Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Социально-экономическая стратегия регулирования развития рекреационных зон в регионе

Экономическая теория

ЛАТЫШЕВ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

 

Социально-экономическая стратегия регулирования развития рекреационных зон в регионе

 

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

 

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

 

 

Санкт-Петербург 1998

 

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения

 

 

1.0СНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Переход к рыночным отношениям, изменение каналов и форм распределения необходимых для развития региона ресурсов поставили перед местными органами власти проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений. Четкое определение места региональной системы, ее финансовой основы развития, источников поступления средств и механизма их привлечения на территорию возможно лишь при условии, что региональная экономика будет рассматриваться как целостная система со всей совокупностью воспроизводственных отношений.

Отличительная особенность воспроизводственного подхода к экономике региона заключается в том, что он исходит из необходимости учета ранга и положения региона в общей территориальной системе страны, поскольку воспроизводственные задачи каждого элемента территориальной системы сильно различаются. Для каждого уровня региональной экономики характерна своя совокупность воспроизводственных циклов, которые замыкаются в границах территориальных образований различных рангов.

В современных условиях важной задачей каждого субъекта хозяйствования становится самостоятельное формирование реалистичной стратегии своего развития. Система управления региональным рекреационным комплексом, сложившаяся в период командно-административной экономики, с большим трудом поддается преобразованиям и потому в большинстве случаев неадекватна программным направлениям формирования эффективной рыночной экономики, требует корректировки подходов к определению стратегических целей, задач, функций и методов управления.

 

Актуальность поставленных в исследовании проблем возрастает в условиях углубления финансового и экономического кризисов, дефицита государственного бюджета, роста инфляции и усилившейся конкуренции.

Объективно каждому субъекту хозяйствования в данный период времени должна удовлетворять своя стратегия с достаточно узким кругом стратегиеобразующих признаков. Практическое решение региональных проблем во многом зависит от применения методологии и методов стратегического регулирования. С помощью стратегического регулирования как важнейшей функции управления в регионе представляется возможным решить комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией рекреационного комплекса на обновление системы предоставляемых услуг, внедрение и использование новейших технологий, принципов управления и методов организации труда в сфере рекреационной индустрии.

В этой связи актуальным является развитие рекреационных зон в структуре единого хозяйственного комплекса национальной экономики и, в частности. Черноморского побережья Краснодарского края.

Воспроизводственные процессы в этом регионе включают в себя экономические процессы, связанные с производством рабочей силы и средств производства, использованием капитальных вложений, с осуществлением экономических связей. Основным звеном расширенного воспроизводства выступает целенаправленный процесс реализации экономического потенциала региона.

Отсутствие необходимых пропорций в развитии отдельных элементов регионального хозяйства, отставание в решении назревших социальных проблем, нарастание экологической напряженности и неэффективное использование региональных ресурсов обусловили необходимость коренного изменения существовавшей системы управления рекреационными зонами города Сочи.

При разработке стратегии развития рекреационных зон региона повышается актуальность проблемы научной обоснованности программных расчетов и исследований, создания методов и моделей многовариантных расчетов в области поиска оптимальной перспективной стратегии.

В то же время методологические и методические основы формирования, функционирования и развития стратегического регулирования рекреационных зон в регионе в условиях реформирования и кризисного состояния экономики страны и ее регионов в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость разработки таких методологических и методических положений системы стратегического регулирования рекреационных зон, которые обеспечили бы эффективное использование рекреационного потенциала территории.

Создание методологических и методических основ социально-экономической стратегии регулирования развития рекреационных зон в регионе на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и иных мер, методов и способов, регулирующих воздействий на неблагоприятные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, формирование эффективного механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе, проведение анализа взаимодействия и направленности элементно-функциональных составляющих системы стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе также требуют своего решения.

Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из необходимости решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности стратегического регулирования регионального воспроизводственного процесса и формирования рационального механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе как основы развития рекреационного комплекса.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства региона, его органов управления в исследованиях по созданию, рациональному функционированию и развитию системы социально-экономического стратегического регулирования развития рекреационных зон определили цель, задачи и предмет диссертационного исследования.

 

Основной целью данного исследования является разработка и обоснование методологических и методических положений стратегий регулирования развития рекреационных зон в регионе, системности стратегического регулирования рекреационной деятельности, а также рассмотрение на региональном уровне влияния социально-экономических стратегий регулирования на эффективность управления системой рекреационных комплексов.

В соответствии с основной целью диссертации сформулированы и обоснованы задачи:

• раскрыть и научно обосновать основные методологические положения рационального формирования стратегий регулирования рекреационной деятельности в регионе;

• определить концептуальность и особенности механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности организационно-правовых структур в зоне рекреации, установить целевую стратегическую ориентацию развития рекреационных зон в регионе, специфику создания и использования продуктов рекреационной деятельности;

• расширить сущностные и системные представления о формах и элементных взаимодействиях различных механизмов стратегического регулирования рекреационной деятельности организационно-правовых структур в зоне рекреации;

• создать технологические процедуры, использовать методы и модели оптимального стратегического регулирования, сформировать рациональный механизм регулирования рекреационной деятельности участников рынка рекреационных услуг;

• проанализировать взаимодействие и направленность действий функциональных элементов системы стратегического регулирования развития, внешние и внутренние условия функционирования системы, цели и задачи, альтернативные стратегии, результаты стратегического регулирования рекреационной деятельности;

• обосновать создание и эффективность применения механизма и системы стратегий регулирования рекреационной деятельности организационно-правовых структур, действующих на территории рекреационной зоны, сближения стратегических экономических интересов производителей и потребителей рекреационных услуг и рекреационного продукта в рамках реализации комплексной региональной программы

территориального развития.

 

Предметом исследования являются методологические и методические проблемы стратегического регулирования развития рекреационных зон в

регионе, деятельности инновационных хозяйственных обществ, предприятий, их корпоративных объединений.

 

Объектом исследования выступает процесс развития рекреационных зон в регионе, рекреационная деятельность участников рынка туристско-рекреационных услуг, их этапы, элементные составляющие, механизм и система осуществления стратегического регулирования рекреационной деятельности и развития предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов всех этапов в процессе развития рекреационных зон в регионе.

Объектами исследования являются также финансово-инвестиционные компании, государственные предприятия, курортно-рекреационные учреждения, предпринимательские организационно-правовые структуры.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью социально-экономического, системного, сравнительного и экономико-математического анализа, рационализации взаимодействия основных элементов и механизма системы стратегического регулирования рекреационной деятельности и перспективного развития организационно-правовых структур, осуществляющих рекреационную деятельность, научного обоснования возможности достижения роста эффективности функционирования системы стратегического регулирования рекреационной деятельности, применения в процессе развития рекреационных зон стратегий регулирования экономической, финансовой, инвестиционной, структурно-организационной, интеграционной, ресурсной, нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем явились новейшие научные работы в области стратегического регулирования рекреационной деятельности в рамках региона, страны, отдельных территорий, компаний, предприятий, государственных учреждений, российских и зарубежных ученых-экономистов, а также Гражданский кодекс, законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, регулирующие туристско-рекреационную деятельность.

В диссертации использованы также и такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, дедукция и индукция, методы аналитического, прогностического моделирования эффективности регулирования рекреационной деятельности организационно-правовых структур в зоне рекреации.

Выполненные в диссертации исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития Российской Федерации, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических

органов, данные о развитии курортно-рекреационных учреждений и предпринимательских организационно-правовых структур в зоне рекреации.

Формирование методологических и методических положений рационализации форм, методов стратегического регулирования, создание механизма и системы взаимодействующих элементов экономической, финансовой, инвестиционной, организационной, правовой направленности, ориентированных на повышение эффективности рекреационной деятельности организационно-правовых структур, действующих в зоне рекреации на интегрированной и индивидуальной основах функционирования и развития, позволили автору сделать следующие выводы:

• формирование механизма стратегического регулирования в регионе должно исходить из четкого разграничения властных функций и правовой компетенции между всеми уровнями территориальной системы на основе децентрализации системы управления; расширения самостоятельности и повышения ответственности всех региональных субъектов хозяйственной деятельности; усиления экономической взаимосвязи между результативностью деятельности отдельных звеньев региональной системы и ресурсными возможностями ее развития; реализации норм рационального природопользования и нормализации экологической обстановки;

• мерой рационального воздействия механизма стратегического регулирования на функционирование и перспективное развитие рекреационных зон выступает создание технически современного комплекса информационного обеспечения деятельности каждого участника (организационно-правовой структуры), подготовка для этого квалифицированных кадров, а финансовой, организационной или экономической мерой механизма регулирования, например уровня доходности организационно-правовых структур в зоне рекреации, может выступать венчурное финансирование со стороны сети коммерческих банков, в случае приобретения ими акций в доверительное управление хозяйствующих субъектов в рекреационной зоне;

• оптимальное стратегическое регулирование состоит в максимизации эффекта от использования результатов рекреационной деятельности в пределах рассматриваемого периода для создания методов интенсивного развития экономики в регионе при установленных и всесторонне обоснованных ограничениях на потребляемые ресурсы, а также в определении минимально необходимых ресурсов для обеспечения развития рекреационной деятельности в регионе при достижении желаемой социально-экономической результативности;

• механизм стратегического регулирования рекреационной деятельности следует понимать и реализовывать как итеративный процесс на отдельных уровнях, при этом должно быть также обеспечено равновесие целей и условий стратегического регулирования, так как только в этом случае

механизм регулирования может быть социально эффективным и оказывать положительное влияние на природную среду;

• для достижения высоких социально-экономических результатов повышения эффективности рекреационной деятельности в стратегическом периоде можно установить обязательными такие условия, как формулирование основных целей рекреационной деятельности в соответствии с принятыми стратегиями и требованиями рынка относительно качества при проведении хозяйственной политики в регионе; учет фактора времени (сезонность) при проведении разработок новых рекреационных продуктов, оценки их качества и результатов; управление затратами как при предоставлении рекреационных услуг, так и при продаже рекреационных продуктов;

• необходимо создать общекурортную систему комплексного экологического мониторинга, разработать специальные методы экологически безопасной хозяйственной деятельности на курорте, при этом законодательно должен быть определен особый статус рекреационных зон, защищающий их от отчуждения и использования по иному назначению курортных земель и ресурсов, от осуществления на их территории деятельности, наносящей экологический и иной ущерб;

• результаты анализа взаимодействий элементов (составляющих) системы стратегического регулирования и эффективности использования всех видов ресурсов для осуществления рекреационной деятельности могут быть направлены на изменение хода предпринимательской деятельности как в целом в рекреационной зоне, так и в отдельных организационно-правовых структурах в зоне рекреации, на решение организационных и экономических задач при осуществлении процесса реструктуризации существующих рекреационных зон, на планово-расчетную и обоснованную стратегическую ориентацию развития вновь создаваемой рекреационной зоны, ее смешанных многоотраслевых интегрированных образований, на осуществление комплекса контроллинга, на сокращение сроков воздействия регулирующих актов различной направленности, на стабилизацию и устранение возникающих отклонений от намечаемых уровней результативности, эффективности процесса оказания рекреационных услуг;

• объективное и необходимое установление экономических и социальных оценок эффективности использования системы стратегического регулирования и инвестиционного обеспечения в рекреационной деятельности курортно-рекреационных учреждений и других хозяйствующих субъектов в зоне рекреации возможно на основе: определения количественного прироста обобщающего и частных результатов рекреационной деятельности от регулирующих воздействий; соединения инвестиционного обеспечения с функцией регулирования, повышающего значимость и конкретность мер воздействия на достижение экономических, социальных, планово-расчетных результатов; нормативного определения размеров ресурсного потребления

на развитие рекреационной зоны в регионе, связанное с созданием, производством и продажей рекреационного продукта; отдельной оценки экономической и социальной результативности с последующим учетом возросших социальных эффектов от создания и эксплуатации зоны рекреации в общих и частных показателях эффективности системы стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе.

2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Пропорции регионального воспроизводства носят объективный характер и порождены сочетанием всех многочисленных процессов, которые протекают на территории региона. Исходя из данного положения, автор считает, что установление прямых и косвенных взаимосвязей между ними и механизмом их проявления и составляет основу стратегического регулирования регионом.

В соответствии с представлениями автора, решение задачи комплексного развития региона означает формирование таких соотношений и пропорций между отдельными элементами социально-экономического комплекса, которые бы создавали условия для эффективного включения региона в территориальное разделение труда и решения внутрирегиональных проблем, обеспечивающих последовательное продвижение в социальной сфере.

Региональный воспроизводственный процесс в районе Сочи, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, а с другой - интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятий и организаций, формируя условия для комплексного развития экономики рассматриваемого региона. Интеграция регионального воспроизводственного процесса с единичными процессами воспроизводства предприятий и организаций, расположенных на данной территории, осуществляется через региональные воспроизводственные циклы, обеспечивающие воспроизводство продукции, услуг и необходимых условий, то есть общерегиональную базу для функционирования всех субъектов региональной экономики.

Рекреационная индустрия выполняет главную роль в региональном воспроизводственном процессе г.Сочи и определяет формы и характер материально-вещественных, финансово-кредитных, трудовых и информационных связей по распределению, обмену и потреблению совокупного общественного продукта и национального дохода. Являясь основой региональной экономики, рекреационная индустрия определяет главные параметры регионального воспроизводственного процесса в целом.

Автор отмечает новые тенденции в развитии распределительных отношений в исследуемом регионе: повышение роли местного бюджета в региональном распределительном процессе; расширение распределительных и перераспределительных процессов между субъектами региональной системы; усиление экономического воздействия региональных органов управления на процессы распределения чистой продукции в результате создания фондов регионального развития, стимулирующей роли платы за региональные ресурсы, местных налогов и сборов, выпуска акций местной администрацией.

Рассматривая в обобщенной форме формирование механизма стратегического регулирования как создание пропорциональной региональной системы, автор в диссертационном исследовании под процессом стратегического регулирования развития региона понимает формирование региональных пропорций.

Изменение экономического механизма регулирования регионального воспроизводственного процесса на современном этапе связано с переходом к экономической самостоятельности региональных систем, развитием рыночных отношений и ослаблением распределительных функций центральных органов управления. В условиях продолжающегося экономического кризиса автор предлагает в диссертации изменить механизм стратегического регулирования региональных воспроизводственных процессов и соотношение экономических и административных методов управления.

В диссертации отмечается, что основу стратегического регулирования региональной экономики должны составлять предприятия рекреационной индустрии как базы общерегиональных социальной и производственной инфраструктур. Ключевым элементом экономического механизма рекреационной зоны является рекреационная индустрия, которая определяется автором как совокупность предприятий производственных и непроизводственных отраслей, функционирующих с целью оказания эффективных рекреационных услуг населению, а также для социальной защищенности и жизнеобеспечения постоянного населения рекреационной зоны.

Стратегическое регулирование развития рекреационных зон предусматривает гибкое сочетание различных экономических методов, а также выбор теории, руководствуясь которой следует принимать решения. При формировании механизма, регулирующего развитие рекреации, следует, по мнению автора, основываться на теории размещения, которая рассматривает в качестве одного из основных направлений региональной политики улучшение факторов размещения. Такими факторами являются, в первую очередь, транспортные и коммуникационные затраты, но при этом немаловажную роль играют и социально-культурные факторы размещения.

В диссертационном исследовании предлагаются два источника средств, направленных на ускорение развития рекреационных зон региона: внешние инвестиции (экзогенный источник) и внутренние инвестиции (эндогенный источник). Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала территории, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал) и состояние трудовых ресурсов

(квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения).

Дискутируя с рядом ученых-экономистов по вопросу регионального программирования, автор приходит к выводу, что именно целевые региональные программы могут и должны стать решающим фактором развития рекреационных зон в регионе. Сочинский курортно-туристский комплекс, имеющий ярко выраженный региональный характер и территориальную специализацию, вполне отвечает научно обоснованным критериям отбора программных проблем. Он обладает, как полагает автор, особой значимостью для экономики страны в условиях экономического кризиса, поскольку способен привлечь значительные валютные ресурсы из-за рубежа. Региональное программирование развития рекреационных зон должно опираться на четкие научные представления об их экономической природе, поскольку ни в какой зоне другого типа не приобретает такого важного значения правильное определение продукции курортно-туристского комплекса и дохода, получаемого в результате рекреационного обслуживания, с точки зрения их места в региональной экономике.

Автор считает, что сроки и полнота решения задач развития рекреационных зон города Сочи на долгосрочную перспективу в решающей степени будут зависеть от общей экономической и политической ситуации в России, продолжительности переходного периода, различных способов и методов проведения экономической реформы на разных этапах ее осуществления.

В качестве основных направлений функционирования и возможного развития экономики города-курорта Сочи могут выступать, как полагает автор, несколько стратегических вариантов, имеющих достаточно высокую вероятность быть реализованными в период 2005-2010 годов с учетом предполагаемой экономической ситуации в России.

В сложившихся экономических условиях для рассматриваемого региона наиболее вероятен обоснованный в диссертации комбинированный сценарий экономического развития, реализуемый с помощью механизмов стратегического регулирования, который обеспечит достижение в курортно-рекреационном комплексе Сочи среднего уровня обслуживания и комфорта ведущих стран Западной Европы при ежегодно увеличивающемся потоке рекреантов.В этой связи автор в диссертационном исследовании предлагает стратегию развития курортно-рекреационного комплекса города Сочи.

Спектр анализа направлений регулирующего воздействия на развитие рекреационной деятельности, на взгляд автора, может быть достаточно широким и не ограничиваться их узкодействующим экономическим. финансовым, административным (правовым), инвестиционным, организационным или социальным характером, так как каждое из предпринимаемых региональными органами управления воздействий одновременно может сочетать в себе в различной степени финансовые,

экономические, организационные и иные регулирующие влияния на развитие рекреационного процесса.

Для усиления контроля за состоянием зон рекреации, в диссертации предлагается создать автоматизированную информационную систему рекреационных территорий России (АИС-рекреация). Каждая территория, выделенная для целей рекреации, должна быть включена в Российский кадастр и иметь экологорекреационный паспорт, в котором определяются природоохранные мероприятия и орган, осуществляющий контроль за экологическим состоянием рекреационной территории.

Кроме того, автор считает, что такой подход к решению проблемы сохранения и использования рекреационных территорий необходимо учесть при разработке основ законодательства по эффективному развитию рекреационных местностей и нормативно-методических документов по ox-pane природных лечебных ресурсов в регионе.

По мнению автора, необходимо создать в регионе эффективный инвестиционный механизм территориального развития. Меры инвестиционных воздействий на результативность рекреационной деятельности, являющиеся составной частью механизма стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе, должны, по мнению автора, устранять количественное и качественное несоответствие с планово-расчетными ориентирами направления средств в виде чистых инвестиций на реконструкцию и обновление основных фондов, на инвестиционное проектирование, на приобретение ценных бумаг на фондовом рынке.

В диссертации отмечается, что в целом потенциальные источники финансирования региональных программ, связанные с развитием территорий и, в частности, рекреационных зон, можно распределить следующим образом: собственные средства; заемные средства; целевое бюджетное финансирование; прочие источники (зарубежные фонды, благотворительные средства).

Следует отметить, что в настоящее время для поддержания и дальнейшего развития хозяйственного комплекса города-курорта Сочи требуются значительные объемы капитальных вложений, необходимые для строительства, модернизации и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры города, объектов курортно-рекреационного комплекса, природоохранные мероприятия. В этой ситуации, по мнению автора, необходимым условием нормального развития города-курорта Сочи является создание современной городской банковско-финансовой системы, отвечающей потребностям в концентрации и свободном перемещении денежных, кредитных и инвестиционных ресурсов.

 

Результирующей составляющей поэтапного развития городской банковско-финансовой системы, в соответствии с представлениями автора, может являться формирование на ее основе международного финансового центра. В этом случае ближайшей задачей международного центра должно

стать создание льготного канала привлечения денежных и финансовых ресурсов иностранных инвесторов для содействия дальнейшему расширению их участия в отечественной экономике в целом и, в частности, в развитии рекреационного комплекса города-курорта Сочи.

Основой региональной инвестиционной стратегии должно быть, по мнению автора, не простое наращивание капиталовложений по привычным схемам, а профессиональное и результативное инвестирование в расчете на стратегическую перспективу с учетом не столько количественных, сколько структурных и качественных аспектов.

При любой постановке и методах решения данной проблемы автор предлагает ориентироваться на внешнюю потребность для процессов развития рекреационно-курортных функций, что, в свою очередь, может реально ускорить темпы социально-экономического развития рекреационных зон в регионе. В соответствии с принципами ориентированности рекреационных процессов, внешние требования для стадий реализации инвестиционных проектов в сфере рекреации определяются конечными внешними потребностями создания (строительства) и эксплуатации объектов рекреационной деятельности. Эти потребности можно рассматривать как возможные варианты интенсивного и экстенсивного функционирования экономических систем и объектов в регионе.

Сбалансированность структуры рекреационной деятельности, по представлениям автора, может быть определена такими факторами, как жизненный цикл инвестиционных проектов в различных сферах рекреационной деятельности региона; готовность к риску; ориентация рекреационной деятельности по отдельным социально-экономическим компонентам или комплексным составляющим; структура потребителей (частные лица. компании, государственные органы).

В диссертации отмечается, что постановка и решение стратегических задач, требующих расстановки социально-экономических приоритетов с учетом использования инструментария стратегического управления, должно осуществляться поэтапно. При этом каждый из этапов можно охарактеризовать определенным порядком осуществления рекреационной деятельности. Начальный (первый) этап создания и использования механизма решения стратегических задач регулирования может начинаться с планирования. В этом случае на стадии целеполагания производится выбор стратегических и тактических целей рекреационного развития региона (соответственно, на перспективу и на ближайший период), исходя из прогноза социально-экономического развития региона, страны.

Второй этап создания и использования механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности должен основываться на программировании воздействий.

Третий этап создания и рационального использования механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности должен быть

ориентирован, на взгляд автора, на государственные регулирующие воздействия, обеспечивающие реализацию комплекса мероприятий по освоению зон рекреации организационно-правовыми структурами. Для указанных направлений реализации освоения зон рекреации могут применяться различные экономические, организационные и правовые формы взаимоотношений. Одна из них - государственный заказ, который выражает потребности государства в создании и освоении зон рекреации, реализуемые с помощью участников рекреационного рынка независимо от их форм собственности.

Другая форма реализации рекреационной программы может быть осуществлена через государственный заказ - контракт, устанавливающий договорные отношения между государством-заказчиком и предприятием-исполнителем.

Третья форма реализации комплексной программы по созданию и освоению рекреационных зон в регионе может быть осуществлена через государственный контракт, устанавливающий договорные отношения между государственным заказчиком и подрядчиком для удовлетворения государственных нужд.

Для получения ожидаемого и в экономическом отношении приемлемого результата следует решить, по представлениям автора, целый ряд организационных, управленческих и экономических проблем, которые отображены на рис. 1.

 

В алгоритме работы механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности (рис. 1), по разработанному автором укороченному "маршруту" реализации, должны проходить все (или большинство) осуществляемые в рекреационных центрах инвестиционные проекты. В приведенном алгоритме предусматривается постоянное саморазвитие инфраструктуры механизма регулирования рекреационной деятельности параллельно с реализацией инвестиционных проектов.

Система стратегического регулирования рекреационной деятельности представлена в диссертации автором в виде набора элементов. организационных задач и процедур, обеспечивающих получение соответствующей информации, прогнозирование и оценку эффективности стратегических альтернатив. В основном усилия такой системы направлены на определение целей, разработку стратегий, формирование и осуществление соответствующих направлений реализации стратегий.

Под стратегическим регулированием развития рекреационных зон в регионе, в диссертационном исследовании понимается организованная система разработки, формирования и реализации комплекса стратегических решений в регионе, которые приводят к развитию экономического, инвестиционного, организационного, финансового потенциала организационно-правовых структур, осуществляющих рекреационную

 

Рис. 1. Алгоритм работы механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе

деятельность, а также получению и удержанию конкурентных преимуществ. В свою очередь, стратегию организационно-правовых структур в зоне рекреации автор определяет как согласованную совокупность стратегических решений, оказывающих определяющее воздействие на рекреационную деятельность таких структур, имеющих долгосрочные и трудно обратимые последствия.

В соответствии с представлениями автора, на практике процесс разработки стратегии включает выполнение следующих этапов: уточнение социально-экономических границ организационно-правовых структур, их идентификация в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе региональной экономики; анализ стратегического потенциала организационно-правовых структур; определение возможных зон хозяйствования в соответствии с выявленным потенциалом; анализ рынка рекреационных услуг и продуктов в сфере, определяемой стратегическим потенциалом; позиционирование организационно-правовых структур в зоне рекреации; формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии; анализ возможностей создания интеграционной зоны рекреации, определение интеграционной стратегии; разработка финансово-инвестиционной стратегии организационно-правовых структур; разработка вариантов и выбор социальной стратегии.

Следует отметить, что этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Не менее важным экономическим регулятором рекреационной деятельности выступает финансово-инвестиционная стратегия хозяйствующих субъектов.

Под финансово-инвестиционной стратегией предприятия в диссертации понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор и приоритеты использования возможных источников привлечения и расходования финансовых средств. Таким образом, разработка и реализация финансово-инвестиционной стратегии хозяйствующих субъектов в зоне рекреации выступают в качестве дополнения к формируемому в диссертационном исследовании рациональному механизму стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе.

Процесс формирования и оценки финансово-инвестиционной стратегии регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в зоне рекреации, являющийся частью комплексной стратегии регулирования развития региона и учитывающий как специфику макроэкономической ситуации, так и состояние отраслевого и регионального окружения хозяйствующих субъектов, а также внутренний потенциал самих хозяйствующих субъектов, состоит из определенной последовательности этапов и представлен в диссертации в виде блок-схемы.

Автор считает, что оптимизация системы стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе может быть достигнута только в случае комплексного решения, использования интегрального подхода при формировании (моделировании) регионального стратегического

регулирования. В системном контексте рекреационную зону региона следует рассматривать как определенную целостность, которая взаимодействует с несколькими параллельно существующими внешними средами. Представление рекреационных организационно-правовых структур не в виде набора элементов (собственность, имущество, права на них, трудовые ресурсы, финансовые возможности), а через способ взаимосвязи их между собой, позволяет выделить функциональную нагрузку каждого элемента в системе (зоне рекреации), а также рассматривать организационно-правовые структуры в зоне рекреации как, во-первых, самостоятельные пространственно-временные единицы социального воспроизводства, во-вторых, элементы системы (зоны рекреации), в-третьих, части единой социально-культурной целостности Российского государства.

Объективная оценка эффективности функционирования системы стратегического регулирования и инвестиционного обеспечения рекреационной деятельности в регионе, по мнению автора, может быть установлена в том случае, если будут определены результат и затраты на развитие рекреационной деятельности за конкретно установленный период времени. При этом определяемый результат управляющих воздействий на деятельность хозяйствующих организационно-правовых структур в зоне рекреации должен быть структурно разделен по функциям управления в соответствии с комплексом мер, принимаемых в процессе организации, планирования, программирования, учета, маркетинга деятельности хозяйствующих субъектов.

Экономический прирост объемов создаваемого рекреационного продукта, стоимостного размера его реализации, прироста прибыли, дохода, как считает автор, может выступать в качестве обобщающей характеристики результативности стратегических регулирующих системных воздействий на развитие рекреационной деятельности в регионе.

Эффективность функционирования системы стратегического регулирования в данном случае будет равна отношению соответственно каждого из выходных параметров к конкретному виду затрат на потребление трудового, материального, финансового, информационного ресурса или к сумме указанных затрат на выполнение регулирующих мер.

Автором в диссертации формируются основные концептуальные положения, актуальные для типовых проектов по комплексному развитию территорий как зон рекреации, при этом в качестве развиваемых территорий могут быть рассмотрены самостоятельные административные районы или их составные части-зоны.

Организационная стратегия регулирования, предложенная автором. согласно которой будет развиваться создаваемый предпринимательский комплекс, имеет существенное значение с точки зрения как объема необходимых инвестиций, то есть финансового риска, так и прибыльности текущей деятельности, то есть коммерческого риска.

Организационная стратегия регулирования развития предпринимательского комплекса в зоне рекреации, по мнению автора, - это структурное построение, устанавливающее состав этого комплекса (один или несколько хозяйствующих субъектов), способ формирования (индивидуальное или партнерское) и иерархию по распределению (зависимые или не зависимые один от другого хозяйствующие субъекты) собственного капитала.

Процесс формирования организационной стратегии регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов в зоне рекреации представлен на разработанной автором блок-схеме (рис.2). На основании проведенных автором исследований, можно утверждать, что на выбор организационной стратегии оказывает влияние ряд внешних и внутренних ограничений . Основными внешними ограничениями являются:

1 - антимонопольное законодательство; 2 - регламентированные законодательством организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов; 3 - доступность капитала; 4 - максимально возможный по условиям конъюнктуры рекреационного рынка масштаб выбранной деятельности.

К основным внутренним ограничениям относятся:

5 - объем свободного капитала; 6 - готовность владельца предпринимательской структуры привлечь к участию в деятельности партнера; 7 - минимальная норма прибыли от текущей деятельности; 8 -минимально допустимый (критический) объем производимых товаров (услуг) или сбыта продукции (предоставленных услуг).

Последовательность действий в процессе анализа возможностей создания предпринимательского комплекса в зоне рекреации определена автором следующим образом, В начале с помощью сравнительного анализа, выполняемого методами экономико-математического моделирования, устанавливается экономически рациональный масштаб деятельности и соответствующий ему необходимый объем инвестиций (блоки 1-V), затем проводится оценка практической возможности создания предпринимательского комплекса с экономически рациональным масштабом деятельности. Посредством ситуационного анализа, выполняемого методами социально-экономического моделирования и сформулированных ограничений, принимается окончательное решение (блоки VI-VUI).

 

3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ, СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИОННОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Научная новизна результатов исследования, полученных автором, заключается в следующем:

•уточнены научные основы стратегического регулирования рекреационной деятельности в условиях рыночного изменения экономической среды, ослабления роли государственной финансовой поддержки и

 

Рис. 2. Блок-схема формирования организационной стратегии регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в зоне рекреации.

отравления хозяйственной деятельностью курортно-рекреационных учреждений;

• разработаны концептуальные положения стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе, определены особенности формирования рационального механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе;

• предложено методическое обеспечение структурно-организационного формирования рационально действующего механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности, проанализированы и определены стратегии развития организационно-правовых структур в зоне рекреации;

• разработаны методические положения создания типового комплексного проекта развития территорий (рекреационных зон), функционирующего как типовая интегрирующая инновация, инвариантная для других регионов, обеспечивающая конкурентоспособную реализацию любых инвестиционных проектов в зоне рекреации;

• предложены экономико-математические обоснования решения задачи эффективного использования стратегий регулирования рекреационной деятельности в регионе.

 

Практическая и научная значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней решения методических задач имеют практическую направленность при определении взаимодействий и экономической эффективности влияния функциональных стратегий регулирования на развитие рекреационной деятельности. Научно-исследовательские положения диссертации о необходимости применения стратегий интеграционной, инновационной, ресурсной, организационной и финансово-инвестиционной направленности в целях ускорения и повышения эффективности протекания этапов развития рекреационных зон, применения рационального механизма и системы стратегического регулирования рекреационной деятельности могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами управления территориальным развитием.

Практическое значение имеют также полученные научные результаты, характеризующие взаимодействие элементов механизма и целостной системы стратегического регулирования рекреационной деятельности, уровни экономической эффективности направленного использования стратегий регулирования, экономико-математические обоснования целесообразности и эффективности научно-производственной и финансово-кредитной интеграции участников инновационного процесса.

Отдельные рекомендации и выводы автора практически реализованы при разработке Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года".

 

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи

факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структура диссертационной работы сформирована таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальность, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации.

Структура диссертационного исследования включила главы, в которых приведены теоретические обоснования основ формирования стратегий регулирования, методические решения создания механизма и системы стратегического регулирования рекреационной деятельности и решения концептуальных проблем экономической ориентации в регионе, а также последствий регулирующих воздействий региональных властных структур, разработки эффективных инвестиционных проектов по развитию рекреационных зон в регионе.

Другими принципиальными положениями, вошедшими в диссертацию, являются обоснование возможности установления условий существования равновесия в использовании социально-экономических стратегий регулирования развития рекреационных зон в регионе, а также выявления факторов, влияющих на снижение ресурсного порога реализуемости инвестиционных проектов в развитии рекреационной деятельности.

 

Эффективное использование региональными органами управления внешних и внутренних регулирующих мер ориентации зон рекреации на достижение как экономических, так и социальных результатов возможно на основе преимущества использования функциональных стратегий, влияющих на рост потенциальных инвестиционно-финансовых ресурсов в процессе рекреационной деятельности.

Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

 

В первой главе "Методологические положения стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе" рассматриваются сущностные основы стратегического регулирования воспроизводственного процесса в регионе, методологические и концептуальные положения, анализируются особенности стратегического регулирования рекреационной деятельности, раскрываются процедуры, направления и методы формирования функциональных стратегий различного характера регулирования развития рекреационных зон в регионе.

 

Вторая глава "Анализ и методические положения формирования рационального механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе" включила сравнительный анализ действующих механизмов стратегического регулирования рекреационной деятельности и развития рекреационных зон, разработанные и обоснованные методические положения создания и эффективного применения рационального механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности.

 

В третьей главе "Создание системы стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе" изложены и обоснованы

практические возможности эффективного взаимодействия элементно-функциональных составляющих системы стратегического регулирования инновациями, на экономико-математической основе установлены условия экономического равновесия в осуществлении рекреационной деятельности, выявлены факторы, влияющие на повышение эффективности реализуемости стратегий регулирования на интеграционной, инновационной, ресурсной, организационной и финансово-инвестиционной основах.

 

В заключении изложены основные результаты выполненного исследования в виде выводов и рекомендаций по решению проблем создания теоретических и методических основ формирования и применения в процессе развития рекреационных зон в регионе функциональных стратегий регулирования рекреационной деятельности курортно-рекреационных учреждений, а также рыночных организационно-правовых структур, действующих в зоне рекреации.

4. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

ДИССЕРТАЦИИ

Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на конференциях профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, на межвузовской научно-практической конференции 1998 года "Проблемы управления развитием социально-экономических систем", на Всероссийском экономическом форуме 1998 года Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

 

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

1. Механизм государственного стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе. Брошюра. - СПб.: ИСЭП РАН, 1998. -1,5 п.л.

2. Методические решения формирования рационального механизма стратегического регулирования рекреационной деятельности в регионе// В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. 3. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 1998. - 0,25 п.л.

3. Стратегическое регулирование развития рекреационных зон в регионе// В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып. 3. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 1998. -0,2 п.л.

4. Основные направления стратегии развития рекреационной индустрии в регионе// В сб. научных докладов. Часть 1. - СПб.: изд. СП6ГУЭФ, 1998. -0,1 п.л.

 


Описание предмета: «Экономическая теория»

Существуют различные определения экономической теории: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

Литература

  1. В.Я. Любовный, Ю.А. Сдобнов. Москва и столичный регион. Проблемы регулирования социально-экономического и пространственного развития. – М.: Экон-Информ, 2011. – 444 с.
  2. Б.Н. Кузык. Россия в цивилизационном измерении. Фундаментальные основы стратегии инновационного развития. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 864 с.
  3. О.В. Маляров. Независимая Индия. Эволюция социально-экономической модели (комплект из 2 книг). – М.: Восточная литература, 2010. – 1206 с.
  4. Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. и др. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 частях. Часть 2. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 352 с.
  5. В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 2. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 856 с.
  6. В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 3. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 992 с.
  7. М.И. Воейков. Предопределенность социально-экономической стратегии. Дилемма Ленина. – М.: Либроком, 2009. – 360 с.
  8. В.С. Сергеев. Очерки по истории Древнего Рима (комплект из 2 книг). – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. – 832 с.
  9. В.П. Милованов. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 264 с.
  10. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 192 с.
  11. Проблемы здравоохранения и социального развития Арктической зоны России. – М.: Паулсен, 2011. – 472 с.
  12. Д.С. Петросян. Институциональная экономика. Управление формированием и развитием социально-экономических институтов. – М.: Инфра-М, 2014. – 288 с.
  13. М.И. Воейков. Предопределенность социально-экономической стратегии. Дилемма Ленина. – М.: Ленанд, 2015. – 360 с.
  14. В.Н. Анищенко, А.Г. Хабибулин. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России. – М.: Издательство МГУ, 2014. – 352 с.
  15. М.М. Голубчик, С.В. Макар, А.М. Носонов, Э.Л. Файбусович. Социально-экономическая география. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 420 с.
  16. Людмила Авилова. МЕТАЛЛ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 356 с.
  17. В.М. Кудров. Мировая экономика. Социально-экономические модели развития. – М.: Магистр, 2009. – 400 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Разработка предложений по формированию программыэкотура на Байкале
Туризм
Диплом
99 стр.
Экологический туризм в Челябинской области
Туризм
Диплом
100 стр.
Оценка перспектив развития экотуризма в Московской области
Туризм
Диплом
92 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Сергей
Спасибо за маркетинговое исследование, всё прошло после консультаций с вами