Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов

Физическая культура

Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов

Кандидат педагогических наук, доцент В. П. Лукьяненко Ставропольский государственный педагогический университет

Ключевые слова: учебный процесс, приоритетная направленность, физкультурное образование, самосовершенствование .

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образователь ной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности школьника.

Однако, как бы ни ратовали сейчас за образовательную направленность, за интеллектуализацию учебного процесса по физическому воспитанию, факт остается фактом: большинство учителей придерживаются другого мнения и продолжают реализовы вать в своей практической деятельности методику, где главные аргументы: "высокая плотность - основа эффективности", "уроки физкультуры для того и существуют, чтобы на них занимались физическими упражнениями, а не разговорами". В этой связи представляется очень важным прежде всего разобраться в причинах такого консерватизма взглядов, который пока остается непоколебимым, несмотря на выход в свет целого ряда документов Министерства образования, предписывающих прямо противоположный подход, а также своевременные и весьма полезные публикации по этому поводу В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, В.Н. Шаулина и др.

Как совершенно верно отмечено в некоторых из этих работ, одна из главных причин кроется в самих истоках формирования отечественной системы физического воспитания, которая складывалась под влиянием насущных практических потребностей общества, обусловленных необходимостью высокоэффек тивной подготовки населения прежде всего к высокопроизводительному труду и защите Отечества. И это, по сути своей, верно. Плохо только то, что с самого начала решение задач прикладной физической подготовки осуществлялось в ущерб комплексному подходу, когда роль физической культуры в качестве важнейшего и эффективнейшего средства интеллектуального, нравственного, эстетического развития только деклариро валась. Это, естественно, не могло не оказать негативное, деформирующее влияние на всю систему формирования физической культуры, определение ее роли и места в обществе, представления об основном содержании процесса физического воспитания.

К сожалению, подобный подход в значительной мере характерен и для современной практики физического воспитания. Вместе с тем есть и важное обнадеживающее отличие, которое состоит в том, что мы начинаем делать первые шаги в деле формирования новой системы представлений о ценностях физической культуры, предполага ющей отказ от их лишь утилитарного использования в качестве воздействия на физическую природу человека [2, 3, 4, 6, 12-14, 16, 22].

Вторая причина прямо вытекает из первой. Это неразработанность технологии реализации нового концептуаль ного подхода в организации учебной работы, в которой во главу угла было бы поставлено формирование физической культуры личности школьника. Вместе с тем методика организации учебной работы с тренирующей направленностью давно и хорошо известна. Именно ей посвящено большинство диссертационных исследований по тематике школьной физической культуры [9, 10, 11, 15]. На этом фоне довольно странно и малоубедительно выглядят утверждения, что беды физкультурной работы в школе можно преодолеть посредством усиления тренировочной направленности уроков физкультуры. Ведь, по сути дела, вся история совершенствования содержания школьного урока физической культуры на протяжении многих десятков лет была связана с этим подходом, с поисками путей повышения моторной плотности занятий, объема и интенсивности предлагаемых нагрузок. Поэтому именно этот подход наиболее разработан в специальной методической литературе и в настоящее время реализуется в деятельности большинства специалистов -практиков, зачастую в ущерб решению задач образовательной направленнос ти. Ну и каков же итог? В результате мы вынуждены констатировать крайнюю неудовлетворенность состоянием работы по физическому воспитанию школьников. Причин этого много, и мы обязательно остановимся на их рассмотрении ниже, а пока лишь ограничимся постановкой риторического вопроса: неужели неудовлетворительная практика на протяжении десятилетий не является достаточным поводом для того, чтобы сторонники тренинговой системы организации учебной работы (подчеркиваю - учебной, а не процесса физического воспитания в целом) постарались поглубже вникнуть в суть новой концепции организации этой работы в школе?

Еще одна причина имеет довольно прозаический характер и заключается в том, что до сих пор учителя многих школ только понаслышке знают о существовании новой концепции, Государственного стандарта, инструктивных писем Министерства образования, новых учебных программ. К сожалению, многие учителя не очень дружат с научно-методической литературой, недостаточно осведомлены о сути дискуссии по этому поводу, развернутой на страницах журнала "Физическая культура в школе", что также не может не отражаться на особенностях их позиции.

И, наконец, одна из важнейших и, пожалуй, главная из причин - это неподготовленность большинства учителей к сложнейшей работе по реализации положений новой концепции наряду с недостаточной эффективностью системы повышения квалификации учительских кадров по физической культуре.

Давайте задумаемся о том, много ли найдется учителей, которые могут уже сейчас на должном уровне решать задачи физического воспитания образовательной направленности в широком смысле этого слова. Наверняка - немного. И вряд ли есть основания упрекать их в этом. Ведь современные концептуальные подходы предполагают коренное преобразование всего процесса физического воспитания школьников, прежде всего его сердцевины - учебного процесса. В то же время к работе в таких новых условиях учителей никто не готовил, да и система подготовки тех, кто в настоящее время еще находится в стенах физкультурных вузов, во многом остается прежней.

К перечисленным причинам нужно добавить груз прежних традиций, привычек, особенностей психологического настроя, отсутствие материальных условий для должной постановки работы и т.п.

Как можно видеть, причины, лежащие в основе слабой восприимчивости учительского корпуса к новым подходам в организации школьной физической культуры, в большинстве своем имеют объективный характер, очень сложны и в ближайшее время вряд ли разрешимы.

В таком случае актуальным становится вопрос о том, как надо поступать уже сейчас. Или пока пустить дело на самотек: перестроятся учителя - хорошо, не перестроятся - ну что же поделаешь? Конечно же, нет. На первое место сейчас должна быть поставлена систематическая, кропотливая работа (и прежде всего на страницах центральной печати) по разъяснению сути новых концептуальных подходов, их положительных сторон, вскрытию причин низкой эффективности традиционных технологий.

На содействие решению этой непростой задачи и направлено дальнейшее изложение.

Прежде всего представляется целесообразным остановиться на рассмотре нии вопроса о том, как в свете новой концепции должны быть организованы взаимосвязи между различными формами работы по физической культуре в школе, а также о факторах, обусловливаю щих упрочение урока в ранге ведущей формы физического воспитания школьников.

Особая важность этого вопроса определяется тем, что часто встречающаяся недооценка, а то и откровенное пренебрежение сутью различий между отдельными формами приводит к их произвольному, ничем не оправданному смешиванию (которое, в частности, проявляется в не всегда уместной игре словами типа "урок после уроков" и т.п.). Неизбежным следствием этого является неспособность акцентирован ного использования наиболее существен ных черт каждой из форм в деле повышения эффективности процесса физического воспитания в целом.

Следует особо подчеркнуть, что негативные результаты такого смешивания отражаются прежде всего на уроках физической культуры, которые как бы растворяются среди других мероприятий, а то и прямо подменяются ими. При этом урок смотрится чем-то совсем незначительным, второстепенным в ряду всех других форм физического воспитания, что и приводит к сомнениям по поводу того, является ли он основной, ничем не заменимой формой физического воспитания школьников, и нужен ли вообще урок физической культуры в школе. Интересно, что одним из главных аргументов, обосновывающих правомерность подобных сомнений, является тот факт, что "... возможности академического урока, так необходимые для физического воспитания учащихся, овладения ими интеллектуальным компонентом физической культуры, в нашей школе практически не используются"[1]. Право же, подобная аргументация выглядит по меньшей мере странно, так как очень напоминает ту, которой обосновывается необходимость отсечения головы ради избавления от головной боли. И действительно, уж коль ясно, что эти возможности совершенно необходимы, логичнее искать пути для их реализации, а не устраняться вовсе от решения проблемы. Ведь в рамках других форм, где, несомненно, главным должен быть тренинг (или активный отдых), условия для овладения этим самым "так необходимым для физического воспитания учащихся" интеллектуальным компонентом физической культуры отсутствуют практически полностью. Поэтому, осуществляя такой подход, мы рубим сук, на котором сидим. Ведь по большому счету эффективность тренировочных занятий, как организованных, так и особенно самостоятельных, находится в прямой зависимости от сформирован ности потребностно-мотивационной сферы и уровня специальных знаний, которые являются главными составляющими того самого интеллектуального компонента, от целенаправленного формирования которого мы фактически отказываемся, сомневаясь в целесообразности урока физической культуры или наполняя его содержанием сугубо тренировочного, рекреационно-оздоровительно го или развлекательного характера. Не в этом ли заключается главная из бед школьной физической культуры? Дело в том, что в природе не существует формы, более приспособленной к решению образовательных задач, чем урок. Не решая этих задач на уроках, мы фактически не решаем их вовсе и тем самым не просто обедняем весь процесс физического воспитания, но и лишаем его самой главной из основ. Следователь но, несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре и является главным обстоятельством, обусловливающим низкую эффективность физического воспитания школьников в целом. Для нее характерно наличие целого ряда недостатков, основными из которых являются:

- уже упоминавшееся выше слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;

- недостаточная нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;

- слабо выраженный мировоззрен ческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений и т.п. в области физической культуры;

- зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Именно по этим причинам урок физической культуры оторвался от учебной жизни школы, фактически перестал быть общеобразовательным предметом, а следовательно, и основной формой физического воспитания, и превратил ся, по меткому замечанию Г.Н. Сатирова [20], в довесок, педагогическое значение которого трудно уловить и ученикам, и учителям-предметникам, и родителям. В этом и кроются истинные причины недооценки этого предмета, а иногда и откровенно пренебрежитель ное отношение к нему. Изменить положение может только наполнение урока таким содержанием, которое ни у кого не вызовет сомнений в том, что это действительно урок по общеобразова тельной дисциплине. Если этого не произойдет, урок физической культуры будет по-прежнему смотреться чем-то совсем незначительным, второстепен ным в ряду не только других предметов, но и других форм физического воспитания. Ведь это всего 90 минут в неделю, в то время как целый ряд других форм характеризуется и значительно большими временными параметрами, и более значительными показателями объемов и интенсивности нагрузок.

Таким образом, налицо необходимость уточнения вопроса о том, в чем же суть урока физической культуры, возводящая его в ранг основной и ничем не заменимой формы физического воспитания. Такой чертой является ярко выраженная дидактическая направлен ность, обусловленная приоритетностью решения образовательных задач в широком смысле этого слова. Без этой черты урок перестает быть собственно уроком и превращается из основной в заурядную форму. Одновременно с этим и вся физкультурно-спортивная работа в школе превращается в сумму разрозненных мероприятий, зачастую не соответствующих интересам детей, их социально-психологическим и индивидуальным физическим особенностям и т.п. Уроки же, наделенные этой чертой, никогда не затеряются в общей массе физкультурных мероприятий, а наоборот, выполнят функцию своеобраз ного стержня, интегратора, не дающего отдельным звеньям целостной системы физического воспитания ни "расползтись", ни "свалиться" в беспорядочное и малоэффективное явление [20].

В этой связи возникает очередной важный вопрос, ответ на который способствовал бы окончательному завершению дискуссии о преимущественной направленности урока физической культуры, когда самые яростные оппоненты смогли бы с удовлетворением пожать друг другу руки. Это вопрос о том, правомерно ли все занятия физически ми упражнениями, проводимые в рамках школьного учебного расписания, называть уроками физической культуры? Ведь если время, предусмотренное в расписании для уроков, целиком посвящает ся воспитанию физических качеств или используется для организации активного отдыха детей (действительно крайне необходимых после интенсивной умственной деятельности), то вряд ли правомерно называть такие занятия уроками физической культуры. Это тоже очень важные и очень полезные, но совсем другие формы физического воспитания, имеющие свои специфические цели и собственные названия: "Занятия по ОФП", "Час здоровья" и др. Естественно, что и основная направленность содержания у этих форм совсем иная, чем у урока. В таком случае правильнее всего было бы просто называть вещи своими именами. Однако на деле произошло нечто иное. Постепенно все так свыклись с системати ческой подменой урока другими формами физического воспитания, что даже перестали замечать сам этот факт.

Поэтому для окончательного завершения дискуссии по вопросу о преимущественной направленности уроков физической культуры очень важным является осознание того, что определяет эти занятия как урок не сам факт проведения занятий в рамках учебного расписания, а специфика содержания, которым эти занятия наполняются. (Кстати, такой подход может быть использован для выяснения того, проводится ли вообще учебная работа по физической культуре в той или иной школе.)

Понимание и принятие такого подхода позволили бы раз и навсегда устранить причины спора по данному вопросу, так как собственно уроком может называться только та форма, в которой главным при любых обстоятель ствах является образование. Из этого следует, что дальнейшие сомнения по поводу приоритетности образователь ной направленности урока выглядят как абсурд, потому как слишком смахивают на сомнение о том, должно ли быть масло масляным.

Для полноты представлений о современном состоянии преподавания предмета "Физическая культура" в школе и перспективах совершенствования этого процесса необходимо обратить внимание еще на одно важное обстоятель ство. Оно заключается в том, что на фоне недооценки урока и слабой реализации его образовательной направленности очень ярко просматривается и другая крайность - явная переоценка возможностей урока по другим направлениям. Это находит выражение в попытках многих учителей представить дело так, чтобы все основные задачи физического воспитания решались главным образом в рамках учебной работы, то есть на уроках физической культуры. В соответствии с подобными представлениями только такой подход и дает право рассматривать урок как основную форму физического воспитания. С нашей точки зрения, это (к сожалению, очень распространенное) мнение является глубоко ошибочным. И об этом следует заявить со всей определенно стью, так как без осознания данного факта невозможно правильно определить дальнейшие перспективы совершенство вания учебного процесса по физическому воспитанию школьников.

На фоне других наиболее убедитель ным аргументом в пользу столь категоричного мнения являются уже широко известные специалистам данные исследования, свидетельствующие о том, что потребности организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляют не менее 12-16 ч в неделю. Нетрудно убедиться, что даже включение в учебный план школы ежедневных занятий физической культурой (что невозможно представить в самых смелых фантазиях в обозримом будущем) не позволило бы решить эту проблему и наполовину. Тем более, что просто механическое увеличение количества уроков само по себе не способно решить проблему их эффективности, так как вопрос заключается не столько в их количестве, сколько в том, как они используются, какова целенаправленность их основного содержания. Это тоже находит свое отражение в специальных исследованиях.

Они, в частности, свидетельству ют, что увеличение числа уроков до трех в неделю при традиционной методике их проведения дает заметный положительный результат, тогда как эффективность 4- и 5-разовых занятий по сравнению с 3-разовыми незначительна [5].

На этом фоне просто курьезно выглядят рассуждения о том, что "в реалиях двух уроков физкультуры в неделю", причем в условиях, когда основная масса детей ничего сверх этих двух уроков не имеет, "целесообраз нее всего сосредоточиться на тренинге, на физической подготовке, так проще" [21]. По этому поводу прежде всего следует заметить, что в значительной мере именно поиски подобной "простоты" как раз и завели всю нашу систему физического воспитания в тупик. Если же говорить по существу, то следует опереться опять-таки на давно известные научные данные, которые свидетельствуют, что законы самой матушки Природы ну никак не позволяют добиться "в реалиях двух уроков" хоть сколько-нибудь существенного результата в деле физической подготовки детей. Об этом говорят и плачевные результаты реализации такого подхода на протяжении многих десятилетий в масштабе всей страны (что же еще может быть убедительнее?!), а также экспериментальные данные [5], свидетельствующие, что один урок физической культуры дает максимум 12 минут такой двигательной активности, которая хоть в какой-либо мере может повлиять на совершенствование физических кондиций детей. Ну а теперь представим, что же могут дать в этом плане 20-25 минут в неделю. Ровным счетом - ничего, так как о наличии какого бы то ни было кумулятивного эффекта (непременное условие результативности тренирующего воздействия) не может быть и речи.

Все это должно быть понятно любому, кто имеет хотя бы элементарное представление об общих закономернос тях и основах методики воспитания физических качеств. Тем более непонятной выглядит позиция специалистов, откровенно закрывающих глаза на подобные столь очевидные факты и упрямо продолжающих заниматься, по сути, "мартышкиным трудом", о чем, в частности, свидетельствуют показатели прироста физической подготовленности их воспитанников за год, не превышающие 2,5-3%, что является следствием естественного хода роста и развития, а отнюдь не их усилий и потраченных материальных средств. Трудно понять, чего в этом больше: профессиональной некомпетентности, конъюнктурного приспособленчества или безысходности и безразличия, вызванных многолетним невниманием государства к нуждам школьной физической культуры, и несоответствием условий, в которых приходится работать, самым элементарным требованиям.

Итак, погоня за высокой моторной плотностью, тренирующим эффектом (который, даже если бы и был достижим, то как дым растаял бы до следующего занятия из-за больших промежутков между ними) дает практически нулевой результат. Но помимо этого "эффекта" такой подход еще и не позволяет системно решать образовательные задачи, успешная реализация которых могла бы, в частности, способствовать подготовке детей к самостоятельному совершенство ванию собственных физических кондиций в процессе как самостоятельных занятий, так и других форм физического воспитания в школе и за ее пределами.

В рамках обсуждения вопроса о несостоятельности попыток решения всех основных проблем физического воспитания на уроках физической культуры нельзя обойти вниманием и проблему реализации оздоровительных задач в процессе учебной работы по физической культуре в школе. Это тем более актуально в связи с широко распространенным мнением о том, что именно оздоровительная направленность уроков физической культуры должна быть ведущей [7, 8, 5].

Подробный анализ факторов, обусловливающих бесперспективность попыток решения проблемы здоровья детей лишь за счет двигательной активности на уроках физической культуры, должен быть предметом отдельного серьезного обсуждения. Здесь же следует напомнить, что, несмотря на существование совершенно справедливого афоризма: "Движение - жизнь", здоровье детей зависит не только от уровня двигательной активности. В частности, отрицательное влияние на него оказывают нарушение гигиенических требований режима дня, учебного процесса, режима питания, его недостаточная калорийность, сложность учебных программ, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки и еще многое другое. Комплексное воздействие всех этих факторов, являющееся, к сожалению, одной из характерных черт нашей действительности, способно напрочь перечеркнуть какие бы то ни было положительные влияния от использования средств физической культуры даже при условии идеальной постановки процесса физического воспитания в школе, не говоря уже о той ситуации, когда учащиеся ничего кроме двух уроков не имеют.

Поэтому те, кто предполагает наличие прямой и определяющей зависимости состояния здоровья детей от двигательной активности на этих уроках, либо лукавят, либо не представляют себе всей глубины и масштабнос ти данной проблемы.

Поэтому в определении стратегии и тактики реализации задач оздоровитель ной направленности необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершен ствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры.

Изложенные выше суждения о причинах, обусловливающих нынешнее состояние физического воспитания школьников, выдвигают на первый план вопрос о перспективах его совершенствования, и прежде всего о том, какой должна быть общая структура учебного процесса, что должны представлять собой составляющие его элементы, каковы особенности взаимосвязей между ними. При осуществлении попыток формулирования ответов на эти вопросы представляет ся наиболее правильным ориентироваться на идеальный вариант. Нетрудно представить возражения по этому поводу, связанные и с крайне слабой материальной базой, и с нехваткой квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем научно-методического обеспечения, и с прочим. Что ж, действительно в этом проявляются главные беды школьной физической культуры. Поэтому сегодня, да еще и завтра будет не до реализации идеалов. Тем не менее уже сейчас представляется совершенно необходимым иметь возможность ориентироваться на образец, который поможет избежать неоправданных шараханий, тупиков, грубых ошибок на путях реорганизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Этим обстоятельством обусловливаются целесообразность и прикладная значимость попыток формулирова ния, анализа, обобщения представле ний об идеальном варианте построения этого процесса уже сейчас.

Итак, по нашему мнению, наиболее эффективной может быть такая система организации работы по физическо му воспитанию в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы.

Урок, проводимый в форме академического занятия, на котором учащимся предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, физиологии движений, биомеханики физических упражнений и т.п. [1].

Еще один урок должен носить инструктивно-методический характер и проводиться в форме учебной практики. На этих уроках учащиеся осваивают доступные и необходимые прежде всего в прикладном отношении знания из методики тренировки, методики освоения различных упражнений, методики воспитания основных двигатель ных качеств и т.п. На них учащиеся не просто усваивают методические знания, но и осуществляют попытки их использования на практике, например при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигатель ного действия.

Помимо этих двух уроков должно быть еще не менее трех занятий, которые по своему содержанию собственно уроками могут и не быть, но должны иметь место в учебном расписании, как в первой, так и, что еще лучше, - во второй половине учебного дня, и обязательны для всех школьников. Главная направленность таких занятий - тренирующая или рекреативно -оздоровительная. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретенные на уроках физической культуры [1].

Все вместе эти виды занятий должны составлять обязательный минимум физкультурных занятий, организуемых в рамках учебной работы по физической культуре в школе.

Кроме того должны быть созданы условия для осуществления всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников, в процессе которых на долю каждого учащегося должно приходиться не менее 6-8 часов в неделю. При этом, как уже упоминалось выше, важнейшее место должны занимать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Ориентация именно на самостоятельные формы связана с целым рядом факторов, позволяющих с наименьшими материальными затратами и без значительного обострения проблемы кадрового обеспечения наиболее эффективно решать многие важные задачи физического воспитания. Но самым главным ее достоинством является то, что при правильном подходе к реализации этих форм открываются широчайшие возможности для решения важнейшей, но в других формах практичес ки неразрешимой проблемы индивидуали зации занятий физическими упражнения ми. Это становится реальным как благодаря несравненно более значитель ным, чем в любых других формах, возможностям для удовлетворения личных интересов и склонностей, так и учету индивидуальных особенностей и резервов собственного организма на основе реализации концепции "сам себе тренер". Само собой разумеется, что ее успешная реализация совершенно немыслима без должного уровня сформирован ности ценностно-мотивационной сферы, без вооружения учащихся знаниями и умениями методически грамотно, с учетом своих индивидуальных кондиций строить самостоятельные занятия. В этом как раз и проявляются стратегическая важность и неоценимое прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры населения страны.

Представленная модель организации работы по физическому воспитанию школь

 

 

ников многим наверняка покажется уж слишком нереальной для осуществления в обозримом будущем. Действительно, было бы наивно уже сейчас пытаться реализовать ее в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что отдельные ее фрагменты не только возможны, но и уже реализуются на практике. Ярким примером этого могут служить разработка и экспериментальное внедрение в практику работы ряда регионов образовательной программы по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы. В настоящее время эта программа уже опубликована [17] и рекомендована Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для внедрения в практику работы средних школ. Одна из ее наиболее ярких отличительных черт та, что она рассчитана на учебный материал в объеме 102 уроков физической культуры в год (по 3 урока в неделю), из которых 34 (по одному в каждой неделе) отводятся на аудиторные занятия по освоению теоретико-методических основ физической культуры. Таким образом, сделан важный практический шаг на пути коренного преобразования физкультурного образования.

Однако надо отчетливо понимать, что задачи образовательной направленности не только очень важные, но и самые сложные для реализации в технологическом отношении. И здесь объективные трудности усугубляются трудностями субъективного характера. Как было показано при описании "идеальной" модели организации учебной работы по физической культуре, она должна строиться из физкультурных занятий трех видов: академических, инструктивно-методических и собственно практических. А теперь давайте посмотрим на систему подготовки физкультурных кадров. В ней безусловно превалирует подготовка к проведению занятий третьего вида - практических. Мы довольно квалифицированно и основательно готовим будущих учителей к воздействию средствами физической культуры на биологическую природу человека. Целенаправленная же подготовка студентов к использованию этих средств для эффективного формирования интеллектуального компонента физической культуры, то есть к проведению занятий двух других видов в нашей системе, представлена крайне слабо, а то и полностью отсутствует.

Таким образом, обстоятельства свидетельствуют, что самыми насущными и трудноразрешимыми вопросами в деле реализации предложенного выше "идеального" варианта построения процесса физического воспитания школьников являются вопросы не столько финансового и материального характера (кстати, имеется немало школ инновационного типа, готовых уже сейчас ввести ежедневные учебные занятия по физической культуре), сколько качественной подготовки к преподаванию такого сложного и в высшей степени интегрированного теоретического курса, каким по природе своей является образовательный курс по физической культуре в школе.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС,1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теор. и практ. физ. культ.1990, № 1.

3. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Физическая культура: молодежь и современность//Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4.

4. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 12.

5. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы воспитания в СССР //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 10.

6. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 7.

7. Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья. //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 11.

8. Калинкин Л.А., В.В. Матов. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества//Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 1.

9. Карпушко Н.А., М.А. Петрачев, С.В. Молчанов и др. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности //Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 11.

10. Карпушко Н.А., В.В.Приходько, Л.И. Лубышева. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа// Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9-10.

11. Карпушко Н.А. Журнал "Теория и практика физической культуры" о физическом воспитании школьников (1925-1994 гг.) //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 11.

12. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 1.

13. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью//Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6.

14. Лукьяненко В.П. Об одной вековой дискуссии //Физическая культура в школе. 1997, № 3.

15. Лях В.И. Научно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся: состояние и перспективы //Физическая культура в школе. 1989, № 11.

16. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе//Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 9.

17. Матвеев А.П. Образовательная учебная программа //Физическая культура в школе. 1996, № 1.

18. Письмо Главного управления развития общего среднего образования Российской Федерации "О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях"// Физическая культура в школе. 1994, № 6.

19. По ступеням опыта и мастерства//Физическая культура в школе. 1995, № 5.

20. Сатиров Г.Н. Образовательная направленность урока// Физическая культура в школе. 1975, №3.

21. Сергеев В. Современный урок: допустим ли тренинговый подход//Физическая культура в школе. 1995, №3.

22. Шаулин В.Н. Образовательная область "Физическая антропология"//Физическая культура в школе. 1996, № 1.


Описание предмета: «Физическая культура»

Физическая культура и спорт. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов, является одной из наиболее массовых форм дружеских интернациональных связей.

Современный спорт состоит из множества видов, каждый из которых характеризуется предметом, особым составом действий и способами ведения спортивной борьбы (как правило, с максимальным проявлением волевых и моральных качеств). Виды спорта, получившие международное признание, условно подразделяются на 5 основных групп по характеру деятельности спортсменов: 1) имеющие в основе активную двигательную деятельность (лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребной, конькобежный, лыжный спорт, спортивные единоборства = бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); 2) основу которых составляет мастерство управления средствами передвижения = спортивными аппаратами (мотоцикл, автомобиль, самолёт, планёр, яхта, буер и т.д.); 3) связанные с использованием специального оружия для поражения цели (стрельба пулевая, стендовая, из лука); 4) в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности и умение управлять созданными моделями в испытаниях (авиа-, авто-, судомодельный спорт); 5) игровые единоборства, в основе которых = абстрактно-логическое композиционное мышление соперников (шахматы, шашки).[БсЭ]

Литература

  1. П.М. Хомяков, В.Д. Иванов, Р.А. Искандарян, В.Н. Конищев, И.Г. Кривобок, С.А. Пегов, В.С. Смолин, С.Г. Смолина, Г.Ю. Тереньтьев. Геоэкологическое моделирование для целей управления природопользованием в условиях изменений природной среды и климата. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 400 с.
  2. Под редакцией С.И. Емельянова, М.Д. Дибирова, А.В. Федорова. Общая хирургия. – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 392 с.
  3. И.А. Виноградова, С.Н. Олехник, В.А. Садовничий. Математический анализ в задачах и упражнениях (числовые и функциональные ряды). – М.: Факториал, 1996. – 480 с.
  4. Д.И. Трубецков, Е.С. Мчедлова, Л.В. Красичков. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 212 с.
  5. Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 212 с.
  6. А.В. Понеделков, С.И. Самыгин, А.М. Старостин, А.В. Верещагина. Основы политологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 480 с.
  7. А.И. Ханов, П.А. Горлин, А.В. Капустин, И.С. Горфин. Mitsubishi Lancer X. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Третий Рим, 2011. – 328 с.
  8. И.С. Яжборовская, А.Ю. Яблоков, В.С. Парсаданова. Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 496 с.
  9. А.И. Потапов, А.К. Кинебас, Л.В. Рогалева, И.А. Потапов. Методы и приборы контроля качества и содержания вредных веществ в воде. – М.: Наука, 2008. – 760 с.
  10. А.Г. Годнев, Е.И. Зоря, Д.А. Несговоров, Н.В. Давыдов. Коммерческий учет товарных потоков нефтепродуктов автоматизированными системами. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 432 с.
  11. И.Е. Мизиковский, А.Н. Милосердова, В.Н. Ясенев. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Инфра-М, 2012. – 110 с.
  12. А.И. Солонина, Д.М. Клионский, Т.В. Меркучева, С.Н. Перов. Цифровая обработка сигналов и MATLAB (+ CD-ROM). – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 512 с.
  13. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. Занимаемся, празднуем, играем. Сценарии совместных мероприятий с родителями. – М.: Учитель, 2014. – 144 с.
  14. А.И. Макаров, А.А. Пахомов, О.В. Бирюкова. Поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и развитие инновационного сектора России. – М.: Дело, 2014. – 214 с.
  15. И.Г. Лукманова, Х.М. Гумба, В.Ю. Михайлов, А.Н. Шумейко. Диверсификация деятельности строительных предприятий в условиях экономического кризиса. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 216 с.
  16. М.И. Гадаборшев, М.М. Левкевич, Н.В. Рудлицкая. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. – М.: Инфра-М, 2016. – 424 с.
  17. И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног, К.В. Вырупаев. Нормативные и правовые основы организации спортивной подготовки в Российской Федерации. Сборник документов и материалов. – М.: Советский спорт, 2014. – 338 с.


Готовые работы

Тема работыТип работы
Физическое воспитание в школе
Физическая культура
Реферат
12 стр. / 1100 руб.
Ипотечное кредитование в Российской Федерации - состояние и перспективы
Банковский менеджмент
Диплом
111 стр. / 10800 руб.
Физическое воспитание в школе
Физическая культура
Реферат
15 стр. / 1400 руб.
Состояние платежных систем и безналичных расчетов в Тюменской области и перспективы развития
Государственное и муниципальное управление
Диплом
97 стр. / 9600 руб.



Задайте свой вопрос по вашей работе

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.






Добавить файл к заказу

- осталось написать email или телефон

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Галлия, 5.12
Здравствуйте, Наталия! Большое спасибо за работу!


Букинистика: редкие книги!