Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Концепция развития внутренней торговли

Экономическая теория

Концепция развития внутренней торговли

Содержание

1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.

2. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры.

2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.

2.2. Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли.

2.3. Концептуальные основы формирования инфраструктуры общественного питания.

2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле.

3. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли.

4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.

5. Правовое обеспечение развития торговли.

6. Основы формирования единой информационной системы внутренней торговли.

Заключительные положения

Концепция разработана в соответствии с основными положениями «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» и «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года», определивших общие контуры макроэкономической политики, институциональных преобразований, реформы социального сектора, призванных обеспечить позитивное развитие потребительского рынка.

Под внутренней торговлей, как самостоятельной отраслевой системой, понимается совокупность субъектов торговой деятельности, занимающихся на территории России куплей - продажей потребительских товаров и оказанием иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночного согласования товарного предложения и покупательского спроса.

I. Современные тенденции развития потребительского

рынка и основные цели реорганизации внутренней торговли.

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения.

В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.

Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30-40%. Из-за сложившейся несовершенной системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит неоправданное наращивание цен реализации. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий, количество которых на 01.01.2000 превышало 85% их общего числа.

С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли на современном этапе общей целью настоящей концепции является разработка на ее основе адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Концепция исходит из того, что для достижения этой стратегической цели необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения.

2. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.

3. Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров.

4. Существенное ограничение возможностей для теневого оборота.

5. Достижение оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм обслуживания.

6. Обеспечение приоритетов корпоративного управления в развитии торговой сети.

7. Укрепление нормативно-правовой базы развития торговли и сферы услуг.

8. Создание единой информационной системы внутренней торговли.

В связи с тем, что многие экономические процессы в торговле, получившие развитие за время реформ, не обратимы, Концепция исходит из того, что ориентируясь на сложившееся состояние развития внутреннего рынка, необходимо частично откорректировать направление его функционирования.

Средствами решения данной задачи могут стать:

- целенаправленные структурные изменения на потребительском рынке, способные обеспечить приоритетное развитие отдельных звеньев торговой системы при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности;

- стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

- совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единства прав и ответственности производителей, поставщиков и продавцов;

- рационализация системы государственного регулирования торговой деятельности;

- стимулирование перехода на механизм корпоративного управления субъектами торговой деятельности.

II. Концептуальные основы формирования рыночной

инфраструктуры торговой деятельности

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ.

Формирование и развитие этой инфраструктуры в настоящее время сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин - недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

2.1 Концептуальные основы формирования

инфраструктуры оптовой торговли

Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций.

На концептуальном уровне стратегия развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка потребительских товаров народного должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба;

- оптовыми предприятиями регионального масштаба.

Оптовые организации общенационального (федерального) уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны.

В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров.

Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей, а, с другой, - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен.

Таким образом, оптовые структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий.

Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона и должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы.

В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово-финансово-промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня.

Группу оптовых предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры.

Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых структур, региональные оптовые торговые системы формируются также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций (так называемые распределительные центры).

Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никаких ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Формирование национальной оптовой торговой системы на принципах двухуровневого подхода обеспечит для российской торговой практики необходимое типовое разнообразие составляющих ее структур.

Вместе с тем, обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

Отсюда главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.

С учетом данного обстоятельства в структуре оптового звена можно выделить следующие составляющие:

? специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторы оптового оборота, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

Исходя из анализа зарубежной практики, основным видом оптовых структур на российском потребительском рынке должны стать специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, так называемые, "независимые оптовые продавцы".

Они выполняют самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, замыкают на себя широкий спектр розничных торговых предприятий.

Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных продавцов потребительских товаров.

Среди данных оптовых предприятий могут быть оптовые предприятия как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные; они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию предприятий розничной торговли. К этой же группе оптовых структур можно отнести и мелкооптовые магазины - склады с технологией «кеш-энд-керри»

Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров на западных рынках, как правило, варьирует в пределах 60 - 65%

Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности занимают структуры, условно именуемые посредниками - это предприятия-агенты, предприятия-брокеры.

Основным предметом их деятельности является информационное обеспечение. Они действуют по поручению заказчика и чаще всего за его счет.

Наиболее распространенное на Западе значение доли таких структур на рынке услуг оптовой торговли это 15-20%.

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Товарные биржи обслуживают крупный оптовый оборот ограниченного ассортимента, т.н. биржевых товаров (нефть, зерно, сахар и т.п.).

Аукционы должны использоваться, главным образом, в целях стимулирования производителей конкурентоспособных товаров.

Выставки и ярмарки, являясь сегодня заметным сегментом внутреннего рынка, обеспечивают его мобильность, создают необходимое информационное поле, содействуют установлению как межрегиональных, так и межгосударственных хозяйственных связей.

Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовать интересы всех участников процесса товародвижения, стали оптовые продовольственные рынки, позволяющие обеспечить свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции, продовольствия и продавцам.

Организаторами оптового оборота являются также склады гарантийного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.

Доля участия организаторов оптового оборота в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.

Кроме того, в мировой практике сложилась модель развития электронной коммерции между бизнес - партнерами ("бизнес - бизнес").

В России уже сегодня имеются некоторые предпосылки для реализации этой модели электронной торговли. Основными из них являются прогрессирующее развитие в стране интернета, а также достаточно высокая подготовленность многих корпоративных пользователей к применению информационно-телекоммуникационных технологий в коммерции.

С учетом данных обстоятельств, а также принимая во внимание остроту проблемы поставки продукции для государственных нужд, приоритетным направлением развития электронной коммерции в России на первом этапе может быть признана торговля между бизнес - партнерами ("бизнес - бизнес").

Это предположение исходит из того, что развитие электронной торговли обеспечит наиболее активное включение России в мировое информационно-экономическое пространство, способное существенно повысить прозрачность коммерческих сделок.

2.1. Концептуальные основы формирования

инфраструктуры розничной торговли

Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. По различным оценкам более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе магазинных форм продажи.

Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.

При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

- магазинов самообслуживания;

- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

- магазинов салонной торговли;

- магазинов посылочной торговли;

- магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);

- магазинов-автоматов.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных торговых организаций;

- розничных торговых организаций, принадлежащих товаропроизводителям;

- розничных торговых организаций, принадлежащих оптовым торговым организациям.

Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

- магазинов местного значения (находящихся в районах массового проживания населения, т.н. «спальных»);

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- магазинов вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения или «удобные магазины» располагаются в пределах пешеходной доступности и предоставляют потребителю универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения, как правило, более разнообразен, они представлены как специализированными, так и универсальными магазинами, и магазинами с комбинированным ассортиментом товаров.

Особую группу розничных торговых предприятий составляют предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с предоставлением в границах своей территории широкого спектра сервисных услуг. Торговые центры всегда предлагают универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, имеют тенденцию к расположению, как в центре городов, так и на пересечении крупных автомагистралей со смещением за пределы интенсивной городской застройки.

Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.

Развитие внемагизинных форм продажи товаров, в основном, обусловливается эволюцией самой торговой практики в России. В связи с этим внемагазинные формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.

Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рынки и уличная торговля. Рынки, как правило, сориентированы на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла, сельскохозяйственной продукции.

Существенное развитие в условиях рынка получает посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.

Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно - телекоммуникационных технологий.

Целенаправленное и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения этого направления во многом расширит возможности реализации электронной торговли компаний с потребителями ("бизнес - потребитель").

2.3. Концептуальные основы формирования

инфраструктуры общественного питания

Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезные деформации приобрела система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Прослеживается достаточно устойчивая тенденция к свертыванию лечебно-профилактического питания на предприятиях с вредными условиями труда. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка в общественном питании.

Основными направлениями региональной политики в этой сфере являются:

- приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, включая сеть так называемого «быстрого питания», ориентированной на различные группы потребителей;

- восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений;

- стимулирование развития сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, организацию или учреждение).

- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, аэропортах и на вокзалах.

Формирование в регионах разветвленной сети общедоступных предприятий массового питания, с одной стороны, должно идти по пути все большей унификации их видового состава (кафе, столовая, бар, ресторан, закусочная), а с другой - по пути все большей дифференциации этих структур, с точки зрения комфортности, качества торгового обслуживания и набора предлагаемых услуг.

Наиболее перспективной моделью организации массового питания в масштабах отдельного административного или муниципального образования может стать автономное функционирование ресторанов, кафе, столовых, а также формирование добровольных контрактных объединений предприятий быстрого обслуживания на основе договоров коммерческой концессии (франчайзинг). При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различаться, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы.

Развитие объектов массового питания в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов школьного питания. Основными элементами таких комплексов являются комбинаты школьного питания и фабрики - заготовочные, как базовые структуры комплекса, а также столовые непосредственно находящиеся в общеобразовательных учреждениях в качестве доготовочных и раздаточных объектов.

Развитие объектов массового питания в учебных заведениях может рассматриваться только в комплексе с развитием самих учебных заведений.

Такой подход предполагает учет объекта общественного питания учебного заведения на его балансе. Все вопросы улучшения питания по месту учебы должны решаться за счет федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Данное обстоятельство, в свою очередь, потребует пересмотра общей политики выделения средств на образование.

Развитие объектов массового питания на предприятиях и в учреждениях возможно на вариантной основе. При первом варианте объекты общественного питания могут быть структурными подразделениями организаций и учреждений. При втором варианте объекты общественного питания могут функционировать как самостоятельные организации, обслуживая соответствующие коллективы на договорных началах с администрацией организации или учреждения. В любом случае принципиальное решение вопроса организации питания рабочих и служащих по месту их работы должно регулироваться соглашениями работодателя, соответствующего профсоюза и местной администрации.

Развитие объектов массового питания в различных социальных учреждениях (больницах, домах инвалидов, интернатах и т.п.) может рассматриваться только в совокупности с развитием самого учреждения. При этом независимо от схемы структурных взаимоотношений с самим учреждением, объект общественного питания должен поддерживаться возможностями местного бюджета.

2.4. Развитие интеграционных процессов в торговле

На смену разъединительным и обособленческим настроениям приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.

Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.

Внутри отрасли сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы, решающим из которых является усиление конкуренции как со стороны зарубежных поставщиков услуг, так и между отечественными предпринимателями.

Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым.

С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.

Цепные торговые организации, как вид добровольного объединения, в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена, включая массовое питание.

Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов или самостоятельных единиц получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия.

Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа в отличие от цепных объединений стремятся обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы с одинаковой концепцией торгового развития (магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т.п.).

Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций своей хозяйственной политики: согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения.

В массовом питании кооперативные объединения наиболее целесообразны при организации обслуживания в общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия-доготовочные в школах, там где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.

Оптово-розничные объединения призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии унифицированного товарного ассортимента, общей сбытовой политики.

Вместе с тем рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.

Кардинальное решение проблемы возможно лишь при более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.

Создание единых хозяйственных комплексов - торгово-финансово-промышленных групп, является обоюдовыгодным для всех участников и поднимает процесс структурной перестройки торговли на качественно новый уровень.

Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово-промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:

- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;

- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;

- в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания транспортно-экспедиционных услуг по перевозке торговых грузов с минимальными затратами, в максимально короткие сроки, с рациональным использованием подвижного состава.

Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополняться их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях».

Создание таких объединений обоюдовыгодно как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, так и для государства в целях защиты прав потребителей, и профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.

III. Идеология, принципы и содержание

государственного регулирования торговли

В ходе реформирования экономики проделана немалая работа по созданию механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Переход от всеобъемлющей государственной монополии в области торговли к рыночным принципам ее организации составляет сегодня один из важнейших институционных сдвигов в современной реформирующейся экономике страны.

Концепция исходит из того, что в условиях свободной экономики вмешательство государства в развитие экономических процессов на потребительском рынке допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития.

Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование.

Стратегической целью регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

Основными задачами системы регулирования торговли должны стать формирование конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя; стимулирование иностранных инвестиций в сферу торговли; обоснование отраслевых особенностей налогообложения; кредитования; квотирования; защита прав и соблюдение интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

Идеология государственного регулирования торговли опирается на фундаментальные основы формирования многоукладной, социально ориентированной экономики.

При этом концепция исходит из того, что в отрасли будут существовать три основные группы торговых предприятий в роли объектов государственного регулирования:

- торговые предприятия, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза;

- торговые предприятия, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;

- торговые предприятия, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

Для того, чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирования опирается на следующие принципы:

- сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию;

- обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- необходимость централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;

- четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государственного регулирования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

Задачами федерального уровня должны стать таможенное, валютное и финансовое регулирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, совершенствование правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, формирование информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения по вопросам торгового обслуживания, а с другой - формировать орган управления, координирующий создание региональной торговой политики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государственного регулирования должны стать:

формирование приоритетов региональной торговой политики;

обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне;

укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм;

создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке;

развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры;

обеспечение соблюдения прав потребителей.

Непосредственным исполнителем функций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

IV. Концептуальные основы обеспечения

безопасности и качества товаров и услуг

Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке.

Национальная система обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должна опираться на апробированные мировой практикой принципы:

- организация контроля при постановке и выходе продукции с производства;

- организация внутрифирменного контроля на стадии оптового оборота товара;

- организация контроля на стадии конечной реализации товаров;

- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.

Стратегической целью национальной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров и услуг для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;

- совершенствования механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров и услуг;

- создания и развития системы информационных услуг о качестве и безопасности товаров и услуг;

- развития образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности товаров и услуг.

Создание действенного правового механизма в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг подразумевает пересмотр и приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации и ее международными обязательствами государственных нормативных актов, разработку нормативных актов, устраняющих пробелы в регулировании различных сфер обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, ликвидацию дублирования положений, определяющих компетенцию контролирующих органов, обеспечение согласования национального законодательства с межправительственными соглашениями.

Важным элементом совершенствования контроля качества и безопасности товаров и услуг должно стать формирование единой информационной системы.

Целевым назначением системы должно стать оперативное доведение до органов исполнительной власти информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества потребительских товаров.

Информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем уже существующие в сфере контроля безопасности и качества товаров и услуг информационно-аналитические системы.

Для обеспечения свободной ориентации потребителя в вопросах безопасности и качества реализуемых товаров необходимо в полной мере задействовать возможности негосударственных организаций - торгово-промышленных палат, обществ потребителей, объединений предпринимателей, саморегулирующихся организаций. При этом основные направления их работы должны быть нацелены на объективную оценку репутации товаропроизводителей на основе учета и анализа потребительских рекламаций, массовое распространение данных о сравнительных характеристиках конкурирующих товаров, полученных на основе профессионально выполненных испытаний, проведение различных экспертиз по заявкам потребителей, правовая поддержка потребителей в вопросах защиты их прав в судах.

В ближайшие годы должны быть осуществлены меры по формированию системы саморегулирования предприятий, которая включает:

поэтапный переход на преимущественное подтверждение соответствия товаров и услуг установленным требованиям посредством принятия их изготовителем (исполнителем) заявления-декларации;

государственную поддержку добровольной сертификации соответствия как формы стимулирования продвижения на рынок высококачественных товаров и услуг.

V. Правовое обеспечение развития торговли

С переходом к рыночной экономике правовое регулирование в сфере торговых отношений претерпело серьезные изменения.

Особое значение в изменении общей стратегии законодательного процесса на потребительском рынке имело принятие новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации в основных чертах решило вопросы правового положения субъектов торгового оборота, правового режима принадлежащего им имущества, а также правового режима договорных отношений между ними.

Однако даже с учетом введения Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование торговой практики не может быть признано достаточным.

Сложившаяся обширная правовая база регулирования торговли вместе с тем не обеспечивает в настоящее время равноценного правового регулирования различных видов торговой деятельности - оптовой, розничной торговли, общественного питания.

В силу этого процессы, протекающие в торговле, зачастую приобретают недопустимые искажения, что непосредственно сказывается на торговом обслуживании.

Концепция исходит из того, что рассредоточенность правовых норм, регулирующих торговлю, по нескольким законодательным актам неизбежна. Однако такая рассредоточенность должна опираться на разумное ограничение количества правовых актов, регулирующих правоотношения в торговле. С одной стороны это позволит избежать возможных разночтений и противоречий в правовой базе, а с другой - создаст благоприятные условия для пользователей.

Анализ правоприменительной практики в торговле позволяет утверждать, что сосредоточение правового регулирования торговли исключительно в рамках частного права нежелательно и практически невозможно.

Объективная потребность регулирования торговли несколькими отраслями права, с одной стороны, и задача оптимизации правовой базы торговли - с другой, стимулируют постановку вопроса разработки специального правового акта.

Роль отраслевого правового акта мог бы выполнить специальный федеральный закон.

Концепция исходит из того, что основная цель такого законопроекта должна состоять в определении стратегии законодательного процесса в торговле на основе комплексного подхода к определению правоотношений субъектов торгового оборота и государственных органов, регулирующих этот процесс.

Только при таком подходе он сможет обеспечить осуществление на единых основах принципов законности как в отношениях между предпринимателями, так и в отношениях предпринимателей с государственными органами. Это позволит избежать преимущества управленческих отношений над отношениями между предпринимателями.

Данный правовой акт не должен охватывать все нормы регулирования торговой деятельности, т.к. многие из них достаточно динамичны и не поддаются в связи с этим кодификации. Он должен предполагать издание на его основе четко очерченного круга нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные правоотношения в торговле.

Основное содержание законопроекта должны составить общие положения правового регулирования торговли, определяющие допустимое участие государства в осуществлении торгового оборота. Поэтому все его положения должны располагаться в формате «от общего к частному».

Предполагаемая концепция законопроекта исходит из того, что он должен обеспечить правовую проработку и решение следующих основных задач:

 - разграничение предметов ведения органов исполнительной власти всех уровней по вопросам организации торговли и принципы координации их деятельности;

- особенности правового положения всех субъектов торговой деятельности, их права, обязанности и ответственность во взаимоотношениях;

- юридические формы формирования имущества торговых предприятий, в том числе на основе кредитных возможностей покупателей;

- конкретизация принципов и механизма регулирования торговли, включая порядок разработки правил торговли, регулирование деятельности торговых предприятий различных форм собственности на основе производственных контрактов, общие принципы и механизм проведения торговых переписей; а также государственную поддержку инновационной деятельности в торговле;

- правовой режим инвестиционной деятельности российских и иностранных инвесторов в торговле, включая особенности инвестирования, связанные с капитальным строительством, приобретением иностранными инвесторами ценных бумаг и паев в уставных капиталах торговых предприятий;

- правовые основы ведения контрольной деятельности на потребительском рынке товаров и услуг;

- принципы и механизм совмещения интересов предпринимателей и потребителей товаров и услуг;

- принципы совершенствования кадровой политики в торговле, включая подготовку специалистов, правовые основы аттестации персонала торговых предприятий.

Концепция исходит из того, что создание комплексного специального законодательного акта прямого действия не только допускает, но и предполагает систематизацию ряда норм из Гражданского Кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. Данное обстоятельство не может быть препятствием для вторичной кодификации этих норм в рамках нового законодательного акта.

VI. Основы формирования единой информационной

системы внутренней торговли

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск необходимой информации затруднен сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней.

Информация, формируемая коммерческими маркетинговыми и консалтинговыми организациями, зачастую несопоставима и нерепрезентативна.

Дальнейшее углубление информационной неопределенности чревато потерей управления рыночными процессами.

В сложившихся условиях Концепция исходит из того, что восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.

Информационная система должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно-аналитическая система, осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории России.

Целевым назначением информационной системы должна быть выработка информации, наиболее полно характеризующей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих решений по регулированию их развития.

Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, панелей потребителей, панелей специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.

Формирование системы информационного обеспечения в торговле должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также учитывает возможности ее сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.

Структура данной информационной системы может представлять собой единое программно-информационное ядро, объединяющее информационные потоки, заполненные как уже существующими в локальных системах информационными данными, так и при необходимости вновь создаваемыми источниками информации о состоянии отдельных товарных рынков и региональных торговых систем.

Информационное обеспечение системы должен составлять скоординированный с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительском рынке операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерение выйти на конкретный региональный или товарный рынок.

Техническое обеспечение системы должно представлять собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений.

Пользователями такой системы будут органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, предприятия перерабатывающей промышленности, товаропроизводители.

Концепция исходит из того, что широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности.

Заключительные положения

Принятие Концепции в качестве руководящего документа должно послужить началом разработки детальной и интеративно уточняемой программы развития внутреннего рынка. Такая программа может аккумулировать в себе элементы других целевых программ, таких как развитие инфраструктуры товарных рынков, развитие малого предпринимательства и др.


Описание предмета: «Экономическая теория»

Существуют различные определения экономической теории: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Литература

  1. Анри Крие, Жоэль Жаллэ. Внутренняя торговля. – М.: Универс, Прогресс, 1993. – 192 с.
  2. И.М. Кулишер. Очерк истории русской торговли. – М.: Атеней, 1923. – 324 с.
  3. Концепция развития национальных отраслей экономики России. – Астрахань: Астрахань, 2008. – 92 с.
  4. Владислав Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия. – М.: Издательство Пермского Университета, 2000. – 482 с.
  5. Под редакцией Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. Концепции развития российского законодательства. – М.: Эксмо, 2010. – 736 с.
  6. С.В. Максимов. Развитие внутреннего рынка потребительской коопераци. – М.: Инфра-М, 2013. – 368 с.
  7. А.С. Нешитой. Финансы и торговля в воспроизводственном процессе. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 560 с.
  8. М.А. Абрамова. Национальная денежная система. Теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики. – М.: КУРС, Инфра-М, 2014. – 384 с.
  9. Ю.В. Пискулов. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО. – М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2013. – 104 с.
  10. Мария Грачева. Внутренний контроль и аудит в органах госуправления развитых стран. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
  11. Ольга Леушина. Маркетинговые факторы развития розничной торговли мегаполиса. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 188 с.
  12. Владимир Ильин. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности. – М.: Паллада, 1908. – 490 с.
  13. Диалог культур: концепции развития лингвистики и лингводидактики. – М.: НИУ МГСУ, 2015. – 216 с.
  14. В.П. Чеглов. Интеграция торговли в России. Теория и практика. – М.: Проспект, 2016. – 176 с.
  15. Технология ИСУД как ресурс развития внутренних ресурсов учебного успеха обучающихся. – М.: 5 за знания, 2016. – 294 с.
  16. Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ. Последняя редакция. – М.: РосКонсульт, 2008. – 24 с.
  17. Алексей Лукьянов. 102 секрета развития внутренней силы. Мощные техники прокачки себя изнутри. – М.: АСТ, 2018. – 256 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Стратегия развития малого предприятия
Предпринимательство
Диплом
105 стр.
Внутренние стандарты аудита
Аудит
Диплом
149 стр.
Управление продажами: технология эффективности продаж
Торговля
Дипломный проект
135 стр.
Развитие бизнеса компании дилера промышленных товаров на основе организации интернет торговли
Экономика предприятия
Дипломный проект
132 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Александр
С добрым, великолепным, вас утром, Дорогая Марина Михайловна! Извините за такую фамильярность. Но не могу сдержать эмоции. Ознакомился с содержимым диплома и наполнился прям какой-то уверенностью, которой у меня небыло всё последнее время. Я даже пытался сам что-то писать. Но совершенно в этом не приуспел. Поэтому сейчас так рад, что петь хочется.Спасибо вам! Огромное спасибо за помощь! За вашу Честность и порядочность! С Уважением!