассказать ее содержание.

Восприятие временных отношений, в которых протекают объективные явления, заключается в отражении их последовательности и длительности. Последовательность явлений тесно связана с нашим представлением о прошлом и настоящем. Восприятие длительности явления предполагает начало, конец и промежуток между началом и концом. Как более длительные воспринимаются отрезки времени, заполненные неприятными событиями.

При обращении к оценкам прошедшего времени наблюдается противоположная закономерность - периоды, насыщенные интересными событиями вспоминаются как более длительные, а периоды, бедные событиями, кажутся меньше, чем были в действительности. Меньшие отрезки времени обычно кажутся длиннее, а большие - короче. Наиболее точно оценивается промежутки в 5 - 15 минут. На восприятие времени существенное влияние может оказать состояние человека в момент восприятия (в минуты опасности человек испытывает больше переживаний по сравнению с обычными условиями, следовательно, свидетели, для которых «аварийная ситуация» является неожиданностью, могут допустить существенные ошибки в оценке времени).

Показания свидетелей о времени, пространстве и движении - по сути оценочные суждения. Для того, чтобы проверить и правильно их оценить, необходимо установить место где находился свидетель, условия восприятия, способствующие или затрудняющие восприятие; способы, которыми свидетель пользовался при определении расстоянии, времени, скорости движения и т.д. Следует также помнить, что для всех анализаторов свойственно недооценивать большие интервалы и переоценивать малые.

Необходимо также учитывать, что чувство пространства, времени и движения не является врожденным. Они вырабатываются в процессе накапливаемого житейского опыта. Поэтому с особой осторожностью следует подходить к показаниям об этих явлениях лиц, не имеющих соответствующих навыков (например, детей).

Восприятие, являясь первым звеном формирования свидетельских показаний, во многом определяет их характер. Если реально существующие предметы или явления искаженно отразились в сознании человека, то показания о них не будут соответствовать действительности. Правильное восприятие является необходимым условием правильности свидетельских показаний.

Что же могут и должны практически сделать следователь и суд, прежде чем определить свое отношение к свидетельскому показанию ?

Они должны учитывать следующие обстоятельства:

1. На запоминание действует фактор времени. Доказано, что хотя степень забываемости с течением времени все более и более сокращается, однако в общей сложности, чем больше проходит времени с момента восприятия, тем более вероятна забываемость. Поэтому следствие и суд должны выяснить, сколько времени прошло с момента события до первого допроса, до последующий допросов, до данного допроса и в какой степени это могло отразиться на его памяти.

2. На запоминание действует последующая деятельность свидетеля. Если после наблюдавшегося им факта свидетель переключился на другую деятельность, то наблюдавшееся им событие может изгладиться частично или даже в наиболее общих своих чертах из памяти. В необходимых случаях следует учесть этот момент.

3. На запоминание действует общее состояние памяти свидетеля. Память зависит от ряда причин физиологического характера, тренировки ее, возраста человека и т.д. Для запоминания существенное значение имеет и тот факт, является ли полученное данным свидетелем впечатление необычным или обычным.

4. Необходимо выяснить, стремился ли свидетель к наблюдению определенного явления и к тому, чтобы его запомнить, или восприятие было непроизвольным. Если свидетель в начале известного процесса или в скором времени после его начала поставил себе задачей запоминание для известных целей, то имеется больше шансов за то, что восприятие было более полным и точным; поэтому выяснение указанного обстоятельства существенно как при допросе свидетеля, так и при оценке его показаний.

5. На запоминание влияет физическое и психическое состояние свидетеля как в момент восприятия, так и в последующее время. С течением времени память может ослабевать, усиливается забывчивость и сглаживаются впечатления.

Следователь и суд могут эти моменты выявить во время допроса. Вовсе не обязательно задавать для этой цели специальные вопросы и фиксировать на них внимание свидетеля.

Не всегда следует отдать предпочтение тому показанию, которое было дано в скором времени после наблюдения свидетелем известного обстоятельства. Если даже отвлечься от субъективных моментов - заинтересованности свидетеля и т.п., то нередко может быть такое положение, что вторичное показание свидетеля является более обдуманным и продуктом большей сосредоточенности свидетеля, благодаря чему последнему удается вспомнить больше деталей и дать им более объективное освещение.

Одним из факторов, подлежащих выяснению и учету со стороны следователя и суда, является способность свидетеля объективно передать в показаниях свои впечатления.

Указанная способность свидетеля зависит от его умения :

* отобрать для изложения в своем показании действительно те обстоятельства, которые существенны для дела;

* сосредоточить свое внимание на указанных обстоятельствах и отказаться от изложения всяких привходящих обстоятельств;

* изложить обстоятельства объективно, без налета субъективизма, собственного суждения о них;

* четко формулировать показания. В противном случае очень важные для дела обстоятельства, о которых свидетель показывает правдиво, могут быть неумело доложены на суде, показания о них могут быть облечены в неудачные выражения.

Если в основе запоминания лежит восприятие, впечатление, то в основе изложения лежит запоминание. Для того чтобы изложить свое показание по интересующему следствие или суд вопросу, свидетель должен вызвать у себя представление о тех предметах или процессах, которые он наблюдал. Изложение зависит от того, в какой мере это представление полно и правильно воспроизводит запомнившееся восприятие.

Воспроизведение при допросе носит преднамеренный характер. Воспоминание для воспроизведения восприятия происходит в результате требования со стороны следователя или суда. Воспоминание совершается с приложением усилий, - происходит процесс припоминания. Эти особенности воспроизведения необходимо обязательно учитывать при допросе свидетеля и не торопить его с ответом. Надо ему предоставить возможность «собраться с мыслями», припомнить обстоятельства с тем, чтобы иметь возможность наиболее полно воспроизвести восприятие.

Необходимо отличать неправду в главном от неправды в деталях. Человек, наблюдающий какое-либо явление, схватывает его в общих чертах и легко может ошибиться во второстепенных моментах. В изложении свидетелем своих показаний может сочетаться правда в освещении главного с неправдой в деталях, хотя последние и могут иметь важное, подчас решающее значение.

Нет поэтому оснований, обнаружив какую-либо неправду в показании свидетеля, касающуюся частностей, всегда брать под сомнение все показания в целом. Необходимо разобраться в том, что свидетелем правильно запечатлено и что под влиянием известных субъективных и объективных условий запечатлено им неправильно.

Оценивая свидетельское показание, необходимо отобрать из показанного свидетелем именно то, что относится к делу, освободить свидетельское показание от всякого налета субъективизма, учесть способности свидетеля формулировать свои мысли.

Нами рассмотрены некоторые вопросы психологии свидетельских показаний с той целью, чтобы показать всю сложность допроса свидетеля и оценки его показаний. Субъективные свойства людей и воздействующие на них объективные факторы требуют серьезного изучения и критического отношения к свидетельским показаниям. Они решительно предостерегают против принятия этих доказательств на веру.

Изучение психологии свидетельских показаний, построенное на научной основе, имеет большое значение и призвано способствовать делу правосудия. Речь идет об изучении тех факторов, которые могут влиять на показания свидетеля (темперамент, физические свойства, бытовые моменты и т.д. и т.п.), и не психологическая экспертиза, а изучение психологии и обобщение судебной практики могут действительно оказать серьезную помощь судебно-следственным работникам.

Литература :

1. Уголовный процесс БССР, Минск, 1979

2. Рахунов Р.Д., Свидетельские показания в советском уголовном процессе, Москва, 1953

3. Смыслов В.И., Свидетель в советском уголовном процессе, Москва, 1973

4. Алексеев А.М., Психологические особенности показаний очевидцев, Москва, 1972

5. УПК РБ

6. Голунский С.А., Допрос на предварительном следствии, Киев, 1965


Описание предмета: «Уголовно-процессуальное право»

Уголовно-процессуальное право отрасль права регламентирующая деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, осуществляемая в порядке, установленном уголовно-процессуальным правом, предписанными им средствами и способами.

Литература

  1. Г.Г. Ершова. Древняя Америка. Полет во времени и пространстве. Мезоамерика. – М.: Новый Акрополь, 2007. – 392 с.
  2. Ярославское восстание. 1918. – М.: Международный фонд "Демократия", Материк, 2007. – 704 с.
  3. А.П. Рыжаков. Свидетель и понятой. Понятие, права, обязанности. Показания свидетеля. – М.: Экзамен, 2007. – 352 с.
  4. А.П. Рыжаков. Собирание (проверка) доказательств. Показания как средство доказывания. – М.: Экзамен, 2007. – 352 с.
  5. С.А. Новиков. Правдивые показания. Правовые меры стимулирования в России и за рубежом. – СпБ.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – 426 с.
  6. В.В. Молчанов. Свидетели и свидетельские показания в гражданском судопроизводстве. – М.: Городец, 2010. – 432 с.
  7. Д.Н. Притт. Шпионы и осведомители на скамье свидетелей. – М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1960. – 114 с.
  8. Красная книга ВЧК. В 2 томах (эксклюзивное подарочное издание). – М.: Старая книга, 2010. – 876 с.
  9. Хью Эмброз. Тихоокеанский фронт. – М.: Вече, 2011. – 544 с.
  10. Гэри К.Кинг. Убийство Мередит Керчер. – М.: Рипол Классик, 2011. – 256 с.
  11. Даневский В. П. О прочтении на судебном следствии показаний подсудимого, свидетелей и справок о судимости (из журнала Министерства юстиции, сентябрь 1897 г.). - С.-Петербург, Типография Правительствующего Сената, 1897 г.
  12. Демченко В. Историческое исследование о показаниях свидетелей, как доказательстве по делам судебным по русскому праву до Петра Великого. - Киев, Университетская типография, 1859 г.


Готовые работы

Тема работыТип работы
Иммунитет свидетеля в уголовном процессе
Уголовный процесс
Диплом
63 стр. / 6600 руб.
Показания обвиняемого, как доказательство в Уголовном процессе
Уголовный процесс
Диплом
80 стр. / 8800 руб.
Очная ставка
Криминалистика
Диплом
104 стр. / 11200 руб.
Субъекты гражданско-процессуальных отношений
Гражданское право
Диплом
105 стр. / 9900 руб.



Задайте свой вопрос по вашей работе

Крестьянова Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 916 812-22-59 с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 916 812-22-59
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 110 р./стр.
Курсовая от 120 р./стр.
Отчёт по практике 125 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама


Реклама на сайте
Мы в социальных сетях
Отзывы
Ирина, 4.06
Марина, здравствуйте! Мы защитились!!!! На "5"!!! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!!!! От меня и от Жени.


Букинистика: редкие книги!

Рассылка 'Как написать отличный реферат, курсовую, диплом?'